<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

века имеется третья, четвертая и т. д. группы, это свиде-
тельствует о том, что у него неблагополучие в двух основ-
ных.
Если я мало зарабатываю даже на очень интересной
работе, то при самой большой любви к ней я буду подра-
батывать в другом месте. А это чревато переходом на дру-
гую работу. Вот почему опытный руководитель вни-
мательно следит и делает все для того, чтобы его
сотрудник зарабатывал только на его производстве. У та-
кого руководителя работнику, у которого вследствие рос-
та квалификации повысилась результативность труда, не
нужно выпрашивать прибавку к жалованью. Кроме того,
одинаковой должна быть не зарплата, а ее критерии.
Если работа неинтересная и служит только источником
для заработка, у человека возникает группа хобби. Опыт-
ный руководитель постарается сделать работу не только
высокооплачиваемой, но и интересной. А если такой воз-
можности нет, создаст условия для удовлетворения хобби.
Я знаю руководителей, которые уделяют большое внима-
ние развитию спорта, художественной самодеятельности
и пр., а футбольную команду считают цехом своего пред-
приятия и тратят на это большие деньги.
Вторая причина, по которой человек ищет еще одну
группу, — отсутствие любви между супругами. В этом слу-
чае возникает новая сексуальная группа, или супруг (реже
супруга) спивается, заболевает. Все это, конечно же, ска-
зывается на производительности труда. Для улучшения
условий труда часто требуются огромные инвестиции, а
здесь необходима просто просветительская работа, прав-
да, квалифицированная, следовательно, дорогая, но все
равно она обошлась бы дешевле... В «Психологическом
вампиризме» я говорю о технике налаживания сексуаль-
ных отношений между супругами. Здесь будет подробно

33
2. Зак. 129
Командовать или подчиняться?

рассказано об организации семьи и управлении ею. Кста-
ти, отношения в семье неизмеримо сложнее, чем на про-
изводстве, и человек, действительно сумевший наладить
их, может стать руководителем большого масштаба.
Выделяют в социальной психологии понятие референт-
ной группы. Референтная группа — это та группа, которая
для личности является эталоном. Так, для мел-
копоместного дворянина референтной группой был вы-
сший свет, в который он мечтал попасть. Если человек ту
группу, в которой находится, референтной не считает, он
будет стараться уйти из нее. Будет ли он что-то делать для
укрепления этой группы? Естественно, нет! А что он бу-
дет делать? Пытаться урвать кусок, с которым есть шанс
попасть в референтную группу. Поэтому каждый опытный
руководитель заботится о престиже своей группы. Тогда
ему легче и дешевле пригласить на работу квалифициро-
ванного специалиста, легче и дороже продать свою про-
дукцию или услуги.
Мне больше знакома организационная система меди-
цинских учреждений. В них наиболее престижными счи-
тались медицинские вузы и их клиники. Врачи там хоте-
ли работать, а больные лечиться. Эта были референтные
группы. Но я знаю некоторых выдающихся главных вра-
чей, которые в своих больницах так организовывали свою
работу, что именно эти больницы становились референт-
ными группами, и туда уходили на работу из институтов
врачи. Более того, сотрудники института предпочитали
лечиться в этих больницах, а не в клиниках родного ин-
ститута. Типичным примером может служить больница
травматолога Илизарова в г. Кургане и офтальмологичес-
кий центр С. Федорова, который вырос на базе обычного
глазного отделения. В общем, дорогие руководители, сде-
лайте свое учреждение референтной группой, и у вас не
будет никогда недостатка в кадрах, да и текучесть в них
будет минимальной.

