<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>







ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ



БОЛЕЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

3.1 ОЧЕНЬ НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

"Боже, помоги мне смириться с тем, что я не в силах уразуметь. Боже, помоги мне уразуметь то, с чем я не в силах смириться. Упаси меня, Боже, перепутать одно с другим."
Старинная испанская молитва

Не вызывает никакого сомнения, что диагностировать болезни и проводить лечение должны люди, специально этому обученные - врачи. И никакая книга, ориентированная на широкую читательскую аудиторию, не сможет врача заменить. А у самих врачей (у очень многих, по крайней мере) подобные книги вызывают реакции далеко неоднозначные и, как правило, негативные.
Ведь рядовой представитель все той же широкой читательской аудитории часто теряет самоконтроль и пытается в индивидуальном порядке решить вопросы, которые, с точки зрения личной безопасности, решать все-таки должен специалист. А когда последствия самолечения становятся более опасными, чем само заболевание - вот тут уже и есть где развернуться специалисту, ну а в результате никому не бывает скучно. Врачи лечат последствия лечения, особо умные и внимательные читатели продолжают проводить эксперименты на себе и делятся опытом с соседями, читая им лекции на тему "Как не надо лечить воспаление легких".
Поскольку автор этой книги самый обыкновенный практический врач, то неудивительно, что ему очень часто пришлось и приходится сталкиваться с последствиями самолечения, "полулечения" или "ускоренного лечения"92. И незлым словом поминать неуемную страсть нашего народа к активному лечению красивыми таблетками. Но вот с чем совершенно нет сил мириться, так это с постоянным стремлением взрослых постоянно лечить собственных детей. А, коль скоро, сил мириться нет, надо бороться. Но бороться не на уровне крика "нельзя", а на уровне хотя бы попытки объяснить людям, во-первых, что с ними происходит, во-вторых, что при этом делать желательно и, в-третьих, чего нельзя делать ни в коем случае.
Главные аргументы в пользу именно такого подхода состоят в следующем:
* Основы медицинских знаний, как это ни печально, приобретаются людьми не в школе, а на собственном, часто горьком опыте. Этот факт уложить в голове довольно трудно. Ведь для получения среднего образования в обязательном порядке следует усвоить разницу между синусом и косинусом, постичь последствия контакта кислоты со щелочью и накрепко запомнить, что крепостное право было отменено в 1861 году. Совсем не обязательно при этом знать от чего бывает насморк, как помочь ребенку при повышении температуры тела, почему перестали делать прививки от оспы, и какая разница между дифтерией и дизентерией;
* Лозунги типа "не занимайтесь самолечением!" хороши лишь теоретически, поскольку уровень здоровья самого обыкновенного среднего человека, будь то взрослый или ребенок, оставляет желать лучшего, а при любом чихе обращаться к врачу - врачей не хватит. Так что, хотим мы того или не хотим, но рядовые человеки часто лечатся сами и все равно будут сами лечиться, оставляя докторов и больницы в резерве - на крайний случай. Ну, а коли лечиться будут все равно, то не помешают конкретные и доступные знания;
* В целом, антипатия врачей к популярной медицинской литературе вполне понятна: имея за плечами большой опыт работы, а под рукой огромное количество специальной литературы, данные лабораторных и инструментальных исследований, - так вот при всех этих условиях и то не всегда удается поставить правильный диагноз. Легко объяснить при этом пессимизм, возникающий при попытках научить кого-либо чему-либо на уровне бытовом да еще и без использования специальной терминологии;
* Но ведь пишут популярные книжки про зверушек - про бабочек, хомячков и морских котиков - как они живут, как размножаются, как кормят детенышей, что едят. Народу любопытно, народ читает. Конечно, интересно знать, что гепард бегает быстро - со скоростью 120 км в час, но недалеко. Однако не менее интересна, и, главное, более близка к телу, популярная информация о человеческих болезнях. Ну разве не любопытно узнать, для чего ребенка с ветрянкой мажут зеленкой? А кто такие аденоиды? А какая разница, между ОРЗ и простудой? И еще сотни таких почему, как, для чего;
* После того, как доктор сообщит, что Ваш ребенок заболел, например, скарлатиной, Вы, что вполне понятно, потребуете ответа на вопрос - что такое скарлатина? А поскольку времени у врача, не очень то и много, весьма велика вероятность того, что Вас не удовлетворит ответ. Если эта книга Вам поможет - будет просто здорово, тем более что популярную народную мудрость - "доверяй, но проверяй" - врачи испытывают на себе весьма регулярно.
Практический опыт однозначно свидетельствует - вначале необходимо понимание и только потом уже - руководство к действию. В этом состоит, как это ни банально, принципиальная разница между профессионалом (врачом), который понимает и принимает решения, и дилетантом (простым гражданином, начитавшимся мудрых книг), который действует, подтверждая всем своим существованием мудрое изречение Кромвеля: "Дальше всех зайдет тот, кто не знает, куда идти".
Автор предлагает искать дорогу вместе.

3.2. ИММУНИТЕТ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ

"О мир, как дивно круг ты совершаешь -
ломаешь то, а это исправляешь."
Фирдоуси

Взрослые, и это, к сожалению, типично, задумываются о детском иммунитете после того, как ребенок начинает часто болеть (по крайней мере, очень и очень маловероятно, чтобы, приступая к процессу зачатия, будущие родители думали именно об этом). Остается лишь надеяться на то, что изложенная ниже информация будет получена Вами вовремя...

? ? ?

Никакими закаливаниями и образами жизни полностью предотвратить детские хвори нельзя. Каждый человек встречается в своей жизни с огромным количеством микробов. А до тех пор, пока к большинству из них в организме не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни - неизбежность. Но всегда найдется микроорганизм, к которому защиты нет. Поэтому болеют все - и дети, и взрослые.
И совершенно не принципиально - болеть или не болеть. Важно, как болеть - насколько часто и насколько тяжело.
Значение слова "иммунитет" с чисто теоретических, медицинских позиций объяснить довольно трудно. Но для нашего с Вами взаимопонимания достаточно следующего: иммунитет - это способность организма защищать себя. Защищать от всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей (раковых клеток, например).
Каждой человеческой клетке присуща своя генетическая информация. Это, сложное на первый взгляд, положение, прямо таки вызывает желание либо перестать читать, либо схватить школьный учебник по биологии, дабы срочно восполнить пробелы в образовании. Но тонкости нам не нужны. Принципиально другое: система иммунитета способна анализировать - отличать своих от чужих. А в основе этого анализа - именно генетическая информация. Что-то попало в организм: генетическая информация совпадает - значит свой, не совпадает - чужой. Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию называется антигеном93.
Система иммунитета в начале обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы этот антиген уничтожить. Для уничтожения конкретного антигена организм вырабатывает совершенно определенные клетки - они называются антитела. Определенное антитело подходит к определенному антигену как ключ к замку, разве что вероятность повторить или подобрать в миллионы раз меньше.
Пример. В организм попал вирус кори. Иммунитет определил, что этот вирус генетически отличается от любой другой клетки человека. Следовательно, это антиген. Началась выработка антител, не просто каких-то там антител, а именно антител к вирусу кори. Антитела нейтрализовали вирус и болезнь закончилась. А иммунитет к конкретной болезни, в нашем примере к кори, остался. Следует знать, что сроки болезни у каждого конкретного ребенка во многом будут определяться скоростью образования и количеством выработанных антител.
Иммунитет к определенным болезням может быть врожденным - часть уже готовых антител достается ребенку от матери и, соответственно, приобретенным, - т.е. таким, который организм выработал самостоятельно.
И еще, очень важная теоретическая информация.
Мы уже поняли, что иммунитет - явление специфическое (четкое соответствие конкретного антигена - конкретному антителу). Но это не всегда так, поскольку система иммунитета имеет на своем вооружении не только антитела. Типичный пример: повышение температуры тела приводит к тому, что в организме начинает вырабатываться особый белок - интерферон. Интерферон уничтожает любые вирусы (и гриппа, и кори, и краснухи), т.е. его (интерферона) действие неспецифично. Система неспецифического иммунитета представлена не только интерфероном - еще пару десятков веществ способен вырабатывать организм.
Главное в этой информации следующее. Если иммунитет постоянно тренируется, то на проникновение антигена он может быстро и сильно ответить, мгновенно выработать все тот же интерферон и болезнь закончится за 2-3 дня. А если интерферона не хватило - придется ждать выработки антител, а на это уже потребуется неделя.

? ? ?

