<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

проявления произвольности внимание имеет в 5,5 – 6,5 лет, когда
ребенок способен выполнить задание, используя способы органи-
зации внимания самостоятельно. Овладев внутренними средства-
ми управления вниманием, ребенок далее выходит на уровень
взрослого человека, поэтому в дальнейшем онтогенезе динамика
развития произвольности внимания не выражена, но оно приобре-
тает индивидуальные особенности. Эти особенности в развитии
произвольного внимания изучал А.Н.Леонтьев на выборках ис-
пытуемых разного возраста с помощью методики двойной сти-
муляции.

2.4. Послепроизвольное внимание

Вопрос о послепроизвольном внимании тесно связан с вопро-
сом об организующей роли мотивов и потребностей в пробужде-
нии и активизации внимания человека. В процессе деятельности
познавательный интерес представляет собой не что иное, как по-
знавательную потребность, опредмеченную в определенных объек-
тах и видах деятельности, выступающих в этом случае источни-
ком положительных эмоциональных переживаний. Влияние интереса
приводит к метаморфозе произвольного внимания, в частности, к
тому, что увлеченность делом порождает особое внимание – пос-
лепроизвольное.

21
Отличительной особенностью такого внимания является то,
что на фоне увлеченности человека выполняемой деятельностью
из сферы сознания «исчезает» все, что не связано с содержанием
деятельности. И в первую очередь отпадает необходимость в во-
левом усилии, цель которого в произвольном внимании состоит в
удержании сознания на объекте деятельности. В послепроизволь-
ном внимании эту функцию выполняет интерес к деятельности,
возникший у человека.
На этом фоне появляется еще одна особенность послепроиз-
вольного внимания, которая заключается в его повышенной изби-
рательности, отсутствии выраженных реакций на посторонние воз-
действия. Безусловно, очень сильный раздражитель может
вывести человека из этого состояния, поскольку срабатывает бе-
зусловно рефлекторный механизм непроизвольного внимания.
Однако при послепроизвольном внимании, как правило, даже по-
роги ориентировочного рефлекса повышаются. Это означает, что
обычные изменения окружающей обстановки, которых бывает до-
статочно, чтобы разрушить произвольное внимание, оказывают-
ся бессильными перед послепроизвольным. В совокупности ука-
занные выше особенности послепроизвольного внимания
обусловливают его особую экономичность. Поэтому именно пос-
лепроизвольное внимание является оптимальным для выполнения
различных видов деятельности.
Наряду с уже представленными послепроизвольное внимание
имеет еще одну особенность, которая состоит в том, что оно не
управляется самоприказами, самоинструкциями, словесными ука-
заниями, как это имеет место в произвольном внимании, его нельзя
«обмануть» в том смысле, что оно не возникает там, где нет на-
стоящего интереса к делу. В этом отражается глубокая личностно-
смысловая насыщенность такого внимания для человека.
Несмотря на существенные различия, послепроизвольное вни-
мание имеет определенные «точки сближения» как с непроизволь-
ным, так и с произвольным вниманием. Общее с непроизвольным
вниманием состоит в отсутствии у обоих видов необходимости в
волевом усилии. Если же сравнивать послепроизвольное и произ-
вольное внимание, то следует отметить, что, во-первых, во вре-
менном континууме послепроизвольное внимание наступает все-
гда только после произвольного; во-вторых, в нем, так же, как и в
произвольном, в сознании удерживается цель деятельности как об-
раз желаемого будущего, как идеальный результат осуществляе-
мой человеком деятельности.

22
Таким образом, предпринятый анализ указывает со всей оче-
видностью на выраженную внутреннюю взаимосвязь всех видов
внимания человека – непроизвольного, произвольного и послепро-
извольного.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание характеризуется различными качественными про-
явлениями, которые принято называть свойствами внимания. Между
ними существует определенная взаимосвязь, в результате чего ин-
дивидуальное внимание человека приобретает достаточно слож-
ную функциональную структуру.
Все свойства внимания делят на первичные и вторичные. К
первичным относятся объем и устойчивость внимания, ко вторич-
ным – переключаемость и распределение внимания.

