стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Международная унификация правового регулирования
внешнеэкономической деятельности

В современных условиях проблема унификации правового регулирования международной
торговли все еще остается актуальной. Различия в нормах национальных правовых
систем, применяемых к внешнеторговым сделкам, порой весьма серьезно осложняют
процесс заключения и исполнения коммерческих договоров. Устранение же этих
препятствий путем создания единообразного правового режима, безусловно, способствует
успешному развитию международной торговли. Такая работа ведется на разных
уровнях. В настоящее время на мировом уровне наиболее значительные действия
в этой области международного сотрудничества, принесшие уже заметные положительные
результаты, предпринимают Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)
и Международный институт унификации частного права (УНИДРУА). Деятельность
этих международных организаций и является предметом предлагаемого обзора.

I

ЮНСИТРАЛ была образована в 1966 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН
как механизм, с помощью которого Организация Объединенных Наций смогла бы
более активно способствовать уменьшению или устранению препятствий для развития
торговли, вызываемых различиями в национальном праве, регулирующем международную
торговлю*(1). Комиссия состоит из 36 государств-членов, которые избираются
Генеральной Ассамблеей ООН на шесть лет. Система членства разработана таким
образом, чтобы в Комиссии всегда были представлены различные географические
регионы и основные экономические и правовые системы современного мира*(2).
ЮНСИТРАЛ занималась и продолжает заниматься унификацией в следующих областях:
а) международной купли-продажи товаров и связанных с ней сделок;
б) международной перевозки грузов;
в) международного коммерческого арбитража и примирительных процедур;
г) государственных закупок;
д) договоров о капитальном строительстве;
е) международных расчетов;
ж) электронной торговли;
з) трансграничной несостоятельности.
В области правового регулирования отношений, связанных с международной
торговлей, ЮНСИТРАЛ подготовила Конвенцию об исковой давности в международной
купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.)*(3). Последняя устанавливает унифицированные
правила, относящиеся к периоду времени, в течение которого должны быть начаты
юридические действия, имеющие своим источником договор международной купли-продажи
товаров. Эта Конвенция была дополнена Протоколом, созданным в 1980 г. в связи
с принятием Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров*(4).
Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров вместе
с упомянутым Протоколом вступила в силу 1 августа 1988 г.
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена,
1980 г.)*(5) содержит свод правовых норм, регулирующих заключение соответствующих
договоров, обязательства продавца и покупателя, средства правовой защиты при
нарушении соглашения и иные аспекты договорных отношений. Конвенция вступила
в силу 1 августа 1988 г. (в отношении Российской Федерации она действует с
1 сентября 1991 г.). Этот документ имеет большое практическое значение, в
частности, для нашей страны, поскольку его подписало значительное число государств-участников,
в число которых входят и основные торговые партнеры Российской Федерации.
К области, непосредственно примыкающей к унификации права международной
купли-продажи товаров, также относится принятое Комиссией в 1992 г. Правовое
руководство по международным встречным торговым сделкам*(6), целью которого
является оказание содействия сторонам, проводящим переговоры о заключении
встречных сделок. Руководство рассматривает правовые вопросы, которые возникают
при заключении указанных сделок, и анализирует их возможные решения в договорах.
В сфере унификации правового регулирования международных перевозок ЮНСИТРАЛ
подготовлены два акта, весьма важных для данной области международного экономического
сотрудничества. Первый из них - это Конвенция ООН о морской перевозке грузов*(7),
принятая в Гамбурге в 1978 г. Эту Конвенцию по традиции, сложившейся в отношении
других международных актов в области торгового мореплавания, часто называют
Гамбургскими правилами. Данная Конвенция устанавливает унифицированное регулирование
для прав и обязанностей грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей
по договору морской перевозки грузов. Конвенция вступила в силу 1 ноября 1992
г. Россия не входит в число ее участников. Вторым документом является Конвенция
ООН об ответственности операторов транспортных терминалов*(8). Она была принята
в 1991 г. в Вене. Данный акт создает единообразный правовой режим в отношении
ответственности оператора терминала за утрату или повреждение груза, находящегося
в процессе международной перевозки, в период, когда этот груз находится на
транспортном терминале. Кроме того, Конвенция устанавливает ответственность
оператора терминала за вызванную им просрочку в доставке груза. Этот документ
не вступил в силу, поскольку число его участников пока меньше необходимого
минимума.