У новорожденного почти такая же кровь, как у его матери. То есть он уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным болезням, что перенесла мама. Однако это ненадолго, месяца на 3-4, в лучшем случае, на 6 (при естественном вскармливании, разумеется). Поэтому правильно воспитывать ребенка очень желательно с момента рождения, чтобы к 3-6 месяцам сделать его способным бороться с инфекционными болезнями.
На сам процесс формирования иммунитета влияет целый ряд врожденных факторов, зависящих как от состояния здоровья мамы и папы, так и от течения беременности, особенно от перенесенных в это время инфекций. В то же время, образ жизни уже родившегося ребенка в свою очередь существенно влияет на уровень иммунитета.
Становится понятным, что недостаточность иммунитета может быть врожденной и приобретенной. И первая, и вторая проявляется частыми болезнями, что, вполне резонно, порождает у родителей желание этот самый иммунитет улучшить - желание вполне естественное, особенно если уже успели растерять все то, что дала Природа новорожденному. В конце концов, ну растеряли, ну ушел поезд! Но надо же что-то делать!
Делать надо. А, для начала, знать, что стимуляторы иммунитета делятся на фармакологические и физиологические. Фармакологические - это конкретные лекарства, физиологические - это некоторые формы нормального (естественного, физиологического) образа жизни, позволяющие усилить иммунитет.
Общий жизненный тонус, общий уровень здоровья во многом определяется уровнем энергозатрат организма, нагрузкой на все основные системы - и легкие, и сердце, и сосуды и суставы и т.д. и т.п. - все это должно работать
Короче говоря, иммунитет это не отвлеченное понятие. Это конкретная система организма, конкретные органы, синтезирующие совершенно определенные защитные вещества. И работа этих самых органов во многом зависит от того, как и с какой нагрузкой трудятся другие системы, про которые мы знаем, которые видим, которые чувствуем.
А теперь давайте задумаемся. На что ребенок тратит энергию?
* на рост и развитие;
* на двигательную активность;
* на поддержание температуры тела.
Ну, что касается роста и развития, - на это мы особенно повлиять не можем (здесь больше гены, гормоны). Но двигательная активность! Почитать, или погулять? А поддержание температуры тела - одеть или не одеть? А от души накормить и загнать в постель - это как?
Вот и получается, что естественных стимуляторов иммунитета всего три - голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм - не надо сознательно морить ребенка голодом, заставлять бегать по 30 км в день и выгонять раздетым на мороз94.
Но более важно другое:
противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета, то есть, вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни).

3.3. ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: ОБЩАЯ И ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

"Дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла."
Питтак

Преогромное число окружающих нас микроорганизмов люди именуют просто микробами. Для среднего человека, не имеющего к медицине и биологии особого отношения, все микробы вместе - нечто загадочное и, как правило, весьма вредное. Кое кто знает о том, что микробы бывают полезными. Типичные примеры знаний о полезности микробов ограничиваются информацией о том, что они (микробы) превращают молоко в кефир, что дрожжи это тоже микробы и что в кишечнике есть какие-то палочки, помогающие переваривать пищу.
Но всем хорошо известен тот факт, что инфекционные болезни вызываются именно микробами. Правда, в одном случае, микроб, вызвавший заболевание, легко переходит от одного человека к другому, в другом - это происходит редко, в третьем - не происходит почти никогда. Проще говоря, одни инфекционные болезни заразные, а другие нет. И медицинские работники почти повсеместно договорились о том, чтобы называть инфекционными болезнями именно болезни заразные.
Примеры? Пожалуйста. Воспаление легких или язва желудка. В 99% случаев в основе заболевания - особые микроорганизмы. Но, поразив одного человека, они становятся индивидуальной проблемой этого конкретного человека, не представляя угрозы окружающим.
Принципиален еще один факт. Упоминая словосочетание "инфекционная болезнь" врачи всегда имеют ввиду следующий факт: каждой инфекционной болезни соответствует только один, конкретный микроорганизм, вызывающий именно это заболевание95. Дизентерию вызывает только дизентерийная палочка, грипп - только вирус гриппа, а СПИД - только вирус иммунодефицита человека96.
Успешное лечение любой инфекционной болезни невозможно, без четкой и достоверной информации об особенностях конкретного микроба, вызвавшего именно эту болезнь. Что же надо знать?
1. Источник инфекции. Кто или что? Кого бояться (избегать)? Это может быть (и, кстати, чаще всего бывает) человек, а также кошки, собаки, птицы, насекомые и т.д.
2. Пути передачи болезни. Каким образом микроб из одного организма попадает в другой? Наиболее "популярны" - воздушно-капельный путь (микроб вдохнули) и пищевой путь (микроб съели). Но можно "заработать" болезнь при укусах насекомых (комары - малярия, вши - тиф, клещи - энцефалит), при контакте с зараженной кровью (переливание, половой контакт). Наконец, новорожденный уже может быть болен инфекционной болезнью, заразившись от больной матери: некоторые микробы проникают через плаценту и заражают плод.
3. Восприимчивость к болезни. При контакте с больным ветряной оспой или краснухой заражаются практически все, кто раньше не болел. При дифтерии может заболеть 1 из 10, при скарлатине - 1 из 5, при кори - 2 из 3.
4. Иммунитет. Имеется ли у человека врожденный иммунитет к конкретной болезни. Если заразились - сколько надо времени для выработки иммунитета; если переболели можно ли заболеть еще раз.

И источник инфекции, и пути передачи, и восприимчивость, и иммунитет и самое, пожалуй, главное, - способы лечения - все это самым тесным образом связано с биологическими особенностями конкретного микроорганизма.
Что же имеется ввиду под этими самыми биологическими особенностями?
Прежде всего, тот факт, что, под объединяющим словом микробы, подразумеваются самые разнообразные микроорганизмы. Разнообразные и по способам размножения, и по особенностям жизнедеятельности и по тем болезням, что они способны вызывать.
Наиболее важно - деление микробов на ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ. Это факт весьма принципиален и без четкого понимания разницы между вирусами (вирусными инфекциями) и бактериями (бактериальными инфекциями) любые рассуждения, советы, объяснения и рекомендации, касательно инфекционных заболеваний, просто не имеют никакого смысла.

3.4. ВИРУСЫ

"Извечной и зловещей мечтой вирусов является абсолютное мировое господство, и, как ни ужасны методы, коими они в настоящее время пользуются, им нельзя отказать в настойчивости, изобретательности и способности к самопожертвованию во имя великой цели."
А. и Б. Стругацкие

Увидеть вирус можно только с помощью электронного микроскопа. Подавляющему большинству врачей и сами вирусы, и электронные микроскопы знакомы лишь по фотографиям в умных медицинских книгах. Но болезни, вызываемые вирусами, имеют настолько характерные симптомы, что ни микроскопов, ни фотографий не надо - все и так ясно.
Принципиальной и наиболее существенной биологической особенностью любого вируса является следующая: вирусы не способны размножаться без помощи клеток других организмов.
Вирус проникает внутрь совершенно определенной клетки, и именно эта зараженная клетка превращается как бы в завод по производству вирусов. Вполне понятно, что работать на два фронта (и на вирус, и на организм) клетка не может, а, следовательно, не может выполнять свое основное предназначение - отсюда и возникают совершенно конкретные симптомы болезни.
Мы не зря подчеркнули слова "совершенно определенная клетка". Дело в том, что главной чертой любого вируса является его избирательность или, проще говоря, разборчивость. Вирусы не могут жить в любой клетке - им подавай свою, именно ту, которую данный вирус может заставить работать на себя.
Так, например, вирус инфекционного гепатита может существовать и размножаться только в клетках печени и больше нигде. Вирус эпидемического паротита (свинки) предпочитает клетки слюнных желез, вирус гриппа - клетки слизистой оболочки трахеи и бронхов, вирус энцефалита - клетки головного мозга и т.д. - в отношении каждого вируса можно перечислить определенные клетки и ткани человеческого организма, которые он (вирус) поражает или может поразить.

Избирательность вирусов прослеживается не только на поражении определенных клеток, но и на способности вызывать конкретные болезни у конкретных биологических видов. Вирус кори может найти нужные ему клетки только в организме человека, и не представляет никакой угрозы для любимца семьи кота Васьки. Вирус собачьей чумки не опасен для человека. Но это не общее правило. Ведь определенные клетки разных млекопитающих очень похожи друг на друга и некоторые вирусы вызывают одну и ту же болезнь у самых разнообразных животных - типичный пример - вирус бешенства.
В то же время, способность некоторых вирусов к тому, чтобы поражать только определенный биологический вид имеет исключительно большое значение. В весьма недалеком прошлом одной из самых страшных болезней была натуральная оспа, вирус которой может существовать только в организме человека. Еще раз акцентирую внимание: биологический вид "вирус натуральной оспы" может существовать исключительно в организме биологического вида "человек разумный". Если в течение двух десятков лет на земном шаре не зарегистрировано ни одного случая заболевания человека натуральной оспой, логично сделать вывод о прекращении существования в живой природе вируса, вызывающего эту болезнь. Указанный факт и лег в основу прекращения абсолютно в прошлом обязательных прививок против оспы97.