34
ГЛАВА I
Психология управления



1.2. Поведение человека
в группе (роли и маски)
Устройство группы
Как мы знаем, поведение человека является резуль-
татом взаимодействия его личности и личностей парт-
неров по общению. Но, оказывается, поведение зависит
и от группы, в которой это взаимодействие происходит.
Группа влияет на поведение человека. Посмотрите, как
ведут себя два школьника, которые пришли смотреть
фильм в кинотеатр. Тихо и спокойно. Но вот несколько
классов организуют коллективный просмотр фильма.
Бывали вы на таких сеансах? Кто бывал, тот знает, что на
них творится! Как ведут себя наших два школьника? Улю-
люкают, свистят, комментируют происходящее на экране
и т. п. Выйдя из кинотеатра, они опять станут благо-
воспитанными мальчиками. Но в группе они иначе себя
вести не могли. Их бы осудили, ибо в группе у них была
такая роль.
Что такое роль? Роль — это то поведение, которое ожи-
дает группа от личности в процессе выполнения ею соци-
альных функций. Во время своей лекции я играю роль лек-
тора, а студенты — роль слушателей. Что ожидают от меня
студенты? Во-первых, что я буду рассказывать новые для
них вещи, во-вторых, рассказывать увлекательно и инте-
ресно, в-третьих, не оскорблять их. Если мое поведение
соответствует их ожиданиям (экспектациям), они ведут
себя тихо, слушают внимательно и наиболее важное запи-
сывают (это мои экспектации). В противном случае они
накладывают на меня санкции, т. е. начинают читать, ри-
совать и т. д. При этом они не соответствуют моим экс-
пектациям. Если они от меня зависят, я могу сделать им


35
2*
Командовать или подчиняться?

замечание, но слушать все равно не заставлю. Я просто
могу принудить их сидеть тихо. Вот теперь понятно, по-
чему лучше построить работу группы так, чтобы руково-
дитель зависел от подчиненных, клиент от заказчика, врач
от больного, педагог от студента, а не наоборот, как, к
сожалению, часто бывает у нас. Ведь если бы студенты
могли от меня свободно уйти, у меня не было бы никако-
го другого выхода, как научиться читать лекции хорошо.
А почему я стал писать лучше? Потому что был в полной
зависимости от вас, мой дорогой читатель! Первые мои
книги оказались никому не нужны. Мне следовало или
бросить писать, или писать лучше.
Кстати, дорогие мои читатели, именно эта книга вам
понравилась меньше остальных. Вы ее хуже покупали, чем
книгу «Психологический вампиризм» или книгу «Если
хочешь быть счастливым». Это потому, что она не соот-
ветствовала вашим экспектациям. Я не обвинял вас ни в
чем, а прислушался к вашим сигналам и переделал ее. По-
смотрю, как пойдет это издание. В одном институте, учи-
тывая современные демократические веяния, разрешили
свободное посещение лекций. У многих профессоров по-
сещаемость лекций резко упала. Это был сигнал «Ты плохо
читаешь лекции». (У них и раньше было не больше сту-
дентов. Были ведь только тела, а души отсутствовали.) Как
вы думаете, что сделала администрация института: призва-
ла преподавателей лучше читать лекции или вновь ввела
систему принудительного посещения лекций? Не буду
отвечать. Догадайтесь сами.
В последние годы я довольно часто читаю платные лек-
ции. Вот здесь я понял, что такое не удовлетворять экс-
пектациям группы, и как группа накладывает на тебя сан-
кции. Какое-то время слушатели довольно неплохо
ходили на мои платные лекции, и я на этом прилично
подрабатывал. А потом вдруг посещаемость начала падать.
Количество слушателей становилось все меньше и мень-

