<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Очевидная суть этой главы:
в большинстве случаев беременность протекает нормально. И вести себя при беременности надо нормально. И помнить, что, хоть медицина у нас и бесплатная, за здоровье конкретного человека отвечает не врач, а сам конкретный человек. И не морочить самой себе голову, выискивая болезни. Подавляющее большинство сложностей порождаете Вы сами, нервничая и переживая понапрасну.

Не создавайте себе дополнительных проблем. Своевременно станьте в поликлинике на учет, обойдите врачей и сдайте анализы до того, как живот не позволит Вам войти в трамвай.
Успокойтесь, ради Бога! Не Вы первая, не Вы последняя, простите за банальность. Родим, никуда не денемся.
Поэтому, поехали в роддом.

1.2. РОДДОМ

"Не беда появится в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!"
Ханс Кристиан Андерсен

Готовить себя к пребыванию в роддоме необходимо, прежде всего, психологически. Как бы Вы ни были богаты и здоровы, удачные роды все-таки лотерея, правда, с очень значительными шансами на выигрыш.
Роды - явление для современной женщины редкое, однако естественное и протекающее чаще всего нормально. Шансы родить плохо не очень велики, с точки зрения статистики, хотя основания для волнения у Вас, конечно же, есть. В то же время, дойдя до приемного покоя роддома, Вы уже в очень малой степени способны влиять на ситуацию.
Главное - не паниковать, пытаться слушать то, что Вам говорят и по возможности более точно выполнять инструкции человека, который роды принимает.
Поменьше инициативы. Лишние мозги - главная помеха, когда речь идет о родах (неудивительно, что женщины с высшим образованием и интеллигенция вообще рожают трудней).
Подробно расписывать правила поведения во время родов мы не будем (литературы по этому вопросу предостаточно). Ведь роддом интересует нас как место, с которого начинается жизнь ребенка, а интересам последнего, собственно говоря, эта книга и посвящена.
Очень и очень многое из того, что происходит в роддомах, не является однозначно правильным. Но нет резона начинать дискуссию, потому что - еще раз повторю - мы с Вами не можем влиять на ситуацию и рожать, скорее всего, будем в обыкновенном государственном роддоме.

Нельзя не упомянуть о том, что в очень-очень недалеком прошлом любая женщина, осмелившаяся родить за пределами роддома, вызывала чувства жалости и гневного недоумения общественности. В настоящее время ситуация начала меняться - по крайней мере государственный роддом перестал быть тем единственным и безальтернативным местом, где ребенок имеет право появляться на свет.
С одной стороны появились не государственные, т.е. не теоретически бесплатные, а практически платные роддома, с другой существенные подвижки имеются в самих роддомах - пускают желающих пап - посмотреть и поболеть, организуют "палаты совместного пребывания", где ребенок находится вместе с мамой сразу после родов.
В некоторых крупных городах возникли "клубы по интересам", готовящие беременных к родам на дому, естественно под присмотром медицинских работников.
Происходящие перемены имеют свои плюсы и минусы. В родильном зале, вместо помощи роженице, откачивают потерявших сознание отцов; в "палате совместного пребывания" лежат не мать и дитя, а пять матерей и пять детей и т.п.
Здравый смысл состоит, по-видимому, в возможности выбора. И если у беременной нет проблем со здоровьем (не узкий таз, подтвержденное ультразвуковым исследованием нормальное положение плода и т.п.) то почему бы и не рожать дома, где уютнее, где меньше стрессов. И если после родов есть силы и настроение быть вместе с ребенком, то почему бы и нет? Но зачем это, если новоиспеченной маме плохо, если послеродовая депрессия, если ребенок беспокойный?

В любом случае, где бы мы ни рожали и какие бы эксперименты над нами не проводили наша конечная цель одна: - поскорее попасть домой вместе с ребенком.
Ведь дома ответственность за малыша полностью ложится на плечи родителей, которые имеют возможность действовать не в соответствии с инструкциями и приказами Министерства охраны здоровья, а в соответствии с логикой и здравым смыслом. В то же время неделя, проведенная в роддоме, может оказать на маму весьма негативное воздействие, поэтому некоторые вещи все-таки необходимо знать.

? ? ?

Итак:
1. Одна из наиважнейших задач - сохранить грудное молоко. Его количество зависит не от размеров груди, а от нервной системы матери. Старайтесь, очень Вас прошу, старайтесь не нервничать. Это очень трудно, потому что Вам много расскажут "хорошего" и о Вас и о Вашем ребенке, да еще соседки по палате поделятся своими страхами. Если очень страшно, знайте: женщин, которые родили и за все время пребывания в роддоме ни разу не услышали о какой-нибудь собственной или детской ненормальности, просто не существует. Может, где-нибудь такие женщины и есть, но у нас их нет. В то же время почти все больные и ненормальные возвращаются рано или поздно домой, становясь нормальными и здоровыми.
2. Чем раньше приложат новорожденного к груди, тем лучше (оптимально - прямо в родзале) - этот факт убедительно доказан физиологами и врачами. Во-первых, само раздражение соска во время сосания способствует сокращению матки, что, непосредственно после родов, очень важно. Во-вторых, первые капли молока - молозиво - содержат в себе вещества, "запускающие" развитие иммунной системы и нормального пищеварения, препятствующие возникновению в дальнейшем аллергических реакций и кишечных расстройств.

Тем не менее, в сотнях роддомов детей приносят для первого кормления на вторые-третьи сутки, а то и позже. Мотивируется это усталостью матери, слабостью ребенка, возможностью некоторых врожденных болезней, при которых прикладывание к груди опасно, а для уточнения диагноза требуется время. На самом деле, реальные причины для того, чтобы не кормить сразу после родов имеют место очень редко. Пути решения проблемы - доверительная беседа будущих родителей с врачом, принимающим решение о времени первого кормления - педиатром роддома. Всегда следует помнить, что не кормить сразу - решение менее рискованное и менее ответственное, а оплата труда врача-педиатра никоим образом не стимулирует его к принятию ответственных решений.
Поэтому, если в родильном зале Вам дали ребенка для кормления, то либо с Вашим малышом все в полном порядке, либо Вас окружают прекрасные специалисты, а и то и другое - просто замечательно. Если же ребенка не дали, то это вовсе не повод для беспокойства. Причины могут быть самые разные. Акушеры-гинекологи, например, дежурят круглосуточно всегда и во всех роддомах, а неонатологи19 - не всегда и не во всех. Акушер-гинеколог не всегда хочет рисковать и принимать решение о кормлении, которое должен принимать педиатр.

В конце концов, не нервничайте, пожалуйста, - не дали и не надо: миллионы детей, которых принесли кормиться лишь на вторые или третьи сутки, живут себе, радуя родителей.
3. Не переживайте, если малыш неохотно или вяло сосет - врачу об этом, конечно, сообщите, но сами не паникуйте. Если, с Вашей точки зрения, его унесли ненаевшимся, то, поверьте, умереть от голода ему не дадут.
4. На второй-третий день после родов Ваш ребенок обязательно пожелтеет - может, сильно, может, чуть-чуть. Не нервничайте - так должно быть, и это называется "физиологическая желтуха новорожденных".
5. В первые дни после рождения ребенок в весе не прибавляет, а, наоборот, теряет его - может, сильно, может, чуть-чуть. Не нервничайте - так и должно быть.
6. Не надо особенно волноваться в связи с тем, что Вы не можете влиять на то, когда и сколько времени его кормить, во что его одевать, кто у него соседи по палате. Не нервничайте! Почти невозможно испортить нормальное живое существо за неделю.
7. Вы, скорее всего, услышите много страшных слов таких, например, как "асфиксия", "обвитие пуповины", "нарушение гемо-ликвородинамики", "энцефалопатия" и т.д. и т.п. Все эти состояния излечиваются и не часто дают ощутимые последствия.