Любая клетка организма выполняет целый ряд специфических, только этой клетке присущих функций. После заражения вирусом рано или поздно начинают возникать проблемы. Вирус поразил клетки печени - возникла желтуха и другие признаки печеночной недостаточности. Вирус поразил слизистую оболочку бронхов - появился кашель, в легких хрипы, учащенное дыхание. Вирус проник в клетки головного мозга - возникли расстройства сознания, судороги, параличи.
Избирательность вирусов приводит к тому, что каждой вирусной инфекции присущи свои, совершенно конкретные симптомы, а симптомы, как теперь становится понятно, будут определяться именно неспособностью группы клеток, поврежденных вирусом, выполнять свои функции.
Тяжесть вирусной инфекции зависит от того, какие клетки и в каком количестве поражены. Понятно, что поражение головного мозга приведет к более серьезной и значительно более опасной болезни, чем поражение клеток слизистой оболочки носа.
И еще два момента, касательно избирательности вирусов и тяжести болезни.
1. Любые клетки человеческого организма определенным образом изменяются в процессе роста и развития. Проще говоря, клетка, например, печени трехлетнего мальчика Сережи совсем не то же самое, что клетка печени взрослого дяди Сережи. Гепатоцит (именно так называется основная клетка печени) ребенка еще не дозрел и, вирусам, например гепатита А, размножаться в таких незрелых клетках затруднительно. Поэтому ребенок первого года жизни почти никогда не может заболеть гепатитом А, дети постарше болеют очень легко, подростки потяжелее, а взрослые - тяжело. Поэтому более-менее легкие детские инфекции (корь, краснуха, ветрянка) могут у взрослых протекать очень и очень тяжело.
2. Тяжесть болезни во многом определяется состоянием или, проще говоря, степенью здоровья конкретной клетки. Все тот же гепатоцит пьющего дяди Сережи слабее, чем у непьющего подростка Саши. А клетки слизистой оболочки бронхов у курящего десятиклассника Пети слабее, чем у его некурящей одноклассницы Наташи. И существует реальная вероятность того, что гепатит у дяди Сережи будет протекать тяжелее, чем у Саши, а грипп у Пети тяжелее, чем у Наташи.

? ? ?

Как же реагирует организм человека на проникновение любого вируса? Естественно, начинает с ним бороться - вначале на уровне неспецифического иммунитета (интерферон и т.д.), затем появляются антитела. Антитела нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но, все совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд.
В одних случаях, за то время, что необходимо для выработки антител, вирус успевает натворить такое, что неминуемы тяжелейшие последствия или человека вообще невозможно спасти. Бывает и так, что вирус в организм человека проникает, определенные клетки заражает и на этом свое "гнусное дело" прекращает. Т.е. вирус вроде как бы и есть, и он действительно находится внутри определенных клеток, но болезни нет - вирус по каким-то своим "соображениям" не размножается, он как бы спит внутри, коварно дожидаясь определенного момента, когда ослабнет иммунитет.
Если вирус способен активно размножаться, он быстро приводит к гибели и разрушению захваченную им клетку. Из распавшейся клетки вирусы попадают в кровь, а там их уже поджидают антитела... Вот и получается, что активные вирусы (т.е. вирусы погубители клеток), вызывают острые инфекционные болезни (краснуху, корь, свинку, грипп и т.п.), которые длятся ровно столько, сколько надо организму для синтеза антител. А сроки выработки антител совершенно определенны и, как правило, невелики около 5 - 10 дней. Поэтому всегда можно сказать, сколько будет заразен больной корью и когда исчезнет сыпь. Поэтому врач, поставив диагноз краснухи, точно знает, через сколько дней наверняка станет лучше. Поэтому, если грипп длится 3 недели, то это уже не грипп.

? ? ?

Тот конкретный факт, что вирусы находятся именно внутри клеток человеческого организма, обуславливает главнейшие сложности в лечении любых вирусных инфекций.
Очень трудно уничтожить вирус и оставить при этом в живых саму клетку. Неудивительно, что эффективных противовирусных лекарственных препаратов очень мало и все они, как правило, весьма специфичны, - т.е. действуют на строго определенный вирус (например, ремантадин - только на вирус гриппа А) или на строго определенную группу вирусов (например, ацикловир - на вирусы группы герпеса).
Становится понятным, что главный принцип лечения вирусных инфекций - помочь организму самому победить вирус.
В чем же состоят принципы помощи?
Прежде всего, в том, чтобы создать условия, при которых борьба вируса с организмом ребенка наиболее вероятно закончится победой именно ребенка. Эти условия включают в себя и режим, и диету и определенные лекарственные препараты.
Суть лечения:
1. Воздействие на конкретные симптомы болезни. Например, обработка высыпаний на коже, или смягчение кашля, или определенные капли в нос, или воздействие на высокую температуру тела.
2. Улучшение функционирования или уменьшение естественной нагрузки на пораженные вирусом клетки. Например, противовоспалительные средства, или препараты, улучшающие работу клеток печени, или лекарства, активизирующие кровоснабжение клеток головного мозга.
Существенные сложности, и существенные ограничения, возникающие при выборе способов лечения вирусных инфекций, во многом определяют тот факт, что первостепенное внимание должно уделяться именно способам профилактики.
В чем же состоят принципы профилактики вирусных инфекций?
1. Прививки. Введение в организм ослабленного вируса приводит к выработке вполне полноценных антител, защищающих человека от конкретной вирусной инфекции (кори, краснухи, полиомиелита, гепатита В, гриппа, клещевого энцефалита и т.д.).
2. Предотвращение или ограничение контактов с вероятным источником инфекции (отдельная комната для больного острой респираторной инфекцией и маски для его родственников, "разборчивая" и аккуратная половая жизнь для предотвращения СПИДа и т.д.).
3. Образ жизни и система воспитания, формирующие нормальный иммунитет (без комментариев).

? ? ?

Изложенная выше информация позволяет заключить, что родители имеют возможности, как для предотвращения конкретных болезней, так и для оказания помощи больному ребенку.
Последовательность, актуальность, нужность или, соответственно, ненужность определенных действий уходит своими корнями в наличие у тех, кто ребенку помогает, реальных знаний.
Правильно помочь можно лишь:
* зная, что это болезнь действительно вирусная;
* зная, как этот вирус передается;
* зная сроки болезни;
* зная, какие клетки и органы поражаются;
* зная, способы помощи;
* зная подстерегающие опасности;
* желая все это узнать...

Последующие главы - именно для желающих.


3.5 ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ (ОРВИ)

"У меня печальный вид -
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это - грипп!"
С.В. Михалков

ОРВИ - самые распространенные человеческие болезни - до 90% всех случаев инфекционных заболеваний. Ими болеют все - одни чаще, другие реже, но все. Зимой чаще (вирусы в это время намного активнее), летом - реже, но все равно болеют.
Вызывающие ОРВИ вирусы поражают так называемые эпителиальные клетки - клетки, покрывающие дыхательные пути от носа и горла до легких. Вирусов этих существует превеликое множество, самый известный - грипп, но есть и другие - менее знаменитые, но не менее противные (парагрипп, аденовирус, риновирус, реовирус и т.д.). Особую грусть вызывает тот факт, что каждый из этих вирусов имеет определенное количество вариантов (парагрипп - всего 4, грипп несколько десятков), поэтому у человека имеется теоретическая, а, нередко, и реальная практическая возможность болеть ОРВИ весьма часто.
Во внешней среде вирусы гибнут довольно быстро98, но от человека к человеку передаются очень легко - воздушно-капельным путем. От момента заражения до появления первых признаков болезни (этот промежуток называется инкубационным периодом) необходимо совсем немного времени - иногда несколько часов, но, как правило, не более четырех дней.
Любой респираторный вирус поражает, как правило, не все дыхательные пути, а какой-то определенный участок. Даже на этом уровне прослеживается избирательность вирусов. Риновирус - слизистая оболочка носа, парагрипп - гортань и трахея, грипп - трахея и бронхи и т.д.
Симптомы ОРВИ всем прекрасно известны, хотя бы потому, что человека, который ни разу ОРВИ не болел, просто не существует. Вначале недомогание, ну а повышение температуры тела, насморк и кашель долго себя ждать не заставляют.
Но конкретные, индивидуальные симптомы ОРВИ в каждом случае зависят, прежде всего, от того, где, на каком участке дыхательных путей вирус вызвал наиболее сильный воспалительный процесс. Для обозначения этого места существует множество страшных медицинских слов. РИНИТ - поражение слизистой оболочки носа, ФАРИНГИТ - поражение слизистой оболочки глотки, НАЗОФАРИНГИТ (нос и глотка одновременно), ТОНЗИЛЛИТ (миндалины), ЛАРИНГИТ (гортань), ТРАХЕИТ (трахея), БРОНХИТ (бронхи), БРОНХИОЛИТ (самые мелкие бронхи - бронхиолы).

Объединяя эти слова (тонзилофарингит, ларинготрахеит, трахеобронхит и т.п.), читатели вполне могут не только приобщиться к медицинской терминологии, но и использовать полученную информацию в корыстных целях. Одно дело сказать начальнику на работе, что у Вашего ребенка была ОРВИ, а совсем другое, что дитя болело назофаринготонзиллитом. С учетом всеобщей убежденности в том, что тяжесть болезни имеет прямую связь с непонятностью диагноза, сочувствие начальства Вам обеспечено.