36
ГЛАВА I
Психология управления

ше, заработки падали, а потом и убытки начались, ибо не
удалось даже оплатить аренду помещения. Пришлось дол-
го думать, что-то менять. Постепенно посещаемость ста-
ла расти. Но я сейчас в денежном выражении могу сказать,
во сколько мне обошлось невнимание к сигналам и санк-
циям членов группы.
Вред от неинтересных занятий настолько велик, что он
просто не поддается исчислению.
Подчиненные всегда замечают санкции начальников,
а вот начальники, особенно любящие администрировать,
а не управлять, редко замечают санкции, которые накла-
дывают на них подчиненные. Убытки здесь совершенно
неисчислимые, которые проявляются тем, что починен-
ные становятся безынициативными или даже осознанно
или неосознанно тормозят производственный процесс. В
образовании это проявляется выпуском табунов недоучив-
шихся специалистов, с которыми потом мучаются на про-
изводстве. Да и им самим не сладко.
Если я искренне играю свою роль, то по моему ис-
полнению можно судить, что я за человек, каковы мои
способности, темперамент, мировоззрение. Но иногда
роль настолько автоматизируется, что перестает отражать
личность как таковую. Тогда индивид просто меняет одну
роль на другую, а личности как таковой нет, или роль от-
рывается от личности, по тому, как человек играет свою
роль, уже нельзя понять, кто он такой как личность. Роль
по сути дела становится маской (см. ниже)
Приведу несколько примеров. Педагог, играя роль пе-
дагога, ведет себя, как положено, с его точки зрения, пе-
дагогу. Он часто бывает строг, неумолим к нарушителям
дисциплины, читает всевозможные нотации, требует от
своих учащихся систематического выполнения заданий.
Но вот он сам стал студентом, т. е. поехал на факультет
усовершенствования учителей. Его поведение резко меня-
ется. Сейчас он играет роль студента. Он опаздывает на

37
Командовать или подчиняться?

занятия, разговаривает во время лекций, иногда не при-
ходит вообще. Где его личность? Ведь если бы он искрен-
не играл роль педагога, то, став студентом, он бы сочув-
ствовал своему коллеге и не нарушал бы занятий.
Я знаю, что на факультете усовершенствования врачей
самыми злостными нарушителями дисциплины были кур-
санты цикла «Организация здравоохранения». А ведь кон-
тингент этого цикла — главные врачи больниц и их заме-
стители.
То же самое можно было наблюдать еще недавно у де-
ятелей коммунистической партии в годы застоя. Они при-
зывали на людях к тому, чему сами не следовали. То ли
дело сейчас. Сейчас у нас политики всех уровней искрен-
не играют свою роль. К чему призывают, то и сами дела-
ют.
Интересно было наблюдать ролевое поведение челове-
ка, когда городского транспорта недостаточно. Сейчас
такое бывает редко, а раньше было часто.
Стоит человек на остановке. Здесь он играет роль
«Ожидающего автобус». Проезжает мимо автобус, не ос-
танавливаясь. Он согласно своей роли кричит (можно
подумать, что водитель его слышит!): «Почему не останав-
ливаешься!? Еще человек 10 можно бы было взять». Но вот
в следующий автобус он с трудом влез. Давайте понаблю-
даем за ним. Роль его изменилась. Теперь он играет «Роль
пассажира автобуса» и кричит водителю: «Зачем останав-
ливаешься! Не видишь, что автобус переполнен!» Если
автобус все же останавливается, то он старается сделать
так, чтобы дверь не открылась. Но вы знаете, что иногда
можно наблюдать, как кто-то из пассажиров кричит во-
дителю: «Остановись, возьми еще людей», если он не ос-
танавливается на следующей остановке.
У каждого человека в течение жизни складывается свое
представление об игрании тех или иных ролей. Причем
люди часто и не осознают этих представлений. И когда их

