стр. 1
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»




ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
Учебно-методическое пособие
по курсу «Общая психология»
для студентов специальности Г 07.01.00 «Психология»




Гродно 2002
УДК 159.9 (075.8)
ББК 88
П 86

Автор-составитель: Т.К.Комарова.
Рецензенты: кандидат психологических наук, зав. кафедрой возрастной
и педагогической психологии Л.А.Семчук;
доцент кафедры общей и социальной психологии Гродненского
государственного медицинского университета А.В.Прудило.




Рекомендовано советом факультета психологии ГрГУ им. Я.Купалы.



Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост.
П86 Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
ISBN 985-417-409-3.
В пособии представлены задания для самостоятельного исследования ин-
дивидуальных проявлений свойств и видов внимания, необходимый для интер-
претации полученных данных и формулировки выводов теоретический мате-
риал по психологии внимания, задания для проверки знаний студентов.


УДК 159.9(075.8)
ББК 88




© Оформление.
ISBN 975-417-409-3. ГрГУ им. Я.Купалы, 2002
ВВЕДЕНИЕ

Учебный план специальности Г 07.01.00 «Психология» тради-
ционно предусматривает глубокое изучение студентами прежде
всего фундаментального общепсихологического знания, составля-
ющего необходимую основу профессионального образования. При
этом значительное место в курсе общей психологии занимает
раздел, посвященный рассмотрению познавательных психических
процессов, каждый из которых участвует в формировании у чело-
века адекватной картины мира.
Особая роль принадлежит вниманию как сквозному психиче-
скому процессу, пронизывающему и объединяющему целостную
психику человека. Изучение феноменологии внимания, его много-
значности, психического статуса, видов и основных свойств долж-
но составлять содержание образовательного процесса по данному
разделу курса общей психологии.
В предлагаемом пособии представлен как теоретический, так
и практический материал по психологии внимания. При этом в тео-
ретическую часть включены такие вопросы психологии внимания,
которые не нашли достаточно полного отражения в учебниках по
общей психологии. Дидактическое предназначение данного разде-
ла состоит в том, чтобы студенты смогли грамотно и содержа-
тельно сформулировать выводы на основании анализа данных, по-
лученных в результате самостоятельного исследования отдельных
свойств и видов внимания по методикам, предложенным в следую-
щем разделе.
Этой же цели служит и последний раздел пособия. Он пред-
ставляет собой своего рода мини-хрестоматию, где для самосто-
ятельного изучения предлагаются научные статьи, знакомство с
которыми будет способствовать расширению знаний студентов по
различным аспектам психологии внимания.
В пособие включен достаточно широкий репертуар заданий
для самостоятельного изучения студентами индивидуальных осо-
бенностей проявлений видов и свойств внимания как феномена
когнитивной сферы психики конкретного человека. Выполнение
предложенных заданий обеспечивает не только формирование у
студентов практических психодиагностических умений, но прежде
всего создает возможности для реализации в учебном процессе
обучающе-исследовательского принципа.

3
Каждое из предлагаемых заданий представляет собой мето-
дику, позволяющую осуществить диагностику тех или иных осо-
бенностей изучаемого психического феномена – внимания. Описа-
ние каждой методики включает в себя цель, необходимое для
проведения эксперимента оборудование, ход работы (в том числе
инструкцию испытуемому), необходимые указания для обработки
результатов и интерпретации полученных данных с помощью таб-
лиц и шкал. Данный алгоритм описания методики должен быть
отражен студентами в протоколе эксперимента, который заканчи-
вается выводами, формулируемыми на основе полученных экспе-
риментальных данных и в соответствии с поставленной исследова-
тельской целью.
Один из разделов пособия содержит ряд заданий, которые
могут быть использованы на семинарских занятиях по психологии
внимания с целью осуществления контроля усвоения знаний по теме
«Внимание» как преподавателем, так и для само- и взаимоконтро-
ля студентов.
В пособии приводится список рекомендуемой литературы по
проблеме психологии внимания, при использовании которой студен-
ты смогут составить полное и разностороннее представление об
этом феномене человеческой психики.
Пособие адресуется студентам, обучающимся по специаль-
ности Г 07.01.00 «Психология», как дневной, так и заочной форм.




