<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

г. открылась для подписания Конвенция о представительстве в международной
купле-продаже товаров (Женевская конвенция)*(32).
Конвенция разрабатывалась в рамках Института довольно долго. Она предусматривает
нормы, регулирующие ситуацию, когда одно лицо уполномочено (или оно ведет
себя таким образом, как будто оно уполномочено) заключить договор международной
купли-продажи в интересах другого лица.
Основная задача единообразного регулирования состояла в том, чтобы преодолеть
на международном уровне концептуальные различия в регулировании агентских
отношений в англо-американском праве (где вопросу о том, от чьего имени действует
агент, не придается решающего значения в установлении правовых последствий
его действий для третьего лица) и отношений по представительству в романо-германской
системе (где право придерживается той позиции, что третье лицо становится
связанным действиями представителя только в случае, если последний действовал
от имени доверителя).
Хотя эта конвенция ратифицирована, в частности, Италией, Францией, Мексикой,
Нидерландами и Южной Африкой, в настоящее время она еще не вступила в силу,
поскольку число поддержавших ее государств пока меньше необходимого (десяти).
Более удачной оказалась судьба двух конвенций, принятых в 1988 г. в Оттаве.
Это Конвенция УНИДРУА о международной финансовой аренде (лизинге) и Конвенция
УНИДРУА о международной уступке дебиторской задолженности (факторинге)*(33).
Названные документы разработала специально созданная группа, в которую вошли
юристы из разных стран. Оба документа касаются правовых проблем, тесно связанных,
с одной стороны, с современными методами и практикой финансирования международного
коммерческого оборота, а с другой стороны, они представляют правовые отношения,
для адекватного регулирования которых традиционные институты гражданского
и торгового права были недостаточны, что в известной мере препятствовало их
развитию на международном уровне. В обоих случаях унифицированное регулирование,
содержавшееся в конвенциях, должно применяться к отношениям, имеющим иностранный
элемент.
Обе конвенции уже вступили в силу. 1 января 1999 г. к Конвенции о международной
финансовой аренде (лизинге) присоединилась и Российская Федерация*(34). Кроме
России участниками конвенции о финансовом лизинге являются Беларусь, Венгрия,
Италия, Латвия, Нигерия, Панама, Франция. Список участников Конвенции о международной
уступке дебиторской задолженности (факторинге) немного иной: Венгрия, Италия,
Латвия, Нигерия, Франция, ФРГ.
Последним по времени унификационным международно-правовым актом, разработанным
Институтом, стала открытая для подписания в 1995 г. Конвенция УНИДРУА о похищенных
и незаконно вывезенных культурных объектах*(35). Задача этой Конвенции в том,
чтобы создать унифицированный на международном уровне правовой режим, облегчающий
разрешение гражданско-правовых проблем, возникающих в связи с оказавшимися
за границей культурными ценностями, которые стали объектом кражи. Конвенция
предусматривает реституцию похищенных культурных объектов: похищенные с территории
государства-участника Конвенции культурные объекты подлежат возврату, если
они были вывезены границу в нарушение законов этого государства, направленных
на сохранение своих культурных ценностей. Эта Конвенция вступила в силу в
1998 г., ее поддерживают Венгрия, Литва, Парагвай, Перу, Румыния и Эквадор.
Очень многие из проектов, разработанных УНИДРУА, стали основой для международных
конвенций, принятых под эгидой других международных организаций. К их числу,
в частности, можно отнести Конвенцию о международных дорожных перевозках грузов
(CMR) и Конвенцию о международных дорожных перевозках пассажиров и багажа
(CVR), принятые под эгидой Европейской экономической комиссии ООН.
Разработки УНИДРУА лежат в основе ряда документов, принятых в рамках
Совета Европы, в частности, по вопросам гражданской ответственности за причиненный
ущерб.
В 1994 г. Институтом была завершена многолетняя работа над проектом документа,
получившего название Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА*(36)
традиционно составляют общую часть договорного права. Формулирование норм,
включенных в этот свод, осуществлялось на основе анализа доктрины и действующего
законодательства, включая практику его применения, и выявления наиболее приемлемых
общих подходов, имеющихся в различных национальных правовых системах. Важная
роль при этом была отведена учету потребностей унифицированного регулирования
торговых сделок, заключаемых в процессе международного коммерческого оборота.
Официальный текст Принципов содержит также комментарий каждого из положений,
вошедших в состав этого свода правовых норм. В целом данный свод составляет,
по существу, автономную систему, которая может применяться аналогично соответствующей
системе правовых норм, входящих в систему национального права. Комментарии
Принципов также содержат описания реальных ситуаций применения соответствующих
норм, что, безусловно, облегчает использование данного документа на практике.
Кроме того, это должно способствовать его широкому распространению в качестве
источника правил международного коммерческого оборота.
