стр. 1
(общее количество: 10)

ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

—лед. стр. >>





я ѕќЋј√јё, „“ќ ћџ ѕ–»ЎЋ» ѕќ—Ћ≈ ƒ–”√»’ ƒЋя “ќ√ќ, „“ќЅџ ƒ≈Ћј“№ Ћ”„Ў≈ »’, „“ќЅџ Ќ≈ ¬ѕјƒј“№ ¬ »’ ќЎ»Ѕ », ¬ »’ «јЅЋ”∆ƒ≈Ќ»я » —”≈¬≈–»я.

ѕ.я. „аадаев





«ƒќ–ќ¬№≈ –≈Ѕ≈Ќ ј

»

«ƒ–ј¬џ… —ћџ—Ћ ≈√ќ

–ќƒ—“¬≈ЌЌ» ќ¬




«Ќј ќћ—“¬ќ 8
„ј—“№ ѕ≈–¬јя 11
Ќј„јЋќ ∆»«Ќ» ¬јЎ≈√ќ –≈Ѕ≈Ќ ј 11
1.1. Ѕ≈–≈ћ≈ЌЌќ—“№ 12
1.1.1.  ќ√ƒј Ћ”„Ў≈ «јЅ≈–≈ћ≈Ќ≈“№? 14
1.1.2. „“ќ ≈—“№ » ѕ»“№? 15
1.1.3. √»√»≈Ќј 17
1.1.4. „“ќ Ќќ—»“№? 17
1.1.5. „“ќ ƒ≈Ћј“№ — ћ”∆≈ћ? 17
1.1.6. „“ќ ƒ≈Ћј“№ — —ќЅќ…? 17
1.1.7. —≈ —? 18
1.1.8. „“ќ ƒ≈Ћј“№ Ѕ”ƒ”ў≈ћ” ѕјѕ≈? 18
1.2. –ќƒƒќћ 20
1.3. ¬јЎ Ќќ¬ќ–ќ∆ƒ≈ЌЌџ… 23
1.4. ѕ–»Ќ÷»ѕџ ”’ќƒј «ј –≈Ѕ≈Ќ ќћ » »’ ¬ќѕЋќў≈Ќ»≈ ¬ ∆»«Ќ№ 26
1.4.1. ƒ≈“— јя  ќћЌј“ј 27
1.4.1.1. “≈ћѕ≈–ј“”–Ќџ… –≈∆»ћ ƒ≈“— ќ…  ќћЌј“џ 28
1.4.2. ќƒ≈∆ƒј. 30
1.4.2.1. ќ“ƒ≈Ћ№Ќќ ѕќ ѕќ¬ќƒ” ѕјћѕ≈–—ќ¬. 31
1.4.3. —“»– ј 34
1.4.4. —ќЌ 34
1.4.4.1. ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј ѕќ—“≈Ћ» 35
1.4.4.2.  ј  —ѕј“№? 35
1.4.4.3. — ќЋ№ ќ —ѕј“№? 36
1.4.4.4. ” ј„»¬јЌ»≈ 36
1.4.5 ѕ”ѕќ  36
1.4.6.  ќ∆ј 37
1.4.7.  ”ѕјЌ»≈ 37
1.4.8. √”ЋяЌ»≈ 38
1.4.9. ћјЌ»ѕ”Ћя÷»» — ћЋјƒ≈Ќ÷≈ћ 39
1.5.  ќ–ћЋ≈Ќ»≈ 40
1.5.1. ≈—“≈—“¬≈ЌЌќ≈ ¬— ј–ћЋ»¬јЌ»≈ 41
1.5.1.1. ѕ»“јЌ»≈  ќ–ћяў≈… ћј“≈–» 42
1.5.1.2. ќ“ƒ≈Ћ№Ќќ ќ ∆≈Ќ— ќ… √–”ƒ» 43
1.5.1.3. ќсновные правила естественного вскармливани€ 46
1.5.1.4. ѕ”—“џЎ ј 48
1.5.1.5. —ќ— » 49
1.5.2. —ћ≈ЎјЌЌќ≈ » »— ”——“¬≈ЌЌќ≈ ¬— ј–ћЋ»¬јЌ»≈ 50
1.5.2.1. „то давать? 50
1.5.2.2. ќтдельно о донорском молоке. 52
1.5.3. ќЅў»≈ ѕ–»Ќ÷»ѕџ ѕ»“јЌ»я –≈Ѕ≈Ќ ј 53
1.5.3.1. ƒќ ќ–ћ и ѕ–» ќ–ћ 55
1.5.4. ƒ≈…—“¬»я ѕќ—Ћ≈  ќ–ћЋ≈Ќ»я 60
1.5.5. ќ ¬»“јћ»Ќ≈ ƒ. 60
1.5.6. „≈ћ,  ј  » ¬  ј »’  ќЋ»„≈—“¬ј’ ѕќ»“№? 61
1.6.  ”ѕјЌ»≈ 62
1.6.1. √ƒ≈ » ¬ „≈ћ  ”ѕј“№ 63
1.6.2. ѕќ„≈ћ” ЅќЋ№Ўјя ¬јЌЌј? 63
1.6.3. ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј ¬јЌЌџ » ¬јЌЌќ…  ќћЌј“џ 64
1.6.4. ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј ¬ќƒџ 65
1.6.5. “≈ћѕ≈–ј“”–ј ¬ќƒџ 65
1.6.6. ќ–√јЌ»«ј÷»я ѕ–ќ÷≈ƒ”–џ » ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј –≈Ѕ≈Ќ ј 66
1.6.7. —ќЅ—“¬≈ЌЌќ  ”ѕјЌ»≈ 68
1.6.8. ƒ≈…—“¬»я ѕќ—Ћ≈  ”ѕјЌ»я 71
1.7. –ќ—“ » –ј«¬»“»≈, ј “ј ∆≈ Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ "ћ≈Ћќ„»", Ќ≈ƒќ—“ќ…Ќџ≈ ќ“ƒ≈Ћ№Ќќ… √Ћј¬џ 73
1.7.1. «–≈Ќ»≈ 74
1.7.2. —Ћ”’ 75
1.7.3. ¬јЎ» Ѕ≈—≈ƒџ — –≈Ѕ≈Ќ ќћ » "Ѕ≈—≈ƒџ" –≈Ѕ≈Ќ ј — ¬јћ» 75