По всеобщему признанию, деятельность ЮНСИТРАЛ оказалась весьма успешной
в области унификации правового регулирования процедуры разрешения международных
коммерческих споров. Первым результатом усилий Комиссии в этом направлении
стало принятие в 1976 г. Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ*(9). Регламент,
по сути, содержит почти полный свод процессуальных норм и правил, которые
по соглашению сторон могут применяться к арбитражному процессу, возникающему
из их коммерческих взаимоотношений. Этот документ, нашедший довольно широкое
применение в международной практике в последние годы, используется как при
арбитраже "ad hoc", так и в институционном (постоянно действующем) арбитраже.
Чтобы предоставить контрагентам по международным сделкам возможность
разрешить возникший конфликт в доарбитражном порядке (а такая потребность
возникает довольно часто), Комиссия в 1980 г. разработала Согласительный регламент
ЮНСИТРАЛ*(10). Этот Регламент может применяться по соглашению сторон, если
они пожелали урегулировать свои разногласия путем проведения согласительной
процедуры прежде чем прибегли к формальному разбирательству своего спора.
Весьма эффективным инструментом унификации национального законодательства
разных стран в области арбитражного процесса (третейского разбирательства)
стал Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже, одобренный
Комиссией в 1985 г.*(11) Этот документ предназначен для оказания содействия
странам, осуществляющим реформу или модернизацию своего законодательства,
регулирующего арбитражную процедуру. Предполагалось, что, ориентируясь на
положения Типового закона, таким государствам легче будет учесть в своем законодательстве
особенности и потребности международного коммерческого арбитража. Ожидания
оправдались, и названный акт был использован в законотворческом процессе большим
числом государств с различными уровнем развития правового регулирования в
данной области. Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-I "О международном
коммерческом арбитраже" также был принят на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ.
Чтобы оказать содействие практике международного коммерческого арбитража,
Комиссия разработала и в 1996 г. приняла Комментарии ЮНСИТРАЛ по организации
арбитражного разбирательства*(12). Здесь подробно разъясняются вопросы, по
которым арбитражный суд вправе принять решение для повышения эффективности
процесса арбитражного разбирательства. Текст Комментариев, носящих рекомендательный
характер, может быть использован как при процедуре "ad hoc", так и при институционном
арбитраже.
В области международной унификации правового регулирования государственных
закупок Комиссий был разработан и в 1994 г. принят Типовой закон о закупках
товаров (работ) и услуг*(13). Цель принятия этого Типового закона дать возможность
государствам, совершенствующим соответствующую область национального законодательства,
учесть уже накопленный международный опыт. В данном акте содержатся нормы,
направленные на обеспечение конкурентных условий, гласности (транспарентности),
честности, объективности в процессе осуществления закупок и, тем самым, на
повышение их экономичности и эффективности. Чтобы создать благоприятные условия
для соответствующих государственных органов, которые будут использовать данный
документ в законотворческом процессе, ЮНСИТРАЛ также одобрила Руководство
по принятию Типового закона. Думается, что содержание Закона РФ, регулирующего
государственные закупки (1999 г.), в известной мере отразило идеи и подходы
Типового закона ЮНСИТРАЛ.
В феврале 1988 г. было опубликовано Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по
составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов*(14).
Этот документ посвящен анализу многих правовых вопросов, возникающих в связи
со строительством промышленных объектов иностранным подрядчиком, он охватывает
преддоговорную стадию, а также фазу исполнения договора (строительство) и
послестроительный период. Руководство предлагает различные варианты подхода
к решению возникающих между подрядчиком и заказчиком правовых вопросов относительно
заключаемых ими договоров (контрактов). При разработке данного Руководства
большое внимание уделялось особым проблемам, которые характерны для данного
вида экономического сотрудничества с участием развивающихся стран. Безусловно,
этот документ имеет большое практическое значение и для стран переходной экономики,
которые сталкиваются с аналогичными проблемами в процессе осуществления инвестиционных
проектов.