4
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВНИМАНИИ

В настоящее время в психологической науке относительно вни-
мания как феномена психики нет единого мнения. Существуют
многочисленные определения внимания, в которых объединяющим
началом является понимание его как важнейшего фактора в орга-
низации деятельности человека.
Прежде чем обратиться к определению внимания, следует рас-
смотреть этимологию термина «внимание». Очевидно его проис-
хождение от латинского слова attendo, обозначающего напряжение
души, обращение к объекту. Русские термины «внимать», «внемлю»
также указывают на действие «взятия в душу» объекта, его усво-
ение субъектом.
Внимание – это направленность и сосредоточенность созна-
ния (психической деятельности) на объекте, имеющем для личнос-
ти устойчивую или ситуативную значимость.
В данном определении под направленностью сознания пони-
мается проявление такого его свойства, как избирательность, или
селективность отражения. Благодаря ему зона сознания дифферен-
цируется на зону внимания (ясного сознания) и зону неясного со-
знания. Первая включает те объекты, которые благодаря направ-
ленности на них сознания человека будут отражаться ярко, точно и
отчетливо. В зоне неясного сознания отражение объектов неотчет-
ливое, смутное. Эти особенности отражения в терминах гештальт-
психологии обозначены понятиями «фигура» и «фон».
В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в дан-
ный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость,
которая определяется соответствием свойств объекта актуальным
потребностям человека, а также положением данного объекта в
структуре деятельности человека.
Направленность сознания на значимый объект необходимо в
течение определенного времени удерживать на нем. Этот момент
удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понима-
ется как большая или меньшая углубленность человека в деятель-
ность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не
вовлеченных в нее. Таким образом, направленность и сосредото-
ченность сознания как признаки внимания связаны друг с другом,
но не тождественны.

5
1.1. Феноменология внимания

Знание явлений внимания и невнимания – то есть феноменоло-
гии внимания – и умение их различать необходимо каждому психо-
логу, независимо от его практической специализации.
В современной психологии феномены внимания разделяют на
субъективные и объективные явления, сопровождающие акт вни-
мания.
Объективные проявления внимания обнаруживаются на раз-
ных уровнях деятельности человека:
– на психофизиологическом уровне – это такие индикаторы,
как биотоки головного мозга, состояние сердечно-сосудистой сис-
темы, особенности дыхания, микродвижения глаза и т.п.;
– на мышечном, двигательном уровне – это макродвижения
тела и конечностей, установочные движения органов чувств (на-
пример, установка глаза на объекте внимания и т.п.);
– характерные поведенческие комплексы (поза внимания, поза
невнимания), включающие специфическую мимику, жесты, пово-
роты и наклоны головы и т.д.
Субъективные проявления, сопровождающие акт внимания,
представлены:
– формальными характеристиками когнитивных содержаний
сознания (ясность – смутность, отчетливость – расплывчатость,
живость – неподвижность);
– характеристиками содержаний аффективной сферы (инте-
рес – отсутствие интереса, удивление – безразличие и т.п.);
– характеристиками содержаний волевой сферы (напряжен-
ность усилий – отсутствие напряженности, активность – пассив-
ность и т.п.).
Субъективно состояние внимания характеризуется разделе-
нием текущего опыта на две части: фокальную и периферическую.
Феномен внимания связывают именно с фокальной частью, в кото-
рой объекты осознаются ясно, отчетливо, ярко и живо. При этом о
ясности психических образов говорят в том случае, если в них
различимы детали; об отчетливости – если образы резко выделя-
ются среди прочих содержаний сознания; живость образов вос-
приятия и памяти, находящихся в фокальной части сознания, обна-
руживается в их сближенности, что создает эффект эйдетизма.
Одной из важнейших характеристик образов этой части со-
знания является их действенность. Она проявляется в том, что они
обеспечивают единство и взаимосвязь всех актуально протекаю-

6
щих осознаваемых процессов. Не случайно внимание называют
«монархом сознания», поскольку именно оно организует поток ак-
туальных мыслей, переживаний и действий человека.
Другой характеристикой фокальной области сознания являет-
ся эмоциональная окраска объекта внимания. Так, например, дли-
тельное внимание к любому объекту, по мнению некоторых психо-
логов, вызывается и поддерживается благодаря процессу
идентификации, вследствие чего данный объект становится пози-
тивно или негативно значимым для человека. Ч.Тарт на основании
такого понимания проводил следующий демонстрационный экспе-
римент: он ставил на стул посередине комнаты пустую сумку и про-
сил всех участников эксперимента сосредоточить свое внимание
на ней, попытаться идентифицировать себя с этим предметом, ду-
мать о ней как о своей любимой сумке, о которой следует забо-
титься, как о самом себе. Спустя несколько минут эксперимента-
тор неожиданно сильным ударом сбивал сумку со стула. Это
действие вызывало у всех участников эксперимента сильную аф-
фективную реакцию – гнев, возмущение, у некоторых даже физи-
ческое ощущение боли.
Вклад внимания в регуляцию поведения и деятельности чело-
века обеспечивает такие эффекты, как увеличение продуктивнос-
ти и качества деятельности, приобретение знаний, обеспечение бди-
тельности и др.
Вместе с тем внимание может быть фактором дезорганиза-
ции деятельности. Примерами могут служить «развал» навыка при
усиленном внимании к совершаемым действиям, феномен смыс-
лового пресыщения, возникающий при непрерывной зрительной или
слуховой фиксации на слове. Негативным следствием длительно-
го произвольного внимания может стать утомление. В этой связи
психологи отмечают, что невнимание не всегда является недостат-
ком, порой оно служит желательным «предохранительным клапа-
ном», который защищает сознание от информационной перегрузки.
Динамика и совокупность названных выше объективных и
субъективных проявлений внимания в каждом отдельном случае
образуют различные структуры состояний, видов и свойств внима-
ния: например, состояния бдительности, концентрации; виды вни-
мания – активное и пассивное, произвольное и непроизвольное; а
также такие свойства, как способность к переключению, распре-
делению и т.п.
Проявлением, противоположным вниманию, является невни-
мание. Феноменология невнимания представлена различными яв-

