<< Пред. стр.

стр. 35
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

дефектов. Хан разозлился за то, что художник отступил от
правды. Наказание — смерть. Второй художник, учтя
ошибку первого, нарисовал хана таким, какой он есть. Хан
опять остался недовольным. «Я воин, а ты изобразил меня
калекой!» И казнил художника. Третий художник нарисо-
вал хана на охоте. Короткая нога его стояла на пеньке, он
целился в оленя, прищурив отсутствующий глаз. Хан ос-
тался доволен и богато одарил художника. Так выпьем за


368
Приложения

то, чтобы говорить начальнику полуправду, но так, чтобы
она выглядела, как правда!

А теперь два тоста, которые явно будут
отличаться от всех остальных, и вас
заметят
***
Первый тост. Произнесите его в компании, куда вы
попали впервые, например после конференции. Дожди-
тесь, когда вам предложат произнести тост, а во время за-
столья старайтесь не говорить. Когда уже выпьют за друж-
бу, любовь, женщин, мужчин, после того как пожелают
встретиться еще раз на этой земле этим же составом, вы
поднимаетесь и говорите:
«Я хочу произнести эгоистический тост (после этих
слов все сразу умолкают). У каждого человека имеется
свой социальный атом — это люди, с которыми у него
складываются теплые эмоциональные отношения. Если с
людьми, которых я включил в свой социальный атом, что-
то случается, наступает моя социальная смерть, а это го-
раздо хуже физической. Мне с вами было так тепло, что я
вас всех включил в свой социальный атом.
Я вам желаю здоровья и долгих лет жизни!»
***
Второй тост уместен в компании друзей. Я его про-
износил на дне рождения своего друга и, конечно, по-
старался сделать это в конце, так как лучше всего запо-
минается первое и последнее. Первым быть трудно,
последним, после всех славословий, легче. Хочу заметить,
что я хотел бы, чтобы и у вас был такой друг. И эта книга
написана во многом благодаря его поддержке. Но перей-
дем к тосту.
«Я не понимаю, что вы нашли в нем хорошего! По-
смотрите на него — толстый, лысый (естественно, ругаем
за достоинства — он просто плотный, а залысины едва
намечаются), а вредный — хуже не придумаешь. Не воз-
369
Командовать или подчиняться?
мущайтесь! У меня есть факты! Ты зачем положил мне в
сумку кирпич, и я таскал его целую неделю? Правда, я
тоже заставил тебя кое-куда пройтись! А ты что его защи-
щаешь? Не помнишь, как первого апреля он натравил на
тебя психиатрическую бригаду «скорой помощи»?
Так я еще несколько минут под общий хохот вспоминал
все его дружеские проделки и шутки, а также как подшу-
чивали над ним. А закончил следующими словами:
«Хоть ты и вредный, но я тебя люблю и желаю тебе
долгих лет счастливой жизни!»



Как устроиться на работу
Этот раздел написан для молодых карьеристов, еще не
достигших высокого профессионального уровня, но пода-
ющих надежду. Он основан на нашем опыте устройства на
работу молодых людей, как имеющих специальность, так
и без оной. Когда ты устраиваешься на работу, то четко
должен представить себе цель, с которой ты устраиваешь-
ся на работу — заработать деньги, сделать карьеру, найти
мужа (жену), в крайнем случае сексуального партнера, или
переждать какое-то время, пока не подвернется что-то
лучшее, и т. п.
Так вот здесь мы описываем способ устройства на ра-
боту на такое предприятие, где вы надеетесь сделать ка-
рьеру, т. е. вы будете устраиваться на производство, кото-
рым руководит карьерист.
Итак, начинаем устраиваться.
Следует помнить, что устраиваться нужно всегда само-
му. Если даже у вас есть козыри (связи и знакомства), не
выкладывайте их сразу. Начальники-карьеристы не любят,
когда кто-то вмешивается в их кадровую политику. Вы,
может быть, и устроитесь таким способом, но у вас на пер-
вых порах будут большие трудности, ибо против вас будет
и начальник, и его подчиненные. Помните, что если вы

