<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Частично адаптированные молочные смеси:
Большинство отечественных – «Малютка», «Малыш», «Солнышко», «Детолакт»,
«Виталакт ДМ», «Виталакт М», «Ладушка».
«Милумил» – фирма «Милупа».
«Милазан» – фирма «Миттеальбе».

Совершенно неверным будет вывод о том, что высокоадаптированная смесь всегда
лучше, в сравнении с частично или менее адаптированной. Мы ведь уже упоминали о том,
что состав грудного молока меняется со временем, идеально соответствуя потребностям
ребенка в определенном возрасте. Изменяя адаптированность смесей, производители
пытаются по мере сил следовать Природе, определенным образом изменяя состав продуктов
питания. Так высокоадаптированные смеси идеально подходят для вскармливания детей от
40
рождения до 6-ти месяцев, а менее адаптированные смеси предназначены, как правило, для
детей второго полугодия жизни.

Следует так же знать, что имеются специальные смеси, для особых ситуаций.
Например, для кормления недоношенных детей или детей с малым весом при рождении
(типичный представитель – «Ненатал», фирмы «Нутриция»), для кормления детей с
некоторыми врожденными нарушениями обмена веществ и т.д.

Тактика и принципы выбора молочной смеси состоят в следующем:
– Ребенок, как мы уже не раз подчеркивали, обладает просто удивительной
способностью ко всему приспосабливаться. В этом смысле питание не является
исключением, а основные неприятности – боли в животе, поносы, аллергические реакции и
т.п. – возникают, как правило, при переводе с одного вида питания на другой или при
включении в пищу нового продукта. Исходя из этого, и мы с Вами, и ребенок совершенно не
заинтересованы в том, чтобы часто менять смеси.
Поэтому оптимальны два варианта действий :
1. адаптированная молочная смесь на упаковке которой написано: "Предназначена для
вскармливания детей от рождения до 12 месяцев";
2. вариант еще более предпочтительный, когда одна смесь является логическим
продолжением другой и обе смеси имеют сходные условия производства. К примеру,
конкретные фирмы выпускают высокоадаптированные смеси «Нутрилон», «Хипп»,
«Энфамил» и те же самые фирмы выпускают менее адаптированные смеси, их еще называют
«последующими формулами» – «Нутрилон-2», «Хипп-2», «Энфамил-2». Очевидно, что
состав смесей с цифрой 2 по количеству основных составляющих (белков, жиров, углеводов,
кислот, минеральных солей, витаминов) соответствует именно потребностям ребенка,
начиная с 5-6 месячного возраста.
– Переходить от одной смеси к другой необходимо только в том случае, когда
возникает повод для серьезного беспокойства – ребенок не прибавляет в весе, например. Но
вероятность вины смеси невелика – скорее всего, что-то не так с самим ребенком и надо
вместе с педиатром думать и принимать соответствующие решения. Очень редко возникают
ситуации, когда, допустим, от смеси "Симилак" ребенку было очень плохо, а стоило дать ему
"Малыш" и стало очень хорошо. Подавляющее большинство случаев непереносимости
молочных смесей связано с непереносимостью коровьего молока, лежащего в основе их
изготовления. Подчеркиваю: если вскармливание адаптированной молочной смесью
превратилось в проблему, не пытайтесь решать ее самостоятельно.
– Покупая адаптированную молочную смесь, Вы должны быть уверены в том, что
сможете еще раз купить точно такую же! Прогуляйтесь по магазинам (базарам) и купите то,
чего много. И если в течение недели выяснится, что все в порядке (т.е. выбранная смесь
ребенка устраивает) – сделайте запасы, обращая при этом внимание на сроки годности,
целостность упаковки и фирму изготовитель .
– С современных позиций любые разведения цельного коровьего молока явно уступают
адаптированным смесям и по качеству, и по чистоте, и по количеству витаминов.
– ГЛАВНЫЙ ВЫВОД: ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ. Ребенок здоров, нормально
развивается, прибавляет в весе. Ну и не надо ничего менять только потому, что соседка
покупает своему каждую неделю разное и одна коробочка красивее другой.