7
лениями, среди которых наиболее известна и изучена рассеянность.
Она понимается как неспособность внимания сконцентрироваться
на объекте.
Имеющиеся данные позволяют дифференцировать состояние
рассеянности, выделяя такие ее виды, как:
– истинная рассеянность, называемая также отупением или
сонливостью. Ее признаки: преобладание вместо ясных восприя-
тий и представлений неясных и смутных, уменьшение интеллекту-
ального напряжения, фиксация взора в пустоту. Специальными тех-
никами релаксации и медитации осуществляется контролируемое
погружение в такое состояние;
– мнимая рассеянность, причина которой – глубокая внутрен-
няя концентрация на объекте, в силу чего ее называют также «лип-
ким вниманием»;
– ученическая рассеянность, в основе которой лежит чрезмер-
ная переключаемость, подвижность внимания, что дало ей назва-
ние «порхающее внимание»;
– старческая рассеянность, возникающая в связи с плохой пе-
реключаемостью в сочетании с недостаточно активной концентра-
цией внимания.
Феноменология невнимания не исчерпывается названными ви-
дами рассеянности и может быть представлена:
– направленным невниманием, то есть сознательным игнори-
рованием определенных объектов (мыслей, воспоминаний, ощу-
щений, другого человека и т.п.);
– привычным невниманием – игнорированием повторяющих-
ся, привычных событий (например, тиканья часов, давления одеж-
ды и т.п.).
Таким образом, понятие «внимание» объединяет множество
разнообразных феноменов психики человека, что обусловливает мно-
гозначность его понимания.

1.2. Многозначность определения внимания

Психические явления, как известно, существуют в виде пси-
хических процессов, свойств и состояний. При этом рассмотрение
явления как процесса предполагает выделение его процессуальных
характеристик; как психического свойства – характеристик устой-
чивости и постоянства; как психического состояния – как особого
состояния, возникающего в определенных ситуациях. Многознач-

8
ность феномена внимания заключается в том, что оно может быть
рассмотрено и как процесс, и как свойство, и как состояние.
Внимание как психический процесс. Трактовка внима-
ния как процесса связана с тем, что любая деятельность, которая
сопровождается направленностью и сосредоточенностью на ней
сознания человека, развертывается во времени, имеет начало и
конец. Возникает вопрос о синхронизации внимания и деятельнос-
ти, поскольку своевременная активизация внимания, совпадающая
с началом деятельности и даже несколько опережающая ее, обяза-
тельна для эффективной реализации целей деятельности человека.
Состояние повышенной готовности к включению в деятель-
ность – это особое рабочее состояние сознания, именуемое пред-
вниманием. Оно может возникать непроизвольно в ответ на сти-
мул, по собственной инициативе человека или как следствие
внешней инструкции. Физиологическая основа предвнимания – это
избирательное повышение чувствительности.
Состояние предвнимания характеризуется постепенным повы-
шением интенсивности сосредоточения в процессе подготовки к
выполнению деятельности. В этой связи выделяют нижнюю и вер-
хнюю границы предвнимания. Нижняя граница соответствует тому
моменту, когда происходит первичное сосредоточение, отвечающее
содержанию деловой направленности. Верхняя граница характери-
зуется достижением оптимальной интенсивности внимания, позво-
ляющей приступить к выполнению основной деятельности. Ниж-
няя и верхняя границы предвнимания могут быть сближены, но могут
и значительно отдаляться друг от друга. Это зависит от умения
человека управлять своим вниманием, уровня овладения выполня-
емой деятельностью, психического состояния в момент начала
деятельности, мотивации, типа темперамента и т.п. В целом состо-
яние предвнимания весьма кратковременно: экспериментально ус-
тановлено, что оно длится около 500 миллисекунд, далее происхо-
дит его угасание.
При включении в деятельность предвнимание сменяется так
называемым процессуальным вниманием, которое функционирует
на протяжении всего времени осуществления деятельности. В рам-
ках такого внимания выделяют упреждающее внимание. Оно пре-
дусматривает целенаправленный поиск и отбор необходимой ин-
формации, предвосхищение результатов деятельности, то есть
участие в построении модели будущего действия, выбор способов
осуществления деятельности.