1.7.4. ѕ–»„»Ќџ ѕЋј„ј 75
1.7.5. —»ƒ≈Ќ»≈, ѕќЋ«јЌ»≈, —“ќяЌ»≈, ’ќ∆ƒ≈Ќ»≈ 76
1.7.6. —ЋёЌ» » «”Ѕџ 77
1.8. √Ћј¬Ќјя «јƒј„ј Ќј„јЋј ∆»«Ќ» 78
„ј—“№ ¬“ќ–јя 79
ќЅ–ј« ∆»«Ќ» ¬јЎ≈√ќ –≈Ѕ≈Ќ ј 79
2.1. „Ћ≈Ќџ —≈ћ№»: “ј “» ј –ј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ƒ≈…—“¬»… 80
2.1.1. ћјћј 80
2.1.2. ѕјѕј 82
2.1.3. ЅјЅ”Ў » » ƒ≈ƒ”Ў » 85
2.2. ѕ»“јЌ»≈ 88
2.2.1. јѕѕ≈“»“ 89
2.2.2.  ќ–ћЋ≈Ќ»≈ ѕќ „ј—јћ 90
2.2.3. Ё“ќ ’ќ„”, Ё“ќ Ќ≈ ’ќ„” 90
2.2.4.  ќ–ћЋ≈Ќ»≈ ¬ ѕ–ќћ≈∆”“ ј’ ћ≈∆ƒ”  ќ–ћЋ≈Ќ»яћ» 90
2.2.5. —Ћјƒќ—“» 91
2.2.6. ѕ≈–¬ќ≈ ЅЋёƒќ 91
2.2.7. ѕ»“јЌ»≈ » ЅќЋ≈«Ќ» 91
2.3. √”ЋяЌ»≈ 92
2.3.1. ѕ–ќ√”Ћ » «ƒќ–ќ¬џ’ ƒ≈“≈… 93
2.3.2. ѕ–ќ√”Ћ » » ЅќЋ≈«Ќ» 95
2.4. —ќЌ 97
2.4.1. —ќЌ «ƒќ–ќ¬џ’ ƒ≈“≈… 97
2.4.2. —ќЌ » ЅќЋ≈«Ќ» 100
2.5. Ћ≈“Ќ»… ќ“ƒџ’ 100
2.5.1.  ”ѕјЌ»≈ 103
2.6. ƒ≈“— »… —јƒ 105
2.7. ¬«ј»ћќќ“ЌќЎ≈Ќ»я — ”„ј—“ ќ¬џћ ѕ≈ƒ»ј“–ќћ 107
2.8. ѕ–ќ‘»Ћј “»„≈— »≈ ѕ–»¬»¬ » 110
2.9. «ј јЋ»¬јЌ»≈ 114
„ј—“№ “–≈“№я 120
ЅќЋ≈«Ќ» ¬јЎ≈√ќ –≈Ѕ≈Ќ ј 120
3.1 ќ„≈Ќ№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ≈ ѕ–≈ƒ»—Ћќ¬»≈ 121
3.2. »ћћ”Ќ»“≈“: „“ќ Ё“ќ “ј ќ≈ 122
3.3. »Ќ‘≈ ÷»ќЌЌџ≈ ЅќЋ≈«Ќ»: ќЅўјя » ќЅя«ј“≈Ћ№Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я 124
3.4. ¬»–”—џ 126
3.5 ќ—“–џ≈ –≈—ѕ»–ј“ќ–Ќџ≈ ¬»–”—Ќџ≈ »Ќ‘≈ ÷»» (ќ–¬») 129
3.5.1. ѕ–ќ—“”ƒј 131
3.5.2. ќ–« 132
3.5.3. ѕќ¬џЎ≈Ќ»≈ “≈ћѕ≈–ј“”–џ “≈Ћј 133
3.5.4. Ќј—ћќ–  135
3.5.5.  јЎ≈Ћ№ 136
3.5.6. «ј“–”ƒЌ≈ЌЌќ≈ ƒџ’јЌ»≈ 137
3.5.7. ѕќ—“≈Ћ№Ќџ… –≈∆»ћ 137
3.5.8. ќ“¬Ћ≈ јёў»≈ ѕ–ќ÷≈ƒ”–џ 137
3.6. Ћ≈“”„»≈ ¬»–”—Ќџ≈ »Ќ‘≈ ÷»» 138
3.6.1.  ќ–№ 138
3.6.2.  –ј—Ќ”’ј 139
3.6.3. ¬≈“–яЌјя ќ—ѕј 140
3.7. Ёѕ»ƒ≈ћ»„≈— »… ѕј–ќ“»“ 141
3.8. ¬»–”—Ќџ… √≈ѕј“»“ 142
3.9. ¬Ќ≈«јѕЌјя Ё «јЌ“≈ћј (–ќ«≈ќЋј) 146
3.10. —“–јЎЌџ≈ ¬»–”—Ќџ≈ »Ќ‘≈ ÷»» 146
3.10.1. ѕќЋ»ќћ»≈Ћ»“ 147
3.10.2. Ѕ≈Ў≈Ќ—“¬ќ 147
3.11. »Ќ‘≈ ÷»ќЌЌџ… ћќЌќЌ” Ћ≈ќ« 148
3.12. √≈–ѕ≈“»„≈— јя »Ќ‘≈ ÷»я 149
3.13. ÷»“ќћ≈√јЋќ¬»–”—Ќјя »Ќ‘≈ ÷»я 151
3.14. Ѕј “≈–»» » Ѕј “≈–»јЋ№Ќџ≈ »Ќ‘≈ ÷»» 152
3.15. ƒ»‘“≈–»я 154
3.17.  ќ ЋёЎ 157
3.18.  »Ў≈„Ќџ≈ »Ќ‘≈ ÷»» 163
3.19. — ј–Ћј“»Ќј 167
3.20. јЌ√»Ќј 169
3.21. ћ≈Ќ»Ќ√»“ 173
3.22. ¬ќ—ѕјЋ≈Ќ»≈ Ћ≈√ »’ 176
3.23. ’Ћјћ»ƒ»ќ« » ’Ћјћ»ƒ»» 182
3.24. »Ќ‘≈ ÷»ќЌЌјя ЅќЋ№Ќ»÷ј 185
3.25. —џѕ№ 187
3.26. ƒ»—Ѕј “≈–»ќ« 190
3.27. ќ“»“ 192
3.28. јƒ≈Ќќ»ƒџ 196
3.29. ƒ»ј“≈« 198
3.30. «јѕќ– 203
3.31. јЌ“»Ѕ»ќ“» » 206
3.32. я ” ќЋќ¬ Ќ≈ Ѕќё—№ 212
3.33. —“–јЎЌџ… ƒќ “ќ– 215
ѕќ—Ћ≈—Ћќ¬»≈, ѕ–ќ—№Ѕџ »  ќќ–ƒ»Ќј“џ 219
ƒЌ≈¬Ќ»„ќ  221

