<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Определяется показатель К – количество правильно запол-
ненных клеток.
3. Показатель К переводится в шкальные оценки ( Р ) по сле-
дующей таблице:
Показа- 0– 12 13– 15– 18– 23– 29– 35– 41– 47– 52– 58– 62–
тель К 11 14 17 22 28 34 40 46 51 57 61 65
Шкальная 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
оценка (Р)
Полученные результаты позволяют сделать вывод об уровне
распределения и переключения внимания испытуемого: чем боль-
ше величина показателей К и Р, тем этот уровень выше.

Задание 8. Изучение концентрации слухового внимания

Цель: изучение роли концентрации внимания в учебном про-
цессе и оценка способности к концентрации слухового внимания.
Материал и оборудование: тексты арифметических задач.

Ход выполнения

Опыт проводится коллективно. Испытуемым зачитывается ин-
струкция: «Сейчас я прочитаю Вам три простые арифметические
задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые Вами числа так-
же необходимо держать в уме. Результаты вычислений записывай-
те только тогда, когда я скажу Вам: «Пишите!» Вслух ничего гово-
рить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если Вы не расслышали
или забыли примеры, то вместо ответа ставьте прочерк. Внима-
ние! Полная тишина! Начинаю!» (Читать четко, медленно, с пауза-
ми, где многоточия.)
«Даны два числа: 82... и 68... Первую цифру второго числа
умножьте на первую цифру первого числа ... и от полученного про-
изведения отнимите вторую цифру первого числа... Пишите!...»
(ответ: 46)

41
«Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа
прибавьте вторую цифру первого числа ... и полученную сумму раз-
делите на вторую цифру второго числа... Пишите!...» (ответ: 1)
«Даны числа: 56... и 92... Вторую цифру первого числа разде-
лите на первую цифру второго числа ... Полученное частное ум-
ножьте на вторую цифру первого числа... Пишите!...» (ответ: 4)

Обработка результатов

Результаты заносятся в протокол, где знаком «+» отмечают
решенные, а знаком «–» – нерешенные задачи:

Фамилия Решение задач
испытуемого первой второй третьей
Иванов + + +
Петров - + +
Смирнов + + -
Павлов + - +

Полученные данные позволяют оценить индивидуальные осо-
бенности концентрации слухового внимания. Для решения всех трех
задач необходимо быстрое сосредоточение и устойчивость концент-
рированного внимания. Правильное решение второй и третьей задач
при неправильном решении первой указывает на относительно невы-
сокую скорость сосредоточения внимания и, таким образом, мед-
ленную включаемость в работу. Правильное решение первой и вто-
рой задач при неправильном решении третьей говорит о некоторой
истощаемости внимания, неспособности сохранять высокую его сте-
пень концентрации в процессе работы. Правильное решение первой и
третьей задач при неправильном решении второй свидетельствует о
неустойчивости внимания, отвлекаемости. Следует подчеркнуть, что
такая интерпретация результатов имеет смысл только в случае по-
ложительной мотивации у испытуемых к проводимому опыту.

Задание 9. Изучение временной динамики
устойчивости внимания

Цель: исследовать устойчивость и распределение внимания
методом корректурной пробы.
Материал и оборудование: бланки корректурной пробы (рис. 4),
секундомер.

42
Процедура исследования
Инструкция испытуемому: «На бланках Вы должны вычерки-
вать две заданные буквы. Старайтесь работать быстро и в то же
время внимательно. После каждого слова «минута» отметьте то
место на строке, где Вас это слово застало. Эксперимент начина-
ется и кончается по команде, длится 10 минут».
Обработка результатов
Результаты заносятся в протокол.
Протокол эксперимента
Мину- Кол-во Общее кол-во Кол-во пропущ. Кол-во Показатель
ты обработ. букв, подлеж. и неверно зачер- правильно устойчи-
строк вычеркиванию кнутых букв зачеркнутых вости вни-
букв мания
N m n

Определяется % устойчивости внимания в каждую минуту
опыта по формуле:
% устойчивости внимания = – (n/N) ? 100%,
где N – общее количество заданных для вычеркивания букв, содер-
жащихся в строках, просмотренных за одну минуту опыта; m – ошиб-
ки, то есть количество пропущенных и неправильно зачеркнутых букв;
n – общее количество правильно зачеркнутых букв на этих строках.
Полученные данные сравниваются с существующими нормами:
81–100% – очень хороший показатель;
61–81% – хороший показатель;
41–61% – средний показатель;
21–41% – низкий показатель.
По результатам эксперимента строится график устойчивости
внимания на протяжении 10 мин.
Количество ошибок
(количество обработанных строк)




Время (мин)

43
В этой же системе координат строится график работоспособ-
ности – количество строк, обработанных в каждую минуту опыта.
Вывод: по характеру кривой на графике отмечают колебания
внимания на протяжении 10 минут опыта. Отмечается устойчивость
внимания в момент наивысшей работоспособности.