Зная признаки поражения того или иного участка дыхательных путей, врач может не только поставить точный диагноз (т.е. сказать не просто "ОРВИ", а конкретно "ОРВИ, бронхит" или "ОРВИ, ларинготрахеит"), но и предположить какой именно вирус вызвал настоящую болезнь.
Обильный насморк при мало нарушенном общем состоянии - ринит, скорее всего риновирус; осипший или охриплый голос, грубый болезненный кашель - ларингит, скорее всего парагрипп; очень высокая температура, выраженное нарушение общего состояния, незначительный насморк, частый сухой кашель - бронхит, скорее всего грипп и т.д.
Способы профилактики и принципы лечения ОРВИ не зависят от того, как точно данный вирус называется. Это кстати, во многом определяет тот факт, что практические врачи-педиатры предпочитают не морочить своим пациентам головы и редко называют болезни их точными именами, например, аденовирусная инфекция, или парагрипп. Слово "ОРВИ" и родителей и врачей по большому счету устраивает, им и пользуются.
Исключение составляет, пожалуй, ГРИПП - самое, пожалуй, известное заболевание из всех ОРВИ.
В чем же состоят особенности гриппа?
Главная - способность к изменчивости. Т.е. вирус может самым принципиальным образом изменять свой антигенный состав. И это приводит к тому, что у очень большого количества людей полностью отсутствует какой-либо иммунитет, но не иммунитет "вообще", а именно иммунитет к данному, новому, не известному ранее варианту вируса гриппа.
Ученые выделяют три основных разновидности вируса гриппа - А, В и С. Наиболее принципиальные различия как раз и состоят в способности изменяться.
Так, вирус гриппа С практически стабилен. И, один раз переболев, человек почти на всю жизнь имеет иммунитет, т.е. заболеть гриппом С можно лишь при первой с ним встрече. Ну а поскольку вирус широко распространен, становится понятным, что взрослые гриппом С почти никогда не болеют. Это удел именно детей.
Вирус гриппа В изменяется, но умеренно. Если грипп С болезнь исключительно детей, то грипп В - преимущественно детей.
Грипп А - самый коварный, именно он, постоянно меняясь, вызывает эпидемии.
Принципиальный момент: тяжесть самого заболевания мало связана с тем, как этот вирус называется: грипп А или грипп В, хотя грипп С, протекает, как правило, легче. Средства массовой информации эпизодически рассказывают о приближении "страшной эпидемии гриппа", но это вовсе не свидетельствует о том, что данный вирус вызывает заболевание более тяжелое или более опасное. "Страшная эпидемия" - значит, приближается существенно изменившийся вирус, вирус, к которому у большинства населения нет иммунитета. Значит число заболевших будет очень большим. В этом, еще раз подчеркиваю, суть страшных эпидемий - именно в количестве больных, а не в тяжести конкретной болезни.
Симптомы гриппа по большому счету похожи на симптомы других ОРВИ. Но, склонность вируса к преимущественному поражению именно слизистых оболочек трахеи и бронхов приводит к тому, что тяжесть заболевания при гриппе, как правило, выше, чем при других ОРВИ99. Но нет ни одного симптома, возможного при гриппе и невозможного при другой респираторной вирусной инфекции. Понятно, что предположить грипп на основании осмотра больного можно лишь с той или иной степенью вероятности.
Тем не менее, принципиальная особенность именно гриппа может быть выражена фразой "плохо вообще". Т.е. больше всего беспокоит не что-то конкретное - насморк, кашель, боли в горле, а именно общие симптомы: очень высокая температура, очень сильный озноб, очень выражены и сонливость, и общая слабость, и полное отсутствие аппетита.

? ? ?

Теперь настало время для того, чтобы рассмотреть и постараться уяснить значение еще двух очень распространенных слов.

3.5.1. ПРОСТУДА

ОРВИ, как мы уже поняли, болезнь заразная. Ощутив у себя или обнаружив у ребенка недомогание, насморк, кашель и повышение температуры тела среднестатистический житель нашей страны никогда не произнесет слово "ОРВИ", но на вопрос "что случилось?" ответит однозначно и убежденно - простудился. Именно в этой связи очень хотелось бы объяснить разницу между такими понятиями, как "простудился" и "заразился", поскольку значение часто употребляемого слова "простуда" на самом деле не всем известно.
Итак, заглянем в толковый словарь:
ПРОСТУДА 1. Охлаждение, которому подвергся организм. 2. Болезнь, вызванная таким охлаждением (разг.).
Главный вывод из этого определения состоит в том, что простуда, как правило, не имеет никакого отношения к ОРВИ. И в носу, и в глотке, и в бронхах имеется достаточное количество микробов (не вирусов, а бактерий), которые вызывают заболевания (все те же фарингиты и тонзиллиты), при ослаблении защитных сил организма, чему и способствуют переохлаждения, повышенная потливость, хождение босиком, избыточные физические нагрузки, сквозняки, холодная вода. А заболеть ОРВИ - это, значит, заразиться от уже больного человека.
Очевидно, что третий пункт, описанных выше принципов профилактики вирусных инфекций (стр.), связан с простудой самым тесным образом. Ведь избежать простуд можно либо радикально (адекватным воспитанием), либо тщательно оберегая ребенка от нормальной жизни.

3.5.2. ОРЗ

Еще одно медицинское слово, которое у всех на слуху - ОРЗ, что расшифровывается как острое респираторное заболевание.
Если врач убежден в том, что насморк, кашель и повышение температуры вызваны вирусом, то он (врач) употребляет уже известное нам понятие ОРВИ. Однако причина все тех же кашля и насморка бывает не совсем понятна или просто некогда разбираться (50 человек в день на приеме в поликлинике и 30 вызовов на дом). В этой ситуации очень удобно говорить про ОРЗ, поскольку понятие "острое респираторное заболевание" объединяет в себе и ОРВИ, и простуды, и обострение хронических инфекций носоглотки, и бактериальные осложнения ОРВИ.
Таким образом, ОРЗ это не болезнь и не диагноз, это специальный термин, который употребляется медицинскими работниками в трех случаях:
1. Когда непонятно.
2. Когда некогда.
3. Когда не требуется конкретная информация ("в городе N существенно выросла заболеваемость ОРЗ", "употребление лука и чеснока - прекрасное средство для профилактики ОРЗ").

? ? ?

Определившись с причинами ОРВИ, рассмотрим поподробнее их основные проявления и основные способы лечения, делая при этом акцент на тактике действий родителей.
Но предварительно необходимо отметить следующее.
В подавляющем большинстве случаев организм нормального ребенка, который нормально (естественно) воспитывается, вполне способен к тому, чтобы без всякой посторонней помощи справиться с острой респираторной вирусной инфекцией.
И главная наша задача - организму не мешать!
Почти все проявления болезни - повышение температуры, насморк, кашель, отказ от еды - представляют собой способы борьбы организма с возбудителем инфекции. А современные лекарства могут творить чудеса - мгновенно снизить температуру, "отключить" насморк и кашель и т.д. И, к сожалению, многие такие лекарства в Вашей домашней аптечке есть. Поэтому Вы, кое-что зная, попытаетесь облегчить жизнь малышу и себе... А в результате вместо трех дней насморка получите три недели в больнице с воспалением легких. Это я говорю к тому, что, читая написанные ниже рекомендации, особое внимание обращайте на те Ваши действия, которые ни в коем случае делать не надо.