Как давать молочные смеси?
Прежде всего, строго соблюдать инструкцию в отношении хранения и разведения.
При смешанном вскармливании возможны два варианта:
– сначала грудь и только потом докормить смесью;
– полностью заменить смесью одно из кормлений.
41
Выбирать надо тот вариант, при котором смесь расходуется в меньшем количестве
(материнское молоко, соответственно, – в большем).
Оптимальная температура смеси должна быть равна температуре тела ребенка.

1.5.2.2. Отдельно о донорском молоке.

Донорское молоко – это женское молоко, но не молоко матери. Почти все
преимущества , связанные с естественным вскармливанием, теряются при кипячении
молока – вещества, защищающие ребенка от инфекций (так называемые иммуноглобулины),
разрушаются. Почти все недостатки искусственного вскармливания сохраняются – надо
покупать, кипятить, доводить до нужной температуры. Вы никогда не можете быть на сто
процентов уверены в женщине-доноре: что она ела, не начался ли у нее мастит, не приняла
ли она на ночь какую-нибудь таблетку и т.д.
По мнению автора, использование донорского молока имеет смысл лишь при
непереносимости коровьего. Во всех остальных случаях – адаптированные молочные смеси
и удобнее, и дешевле, и безопаснее.
Только не вспоминайте, пожалуйста, дам высшего света, отдававших своих детей на
откорм другим женщинам. Между донором и кормилицей дистанция огромного размера.


1.5.3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Автор не имеет своей целью строго регламентировать действия мамы и папы. При всей
заинтересованности читателей они не найдут в этой книге указания типа: "В месячном
возрасте обязательно начинаем давать то, а в пятимесячном – это". Наша цель –
максимально упростить задачу и позволить родителям самим принимать правильные
решения, руководствуясь логикой и здравым смыслом.
Сразу же отметим, что не имеет принципиального значения акцент на определенный
возраст. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его потребности (помните, "на вкус
и цвет товарищей нет"). Давайте, уже в который раз, обратимся за советом к Природе.
Можете ли Вы представить себе женщину, которая 1-2 тысячи лет назад варит своему
пятимесячному младенцу овощной суп? Если можете, отложите поскорее эту книгу и
займитесь написанием историко-фантастического романа. Если же не можете, ответьте
вместе с автором еще на некоторые вопросы. Подчеркиваю – для того, чтобы на эти вопросы
ответить, не надо иметь медицинского образования (оно, скорее всего, только помешает).
Итак, представим себе человека в отрыве от цивилизации и отвечаем (напоминаю,
ключи к ответу: 1. Логика; 2. Здравый смысл.):
Вопрос : чем должен питаться родившийся ребенок?
Ответ : молоком матери.
Вопрос : а если нет у мамы молока?
Ответ : молоком соседки по пещере или погибнуть.
Вопрос : как долго необходимо кушать мамино молоко?
Ответ : до тех пор, пока не появится возможность съесть что-нибудь еще.
Вопрос : а когда такая возможность появится?
Ответ : когда еще что-нибудь дадут и когда то, что дадут можно будет проглотить.
Вопрос : что-нибудь дать можно и в 1 месяц. А вот когда сможет проглотить?
Ответ : проглотить сможет тогда, когда сможет обработать во рту.
Вопрос : а когда сможет?
Ответ : когда будет, чем жевать.