Возможно, упомянутые слова будут относиться именно к Вашему ребенку, но, придя домой, Вы не обнаружите в нем никаких болезненных черт. Конечно, можно возмутиться и спросить: а зачем тогда пугать только-только родившую женщину, зная, что у нее может исчезнуть молоко, нарушиться сон, пропасть аппетит и прочее? Не обижайтесь, пожалуйста. Новорожденный ребенок мало предсказуем. И каждый врач знает, ни о каких стопроцентных гарантиях речь не идет. Это ж кому хочется услышать: было все хорошо, так они угробили! А они не гробят. Они получают то, что Вы им родили, - не лучше и не хуже. И стремятся сразу Вам сообщить, мол, не все хорошо, чтоб потом от Вас же не выслушивать.
И мы все, все общество, в этом виноваты, потому что привыкли всегда и во всех собственных бедах искать крайних. Кто хоть когда-нибудь возмущался по поводу высокой температуры в палате для новорожденных? Никто и никогда! А упаси Боже будет холодно - растерзают. Хотите тепла - нате! И дома Вы обнаружите у ребенка опрелости - зато было тепло! Не простудился...
Как это природа умудрилась придумать биологический вид, рожающий детенышей, которые могут существовать только при температуре не ниже 22 градусов?20

Таким образом, родильнице21 предстоит решить три главные задачи:
1. Не нервничать.
2. Отдыхать (вариант - спать).
3. Заниматься собственной грудью.22

Действия папы, который в томительном ожидании бегает вокруг роддома, более разнообразны и заключаются в следующем:
1. Готовиться к встрече - еще раз убедиться, все ли куплено, убрать в доме, запастись продуктами, привлечь бабушек или подруг, дабы хоть в первый день после возвращения домой мамочка не думала о кухне.
2. В отношении продуктов, передаваемых в роддом, помнить: все, чего нельзя было во время беременности, нельзя и во время кормления грудью.23
3. Обязательно и регулярно передавать жене записки (лучше письма и подлиннее) содержащие признания, восхищение, восхваление и благодарность. Спрашивать: "Чего изволите?" и, по возможности, все пожелания осуществлять. Успокаивать. Самому знать, что на третий-пятый день после родов у женщины в связи с разными гормональными сдвигами может необоснованно испортиться настроение.
4. Об одежде для младенца, транспорте, цветах, шампанском и конфетах подумать заблаговременно.
5. В день, когда надо забирать мать и дитя, ни в коем случае не опаздывать ни на секундочку!

? ? ?

После того, как автомобиль выедет за ворота роддома, начнется совершенно новый этап в Вашей жизни. И не важно - этот ребенок первый или пятый, мальчик или девочка.
Теперь уже только от Вас - от мамы и папы - зависит здоровье малыша, которое, как мы уже договорились, является основой его будущего счастья.

1.3. ВАШ НОВОРОЖДЕННЫЙ

"- Мне только два дня.
Нет у меня
Пока еще имени.
- Как же тебя назову?
- Радуюсь я, что живу.
Радостью - так и зови меня!"
Уильям Блейк

Условия, в которых будет находиться доставленный из роддома ребенок, во многом определят его будущее здоровье.
К глубочайшему сожалению, в широких народных массах прочно укоренилась уверенность в том, что новорожденный очень слаб, подвержен многочисленным хворям и вообще жизнь его просто висит на волоске. Основой столь распространенных убеждений являются люди старшего поколения (включая и медработников).
Их основные "жизненные" тезисы состоят в следующем:
- Вам что для ребенка жалко? (вариант - "Все лучшее детям!");
- плачет, бедненький...;
- у него пятки холодные (вариант - холодный нос);
- сквозняк!
Самое интересное, что эти же люди говорят: " - Нет, Вы только посмотрите - у Ивановых пятеро, все бегают раздетые и голодные, и хоть бы что! А наш..."
Отсутствие какой бы то ни было логики сразу бросается в глаза, особенно с учетом того, что все знают - любимые дети болеют чаще.
Новорожденный ребенок - существо действительно нежное, но не столько нежное, сколько неожиданное. Его неожиданность состоит прежде все в том, что Вы даже приблизительно не можете определить, каковы его способности, что он может, чего хочет, чего боится. Руководствуясь собственным опытом, Вы уверены в том, что он хочет того же, чего и Вы, боится того же, чего и Вы, но не может того же, чего и Вы, потому что слабенький, маленький и вообще человеком его можно назвать лишь с учетом того, что его папа и мама - человеки.
На самом же деле это совсем не так, и знать его возможности Вы просто обязаны.
Главной и совершенно уникальной отличительной чертой новорожденного является его способность приспосабливаться к условиям окружающей среды.
Как уже было объяснено, ребенок, которого Вы принесли из роддома, очень незначительно отличается по способностям отстаивать свое право на жизнь от точно такого же малыша, появившегося на свет где-нибудь в пещере много-много веков тому назад. Дети и до настоящего времени благополучно появляются на свет в юртах, чумах и вигвамах (пустынях, джунглях, горах, тайге, тундре и т.д.).
Новорожденный мало чего боится, потому что ко всему может приспособиться, если ему немного помочь.
Когда же приспосабливаться не к чему (сытно, чисто, тепло, не дует и т.п.) - приспособительные системы просто отключаются.
Если в течение первых двух-трех месяцев жизни Вы создадите для ребенка комфортные условия, то в дальнейшем существовать без таких условий ему будет очень и очень трудно.

А жизнь человеческая все-таки не очень коротка. И на пути Вашего малыша рано или поздно появятся сквозняки и лужи, жаркое солнце и мокрый снег с дождем, необходимость посещения детского сада (школы). Кто, оглянувшись по сторонам, может быть абсолютно убежден в том, что не придется нашим детям мерзнуть в окопах и стирать в проруби белье...

Постараться восстановить потерянное можно, разумеется, и в три года и в двадцать лет. Но разумно ли терять то, что уже есть? Не только не разумно, но и глупо, поскольку быть здоровым не только приятнее, но и проще, и дешевле...

? ? ?

Дорогие папа и мама! Вы молоды, полны сил и планов.
Вы, конечно же, не хотите:
- чтобы Ваш ребенок болел;
- чтобы он орал по ночам;
- чтобы устраивал истерики в городском транспорте;
- чтобы всякое падение заканчивалось вывихом или переломом;
- чтобы превращались в трагедию мокрые ноги, случайный сквозняк, порция мороженого, апельсин, стакан холодной воды, сопливый соседский ребенок;
- чтобы популярная медицинская энциклопедия заменила Вам все сокровища мировой литературы.

Вы, конечно же, не хотите:
- обзванивать знакомых в поисках хорошего врача, а потом ломать себе голому над тем, что, сколько и в каком виде ему преподнести;
- бегать по аптекам в поисках особо ценных лекарств и по магазинам в поисках особо ценных продуктов;
- лечить осложнения лечения;
- видеть мир через окно больничной палаты или слышать его крик: "Мамочка, забери меня отсюда!"

Но при этом Вы, наверняка, очень хотите:
- спать по ночам;
- не бояться ежеминутно и ежечасно за его жизнь;
- смело ходить в гости и путешествовать;
- видеть его здоровым и счастливым.
Вы надеетесь, что скоро он вырастет и Вы снова легко найдете время для театров и друзей, для любимых книг и увлечений, друг для друга, наконец.
Ваши мечты вполне осуществимы! Но остановитесь и подумайте, просто и спокойно подумайте, отбросив в сторону страхи и эмоции. Вернувшись из роддома, Вы находитесь на распутье - три дороги перед Вами:
I - традиционный путь - кстати, традиционный не с точки зрения медицины, а с точки зрения общественного мнения;
II - волнующий и полный приключений путь педагогического экстремизма;
III - путь логики и здравого смысла, представляющий собой тропинку, которая петляет, приспосабливаясь к окружающей местности, плавно огибает бытовые и материальные преграды, стремясь кратчайшим путем привести к намеченной цели.

Автор, как Вы уже догадались, предпочитает третий путь и искренне надеется взять Вас собой в это путешествие24.

? ? ?