3.5.3. ПОВЫШЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА100

Повышение температуры тела - наиболее типичное проявление не только ОРВИ, но и любой инфекционной болезни. Организм таким образом сам себя стимулирует, вырабатывая при этом вещества, которые будут бороться с возбудителем.
Главное из этих веществ - интерферон. Про него многие слышали, хотя бы потому, что в виде капель в нос он довольно часто назначается врачами. Интерферон это особый белок, обладающий способностью нейтрализовывать вирусы, а его количество имеет прямую связь с температурой тела - т.е. чем выше температура, тем больше интерферона. Количество интерферона достигает своего максимума на второй-третий день после повышения температуры и именно поэтому большинство ОРВИ благополучно заканчиваются на третий день болезни. Ежели интерферона мало - ребенок слабенький (не может отреагировать на инфекцию высокой температурой), или родители "сильно умные" - быстренько температуру "сбили" - то шансов на окончание болезни за три дня почти не остается. В этом случае вся надежда на антитела, которые покончат с вирусами обязательно, но вот сроки болезни будут совсем другими - около семи дней. Кстати, приведенная информация во многом объясняет два факта: отвечает на вопрос, почему "нелюбимые" дети болеют три дня, а "любимые" - неделю и на научном уровне объясняет народную мудрость касательно того, что леченый грипп проходит за 7 дней, а нелеченный - за неделю.
Каждый ребенок индивидуален и по-разному переносит повышение температуры. Встречаются малыши, спокойно продолжающие играться при 39 градусах, но бывает всего 37,5, а он чуть ли не теряет сознание. Поэтому не может быть универсальных рекомендаций в отношении того, до каких пор надобно ждать и после какой цифры на шкале градусника начинать спасать.
Главное для нас следующее.
При повышении температуры тела необходимо сделать все для того, чтобы организм имел возможность терять тепло. Тепло теряется двумя путями - при испарении пота и при согревании вдыхаемого воздуха.
Два обязательных действия:
1. Обильное питье - чтобы было чем потеть.
2. Прохладный воздух в комнате (оптимально 16-18 градусов).
Если эти условия выполнены, вероятность того, что организм сам не справится с температурой, очень невелика.
Внимание!
При контакте тела с холодом происходит спазм сосудов кожи. В ней замедляется кровоток, уменьшается образование пота и отдача тепла. Температура кожи уменьшается, но температура внутренних органов увеличивается. И это исключительно опасно!
Нельзя использовать в домашних условиях так называемые "физические методы охлаждения": грелки со льдом, влажные холодные простыни, холодные клизмы и т.п. В больницах или после визита врача можно, потому что до того (до физических методов охлаждения) врачи назначают специальные лекарства, которые устраняют спазм сосудов кожи. Дома необходимо сделать все для того, чтобы спазма сосудов кожи не допустить. Поэтому прохладный воздух, но достаточно теплая одежда.
Частички тепла уносятся из организма при испарении пота и, таким образом, понижается температура тела. Были придуманы несколько способов, позволяющих ускорить испарение. Например, поставить рядом с голеньким ребенком вентилятор; растереть его спиртом или уксусом (после растирания уменьшается поверхностное натяжение пота и он испаряется быстрее).
Люди! Вы даже представить себе не можете, какое количество детей поплатилось жизнью за эти растирания! Если уж ребенок пропотел, то температура тела снизиться сама. А если Вы растираете сухую кожу - это безумие, потому что через нежную детскую кожу то, чем Вы растираете, всасывается в кровь. Растерли спиртом (водкой, самогоном) - добавили к болезни отравление алкоголем. Растерли уксусом - добавили отравление кислотой.
Вывод очевиден - никогда и ничем не растирайте. И вентиляторы тоже не нужны - поток прохладного воздуха, опять-таки, вызовет спазм сосудов кожи. Поэтому, если пропотел - переоденьте (перепеленайте) в сухое и теплое, после чего успокойтесь.
Чем выше температура тела, чем сильнее потеет, чем теплее в помещении - тем активнее необходимо поить. Оптимальный напиток для ребенка первого года жизни - отвар изюма. Для более старших детей - компот из сухофруктов. Чай с малиной резко усиливает образование пота101. Поэтому Вы должны быть уверены в том, что есть, чем потеть, а, значит, до малины надо бы выпить еще чего-нибудь (того же компота). Но в любом случае малину детям до года давать не следует.
Если перебирает - это буду, а это не буду, то пусть уж лучше пьет что угодно (минеральную воду, отвары трав, калину, шиповник, смородину и т.д.), чем не пьет вообще.
Помните - жидкость нужна для того, чтобы не допустить сгущения крови. А любой напиток попадет из желудка в кровь только после того, как температура жидкости будет равна температуре желудка: дали холодное - не всосется, пока не нагреется, дали теплое - не всосется, пока не остынет.
Вывод: необходимо стремиться к тому, чтобы температура напитка, используемого для питья, была равна температуре тела (плюс минус 5 градусов не считается).
Бывают, и совсем нередко, ситуации, когда повышение температуры тела ребенком плохо переносится. Иногда повышение температуры тела для ребенка опасно потому, что у него есть какие-либо болезни нервной системы, и высокая температура тела может спровоцировать судороги. Да и, по большому счету, температура выше 39 градусов, которая держится больше часа, имеет отрицательных эффектов не меньше, чем положительных.
Таким образом, можно выделить три ситуации, когда имеет смысл применение лекарственных препаратов. Еще раз повторю:
1. Плохая переносимость температуры;
2. Сопутствующие болезни нервной системы;
3. Температура тела выше 39 градусов.
Сразу же отметим: эффективность любых лекарств снижается, а вероятность побочных реакций значительно увеличивается, если не решены указанные выше две главные задачи - не обеспечен должный режим питья и не снижена температура воздуха в помещении.
Для использования в домашних условия оптимален парацетамол (синонимы - дофалган, панадол, калпол, мексален, доломол, эффералган, тайленол, хоть что-нибудь из перечисленного желательно иметь в свечах). Парацетамол - лекарство уникальное по своей безопасности, даже превышение дозы в 2-3 раза, как правило, не приводит к сколько-нибудь серьезным последствиям, хотя сознательно этого делать не надо. Мало найдется препаратов, сравнимых с ним и по удобствам применения - таблетки, жевательные таблетки, капсулы, свечи, растворимые порошки, сиропы, капли - выбирай, что душе угодно.
Некоторая полезная информация по поводу парацетамола.
1. Самое главное: эффективность парацетамола очень высока именно при ОРВИ. При бактериальных инфекциях, при возникновении осложнений все тех же ОРВИ парацетамол помогает не надолго или вообще не помогает. Короче говоря, ни при одной серьезной инфекции добиться с его помощью существенного снижения температуры тела не удается. Именно поэтому, парацетамол всегда должен быть в доме, поскольку помогает родителям правильно оценить серьезность болезни: если после приема температура тела быстро снизилась, значит с высокой степенью вероятности можно заключить, что ничего страшного (более страшного, чем ОРВИ) у ребенка нет. А вот если эффект от приема парацетамола отсутствует - тут уже самое время подсуетиться и не откладывать в долгий ящик обращение к врачу.
2. Парацетамол выпускается сотнями фирм под сотнями самых различных наименований в десятках форм. Эффективность препарата определяется прежде всего дозой, а не формой выпуска, красотой упаковки и коммерческим наименованием. Разница в цене - нередко десятикратная.
3. Поскольку парацетамол относится к препаратам, которые наиболее часто используются без помощи врача, следует знать способы его (парацетамола) применения. Дозы, как правило, указаны на упаковке102.
4. Парацетамолом не лечат. Парацетамолом уменьшают выраженность конкретного симптома - повышенной температуры тела.
5. Парацетамол не используют планово, т.е. строго по часам, например, "по 1 чайной ложке сиропа 3 раза в день". Парацетамол дают лишь тогда, когда есть повод дать. Высокая температура - дали, нормализовалась, - не дали.
6. Нельзя давать парацетамол более 4-х раз в сутки и более 3-х суток подряд.
В любом случае, родители должны отдавать себе отчет в том, что самостоятельное использование парацетамола - лишь временная мера, позволяющая спокойно дождаться врача.
Применение других жаропонижающих лекарственных средств (аспирина, анальгина, ибупрофена) всегда следует согласовывать с врачом.

3.5.4. НАСМОРК

Насморк чаще всего является проявлением именно вирусного заболевания. Во-первых, организм, таким образом, пытается остановить инфекцию в носу (не пустить ее дальше - в горло, в легкие), а, во-вторых, слизистая оболочка носа выделяет слизь,103 которая в огромных количествах содержит вещества, нейтрализующие вирусы.
Главная задача родителей - не допустить высыхание слизи.
Для этого необходим, опять-таки, чистый прохладный воздух и достаточное количество жидкости, употребляемой внутрь. Если слизь высохнет - ребенок будет дышать ртом и тогда начнет высыхать слизь в легких, закупоривая бронхи, а это одна из главных причин развития в них воспаления (пневмонии).
При температуре в комнате выше 22 градусов слизь высыхает очень быстро. Выводы очевидны.
Помочь ребенку можно, увлажняя носовые ходы каплями, которые делают слизь более жидкой. Самое простое и всем доступное средство - физиологический раствор (есть во всех аптеках). Это обычная вода с добавлением небольшого количества соли. Передозировать его невозможно, поэтому капайте совершенно спокойно хоть каждые полчаса по 3-4 капли в каждую ноздрю104. Очень хороший препарат - эктерицид - маслянистая жидкость, обладающая слабыми дезинфицирующими свойствами, а масло, покрывая тонким слоем слизистые оболочки, предотвращает их высыхание. С этой же целью вполне резонно применять масляные растворы витаминов Е или А (токоферол и ретинол). И эктерицид, и растворы витаминов нет смысла капать чаще одного раза в 2 часа (по 1-2 капле), логично сочетать их с физраствором, побочных эффектов нет. Еще раз подчеркиваю - если в комнате теплый и сухой воздух, предотвратить высыхание слизи очень и очень трудно, что бы Вы ни делали. Поэтому при любом ОРЗ необходимо вначале ответить на вопрос - "чем дышать?" и только потом уже - "чем лечить?".
Никогда и ни при каких обстоятельствах не капайте в нос растворы антибиотиков!
Недопустимо использование при обычном (вирусном) насморке сосудосуживающих капель105 (нафтизин, галазолин, санорин, назол). Вначале становится очень хорошо - исчезает слизь, а потом очень плохо - начинается отек слизистой оболочки носа. Проявляется это так: сопли бежать перестали, но носовое дыхание не только не восстанавливается, но еще и ухудшается ("не продохнешь"). А чтоб снова стало хорошо, опять приходится капать. И так до бесконечности. Повторяю: насморк - это защита. Он сам пройдет, если не мешать, а помогать. Придуманы указанные лекарства для лечения совсем другого насморка - не инфекционного, а аллергического. Пришла, например, соседка - похвастаться своим персидским котом, а у Вас сопли потекли (это не от восторга, а от аллергии на котов). Вот тут нафтизин в самый раз, хотя лучше все-таки выгнать кота (соседку можете оставить).

3.5.5. КАШЕЛЬ

Любой нормальный человек должен хотя бы иногда кашлять. Организм, таким образом, очищает легкие от слизи, которая в них накапливается. Иначе быть не может, потому что дышит человек не самым чистым воздухом. При любых болезнях легких и верхних дыхательных путей количество слизи увеличивается - надо чистить бронхи и нейтрализовывать вирусы и бактерии. А накапливающуюся слизь (она называется мокротой) организм удаляет посредством кашля.
Как и в отношении носа, главное - предотвратить высыхание мокроты - все те же прохладный воздух и питье. Категорически недопустимо без указания врача давать лекарственные средства, угнетающие кашель (глауцин, либексин, тусупрекс, бронхолитин)! Эти препараты хороши при одной единственной детской инфекции - коклюше - да и то под постоянным врачебным контролем. Во всех остальных случаях следует, если уж невмоготу, использовать лекарства, воздействующие на мокроту (делающие ее менее густой) и усиливающие сокращение бронхов. Кашель, каким бы он ни был, всегда позволяет дождаться участкового педиатра и посоветоваться. Вполне безвредны и довольно эффективны мукалтин, нашатырно-анисовые капли, калия иодид, бромгексин, ацетилцистеин, лазолван. Их неплохо иметь в доме, но дозы и целесообразность применения в каждом конкретном случае уточнять (не у соседки, разумеется, а у врача).