370
Приложения

устроились по блату, то вы тем самым кого-то оттеснили.
Не исключено, что этот кто-то потом может оказаться
вашим непосредственным начальником. На одну из ка-
федр Пустозвонского университета по большой протек-
ции в аспирантуру была принята выпускница Б. Латова.
Ее научным руководителем оказался профессор, который
на этом месте видел своего сына. Дальнейшую картину
допишите сами.
Прежде всего, выберите фирму, вуз или предприятие,
где вы хотите сделать свою карьеру. Выбирайте самое пре-
стижное, с вашей точки зрения. Нужно стремиться по-
пасть в референтную группу.
Далее подбираются 4—5 родственных учреждений, и
начинается устройство на менее желательное из них. Та-
кой подход позволяет снять эмоциональное напряжение.
Даже если вам здесь и откажут, то вы не расстроитесь, ведь
вам не очень и хотелось. Более того, скорее всего вам от-
кажут, но зато вы приобретете опыт. Постепенно ваши
действия будут все точнее и точнее. Если вы воспользуе-
тесь нашими советами, скорее всего на четвертый, а мо-
жет быть, и на третий раз вас примут. Вот после этого, если
у вас не изменилась точка зрения, следует идти в выбран-
ное предприятие. Следует помнить, что засватанная неве-
ста ценится дороже. Кроме того, что-то уже у вас есть. Вы
будете более спокойны.
А теперь сама техника устройства. Иметь дело нужно
только с первым лицом. Помните, что кадровые вопросы
решает первое лицо, руководитель предприятия. А если
этим заправляет кто-то другой, то это очень плохое пред-
приятие. Если вы уже четко знаете, под чьим началом и в
каком отделе хотите работать, то лучше начать с началь-
ника этого отдела, Если вы ему подойдете, то он сам рас-
скажет вам, как нужно беседовать с руководителем, он же
сам вас и представит. Не слушайтесь его подчиненных.
Часто они могут быть не заинтересованы в вашем трудо-
устройстве. Однажды заведующий физиотерапевтическим
отделением предложил медсестре приемного отделения

371
Командовать или подчиняться?
крупной больнице поработать в его отделении. Она об
этом просто мечтала, но ей медсестры этого отделения
привели столько отрицательных доводов, что она отказа-
лась. Как выяснилось потом, что зря. Когда она закончи-
ла мединститут, она выбрала специальность физиотера-
певта.
Но если такой возможности у вас нет, то идите в при-
емную и познакомьтесь с секретарем. Секретарь у началь-
ника-карьериста всегда играет значительную роль и смо-
жет нужным образом о вас доложить. У секретаря следует
спросить совета, как поступить и каковы перспективы,
используя при этом правила психологического айкидо.
Здесь уместна профилактическая амортизация. («Если вы
мне откажете, то претензий у меня к вам никаких не бу-
дет. При вашей загруженности, вам конечно не до меня»
и т. п.) Ее советами обязательно воспользуйтесь. Если у
вас получится, то покажите ей свое резюме и попросите,
чтобы она его отредактировала. К резюме приложите ко-
ротенькое письмо.

Глубокоуважаемый Н.Н.!
Я мечтаю работать на Вашем предприятии. Кроме того, я
знаю Вас как прогрессивного человека, дающего возможность
расти молодым перспективным кадрам, которые, может быть,
еще не достигли совершенства в своей профессии, но очень к
этому стремятся.
Пишу Вам письмо для того, чтобы не отнимать много вре-
мени. Если письмо мое вас заинтересует, вы назначите дату и час
приема. Если нет, то можете мне в приеме отказать. Я узнаю об
этом от вашего секретаря.
С уважением Имя Рек.

Начинающим можно приписать примерно следующее.

Я готов работать на любых Ваших условиях (Помните, глав-
ное залезть в вагон, а там уж как-нибудь устроитесь). Готов ра-
ботать с испытательным сроком, но готов в любую минуту, если
я стану в тягость фирме, уволиться еще до окончания испыта-

372
Литература

тельного срока. Могу даже написать заявление об увольнении с
открытой датой.