Итак, "Ваш новорожденный"...
Название главы при кажущейся простоте требует расшифровки. Во-первых, надо знать, что новорожденным, с точки зрения медицинской науки, является ребенок от момента рождения до 28 дней. Во-вторых, слово "Ваш" является ключевым, для понимания сути происходящего. Ведь, выписываясь из роддома, Вы, наверное, думали, что ребенок Ваш уже 5, 7 или 10 дней (кому как повезет со сроками выписки). Но, трезво сопоставив факты, Вы должны согласиться с тем, что в роддоме "Ваш" ребенок совсем Вашим не был. Вы кормили, когда его приносили, или когда разрешали покормить; Вы не могли влиять на то, какие лекарства ему дают, каким шприцем делают ему прививку, от какой женщины и каким молоком его подкармливают.
Я вовсе не хочу сказать, что его неправильно приносили кормить, давали ему плохие лекарства, кололи нестерильным шприцем или подкармливали молоком женщины, съевшей перед этим килограмм шоколада. Я просто хочу подчеркнуть: к принятию каких-либо решений касательно младенца Вы прямого отношения не имели и никакой ответственности за эти решения, разумеется, не несли. Совершенно естественно, что нельзя назвать своим то, чем (кем) Вы не владеете и не распоряжаетесь. В подтверждение этих слов привожу определение из толкового словаря русского языка:
"ВЛАДЕТЬ - иметь своей собственностью, держать в своей власти, управлять".25
Получив от медсестры роддома плотно упакованный сверток с Вашим собственным детищем, Вы, наконец, вступаете в реальное владение им. Неудивительно в этой связи, что, внеся ребенка в детскую комнату, Вы первым делом приступите к осмотру малыша.
Отметим следующее: если Вы с ребенком попали домой в периоде новорожденности, то, скорее всего, Ваш малыш здоров, он нормален, таков, как все, или почти таков, как все. Какие-либо недостатки у него, может быть, и есть, но, коли домой Вас отпустили, то недостатки эти устранимы и в домашних условиях, а, следовательно, ничего особо страшного нет.26
Отношение к тому, что Вы увидите, развернув пеленки, может быть самым разным и зависит от того, кто смотрит (мама, папа, бабушка, дедушка, старший братец и т.д.), в который раз смотрит (это первый Ваш ребенок, второй, третий и т.д.), какой ценой он Вам достался (9 месяцев скитаний по больницам, 10 лет лечения от бесплодия, тяжелые роды и т.п.) и еще от многих других факторов.
Вы, разумеется, не очень хорошо знаете, каким должен быть новорожденный (если, конечно, Вы не окончили медицинский институт, но и это не гарантия). Находящиеся рядом с Вами "специалисты-родственники" тоже не очень хорошо знают. Поэтому не пытайтесь давать оценку тому, что Вы увидели у малыша, сравнивая его с собой. Очень многое, что Вы посчитаете плохим или неправильным, на самом деле таковым не является. Еще раз повторю: если Вы с ребенком дома в периоде новорожденности, то ничего особо плохого и особо неправильного нет.
В оценке состояния ребенка родителями, как правило, прослеживаются две четкие тенденции: одни глубоко убеждены в том, что большей красоты им в жизни видеть не приходилось, другие все свои усилия направляют на поиск недостатков, подлежащих немедленному искоренению. Постарайтесь, прежде всего, отбросить подальше ненужные эмоции. Маме это, разумеется, очень трудно, но отец просто обязан не ныть, не кричать: "Я боюсь что-нибудь ему сломать" - и поменьше делиться с женой своими опасениями по поводу того, что младенец худой (толстый), лысый (волосатый), вялый (беспокойный), тихий (шумный), бледный (красный) и т.д. и т.п.
Ваш новорожденный здоров. Он не дышал в течение многих лет атмосферой города, не пил, не курил, не переносил множества разных болезней, не стоял в очередях, не нервничал, не толкался в городском транспорте.
Весьма вероятно, что в Вашей семье он сейчас самый здоровый. Тысячи поколений предков передали ему множество приспособительных реакций. И не надо относиться к малышу снисходительно, недооценивать его.
Родители просто обязаны предпринять целый ряд мер, для того, чтобы не растратить напрасно здоровье, подаренное ребенку Природой. Некоторые из этих мер носят неотложный характер.

? ? ?

Но прежде чем приступить к рассмотрению конкретных рекомендаций, мы должны обратить внимание на одно исключительно важное обстоятельство: основные принципы ухода за ребенком, относящиеся к одежде и температурному режиму, купанию и гулянию, кормлению и сну не меняются с возрастом. Новорожденный не исключение.
Само собой разумеется, что каждому возрасту присущи свои особенности, и мы, конечно же, обратим на них внимание, но принципы постоянны.
1.4. ПРИНЦИПЫ УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ В ЖИЗНЬ

"Обстоятельства переменчивы, принципы никогда."
Оноре де Бальзак

"Надо, чтобы вы руководили принципами, а не принципы вами."
М.М. Жванецкий

Уход за ребенком осуществляется в двух направлениях - создания оптимальной среды обитания и непосредственного обеспечения потребностей.
С точки зрения родственников малыша, его важнейшей потребностью является питание, и оспаривать это просто бессмысленно. Но нельзя переоценивать значимость правильного вскармливания без решения других детских проблем. Поэтому мы с Вами поступим следующим образом: поговорим обо всем, кроме еды, отложив последнюю на закуску (закусим в следующей главе).

1.4.1. ДЕТСКАЯ КОМНАТА

С грустью необходимо отметить, что детская комната для очень многих наших соотечественников понятие теоретическое. Вариант, при котором в одной комнате с ребенком находятся только мама и папа, считается вполне замечательным, но суть не в этом. Принципиально важен тот факт, что необходимые ребенку условия никогда и ни при каких обстоятельствах не могут оказаться неподходящими для других членов семьи.
Если у Вас имеется возможность выбора комнаты (с чем очень хочется Вас поздравить), то желательно, чтобы эта комната не была проходной и имела выход на балкон. Если Вы настолько благополучны, что имеете несколько балконов и можете выбирать стороны света, на которые окна Вашей комнаты ориентированы, выберите юго-запад, но не это важно - лучше комната с северной стороны, но с видом на сад, чем юго-западная с видом на автомагистраль. Чем больше будет комната, тем легче будет младенцу в ней дышать и тем труднее будет Вам поддерживать в ней должный порядок.
Тщательная заклейка окон (чтоб не дуло) и плотная подгонка дверей (чтоб не было сквозняков) ребенку не нужны. Если этого боятся папа и мама, то заклейте и подгоните, но не надо собственную хилость прикрывать заботой о новорожденном.
Важное правило:
В комнате должно быть минимально возможное количество накопителей пыли (ковров, дорожек, книг, ненужных вещей). Особенно это касается ковров, которые, в последнее время, превратились чуть ли не в обязательный элемент благополучия. Вы должны знать, что очень многие микробы, быстро погибающие в воздухе или во время мытья, способны неделями и месяцами сохраняться в источниках домашней пыли: стафилококки, стрептококки, дифтерийная палочка, сальмонеллы (список неполный, но и этого, думаю, хватит).27
Таким образом:
- чем меньше ковров - тем лучше;
- книги только за стеклом;
- потерпите с мягкими игрушками;
- количество развешанных по стенкам сувениров - умеренное;
- на шкафах, в углах и под кроватями нет склада ненужных вещей.
От очень многого отказаться нельзя, поэтому:
- все имеющиеся в детской комнате накопители пыли (мягкая мебель, например) должны постоянно и систематически приводиться в порядок с помощью пылесоса;
- желательно стремиться к тому, чтобы поверхность всех предметов могла быть подвергнута влажной уборке;
- если по причине отсутствия кладовок Вы просто вынуждены использовать шкаф как хранилище не очень нужных вещей (они лежат на нем, покрываясь пылью), то вымойте их, сложите аккуратно и накройте полиэтиленовой пленкой.
Не может помешать, а в некоторых случаях даже полезен (увлажняет воздух) аквариум, особенно, если Вы умеете за ним ухаживать и не имеете привычки издеваться над рыбами, заставляя последних поглощать сухой корм. Чучело скоропостижно скончавшегося любимого попугайчика или шкуру медведя, побежденного дедушкой в неравной борьбе, лучше разместить в комнате у дедушки.
В детской комнате нам понадобятся:
КРОВАТКА - оптимально деревянная, хорошо, когда можно регулировать высоту дна и боковин. Имеющиеся в продаже деревянные кровати вполне приемлемы, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве матрацев. Подушки не нужны никакие (вне зависимости от мягкости и размеров).
ПЕЛЕНАЛЬНЫЙ СТОЛИК - вещь очень желательная, хотя можно, конечно, пеленать ребенка и на диване, и на журнальном столике, и в его собственной кроватке. Специально приобретать столик, как правило, нет необходимости - в доме всегда найдется стол, без которого можно обойтись полгода. Очень хорошо, когда маме не приходится наклоняться, пеленая дитя (это по поводу высоты столика).
Рядом с пеленальным столиком хорошо бы расположить ТУМБУ ИЛИ ПОЛКУ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ДЕТСКИХ ВЕЩЕЙ: шляпок, пеленок и т.п. Поскольку пеленальный столик будет использоваться нами в качестве места, где мы будем приводить ребенка в порядок (вытирать, протирать, стричь, присыпать, смазывать, обрабатывать), то непосредственно на нем или рядом с ним (на тумбе, например) надо бы разместить АПТЕЧКУ и всякие там БАНКИ (с ватой, с сосками, с пустышками) и БУТЫЛКИ (с водой, маслом).
КОМНАТНЫЙ ТЕРМОМЕТР - штука нужная и полезная. Только, главное, не изгаляйтесь, идя по пути красоты и размеров. Надежность - прежде всего. Обычный спиртовой термометр оптимален. Повесьте невдалеке от детской кровати на высоте примерно в 1,5 метра от пола.
Скорее всего, Вы, по крайней мере, несколько месяцев, будете спать с ребенком в одной комнате, поэтому необходим небольшой СВЕТИЛЬНИК (лампочка 25 или 40 W), который можно будет легко и быстро включить (желательно не вставая с кровати), не рискуя что-либо опрокинуть.