"...и вот когда попросили принести самое прекрасное из того, что есть на всем белом свете, ворона принесла свое дит€..."
притча

Ќаучно-попул€рную литературу почти никто и никогда не читает от начала до конца - как роман. ѕрименительно к книгам с информацией о дет€х, проблемах и болезн€х это особенно актуально. «ачем читать о правилах питани€ беременной женщины, когда у ребенка запор? ќткрываем главу про запор, получаем необходимые сведени€ и, с чувством глубокого удовлетворени€, пытаемс€ претворить в жизнь советы и рекомендации.
јвтору, конечно же, очень хочетс€, чтобы ¬ы прочитали все по пор€дку. Ќо, поскольку надежды на это невелики, дл€ предотвращени€ последующих недоразумений позволю себе краткую инструкцию-информацию дл€ тех, кто готов приступить к чтению (варианты - просмотру, перелистыванию, изучению).
1.  нига состоит из трех основных частей:
* „асть перва€ - посв€щена двум наиболее ответственным этапам в жизни ребенка и его родителей - беременности и первому году жизни.
* „асть втора€ - ребенок старше года, естественно не сам по себе, а во взаимосв€зи с папой-мамой, дедами-бабами, школами-садиками, окружающей средой и системой здравоохранени€.
* „асть треть€ - болезни, больницы, врачи, лекарства, что делать об€зательно, чего не делать никогда.
2. ¬се, что ¬ы прочитаете, следует рассматривать, прежде всего, как информацию к размышлению. Ќи одна жива€ душа на всем белом свете не может любить ¬ашего ребенка и понимать ¬ашего ребенка так, как ¬ы. —овсем другое дело состоит в том, что понима€, люб€ и даже при этом дума€, размышл€€, сообража€, так вот при всех этих услови€х далеко не всегда удаетс€ добитьс€ успеха.
3. ”спех, применительно к процессу ухода и воспитани€, пон€тие относительное - смотр€ с какой колокольни смотреть. — точки зрени€ педагога - не вылезающий из больниц вежливый победитель городской физико-математической олимпиады - несомненный успех. јбсолютно здоровый малолетний бандит (если его отмыть и запретить разговаривать) порадует детского врача отменной работой внутренних органов и прекрасными анализами.
4. «олота€ середина - одновременный и обильный бальзам на душу родственников, врачей и педагогов - это ребенок умный, воспитанный и здоровый. ¬стречаетс€ сие €вление крайне редко, но, реализу€ некую программу ухода и воспитани€, мы, по крайней мере, должны знать к чему стремитьс€.
5. –еальный уровень здоровь€ или нездоровь€ конкретного ребенка зависит от четырех факторов:
* Ќаследственности, т.е. того, что досталось от мамы и папы;
* ќкружающей среды (экологи€ + бытовые услови€);
* —истемы здравоохранени€;
* ѕроцесса ухода и воспитани€, т.е. взаимоотношений ребенка и его родственников.
6. ¬ышеупом€нутые уход и воспитание представл€ют собой некие совершенно определенные действи€, некий комплекс меропри€тий. Ќо, основной парадокс состоит в следующем: 100% взрослого населени€ знают  ј  ƒ≈Ћј“№ ƒ≈“≈…, но 99,9% не знают при этом, „“ќ ѕќ“ќћ ƒ≈Ћј“№ — ƒ≈“№ћ».
7. √лавна€ задача этой книги - устранить парадоксальность ситуации, в доступной форме предоставить читателю возможность самому определить, что с ребенком делать надо и чего нельз€ делать никогда.

«Ќј ќћ—“¬ќ

"Ѕольша€ или меньша€ степень уважени€, питаема€ к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с иде€ми читател€."
√ельвеций