3.5.6. ЗАТРУДНЕННОЕ ДЫХАНИЕ

Начнем с того, что во всех случаях, когда у ребенка имеет место затрудненное дыхание, реагировать надо немедленно и с обязательным (!) привлечением медицинских работников.
Наиболее частой причиной затрудненного дыхания у детей является ВИРУСНЫЙ КРУП (ложный круп). Что же это такое круп? При многих инфекциях, как вирусных (ОРВИ, корь, краснуха, ветряная оспа), так и бактериальных (дифтерия, скарлатина) возбудитель заболевания вызывает воспаление слизистой оболочки гортани и трахеи. Просвет дыхательных путей суживается и возникает затрудненное дыхание. Такое состояние называется крупом (воспалительное сужение гортани и трахеи при инфекционных болезнях). Более чем в 99,9% всех случаев крупа, его причиной в настоящее время является именно ОРВИ. Но уже сам тот факт, что у одного ребенка из тысячи причиной крупа может быть дифтерия, еще раз подтверждает однозначную необходимость незамедлительного привлечения врача для уточнения диагноза.
Симптомы крупа довольно характерны:
* Шумное дыхание с затрудненным вдохом;
* Изменения голоса (осиплость, охриплость);
* Грубый ("лающий") кашель.
До прибытия врача, побыстрее дайте малышу подышать прохладным воздухом (к окну, на балкон). Теплое питье и теплая одежда. Оптимальное лекарство для неотложной помощи - баралгин (заменители - спазмалгин, максиган, триган, спазган, ренальган) - 1/3 таблетки детям до года, 1/2 таблетки от 1 года до 5 лет. Самое опасное для ребенка с крупом это теплый и сухой воздух106.
Затрудненный выдох - возникает при спазме (сокращении и, соответственно, сужении) бронхов. Причиной этого может быть не только вирусная инфекция, но и аллергия (бытовая химия, новая мебель, боролись с тараканами, красили полы и т.п.). Если затрудненный выдох есть, а других признаков инфекции нет (нет повышения температуры, не красное горло) вопрос об аллергии весьма актуален, а неотложная помощь до прибытия врача заключается в прекращении контакта с возможным источником аллергии - опять-таки на улицу, на балкон.

3.5.7. ПОСТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Действительно больной ребенок постельный режим выберет себе сам. Если постоянное пребывание в постели сопровождается постоянными криками и воплями, в связи с желанием из кровати выбраться, то следует знать, что энергии на крики и вопли тратится не меньше, чем на ходьбу.

3.5.8. ОТВЛЕКАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Каждый взрослый человек хоть раз испытал отвлекающие процедуры на себе и ближайших родственниках - всем ведь известны знаменитые горчичники (банки, припарки, горячие ножные ванны и т.п.).
Сразу же следует отметить - эффективность этих процедур ни доказать, ни опровергнуть нельзя. Болезни, при которых горчичники якобы помогают, благополучно проходят и без горчичников. Серьезные заболевания опять-таки горчичниками не вылечиваются.
Так для чего же они нужны? Прежде всего, для родителей. У мамы и папы заболевшего ребенка просто чешутся руки сделать для малыша "хоть что-нибудь". А когда горчичники снимают, малышу действительно становится гораздо легче - оттого, что сняли.
Главный вывод:
отвлекающие процедуры нужны для того, чтобы развлекать родителей.
Убежден, что развлечения путем издевательства над больным младенцем, не самый лучший способ лечения.
Если уж Вы никак не можете воздержаться от "самых решительных действий", то не делайте ничего, что доставляет ребенку неприятные ощущения. Хотите - поставьте ему согревающий компресс на шею. В некоторых книжках написано, что подобное тепловое воздействие благотворно влияет на работу бронхов. На самом деле Вам, в лучшем случае, удастся нагреть кожу шеи, но ребенку хуже не станет - это точно.

3.6. ЛЕТУЧИЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

"МЕДИЦИНА - искусство обманывать пациента на период, пока природа сама справится с болезнью."
Эван Эзар107


Летучие вирусные инфекции среди всех заразных болезней стоят особняком. Во-первых, они очень распространены, а во-вторых, удивительно заразны. Если для возникновения любого гриппа, гепатита, коклюша или менингита необходим довольно тесный контакт с больным, по крайней мере, 1-2 метра, то заболеть ветрянкой вполне можно, находясь от заболевшего в 50 метрах. Связано это с тем, что вирусы летучих инфекций легко распространяются с потоками воздуха. Именно поэтому подавляющее большинство людей переносят эти инфекции в детском возрасте. Отсюда - актуальность конкретных знаний о самих болезнях и Ваших реально возможных практических действиях.

3.6.1. КОРЬ

Корь типичная вирусная инфекция, а вызывающий ее вирус имеет целый ряд удивительных особенностей. Прежде всего, для этой инфекции характерна почти 100% восприимчивость - то есть если человек, ранее корью не болевший, будет контактировать с больным корью (разумеется, в то время когда больной заразен) - вероятность заболеть самому чрезвычайно высока. Корь передается воздушно-капельным путем, а вокруг больного находится огромное количество вирусов, которые с потоками воздуха могут распространяться на довольно-таки приличные расстояния - в соседние комнаты, на другие этажи. Именно поэтому (1. Высокая восприимчивость и 2. Летучесть вируса), каждый человек в течение жизни имеет возможность многократно встречаться с вирусом кори. Неудивительно, что всего лишь несколько десятков лет назад (до прививок) встретить не болевшего корью было очень трудно.
Меры профилактики основываются на здравом смысле и вполне очевидны.
Вирус кори проникает в организм человека через слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей. Он (вирус) испытывает особое пристрастие к клеткам центральной нервной системы, слизистым оболочкам кишечника и дыхательных путей. От момента заражения до появления первых признаков болезни проходит обычно 8-10 дней, иногда инкубационный период удлиняется до трех недель, но короче 7 дней он не бывает никогда.
Начинается корь с повышения температуры, головной боли, кашля, насморка. Весьма типично поражение глаз - слезотечение, конъюнктивит (воспаление слизистой оболочки век). Описанные симптомы, весьма напоминающие ОРЗ, сохраняются 2-3 дня (иногда 5-6 дней), после чего появляется сыпь - розовые пятнышки, которые, сливаясь друг с другом, превращаются в пятна и, появившись вначале на голове (за ушами, на лице), медленно опускаются вниз и в течение двух-трех дней добираются до ног.
Корь, мягко выражаясь, не самая легкая из вирусных инфекций (до начала прививок умирали 2-3% больных), поэтому каждый здравомыслящий родитель обязан сделать все от него зависящее, чтобы ребенок не заболел. Вывод очевиден - прививки делать надо своевременно и в обязательном порядке!
Что желательно знать:
* Корь вызывает существенное снижение иммунитета. То есть, на фоне кори очень легко подхватить еще какую-нибудь инфекцию (как правило, бактериальную). Поэтому чистоте и ограничению контактов с другими людьми должно уделяться первостепенное внимание;
* При кори отмечается резкое снижение в организме ребенка содержания витамина А и витамина С, что может способствовать возникновению осложнений. Употребление этих витаминов во время болезни обязательно, а начать лучше уже тогда, когда только возникла угроза заболеть - например, в детском садике у кого-то из детей корь;
* Заболевший корью ребенок, заразен уже за 1-2 дня до возникновения первых признаков болезни и перестает быть таковым через 5 дней после появления сыпи;
* Прививка от кори это, по своей сути, искусственное заражение ребенка вирусом, но очень ослабленным. Приблизительно у 10% детей с 6 по 20 день после прививки могут отмечаться слабые реакции в виде повышения температуры, а иногда появления конъюнктивита и необильной сыпи. Эти симптомы сохраняются 2-3 дня, после чего все благополучно проходит - упрощенно говоря, ребенок переносит очень легкую форму кори. Принципиально важен тот факт, что при возникновении любых признаков кори после прививки, ребенок абсолютно (!) не заразен и может совершенно спокойно посещать детский коллектив;
* Шансы заболеть корью повторно весьма невелики и не превышают 0,5-1%.
3.6.2. КРАСНУХА

Лет 150 назад ее вообще считали легкой корью. И этим почти все сказано - тоже заразная, тоже появляются и сыпь, и насморк, и повышение температуры. Но все как-то не по настоящему: температура тела не очень высокая, сыпь бледная и необильная, глазки покраснели чуть-чуть, насморк - так себе, голова болит не сильно, а еще чаще не болит вообще.
Как и корь, передается краснушный вирус воздушно-капельным путем, а, попадая в организм человека, поражает так называемую лимфоидную систему (лимфоузлы, селезенка). С этим связано появление наиболее типичного (кроме сыпи, разумеется) признака краснухи - увеличения лимфоузлов, которое наиболее выражено на задней поверхности шеи и затылке. Сыпь при краснухе розовая, пятнышки значительно мельче, чем при кори, и почти никогда не сливаются. Появляется сыпь в первую очередь на лице, но затем быстро распространяется по всему телу (не как при кори - за 2-3 дня, а всего за несколько часов). Держится сыпь не более трех дней и исчезает, не оставляя следов.
Больной ребенок заразен за день до и в течение 5 дней после появления сыпи.
В подавляющем большинстве случаев, краснуха протекает легко, не дает осложнений и, что вполне естественно, не требует никакого лечения.
Что обязательно необходимо знать:
Вирус краснухи исключительно опасен для беременных женщин, поскольку, помимо пристрастия к лимфоидной системе, способен весьма серьезно поражать эмбриональные ткани. Угрозу представляет не только заболевание краснухой будущей матери, но даже просто контакт с больным. Опасность рождения ребенка с серьезными пороками развития особенно велика при заражении плода в первые 14 недель беременности, после этого срока и риск заражения, и вероятность тяжелых последствий снижается. Даже если женщина ранее болела краснухой, риск существует все равно! Поэтому, при любом контакте с больным краснухой, немедленно обратитесь к Вашему врачу, в том, разумеется случае, если Вы беременны.

