<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

50
Исследователь должен обратить внимание на качество про-
пущенных ошибок, пропуск слов в предложении, букв в слове, под-
мену букв, слитное написание слова с предлогом или др.

Задание 14. Изучение объема внимания

Цель: определить объем внимания.
Оборудование: плакат с изображением трех геометрических
фигур, в которые вписаны однозначные цифры. Цвета, которыми изоб-
ражены геометрические фигуры и цифры, не должны повторяться.
Ход исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым или
группой.
Инструкция испытуемому: «Вам будет предложен плакат, вре-
мя экспозиции которого 1 секунда. Постарайтесь быть предельно
внимательным при рассмотрении плаката».
Обработка и анализ результатов
По окончании экспозиции плаката испытуемому дается ряд за-
даний:
1 задание: написать сумму цифр, изображенных на плакате;
2 задание: нарисовать геометрические фигуры, в которые были
вписаны цифры;
3 задание: обозначить цвет каждой цифры;
4 задание: обозначить цвет каждой геометрической фигуры.
Объем внимания определяется путем сравнения результатов
выполнения каждым испытуемым заданий 1–4 с образцом-этало-
ном, каким является экспонировавшийся ранее плакат.
Максимальное количество информационных единиц на данном
плакате равно 12. Результаты испытуемого сравниваются с чис-
лом Миллера, описывающим пределы нормы объема внимания и
равным 7±2.

Задание 15. Объем внимания

Цель: изучение индивидуальных особенностей объема внима-
ния и точности восприятия простейших объектов.
Оборудование: набор из 15 карточек (рис. 8). На каждой кар-
точке нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. В каждой
клетке – несколько точек (от 2 до 8), расположенных в случайном

51
порядке. Для работы испытуемому необходим бланк с 15 пустыми
сетками, такими же, как на карточках.
Ход работы
До начала работы испытуемый получает бланк. Эксперимен-
татор сообщает ему инструкцию: «Сейчас я буду показывать Вам
на очень короткое время карточки. На каждой карточке – по не-
сколько точек, расположенных по-разному. (Для примера показать
любую карточку.) Ваша задача – запомнить, сколько точек на кар-
точке и как они расположены. После того, как будет показана пер-
вая карточка, Вы на бланке в первой квадратной сетке отметьте
расположение точек. Если запомнили количество точек, но не по-
мните расположение некоторых из них, то ставьте крестики около
сетки. Например, Вы помните, что точек 8, и помните расположе-
ние шести из них. Ставьте 6 точек в соответствующих клетках сетки
и два крестика рядом с сеткой. После показа второй карточки бу-
дете ставить точки во второй сетке и т.д.» После команды «Вни-
мание!» экспериментатор последовательно предъявляет испытуе-
мому на короткое время (0,1 с) каждую из 15-ти карточек. Порядок
предъявления карточек случайный.
Обработка и анализ результатов
1. По каждой карточке определяется, правильно ли названо
количество точек. Если правильно, то соответствующая квадрат-
ная сетка в бланке отмечается знаком «+», если неправильно – зна-
ком «–».
2. Показателем объема внимания данного испытуемого явля-
ется число точек на карточке, при котором начинаются ошибки в
указании их количества. Например, испытуемый правильно воспро-
извел все карточки с пятью точками и меньше, но из карточек с
шестью точками правильно воспроизвел только одну. В этом слу-
чае его объем внимания равен пяти единицам.
3. Показатель точности восприятия пространственного распо-
ложения точек получают следующим образом:
а) по каждой карточке подсчитывается процент правильно раз-
мещенных точек;
б) затем по всей серии – среднее арифметическое процентов.
Делая вывод по результатам исследования, следует указать
количество единиц, составляющих объем внимания, и оценить его
как узкий, средний или широкий на основе числа Миллера, а также
отметить точность восприятия как высокую, среднюю или низкую.