1.4.1.1. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ

Почти во всех книгах и учебниках, посвященных уходу за детьми, обращено внимание на тот очевидный факт, что у младенца несовершенны механизмы регуляции температуры тела, в связи с чем существует большой риск переохлаждения. Из этого, в общем-то, абсолютно правильного положения, зачастую делаются абсолютно неправильные выводы.28 Защите ребенка от переохлаждения уделяется первоочередное внимание, вплоть до того, что покупка электрообогревателя представляет собой одно из наиболее обязательных действий при подготовке к встрече новорожденного. Если, как мы уже упоминали, температура воздуха в палате новорожденных роддома должна, в соответствии с инструкциями, быть не ниже 22? (как правило, она выше), то всего боящиеся родители любой ценой будут стремиться к тому, чтобы ниже этой цифры она (температура) никак не опустилась. Автор посетил сотни новорожденных в первые дни после их выписки из роддома, и чувство нехватки воздуха было наиболее постоянным и наиболее типичным из всех чувств, которые ему приходилось испытывать после кратковременного пребывания в детской комнате.
Панически боясь холода, родители зачастую и не задумываются о том, что, упомянутое нами несовершенство механизмов терморегуляции, чревато не только переохлаждением, но и перегревом.

Обмен веществ у новорожденного протекает очень интенсивно и сопровождается выработкой значительного количества тепла. От этого тепла организму ребенка необходимо избавляться. Сделать это можно двумя путями - через легкие и через кожу (непосредственный перенос тепла при контакте двух сред с разной температурой, плюс испарение пота).
Воздух, вдыхаемый человеком (новорожденный - не исключение), достигая легких, нагревается до температуры тела. То есть ребенок вдыхает воздух с температурой 18?, а выдыхает, соответственно, 36,6?. При этом, разумеется, определенное количество тепла теряется. Если температура вдыхаемого воздуха 23?, то, очевидно, что потери тепла заметно снижаются. Но терять тепло надо! И ребенок активизирует второй путь потерь - через кожу. Необходимо образовывать пот,29 который не только мокрый, но и соленый - значит, теряются вода и соли, а запасы и того и другого у новорожденного очень незначительны.
Даже при небольшой нехватке жидкости существенно нарушается работа всех систем и органов. И последствия этих нарушений Вы обязательно обнаружите, развернув ребенка. Организованный в роддоме перегрев (лишь бы Вы не сказали, что простудили) прежде всего виден на коже Вашего новорожденного - она ярко красная, в тех местах, где скапливается пот, в паху, например, - опрелости.30 У него пучит и болит животик (густые из-за нехватки жидкости кишечные соки с трудом способны переваривать еду), во рту белые пятнышки - молочница 31(густая из-за нехватки жидкости слюна не выполняет своих функций), в носу сухие корочки, затрудняющие дыхание (иногда даже сосать не может) и т.д.

Регуляция температурного режима новорожденного может быть осуществлена посредством решения двух задач:
1. Температура воздуха в детской комнате;
2. Одежда ребенка.
Обе эти задачи должны быть решены немедленно, в первые же сутки после возвращения из роддома. Чем дольше Вы будете собираться и решаться, тем хуже будет Вам и Вашему младенцу, тем большие усилия понадобятся впоследствии для того, чтобы наверстать упущенное.
Исключительно важно (!!!) не путать и не смешивать такие понятия, как "холодно ребенку" и "температура воздуха, которым дышит ребенок".

Оптимальная температура детской комнаты составляет 18-19? С.

Чем выше, тем хуже. Но на всю жизнь - и Вашу и детскую - необходимо запомнить важнейшее правило, позволяющее принять правильное решение при наличии сомнений:32
ЛУЧШЕ ПЕРЕОХЛАДИТЬ, ЧЕМ ПЕРЕГРЕТЬ
Только так и не иначе, потому что нельзя, ни в коем случае нельзя забывать о том, что перегрев ребенка не менее, а, как правило, значительно более опасен, чем переохлаждение!
Природные условия обычно позволяют создать оптимальный температурный режим (18-19?), но бывают исключения и они совсем нередки. Ребенок может родиться в жаркое время года, в стране с жарким климатом, в городе, где работники теплосетей склонны с повышенным рвением относиться к своим обязанностям и т.д.
Уберечь ребенка от перегрева, при высокой температуре в помещении (выше 22?) можно действиями в трех направлениях:
1. Одежда, точнее, ее минимальное количество;
2. Достаточное поступление в организм ребенка жидкости, помимо молока (вода);
3. Ванна.
По всем этим направлениям мы, в дальнейшем, основательно пройдемся.
А сейчас давайте обратим внимание на такое удивительное с бытовой точки зрения явление, как сквозняк.33
"СКВОЗНЯК - сквозной ветер, струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга".34
Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно того, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?
Люди дорогие! Это мы с Вами сквозняков боимся, потому что родители наши оберегали нас всеми возможными способами от этих самых сквозняков. Но ребеночек тут при чем? Палку, конечно, перегибать не надо, но постоянные возгласы: "Закройте скорее дверь!" - не ведут ни к чему хорошему. Ребенок боится незнакомого. И нельзя прожить жизнь, ни разу не встретившись со сквозняком. Так лучше познакомиться с ним в младенчестве, перестав бояться, чем взрослым и солидным дядей кричать на весь автобус: "Закройте окно, сквозит!"
С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения, с точки зрения его здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка. Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для новорожденного - нет.

1.4.2. ОДЕЖДА.

Родители должны добиться следующего:
1. Не дать ребенку замерзнуть.
2. Сделать так, чтобы уход за одеждой (стирка, глажка, сушка) занимал как можно меньше времени.
Прежде всего, отметим, что, чем меньше химии и синтетики будет ребенка окружать, тем лучше. Натуральные ткани - лен, хлопок. Белый цвет оптимален - меньше красителей - раз, быстрее видна грязь - два, не линяет при стирке и вываривании - три.
ПЕЛЕНКИ нужны всякие. Главное, не экономить на их размерах при покупке и (или) самостоятельном изготовлении. Дети имеют тенденцию расти довольно быстро, и нет ничего хорошего в том, чтобы через 2 месяца после рождения начинать заново делать приобретения. Тонкие пеленки наиболее употребимы и нужны будут постоянно в относительно больших количествах. Более плотные (байковые пеленки) понадобятся для прогулок, их нужно меньше.
Вопрос о количестве пеленок определяется в зависимости от того, как решена проблема ПОДГУЗНИКА. В целом, подгузник представляет собой небольшую, чаще всего марлевую пеленку, которая должна первой принять на себя кал и мочу младенца, не дав им поразить всю остальную одежду. В какой-то степени это подгузнику удается, но лишь в какой-то степени. Кое-что на остальные пеленки все-таки попадает, и они нуждаются в стирке (застирывании). Совершенно другое дело, когда речь идет о современных подгузниках - ПАМПЕРСАХ. Последние сохраняют сухой вид довольно долго - внутренний слой пропускает мочу, а наружный, напротив, мочу не пропускает, оставляя пеленки сухими и чистыми, что многократно уменьшает потребности в пеленках, простынках и других предметах детской одежды.

1.4.2.1. ОТДЕЛЬНО ПО ПОВОДУ ПАМПЕРСОВ.

Следует отметить, что опыт применения памперсов в нашей стране очень незначителен. Однозначного мнения о том, хорошо это или плохо у специалистов нет. Дело в том, что специалистами у нас становятся годам к сорока, а детей рожают значительно раньше. Т.о. вышеупомянутые специалисты сами памперсами никогда не пользовались и определенного мнения стараются не высказывать. Но у каждого человека, реально столкнувшегося с уходом за новорожденным именно сейчас, когда памперсы можно легко приобрести, имеется свое к ним отношение, и это отношение удивительно часто служит поводом для семейных конфликтов.
Интересен факт, с которым автору приходится сталкиваться неоднократно: бабушки памперсы, как правило, не любят, а вот прабабушки относятся к ним очень даже благосклонно. И этому, странному на первый взгляд, явлению есть довольно простое объяснение, уходящее своими корнями в специфические психологические законы.
Бабушкина логика проста, но признаться в ней сложно. Мол, если я стояла, простите, попой кверху, и с утра до ночи стирала, то неплохо и тебе девочка испытать, каково это мне было тебя растить. А ты, цаца, хочешь и дитя вырастить и не стирать, и не гладить с утра до ночи? Очевидно, что в отношении внуков (внучек) подобной логики чаще всего не наблюдается оттого и настроены прабабушки более мирно.
Особую угрозу распространению памперсов представляют бабушки-врачи. Они пишут про развитие какого-то особого "парного эффекта", про то, что яичкам очень нужен холод, а повышенная температура им (яичкам) противопоказана (дедушки-врачи про это не пишут), договорились (дописались) уже до того, что использование памперсов приводит к бесплодию. Откуда наши врачи взяли эту информацию не ясно. Но всегда приятно обвинить заморские памперсы в наших местных проблемах, особенно учитывая тот факт, что не менее 15% супружеских пар являются бесплодными. Заметьте: по поводу "парного эффекта" от четырех пеленок на ребенке и двух обогревателях в детской комнате никто и ничего не пишет.