Задание 10. Изучение концентрации и устойчивости
зрительного внимания

Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зри-
тельного внимания с помощью методики «Перепутанные линии».
Оборудование: секундомер, специальные бланки (рис. 5).
Ход эксперимента
Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция:
«Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий.
Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша
задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке,
где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии
1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо
только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. От-
веты записывайте по порядку, например, 1–17, 2–14 и т.д. Старай-
тесь работать быстро и не делать ошибок». Если опыт проводится
коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, под-
нимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили зада-
ние, а Вы запишите его в нижней части бланка».
Другой вариант выполнения задания – с ограничением време-
ни, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается. В
зависимости от состава испытуемых можно устанавливать вре-
менной интервал – 7–10 минут.
При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экс-
периментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого –
установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуе-
мый, проверяет себя или нет; испытывает ли трудности при про-
слеживании (в начале, в середине или в конце задания); пытается
ли помочь себе пальцем, карандашом, несмотря на запрет. При этом
можно определять время, за которое испытуемый прослеживает
каждые пять линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст
возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания.

44
После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие
трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с
заданием или нет, и почему он так считает.
Обработка результатов
В варианте с ограничением времени обработка сводится к под-
счету (с помощью заранее подготовленного «ключа») числа правильно
прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся
непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляет-
ся и время выполнения задания. В последнем случае можно вычис-
лить показатель успешности выполнения задания (У):
У = Т х ( 25 : N ),
где Т – время выполнения задания (в мин); N – количество пра-
вильно прослеженных линий.
Оценка выполнения задания может осуществляться по 9-бал-
льной шкале:
Оценка в 9 8 7 6 5 4 3 2 1
баллах
Количество 25 24 22-23 22-21 17-19 14-16 12-13 8-11 7
правильных
ответов

Полученные данные интерпретируют, исходя из того, что ошиб-
ки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время
поиска), а также низкая балльная оценка при нормальной остроте
зрения свидетельствуют о слабой концентрации внимания. Об ус-
тойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного вни-
мания судят по сохранению (либо снижению) темпа работы от на-
чала до конца задания.
После получения индивидуальных оценок успешности (У) или
показателей количества правильно прослеженных линий (в вариан-
те с ограничением времени) вычисляют соответствующие средне-
групповые оценки и делают диагностические выводы.

Задание 11. Колебания внимания

Цель: исследование явления колебания внимания и его перио-
дичности в зависимости от установки испытуемого.
Оборудование: Рисунок фигуры с обратимой перспективой,
который кажется испытуемому то лестницей, то свешивающимся
карнизом (рис. 6); секундомер.

45
Ход эксперимента
Группа студентов распределяется на пары «экспериментатор-
испытуемый». Испытуемый внимательно рассматривает лежащий
перед ним рисунок двойственного изображения и с помощью ус-
ловной сигнализации сообщает экспериментатору, что именно он в
данный момент видит на рисунке. Если он видит лестницу, то опус-
кает указательный палец левой руки вниз, если карниз – его палец
поднят вверх.
Экспериментатор следит за положением указательного паль-
ца испытуемого и в такт подаваемых в помещение сигналов (один
сигнал в секунду) ставит слева направо точки: над чертой, если
испытуемый видит карниз; под чертой, если испытуемый видит
лестницу.

.. . ..
Карниз Фаза Б

….. ….
Лестница Фаза А

Работа состоит из 24 опытов, продолжительность каждого – 30
секунд. В перерывах между опытами (несколько секунд) испытуе-
мый не видит рисунка.
Опыты проводятся в следующей последовательности: в тече-
ние первых шести опытов испытуемый рассматривает рисунок, не
имея никакой субъективной установки на преимущественное ви-
дение карниза или лестницы; на следующие двенадцать опытов ис-
пытуемому дается установка стараться видеть в рисунке что-то
одно; наконец, последние шесть опытов снова идут без определен-
ной установки.
В опытах с установкой половине испытуемых можно дать зада-
ние на преимущественное видение лестницы, а другой половине – на
видение карниза.
Инструкция испытуемому (без установки): «Смотрите внима-
тельно на этот рисунок с обратимой перспективой, где Вы будете
видеть то лестницу, то свешивающийся карниз. Я должен знать,
что именно в данный момент Вы видите. Поэтому положите ла-
донь левой руки на стол и сигнализируйте мне указательным паль-
цем: если он опущен, Вы видите лестницу; если он поднят, то сей-
час Вы видите карниз».
Инструкция испытуемому (с установкой): «Делайте то же, что
и в предыдущих опытах, но старайтесь в рисунке видеть только
лестницу (карниз)».
46
Обработка результатов
1. Испытуемому изложить данные самонаблюдения: принятие
установки и ее влияние на продолжительность разных фаз видения,
настроение, общее впечатление, усталость и т.д.
2. По каждому опыту (за 30 с) подсчитать:
а) общее количество фаз А (видение лестницы) и фаз Б (ви-
дение карниза);
б) среднюю продолжительность фаз А и Б (в с);
в) среднюю продолжительность смены фаз в с (сумма сред-
ней А и средней Б);
г) процентные доли длительности фаз А и Б в общей про-
должительности смены фаз, т.е.
А: (А + Б ) х 100% и Б: ( А + Б) х 100%.
3. Подсчитать средние значения всех величин, вычисленных в
пункте 2 (а, б, в, г) для первых шести опытов (до установки); для
двенадцати с установкой; для последних шести (после установки).
4. Сделать выводы о периодике колебания внимания, о влия-
нии на нее субъективной установки испытуемого, о предпочтитель-
ности того или иного поля зрения.
5. По результатам пункта 3 обработки составить сводную таб-
лицу результатов всех испытуемых группы и провести количествен-
но-качественный анализ общегрупповых результатов. Сделать об-
щие выводы по работе.