В соответствии с замыслом указанные правовые нормы подлежат применению
в том случае, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться
указанными Принципами. Их применение возможно, когда стороны согласились,
что их договор будет регулироваться "общими принципами права", "lex mercatoria"
или аналогичными положениями. Кроме того, они могут использоваться для решения
вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую
норму применимого права, а также для толкования и восполнения международных
унифицированных правовых документов.
Проведенный Институтом анализ использования на практике Принципов международных
коммерческих договоров УНИДРУА, которые помимо официального текста на английском
и французском были изданы еще на нескольких языках, показал весьма положительные
результаты *(37). Принципы нашли свое применение в области разработки нового
законодательства, в научных и образовательных программах.
Они использовались в качестве справочного материала в процессе переговоров
при заключении международных договоров, а также как источник правовых норм,
подлежащих применению к регулированию взаимных прав и обязанностей по договоренности
контрагентов. Отмечены неоднократные случаи ссылок на Принципы УНИДРУА в обоснование
решений в судебной и международной арбитражной практике.
Другой публикацией УНИДРУА, направленной на унификацию решения правовых
проблем международных коммерческих сделок, стало Руководство по организации
международной сети коммерческой концессии (франчайзинга)*(38). В настоящее
время Институт ведет работу по широкому распространению данного документа.
Значительный интерес к названному Руководству уже проявили как юридические
круги, так и представители промышленных и торговых кругов в различных странах
мира. В последнем случае среди заинтересовавшихся данным документом фирм имеются
как предприятия, пока еще вынашивающие планы создания сети международных коммерческих
концессий (франчайзинга), так и компании, которые уже используют эту заметно
прогрессирующую в последнее время форму организации коммерческой сбыта товаров
и услуг.
На сегодняшний день среди приоритетных тем в работе Института в области
унификации частного права находится проблема создания единообразного регулирования
обеспечения прав (имущественных интересов) в отношении мобильного оборудования.
В это понятие включается значительное по своей стоимости инвестиционное оборудование,
которое регулярно перемещается через границу в ходе его обычного коммерческого
использования. К такому оборудованию относятся, в частности, самолеты, сложное
авиационное оборудование, например, авиационные двигатели, а также подвижной
железнодорожный состав, космические спутники и оборудование для космических
запусков. Возможность применения различных национальных режимов к сделкам
с таким оборудованием означает потенциальную возможность возникновения сложных
правовых проблем и тем самым создает правовую неопределенность в отношении
прав и обязанностей участников сделок, затрагивающих в значительной мере их
материальные интересы.
В связи с этим рабочей группой УНИДРУА был подготовлен проект конвенции
о международных интересах в мобильном оборудовании. Разработка данного проекта
опирается на идею распространить в общем плане предусмотренный в Конвенции
УНИДРУА о международной финансовой аренде (лизинге) принцип приоритета принадлежащих
арендодателю вещных прав по отношению к требованиям необеспеченных кредиторов
арендатора (в частности, при банкротстве последнего) на регулирование обеспечительных
прав на мобильное оборудование, когда оно является предметом международных
сделок.
Основная задача рассматриваемой конвенции состоит в том, чтобы создать
систему международных обеспечительных прав (международных интересов) на мобильное
оборудование и предусмотреть механизм их действия. И, таким образом, охватить
не только классические обеспечительные интересы (права), но и то, что в настоящее
время все в большей степени признается в качестве их функционального эквивалента,
а именно обеспечительные интересы арендодателя, возникающие в силу заключения
арендного (лизингового) соглашения.
Предполагается, что правовая защита таких интересов будет обеспечиваться
при условии их регистрации в международном органе, который появится в соответствии
с конвенцией. Последняя должна будет дополняться протоколами, относящимися
к отдельным категориям охватываемого ею оборудования. Протоколы будут содержать
специальные правила, которые позволят адаптировать применение конвенции к
особенностям финансовых схем, используемых в отношении сделок с данной категорией
мобильного оборудования.
Работа над конвенцией о международных интересах в мобильном оборудовании
сейчас находится в завершающей стадии: проект передан на рассмотрение группы
правительственных экспертов. Подготовлен и рассматривается также проект протокола
по авиационному оборудованию. В данной связи в работе над проектом конвенции
активное участие принимает Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
Другим не менее важным приоритетным направлением текущей работы Института
является новый этап работы над Принципами международных коммерческих договоров
УНИДРУА. Учитывая значительный успех данного документа, Институт принял решение
сосредоточить свое внимание на подготовке второго, расширенного варианта Принципов,
в который будут включены вопросы, относящиеся к международным коммерческим
договорам и оставшиеся за рамками ныне действующей редакции Принципов УНИДРУА.
Институтом было принято решение в первую очередь включить в число разрабатываемых
тем такие, как представительство, исковая давность, уступка прав и обязанностей
из договора, обязательства в пользу третьего лица, зачет требований и добровольный
отказ от прав.
