<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

как симуляция внимания;
– кажущаяся невнимательность – состояние активного сосре-
доточения внимания на деятельности на фоне маловыраженных
внешних признаков.
Таким образом, внимание, действительно, является многознач-
ным психическим феноменом: оно многолико и ни одно из его кон-

11
кретных проявлений не дает о нем исчерпывающего представле-
ния. Поэтому целесообразно рассматривать внимание как слож-
ную иерархическую систему, организующим фактором которой яв-
ляются цели деятельности человека.

1.3. Психический статус внимания в целостной
психике человека

Рассмотрение вопроса о психическом статусе внимания пред-
полагает опору на представление об основной психологической три-
аде, образованной следующими классами психических процессов,
имеющих место в человеческой психике: когнитивными, эмоцио-
нальными и регуляторно-волевыми (по Л.М.Веккеру).
Определяя психический статус, внимание можно рассматри-
вать как рядоположенный процесс в группе познавательных про-
цессов. Правомерность такого подхода обусловлена имеющимися
доказательствами «автономности» внимания как самостоятельно-
го психического феномена. К их числу относятся следующие:
– физиологические, в том числе наличие специфических фи-
зиологических механизмов внимания (безусловного ориентировоч-
ного рефлекса, очага оптимального возбуждения, доминанты и т.п.);
изменение вегетативных функций (степени мышечного напряже-
ния, частоты движения глазных яблок и т.п.);
– психологические, в том числе особая ясность и отчетливость
воспринимаемой из внешнего мира информации, наличие опреде-
ленных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемос-
ти и т.п.), повышение качества и продуктивности деятельности как
результат внимания.
Этих доказательств вполне достаточно для признания опре-
деленной автономности внимания как психического феномена.
Представляется вполне правомерной и другая точка зрения,
согласно которой внимание явным образом выходит за пределы
исключительно когнитивного процесса. Этот «выход за пределы»
состоит в том, что внимание включается во все три класса основ-
ной психологической триады, как бы пронизывая и когнитивную, и
эмоциональную, и регуляторно-волевую сферы целостной психики
человека. Это позволяет выделить особый статус внимания как
феномена, интегрирующего психическую деятельность человека,
как сквозного психического процесса, органично связанного с дру-
гими психическими процессами и свойствами и объединяющего
психику в единое целое.

12
Такой психический статус внимания определяет его специфи-
ческие особенности, отличающие его от других психических про-
цессов. В частности, внимание не имеет собственного содержания
и всегда существует как проявление функционирования других пси-
хических процессов. В этой связи Р.С.Немов отмечает, что всякий
раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлека-
ясь от всего остального содержания психических феноменов, она
как бы исчезает. У внимания нет также собственного результата.
Если результат процесса восприятия – образ объекта, процесса па-
мяти – представление об объекте и т.п., то у внимания аналогич-
ных «продуктов» нет, оно содействует эффективному протеканию
других психических процессов.

1.4. Функции внимания
Способность внимания обеспечивать оптимальные условия для
осуществления других психических процессов обусловлена опре-
деленными его функциями, в числе которых следует указать сле-
дующие:
– селективная функция, проявляющаяся в том, что внимание
определяет ту часть информации, которая будет реально обраба-
тываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит не-
нужные в данный момент психические процессы, способствуя тем
самым целенаправленному отбору поступающей информации в со-
ответствии с актуальными потребностями и целями деятельности
человека;
– прогностическая, или планирующая функция, заключающая-
ся в участии внимания в процессе построения программы буду-
щих действий человека, адекватных актуальной и перспективной
ситуациям;
– контролирующая функция внимания заключается в его на-
правленности на оценку как общего результата деятельности, так и
оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соот-
ветствие целям деятельности.
Названные функции внимания представляют собой различные
варианты реализации общей регуляторной функции внимания, при-
сущей ему как психическому феномену.
По словам К.Маркса, отдельный скрипач сам управляет со-
бой, оркестр нуждается в дирижере. В целостной психике человека
роль такого «дирижера» полноправно принадлежит вниманию, ко-
торое, будучи сквозным психическим процессом, выполняет ин-
тегративную функцию.