Суть и идеология памперсов состоят в следующем:
ПАМПЕРС НЕ НУЖЕН РЕБЕНКУ! ПАМПЕРС НУЖЕН МАТЕРИ РЕБЕНКА!
Уход за кожей младенца прекрасно может быть осуществлен при использовании обычных марлевых подгузников. Но ведь совершенно однозначен тот факт, что, в первые 6 месяцев после родов, здоровью, отдыху и образу жизни матери должно уделяться внимания не меньше, чем уходу за ребенком. Памперсы один из способов решения этой задачи.
И, именно поэтому, с точки зрения автора, человек, придумавший памперсы, совершил подвиг. При наличии памперсов пеленки стираются по мере естественного загрязнения, что уменьшает их количество (и необходимое, и подлежащее стирке) в несколько раз. Если в Вашем присутствии кто-нибудь и когда-нибудь скажет, что памперсы это плохо (не гигиеничны, давят, способствуют раздражению кожи и т.п.), знайте, либо у этого человека была прислуга, которая занималась стиркой,35 либо он памперса никогда не видел в глаза. Запомните: даже если по каким-то Вашим соображениям обычные марлевые подгузники лучше памперсов, то это может быть справедливым лишь по отношению к ребенку. По отношению к тем, кто за ребенком ухаживает, это однозначно и категорически неправильно. Небольшие неудобства, доставленные ребенку, меньше отразятся на здоровье семьи в сравнении со многими часами, которые проведут его родители за стиркой и у гладильной доски.
В отношении памперсов есть лишь две действительно существующие проблемы - цена и умение ими пользоваться.
Первая проблема (изыскание средств) целиком зависит от Вас. Уверяю - все, что Вы сбережете на собственноручной стирке, Вы же и потратите на восстановление здоровья. В этой книге мы не раз еще коснемся вещей, которых покупать не надо. Но на собственном здоровье не экономьте. Распространите среди своих друзей, родственников и сослуживцев лозунг: "Памперсы - лучший подарок!", и финансовые сложности решатся сами собой. Для тех, кто впервые отправляется на поиск памперсов, сообщаю, что они (памперсы) бывают универсальные, отдельно для мальчиков и для девочек, а также разных размеров в зависимости от веса ребенка. И вес и пол указаны на упаковке.
Теперь про правила использования.
* При стандартно-хорошей (с точки зрения среднего нашего человека) температуре в детской комнате - а это 24-25?С - ребенок в памперсе будет страдать. Неминуемы опрелости, раздражение кожи под памперсом. Несложно понять, что памперсы являются уникальным барометром, позволяющим с уверенностью ответить на вопрос: перегрели Вы ребенка или нет? При нормальном температурном режиме покрытый памперсом участок тела по цвету не отличается от остальных. А если отличается, то это не памперс виноват, а любящие родственники. Правила понятны - поддерживать должный температурный режим, а если это невозможно (июльская жара) памперсы не использовать вообще или использовать эпизодически, - например, только в ночное время.
* Все хорошее должно иметь свое начало и свой конец. Еще раз подчеркиваю: памперс - это для мамы! Если после родов Вы силы восстановили, если чувствуете себя неплохо, если имеете, в конце концов, стиральную машину автомат - не увлекайтесь.
* Не используйте памперс в то время, когда ребенок не спит. Поскольку по мере взросления спит ребенок все меньше и меньше, то и продолжительность общения с памперсом все время должна уменьшаться.
* Особая осторожность необходима если ребенок заболел и у него высокая температура - ведь памперс покрывает около 30% поверхности тела и препятствует отдаче тепла. Поэтому при температуре тела выше 38? С памперс лучше не использовать.

Таким образом, необходимое количество пеленок и подгузников зависит от того, как будет решен вопрос с памперсами. Бессмысленно говорить о том, сколько их (пеленок и подгузников) надо. Цифра определяется, прежде всего, Вашим финансовым положением. Ясно ведь, что иметь возможность стирать не каждый день - очень хорошо, но для этого необходимы запасы (по крайней мере тонких пеленок должно быть никак не меньше 20, а пеленок потолще - 10-12).
РАСПАШОНКИ и ПОЛЗУНКИ - заменители пеленок. В сочетании с пеленками они нужны для того, чтобы, с точки зрения родителей, ребенок был больше похож на человека. Никакой естественной потребности в них нет, по крайней мере, для новорожденного. Возможно, что от дополнительной стирки распашонок и ползунков кто-то и получает удовольствие, но мне таковых встречать не приходилось. Спать вполне можно в пеленках, а распашонки и ползунки понадобятся позже - тогда, когда малыш в промежутках между кормлениями захочет подрыгать ногами, а температура воздуха в комнате (ниже 18?) не позволит держать его совсем голеньким.
Автор не имеет ничего против ползунков и распашонок, автор против сочетания их с пеленками. Надо выбрать что-то одно и, вполне возможно, что полный отказ от пеленок более рационален.
С момента рождения ребенка одевают, используя распашонки и ползунки. И в этом нет ничего плохого, поскольку стирка и сушка занимают меньше времени и сил, движения младенца ничем не ограничены, нет угрозы, что среди ночи он распеленается в прохладной комнате.
Отказ от пеленок позволяет использовать мужчин для одевания (раздевания) малыша. Многолетний опыт показывает, что отец, освоивший искусство пеленания, должен быть занесен в Красную книгу. Что же касается распашонок и ползунков, то мужчины, в силу своей природной сообразительности, очень быстро догадываются, куда надо засовывать ноги, куда - руки и куда - голову.
Утверждения о том, что без пеленок дитя хуже спит, дрыгается и само себя будит, довольно далеки от истины. Так говорит тот, кто после трех месяцев пеленания попытался уложить ребенка спать без пеленок. Еще один довод сторонников пеленок - необходимость тугого пеленания для обеспечения ровности ног. Это печальное заблуждение, никакой научной почвы под собой не имеющее. Ровность ног зависит от наследственности, рационального питания и своевременной профилактики рахита путем назначения витамина Д. И я не припомню такого случая, чтобы кривую ногу сделали ровной, туго ее обмотав.
Поэтому будьте последовательны и осуществляйте выбор (либо пеленки, либо распашонки и ползунки) сразу же после возвращения из роддома. С точки зрения здоровья, этот выбор не принципиален. Решайте сами - что проще, что удобнее, что дешевле. Лично я советую Вам ориентироваться на время года. Если ребенок "летний" (родившийся летом) и в комнате тепло (выше 20?), лучше сразу от пеленок отказаться. Ну, а "зимнему" будет в пеленках поуютнее.
ШАПОЧКА. При температуре выше 18? не нужна вообще. Понадобится обязательно для прогулок в холодное время года и после купания. Многочисленные разговоры о необходимости беречь уши являются исключительно разговорами, никакой логической основы под собой не имеющими. Ясно ведь, что, коль скоро ушная раковина и слуховой проход постоянно защищены от воздействий перепадов температуры, влаги и влияния движущегося воздуха (того же сквозняка), то первый же контакт с водой и ветерком закончится какой-нибудь болячкой - отитом (воспалением уха), например.

? ? ?

По мере роста ребенка количественный и качественный состав одежды будет существенно меняться, но главное все-таки - это одежда в первые месяцы жизни. Нельзя предугадать все, что может понадобиться. В июле шестимесячному ребенку вполне хватит маечки и трусов, а в феврале уже понадобятся шубка и ползунки. Для нас с Вами важно понять ПРИНЦИПЫ ОДЕВАНИЯ, а ответить на остальные вопросы любой здравомыслящий человек вполне сможет самостоятельно.
Главный принцип мы уже изложили, но для надежности повторим еще раз - лучше переохладить, чем перегреть.
Далее: лучше накрыть, чем закутать.
Объясняю: если ребенок спит в детской комнате, Вы запеленаете его при помощи всего двух предметов одежды: подгузника (памперса) и тонкой пеленки. Всем остальным: более теплой пеленкой, полотенцем, одеялом - его нужно будет прикрыть (рис. 1). Но родителям всегда непонятно, - сколько же надо всего остального? Как определить, холодно ребенку или жарко?
Наиболее весомый критерий - внешний вид кожи, которая должна быть бледно-розовой.36 Красная - значит, перегрели, и в следующий раз необходимо использовать меньше одежды (в меньшее количество закутывать, меньшим количеством накрывать). Особенность здорового ребенка состоит в том, что на холод он очень бурно реагирует - громко кричит, двигается. Если Вы запеленали ребенка и он спокойно уснул, ни о каком холоде речь идти просто не может. Но коль скоро Вам очень страшно за него, накройте лишней пеленкой, только не нервничайте.
Одежда всегда имеет меньшее значение по сравнению с температурой воздуха в комнате.
При температуре ниже 18? перегреть ребенка практически невозможно - как бы Вы его ни кутали, лишнее тепло уйдет в процессе дыхания.
При температуре от 18 до 22? - одной-двух пеленок и подгузника вполне достаточно.
При температуре выше 22? здоровый ребенок не замерзнет вообще, а вот перегреть его легко.
Очень много заблуждений существует по поводу того, какой должна быть температура кожи малыша - не та температура, что показывает термометр, а на ощупь - ручки, ножки, нос, уши и т.д. Совершенно неправильно, когда прохладные и бледные пятки рассматриваются в качестве угрозы здоровью или как признак болезни!