Игру в логические цепочки можно продолжать до бесконечности. Но выводы
напрашиваются сами собой.
42
С точки зрения Природы, человеческий детеныш, вне всякого сомнения,
рассчитан на материнское молоко и только на него . После появления зубов ребенок
имеет возможность есть то, что папа принес с охоты или нашла мама, занимающаяся
собирательством. Малышу, конечно, могут помочь родители – пережевать в собственном рту
мясо или вкусный корешок и дать не твердое, а кашицу. Но вряд ли кто-то будет этим
заниматься, пока нет зубов у ребенка и есть молоко у матери.
Допустить, что Природа не права, автор не может! Это противоречит разуму, а
последствия противоречий в огромном количестве находятся вокруг нас, жертв цивилизации.
Некоторые вещи, абсолютно бессмысленные с точки зрения Природы, воспринимаются
людьми, как не менее абсолютные истины.
Не только все матери, но и вообще все, прекрасно знают, что ребенку с месячного
возраста необходимо давать фруктовые соки.
Спорят только по поводу того, какие соки лучше (яблочный, морковный, персиковый,
апельсиновый и т.п.) и сколько их надо (1 капля, 2 капли, стакан и т.д.). Люди дорогие!
Зачем? Подумайте сами, я ведь понимаю, что очень тяжело пересмотреть взгляд на вещи, в
абсолютной правильности которого Вы были много лет убеждены.
Ребенку не хватает витаминов? Ну, так пусть кормящая мать съест яблоко.
Бесконечно трудно объяснить: почему морковка, съеденная матерью, хуже, чем капля
морковного сока, полученного ребенком.
Не рассчитан организм ребенка первого полугодия жизни на овощи и фрукты, и на
мясо не рассчитан, и на яичный желток. Это мы, взрослые, никак не можем смириться с тем,
что он, "несчастненький", на одном молоке...
Будь эти соки, овощные супы, печенки и желтки просто не нужны – все было бы не так
уж и сложно. Вполне возможно, что умные дяди и тети в Институте Питания точно знают об
огромной полезности этих продуктов. Но практические врачи и обычные люди реальной
полезности увидеть не могут! Вредность – могут. Ее все, в общем-то, видят, но боятся в этом
себе признаться.
– До месячного возраста все было в порядке, потом появился «диатез» ... (пришла пора
получать соки)
– Только дали желток – на следующий день понос. Попали в больницу...
– Не спит по ночам, плачет – животик болит. Так мается, бедненький. А мы же для него
и печеночку, и икорочку, дедушка давеча манго купил...
– Нашему прививки делать нельзя, у него жуткий диатез. Мы ему даже апельсиновый
сок кипятим...
"Жизненных" примеров, по-видимому, хватит. Иногда просто диву даешься –
насколько "достижения" цивилизации отучили людей от логического мышления. И
величайшее человеческое заблуждение заключается в постоянных попытках рассматривать
ребенка в отрыве от его естественных корней.
Не может конкретный возраст быть критерием того, что пора разнообразить пищу. И
нужен, и существует другой критерий – биологический (появление зубов). А мы, благодаря
этому, можем сформулировать одно из важнейших правил вскармливания детей: До
появления у ребенка зубов – только молочные продукты.
Это правило позволяет:
– не растрачивать силы на изучение трактатов, посвященных рациональному
кормлению детей;
– не тратить деньги на покупку не нужных ребенку продуктов;
– не тратить время на их приготовление;
– не лечить последствия "рационального питания";
Если это правило понятно, то не составит труда запомнить и принципы кормления
детей.
Принципы мы изложим довольно кратко, без претензий на полноту и всеохватность –
необходимости такой нет.
43

***

С момента рождения и до появления зубов в основе питания младенца лежит:
1. Материнское молоко при естественном вскармливании;
2. Адаптированная молочная смесь при искусственном вскармливании;
3. Сочетание первого и второго при смешанном вскармливании.

***

Обеспечение ребенка необходимыми питательными веществами и витаминами
базируется на:
1. Полноценном питании его матери при естественном вскармливании;
2. Приобретении качественных адаптированных молочных смесей при искусственном
вскармливании;
Сочетании первого и второго при смешанном вскармливании.

***

До 5-ти месяцев ничего, кроме:
1. Материнского молока (естественное вскармливание);
2. Адаптированной молочной смеси (искусственное вскармливание);
3. Материнского молока и адаптированной молочной смеси (смешанное
вскармливание).

***

1.5.3.1. ДОКОРМ и ПРИКОРМ

Два очень часто употребляемых слова, требующих объяснения, поскольку это совсем
не одно и то же.
Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается либо молочной
смесью, либо донорским молоком, либо молоком сельскохозяйственных животных
(коровьим, козьим). Все, эти продукты и являются докормом . Принципиальное
положение: докорм, это когда маминого молока не хватает, т.е. докорм имеет место только
при смешанном вскармливании.
Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к молоку и молочным
смесям – это и есть прикорм . Т.е. ребенка сознательно прикармливают , готовят к
взрослой жизни и к взрослой еде.
С учетом приведенных выше определений, тему докорма можно считать исчерпанной.
С тем, что давать, мы уже разобрались.