38
ГЛАВА I
Психология управления

социальные роли меняются, они тут же начинают их иг-
рать в соответствии с этими представлениями.
А теперь о более трагических случаях.
Он отлично играл роль «ЖЕНИХА»: ухаживания с цве-
тами, рестораны, правда, за счет родителей, всевозможные
знаки внимания, удовлетворение всех желаний. Правда,
она чувствовала какое-то отсутствие меры, отсутствие ду-
шевности и очень сомневалась, выходить ли за него замуж.
Каким-то холодком веяло от всего этого. Долго не согла-
шалась она выйти за него замуж. Но подруги, видя такое
ухаживание, подчиняемость и прочие атрибуты женихов-
ства, настоятельно советовали ей вступить с ним в брак,
хотя бы и без любви, тем более что возраст в этом плане у
нее был критическим, ближе к 30 годам. Да и сексуальных
притязаний к ней не предъявлял, как это делали его пред-
шественники. К тому же ей представлялось, что она бу-
дет главенствовать в семье. Она согласилась. Уже наутро
он ей приказал идти готовить завтрак. Теперь он уже иг-
рал роль «МУЖА». А представления у него были домо-
строевские. Жизнь превратилась в ад. Вскоре они разош-
лись.
Один из моих учеников, в прошлом сторонник авто-
кратического воспитания, попросил, чтобы его сын про-
верил его работу. Он специально сделал там легко нахо-
димые для него ошибки. К своему ужасу, он заметил, что
сын ругает его в той самой манере и почти теми же самы-
ми словами, которыми он ругал своего отпрыска. Здесь
тоже можно наблюдать смену ролей с РЕБЕНКА на роль
РОДИТЕЛЯ.
Один преподаватель одного института вел себя идеаль-
но, выполняя любое требование шефа-автократа. Защитил
положенные диссертации и, в конце концов, он сменил
своего начальника, а тот перешел на вторые роли. Уже на
второй день все, в том числе и друзья-однокашники, по-
чувствовали его жесткую руку. А своему начальнику он

39
Командовать или подчиняться?

написал записку с просьбой освободить в течение дня свой
кабинет. Я с этим человек был в приятельских отношениях
и спросил его, почему он так поступает. Он ответил мне
примерно следующее: «Когда я был преподавателем, то я
же терпел, а теперь я заведующий кафедрой. Пусть теперь
они терпят». Сказал он это довольно спокойно. Кто зна-
ет социальную психологию, тот этому не удивляется. Лич-
ность перешла из одной роли ПОДЧИНЕННОГО в дру-
гую роль НАЧАЛЬНИКА. Личность как таковая в этом не
участвовала.
Руководители, администраторы и политики, находя-
щиеся у власти! Подумайте, не готовите ли вы сами себе
своих могильщиков. Есть сейчас даже специальные пси-
хологические тесты, которые смогут подсказать вам, кто
же столкнет вас в яму. Но довольно часто общение носит
безличностный характер. Бывает так, что моя личность
никому не нужна. Если я буду искренен, то буду получать
«уколы». Чтобы этого не происходило, я надеваю на себя
маску.
Маска — это поведение, которое использует личность для
безопасного общения. Происходит контакт масок. Часто,
например, в транспорте: «Пробейте, пожалуйста, талон-
чик!» — «Спасибо!» — «Пожалуйста!». И иногда лучше,
чтобы личность здесь не появлялась: «Что я, нанялся здесь
талончики пробивать!».
У нас много масок, и надеваем мы их автоматически.
Маска радости на свадьбе, маска скорби на похоронах,
маска благовоспитанности на званых обедах. Иногда маска
так прирастает к человеку, что мы забываем, какой он был,
да и он сам не знает, какова его сущность. Так, порой на
улице с лету можно узнать учителя, военного, врача... Че-
ловек и дома начинает вести себя, как на работе. Он в
маске. Довольно часто его нельзя «уколоть», но ведь
нельзя и «погладить»! Он в маске! Я вас не призываю сбро-
сить с себя эти маски сразу. Но лучше бы их в личности

40
Психология управления ГЛАВА I

не держать, а использовать как «накидки конвенциональ-
ности». А то ведь маски иногда так прилипают к личнос-
ти, что становятся их сутью.
И вот с набором ролей и комплектом масок, не зная
себя и не зная законов группы, он входит в другие груп-
пы или организовывает новые, т. е. устраивается на рабо-
ту или создает семью. Для того чтобы управлять автомоби-
лем, надо пройти курс обучения. Здесь я постараюсь
кратко рассказать, что происходит в группе, участником
которой вы являетесь.
Прежде всего рассмотрим устройство группы (рис. 1).
(Эта схема предложена Э. Берном, создателем психотера-
певтической системы под названием «Трансактный ана-
лиз.) Она имеет большую наружную границу. Это стены
класса, где проходят занятия, помещения, где расположе-
на клиника, забор, который не позволяет проникать
посторонним на завод или в воинскую часть.




