<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей, нет и не
может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо .
Делать обязательно!
Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки целиком
зависят от состояния организма ребенка. А если Вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы
прививки не делать. Логика в целенаправленной подготовке организма – нормальном образе
жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками
аллергии и т.п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки и, чем более Вы
точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при
планировании, например, летнего отпуска, неплохо бы и самим поинтересоваться, – когда и
какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным
органом, календарь профилактических прививок. Календарь учитывает возраст ребенка,
интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых
прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводиться особый медицинский препарат – вакцина. В ответ на введение
вакцины организм вырабатывает особые клетки – специфические антитела, которые и
защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои сроки, свою схему и свои пути введения (через рот,
внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной
прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других –
необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова –
вакцинация и ревакцинация . Суть вакцинации – добиться выработки специфических
антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот
стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается и необходимы повторные
введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения
вакцины и есть ревакцинация.
Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка – это прививка против туберкулеза. Она, как правило, делается
непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем,
теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да
потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во
многом зависит от пробы Манту. Пробу, или реакцию Манту детям ставят довольно часто,
но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией
туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования
вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал,
а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител – вот
болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту – это
не прививка, это проба на инфицирование туберкулезом . Т.е. если в организме
95
туберкулезных бактерий нет – проба отрицательная, а после инфицирования она становится
положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту,
она разумеется отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной
проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы и
этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3
года, а у другого – в 12 или 19. И вот тут то возникает весьма ответственная ситуация.
Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но
не заболел потому, что имел иммунитет, или заражение привело к возникновению
заболевания – защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого
ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается
рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает
соответствующее заключение. Выявлен туберкулез – лечим туберкулез, сомнительные
результаты – курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными
антибиотиками, все в порядке – все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо –
противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной, а
непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков – не упускать такого
ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить
ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За
три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех
болезней – полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии,
столбняка – тут уже укол. Используется вакцина, которая называется АКДС – один препарат
и сразу от трех заболеваний (К – коклюш, Д – дифтерия, С – столбняк). На втором году
жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев – от паротита
(свинки).

***

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма -
повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает
иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти
никогда не дают серьезных реакций – типичный пример – вакцина против полиомиелита.
Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением
температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка – опять таки,
типичный пример – коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на
прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию, в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и
это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне
редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40(. Не
должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно
быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок – это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно
анализируется, целая врачебная комиссия решает, – почему так получилось и что же делать
дальше? Прививать или нет, если да то каким препаратом и от каких болезней.

***
96
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот
момент нет никакой острой инфекционной болезни – ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни
повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да
потому, что любая вакцина – это нагрузка на иммунитет. Для того, чтобы отреагировать на
прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть
более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета.
Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке.
Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с
ненарушенным общим состоянием – понятно, что такая болезнь не несет в себе
существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации.
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни
специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны
за выработку иммунитета. Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т.е.
если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние
все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки. Но исключения лишь
подтверждают правила – умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии, вполне
позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное
ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к
проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К
таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный
мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку – вопрос, относящийся исключительно к
компетенции врача. Для каждой болезни – аллергической, врожденной, неврологической и
т.п. – разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать.
Как подготовиться к прививке?
Специально ничего делать не надо. Ну, разве что всячески избегать экспериментов в
отношении еды – никаких новых продуктов не давать. Детям, со склонностью к
аллергическим реакциям, в некоторых случаях за 2-3 дня до вакцинации врачи назначают
противоаллергические препараты и глюконат кальция. Подчеркиваю: это назначают именно
врачи . Посоветоваться с педиатром можно и нужно, но проявлять индивидуальную
инициативу не надо.
Поскольку место укола 1-2 дня не желательно мочить, хорошо бы перед посещением
поликлиники (накануне вечером) осуществить полноценную гигиеническую ванну.
Действия после прививки.
1. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по
аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует). Побольше пить – минеральная вода,
компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.
2. Чистый прохладный влажный воздух.
3. Температура тела ниже 37,5 вполне позволяет гулять на свежем воздухе.
4. Максимально ограничить общение с людьми – ребенок вырабатывает иммунитет, его
организм занят. Другие микробы нам сейчас не желательны. А источник этих других
микробов – другие люди.
5. При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния –
осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Не
помешают аскорбиновая кислота и глюконат кальция. Чем выше температура тела, – тем
актуальнее правила, изложенные в пунктах 1 и 2.

Если ребенок после прививки заболел.
В пятницу Пете сделали прививку, в понедельник он начал кашлять, а в среду врач
поставил диагноз «воспаление легких». Вечные вопросы: почему это произошло и,
97
разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка – этот факт очевиден и лежит на
поверхности – углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:
1. Неправильные действия непосредственно после прививки;
2. Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная
инфекция на фоне «занятого» иммунитета.
3. Снижение иммунитета вообще, «благодаря» соответствующему воспитанию.
Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь
очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит
от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.