***

Теперь подробнее про прикорм. Итак, истинная суть прикорма состоит в том, что одной
мамкиной сиськой сыт всю жизнь сыт не будешь.
Когда начинать прикорм?
Родители, как мы уже упоминали, неоднократно (и от медицинских работников, и от
друзей-соседей, и от бабушек-дедушек) будут выслушивать советы касательно того, что,
дескать, уже пора – пора давать сок, пюре, желточек... Услышат они эти советы и в месячном
возрасте и в двухмесячном и т.д. Чем старше будет ребенок, тем большее число окружающих
будут высказывать свое возмущение и указывать родителям на их жадность, леность и
44
педагогическую несостоятельность. Окружающие не виноваты – все они хотят как лучше.
Просто следует знать, что сама практика кормления грудных детей соками и желтками
зародилась именно в те времена, когда без этого невозможно было обеспечить ребенка
полноценным питанием.
В недалеком прошлом (какие-то 20-30 лет назад!) при отсутствии или нехватке
материнского молока ребенок получал различные разведения молока коровьего или
донорское молоко. И первое и второе нуждалось в обработке, – прежде всего, в кипячении.
Большая часть витаминов при этом разрушалась. Неудивительно, что в этих условиях
недостаток витаминов, железа, минеральных солей очень быстро проявлялся в виде
различных болезней – гиповитаминозах, снижении гемоглобина, плохой прибавке в весе,
рахите, отставании в развитии. И в ответ на это возникли грамотные и разумные по тем
временам рекомендации – и про соки, и про овощные пюре, и про желток.
Нельзя забывать и о том, что особенности питания жителей страны победившего
социализма не всегда позволяли обеспечить кормящую мать полноценными, качественными
и разнообразными продуктами – в подобной ситуации, когда материнское молоко просто не
могло удовлетворить всех детских потребностей, – раннее назначение ребенку соков, пюре, и
желтков было вполне логичным и вполне оправданным.
Еще раз повторимся:
если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание
(т.е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для
своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь , так вот при соблюдении
всех этих условий до достижения младенцем возраста 5-6 месяцев ничем прикармливать не
надо.

По поводу сроков начала прикорма еще несколько дополнительных абзацев в качестве
информации к размышлению.
Мнение автора вполне может показаться спорным, особенно с учетом того факта, что
уже процитированное нами «Руководство по детской диететике» указывает: с месячного
возраста следует давать яблочный сок, а с 4 месяцев – овощной отвар.
Изучая подобные инструкции, постоянно испытываешь глубочайшие сомнения.
Совершенно непонятно, как ухитряются до настоящего времени существовать другие
млекопитающие? Нет, можно, конечно, допустить, что мать-волчица употребляет какую-то
неведомую траву, дабы помочь волчатам встать на ноги (точнее, на лапы). Начитавшись
научной фантастики, можно даже представить, как двухнедельному волчонку папа-волк
приносит с охоты ценные витаминосодержащие овощи. Но даже при максимальном
напряжении умственной деятельности не удается понять – где «достает» витамины белая
медведица? За что умная Природа так наказала человеческих детенышей, откуда эта
неполноценность? Почему все остальные звери могут жить без овощных супов, а наши дети
не могут? Но допустить, что ошибся Создатель автор не может.
И еще.
– Наука о витаминах, их нехватке и необходимости коррекции естественного
вскармливания возникла много лет назад, когда никто слыхом не слыхивал, про
адаптированные молочные смеси.
– Переделывать существующие инструкции и оспаривать мнения академиков от
питания – всегда было делом нелегким.
– Помните – соки, овощные пюре, фруктовые каши – это не просто прикорм. Это очень
серьезный бизнес.
– В несчастной развивающейся стране, когда кормящая мать голодает и (или)
однообразно питается (например, только рисом, или только финиками, или только рыбой,
или только хлебом) давать ребенку витамины – вполне целесообразно.
– Если на зарплату можно купить в неделю одно куриное яйцо – вполне логично дать
четырехмесячной крохе четвертушку желтка. Но если можно купить десяток яиц – тогда
45
лучше кормящей маме съесть глазунью из трех глаз.
Увидеть пользу от раннего прикорма нельзя. По большому счету, родители просто
ставят на собственной совести жирную галочку, мол, мы сделали все как надо. Но вред видят
тысячи – появление или усиление аллергических реакций, расстройства стула. Короче
говоря, все при деле – академики пишут инструкции, промышленность выпускает соки,
педиатры рекомендуют соки, мамы соки дают, дети соки пьют, педиатры лечат поносы и
аллергию, мамы покупают лекарства и другие соки – «главное ребята, сердцем не
стареть»...