јвтор - не профессор и даже не доцент: просто детский врач - самый обыкновенный, окончивший обыкновенный медицинский институт. » написана эта книга дл€ людей обыкновенных, живущих обыкновенной человеческой жизнью. „то теоретически создает услови€ дл€ будущего взаимопонимани€. 1
Ёту книгу автор адресует родител€м - тем, которые родител€ми уже стали, и особенно тем, кто только собираетс€ стать ими. Ёто не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопеди€ и, упаси Ѕоже, не руководство по поводу диагностики и лечени€!
—корее всего, это среднего размера путеводитель, который должен помочь ¬ам избежать многих проблем.
√лавное - чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышлени€ - и мы договоримс€ обо всем.
ѕроизведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Ќеудивительно, что, потратившись на приобретение очередного "труда", будущие или уже состо€вшиес€ папа и мама хот€т, прежде всего, узнать, в чем состо€т особенности этого труда, и есть ли они вообще.
“аких особенностей три:
ѕерва€ особенность - возможность выполнени€ рекомендаций. ¬едь сотни книг, посв€щенных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общени€ с ребенком воспринимаетс€ в отрыве от реальной жизни. Ќе учитываютс€ такие "мелочи", как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувша€ гор€ча€ вода, сломавшийс€ утюг, мудра€ свекровь, очередна€ беременность, количество дней до зарплаты и т.п.
¬тора€ особенность состоит в том, что, име€ высшее медицинское образование, автор и сам не всегда и не все понимает в умных произведени€х, рассчитанных на "широкую читательскую аудиторию". ѕоэтому он очень и очень старалс€ сделать так, чтобы книга была максимально доступной, но не примитивной.
“реть€ особенность, пожалуй, главна€ - € не просто говорю "делайте так" - € пытаюсь убедить ¬ас в том, что именно так делать и надо.
—ледует отметить, что современные родители довольно редко принимают на себ€ весь груз ответственности за здоровье ребенка. якобы государственный подход к этому вопросу состоит в том, что за здоровье ребенка вообще отвечает участковый врач. Ќо ответы на большинство "детских вопросов" даютс€ на семейных советах, где маме и папе - как лицам наименее опытным - отводитс€ малозначительна€ роль. — одной стороны, это вполне пон€тно. — другой, именно мама и папа всегда оказываютс€ "крайними", если дит€ болеет или плохо себ€ ведет. “ут уж родственники, знакомые и, разумеетс€, бабушки и дедушки не преминут заметить, что надо было слушатьс€ старших.
¬ св€зи с вышеизложенным, обращаю внимание мамы и папы на следующие моменты:
* огл€нувшись по сторонам, ¬ы легко убедитесь в том, что ни ¬ы сами, ни ¬аши друзь€ не отличаютс€ железным здоровьем. ѕоэтому произнесенна€ свекровью или тещей фраза: "я троих вырастила" - не €вл€етс€ сколько-нибудь весомым аргументом.
* что бы ни советовали ¬ам друзь€, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночей, бегать по аптекам и больницам будете ¬ы и только ¬ы!
* ¬ы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. ѕоэтому не доводите своего ребенка до такого состо€ни€, когда только самые решительные меры позвол€т ¬ам преодолеть возникшие сложности. Ћучше уж с самого рождени€ выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и при€тнее.
* ≈сли же с самого рождени€ не получилось - не знали или думали что знаете, не хотели, не понимали - помните: вз€тьс€ за ум никогда не поздно, но чем раньше тем проще.

? ? ?

«доровье наших детей в большинстве случаев не устраивает ни родителей, ни педиатров2. » это вдвойне непри€тно с учетом того, что по количеству детских врачей мы оставили далеко позади не только Ѕангладеш, но и —оединенные Ўтаты јмерики.
¬ывод прост: ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровь€ детей решить нельз€. ј нельз€, скорее всего потому, что упом€нутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе вз€тых. √овор€ другими словами, родители вполне могут сделать так, чтобы их дит€ болело мало, а если уж все-таки болело, то имело возможность сопротивл€тьс€ болезн€м и выздоравливать с минимальными потер€ми.3
¬от тут и становитс€ пон€тной роль педиатра, к которой необходимо стремитьс€ всегда, везде и при любых обсто€тельствах, - роль консультанта. » в этой роли педиатр нужен не столько ребенку, сколько родител€м ребенка!
¬ этой книге мы постараемс€ помочь маме и папе усвоить главные принципы ухода и воспитани€, главные правила оказани€ помощи при болезн€х. Ќо реализовывать их на практике ¬ам придетс€ самим - тут уж помощи ждать не от кого. ѕравда, принципы автора и жизненна€ позици€ родителей могут не совпадать, поэтому, чтобы быть откровенным до конца, сообщаю следующее:
* автор €вл€етс€ категорическим и последовательным противником педиатрического и педагогического экстремизма во всех его про€влени€х. ѕоэтому заранее обречены на провал вс€кие попытки найти в этой книге рецепты по поводу того, как купать в проруби новорожденных или брать в горы трехмес€чных детей, как закапывать нос мочой или учить годовалого ребенка читать, двухлетнего - играть в шахматы, а трехлетнего - готовить к будущей семейной жизни;
* автор убежден, что рождение и воспитание детей не €вл€етс€ главным и единственным предназначением человека. » рождение и воспитание представл€ют собой лишь одну (возможно, самую большую и важную) сторону многогранника,4 котора€ ни при каких обсто€тельствах не должна перекрывать другие его стороны - любовь, дружеское общение, работу, книги, домашних животных, увлечени€ (в€зание, рыбалку, новую прическу, автомобиль, огород);
* никто, ничто и никогда не сможет поколебать уверенности автора в том, что —„ј—“Ћ»¬џ… ребенок - это, прежде всего ребенок «ƒќ–ќ¬џ… и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. —частливый ребенок - это ребенок, у которого есть и мама, и папа, которые наход€т врем€ не только дл€ того, чтобы этого ребенка любить, но и дл€ того, чтобы любить друг друга.

¬от, собственно говор€, и все. ≈жели устраивает - читайте дальше, нет - извините...




” полосатого удава и детеныши в полоску

африканска€ пословица











„ј—“№ ѕ≈–¬јя



Ќј„јЋќ ∆»«Ќ» ¬јЎ≈√ќ –≈Ѕ≈Ќ ј

1.1. Ѕ≈–≈ћ≈ЌЌќ—“№

"—колько мы перемучались из-за того, что не случилось, но лишь могло бы случитьс€"
“омас ƒжефферсон