52
РАЗДЕЛ III. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ПО ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ
Задание 1
Вставить пропущенные слова в предложениях:
а) Внимание – это ......... и сосредоточенность ............ на ка-
ком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.
б) Благодаря вниманию ..... объектов становится более яс-
ным, отчетливым.
в) Внимание всегда...... в практическую деятельность и по-
знание.
г) Являясь одним из условий успешности обучения, внимание
в нем и .....
д) В произвольном внимании проявляется ....... личности.
е) Постоянная поддержка внимания с помощью волевых уси-
лий связана с большим напряжением и очень .......
Задание 2
Какие из высказываний верны и почему:
а) Внимание – необходимое условие выполнения любой дея-
тельности.
б) Внимание – врожденная особенность психической деятель-
ности.
в) «Внимание человека определяется структурой его деятель-
ности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля»
(А.Р.Лурия).
г) В акте сосредоточения сознания имеет место отражение
действительности.
д) Произвольное внимание – это сознательно регулируемое со-
средоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Задание 3
Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каж-
дое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отно-
шению к последующим. Почему понятия, оставшиеся невключен-
ными, не подходят в этот ряд:
а) Распределение внимания, отражение, непроизвольное вни-
мание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, пси-
хические явления.
53
б) Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг,
произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.
Задание 4
Обосновать социальную природу произвольного внимания.
Задание 5
«Смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и
то же». Почему?
Задание 6
Укажите, какие условия нужны для:
1. Поддержания произвольного внимания.
2. Возникновения непроизвольного внимания.

А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.
Б. Создание благоприятных условий для деятельности.
В. Устойчивость интересов.
Г. Осознание долга и обязанностей.
Д. Начало или прекращение действия раздражителя, подвиж-
ность предмета на неподвижном фоне.
Е. Новизна, сила, контраст раздражителя.
Ж. Активная умственная работа.
З. Контраст между раздражителями, абсолютная и относитель-
ная сила раздражителя.
И. Необычность раздражителя.
К. Наличие косвенных интересов.
Л. Осознание текущих результатов деятельности в форме внут-
реннего словесного отчета.
М. Привычные условия работы.
Задание 7
Назовите условия, позволяющие сохранить распределение вни-
мания:
А. Свободное владение одним видом деятельности при совме-
щении нескольких занятий.
Б. Группировка объектов внимания.
В. Непроизвольный переход от одного объекта к другому.
Г. Совмещение двух видов умственной деятельности.

54
Д. Одновременное выполнение умственной и практической де-
ятельности.
Е. Связь между объектами внимания.
Ж. Активность человека по отношению к объекту внимания.
З. Интерес к деятельности.
И. Автоматизированное выполнение одного из действий.
К. Одновременное выполнение двух трудных видов деятель-
ности.
Задание 8
Дайте психологическое объяснение следующим фактам:

А. Почему в первом классе текст задачи, задания к упражне-
ниям целесообразно читать учителю?
Б. Почему в начальной школе не следует давать задание на
дом со звонком с урока?
В. Чем объяснить, что в первом классе дети часто сразу пос-
ле чтения текста не могут ответить на вопросы по содержанию
текста?
Г. Почему на уроках в начальной школе следует использовать
динамическую наглядность?
Д. Почему в 1-2 классах на уроках чтения первоначальное
прочтение текста рекомендуется делать учителю или хорошо чи-
тающему ученику?
Е. Почему в 1-2 классах не рекомендуется во время урока
входить в класс и делать объявления?
Задание 9
По каким внешним признакам можно судить о невнимании уче-
ника на уроке?

Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд уст-
ремлен в окно, вернее, во двор. Миша не нарушает дисциплину в
классе, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у
доски, весь класс смеется. Миша так же спокоен, так же присталь-
но смотрит в окно. Учитель проводит свой взгляд туда же. Он ви-
дит: во дворе мальчики играют в футбол. Они горячо спорят, что-
то доказывая одному из вратарей. Миша тоже возмущен, он
порывается что-то крикнуть. Учитель задает Мише вопрос. Миша
недоуменно молчит.

55
Задание 10
Какие условия привлечения произвольного внимания школьни-
цы проявляются на уроке? По каким признакам можно установить
наличие у нее произвольного внимания?