3.6.3. ВЕТРЯНАЯ ОСПА

Все, что было написано ранее в отношении восприимчивости и летучести вируса кори, в равной степени относится и к ветряной оспе, которую широкие народные массы называют ласковым словом "ветрянка". Прививки от этой болезни еще не разработаны, поэтому почти все дети, рано или поздно, ветрянкой болеют.
Наиболее часто заражаются ребятишки до 12 лет и именно в этом возрасте (т.е. до 12 лет) болезнь почти всегда протекает легко. У детей постарше тяжесть ветряной оспы заметно увеличивается, а уж взрослые болеют исключительно тяжело. Отсюда следует довольно важный вывод о пользе посещения детских дошкольных учреждений, где весьма высока вероятность подхватить ветрянку "своевременно", дабы не маяться потом. Кстати, в некоторых весьма цивилизованных странах, при возникновении ветрянки в детском коллективе никаких карантинов не накладывают - чтобы все своевременно переболели.
Ветряночный вирус поражает клетки эпителия кожи, образуя на ней характерные изменения. Вначале - красные пятнышки, которые через несколько часов превращаются в пузырьки, наполненные прозрачной жидкостью. "Жизнь" пузырька недолгая: уже на второй день его содержимое мутнеет, поверхность сморщивается и начинает покрываться корочкой. Дней через 7-8 корочки подсыхают и отпадают, как правило, не оставляя следов.
Появление ветряночной сыпи обычно совпадает с ухудшением общего состояния ребенка (слабость, отказ от еды, головная боль, повышение температуры тела). Новые пузырьки обнаруживаются в течение нескольких дней (от двух до пяти).
Подавляющему большинству взрослого населения хорошо известен главный способ лечения ветряной оспы. Способ этот заключается в тщательном замазывании пузырьков прекрасным "сильнодействующим" лекарством, которое, по-видимому, по аналогии со словом "ветрянка", называется не менее ласковым словом "зеленка". И, хотя ветряная оспа - болезнь легкая, вид ребенка, покрытого зелеными пятнами, весьма тяжелый, что невольно вызывает повышенную любовь и повышенное сочувствие окружающих.
Лечение ветрянки зеленкой настолько широко распространено, что некоторые молодые врачи убеждены: пятнистая сыпь зеленого цвета является характерным симптомом ветряной оспы (шутка).
Исходя из вышеизложенного, хотелось бы, тем не менее, объяснить, для чего все-таки ребенка мажут зеленкой. Так вот, больного ветряной оспой считают заразным за сутки до образования первых пузырьков и в течение пяти дней от момента появления последнего элемента сыпи. Таким образом, любящая мать каждое утро выполняет ритуал: осматривает кожу и замазывает все, ранее не замазанное. В один прекрасный день выясняется, что замазывать больше нечего. Легко заключить, что ровно через 5 дней ребенок уже ни для кого не будет представлять опасности.
В то же время, логика и здравый смысл позволяют резонно предположить, что зеленка никого и ничего не лечит, а всего-навсего играет роль краски для уточнения сроков заразности больного. И врачи знают, что через 7-8 дней после начала высыпаний (когда все пузырьки покроются корочками) ребенок, опять-таки, уже не заразен. И, что интересно, образуются корочки вне зависимости от того, мазать зеленкой или нет.
Вывод же заключается в том, что разукрашивание ребенка зеленкой является личным делом его родителей, определяется их любовью к живописи и не имеет никакого отношения к лечению.
Что желательно знать:
* При высокой температуре тела, именно при ветряной оспе, ни в коем случае нельзя давать аспирин - высока вероятность осложнений со стороны печени. Подчеркиваю: не аспирин плохое лекарство, а сочетание ветрянки и аспирина.
* При ветрянке ребенка часто беспокоит кожный зуд, а расчесывание пузырьков многократно увеличивает, во-первых, риск бактериального инфицирования и, во-вторых, вероятность того, что на месте пузырьков останутся следы (на всю жизнь). Для борьбы с зудом врачи назначают успокаивающие средства, а родители должны:
а) отвлекать и развлекать;
б) самым тщательным образом следить за ногтями (стричь, разумеется), а маленьким (т.е. совсем неразумным) надевать рукавички;
в) ежедневно менять белье и, вполне возможно, организовывать ванну со слабым раствором перманганата калия.
После ванны, естественно, промокать, а не вытирать. Попутно заметим, что в отношении ванн мнения врачей расходятся - американские педиатры считают их весьма желательными, отечественные - категорически против купаний. Истина, по-видимому, где-то посередине. С точки зрения автора, чем сильнее зуд и чем теплее в комнате, тем нужнее ванны;
Опять-таки, с учетом зуда, настоятельно советую всячески избегать перегрева: чем больше будет потеть - тем больше будет зудеть, что бы Вы ни делали.

3.7. ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПАРОТИТ

"Если ты нездоров,
Позовем мы к тебе докторов.
Пропишут они тебе валерьянки,
Поставят банки,
Обложат ватой,
Накормят мятой,
Уложат в постель
На семь недель."
С. Я. Маршак

Сложное медицинское имя болезни - эпидемический паротит - в быту почти не применяется. Большинство родителей и множество врачей традиционно используют другое название - свинка. Больные дети, и особенно переболевшие, это слово не очень любят: легко себе представить ехидные шуточки одноклассников, получивших информацию о том, что у Пети была свинка...
Восприимчивость к "свинскому" вирусу заметно ниже, чем таковая при кори и ветрянке, но довольно велика - около 50%. Размножается вирус в железистой ткани и поражает, таким образом, почти все железы организма - половые, слюнные, поджелудочную, щитовидную. Изменения в работе большинства желез редко достигают того уровня, при котором начинают возникать конкретные жалобы и симптомы, но слюнные железы поражаются в первую очередь и сильнее всего, при чем не только околоушные, но и подчелюстные108.
Началу заболевания редко предшествуют какие-либо жалобы. Первыми признаками болезни почти всегда являются боли и припухлость в области околоушной железы, которые нарастают в течение не более трех дней. Далее и боли, и припухлость начинают уменьшаться и за период от трех до семи дней наступает выздоровление.
Что желательно знать:
* у 30-40% заразившихся вирусом, никаких признаков болезни не возникает (бессимптомные формы). Поэтому избежать свинки, прячась от больных, - не всегда удается. Единственно приемлемый путь профилактики - прививки;
* эпидемический паротит практически не нуждается в лечении, а при сильных болях и высокой температуре необходимости в приеме лекарств, более сильных, чем аспирин, анальгин и парацетамол, как правило, не возникает. Реальная помощь родителей может проявиться лишь в том, что ребенку будет предлагаться пища, которую легко жевать (жевать при свинке больно);
* болезнь наиболее опасна у мальчиков в периоде полового созревания (поражение яичек); но в любом случае, даже если родители не сомневаются в диагнозе, даже если не нужна справка в школу или детский сад, даже если ребенок неплохо себя чувствует - в обязательном порядке необходимо наблюдение врача, поскольку проявления болезни могут быть весьма серьезными, вплоть до панкреатита, нефрита, менингоэнцефалита, артритов и глухоты из-за поражения слухового нерва (к счастью все это бывает редко);109
* больной свинкой заразен за 1-2 дня до появления первых признаков болезни и в течение 9 дней после ее начала (максимальное выделение вируса - с третьего по пятый день).