3.1. Первичные свойства внимания

Под объемом внимания понимается то количество объектов,
которые могут быть отчетливо восприняты в относительно корот-
кий период времени (в пределах 0,1 с). У взрослого человека объем
внимания в среднем равен 5–7 элементам.
Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемого
материала, от умения субъекта его анализировать и систематизи-
ровать, устанавливать в нем логические связи. С возрастом по мере
развития таких умений объем внимания расширяется.
Ряд исследователей в понимании объема внимания предла-
гают исходить из объема информации, на котором может сосредо-
точиться сознание субъекта с тем, чтобы оперировать этой инфор-
мацией. Введение в современные экспериментальные исследования
субъективных критериев внимания (например, балльных оценок для
уровня субъективной уверенности в ясном, быстром и точном от-
вете) позволило сделать вывод, что объем внимания определяется
в среднем шестью элементами. При дальнейшем увеличении чис-
ла элементов происходит их структурирование (например, на осно-
ве двух-трех элементов: пара – линия, три – треугольник и т.д.).
Поэтому ряд из десяти элементов, образующий те или иные струк-
туры, воспринимается столь же точно и отчетливо, как и ряд из
одного–трех элементов. Явление структурирования было обнару-
жено при исследовании объема внимания для разных сенсорных
анализаторов, в том числе для слухового. Объем слухового внима-

23
ния, как оказалось, зависит также от частоты и темпа предъявле-
ния звуковых стимулов. Например, экспериментально было уста-
новлено, что всякое изменение оптимального темпа ведет к умень-
шению объема слухового внимания.
Произвольность регуляции объема внимания при разрозненных
стимулах ограничена. При смысловой организации стимулов она
значительно выше. Ограниченность объема внимания требует по-
стоянного выделения субъектом каких-либо объектов, находящих-
ся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыделенные объекты исполь-
зуются им как фон. Этот выбор из множества сигналов лишь
некоторых из них и является ни чем иным, как избирательностью
внимания. Поскольку человек не способен одновременно совер-
шать действия с многими объектами, возникает необходимость
дробить поступающую информацию на части адекватно возмож-
ностям психики как обрабатывающей системы. Это обусловлено
ограниченными возможностями центральных механизмов перера-
ботки информации у человека. В частности, если они заняты обра-
боткой информации об одном объекте, то появляющиеся в это вре-
мя сигналы о другом объекте не обрабатываются до тех пор, пока
центральные механизмы обработки не освободятся. Поэтому если
некоторый сигнал появляется через короткое время после преды-
дущего, то время реакции человека на второй сигнал больше, чем
оно было бы при отсутствии первого.
Количественным параметром избирательности внимания счи-
тается, например, скорость осуществления испытуемым выбора
стимула из множества других, а качественным – точность выбора,
то есть степень соответствия результатов выбора исходному сти-
мульному материалу. Комплексной характеристикой внимания яв-
ляется показатель его успешности. Он включает и количествен-
ные (скорость), и качественные (точность) параметры
избирательности.
Устойчивость внимания – это способность субъекта сохра-
нять направленность и сосредоточенность психической активнос-
ти на объекте внимания. Она определяется длительностью концен-
трации его на данном объекте. При этом концентрация
предусматривает способность субъекта сохранять сосредоточен-
ность на объекте внимания при наличии помех. Устойчивость яв-
ляется временной характеристикой внимания. Ее показателем вы-
ступает высокая продуктивность деятельности человека в течение
относительно длительного времени.