В резюме, когда начнете описывать набор своих навы-
ков и умений, начните с того, которым вы владеете не
очень хорошо, а только потом уже укажите те, которыми
владеете более или менее профессионально. Например: «Я
знаю, что сейчас очень распространен способ работы А.
Я с ним знаком, но владею им пока не в совершенстве.
Пока я это делаю это способом «Б». Этой фразой вы вве-
дете в бессознательное вашего будущего начальника то,
что способом Б. вы владеете в совершенстве, что вы гото-
вы овладеть и другими способами, и что вы любите себя
совершенствовать.
Обычно при помощи такого письма вам удастся по-
пасть к нему на прием.
Во время беседы вам было бы полезно, если бы пока-
зали начальнику, что знакомы с достижениями коллекти-
ва. (Об этом вы узнаете от секретаря.) Если у вашего на-
чальника есть печатные работы или книги, то в беседе вам
следует каким-то образом показать, что вы с этими рабо-
тами знакомы. Лучше что-то процитировать.
На первом производстве вам могут отказать, но, как я
уже говорил, это вас не расстроит. Ведь главное выслушать
всех ваших партнеров и после отказа спросить, какие на-
выки нужно наработать для того, чтобы быть полезным
данному учреждению. Все советы, которые вы получите на
этом предприятии, учтите, когда начнете устраиваться на
второе. Лучше эту работу проводить под руководством
опытного психолога-тренера, который может тоже сделать
ценное замечание.




373
ЛИТЕРАТУРА
1. Э. Е. Бехтель. Донозологические формы злоупотреб-
ления алкоголем. М.: 1986. — 272 с.
2. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 368 с. —
(Классики мировой психологии).
3. Карвасарский Б. Д. Неврозы. 2-е изд. М.: Медицина,
1990. - 576 с.
4. Ле Бон Г. Психология толп. М.: Институт психоло-
гии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. — 416 с.
5. Литвак М. Е. Психологическое айкидо. Ростов н/Д:
Издательство Ростовского педагогического института,
1992. — 64 с. — (Психотерапия для всех)
6. Литвак М. Е. Психологическая диета. Ростов н/Д:
изд-во «Психологическое айкидо», 1993. — 60 с. (Сер.
«Психотерапия для всех»)
7. Литвак М. Е. Психотерапевтические этюды. Учебное
пособие. Ростов н/Д: изд-во «Пайк», 1996. — 224 с.
8. Литвак М. Е. Как узнать и изменить свою судьбу.
Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. — 380 с.
9. Литвак М. Е. Психологический вампиризм. Ростов
н/Д.: изд-во «Феникс», 2001. — 416 с.
10. Литвак М. Е. Из Ада в Рай: Избранные лекции по
психотерапии: Учебное пособие. Ростов н/Д.: изд-во «Фе-
никс», 1997. — 448 с.
11. Литвак М. Е. Принцип сперматозоида. Ростов н/Д:
изд-во «Феникс», 2001. — 512 с.
12. Литвак М. Е. Профессия — психолог. Ростов н/Д:
изд-во «Феникс», 1999. — 352 с.
13. Маслоу А. Личность и мотивации / Пер. с англ. Тат-
лыбаевой А. М. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
374
Литература

14. Морено Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ. Крас-
ноярск: Изд-во Фонда ментального здоровья, 1993. —
126 с.
15. Московичи С. Век толп. М.: Институт психологии
РАН, Изд-во «КСП+», 1998. - 480 с.
16. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. / Пер. с нем. М.:
Мысль, 1990. Т.1 - 829 с. Т.2 - 829 с.
17. Перле Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по
гештальттерапии. Красноярск: Изд-во управления печати
и информации администрации Красноярского края,
1 9 9 3 . - 184 с.
18. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. М.: Мысль,
1968. - 607 с.
19. Роджерс К. О групповой психотерапии / Пер. с англ.
М.: Гиль-Эстель, 225 с.
20. Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Если
хочешь быть свободным: Сенека, Честерфильд, Моруа.
М.: Политиздат, 1992. С. 5—110.
21. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный
анализ / Пер. с англ. Д. Касьянова. Изд-во «Социально-
психологический центр», 1996. — 330 с.
22. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ.
и нем. М.:Прогресс, 1990. — 368 с.
23. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человечес-
кого «Я» // Избранное. Т. 1. London: Overseas Publications
Interchange Ltd. P. 77—145.
24. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психоло-
гических проблем этики. / Пер. с англ. Л. А. Чернышевой.
Минск: «Коллегиум», 1992. — 253 с.
25. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М.: Из-
дательская группа «Прогресс», 1995. — 256 с.



375
Командовать или подчиняться?