„еловек ÷арь ѕрироды, но в то же врем€ - ее часть. „асть, котора€ нарушила √лавный «акон ƒжунглей5 и возвысилась над всеми остальными, создав при этом себе и всем, оставшимс€ внизу, массу непри€тностей. ¬ основе этих непри€тностей - посто€нные и, к сожалению, вовсе небесплодные попытки борьбы с законами ѕрироды.  то возьметс€ утверждать, что человек как биологический вид создан неправильно? Ќикто!6 —ледовательно, передающа€с€ от поколени€ к поколению наследственна€ информаци€ достаточно хороша, а от возникающих отклонений ѕрирода пытаетс€ всеми силами избавитьс€ самосто€тельно, несмотр€ на активное противодействие ей современной медицины.
ѕо€вившийс€ на свет человеческий детеныш уже владеет совокупностью наследственных (генных) признаков, котора€ называетс€ генотипом.7 Ќо, родившийс€ хоз€ин генотипа не имеет возможности самосто€тельно распор€жатьс€ своим богатством. ѕод вли€нием окружающей среды генотип превращаетс€ в фенотип - совершенно определенную совокупность внешних признаков.
ѕри одном и том же генотипе можно получить преогромное количество фенотипов - здесь все зависит от:
1. —реды обитани€ (климат, город, деревн€, поблизости завод или, наоборот, сосновый бор, подвал, дес€тый этаж, пыль, хими€, радиаци€ и т.д.);
2. –одителей, точнее от условий, которые они создадут своему ребенку.
—о средой - тут уж как кому повезло. ј родители - это, между прочим, мы с ¬ами и есть.
—уть приведенных рассуждений очевидна: с точки зрени€ ѕрироды (генотипа), здоровье родившегос€ ребенка очень мало отличаетс€ от здоровь€ его предшественника, по€вившегос€ на свет 20 или 30 тыс€ч лет назад и не знавшего, что такое паровое отопление, адаптированна€ молочна€ смесь, стерильна€ соска, кип€чена€ вода и многое, многое другое, но при этом, ухитрившегос€ не только выжить, но и дать потомство. ј этим самым потомством мы с ¬ами, между прочим, и €вл€емс€. » наша главна€ задача - не позволить ребенку растер€ть здоровье, которым его ѕрирода уже наградила.
ѕриступать к решению поставленной задачи надобно как можно раньше - лучше всего уже во врем€ беременности.

? ? ?

Ѕеременность не возникает сама по себе, без предшествующих ей половых контактов.8
ќтсюда следует, что все остальные признаки: отсутствие мес€чных и, напротив, присутствие рвот, тошнот и стремительно мен€ющихс€ взгл€дов на окружающую действительность - €вл€ютс€ всего лишь следствием одного из наиболее интересных, значительных и широко распространенных про€влений человеческого быти€, а именно - половой жизни.
¬еро€тность того, что эта книга попадет в руки человека, не знакомого с тем, отчего беременность возникает и как она про€вл€етс€, очень невелика. Ќу, а коль скоро мы до этого договорились, условимс€: при наличии сомнений (подозрений) следует обратитьс€ к врачу, который, отвеча€ на подобные вопросы, зарабатывает себе на жизнь и называетс€ гинекологом.
ћы не ставим своей целью обсуждение причин беременности (когда, после чего, зачем, от кого и т.п.). » автора, и читателей беременность, разумеетс€, интересует, но, прежде всего, с позиции ребенка - как жить будущей маме, дабы потом родить и при этом свести к минимуму потребности в детском враче.
ѕор€док, при котором одному и тому же человеку доверено наблюдение за беременной, прин€тие родов и последующее наблюдение за ребенком, к огромному сожалению, совершенно не прин€т.9 » в этом нет ничего хорошего. ѕотому что точки зрени€ гинеколога и педиатра довольно часто не совпадают: то, что хорошо дл€ мамы (и гинеколога), не всегда хорошо дл€ ребенка (и педиатра).

»так, сама€ обычна€ женщина, достигша€ детородного возраста, решила этот возраст не упустить. Ёта сама€ обычна€ женщина самой ѕриродой подготовлена к вынашиванию ребенка и родам.
» ѕрирода, и человеческое естество, и законы логики, да и вообще элементарный здравый смысл не в состо€нии объ€снить, почему беременна€ должна не уставать, побольше спать, не поднимать больше 1-го килограмма и т.п. ¬едь эта сама€ женщина несколько тыс€ч лет назад в аналогичной ситуации продолжала бы жить по законам племени - ну, кто бы перестал готовить еду или перемещатьс€ вслед за олен€ми только потому, что кому-то там мешает живот или его, видите ли, тошнит... » надо задуматьс€ самой. ѕредставить своего мужа в виде большого лохматого и не слишком хорошо пахнущего самца, а себ€ - в виде озабоченной "интересным положением" самки, котора€ просто должна в процессе беременности, во-первых, не дать этому самцу переметнутьс€ к другой, а, во-вторых, сохранить оптимизм и, к чему скромничать, красоту.

—амое главное правило -
Ѕ≈–≈ћ≈ЌЌќ—“№ - Ќ≈ ЅќЋ≈«Ќ№!
ќднако очень и очень многие женщины именно так рассматривают это состо€ние. ¬о многом им помогают гинекологи, - редко какой визит к врачу не заканчиваетс€ рассуждени€ми об узком тазе, кривой матке, воспалении придатков и вообще - как это ¬ас, девушка, угораздило... ƒа еще и подруги наговор€т про адовы муки роддома. ќп€ть-таки надо сдать много-премного анализов и обойти много-премного специалистов. ћогу кл€твенно заверить, что еще ни разу не встречал человека, посетившего большое количество врачей, сдавшего большое количество анализов и не обнаружившего при этом какой-нибудь дремавшей в нем хвори. “ем более что у нас прин€то бегать по врачам после того, как беременность стала свершившимс€ фактом, а не до того как...
 стати, сам факт беременности в большинстве случаев порождает множество других проблем - сексуальных, материальных, наконец, квартирных.
» нет ничего странного в том, что стрессовое состо€ние - удивительно частый спутник беременности. ¬едь очень трудно противосто€ть обильному наплыву негативной информации. ƒл€ этого надо иметь очень-очень крепкие мозги или не иметь их вообще. » то и другое - редкость, поэтому желательно запомнить:
* слушать надо, прежде всего себ€ - двигатьс€, если хочетс€ двигатьс€, спать, если хочетс€ спать, есть, если хочетс€ есть, и заниматьс€ с мужем любовью, если хочетс€ ею заниматьс€.
* если ¬ы хотите ребенка и при этом уже беременны, то никакие обнаруженные врачами болезни не должны вызывать у ¬ас отча€ни€.  онстатируйте в глубине души тот факт, что надо было раньше махать руками, но не стремитесь себ€ спасать, поскольку трудно найти методы лечени€, одновременно полезные и ребенку, и маме;
* любое лечение беременной женщины должно проводитьс€ только тогда, когда без этого однозначно нельз€ обойтись (кровотечение, €вна€ угроза срыва, нефропати€, вы€вленный сахарный диабет, ревматизм или другие страсти);