24
Устойчивость внимания зависит от таких особенностей объек-
та внимания, как изменчивость, подвижность, возможность совер-
шения действия с ним, соответствие организации объекта оптималь-
ному уровню сложности и т.п. Наряду с этим устойчивость зависит
от наличия у человека интереса к данному объекту, осознания его
значимости в плане реализации целей деятельности. Конкретным
выражением такого отношения являются различные формы прояв-
ления активности человека. Так, его внешняя активность может
проявляться в практических действиях с объектами внимания, а
внутренняя – в решении разнообразных мыслительных и перцеп-
тивных задач, связанных с целями деятельности.
Характеристика устойчивости внимания – это выражение та-
ких динамических проявлений функционирования внимания, каки-
ми являются его колебания (флуктуации). Под колебаниями вни-
мания понимаются его периодические кратковременные
непроизвольные усиление и ослабление. Согласно современным
данным, спонтанные колебания внимания рассматриваются как
результат колебательного процесса, обусловленного самонастрой-
кой сенсорных систем в процессе саморегулирования их «пропуск-
ной» способности, а также колебаниями ряда физиологических фун-
кций (сердечного ритма, дыхания, артериального давления и т.п.).
Колебания внимания происходят в микроинтервалах времени (2–3
с). Численные значения волны внимания как периодического изме-
нения его интенсивности или колебания сенсорной ясности еще в
1893 году установлены русским психологом Н.Н.Ланге. Так, для
слуховых ощущений это значение равно 4 секундам, для зритель-
ных ощущений – 3,2 секунды, для тактильных – 2,5 секунды.
Одним из проявлений колебания внимания является скольже-
ние внимания, которое состоит в эпизодической смене фигуры и
фона при рассматривании специальных двойственных изображений
и выступает следствием «борьбы» двух полей зрения.
Устойчивость, как и всякое другое свойство внимания, не яв-
ляется автономным его проявлением. Поскольку внимание всегда
включено в деятельность человека, его устойчивость в значитель-
ной степени зависит от этой деятельности: ее структуры, предме-
та, мотивов, целей и т.п.
В этой связи очевидно, что изменения устойчивости внимания
могут быть зафиксированы и в длительных временных интерва-
лах. Так, можно выделить стадии сосредоточения внимания при
выполнении длительной работы: первоначальное вхождение в ра-

25
боту связано с трудностью сосредоточения и недостаточной ус-
тойчивостью внимания; пик работоспособности сопряжен с макси-
мальной сосредоточенностью внимания; нарастающее утомление
приводит к снижению сосредоточенности. Эти динамические осо-
бенности функционирования внимания важно учитывать при орга-
низации деятельности.

3.2. Вторичные свойства внимания

Переключение внимания представляет собой преднамерен-
ное перемещение его направленности и сосредоточенности с од-
ного объекта на другой или с одного вида деятельности на дру-
гой. Характеристикой переключения внимания является степень
трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода
субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено,
что скорость переключения внимания зависит как от стимульного
материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Лег-
кость или трудность переключения внимания обусловливаются
также индивидуальными особенностями субъекта, а именно свой-
ствами его нервной системы. У лиц с подвижной нервной систе-
мой, для которой типичны быстрые переходы от возбуждения к
торможению и обратно, переключение внимания осуществляется
легче, чем у лиц с инертной нервной системой с типичным для
нее «застреванием» возбуждения и торможения. Не менее значи-
мы при переключении внимания и личностные особенности испы-
туемых, в том числе такие, как активность и заинтересованность,
уровень мотивации и т.п.
Преднамеренность переключения внимания может быть обус-
ловлена требованиями деятельности или необходимостью включе-
ния в новую деятельность. Переключение внимания может быть
полным, завершенным в том случае, если человек, приступив к
выполнению новой работы, полностью отключился от предыдущей.
Если это условие не соблюдается, говорят о неполном, незавер-
шенном переключении внимания. В этом случае не возникает со-
средоточенность внимания того уровня, который необходим для
эффективного выполнения новой деятельности. Эмпирическими
показателями особенностей переключения внимания являются: вре-
мя, затрачиваемое на переход от одной деятельности к другой; про-
дуктивность работы; качество ее выполнения (наличие или отсут-
ствие ошибок).