Рис. 1.
1. Большая наружная граница
2. Большая внутренняя граница
3. Малые внутренние границы
4. Руководство
5. Подчиненные
41
Командовать или подчиняться?
Маленькая окружность, находящаяся в большой, это
большая внутренняя граница. Она отделяет руководство
группы от ее членов. Члены групп не всегда являются од-
нородной массой. Успешно можно руководить не-
посредственно не более чем 9—12 людьми. Группа, как
капля ртути, при превышении определенных размеров
начинает делиться на более мелкие группы. Поэтому тог-
да, когда группа начинает превышать названную выше
цифру, необходимо ее разделить так, чтобы в первичной
группе было 7—9 человек и во главе ее стоял руководитель.
Тогда у руководителя более крупного масштаба в подчи-
нении будет около 10 человек. В этом плане довольно не-
плохо устроена армия. Во взводе имеется 3—4 отделения.
В каждом отделении 10 человек. Таким образом, в распо-
ряжении командира взвода имеются 4—5 подчиненных:
его заместитель и командиры отделений. А где же осталь-
ные 3? Это лидеры неформальных групп, о чем мы пого-
ворим чуть позднее.
Далее, рассказывая о системе управления, буду ссы-
латься на примеры тех групп, которыми мне приходилось
руководить. Когда я не знал психологии управления, мне
приходилось быть старшим врачом полка, заместителем
начальника госпиталя по медицинской части. Боже мой,
если б я тогда знал и умел то, что знаю и умею сейчас!
Опытный психолог-управленец сможет 30—40 не-
знакомых друг с другом людей за несколько недель пси-
хологического тренинга объединить в сплоченный кол-
лектив. И когда группа, выполнив свою задачу,
прекращает существование, эти люди продолжают об-
щаться друг с другом, если позволяют обстоятельства, а
чувство, что где-то живет человек, который всегда рад
тебе, а ты ему, сохраняется на всю жизнь.
Но прежде чем продолжить изложение, я вынужден
ввести еще несколько понятий. Группы делятся на малые,
средние и большие. К малым следует отнести группы чис-

42
Психология управления ГЛАВА I

ленностью до 10 человек, средняя группа насчитывает 11—
25 человек, большая — 25—35.
Группы бывают открытые и закрытые. Открытые груп-
пы устроены так, что одни члены уходят, на их место при-
ходят другие. Меняются не только члены группы, но и
руководители. Таким образом, производственные коллек-
тивы можно рассматривать как открытые группы. Закры-
тые группы формируются одномоментно для выполнения
какой-либо специфической задачи. После ее выполнения
группа перестает существовать. Примером может служить
учебная группа (20—25 человек), приезжающая к нам на
факультет усовершенствования врачей. Просуществовав
два-три месяца и выполнив свою задачу, наши курсанты
одномоментно разъезжаются по домам. Создаем мы зак-
рытые группы и для психологического тренинга. На боль-
ших производствах приходится формировать временные
трудовые коллективы. Типичным таким коллективом яв-
ляется коллектив космонавтов, выполняющих полет в
космос. Для выполнения каких-либо заданий на выезде
также создается временный трудовой коллектив.
Что касается психологического тренинга, здесь я вижу
большие преимущества открытой группы. Такая группа у
меня существует уже около восьми лет. Одни приходят,
другие уходят. Но всегда остается ядро, которое посещает
группу не менее двух-трех лет. Оно-то и способствует
тому, что новичок за два-три занятия приобретает такое
количество навыков, для овладения которыми в закрытой
группе потребовалось бы два-три месяца. В этой группе

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>