9
В собственно процессуальном внимании выделяют ряд дина-
мических фаз:
– фазу восходящего внимания, для которой характерно повы-
шение сосредоточенности сознания на объекте в момент начала
интеллектуальных или практических действий с ним. В этот пери-
од происходит достижение уровня наиболее продуктивной сосре-
доточенности внимания на деятельности;
– положительный сдвиг внимания, при наступлении которого
происходит быстрое возрастание углубленности и устойчивости вни-
мания. В результате повышается уровень сосредоточения, обеспе-
чивается высокий темп выполнения задания на фоне выраженной
интеллектуальной активности, опосредованной эмоциональными и
волевыми компонентами личности;
– спад внимания, характеризующийся быстрым снижением кон-
центрации внимания и отвлечением от деятельности. Он сопровож-
дается снижением интеллектуальной активности, ослаблением во-
левой регуляции деятельности. Причинами спада внимания могут
явиться: утомление, неуспех деятельности, снижение мотивации
достижения, эффекты межличностного взаимодействия, ингибиру-
ющие внимание (негативная внешняя оценка, обида и т.п.).
Внимание как свойство личности. При рассмотрении вни-
мания как устойчивой постоянной особенности человека имеется в
виду, что такие личностные образования, как мотивы, ценности, иде-
алы, эталоны, цели направляют и регулируют внимание человека,
наполняя его личностным смыслом. В этой связи В.И.Страхов от-
мечает, что внимание производно от свойств личности и вместе с
тем является опорным свойством, влияющим на формирование
других свойств личности, проявляющихся в деятельности и взаи-
моотношениях людей.
Как личностное свойство внимание проявляет себя как вни-
мательность – черта личности, определяемая системой ценност-
ных ориентаций и направленностью личности и, в свою очередь,
определяющая, к чему и в какой степени может быть вниматель-
ным человек.
Внимательность имеет две формы проявления:
– первая форма связана с постоянным вниманием человека к
окружающей обстановке, умением замечать изменения в предмет-
ной среде и внешней ситуации, умением организовывать предмет-
ную деятельность и контролировать ее исполнение. Такая внима-
тельность называется объектной и проявляется в таких свойствах

10
личности, как наблюдательность, любознательность, деловитость
и т.п.;
– вторая форма внимательности обнаруживается во взаимо-
действии людей друг с другом, в общении и называется субъект-
ной внимательностью. Она имеет нравственное содержание и вы-
ражается в умении наблюдать и понимать психические состояния
других людей. Идеал внимательности по отношению к другому
человеку предполагает целый ансамбль личностных свойств, куда
входят чуткость, отзывчивость, умение замечать настроение дру-
гого человека, желание прийти на помощь и т.п. Подобная внима-
тельность – предпосылка эмпатии.
Объектная и субъектная внимательности у каждого человека
сочетаются в определенной пропорции: они могут быть или равно
представленными, или одна из них может являться доминирующей.
Внимание как психическое состояние. В психологии вни-
мание рассматривается не только как процесс и свойство, но и как
психическое состояние.
В зависимости от соотношения внутренней сосредоточеннос-
ти на выполняемой деятельности и ее внешней выраженности вы-
деляют четыре состояния внимания:
– действительная внимательность – состояние, характеризу-
ющееся углубленностью в деятельность, которая имеет очевид-
ную внешнюю картину интенсивного сосредоточения (специфиче-
ская поза внимания, отсутствие лишних движений, фиксированный
взгляд и т.п.);
– действительная невнимательность – состояние, противопо-
ложное предшествующему состоянию. При этом низкий уровень
сосредоточенности на деятельности сочетается с соответствую-
щими внешними проявлениями (отсутствие фиксированной позы,
двигательная расторможенность, отсутствие визуального контак-
та и т.п.);
– кажущаяся внимательность – состояние, при котором от-
влечение от необходимой в этот момент деятельности маскирует-
ся внешними признаками внимания. Это состояние есть ни что иное,

стр. 1
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>