В любом теплокровном организме, как мы уже выяснили, постоянно происходят два процесса - теплообразования и теплоотдачи.
В нормальном организме эти процессы находятся в состоянии равновесия, которое составляет порядка 36,4 - 36,9?, однако возможны индивидуальные колебания (то есть бывают люди - и дети, и взрослые - для которых вполне нормальна температура тела, скажем 36,3? или 37,2?).
Когда в помещении, где находится ребенок, прохладно, а ребенок здоров, его организм реагирует совершенно определенным образом - уменьшает потери тепла. Достигается это довольно легко - сокращаются сосуды кожи, уменьшается интенсивность циркуляции в них крови и, таким образом, уменьшается теплоотдача. Кожа при этом прохладная на ощупь, что свидетельствует о нормальной теплорегуляции.
Если в комнате 18?, а у голенького ребенка розовые и теплые пятки - значит, Вы его уже успели испортить - он не умеет сохранять тепло, а, следовательно, может быстро переохладиться и заболеть.

1.4.3. СТИРКА

Прежде всего, не ищите сами себе работу - если капля мочи попала на краешек простыни, то в этом нет ничего особенно страшного. Сполосните проточной водой упомянутый краешек, а постираете, когда это действительно понадобится.
Интенсивность и частота стирки зависит от кожи ребенка - если повреждений нет, то и в повышенном рвении нет необходимости. В любом случае нельзя стирать детские вещи вместе с взрослыми и использовать стиральные порошки.
Необходимо иметь специальную посуду (ведро, кастрюлю) для детских вещей, подлежащих стирке. В обязательном порядке подлежат кипячению предметы одежды, испачканные каловыми массами (на русском языке они называются закаканными). Надлежит использовать обычное хозяйственное мыло, но первоочередное внимание должно уделяться тщательному полосканию. При наличии у ребенка опрелостей (повреждений в паховых складках) любой контакт кожи с мочой очень вреден и приходится активно удалять с одежды остатки мочи, подвергая все кипячению. Обязательное проглаживание не является таким уж обязательным при здоровой коже, но в первый месяц жизни малыша и при любых болезнях обойтись без него (проглаживания) нельзя. В целом, если ребенок здоров, то проглаживание одежды необходимо для удовлетворения потребностей взрослых в красоте.

1.4.4. СОН

1.4.4.1. ПОДГОТОВКА ПОСТЕЛИ

Матрац должен быть относительно плотным и, разумеется, ровным.
Возможные варианты действий (если купленный матрац указанным требованиям не удовлетворяет):
1. Прямоугольный лист поролона толщиной 2-3 см.
2. Сложенное, в соответствии с размерами кроватки, одеяло, покрывало и т.п. (толщина та же - 2-3 см).
Подготовленный матрац необходимо вложить в большой полиэтиленовый пакет. Обратите внимание - именно вложить в пакет, а не прикрыть сверху клеенкой или полиэтиленовой пленкой. Как бы плотно Вы ни накрыли, рано или поздно матрац станет мокрым (дети удивительно изобретательны).
Вам, конечно, очень хочется, чтобы кроватка ребенка была похожа на Вашу, чтоб на матраце лежала, например, беленькая и чистенькая простынка. Даже при наличии памперса ребенок будет иметь неограниченные возможности эту простынку запачкать - младенцы обоих полов имеют тенденцию "пускать слюни" и срыгивать. Что же касается мальчиков, то в их способностях мочиться самыми разнообразными способами и в самый неподходящий момент Вы не раз убедитесь. 37Поэтому лучше использовать не простыни, а тонкие пеленки, которые в 2-3 раза меньше по размеру, а, следовательно, в 2-3 раза легче стираются, выкручиваются и высушиваются.
Еще раз подчеркнем, что никакие подушки не нужны, включая положенные под головку ребенка пеленки.

1.4.4.2. КАК СПАТЬ?

Оптимально - на животе или на боку. Голова повернута в сторону, и сторону эту необходимо каждый раз менять. Некоторые дети лучше всего спят в среднем положении - между на боку и на животе - с подложенной под бочок и сложенной в несколько раз пеленкой.
Дети, особенно первого полугодия жизни, склонны к срыгиваниям, а в положении на спине это очень(!) опасно. Малыш, с момента рождения спящий на животе, раньше начинает держать головку; во время движений дополнительно массажирует сам себе живот, у него легче отходят газы. При плотном матраце и отсутствии подушки всякие разговоры о возможности задохнуться просто бессмысленны. Несправедливо и утверждение о том, что без подушки лежащий на боку ребенок свернет себе шею. Если обмотать его десятком пеленок, может, и свернет, а если пеленок одна-две - никогда.

В отношении сна на животе все не слишком однозначно. В медицинской литературе неоднократно описан так называемый "синдром внезапной смерти младенца". Суть этого страшного и совсем нередкого38 явления состоит в следующем. Здоровый ребенок умирает во время сна и на вскрытии никаких признаков болезни не обнаруживается.
До настоящего времени медицинская наука не в состоянии однозначно ответить на вопрос - из-за чего это происходит. Первопричина - внезапная остановка дыхания, а вот почему дыхание останавливается?.. Статистика лишь указывает на факторы увеличивающие вероятность развития синдрома, но сами механизмы не ясны совершенно. Чаще мальчики, чаще в возрасте 2-3 месяца, чаще зимой. Неблагоприятные факторы: недоношенность, ребенок из двойни, мама моложе 18 лет, меньше года интервал между беременностями, курение матери.
В последнее время, в список неблагоприятных факторов, стали включать и сон на животе. Не могу об этом не написать, поскольку являюсь сторонником сна именно на животе.
Следует знать, что в ответ на сжимание ноздрей очень многие малыши, особенно в первые 3 месяца жизни, не пытаются освободиться и у них возникает остановка дыхания на 10-15 секунд. Неудивительно, что сжиманию ноздрей могут способствовать подушка и мягкий матрац. Кроме этого, самый незначительный насморк в сочетании с температурой в комнате выше 23? приводит к образованию плотных корочек слизи, которые, в свою очередь, перекрывают носовые ходы и приводят к остановке дыхания.
Убедить людей в том, что недопустимы подушки, недопустимы мягкие матрацы (а ведь именно мягкими да еще и кривыми матрацами сплошь и рядом комплектуются детские кроватки!) очень сложно. Убедить людей в том, что ребенку нельзя спать в комнате с теплым и сухим воздухом - еще сложнее. Проще написать в средствах массовой информации о том, что сон на животе увеличивает вероятность синдрома внезапной смерти.

1.4.4.3. СКОЛЬКО СПАТЬ?

Здоровый ребенок сам знает, сколько ему необходимо спать. Никогда не мешайте ему расти и отдыхать - именно этим он во сне и занимается. Когда придет пора для других дел - еды, например, - малыш Вам об этом решительно напомнит.

1.4.4.4. УКАЧИВАНИЕ

У детей очень слабый вестибулярный аппарат (орган равновесия). При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. На народном языке это называется "укачали". Малыша привыкшего к качанию отучить исключительно сложно. Поэтому очень важно не начинать, поскольку укачивание, мягко выражаясь, не очень полезно для ребенка и не очень приятно для родителей.39

1.4.5 ПУПОК

Именно пупочная ранка принципиально отличает новорожденного от детей постарше. Из-за риска инфицирования до ее заживления нежелательна общая ванна, вообще нежелательно, чтобы в незаживший пупок попадала вода.40 При выписке из роддома в обычные сроки (пятый - седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает. Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой. Никогда не ковыряйтесь в детском пупке спичкой, обмотанной ватой. Возьмите пипетку и капните в пупок 1-2 капли зеленки, после чего подождите, пока высохнет. Если имеются небольшие кровянистые выделения, приложите на пару минут ватный тампон, смоченный перекисью водорода (перед тем, как капать зеленку).