Ученица рассказывает о том, как она старается быть внима-
тельной во время урока: «Я хочу узнать геометрию, но она дается
мне с трудом. Слушая учителя, я иногда замечаю, что мысль моя
уходит куда-то в сторону. Тогда я напоминаю себе, что надо лучше
следить за тем, что говорит учитель, что дома будет еще трудней
разобрать теорему. Я про себя повторяю каждое слово учителя и
так поддерживаю свое внимание».
Задание 11
Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у
первого и второго учеников?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли ла-
бораторную работу по химии. В это же время за учительским сто-
лом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался.
Учитель предлагал поочередно двум сидящим ученикам исправ-
лять ошибки работавшего у стола. При этом первый ученик быст-
ро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик
не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смот-
рел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обра-
щался к нему с одним-двумя вопросами, ученик быстро и хорошо
исправлял ошибки товарища.
Задание 12
Развитие каких свойств внимания помогает актеру успешно
выполнять свою работу?

Деятельность актера сложна. Наряду с основными задачами он
выполняет и побочные. Актер не только направляет внимание на роль,
на выполнение сценических задач, но и на партнера, и на суфлера.
Задание 13
Развитию каких свойств внимания способствовали использо-
ванные учительницей приемы организации урока?

56
Во II классе шел урок грамматики, на котором учительница
объясняла значение предлогов. Были заготовлены большая клетка
и чучело скворца, у детей на парте находилось по маленькой клет-
ке и по одной птичке (трафареты). Начав урок, учительница разре-
шила детям рассматривать предметы, но не разрешила пока тро-
гать их руками. Это заставило детей внимательно слушать
объяснение и терпеливо ждать дальнейших указаний. Затем детям
велели поместить птичку в клетку. Это вывело их из состояния
напряжения. Потом учительница предложила поместить птичку на
клетку, под клетку, за клетку и т.д. То же самое делала и учитель-
ница. Все дети были заинтересованы, работали активно. Они само-
стоятельно составляли и записывали предложения в тетрадях, под-
черкивали предлоги.
Задание 14
Составьте кроссворд с использованием терминов по психоло-
гии внимания.

Задание 15. Программированный опрос
по теме «Внимание»

1. Сосредоточение психической деятельности на тех или иных
предметах и явлениях действительности, обеспечивающее четкое
отражение, называют:
1) восприятием;
2) наблюдением;
3) внимательностью;
4) вниманием.

2. Сосредоточение психической деятельности на объекте в
силу его определенных особенностей называют:
1) послепроизвольным вниманием;
2) произвольным вниманием;
3) непроизвольным вниманием.

3. Сознательно регулируемое сосредоточение психической де-
ятельности на объекте в связи с условиями выполняемой работы
называют:
1) послепроизвольным вниманием;
2) произвольным вниманием;
3) непроизвольным вниманием.

57
4. Сосредоточение психической деятельности на значимом и
ценном для личности объекте, представляющем для нее опреде-
ленный интерес, называют:
1) послепроизвольным вниманием;
2) произвольным вниманием;
3) непроизвольным вниманием.
5. Направленность и сосредоточенность психической деятель-
ности всех учащихся класса на одном предмете называют:
1) групповым вниманием;
2) коллективным вниманием.
6. Способность человека при выполнении работы удерживать
в центре внимания несколько объектов определяют как:
1) концентрация внимания;
2) устойчивость внимания;
3) распределение внимания;
4) объем внимания.
7. Количество объектов, которые одновременно охватывает
внимание, определяют как:
1) концентрация внимания;
2) устойчивость внимания;
3) распределение внимания;
4) объем внимания.
8. Переход от одного объекта внимания к другому, осуществ-
ляемый непреднамеренно, определяют как:
1) отвлечение внимания;
2) переключение внимания.
9. Неспособность человека к сосредоточенной, целенаправ-
ленной деятельности с объектом называют:
1) отвлечением внимания;
2) рассеянностью.
10. В классе оживление, дети не слушают учительницу. Нео-
жиданно она вывешивает большую репродукцию картины. Школь-
ники сразу успокоились, но через две-три минуты вновь оживились.
Тогда учительница начала задавать вопросы по содержанию кар-
тины. В классе снова установилась тишина. Какой вид внимания
возник у учащихся в первом случае:
1) произвольное;

58
2) послепроизвольное;
3) непроизвольное?