3.8. ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ

"Природу легче всего подчинить, повинуясь ей"
Ф. Бэкон


Словосочетание "вирусный гепатит" с медицинского языка на человеческий переводится довольно просто - воспаление печени, вызванное вирусами. В то же время, название болезни "вирусный гепатит" подразумевает совершенно определенное заболевание, и такое положение вещей требует некоторого уточнения. Дело в том, что воспаление печени может возникать при очень многих вирусных инфекционных болезнях - при ветряной оспе, при инфекционном мононуклеозе, при герпетической инфекции, при СПИДе, в конце концов. Но во всех перечисленных случаях (а список далеко не полный) поражение печени является лишь одним из многих других проявлений болезни.
Называя же болезнь "вирусный гепатит" и, описывая ее различных возбудителей, врачи имеют ввиду совершенно конкретную вирусную инфекцию, при которой именно поражение печени является главным и определяющим признаком болезни.
В настоящее время изучено и описано уже несколько вирусов, способных вызывать вирусный гепатит. Различные вирусы и, соответственно, вызываемые ими гепатиты принято обозначать буквами (А, В, С и т.д.). Понятно, что вирус гепатита А будет вызывать болезнь, которая так и называется - вирусный гепатит А. За каждой буковкой кроется совершенно конкретный вирус и совершенно конкретная болезнь, имеющая свои многочисленные особенности - и в распространенности среди населения, и в путях передачи инфекции, и в сроках инкубационного периода, и в тяжести самого заболевания, и в количестве осложнений.
Попадая в организм человека, любой вирус вообще и вирусы гепатита в частности поражают совершенно определенные клетки, именно те, которые он (вирус) может заставить работать на себя. Очевидно, что конкретная клетка не в состоянии выполнять свои основные функции и с этим связаны конкретные симптомы конкретной болезни. При вирусных гепатитах такой клеткой является гепатоцит - основная клетка печени. Чем больше гепатоцитов поразил вирус, тем меньше способности человеческой печени к выполнению своих функций, тем тяжелее и опаснее болезнь.
Все изученные к настоящему времени вирусные гепатиты можно с уверенностью разделить на две основные группы, отличающиеся друг от друга по способу заражения.
Первая группа - типичные кишечные инфекции имеющие так называемый "фекально-оральный" путь передачи - к ним относятся вирусный гепатит А и вирусный гепатит Е.
Вторая группа - типичные кровяные инфекции - путь передачи - кровь и другие жидкие среды организма (слюна, сперма, грудное молоко). Представители этой группы - вирусный гепатит В, вирусный гепатит С и вирусный гепатит ? (дельта).
Теперь несколько слов про каждый из перечисленных гепатитов.
* ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ А. Одна из самых распространенных кишечных инфекций, уровень заболеваемости которой теснейшим образом связан с санитарно-гигиеническим состоянием конкретной территории, особенно (!!!) с качеством питьевой воды. Восприимчивость к этому вирусу всеобщая, т.е. любой человек, имеет реальные шансы заразиться; перенесенная болезнь оставляет очень длительный, практически пожизненный иммунитет, а дети до 14 лет болеют в 3 раза чаще, чем взрослые. С учетом особенностей заражения (водный путь) понятно, что чем больше потребление воды, тем больше шансов инфицироваться. Неудивительно, что в конце лета и в начале осени имеет место подъем заболеваемости - летом воды надо много, и именно летом легче всего заразиться. Ну а поскольку инкубационный период при гепатите А, как правило, составляет от 4 до 6 недель, то вполне понятно, что минимальная заболеваемость имеет место в начале лета, а к осени все, кто выпил не то что надо было, как раз и заболеют.
* ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ Е. Тоже кишечная инфекция, почти идентичная по всем параметрам гепатиту А, но распространенная больше в странах Азии и Африки. Если для того, чтобы заразиться гепатитом А теоретически достаточно проглотить один единственный вирус, то при гепатите Е инфицирующая доза (т.е. количество вирусов необходимых для заражения) должна быть довольно большой. Именно поэтому гепатитом Е редко заражаются бытовым путем (через грязные руки), но часто (естественно там, где вирус распространен) через системы водоснабжения. Эпидемиологи считают, что высокая заболеваемость гепатитом А следствие плохого санитарного состояния систем водоснабжения, а заболеваемость гепатитом Е - свидетельство очень плохого состояния указанных систем. Неудивительны в этой связи эпидемии гепатита Е в азиатских странах, когда количество заболевших исчисляется десятками тысяч человек. Отрадно заметить, что у нас гепатит Е встречается довольно-таки редко, и это вселяет оптимизм и веру в светлое будущее отечественных систем водоснабжения.
* ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ В. Относится к инфекциям, наиболее значимым в социальном и экономическом отношении. По данным ВОЗ более 1 миллиарда людей инфицированы вирусом гепатита В, при этом заболевают ежегодно более 50 млн., а более 2 млн. - умирают!
Как мы уже отметили, вирус гепатита В передается через зараженную кровь и (реже) половым путем. Не следует заблуждаться касательно того, что, если Вы не обращались за медицинской помощью и тщательно выбирали половых партнеров, то болезнь Вам не грозит. Для заражения достаточно мельчайшей капельки крови и, порой, источником заражения является общая зубная щетка или страстные поцелуи. Нередки случаи инфицирования при проведении косметических процедур, прокалывании ушей, нанесении татуировок, использовании общих бритв, хотя на первом месте, и это однозначно, лечебно-диагностические медицинские процедуры - операции, инъекции, переливания крови и т.п.
Инкубационный период при гепатите В заметно более длительный, чем при гепатите А - от 2-х до 6-ти месяцев. В целом, гепатит В отличается наибольшей из всех вирусных гепатитов тяжестью болезни - у 10% больных после перенесенного острого гепатита развивается хронический гепатит, нередко заканчивающийся циррозом печени. Очень важным моментом в распространении заболевания является тот факт, что от 5 до 10% людей перенесших гепатит В становятся хроническими носителями (и распространителями) вируса.
Если заболевание беременной женщины гепатитом А для плода не опасно, то при гепатите В, риск заражения и плода и новорожденного очень высок.
* ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ С. Распространяется так же, как гепатит В, но протекает несколько легче. Вовсе не является редкостью - до 15% всех вирусных гепатитов связаны именно с гепатитом С.
* ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ ДЕЛЬТА. Очень (!) страшный вариант вирусного гепатита. Особенностью дельта вируса является тот факт, что размножаться и вызывать болезнь он способен только в присутствии вируса гепатита В. Таким образом, печень поражают одновременно два вируса, и, упрощенно говоря, дельта вирус как бы усиливает поражающий эффект вируса гепатита В с самыми неблагоприятными последствиями.

? ? ?

Отличить по симптомам болезни один вирусный гепатит от другого почти невозможно (для этого проводятся довольно сложные лабораторные исследования). В то же время, не очень сложные исследования позволяют с уверенностью ответить на вопрос - есть вирусный гепатит или нет?
Существует 3 типичных симптома, характерных для любого вирусного гепатита:
1. Желтуха (желтушное окрашивание кожи и слизистых оболочек);
2. Темная моча;
3. Светлый кал.
Другие проявления болезни могут быть весьма разнообразными - повышение температуры, рвота, тошнота, понос, боли в животе, головная боль.
Нередки относительно легкие, безжелтушные формы болезни, когда только анализы могут позволить врачу правильно поставить диагноз.
Ни один врач, даже самый опытный, и даже располагающий результатами самого наилучшего обследования, не может прогнозировать течение болезни - и сроки выздоровления, и тяжесть заболевания, и вероятность осложнений, вплоть до развития цирроза печени, в очень малой степени зависят от усилий медицинских работников и определяются всего лишь тремя факторами:
* Активностью вируса.
* Способностью организма "постоять за себя".
* Точностью, с которой больной выполняет врачебные назначения.
К огромному сожалению, возможности медицины в лечении вирусных гепатитов очень невелики. Больные с тяжелыми формами заболевания и с выраженной печеночной недостаточностью лечатся в реанимационных отделениях инфекционных стационаров. Лечение это очень сложное, очень дорогое и, как это ни печально, часто не очень эффективное. Способов борьбы непосредственно с вирусами еще не придумали, поэтому цель лечения - уменьшение нагрузки на печень и коррекция тех расстройств, которые имеют место при печеночной недостаточности (токсикоз, нарушения свертывания крови, расстройства пищеварения и т.д.).
При легких и среднетяжелых формах вирусных гепатитов главные и практически единственные способы лечения - это соблюдение диеты и покой (однако, американские врачи не считают доказанным тот факт, что ограничение двигательной активности ускоряет выздоровление).
Суть диеты - легкоусвояемые продукты. Категорическое исключение жиров. Достаточное количество жидкости.

Подробности, касательно диеты.
* Продолжительность - не менее 6 мес. О том, когда следует перестать страдать и начать есть по-человечески можно узнать только у врача, и только после того, как будут взяты специальные анализы.
* Лучше есть часто, но малыми порциями.
* Оптимальна специальная обработка продуктов, улучшающая и облегчающая усвоение и переваривание. Все, что можно максимально размягчать (перекручивать, рубить, тереть, нарезать, перетирать).
* Не жарить! Варить, парить, печь.
* Все желательно в теплом виде. Горячее нельзя.
Нельзя:
1. Газированные напитки.
2. Стимуляторы аппетита: острые приправы, соусы (кетчупы, майонез), копчености, соленья, маринады.
3. Грибы, консервы, кофе, какао, шоколад.
4. Жевательные резинки.
5. Сдобу, мороженное.
* В остром периоде болезни (когда очень плохо) главное - обильное питье (5% глюкоза, чай с сахаром или медом, компот из сухофруктов, отвар шиповника). Сладкие фрукты - лучше протертые. Арбуз. Как только станет чуть получше - овощные супы, кисель, фруктовые соки, жидкие протертые каши на воде.
* После исчезновения желтухи - нежирные сорта мяса и рыбы, несвежий хлеб (вчерашний), нежирный творог, неострый сыр, супы (снимать жир!), овощные пюре. Печеные яблоки.

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>