13
ГЛАВА 2. ВИДЫ ВНИМАНИЯ

2.1. Классификация видов внимания

Классификация видов внимания может быть осуществлена по
достаточно многочисленным критериям.
Если в качестве критерия классификации выступает происхож-
дение внимания, то выделяют природное и социально обусловлен-
ное внимание. Первое представляет собой врожденную способность
к избирательности реагирования на внешние и внутренние воздей-
ствия на основе безусловного ориентировочного рефлекса в силу
их информационной новизны. Социально обусловленное внимание
формируется при жизни под влиянием обучения и воспитания. Оно
связано с сознательной избирательностью и волевой регуляцией ре-
агирования.
В случае, когда в качестве критерия классификации принима-
ется локализация объекта внимания, выделяют внешнее и внут-
реннее внимание. Очевидно, что внешним оно является, если объект
находится вне субъекта внимания, и, наоборот, если объектами вни-
мания становятся элементы внутренней жизни человека (мысли,
чувства, воспоминания и т.п.), внимание является внутренним.
Учитывая особенности субъекта внимания, считают, что если
им является отдельный человек, то внимание индивидуальное; если
группа – групповое; если коллективный субъект – коллективное.
По критерию времени В.И.Страхов выделяет возвратное вни-
мание, объектом которого являются результаты частично или пол-
ностью выполненной работы; перспективное внимание, направлен-
ное на оценку результата, план последующих действий. По данному
критерию можно выделить и актуальное внимание, представлен-
ное «здесь и теперь» и обслуживающее актуальную деятельность.
Этот же психолог по характеру отражения объектов внима-
ния, взяв за основу разделения характер отражения объекта внима-
ния, характеризует внимание, направленное на детали объекта, как
аналитическое, дифференцирующее и, соответственно, направлен-
ное на целостный объект как синтетическое.
Приняв за основание классификации характер объекта внима-
ния, В.И.Страхов описывает следующие его виды:
– сенсорное (чувственное и перцептивное), объектами кото-
рого являются ощущения и восприятия;
– интеллектуальное, где в качестве объектов внимания высту-
пают содержательно-процессуальные характеристики мышления;

14
– двигательное (исполнительское), объектами внимания при
нем становятся действия и операции выполняемой деятельности;
– пользуясь этим критерием, правомерно выделить аффектив-
ное внимание, объектами которого выступают эмоции и чувства,
переживаемые человеком.
Р.С.Немов по характеру управления вниманием подразделя-
ет его на непосредственное, которое управляется напрямую объек-
том внимания, и опосредованное, регулируемое с помощью посред-
ников (слов, жестов и т.п.).
Наиболее распространенной является классификация видов вни-
мания по критерию представленности в акте внимания цели и воле-
вого усилия. По данному основанию выделят непроизвольное, про-
извольное и послепроизвольное внимание.

