<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Индекс положительного невербального внимания:
ИВнв+ = Внв+ : Во.
Индекс отрицательного вербального внимания:
ИВв– = Вв-- : Во.
Индекс отрицательного невербального внимания:
ИВнв– = Внв– : Во.
Индекс нейтрального вербального внимания:
ИВв = Вв : Во.
Индекс нейтрального невербального внимания:
ИВнв = Внв : Во.
Индекс положительного внимания:
И+ = В(+) : Во.
Индекс отрицательного внимания:
И– = В (–) : Во.
Индекс нейтрального внимания:
Ив= В : Во.
Индекс невербального внимания:
Инв = Онв : Во.
Индекс вербального внимания:
Ив= Ов : Во.
Индекс общей внимательности педагога:
ИВО = Во : N, где N – число учеников в классе.
На основании полученных данных делается вывод об общей
внимательности учителя по отношению к ученикам. Описывается,
какими способами пользуется учитель чаще всего, проявляя вни-
мание к ученику.
Анализируется принцип распределения внимания к классу:
пространственно-определенная часть класса – середина, ряд у окна,

31
первые парты и т.п.; стереотипный – сильные – слабые и т.п.; лич-
ностный – в зависимости от индивидуальных характеристик лич-
ности. В заключение анализа делается вывод по результатам на-
блюдений трех уроков конкретного учителя.

Задание 3. Исследование избирательности внимания

Цель: определить уровень избирательного внимания.
Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш и се-
кундомер.
Процедура исследования
Исследование проводится в парах: экспериментатор – испы-
туемый. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию,
предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения за-
дания.
Инструкция испытуемому: «Вам будет дан текст с напеча-
танными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчер-
кните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и
работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и
нет вопросов, тогда начинайте».
Тестовый бланк выглядит следующим образом:


Испытуемый: ________________ ________________
Экспериментатор:____________ ________________
________________________________________________________

Тест
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч
ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро
фщуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжипдрошлптсл
хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн
есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть
лджьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурссзжшнапт
йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы
эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн
хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт
нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтлкнноп
________________________________________________________________________

32
После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнил
предложенное ему задание.

Обработка и анализ результатов

Показателями избирательности внимания в этом исследова-
нии являются время выполнения задания и количество ошибок и
пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном
тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор,
теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спек-
такль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, ко-
медия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой
баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов вре-
мени. За каждое пропущенное слово снимается по одному баллу.
Время (в с) Балл Уровень избирательности внимания
250 и более 0 I низкий
240-249 1 I низкий
230-239 2 I низкий
220-229 3 I низкий
210-219 4 I низкий
200-209 5 I низкий
190-199 6 I низкий
180-189 7 II средний
170-179 8 II средний
160-169 9 II средний
150-159 10 II средний
140-149 11 II средний
130-139 12 II средний
120-129 13 II средний
110-119 14 III высокий
100-109 15 III высокий
90-99 16 III высокий
80-89 17 III высокий
70-79 18 III высокий
60-69 19 III высокий
Менее 60 20 IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность уста-
новить абсолютные величины качественных оценок уровня изби-
рательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3

33
баллов, важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяс-
нить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние
сильного эмоционального переживания, внешние помехи, привед-
шие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестировать-
ся и др.
В большинстве случаев имеется связь пропущенных и най-
денных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестиру-
емого.
Избирательность внимания поддается тренировке. Можно
предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улуч-
шения.
Очень высокий уровень избирательности внимания – свиде-
тельство феноменальной психической активности человека.

Задание 4. Исследование концентрации внимания

Цель: определить уровень концентрации внимания.
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера
(рис. 1), карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с
группой из 5–7 человек. Главные условия при работе с группой –
удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками
тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процес-
се тестирования.
Инструкция испытуемому: «Вам предложен бланк с изоб-
раженными квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сиг-
налу «Начали!» расставьте как можно быстрее и без ошибок сле-
дующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в
треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точ-
ку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время, отпущенное на
работу, – 60 секунд. По сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекра-
тите».
Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера при-
веден в приложении.
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с
помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!».
Надежность результатов исследования достигается повторны-
ми тестированиями, которые лучше проводить через значительные
интервалы времени.