Пупок новорожденного может стать причиной некоторых болезней, которые, к счастью, довольно редки. Тем не менее, родители должны знать ситуации, при которых только врач способен к принятию адекватных решений: кровотечение или выделение гноя из пупочной ранки, краснота кожи вокруг пупка, пупок, мокнущий более трех недель после рождения. У очень многих детей первого года жизни имеется пупочная грыжа (выпячивание в области пупка, появляющееся чаще всего при крике). В подавляющем большинстве случаев она не представляет никакой опасности, не требует никакого лечения и проходит сама.

1.4.6. КОЖА

Детская кожа очень нежна и весьма склонна к возникновению всевозможных болячек.
Главная и наиболее частая причина повреждения кожи у маленьких детей - нарушение температурного режима (перегрев).
Поэтому помощь и профилактика сводятся к достаточно простым действиям, которые заключаются в:
- оптимизации температурного режима и предотвращении перегрева;
- обработке поврежденных участков кожи;
- купании.
Изменения на коже, с медицинских позиций, очень разнообразны и имеют огромное количество всевозможных названий.
Родителям надо знать, что поврежденный участок кожи может быть либо мокрым (выделения тканевой жидкости), либо сухим (трещины).
Основной принцип обработки - сушить мокрое (присыпки) и увлажнять сухое (масла).
Любая(!) одежда препятствует восстановлению целостности кожи, поэтому необходимо максимально использовать любую возможность подержать малыша голеньким.
Не стоит обрабатывать зеленкой (йодом, марганцовкой, синькой и т.п.) первый же попавшийся Вам детский прыщ. После того, как Вы удовлетворите свои малярные наклонности, ни один профессор не разберет, что там было на самом деле.
Обязательно следите за НОГТЯМИ - и детскими, и своими. Выделите для ребенка специальные ножницы. Не надо особенно переживать, что Вы ему не так и не то отрежете. Но, если уж очень страшно, то, хотя бы в первый раз, попросите более старших, более опытных и менее нервных товарищей (прекрасный повод для бабушки проявить себя). Помните 2 правила:
1. Лучше стричь чаще, но не очень коротко;
2. На ручках - по кругу, на ножках - ровно.
Все процедуры, имеющие отношение к уходу за здоровой кожей, необходимы один раз в день - после купания.

1.4.7. КУПАНИЕ

В этом процессе можно выделить два направления - эпизодическая обработка ребенка после того, как он удовлетворит свои естественные потребности, и гигиеническая ванна.
Общие ванны возможны только после полного заживления пупка.
Кипяченая вода при здоровой коже не нужна.41 Для обработки ребенка, запачкавшего себя и пеленки, всегда оптимальна проточная вода температурой 34-37?,42 вполне допустимо прямо из крана, особенно если в Вашей квартире есть такой кран, а в нем есть вода. Еще раз подчеркиваю: следите, чтобы вода не попадала в незаживший пупок.
При нормальных условиях существования новорожденного - чистый прохладный воздух, недопущение перегрева, обусловленного избытком одежды, - пупочная ранка при должном уходе полностью заживает на 10-14 день жизни. До этого момента общие ванны ребенку не нужны. Гигиена тела поддерживается обработкой кожи ребенка мягкой губкой, смоченной теплой водой. При отсутствии перегрева выделения кожи незначительны, и первые две недели жизни без мыла вообще можно обойтись. Если же такая необходимость возникла, - только "Детское" и тщательно смывать.
После мытья - не вытирать, а промокать!
Необходимо отметить, что, правильно организованное купание, представляет собой один из наиболее действенных способов сохранения здоровья ребенка.
Именно поэтому мы выделим купание и комплекс связанных с ним вопросов в отдельную главу.

1.4.8. ГУЛЯНИЕ

Какой бы замечательной ни была детская комната, малышу все-таки необходим свежий воздух и чем больше, тем лучше, потому что это для него совершенно естественно.
Всегда следует стремиться к тому, чтобы ребенку было выделено (найдено) место, где он будет гулять. В принципе идеален балкон, если Вы живете в городе или определенное место во дворе, если Вы имеете свой дом. Наиболее сложна ситуация, когда нет ни того, ни другого: любая прогулка требует постоянного присутствия возле ребенка взрослых, которые имеют и другие дела (стирка, уборка, сон, приготовление еды и т.п.).
Для начала давайте рассмотрим наиболее стандартную, а, значит, наиболее часто встречающуюся ситуацию.43
Итак, ребенок живет с родителями в обычной квартире многоэтажного жилого дома. Еще до прихода из роддома балкон должен быть подготовлен к гулянию - очищен от хлама, неплохо, если застеклен, но это совсем не обязательно. На балконе мы поставим коляску, в ней дитя и будет спать.44
Совершенно не рациональна ситуация, когда при наличии балкона совершаются героические усилия по вытаскиванию коляски на улицу, а потом затаскиванию ее обратно.
Прогулки мамы, заключающиеся в перекатывании коляски с одной улицы на другую, ребенку не нужны. Я прекрасно понимаю, что Вам очень хочется продемонстрировать соседкам и подругам новомодный домик на колесиках, но младенцу этого не понять. У мамы всегда есть куча дел и не будет ничего хорошего в том, что Вы вдоволь нагуляетесь, а пришедший с работы папа будет рыскать по кухне в поисках съестного. К тому же, совсем не обязательно, чтобы на ребенка чихали прохожие и летела грязь из-под колес.
Любое катание по улицам должно быть обусловлено необходимостью: нет помощников, а надобно посетить магазин или молочную кухню, пришло время побывать в поликлинике, вечером хочется погулять вместе с мужем и отдохнуть от домашней суеты, нет балкона, в конце концов.
Чем раньше Вы начнете приучать ребенка к пребыванию на свежем воздухе, тем лучше. Уже на 10-й день жизни можно посидеть с ним на балконе минут 15-20. На следующий день - 2 раза по полчаса и, постепенно увеличивая частоту и длительность гуляний, к месячному возрасту сделать так, чтобы ребенок проводил на балконе весь день.
Проснулся, покормили - гулять. Занесли, покормили - гулять и так далее. На балконе ребенок всегда лучше спит и ест после этого с большим аппетитом. И совершенно непонятно, почему гулять надо 1 или 2 раза в день.
Особый вопрос - погодные условия. При нормальной одежде и защите ребенка от ветра здоровый малыш вполне прилично себя чувствует и при отрицательной температуре. Вот правило, удобное для запоминания: на каждый месяц жизни минус 5?, но не ниже 15?. Перевожу: в возрасте 1-2 месяца температура не должна быть ниже минус 5?, в 2-3 месяца - ниже минус 10? и т.д.
Все приведенные цифры и сроки очень и очень условны. При адекватной одежде диапазон температур чрезвычайно широк, а время просто не ограничено.
По большому счету, холод создает заметно меньшее количество проблем с гулянием, в сравнении с теплом (помните, мы еще в главе "Беременность" ратовали за то, чтобы ребенок родился осенью). Летом, в жару, особенно если балкон на солнечной стороне, гулять вообще невозможно и следует искать наиболее прохладное место в доме или во дворе.
Родителей всегда волнует, как одевать малыша, собирающегося на прогулку. Ответить на этот вопрос можно только после того, как Вы вернетесь. Если ребенок потный и красный, обязательно уменьшите в следующий раз количество одежды. Каждое дитя по-своему реагирует на гуляние и дать универсальные рекомендации практически невозможно. Будет вполне объяснимо, если в первый раз Вы переусердствуете с одеждой. Главное, чтобы потом Вы сделали правильные выводы. Обычно, если ребенку жарко, он капризничает и его быстро приходится заносить в дом. Холодно бывает исключительно редко - взрослые холодом настолько запуганы, что не допускают этого никогда. Я, по крайней мере, ни разу не сталкивался с замерзшим ребенком. Но детей, удивительно напоминавших вареных раков, видел многократно.
На балконе ребенок, как правило, спит на боку. Важно при этом так расположить коляску, чтобы Вы видели его личико через оконное стекло, не выскакивая на балкон.
В описанном режиме гуляния заинтересован не только ребенок, но и его родители. Никогда больше такого "золотого" времени у Вас не будет. Первые 3-4 месяца жизни младенец спокойно спит на балконе большую часть дня, позволяя матери нормально отдохнуть и привести в порядок детские вещи, квартиру и себя.
Само собой разумеется, что по мере роста ребенка гуляние будет представлять все большую проблему, требуя времени и внимания.
Но главные принципы гуляния останутся пожизненными:
- соответствие одежды и температуры;
- ребенку легче согреться, двигаясь, а не одеваясь!
- если говорит, что жарко - поверьте и помогите.