¬ы живете в стране, где количество провер€льщиков и тех, кто учит, как надо лечить, почти равно количеству тех, кто действительно лечит. “от, кто лечит, прекрасно знает, что за назначение 10 лекарств при насморке никто его не будет ругать - ведь по поводу каждого их этих 10 лекарств защищена, как минимум, кандидатска€ диссертаци€. Ѕеременность - это всегда риск. ќчевидный риск дл€ самой беременной и не менее очевидный риск дл€ врача, который, учитыва€ оценку его труда обществом, рисковать не собираетс€.10 » надо иметь очень много мужества, чтобы не назначить, не послать на консультацию, не уложить в стационар, не начать стимулировать, не запретить. Ќадо оторватьс€ от бумажек и найти врем€, чтобы спокойно поговорить, объ€снить и, в конце концов, сознательно разделить риск пополам. Ќо ведь провер€ют врача не по отзывам пациентов, а по качеству исписанных им "документов"! ј коль скоро какой-либо диагноз в карточке записан, то об€зательно надо лечить: а вдруг кака€ непри€тность, тут уж учител€ и провер€льщики по всей строгости спрос€т - как это ¬ы, батенька, не назначили? » ведь действительно иногда случаютс€ непри€тности - у одной из 100, но назначают всем - на вс€кий случай. ѕомогите врачу быть с ¬ами честным и откровенным - не требуйте от него дефицитов и ¬ашего немедленного спасени€, не кричите: "мы достанем", вы€сните все-таки, а что будет, если не делать ничего, и что опаснее - лечить или не лечить. я, по вполне пон€тным причинам, не называю конкретные болезни, не в этом суть. ѕросто беременна€ должна попытатьс€ взгл€нуть на себ€ глазами врача, к которому она пришла. ќна должна пон€ть то, что понимает любой врач: беременность - это нормальный физиологический процесс и, чем меньше мы будем вмешиватьс€ в нормальные физиологические процессы, тем лучше будет нам всем!
ј если не совсем нормальный? “ак подумать надо, настолько ли мы мудры, чтобы матушке-природе мешать, если она чуть-чуть споткнулась. ј если совсем не нормальный - тогда лечитьс€, но помнить при этом замечательный афоризм, родившийс€ в среде практических врачей: "“о, что бывает редко - бывает очень редко; то, что бывает очень редко - не бывает никогда".

? ? ?

ѕереходим теперь к конкретным рекомендаци€м.

1.1.1.  ќ√ƒј Ћ”„Ў≈ «јЅ≈–≈ћ≈Ќ≈“№?

  огромному-преогромному сожалению, планирование беременности до насто€щего времени не €вл€етс€ всеобщим правилом. Ќо если ¬аша семь€ в своей эволюции достигла того, что, во-первых, может позволить себе беременность в определенный момент, а, во-вторых, может сделать эту беременность реальным фактом, то следует знать: чем выше к моменту зачати€ уровень здоровь€ будущих папы и мамы, тем здоровее будет ребенок.
ѕоэтому желательно ƒќ “ќ√ќ:
* проверить состо€ние своего здоровь€ и, если надобно, подлечитьс€;
* об€зательно посетить стоматолога;11
* хорошенько отдохнуть (оптимально - провести отпуск не на диване, а на природе);
* "зав€зать" с разными вредност€ми (курением, употреблением гор€чительных напитков, бдени€ми у телевизора);
* максимально ограничить контакты с бытовой химией и использование фармакологических средств;
* несколько ограничить сексуальную активность.

ћногих волнует врем€ года, мес€ц и даже конкретный день. Ќасчет дн€ ничего сказать не могу (это лучше вы€снить у астрологов), а в отношении времени года замечу следующее. ћаксимальный уровень здоровь€ конкретного человека приходитс€ на осень (сент€брь-окт€брь): достаточное количество свежих овощей и фруктов, летний отдых (солнце, воздух, вода, физические нагрузки). — другой стороны очень хорошо, когда ребенок рождаетс€ осенью - легче организовать закаливание, впереди зима (сложнее будет перегреть). ќп€ть-таки очень хорошо, когда первое полугодие жизни ребенка приходитс€ на зимние мес€цы - еще действует доставшийс€ от мамы иммунитет ко многим вирусам, следовательно, заметно меньше веро€тность заболеть.
Ћогика, скорее всего, состоит в том, что при отсутствии у будущих родителей серьезных проблем со здоровьем планировать зачатие следует на €нварь-февраль, дабы осенью родить. Ќу а если здоровье не в пор€дке - "делать" ребенка осенью.

ќсобый вопрос - возраст будущей мамы. ѕон€тно, что в 18 лет ¬ы будете поздоровее, чем в 35. Ќо главное все-таки в том, чтобы ¬ы рожали ребенка дл€ себ€, а не в качестве подарка бабушкам и дедушкам. ѕоэтому лучше быть мамой в 30 лет, чем кукушкой в 18.
» еще. ƒаже завод€ щенка, люди, как правило, думают о том, где он будет спать, что он будет есть и кто с ним будет гул€ть. –ожденному ¬ами ребенку именно ¬ы и только ¬ы об€заны обеспечить существование, достойное человека...

1.1.2. „“ќ ≈—“№ » ѕ»“№?

Ќа прот€жении многих тыс€челетий ¬аши предки ели примерно одну и ту же пищу, и те, кто не мог эту пищу переварить, давно уже вымерли.