2.2. Непроизвольное внимание: его природа
и детерминанты
Непроизвольное внимание имеет выраженную очевидность,
в силу чего именно оно прежде всего стало объектом исследова-
ния психологов и получило в их работах различные названия, тем
не менее, отражавшие его существенные особенности. Так, Э.Тит-
ченер назвал его первичным, Н.Н.Ланге – инстинктивным, реф-
лексивным, Л.С.Выготский – натуральным, Н.Ф.Добрынин – вы-
нужденным.
Филогенетически и онтогенетически непроизвольное внимание
представляет собой наиболее «древний» вид внимания. В онтоге-
незе оно обнаруживается очень рано – с первых дней появления
ребенка на свет.
Физиологической основой непроизвольного внимания являет-
ся универсальная биологическая реакция – ориентировочный реф-
лекс, возникающий как ответная реакция на любое изменение ок-
ружающей среды. Е.Н.Соколовым и сотрудниками был выявлен
нейрофизиологический механизм этой реакции: установлено, что в
центральной нервной системе в результате анализа информации,
поступающей извне, формируется «нервная модель» стимула или
ситуации. Изменение параметров стимула вызывает к работе клет-
ки-детекторы, так называемые нейроны внимания. Они фиксируют
рассогласование вновь поступающей информации с уже имеющей-
ся моделью, что автоматически вызывает ориентировочный реф-
лекс «что такое?».
С позиций психологического анализа возникает вопрос: все ли
изменения стимула (ситуации) равноценны. Прежде всего следует
15
отметить, что преимущественное отражение получают те измене-
ния, которые связаны с субъективными актуальными потребнос-
тями человека и прежде всего с базальными. Для ориентировоч-
ного рефлекса в этом случае справедлив «закон силы»: чем сильнее
изменение стимула, тем сильнее ответная реакция на него. В отно-
шении основных социогенных потребностей человека характерно
как соблюдение, так и нарушение «закона силы»: ничтожные изме-
нения стимула, адресованные к основным и выраженно значимым
потребностям, могут вызвать сильную ответную реакцию. Особенно
выражено такое нарушение в отношении познавательной потребно-
сти, благодаря чему незначительное изменение стимула может
стать основой проявления интереса.
Факторы, организующие непроизвольное внимание человека,
связаны как с характеристиками объекта внимания, так с особен-
ностями самого человека – субъекта внимания.
Первая группа факторов непроизвольного внимания включает
следующие:
– сила раздражителя;
– новизна раздражителя;
– контрастность;
– длительность и прерывистость действия раздражителя;
– движение объекта на неподвижном фоне;
– внезапность появления раздражителя и др.
Вторая группа представлена устойчивыми особенностями
субъекта внимания, имеющими место всегда, или особенностями,
возникающими в конкретной ситуации, в том числе:
– актуальными или устойчивыми потребностями;
– интересами;
– эмоциями и чувствами;
– прошлым опытом, в том числе в виде привычки, динамичес-
кого стереотипа (устойчивая апперцепция);
– установкой на внимание (временной апперцепцией), которая
задается предыдущими обстоятельствами, ожиданием определен-
ного хода событий;
– согласованностью информации, поступающей от объекта, с
наличным содержанием сознания человека и др.
Основная функция непроизвольного внимания состоит в быст-
рой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся
условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь
в данный момент наибольший жизненный смысл.

16
2.3. Произвольное внимание как высшая
психическая функция

Наряду с непроизвольным важнейшую роль играет произволь-
ное внимание. За устранением частицы «не» стоит коренная реор-
ганизация психологических механизмов внимания. В качестве фак-
тора, пробуждающего произвольное внимание, выступают не
случайные изменения или характеристики объектов, а цель дея-
тельности человека.
Психологический механизм возникновения произвольного вни-
мания связан с процессом целеполагания. Определение цели, фор-
мирование акцептора действия, планирование и реализация спосо-
бов достижения цели, оценка конечного продукта и при
необходимости – коррекция действия – все эти этапы деятельнос-
ти человека осуществляются под общим контролем произвольного
внимания.
Сосредоточенность же на этой цели представляет собой ре-
зультат волевого усилия. В этой связи Джеймс писал, что главней-
ший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривле-
кательный объект и в сосредоточении на нем внимания.
Физиологические механизмы произвольного внимания свя-
заны с работой более «молодых», специфически человеческих
областей головного мозга – лобных отделов коры больших по-
лушарий, которые программируют и корректируют поведение и
деятельность человека. Особенностью произвольного внимания
является то, что доминирующим раздражителем здесь являет-
ся сигнал, идущий не от первой сигнальной системы, что типич-
но для непроизвольного внимания, а от второй. При этом возни-
кающее в коре больших полушарий возбуждение,
соответствующее речевому стимулу (мысли, самоприказу и т.п.),
становится преобладающим, доминантным. Энергетическая
«подпитка» произвольного внимания осуществляется за счет
активации «энергоблока» мозга – верхних отделов мозгового
ствола, гипоталамуса, ретикулярной формации – под влиянием
словесных раздражителей.
Произвольное внимание относится к высшим психическим фун-
кциям и присуще только человеку.
Л.С.Выготский в развитии внимания выделял две основные
линии: линию натурального развития внимания и линию его куль-
турного развития.