1.4.9. МАНИПУЛЯЦИИ С МЛАДЕНЦЕМ

В большинстве случаев обращение с ребенком (особенно новорожденным) напоминает обращение с фарфоровой чашкой древнекитайского производства. Боязнь чего-нибудь там поломать, вывихнуть, растянуть (варианты - искалечить, разбить, повредить) настолько сильна, что многие мужчины к детям не прикасаются вообще, а матери, особенно молодые, испытывают подколенную дрожь при необходимости перенести ребенка из кроватки на пеленальный столик.
В целом, единственное, что с ребенком делать нельзя категорически, так это его ронять. Почти все другие манипуляции он выдерживает вполне спокойно. Но заниматься этими манипуляциями необходимо, начиная с периода новорожденности, а не перед школой.
Родители должны четко осознавать тот факт, что падения и ушибы встречаются в детской жизни не реже, чем простудные заболевания. И руки, и ноги, и шея, и... все остальное нуждаются в тренировке.
Точнее, не столько в тренировке, сколько в небездействии. Природа (опять она, родимая) вполне подготовила Ваше дитя к тому, чтобы Вы скакали по деревьям, а оно при этом держалось за Вашу шкуру. С момента рождения у ребенка прекрасно выражен так называемый хватательный рефлекс: вложите в ладошку малыша Ваш палец, и он схватится за него. Нередко можно поднять руки, и дитя будет само висеть. Совсем не держать Вы, разумеется, побоитесь, поэтому используйте указательный и большой пальцы (сначала большой в обе ручки, а, когда схватится, придерживайте указательным). Это не "фокусы" и не "издевательство". Именно так можно и нужно переносить ребенка, вначале, желательно, на небольшие расстояния, а затем сами увидите, как это ему нравится. Заплакал. Необходимо перепеленать. Приготовьте все на столике, разденьте ребенка в кроватке, дайте ему схватить Ваши руки и спокойно перенесите. Новорожденного можно взять за ножки и перевернуть вниз головой - тоже ничего страшного. Некоторые варианты действий показаны на рисунках.
Поверьте доктору, пожалуйста!
Глупо недооценивать ребенка, а вот с собственным страхом бороться надо. Бороться со страхом, чтобы потом бояться меньше, хотя поводов, скорее всего, будет больше.
1.5. КОРМЛЕНИЕ

"Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу."
Бенджамин Франклин


Актуальность этой главы вполне очевидна и не требует, по-видимому, подробной аргументации. Кормлению придается настолько огромное значение, что нет в жизни ребенка процесса, даже приблизительно сравнимого с едой по количеству рекомендаций, предрассудков и, разумеется, ошибок.
С точки зрения законов Природы, еда должна обеспечить организм необходимыми питательными веществами. Если взрослому питательные вещества необходимы для того, чтобы поддерживать нормальное существование, то ребенку нормального существования мало. Он (ребенок) должен расти и развиваться, а, следовательно, правильное питание для него заметно важнее, в сравнении, например, с питанием его родителей. Абсолютно все взрослые это понимают. И реализуют в своих семьях принцип "все лучшее - детям", но... То, что любящие родители считают лучшим, очень часто оказывается не только не нужным, но и вредным.
Поэтому давайте придерживаться здравого смысла, чтобы не вредить и разобраться с терминами "лучше", "хуже", "хорошо", "плохо", "полезно", "вредно" и т.п.
Ребенок должен питаться теми продуктами, которые являются для него наиболее естественными в соответствующем возрасте.
И, наверняка, отсутствует надобность доказывать кому-либо, что нет и не может быть для новорожденного ребенка продукта более ценного (естественного), чем материнское молоко. Неудивительно, что вскармливание младенца молоком матери так и называется - естественным.
Следует заметить, что сотни страниц, посвященных преимуществам естественного вскармливания, в целом не приводят к каким-либо существенным результатам и некоторым образом напоминают борьбу с курением - все знают о вреде курения, но курят миллионы. Тем не менее, приведем лишь самые главные аргументы, доказывающие, что естественное вскармливание - это хорошо.
1. Молоко матери всегда:
* оптимальная температура еды;
* идеальная чистота еды;
* дополнительные вещества, помогающие ребенку переваривать пищу;
* вещества, помогающие ребенку бороться с инфекциями и защищающие его от них.
2. Материнское молоко - это значительная экономия финансовых ресурсов семьи: молочные смеси, особенно хорошие, обходятся совсем недешево.
3. Естественное вскармливание - экономия времени. Покормить грудью легче и быстрее, чем купить, прокипятить, насыпать, нагреть, перемешать, остудить, помыть, прокипятить, насыпать и т.д. по замкнутому кругу почти до бесконечности.45
4. При кормлении материнским молоком практически невозможно заболеть кишечной инфекцией (ребенку, разумеется). А вот обеспечить идеальную чистоту во время приготовления и хранения молочных смесей, особенно в жаркое время года, не всегда удается. О прелестях инфекционной больницы надо ли рассказывать?
5. Еда для ребенка всегда с собой, где бы Вы ни были.
6. Состав молока изменяется с течением времени, идеально соответствуя потребностям младенца в соответствующем возрасте.
7. Скептически относясь к преимуществам естественного вскармливания, Вы даже приблизительно не представляете себе, какое количество проблем может возникнуть, если у ребенка будет непереносимость коровьего молока. О том, сколько стоит вырастить такое дитя (денег, прежде всего, о нервах я уже и не говорю), просто страшно подумать.
8. Ребенок, которого Вы кормите грудью, очень быстро докажет Вам, что Вы настоящая женщина. Ни один мужчина, каким бы Казановой он ни был, этого сделать не в состоянии.

Отсутствие у матери молока давно уже перестало быть трагедией. Миллионы детей благополучно выросли и узнали, что такое женская грудь, будучи уже взрослыми. С одной стороны, это хорошо, с другой - очень плохо. Плохо потому, что молодая мама не воспринимает отсутствие или нехватку молока, как несчастье, совсем этого не боится и не прикладывает серьезных усилий для того, чтобы молоко сохранить. Опять-таки потому, что знает - миллионы благополучно выросли...
Необходимо, тем не менее, помнить и понимать: сохранить ребенку здоровье при естественном вскармливании гораздо легче. Из этого, конечно, не следует, что без материнского молока малыш непременно будет болеть. Но дополнительные сложности возникнут обязательно.

1.5.1. ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Вопрос о том, будет у мамы молоко или не будет, как правило, не стоит. Молоко есть всегда и у всех, но вот его количество не всех детей устраивает.
К сожалению, существует фактор, определяющий количество молока и совершенно не поддающийся влиянию лекарств, диет и образа жизни - генетическая предрасположенность. То есть, количество образующихся в организме матери гормонов46, стимулирующих продукцию молока, зависит от наследственности. Но если Ваша мама выкормила Вас грудью, то Вы просто обязаны своего ребенка кормить, поскольку оправдать собственную лень ссылками на плохую наследственность в этом случае Вам не удастся.
На количество молока, помимо генетической предрасположенности, влияют: состояние нервной системы матери, точнее, количество отрицательных эмоций, образ жизни (сон, двигательная активность, усталость от домашних дел) и характер питания.
Не нервничать матери, по вполне понятным причинам, очень трудно. Но образом жизни вполне можно управлять. Он должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму количество ненужных и неприятных действий - чем меньше времени Вы будете проводить на кухне, за стиркой и возле гладильной доски тем лучше будет Вам, а, значит, Вашему ребенку. Женщина не может нормально кормить грудью, если не имеет возможности высыпаться, отдыхать и заниматься еще какими-нибудь делами, непосредственно с ребенком не связанными (папой, например).
В целом, содержимое предыдущего абзаца является ключевым для понимания основного принципа адекватного воспитания: ребенок с момента рождения - член семьи. И ни в коем случае нельзя внимание и любовь к ребенку доводить до такой степени, чтобы от этого другим членам семьи было плохо. Необходимо искать золотую середину. Потому что, вскакивая по ночам к любимому и долгожданному малышу каждые 5 минут, Вы, в конце концов, лишите его молока. А менее любимый и менее долгожданный (на первый взгляд) будет еще долго получать удовольствие от наиболее естественной близости любимой мамочки - ведь именно таковой и является кормление грудью.
В дальнейшем мы попытаемся более подробно рассказать о том, как сделать режим семьи оптимальным, чтобы всем было хорошо. А сейчас остановимся на вопросах, непосредственно связанных с естественным вскармливанием.

1.5.1.1. ПИТАНИЕ КОРМЯЩЕЙ МАТЕРИ

Прежде всего, посоветуем внимательно перечитать рекомендации по питанию в главе, посвященной беременности. Поверьте, количество объектов еды, абсолютно безопасных и для матери и для ребенка, достаточно велико. Поэтому искренне призываю Вас поменьше экспериментировать. Чем меньше Вы употребите цитрусовых, какао (шоколада), кофе, клубники и других продуктов, принципиально опасных в плане аллергии, тем лучше будет младенцу. Вы же сами потом и пожалеете, когда после съеденной в двухлетнем возрасте шоколадки ребенок покроется сыпью и будет всю ночь чесаться.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>