В число разрабатываемых в настоящее время проектов входят также проекты
типовых законов по финансовой аренде (лизингу), а также типовое законодательство
по коммерческой концессии (франчайзингу). Работа над первым из этих проектов
опирается на опыт разработки Конвенции УНИДРУА о международной финансовой
аренде и является откликом на потребности развивающихся стран и стран с переходной
экономикой, осуществляющих в настоящее время реформу собственного законодательства.
Создание единообразных правил регулирования коммерческой концессии является
также продолжением деятельности в этой области, которая на современном этапе
воплотилась в Руководстве об организации международной сети коммерческой концессии,
о котором речь шла ранее.
К более отдаленной перспективе относятся проекты разработки транснациональных
правил о гражданском процессе, которые можно было бы применять к разрешению
международных споров и которые отражали бы признаваемые в цивилизованном мире
принципы гражданского судопроизводства. На будущее также запланирована работа
над проектом единообразных норм, применимых к договору перевозки, наличие
которых существенно облегчило бы задачу государств, проводящих реформу своего
законодательства в этой области.


А.С.Комаров
Доктор юрид. наук, профессор, зав. кафедрой частного права
Всероссийской академии внешней торговли

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Резолюция Генеральной Ассамблеи 2205 (ХХI) от 17 декабря 1966 г.
*(2) На протяжении всего периода деятельности ЮНСИТРАЛ в ее состав входила
наша страна: вначале СССР, а с 1992 г. - Российская Федерация.
*(3) A/CONF. 63/17.
*(4) A/CONF. 97/18, annex II.
*(5) A/CONF. 97/18, annex I..
*(6) A/CN. 9/SER. D/3.
*(7) A/CONF. 89/13, annex 1.
*(8) A/CONF. 152/13, annex.
*(9) A/31/17 para. 57.
*(10) A/35/17 para.106.
*(11) A/40/17, annex 1.
*(12) A/CN. 9/423.
*(13) А/49/17.
*(14) A/CN. 9/SER. B/2.
*(15) См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи 43/165. Приложение от 8 декабря
1988 г.
*(16) A/50/17. Annex 1.
*(17) A/CN. 9/SER. B/1.
*(18) UN publication V 93-91299.
*(19) A/51/628.
*(20) A/CN. 9/SER. B/1.
*(21) A/CN. 442.
*(22) A/RES/38/135.
*(23) См., напр.: Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной
торговли. Тридцать вторая сессия. Вена, 17 мая - 4 июня 1999 г. Статус конвенций
и типовых законов: Записка Секретариата. (А/CN/ 9/462. 19 May 1999).
*(24) Для получения информации о деятельности ЮНСИТРАЛ можно обратиться
к собственной странице Комиссии в системе Интернет: http://www.un.or.at/uncitral.
*(25) Название произошло от франкоязычной аббревиатуры UNIDROIT. Адрес
Института в Интернете: htth://www.unidroit.org.
*(26) По состоянию на 1 января 1999 г.
*(27) Международной унификацией коллизионных норм в основном занимается
другая международная организация Гаагская конференция по международному частному
праву. Российская Федерация не является членом этой международной организации.
*(28) См.: Регистр текстов международных конвенций и других документов,
касающихся права международной торговли. Т. 1. Организация Объединенных Наций.
Нью-Йорк, 1971. С. 46-84.
По данным на 31 декабря 1998 г. конвенции были ратифицированы Великобританией
(Соединенным королевством), Бельгией, Гамбией, Израилем, Италией, Люксембургом,
Нидерландами, Сан-Марино, ФРГ.
*(29) В настоящее время Гаагские конвенции денонсированы Бельгией, Италией,
Люксембургом, Нидерландами, Сан-Марино и ФРГ.
*(30) International Convention on the Travel Contract (CCV)
*(31) Данные по состоянию на 31 декабря 1998 г. (см.: UNIDROIT. Report
of the Activity of the Institute 1998. Rome, 1999). В указанном докладе содержатся
данные о статусе всех международных конвенций, разработанных под эгидой УНИДРУА.
*(32) Final Act of the Diplomatic Conference for the Adoption of the
UNIDROIT Draft Convention on Agency in the International Sale of Goods. UNIDROIT.
Rome, 1983.
*(33) См. Комаров А.С. Международная унификация правового регулирования:
финансовая аренда // Хозяйство и право. 1989. N 12; Он же. Международно-правовое
регулирование предоставления финансовых услуг ("факторинг") // Хозяйство и
право. 1990. N 8.
*(34) См.: Федеральный закон от 8 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 7.
Ст. 787.
*(35) Uniform Law Review. Volume 1 (1996-1). Р.110.
*(36) См.: Принципы международных коммерческих договоров. М., 1996.
*(37) See UNIDROIT 1997. CD (76) 7.Rome, January 1997.
*(38) Guide to International Master Franchise Arrangements. UNIDROIT.
Rome, 1998.



<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