Задание 12. Методика «Интеллектуальная лабильность»

Методику рекомендуется использовать с целью прогноза ус-
пешности профессионального обучения, освоения нового вида дея-
тельности и оценки качества трудовой практики.
Методика требует от испытуемого высокой концентрации вни-
мания и быстроты действий. Обследуемые должны в ограничен-
ный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные за-
дания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование
можно проводить как индивидуально, так и в группе. Возможно ис-
пользование магнитофона. Каждому испытуемому выдается спе-
циальный бланк (рис. 7).
Ход исследования
Инструкция: «Будьте внимательны. Работайте быстро. Про-
читанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!»
47
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
1. (квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и после-
днюю букву первого месяца года (3 с).
2. (квадрат 4) Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна
буква была написана в треугольнике (3 с).
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикаль-
ными и двумя горизонтальными линиями (4 с).
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четверто-
му так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 с).
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том
месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 с).
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый –
на ДВЕ части (4 с).
7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпос-
леднюю букву вашего имени (3 с).
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, тре-
тий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 с).
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте
плюс в меньшем треугольнике (4 с).
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и
зачеркните гласные (4 с).
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пере-
сечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней
буквой названия вашего города (4 с).
12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная,
поставьте в прямоугольник цифру 1 (3 с).
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте
плюс в меньшую (3 с).
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав
1 и 3 (3 с).
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы,
поставьте галочку на линии между ними (2 с).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на ТРИ части, вто-
рую – на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 с).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верх-
ним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом чет-
вертой (3 с).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните
четные (5 с).
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отделите их
друг от друга вертикальной линией (4 с).

48
20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направлен-
ную вниз, В – вверх, под буквой С – галочку (3 с).
21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и
ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 с).
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в край-
ней справа – плюс, в середине проведите диагональ (3 с).
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую га-
лочку впишите букву А (3 с).
24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не «И»,
напишите сумму чисел 3+5 (3 с).
25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные
буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 с).
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окруж-
ность вокруг четырехугольника (3 с).
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так,
чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 с).
28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифра-
ми подчеркните (3 с).
29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, на-
правленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5 с).
30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква
была написана в круге, а вторая – в прямоугольнике (3 сек).
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направление горизонталь-
ных линий вправо, а вертикальных – вверх (5 с).
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедини-
те оба конца первой линии с серединой второй (3 с).
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные
цифры от четных (5 с).
34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную
вверх, а под линией – стрелку, направленную влево (2 с).
35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О –
в треугольник (4 с).
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольни-
ке, а разность этих же чисел – в ромбе (4 с).
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчер-
кните остальные (5 с).
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 –
только в прямоугольник (3 с).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками чет-
ные цифры (5 с).
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скоб-
ки, а четные – в круглые (5 с).
49
Необходимо отметить, что экспериментатор перед проведе-
нием теста должен внимательно ознакомиться с заданиями и во
время процедуры обследования четко произносить номер квадра-
та, в котором будет выполняться очередное задание, так как номе-
ра заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой счи-
тается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0–4 ошибки –
высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5–9 оши-
бок – средняя лабильность; 10–14 ошибок – низкая лабильность,
трудности в переобучении; 15 и более ошибок – малоуспешен в
любой деятельности.
Методика не требует затрат времени на проведение тестиро-
вания и обработку результатов, вместе с тем она дает достаточно
точный прогноз профессиональной пригодности.

Задание 13. Изучение уровня внимания

Цель: изучение уровня самоконтроля школьников.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если най-
дешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их каран-
дашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особен-
ности поведения ребенка (уверенно ли он работает, сколько раз про-
веряет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания
правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст со-
держит 10 ошибок.
Текст
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и
дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная
пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек
деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже
заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего
города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне
на машине.
Обработка результатов
Подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0–2 – вы-
сокий уровень внимания; 3–4 – средний уровень внимания; более 5 –
низкий уровень внимания.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>