В области международных расчетов наиболее заметным документом, подготовленным
Комиссией, является Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных
простых векселях (Нью-Йорк, 1988 г.)*(15). Данный акт содержит достаточно
полное собрание правовых норм, регулирующих отношения, связанные с названными
новыми международными платежными инструментами, которые могут использоваться
партнерами по международным коммерческим сделкам. Составители Конвенции стремились
преодолеть основные различия и существующую правовую неопределенность в отношении
платежных средств, использующихся в современных условиях для международных
расчетов. Конвенция применяется, если стороны используют для расчетов особую
форму оборотного документа (ценной бумаги), содержащую указание на то, что
этот документ подчиняется правилам Конвенции ЮНСИТРАЛ. Конвенция пока не вступила
в силу, поскольку до настоящего момента к ней присоединилось недостаточно
участников. Российская Федерация ее не подписала.
Другим документом, относящимся к сфере международных расчетов, который
был принят ЮНСИТРАЛ, является Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных
аккредитивах (Нью-Йорк, 1995 г.)*(16). Как и предыдущая Конвенция, этот акт
еще не вступил в силу и открыт для присоединения. Конвенция должна облегчить
использование независимых гарантий и резервных аккредитивов, особенно в ситуациях,
когда в силу сложившихся в соответствующих странах традиций контрагентам по
международным сделкам доступно использование только одного определенного вида
гарантийного обеспечения. Важной чертой Конвенции является то, что она определяет
общие основные принципы и черты, свойственные как независимым гарантиям, так
и резервным аккредитивам.
К области международных расчетов относятся еще два документа, принятых
ЮНСИТРАЛ, однако они имеют иной правовой характер. Речь идет, во-первых, о
Правовом руководстве по электронному переводу средств (1987 г.)*(17), в котором
рассматриваются правовые вопросы, возникающие в связи с переводами денежных
сумм с использованием электронных средств, а также анализируются возможные
пути подхода к решению этих проблем. Во-вторых о Типовом законе о международных
кредитовых переводах (1992 г.)*(18). Названный Типовой закон касается регулирования
отношений, возникающих в процессе выполнения операций, начиная с дачи банком
указания предоставить определенную денежную сумму в распоряжение данного получателя
платежа. Конвенция рассматривает, в частности, обязательства банков того,
который дает указание о производстве платежа, и того, которому адресовано
это указание; период, в течение которого должен быть осуществлен платеж этим
банком; ответственность кредитного учреждения перед плательщиком или отправляющим
банком в случае, если денежный перевод осуществляется с опозданием или допускаются
иные ошибки.
Отвечая современным потребностям учета международных коммерческих сделок,
в 1996 г. ЮНСИТРАЛ приняла Типовой закон по электронной торговле*(19). Он
призван создать благоприятные условия для использования современных средств
коммуникаций и хранения информации, в частности, электронного обмена информацией,
электронной почты и факсимильной связи как с использованием глобальной сети
Интернет, так и без нее. Типовой закон устанавливает функциональные эквиваленты
для концепций коммуникаций, использующих бумажный документооборот, а именно
определяет понятия "письменная форма", "подпись" и "оригинал". Он содержит
стандарты, в соответствии с которыми может оцениваться правовое значение электронных
сообщений, что необходимо для широкого распространения "безбумажных" способов
коммуникаций. Кроме того, Типовой закон включает общие нормы об электронной
торговле в отдельных областях экономической деятельности, например, при перевозке
грузов. Для облегчения использования Типового закона заинтересованными государствами
в законотворческом процессе Комиссией было разработано Руководство*(20) по
принятию Типового закона, которое в соответствующих случаях может использоваться
также при толковании отдельных положений закона.
В 1997 г. Комиссия приняла Типовой закон о трансграничной несостоятельности.
Этот документ направлен на содействие развитию современного и сбалансированного
законодательства, подлежащего применению в случаях, когда активы несостоятельного
должника находятся более чем в одном государстве. Закон регламентирует условия,
в соответствии с которыми в указанном случае лицо, управляющее находящимся
за рубежом производством, получает доступ к судебным органам в государстве,
где действует законодательство, принятое на основе Типового закона. Определяются
условия для признания иностранного производства о несостоятельности и для
наделения соответствующими правами представителя иностранного производства
по несостоятельности. Закон предусматривает возможность более эффективного
сотрудничества между судами и управляющими по делам о несостоятельности из
различных стран. Предусматривается также координация судебных процедур по
делам о несостоятельности, которые проводятся одновременно в различных государствах.
В помощь законодателям, готовящим соответствующие законопроекты на основе
Типового закона, Комиссия разработала также соответствующее Руководство для
законодателя*(21).