17
Линия натурального развития внимания связана с естествен-
ным вызреванием отдельных доминант (пищевой, зрительной, слу-
ховой и т.п.). Развитие внимания здесь является функцией общего
органического развития ребенка и развития центральной нервной
системы, ее нервных аппаратов и функций. Этот процесс преобла-
дает на первом году жизни ребенка и происходит в течение всей
жизни человека. Проявлением или психическим эффектом этого
процесса является формирование непроизвольного внимания.
Линия культурного развития внимания берет начало также с
момента рождения при первом социальном контакте ребенка с ок-
ружающими его взрослыми. Конечная цель такого развития состо-
ит в овладении ребенком собственным вниманием, формировании
у него способности управлять им, что и составляет сущность про-
извольности любого психического процесса.
Чтобы ответить на вопрос, каким образом произвольность как
характеристика внимания формируется у ребенка, Л.С.Выготский
и его ученики провели ряд оригинальных экспериментов по специ-
ально созданной методике двойной стимуляции. Цель данной ме-
тодики – показать психологический механизм овладения челове-
ком своим вниманием.
Сущность методики двойной стимуляции заключается в том, что-
бы создать ситуацию, требующую от ребенка овладения собствен-
ным вниманием. Это представляет определенную сложность для до-
школьника и даже младшего школьника, поскольку внутреннее действие
внимания как произвольное у ребенка данного возраста еще не сфор-
мировано. Поэтому вводится второй стимул, который выполняет роль
внешней опоры и обеспечивает устойчивость внимания ребенка на
предъявляемом объекте, то есть является посредником. Благодаря
ему внутреннее психическое действие внимания становится внешним,
практическим действием с объектом-посредником. Действие снача-
ла отрабатывается во внешнем плане, а затем интериоризируется,
становясь произвольным. При этом внешний посредник (объект или
внешняя речь) заменяется внутренней речью.
Конкретная исследовательская процедура с детьми 4 – 7 лет,
построенная на основе методики двойной стимуляции, может быть
проведена в две серии. В первой серии действия ребенка выполня-
ются без внешних вспомогательных средств. Экспериментатор
говорит ребенку: «Я сейчас буду задавать тебе вопросы, а ты бы-
стро отвечай, соблюдая два правила: не называть запрещенных
цветов (белый и голубой); не называть дважды один и тот же цвет».
Далее он предлагает ребенку следующие вопросы.

18
Бывал(а) ли ты в деревне?
Какого цвета трава?
Был(а) ли ты в больнице?
Какого цвета халат у доктора?
Знаешь ли ты цветок ромашки?
Какого цвета лепестки у ромашки?
Какого цвета небо?
Какого цвета осенние листья?
Какого цвета вагоны поезда?
Какого цвета листья подсолнуха?
Данные, полученные в первой серии эксперимента, показыва-
ют, что управление вниманием как внутреннее действие у детей
данного возраста не сформировано, что приводит к многочислен-
ным ошибкам в ответах на вопросы экспериментатора.
Во второй серии произвольность внимания ребенка формиру-
ется с помощью внешних вспомогательных средств. Это могут
быть полоски бумаги белого, желтого, голубого и зеленого цве-
тов. Каждому ребенку предлагают ту же инструкцию, что и в
первой серии, но дополнительно дают внешнее вспомогательное
средство – полоски бумаги указанных выше цветов, которые кла-
дут на стол перед испытуемым. При этом ребенку говорят: «Вот
эти полоски белого и голубого цветов, которые ты не должен на-
зывать, положи сейчас перед собой. А эти – желтого и зеленого
цветов – положишь перед собой после того, как назовешь пред-
меты такого цвета». Далее ребенку задают те же вопросы, что и
в первой серии.
Экспериментальные данные второй серии свидетельствуют о
том, что при опоре на внешние стимулы, благодаря которым дей-
ствие контроля за вниманием становится развернутым практиче-
ским действием с объектами-посредниками, у детей формируется
способность к произвольному вниманию, то есть происходит овла-
дение собственным вниманием.
Таким образом, культурное развитие внимания заключается в
том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд стимулов-
средств, с помощью которых он далее управляет собственным вни-
манием. Такими стимулами-средствами могут быть конкретные
предметы, жесты-указания, слова-указания. Все эти средства вы-
полняют роль внешних опор, которые сначала предлагаются ре-
бенку взрослым, затем используются им в общении со взрослым
для направления его внимания на нужный ребенку объект, а потом
становятся внутренними средствами управления ребенком собствен-