34
Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество об-
работанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и
кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания
100 1 очень высокий
91-99 2 высокий
80-90 3 средний
65-79 4 низкий
64 и меньше 5 очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижа-
ется. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на
два ранга, а если ошибок больше 4, то на три ранга.
При анализе результатов необходимо установить причины, их
обусловившие. Среди них важное значение имеют установка, го-
товность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фи-
гуры, расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориен-
тации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев
показатель концентрации внимания может быть ниже возможного
из-за слишком большого желания человека показать свои способ-
ности, добиться максимального результата (то есть своего рода
соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания
могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Задание 5. Исследование переключения внимания

Цель: определить уровень переключения внимания.
Материал и оборудование: секундомер и модифицированная
цифровая таблица Шульте (рис. 9). На таблице в 49 квадратах раз-
мещены числа черного и красного цветов в случайной комбинации,
исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов
с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами: 7 – по горизонтали и
7 – по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные,
тонкие.
Процедура исследования
В тестировании участвуют три человека: экспериментатор, ис-
пытуемый и наблюдатель-протоколист.

35
Исследование включает три серии, которые следуют друг за
другом. В первой испытуемому предлагают назвать и указать чер-
ные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные в убыва-
ющем порядке и в третьей он должен называть и указывать то
черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в
первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а
красные – в убывающем.
Испытуемого усаживают за столом и дают небольшую указку.
Задача экспериментатора – перед каждой серией исследова-
ния инструктировать испытуемого, давать команду «Начали!» для
поиска и называния, следить по секундомеру за временем, потра-
ченным испытуемым на выполнение серии.
Наблюдатель-протоколист помогает экспериментатору опре-
делить ошибки, допущенные испытуемым в ходе выполнения зада-
ния, ведет протокол исследования.

Испытуемый:_______________ ______________
Экспериментатор:__________ ______________
1-я серия 2-я серия 3-я серия
время ошибки время ошибки время ошибки

Таблица предъявляется испытуемому в каждой серии только
после инструкции по сигналу «Начали!», для того чтобы испытуе-
мый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр.
Инструкция испытуемому в первой серии: «Возьмите указ-
ку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифра-
ми. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все чер-
ные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не
надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь.
Начали!»
Инструкция испытуемому во второй серии: «На этой же
таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем по-
рядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет
цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовь-
тесь. Начали!»
Перед началом каждой серии делают перерыв продолжитель-
ность 3-4 минуты для отдыха испытуемого.
Инструкция испытуемому в третьей серии: «На таблице
черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите,

36
называйте и указывайте то красные, то черные цифры поперемен-
но. Черные должны при этом последовательно возрастать, а крас-
ные – убывать. Начинайте с 1-й черной и 24-й красной цифр. Цвет
цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и
нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!»
Если испытуемый в процессе выполнения заданий любой из
серий ошибается, то он сам должен найти ошибку, в редких, самых
затруднительных, случаях допускается подсказка наблюдателя-про-
токолиста. Секундомер при этом не выключается.
После проведения всего исследования испытуемый дает са-
моотчет. По самоотчету определите стратегию поиска цифр и осо-
бенности выполнения заданий.
Обработка результатов
В ходе обработки результатов необходимо:
1) составить график времени, затраченного испытуемым на
выполнение трех серий исследования;
2) установить время переключения внимания.
Время переключения внимания подсчитывается как разность
времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых.
Показатель времени переключения «Т» подсчитывается по форму-
ле: Т=Т3 - (Т1 + Т2), где Т1 – время, потраченное испытуемым на
выполнение первой серии; Т2 – время, потраченное на выполнение
второй серии; Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.
Анализ результатов
Уровень развития переключения внимания у испытуемого оп-
ределяется с помощью таблицы.
Время переключения Т Ранг Уровень переключения внимания
(в с)
менее 60 с 1 высокий
60-90 2 высокий
91-100 3 средний
101-120 4 средний
121-150 5 средний
151-180 6 средний
181-200 7 средний
201-250 8 низкий
251 и больше 9 низкий

37
Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй се-
рий существенно влияет на итоговый показатель переключения вни-
мания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй
сериях менее чем за 30 секунд, итоговый показатель следует уве-
личить, подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или вто-
рой сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 секунд,
то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень пере-
ключения определяется как более низкий.
В том случае, если время переключения оказывается меньше
или равно «0», опыт необходимо повторить. Это означает, что ис-
пытуемый не понял инструкции в первой или второй сериях.
Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска
испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число
по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испы-
тывают трудности, когда искомое число находится рядом с только
что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко.
На основании анализа количественных показателей, графика
времени выполнения трех серий, числа допущенных ошибок, сло-
весного отчета испытуемого, наблюдений экспериментатора и про-
токолиста можно описать характер переключения внимания, учи-
тывая особенности концентрации, и предложить рекомендации по
его развитию. В юношеском возрасте студенты могут тренировать
внимание, меняя виды деятельности, чередуя самоподготовку по
учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упраж-
нения переключения внимания с одного объекта наблюдения на
другой, попеременное выполнение отличающихся действий.