 аждый пищевой продукт содержит в себе определенные белки, которые перевариваютс€ другими, тоже совершенно определенными белками (ферментами). ≈сть белки родные, к которым мы привыкли генетически, их употребл€ли в пищу наши предки (хлеб, м€со, €блоки, рыба и т.п.). ≈сть белки, которых наши предки не видели в глаза, - цитрусовые, кофе, какао.
«адумайтесь над тем, где брал апельсины ¬аш прапрадедушка? ћы их, тем не менее, с удовольствием едим, и ничего с нами не происходит. ѕотому что все, в кишечнике толком не переваренное (полностью нерасщепленное) нейтрализуетс€ потом замечательной перерабатывающей фабрикой, котора€ называетс€ печенью.
Ќа печень беременной нагрузка предостаточна€ - именно печень и есть главный борец с токсикозами12, нейтрализатор выделений плода и т.п. ƒавайте ее беречь. ≈сли ¬ы хотите, чтобы ¬аш ребенок не страдал от того, что ему нельз€ съесть мандаринку или шоколадку, то не надо, будучи беременной, поглощать эти самые мандаринки и шоколадки (недопереваренные частицы до того, как нейтрализоватьс€ печенью, пройдут через плод, вызовут ответные реакции, а у дит€ потом будет на эти продукты аллерги€).

ѕроще говор€, избегайте всего того, чего не ел ¬аш прапрадедушка. «доровее будете.
Ќе надо есть:13
* жирное (варите бульоны - снимайте жир, уважайте "синих птиц" - тощих куриц и голодных домашних зайцев - кроликов);
* какао и его производные (шоколад, шоколадные конфеты, шоколадное масло);
* кофе;
* цитрусовые - включа€ лимоны, которые всем советуют брать с собой в роддом;
* очень острое, очень кислое, очень соленое;
* поменьше консервов;
* грибы;
* горох;
* свежие дрожжевые издели€;
* клубнику, малину, земл€нику;
* вс€кие вкусности с масл€ными кремами.

Ќадо бы:
* овощи, особенно зеленый лук, картофель и огурцы;
* фрукты: груши, €блоки, абрикосы;
* €годы: виноград, черешню, вишню, арбузы;
* молочные продукты: прекрасно - творог и кефир (р€женка, йогурт, простокваша), просто обычное молоко от обычной коровы;
* м€со (нежирное), рыба нормальна€ (не сушена€ вобла и не селедка);
* изюм, курагу;
* компот из сухофруктов;
* зеленый чай.

ѕомните:
* лучше пареное, вареное и печеное, чем жареное и копченое;
* лучше недоесть, чем переесть;
* если нельз€, но очень хочетс€, то можно, лишь бы перехотелось;
* если сомневаетесь: можно или нельз€? - ну его;
* не надо много есть на ночь;
* вообще много - не надо;
* если обсто€тельства, традиции и окружающие не позвол€ют обойтись без спиртного (например, Ќовый год в разгар беременности), то либо красное виноградное вино (типа " агора"), либо "Ўампанское" (и то и другое - чуть-чуть);14
* хотите мел - грызите на здоровье, (цветные мелки и штукатурку - не надо), но оптимальнее все-таки - кальци€ глюконат или (еще лучше) кальци€ глицерофосфат - 3 таблетки в день плюс творог - и ¬ам, и ребенку хватит вполне;
* желательно принимать комплексные витамины дл€ беременных; они отличаютс€ от других поливитаминов об€зательным присутствием витамина "ƒ" (например, отечественный "√ендевит" или заморский "ѕрегнавит"15). ≈сли таковых витаминов купить (достать) не удалось или на их приобретение нет средств, то помните, что в те дни, когда ¬ы не бываете на солнышке (особенно зимой), необходимо получать в день 500 ед. витамина "ƒ";16
* при нехватке сладкого возникает сонливость;
* поправл€ютс€ не столько от количества еды, сколько от ограничени€ двигательной активности;
* при нормальном самочувствии никаких оснований дл€ того, чтобы меньше пить, нет. ≈сли же возникли сложности (отеки, нефропати€), об€зательно согласуйте с гинекологом режим пить€ (что? сколько?).

1.1.3. √»√»≈Ќј

* мыть руки;
* более активно и чаще, чем до беременности, чистить зубы;
* ванна не желательна, оптимально - душ, хоть раз в день, и не надо гор€чей воды;
* оп€ть мыть руки.

1.1.4. „“ќ Ќќ—»“№?

* то, что не давит и не жмет; то, что подчеркивает; то, что ему (мужу) нравитс€;
* то, в чем не холодно и не жарко;
* чем меньше синтетики, тем лучше;
* каблук - да, но сантиметра три не больше - нам только упасть не хватало.

1.1.5. „“ќ ƒ≈Ћј“№ — ћ”∆≈ћ?

* помнить, что он тоже человек;
* относитьс€ к нему с пониманием;
* поощр€ть, не забыва€ говорить спасибо;
* напоминать, что в семье, главой которой он €вл€етс€, скоро станет на одного человека больше, а, следовательно, он станет еще главнее;
* при нем не скулить и очень, очень постаратьс€, чтобы ¬аша беременность не вызывала у него чувства собственной неполноценности - совсем не об€зательно (если удастс€, конечно), чтобы он знал, как сильно ¬ас тошнит - ¬ам ведь легче не станет, а он будет дергатьс€, все это, рано или поздно, выйдет боком.
* как это ни печально, но беременность - не повод дл€ того, что бы муж уходил на работу голодный и неглаженный (не надо нам, чтоб его где-нибудь гладили и прикармливали).

1.1.6. „“ќ ƒ≈Ћј“№ — —ќЅќ…?