19
ным вниманием, обеспечивая тем самым его управляемость или
произвольность.
Исходя из того, что социальные отношения образуют основу
как отдельно взятой психической функции, так и их систем, Л.С.Вы-
готский рассматривал и генезис внимания. В этом процессе он вы-
делил четыре стадии.
Первая стадия связана с тем, что другой человек (взрослый)
с помощью определенного средства управляет поведением и со-
знанием ребенка, направляя реализацию его натуральных, непро-
извольных функций, в том числе непроизвольного внимания. Таки-
ми средствами являются прежде всего указательный палец и
речевое сопровождение указательного жеста взрослого человека.
Л.С.Выготский отмечает, что именно указание стоит в начале уп-
равления вниманием, и замечательно, что человек создал себе как
бы особый орган произвольного внимания в указательном пальце,
получивший в большинстве языков свое название от этой функции.
Поэтому историю произвольного внимания, подчеркивает он, сле-
дует начинать с истории указательного пальца. Очевидно, что дей-
ствие на этой стадии является интерпсихическим, то есть действи-
ем между людьми, осуществляющимся во внешнем плане.
Для второй стадии характерно, что сам ребенок становится
субъектом, использующим данное ему психологическое орудие для
управления поведением и сознанием другого человека. С помощью
собственного указательного пальца и соответствующего речевого
сопровождения он обращает внимание взрослого на нужный ему
объект. Действие управления продолжает существовать во внеш-
нем плане как действие интерпсихическое.
На третьей стадии ребенок начинает применять к самому себе
те способы управления сознанием и поведением, которые другие
люди применяли к нему, а он – по отношению к ним. Такое действие
протекает все еще во внешнем плане и сопровождается эгоцентри-
ческой речью ребенка, но обращено им на самого себя.
Уже на третьей стадии начинается интериоризация действия
управления вниманием, которая приобретает законченный вид на
четвертой стадии. Действие управления ребенком своим внимани-
ем становится собственно внутренним действием, осуществляю-
щимся в опоре на психический образ и внутренню речь.
Таким образом, Л.С.Выготский показал, что развитие произ-
вольного внимания как высшей психической функции происходит
по общему закону развития высших психических функций: первона-
чально они возникают как форма коллективного поведения, как

20
форма сотрудничества между людьми и лишь впоследствии стано-
вятся внутренними психическими функциями самого ребенка.
Отличительными признаками произвольного внимания как выс-
шей психической функции являются следующие:
– опосредованность;
– осознанность;
– произвольность;
– прижизненное формирование;
– возникновение в результате овладения специальными оруди-
ями-средствами, выработанными в ходе исторического развития
общества;
– обусловленность развития произвольного внимания включен-
ностью ребенка в процесс усвоения заданных образцов организа-
ции внимания;
– стадиальность развития произвольного внимания в онтоге-
незе. Согласно результатам исследований, овладение ребенком сво-
им вниманием с помощью предметных и речевых действий на-
чинается в дошкольном возрасте с 2,5 – 3,5 лет. Выраженные

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>