26
Условия успешности переключения внимания разнообразны.
Это прежде всего особенности последующей и предыдущей де-
ятельности, отношение человека к прежней и новой деятельнос-
ти, глубина сосредоточения на предыдущей, значимость новой
деятельности и т.п. Повышение показателей переключения мо-
жет быть достигнуто путем упражнений.
Распределение внимания свидетельствует о способности
субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких
независимых переменных одновременно. В эксперименте характе-
ристиками распределения внимания являются временные показа-
тели, полученные в результате сопоставления длительности пра-
вильного выполнения одной задачи и выполнения той же задачи
совместно с другими (двумя и более) задачами.
Распределение внимания обусловлено рядом условий, вытека-
ющих из характера выполняемой деятельности. Так, например, зат-
рудняет распределение высокий уровень сложности выполняемых де-
ятельностей, облегчает распределение внимания автоматизация
одного из одновременно выполняемых видов деятельности. Способ-
ность к распределению внимания может быть сформирована у чело-
века в результате специальных упражнений.
Все перечисленные выше характеристики внимания – первич-
ные и вторичные – представляют функциональное единство, и их
разделение является чисто экспериментальным приемом. В насто-
ящее время в рамках системного подхода к изучению внимания
оно исследуется с помощью методик других наук, смежных с пси-
хологией. Примером такой междисциплинарной интеграции могут
служить исследования внимания в связи с общей активацией дея-
тельности мозга и континуумом уровней бодрствования.




27
РАЗДЕЛ II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВНИМАНИЯ

Задание 1. Изучение внимания школьников в учебной
деятельности

Цель: осуществить наблюдение за динамикой внимания школь-
ников на различных этапах урока; выявить пути и способы первона-
чальной мобилизации и поддержания внимания учащихся на уроке,
используемые учителем.
Ход выполнения
Студенты посещают несколько уроков в конкретном классе.
Выбор уроков зависит от задачи, которую преподаватель ставит
перед студентами. Например, при выполнении задания по выявле-
нию возрастных различий внимания выбирают уроки в младших,
средних и старших классах; при выполнении задания по организа-
ции педагогом внимания школьников на уроке посещаются уроки
определенного учителя в разных классах и т.п.
Наблюдая на уроке за вниманием учащихся, студенты ведут
записи в специальном протоколе, где отмечают:
! этапы урока;
!деятельность учителя;
!деятельность учащихся;
!проявления внимания учащихся;
!объяснение причин динамики внимания.
План наблюдения за вниманием учащихся на уроке
1. Внимание учащихся в начале урока. Время, необходимое
для переключения внимания учеников с того, чем они были заняты
на перемене, на учебную деятельность. Факторы, способствующие
(мешающие) мобилизации внимания учащихся:
– материальные условия: санитарно-гигиеническое состояние
класса, его оформление, подготовленность оборудования, техниче-
ских средств обучения, наглядных пособий и т.п. к началу урока;
– действия учителя: приход в класс, его внешний вид, стиль
общения, приемы, используемые им для мобилизации внимания
класса;
– уровень организованности класса: готовность учеников к
работе на уроке (порядок на столах, поза внимания и т.п.), воздей-
ствие классного коллектива на отдельных учеников.