26. Хорни К. Невротическая личность нашего времени;
самоанализ / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Про-
гресс — Универс», 1993. — 480 с.
27. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости //
Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. С.
189-370.
28. Beck A. T. Cognitive Therapy and Emotional Disorders.
N.Y.: Penguin book, 1979. 340 p.
29. Berne E. Game People play. The Psychology of Human
Relationships. Repr. Harmondsworth. N. Y.: Penguin Book,
1976. 173 p.
30. Homey K. Neuroses and Human Growth. The Struggle
Toward Self Realization. N.Y.: W. W. Norton and Co, 1950.
682 p.




376
Северо-Кавказский центр промышленной психотерапии,
психологии и бизнеса
Президент М. Е. Литвак

ОРГАНИЗУЕТ семинары для руководителей, на которых
они смогут научиться создавать оптимальный психоло-
гический климат в коллективе, более эффективно прово-
дить деловые переговоры, а также психологическую экспер-
тизу документации и т. д.
ОРГАНИЗУЕТ семинары по обучению психотерапевтов,
психологов и педагогов современным методам психотера-
пии и психологического тренинга (трансактный анализ,
сократический диалог, нейролингвистическое перепрограм-
мирование, холотропное дыхание, когнитивная терапия,
целенаправленное моделирование эмоций, интеллектуаль-
ный транс, эрототерапия и др.).
ПРОВЕДЕТ современную диагностику, лечение и
профилактику пограничных нервно-психических рас-
стройств (неврозы, невротические реакции, сексуальные
нарушения) и психосоматических заболеваний (гиперто-
ническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь
желудка и двенадцатиперстной кишки и др.). При этом бу-
дут использованы новые формы организации медицинской
помощи (психотерапевтические клубы психокоррекционной
и психотерапевтической направленности).

ОБРАЩАТЬСЯ:
344095, Ростов-на-Дону, а/я 7458
E-mail: litvak@aaanet.ru

Филиал в Москве:
8-095-505-02-11
Web-site: www.mlitvak.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ко второму изданию 3
Предисловие к первому изданию 6
Глава I. Психология управления 9
Введение 11
1.1. Основные понятия социальной психологии 16
1.2. Поведение человека в группе (роли и маски) 35
Устройство группы 35
Характеристика учебно-карьеристской группы 45
Характеристика культурно-развлекательной группы 53
Характеристика алкогольно-сексуальной группы 64
Как не сползти с позиций карьериста 71
1.3. Групповой процесс 85
Как работать с агитатором 86
1.4. Групповая динамика 97
1. Психология толпы. Общая характеристика толпы 97
2. Как быть, если хочется стать вождем, или
Психологическая характеристика вождя 107
Как управлять толпой 117
Типы вождей 129
Виды толп 135
Как не попасть в толпу, или хотя бы не раствориться в ней
138
1.5. Как превратить группу в коллектив 148
1.6. Диагностика группы 151
Глава II. Психология управления в действии 157
2.1. Как быстрее найти свое место в группе 162
2.2. Как приспособить группу к себе 165
2.3. Как снять начальника 169
378
Оглавление

Глава III. Где есть кто 173
3.1. Лечебные учреждения 176
3.2. Педагогические учреждения 181
Школа 181
Вуз 190
3.3. Армия 196
3.4. Спорт 198
3.5. Производственные коллективы 200
3.6. Семейные группы 201
Глава IV. Групповая психотерапия 209
Глава V. Психологическая диета 231
5.1. Эмоциональные потребности 233
Какие выводы можно сделать на основе этих данных? 235
5.2. Положительные эмоции 237
Интерес 237
Радость 240
Связь между интересом и радостью 245
5.3. Отрицательные эмоции 250
Биологические отрицательные эмоции 251
Тревога 251
Страх 254
Принципиальность 259
Щедрость 260
Гостеприимство 261
Галантность 261
Доброта 262
Заботливость 262
Скромность 263
Солидарность 267
Храбрость 267
Страдание 268

379
Командовать или подчиняться?

Гнев 271
Социальные отрицательные эмоции 273
Стыд 273
275
Вина
5.4. Безэмоциональные состояния 283
Скука 284
Удивление 289
5.5. Целенаправленное моделирование эмоций 290
Основные принципы 291
Клиническая практика 292
Педагогическая практика 295

<< Пред. стр.

стр. 35
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>