2.9. ЗАКАЛИВАНИЕ

«Как не стыдно человеку
Чуть чего бежать в аптеку!
Ты прими хоть сто пилюль,
Все равно здоровья – нуль!
Зато у матушки-природы
Полным-полно других даров.
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и неба своды –
И ты практически здоров!»
Ю.С. Энтин

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей.
Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый
врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает.
Через пару недель – опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные – своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме
тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные
родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с
получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до
чего дошло – его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным – закаливать. А как? С чего начать? Что это
вообще за штука такая, закаливание?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ – повышение устойчивости организма к
неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например,
пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического
дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчится, пора закаливать»
искренне надеются получить в этой главе четкую программу действий – в воде какой
температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком
и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и
планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может.
Наши задачи совершенно иные.
Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.
Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие
условное название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям .
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни,
которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд»
относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и
локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь»
98
совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными – собаками, что бегают по ноябрьским
лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз – невольно начинаешь
ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы.
Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью
жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных
физических воздействий – провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает
лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь
потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой
головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь
новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться
к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь
не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение
контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы
адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно
стабильность внешних физических факторов является, чуть ли не главным проявлением
родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека
вовсе не экстремальные, – движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк»,
или температура в комнате +17( С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в
закаливании не нуждается . Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного
отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли
природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать
контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для
максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы,
проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать
детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать
по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных
способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с
отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и
пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги.
Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от
подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети
желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь
бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться, как попытка
вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть
традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что
хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы,
позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять.
Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.
Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы.
Готовы исправляться.
С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека – неважно взрослый это или ребенок –
постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних
воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая –
факторы естественные (природные) – знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце,
воздух и вода. Вторая – факторы цивилизации – место жительства, бытовая химия, учеба в
99
школе, телевизор, одежда, транспорт и т.д. и т.п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости
к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне
может быть устранено. Для этого надо совсем не много – принципиально изменить образ
жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с
вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с
«вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в
человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие – многократное повышение
устойчивости организма, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве
случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в
помещении – школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с
кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами,
избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить, – дескать, совсем не у каждого ребенка
есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток
еды, и не все дети часами делают уроки. Так то оно так. Но весь парадокс как раз и
заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в
закаливании, как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма
желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских
ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора
закалять.
1. Двигательная активность . В школу пешком, или может одну остановку подъехать
на автобусе? Посмотреть кино, или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья –
шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя
трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную
уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли
объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между
полом и потолком?
2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость
вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
3. Питание. Аппетит, как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и,
как эквивалент энергозатрат, в частности. Не хочет есть, значит не потратил должного
количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами
двигательную активность).
Совершенно особый вопрос – посещение детских коллективов (школа, детский сад).
Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из
помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом
от Сережиной мамы претензии – мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа –
источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько
велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь
на школу надеяться. Но не тут то было…
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с
осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей!
90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 – перекличка,
«равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и
география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий
таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А
100
закаливание тут причем?
Очень даже причем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются
сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка – отличница. Она много читает и
любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским
языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на
сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг,
хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За
зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том,
что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща
воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание».
Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица, – с какой температуры начать и как
температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали – начали с 34( С,
каждую неделю температуру воды снижали на 1(, дошли до 30(, но в классе у всех был
грипп, а в книге написано – в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к
34(… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто – какие-то 10 минут в день
потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, – с одной стороны,
абсолютно безвреден для ребенка, а с другой – очень удобен для родителей. Ничего не меняя
в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на
первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того,
что они ребенка закаляют.
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический
фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет
постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то
организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории –
практический способ закаливания – сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра
минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой.
Промокшие ноги – болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3
минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В
идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с
уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с
чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется
закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят
ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе
родителей.
Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы –
мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять? Закалять, но правильно и понимать под закаливанием следует
не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а
принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с
открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня,
интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: – гулять в
любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть,
свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться
самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней,
определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки).
Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок
101
детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день – влажная уборка. Не свежий
воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и
крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух – не из окна, а в
лесу, цветы – не в вазе, а в поле, воду – в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая
реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это
гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для
укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем –
печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный
поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все
свободное время – гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный
душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду – без горячей воды трудно сделать
прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в
которой и без проветривания + 15( С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с
детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с
каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий – болезнь ребенка, сама
по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с
невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы
на извечный вопрос «что делать?».
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант – относительно пассивный
– коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже
определили. Сразу же заметим – подобных перемен совершенно достаточно для
постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант – активный. Перемены образа
жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры),
позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду
устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут
(никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились,
еще 5-10 минут – комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками,
покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого – максимум 30 минут.
Дома – водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал,
мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад).
Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические
упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других
оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется),
что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после
работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит
гармоничный комплекс воздействий – собственная двигательная активность + вода и
свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу
воли ежедневно просыпаться на час раньше, Вы уже через месяц почувствуете перемены к
лучшему – не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного
здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно
соблюдать три главных принципа :

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>