Задание 6. Переключение и устойчивость внимания

Цель: изучение особенностей переключения и устойчивости
внимания в умственной деятельности методом сложения чисел с
переключением.
Ход выполнения
Экспериментатор предлагает испытуемому в течение 10 ми-
нут с возможно большими скоростью и точностью складывать два
однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение произ-
водится двумя различными способами, меняющимися в каждую
минуту опыта.
Работая по первому способу, испытуемый должен сложить две
цифры, к полученной сумме прибавить единицу и результат запи-

38
сать рядом с верхней цифрой справа, а верхнюю предыдущую циф-
ру подписать внизу. Полученная пара чисел опять складывается
аналогичным образом и т.д. Если сумма чисел выражена двузнач-
ным числом, записывается только цифра, обозначающая единицы,
а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (например, если
сумма равна 12, то записывается 2). Ниже приводится пример вы-
полнения задания по первому способу:
1461809001
2 1 4 6 1 8 0 9 0 0 и т.д.
По второму способу цифры также складываются, но от сум-
мы вычитается единица, и результат записывается рядом с нижней
цифрой первой пары, а нижнюю цифру первой пары переносят вверх.
Например:
1223469425
2 2 3 4 6 9 4 2 5 6 и т.д.
В подготовительной части экспериментатор предлагает испы-
туемому складывать цифры только по первому способу в течение
5 минут, затем – только по второму также в течение 5 минут. Пос-
ле этого протоколист подсчитывает среднее количество произве-
денных счетных операций за 1 минуту эксперимента.
В основной части выполнения задания испытуемый по сигна-
лу экспериментатора начинает складывать предложенные пары
цифр первым способом. По прошествии одной минуты эксперимен-
татор дает сигнал «время», а испытуемый, поставив вертикальную
черту, должен начать складывать по второму способу с той пары
цифр, на которой его застал сигнал. Так испытуемый работает в
течение 10 минут, переходя от одного способа сложения цифр к
другому через каждую минуту. За это время он должен произвести
9 переключений. Затем подсчитывается среднее количество про-
изведенных счетных операций за 1 минуту в условиях частого пе-
реключения.
Обработка данных
Протоколист находит отношение количества счетных опера-
ций за одну минуту в условиях частого переключения к тому коли-
честву счетных операций за одну минуту, которое испытуемый де-
лает без переключения. Этот показатель условно назван степенью
переключаемости. Чем он ниже, тем хуже результат умственной
деятельности при частом переключении внимания.

39
Протоколист записывает время, которое потребовалось испы-
туемому, чтобы перейти от одного способа сложения к другому.
Это время называется латентным периодом, или временем пере-
ключения внимания.
Протоколист и экспериментатор отмечают ошибки переклю-
чения и устойчивость внимания. В ходе выполнения задания могут
быть ошибки двух типов: а) непроизвольное длительное продолже-
ние работы по предыдущему способу или многократное смешение
способов, что указывает на недостаточно хорошее переключение
внимания; б) случайные ошибки в сложении и подстановка случай-
ных чисел как следствие неустойчивости внимания испытуемого.
Подсчитывается среднее количество операций (с переключе-
нием) за одну минуту: 18 и более сложений свидетельствуют о срав-
нительно быстром протекании психических процессов, а 8 и менее
сложений – о замедленности этих процессов и о низкой работоспо-
собности испытуемого. В ходе эксперимента прослеживается ди-
намика производительности по минутам и строится график.
Чтобы не было частой повторяемости, рекомендуется начи-
нать со следующих пар цифр:
1 1 2.........
2 4 3 ........
Результаты исследования анализируются, на основании этого
делаются выводы.

Задание 7. «Шифровка»

Цель: изучить индивидуальные особенности распределения и
переключения внимания.
Оборудование: специальные бланки (рис. 2, 3), секундомер.
Ход выполнения
Экспериментатор дает испытуемому бланк (рис. 2) и предла-
гает следующую инструкцию: «В начале бланка имеется код шиф-
ровки. В верхней клетке находится цифра, а в нижней – соответ-
ствующий этой цифре знак. Ваша задача – заполнить пустые клетки
бланка в соответствии с кодом, то есть так, чтобы под каждой
цифрой находился тот знак, которым она обозначена в коде. Работа
должна производиться по порядку, без пропусков клеток. Старай-
тесь работать как можно быстрее, но без ошибок».
Испытуемому дается возможность потренироваться в выпол-
нении задания. Для этого он в соответствии с инструкцией должен

40
заполнить первые пять свободных клеток бланка. Затем экспери-
ментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По
истечении 60 секунд дается команда закончить работу.

Обработка результатов

1. По ключу (рис. 3) проверяется правильность выполнения
задания.

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>