11. Во втором случае (см. ситуацию 10):
1) произвольное;
2) послепроизвольное;
3) непроизвольное?

12. Укажите, какие условия нужны для возникновения и под-
держания произвольного внимания:
1) постановка вопросов и решение задач на протяжении опре-
деленного отрезка времени;
2) особенности воздействующих раздражителей: их новизна,
контраст и т.д.;
3) осознание текущих результатов деятельности в форме внут-
реннего словесного отчета;
4) постановка существенно значимых целей и задач деятель-
ности;
5) использование определенных установок и психических со-
стояний.
Задание 16
Определите, какие свойства внимания проявляются в следу-
ющих ситуациях:
А. В течение одной минуты ребенок должен увидеть как
можно больше предметов установленного цвета. Проходит ми-
нута, раздается сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий выяс-
няет, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечис-
лить вслух увиденное. То, что не замечено, дополняют другие
участники игры.
Б. Телефон трещал понапрасну, шаги в коридоре приближа-
лись и удалялись, стук в дверь раздавался и требовательным на-
пором, и вкрадчивым поскребыванием. Васильев не отвечал, он
просто не слышал всего, занятый любимым, главным делом сво-
ей жизни... ( Ю.Бондарев «Выбор»).
В. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние
Пьера Безухова, попавшего на поле боя: «Он не слышал звуков пуль,
визжавших со всех сторон, снарядов, пролетавших через него, не
видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел
убитых и раненых, хотя многие и падали недалеко от него. Он следо-
вал за генералом и напряженно размышлял о чем-то».

59
Г. Учитель объяснял новый материал. Стояла тишина. Доволь-
ный вниманием детей, он прохаживался от стола к доске. И вот
послышался шепот: «Раз, два, три, четыре...запиши». – «Что это
вы считаете?» – «А мы на спор считаем, сколько вы за урок сдела-
ете шагов». Учитель смутился и попытался пошутить: «Собьетесь
до конца урока...» – « Не собьемся, ваши шаги легко считать – у
вас ботинки скрипят».

РАЗДЕЛ IV. ТЕКСТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

4.1. Виды и свойства внимания1

Процессы и состояния внимания классифицируют по разным
основаниям – функциям и эффектам, генезу и механизмам, причи-
нам, условиям и свойствам, объектам и сопутствующим пережива-
ниям. Выбор того или иного основания определяется теоретиче-
ской позицией, представлением о сущности внимания и, самое
главное, поставленной исследовательской или практической задачей.
Данное приложение посвящено классификациям, во-первых,
приближенным к житейской психологии; во-вторых, в основание ко-
торых положена идея активности субъекта и, в-третьих, операцио-
нальных, принимаемых большинством современных когнитивных пси-
хологов. Затем раскрываются представления об основных свойствах
внимания. В заключение приводятся иллюстрации особых разновид-
ностей внимания, описанных в различного рода практиках.
У.Джеймс, опираясь на взгляды предшественников и резуль-
таты самонаблюдения, различает виды внимания по трем основа-
ниям, каждое из которых он находит в содержаниях опыта созна-
ния. По своему объекту внимание может быть чувственным
(сенсорным) и умственным (интеллектуальным). Объектами чув-
ственного внимания являются содержания сознания, получаемые
при помощи органов чувств – ощущения и восприятия. Внимание
интеллектуальное направлено на процессы или продукты мышле-
ния, памяти и воображения. Некоторые авторы дополнительно раз-
личали внимание к представлениям движений и эмоциям, называя
его, соответственно, исполнительным и аффективным. Второе осно-
вание классификации У.Джеймса лежит в аффективной сфере со-

Cм.: Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995. –
1

С. 231-247.

60
знания. Внимание будет непосредственным, если объект интере-
сен сам по себе, и внимание будет производным (опосредствован-
ным, апперцептивным), если объект приобретает интерес лишь по
ассоциации, как бы одалживая его у какого-то другого, значимого
содержания опыта. Третье основание – переживание усилия – от-
носится к волевой сфере сознания. Непроизвольное (пассивное,
рефлекторное) внимание происходит без усилия, а внимание произ-

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>