К числу документов, принятых ЮНСИТРАЛ в целях унификации правового регулирования
международной торговли, относится также небольшой по объему документ "Единообразные
правила о договорных условиях согласования суммы, причитающейся в случае неисполнения
обязательства" (1983 г.)*(22). Авторы попытались создать унифицированную формулу,
которая объединила различные подходы к правовой квалификации неустойки, традиционно
сложившиеся в различных правовых системах, а именно концепции "заранее исчисленных
убытков" англо-американского права и "штрафной" неустойки в системе континентального
(романо-германского) права.
Обращаясь к анализу перечисленных документов, разработанных ЮНСИТРАЛ,
необходимо иметь в виду, что подробная информация о статусе конвенций и типовых
законов, являющихся результатом работы Комиссии (перечни государств, которые
присоединились к какой-либо конвенции или приняли законодательство, основывающееся
на каком-либо типовом законе), ежегодно публикуется этим органом*(23). Кроме
того, документы, связанные с деятельностью ЮНСИТРАЛ, включая подготовительные
работы по каждому реализованному проекту, содержатся в ежегодниках ЮНСИТРАЛ*(24).
В настоящее время внимание Комиссии сосредоточено на трех проектах. Это
Правовое руководство по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из
частных источников, Конвенция об уступке требования при финансировании под
дебиторскую задолженность и Единообразные правила о подписях в электронной
форме. Работа над всеми названными проектами находится в завершающей стадии,
и окончательный вариант унифицированных документов должен увидеть свет в ближайшем
будущем. В связи со сказанным целесообразно коснуться их содержания.
Разработка Правового руководства по проектам в области инфраструктуры,
финансируемым из частных источников, ставит своей целью содействовать в разработке
необходимого и эффективного законодательства государствам, заинтересованным
в привлечении иностранного частного инвестирования для создания на своей территории
крупных объектов, затрагивающих инфраструктуру страны. Часто на практике такие
проекты экономического сотрудничества реализуются по схеме "строительство
- эксплуатация - передача" (СЭП). Актуальность этой проблемы объясняется тем,
что в современном мире привлечение частного сектора к участию в разработке
и эксплуатации объектов инфраструктуры все решительнее заявляет о себе как
мера, способствующая экономии государственных средств, повышению стандартов
качества предоставляемых услуг, а также как фактор перераспределения ресурсов
в целях удовлетворения насущных социальных потребностей. Вместе с тем разработка
и реализация таких проектов, как правило, сопряжены с комплексным характером
взаимоотношений инвестора и государства - получателя инвестиций. Для успешной
реализации таких проектов без благоприятной правовой базы в государстве, на
территории которого осуществляется инвестиционный проект, не обойтись. Именно
поэтому в Правовом руководстве излагаются основные принципы необходимого законодательства,
порядок заключения контрактов на осуществление проектов, общие условия договоров
о реализации проектов, вопросы регулирования последствий изменения обстоятельств,
урегулирования споров и др. Разрабатываемый проект Руководства содержит предложения
по решению сложных правовых проблем, сопряженных с данным видом экономического
сотрудничества, которые основаны на международной практике и опыте различных
правовых систем.
Включение разработки проекта Конвенции об уступке требования при финансировании
под дебиторскую задолженность в рабочую программу ЮНСИТРАЛ связано с тем,
что во многих развивающихся странах, а также странах переходной экономики
многие участники экономического оборота не могут предложить в качестве обеспечения
при получении финансирования, необходимого для осуществления их нормальной
деятельности, никаких активов, кроме дебиторской задолженности. Вместе с тем
правовой режим уступки требования (цессия) во многих странах не отличается
четкостью и часто не отвечает современным требованиям международного коммерческого
оборота. Цель разрабатываемого документа устранить препятствия в использовании
данного инструмента финансирования, которые возникают из-за правовой неопределенности
в некоторых правовых системах в отношении юридических последствий уступки
права требования, имеющей международный элемент, а именно, когда цедент, цессионарий
и должник находятся в разных странах, а также в отношении последствий такой
уступки для должника и третьих лиц. В Конвенции также предполагается решить
ряд коллизионных вопросов, связанных с указанной международной сделкой.