* руководствоватьс€, прежде всего, своими инстинктивными желани€ми. ƒл€ того, чтобы плод нормально развивалс€, ¬ы должны много двигатьс€ - чем активнее работает сердце мамы, тем активнее кровоток через плаценту, тем больше достаетс€ ребенку вс€ких нужных штучек, растворенных в ¬ашей крови. Ќе тер€йте чувство меры - утверждение автора о том, что двигательна€ активность беременной - это хорошо, вовсе не означает поощрение зан€тий атлетизмом, парашютным спортом и скалолазаньем;
* не любить себ€ больше, чем раньше (беременность - не болезнь!!!);
* следить и быть в форме (глазки, губки, щечки, ногти, прическа) и, упаси Ѕоже, думать, что уж теперь-то он никуда не денетс€;
* не надо долго пребывать на солнышке и об€зательно в шл€пке;
* поменьше аэрозолей (дезодоранты, лаки дл€ волос) и вообще, чем меньше химии будет ¬ас окружать, тем лучше (стиральные порошки, дихлофосы, минеральные удобрени€, средства от комаров и т.п.);
* работа или учеба имеют огромное положительное значение, поскольку дают возможность поменьше думать о беременности;
* обращаю внимание: люба€ инфекци€ беременной принципиально опасна дл€ плода.  онечно, не простудитьс€ ни разу за 9 мес€цев очень сложно, но сознательно искать приключений, шаста€ по магазинам, гост€м и кинотеатрам, совсем не об€зательно. «найте, что наиболее опасна€ дл€ беременной женщины болезнь - краснуха (краснушный вирус очень плохо вли€ет на плод). »збегайте посещений детских больниц и поликлиник. ¬се потенциально опасные в плане поноса продукты исключить категорически (оп€ть-таки следить за тем, что ¬ы едите и мыть руки);
* не надо самой лечить таблетками вс€кие недомогани€, простуды и расстройства желудка;
* поменьше путешествуйте в поздних сроках беременности - самолет и поезд - не сама€ лучша€ альтернатива роддому.

—овершенно отдельный вопрос - многочисленные комплексы упражнений дл€ беременных. јвтор убежден, что женщина готова€ к систематическим упражнени€м найдет врем€ дл€ того чтобы купить (вариант - вз€ть в библиотеке или у подруг) литературу по этому вопросу, написанную специалистами. ¬рачу-педиатру занимать место рисунками и претендовать на оригинальность - по-видимому не стоит.
√лавное, тем не менее, пон€ть, что любые гимнастические упражнени€ глубоко вторичны в сравнении с важностью именно образа жизни (свежий воздух, двигательна€ активность).  ак это ни парадоксально, но мне неоднократно приходилось сталкиватьс€ с ситуацией, когда будуща€ мать 12 часов лежит на диване, затем 15 минут занимаетс€ гимнастикой, после чего 11 часов 45 минут оп€ть-таки лежит на диване, утеша€ себ€ мыслью о том, что делает все возможное дл€ подготовки к родам.

1.1.7. —≈ —?

* с точки зрени€ христианской религии смысла не имеет (при беременности, разумеетс€);
* опасен при угрозе срыва (сокращени€ матки во врем€ оргазма);
* если он настаивает на этом чаще, чем ¬ы, то чередовать разъ€снительную работу с эпизодическими контактами (совсем отлучать от тела нельз€ - конкурентки не дремлют);
* если ¬ы настаиваете на этом чаще, чем он, - ситуаци€ сама€ драматична€ и на сто процентов не разрешима€, возможны действи€ в трех направлени€х: а) ¬аш внешний вид, б) его питание; в) ограничение ¬ашего "скулени€".
* если ¬ам хочетс€ одинаково - сколько хочетс€;
* разнообразие вариантов позвол€ет не давить будущей маме на живот (если не знаете как, посмотрите телевизор в течение недели - научитесь об€зательно).

1.1.8. „“ќ ƒ≈Ћј“№ Ѕ”ƒ”ў≈ћ” ѕјѕ≈?

ѕрежде всего, не утверждать: "¬се, что надо, € уже сделал".
Ќесмотр€ на то, что беременность - не болезнь, ¬ам все-таки необходимо пересмотреть свое отношение к супруге. ѕоскольку ¬ы никогда не сможете испытать то, что в процессе беременности испытывает ¬аша жена, то и никогда не сможете до конца пон€ть и объ€снить себе разные ее капризы. ѕоймите и осознайте: количество вредных раздражителей у беременной достаточно велико (хождени€ по врачам, беседы с подругами, нарушени€ самочувстви€). ѕоэтому увидьте свою главную задачу в том, чтобы не стать дополнительным стрессовым фактором.

«олотые правила будущего папы:

* поменьше рассуждайте по поводу того, кого ¬ам больше хочетс€ - мальчика или девочку. ѕол ребенка определ€етс€ отцовским сперматозоидом, поэтому, в случае чего, нечего на зеркало пен€ть...;
* не надо расстраиватьс€ в св€зи с тем, что ¬ам стали удел€ть меньше внимани€ - то ли еще будет, когда ¬ы действительно станете папой;
* поинтересуйтесь бытом - посетив магазин или выкрутив белье, ¬ы никак не уроните своего мужского достоинства;
* найдите врем€, чтобы спокойно обсудить ¬аши совместные действи€ - где будет сто€ть кроватка, что и когда надо купить, что делать, пока супруга будет находитьс€ в роддоме;17
* не покупайте ей вс€кие вкусности, которые не желательны к употреблению (см. выше). Ѕудет очень разумно и благородно, если ¬ы не будете при жене есть то, чего ей нельз€, но хочетс€;
* не поощр€йте просто ничегонеделание жены (диван, телевизор). Ћучше прогул€йтесь с ней на свежем воздухе, с€дьте где-нибудь в парке на лавочке и вслух почитайте эту книжку;
* соизмер€йте свой сексуальный пыл с ответными реакци€ми супруги и не дуйтесь в случае чего; помните, что беременна€ женщина меньше склонна прощать в сравнении с просто женщиной;
* курить в квартире совсем не об€зательно;
* если во сне ¬ы имеете привычку ворочатьс€, крутитьс€ и при этом еще и дергать ногами, то желательно последние недели беременности поспать отдельно;
* беременность, в конце концов, длитьс€ всего 9 мес€цев.18

? ? ?

стр. 1
(общее количество: 10)

ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

—лед. стр. >>