28
2. Проявление видов внимания и его динамика на разных этапах
урока (при опросе, объяснении нового материала, выполнении упраж-
нений на закрепление пройденного, сообщении домашнего задания):
– способы организации и управления вниманием учеников, при-
меняемые учителем при проведении опроса: организация совмест-
ной деятельности, различных форм контроля со стороны учащихся
за ответом товарищей, введение конкурентных мотивов, учет воз-
растных и индивидуальных особенностей внимания учащихся (объе-
ма, устойчивости, распределения и переключения) и т.п.;
– создание учителем у учащихся сознательной установки на
восприятие нового материала. Постановка задачи перед классом.
Способы, которыми пользуется учитель для мобилизации внима-
ния: прямое требование внимания от учащихся, установление свя-
зи с ранее пройденным материалом, подчеркивание значимости
темы для жизни и практики, создание проблемных ситуаций, фор-
мирование интереса к новому с помощью эмоционально насыщен-
ной занимательной информации и т.п.;
– способы организации и управления вниманием учеников, при-
меняемые учителем при объяснении и закреплении нового матери-
ала. Речь учителя как средство управления вниманием учащихся
(ее содержательность, последовательность, логичность, эмоциональ-
ность, образность, интонация, темп и ритм, использование ритори-
ческих приемов и т.п.). Использование наглядных пособий, техни-
ческих средств обучения, оборудования (в частности, рациональное
использование классной доски). Разнообразие методических при-
емов и видов работы учащихся на уроке. Темп ведения урока. Спо-
собы перевода произвольного внимания учащихся в послепроизволь-
ное, приемы активизации мыслительной деятельности. Воспитание
у учащихся организованности, ответственности, привычки быть вни-
мательным. Учет учителем индивидуальных особенностей учащих-
ся. Организация группового и коллективного внимания в конце уро-
ка. Запись домашнего задания;
– динамика внимания учащихся на разных этапах урока. Со-
отношение видов внимания (непроизвольного, произвольного и пос-
лепроизвольного) и их переходы друг в друга на разных этапах уро-
ка. Устойчивость, концентрация, распределение и переключение
внимания учащихся. Проявление со стороны класса сознательной
ответственности за внимание каждого ученика и со стороны уче-
ников – за индивидуальное внимание. Внимательность и чуткость
учащихся. Рассеянность, отвлечение внимания и причины этого:
отсутствие интереса к предмету или учению вообще, неумение
управлять своим вниманием, неорганизованность, пробелы в зна-
29
ниях, негативное отношение к учителю или одноклассникам, со-
стояние утомления, возбуждения, состояние здоровья, неадекват-
ные действия учителя и т.п. Реакция учащихся на звонок.
3. Внимание учителя на уроке: распределение, переключение,
устойчивость. Формы и эффективность контроля за работой учени-
ков на уроке. Самоконтроль. Внимательность, чуткость по отноше-
нию к ученикам.
Руководствуясь данным планом, студенты ведут наблюдение
за всеми учащимися и работой учителя на уроке, выделяя при этом
одного ученика в качестве объекта тщательного, непрерывного
наблюдения.
Данные наблюдения оформляются в виде аналитического от-
чета (приложение – протокол наблюдения урока).

Задание 2. Внимание учителя на уроке

Цель: на основе наблюдения 3–4 уроков проанализировать ин-
тенсивность и характер внимания учителя на уроке в отношении
учащихся класса. Для анализа необходимо подготовить схему рас-
садки учащихся в классе на уроках выбранного педагога (парты и
расположение учеников за ними). В процессе наблюдения на уроке
на этой схеме следует фиксировать знаками «+» и «–» каждое об-
ращение учителя к конкретным ученикам, вербальное и невербаль-
ное (обвести кружком). Положительное внимание фиксируется «+»,
отрицательное – «–», нейтральное – «0».
Для обработки данных наблюдения предлагается таблица.
Число обращений Ф.И.О. учителя
Иванов Петров Сидоров
Вв (+)
Внв (+)
В(+) (всего + )
Вв (–)

ВнВ (–)
В (–) (всего –)
Вв
Внв
В (всего нейтральных)
Общие показатели:
Онв (всего невербальных)
Ов (всего вербальных)
Во (общее)

30
Условные обозначения:
Вв+ – число положительных вербальных обращений;
Внв+ – число положительных невербальных обращений;
Вв- – число отрицательных вербальных обращений;
Внв- – число отрицательных невербальных обращений;
Вв – число нейтральных вербальных обращений;
Внв – число нейтральных невербальных обращений.
Далее вычисляются индексы эмоциональной модальности каж-
дого типа внимания для каждого учителя отдельно.
Индексы эмоциональной модальности:
Индекс положительного вербального внимания:
ИВв+ = Вв+ : Во.

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>