В процессе работы над проектом Единообразных правил об электронных подписях
внимание Комиссии сосредоточено на вопросах подписей в цифровой форме с учетом
складывающейся практики электронной торговли и того нейтрального, с точки
зрения носителей информации, подхода, который взят за основу в Типовом законе
ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Единообразные правила не должны препятствовать
использованию других, помимо криптографических, методов удостоверения подлинности
подписи и по возможности обязаны учитывать различия в уровнях обеспечения
надежности таких методов, а также признавать различные юридические последствия
и объем ответственности в зависимости от различных видов услуг, оказываемых
в контексте подписей в цифровой форме.
В дальнейшем ЮНСИТРАЛ планирует рассмотреть проблемы совершенствования
правового регулирования в области международного коммерческого арбитража,
и в частности, вопросы, связанные с исполнением арбитражных решений, обеспечительными
мерами в поддержку арбитража, применением согласительной процедуры, взаимодействием
арбитража и судебных органов, а также другие актуальные темы.

Международная унификация правового регулирования
внешнеэкономической деятельности

II

На протяжении более полувека весьма заметное место в области создания
единообразного регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом,
развитие которых в первую очередь было связано с интенсификацией международного
экономического сотрудничества, занимал Международный институт унификации частного
права - УНИДРУА*(25)
Первоначально Институт был учрежден в 1926 г. как вспомогательный орган
Лиги Наций, а после прекращения существования последней он был воссоздан в
1940 г. как самостоятельная межгосударственная организация.
Создание Института стало результатом осознания мировым сообществом того
обстоятельства, что различия в правовых нормах, действующих в разных государствах,
являются серьезным препятствием для успешного развития международного общения
и достижения лучшего взаимопонимания между людьми и государствами.
Основная цель УНИДРУА в современных условиях заключается в изучении путей
гармонизации и координирования частного права отдельных государств или групп
государств с целью подготовки единообразных правовых норм для постепенного
их принятия государствами. В настоящее время членами УНИДРУА являются пятьдесят
восемь государств*(26) планеты. Из стран СНГ только Российская Федерация входит
в эту международную организацию как правопреемник СССР, ставшего членом УНИДРУА
в 1988 г.
Институт ставит сегодня перед собой задачу развивать унифицированное
частное право в широком смысле. Такой подход означает, что разрабатываемые
проекты по унификации современного законодательства порой затрагивают и сферу
публичного права. Особенно это касается таких отраслей внутригосударственного
законодательства, в которых теперь порой трудно провести четкую грань между
частным и публичным правом. Необходимо также подчеркнуть, что УНИДРУА в основном
сосредоточивает свои усилия на разработке единообразных норм, относящихся
к унификации материального права. Коллизионные нормы становятся объектом унификационной
деятельности Института лишь попутно*(27).
Выбирая объекты для разработки унифицированных норм, Институт прежде
всего основывается на оценке вероятности того, насколько государства могут
оказаться готовыми изменить свое законодательство или внести в свое действующее
право новеллы, отражающие современные и общепризнанные на международном уровне
подходы к законотворчеству.
Имеющиеся юридико-технические предпосылки возможности унификации правовых
норм (т.е. объективная совместимость аналогичных институтов частного права
стран, принадлежащих к различным правовым семьям, например, континентальной
(романо-германской) или англо-американской) также предварительно тщательно
оцениваются и взвешиваются, но, тем не менее, эти факторы не являются решающими
в выборе тематики для унификации частного права.
Аналогичный подход используется и при оценке возможной сферы применения
унифицированного регулирования, а именно: будет ли будущее единообразное законодательство
затрагивать лишь отношения с иностранным элементом либо будет относиться и
к правоотношениям, складывающимся во внутреннем гражданском обороте.
УНИДРУА, будучи межгосударственной организацией, на протяжении многих
лет традиционно осуществлял унификационную деятельность путем разработки единообразных
норм в виде проектов международных конвенций. Как правило, такие международные
инструменты применяются по отношению к внутригосударственному праву после
того, как соответствующий документ принят заинтересованным государством в
соответствии с действующим там конституционным порядком.
Вместе с тем наблюдаемое в последнее время отсутствие большой заинтересованности
государств в быстром включении в свое законодательство международных инструментов
и связанное с этим увеличение продолжительности периода вступления в силу
международно-правовых документов сделали весьма популярными и перспективными
иные формы унификации. Особенно это заметно в тех областях правового регулирования,
где наличие международного акта, имеющего юридически обязательный характер,
не представляется значимым для создания необходимого единообразного правового
режима международных отношений (в частности, при регулировании правоотношений,
возникающих из международных коммерческих сделок).
Альтернативные по отношению к международным договорам методы унификации
права включают в себя, например, создание типовых законов, которые государства
могут учитывать в процессе разработки своего национального законодательства
по определенным вопросам. Кроме того, частно_правовая унификация достаточно
эффективно достигается также в результате выработки общих принципов, которые
непосредственно адресованы судьям, арбитрам и др. Указанные нормы также обращены
к сторонам, заключающим между собой различные договоры и соглашения. При этом
применение таких документов остается добровольным, все зависит от соответствующих
субъектов, которые самостоятельно решают вопрос о том, использовать эти документы
в соответствующих ситуациях или нет.
Когда отношения, составляющие предмет гражданско-правового регулирования,
еще не достигли той стадии развития, на которой можно сформулировать единообразные
правила, используется иной метод унификации. Речь идет о разработке соответствующих
правовых руководств, в которых дается высокопрофессиональный анализ правовых
аспектов новых форм деловой активности (коммерческой практики). Упомянутые
документы в первую очередь предназначены для использования в деловых отношениях
в тех странах, где граждане еще недостаточно знакомы с новой коммерческой
практикой. Пользование такими руководствами в условиях, когда отсутствует
адекватное правовое регулирование, помогает предотвратить многие правовые
ошибки, которые в противном случае могли бы стать причиной сложных конфликтов.
За годы своей деятельности Институт подготовил более семидесяти проектов
и исследований в области унификации частного права, многие из которых стали
действующими международными инструментами. Среди наиболее важных достижений
УНИДРУА могут быть названы следующие документы.
В 1964 г. на дипломатической конференции в Гааге были приняты разработанные
под эгидой УНИДРУА две конвенции о единообразных законах о международной купле-продаже*(28),
впоследствии получившие название Гаагские. Предметом первой из этих конвенций
было установление единообразного регулирования процесса заключения договоров
международной купли-продажи товаров. Вторая устанавливала унифицированные
правила, касающиеся исполнения таких договоров. Хотя обе конвенции достаточно
быстро вступили в силу, они использовались в основном западноевропейскими
государствами и не нашли широкого мирового признания.
Одна из главных причин заключается в том, что в разработке этих конвенций,
которая велась довольно продолжительное время, принимали участие почти исключительно
представители промышленно развитых европейских стран. Это, естественно, отразилось
и на их содержании. Страны англо-американской системы посчитали, что принятые
конвенции отражают в основном правовые подходы, сложившиеся в романо-германской
системе, и не учитывают особенностей системы общего права (common law). По
аналогичным причинам конвенции были неприемлемыми для социалистических стран.
Большинство развивающихся государств сочло, что установленное в конвенциях
регулирование не принимает во внимание особые интересы стран третьего мира
и их роль в новом международном экономическом порядке.
Дальнейшая судьба упомянутых Гаагских конвенций связана с принятием Конвенции
ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венской конвенции).
Присоединение к последней стран, подписавших Гаагские конвенции, влечет за
собой денонсацию данных конвенций*(29).
Вместе с тем было бы неверным приуменьшать роль Гаагских конвенций, а
также самого Института, ставшего еще в довоенный период инициатором разработки
единообразного регулирования договоров международной купли-продажи, в подготовке
довольно успешной унификации правового регулирования в этой области на глобальном
уровне. Результатом этой работы стало принятие Венской конвенции 1980 г. многими
государствами.
В 1970 г. была открыта для подписания заинтересованными государствами
подготовленная УНИДРУА Международная конвенция о туристическом договоре*(30).
Конвенция вступила в силу в 1976 г., и в настоящее время ее участниками являются
Аргентина, Бенин, Камерун, Того*(31). Предметом этой Конвенции является унификация
некоторых специфических положений договоров, которыми опосредствуется предоставление
туристических услуг.
Принятая в 1973 г. в Вашингтоне Конвенция о единообразном праве, регулирующем
форму международных завещаний, в отличие от предыдущей Конвенции охватывает
более десяти государств различных частей света, представляющих разные правовые
семьи. Конвенция содержит материально-правовые нормы, применимые в случае,
когда соответствующие отношения содержат иностранный элемент.
Деятельность УНИДРУА в 80-е годы была особенно плодотворной. Так, в 1983

стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>