Как начинать прикорм?
Любая новая пища включается в рацион постепенно и с осторожностью . Вначале
несколько ложек (вариант – несколько глотков) и докормить привычной едой (материнским
молоком, смесью). Оценить реакцию – поведение, сыпь на коже, сон, стул. Если все
нормально, то увеличиваем дозу. Что-то не так – повремените с этим продуктом и не
начинайте новых экспериментов до исчезновения болезненных проявлений. Никогда не
кормите малыша ничем новым, если он заболел, а также в течение 3-х дней до и 3-х дней
после любой профилактической прививки.
Если ребенок отказывается от какого-либо прикорма не настаивайте! Его организм
сам и лучше Вас знает, надо или нет. Хотя обмануть Природу несложно. После
мандаринового сока (например) малыш, наверняка, будет улыбаться. Вот только слишком
вероятен тот факт, что спустя некоторое время всем членам семьи будет не до улыбок.
Следует также учесть, что прикорм это не только изменение состава пищи, но и
изменение ее физических характеристик – т.е. от исключительно жидкой еды мы переходим
к более плотной и часто неоднородной – со всякими там комочками и другими включениями.
Отсюда потребность в ложечках, «слюнявчиках» чашечках, тарелочках и т.п.
Продукты для прикорма: с чего начать и как продолжить?

Ни педиатры, ни ученые-диетологи не имеют на этот счет единого, согласованного
мнения, хотя состав и возможные варианты продуктов в целом определены и
общепризнанны.
Это:
1. Овощные пюре.
2. Творог и кисломолочные продукты.
3. Молочно-крупяные каши.
4. Мясные (рыбные) блюда и яичный желток.
Каждый конкретный автор любых «питательных» рекомендаций вполне убедительно
обосновывает правильность именно своей схемы. Рассмотрим следующий пример. По
количеству железа, минеральных солей и витаминов, – овощные пюре заметно лучше, чем, к
примеру, кисломолочные продукты. Напрашивается вывод – начинать с овощных пюре. С
другой стороны, ребенок очень плохо переносит резкое изменение состава продуктов
питания. Понятно, что между молоком и кисломолочными продуктами разница заметно
меньше, в сравнении с молоком и овощами. Следовательно овощные пюре теоретически
более полезны и более целесообразны, но практически вероятность кишечных расстройств, в
свою очередь будет заметно выше. Автор, будучи врачом практическим, предлагает
читателям определенный вариант действий. Главный, опять таки практический, плюс именно
этого варианта – наименьшая вероятность возникновения нежелательных реакций.

Итак, стратегия и тактика прикорма или, проще говоря, конкретная
последовательность действий с пояснениями и комментариями.

Еще раз подчеркнем (да простят меня читатели за многократные повторения, но в силу
важности вопроса иначе просто не получается): до 5-6 месяцев темы прикорма не
46
существует. Ничего! Нисколько! Кормим маму – качественно и разнообразно. Нет или не
хватает молока – напрягаем материальные ресурсы семьи и покупаем хорошую
адаптированную молочную смесь. Неважно, как эта смесь называется и не имеет значения
это смесь, так сказать, стандартная или специальная смесь для проблемного ребенка –
соевая, низколактозная, для недоношенных и т.п. Если у ребенка до 5-6 месяцев возникли
проблемы, требующие использования специальных смесей – значит выбор останавливаем на
них (тех смесях, которые подошли) и никаких экспериментов не проводим.
Так в 5 месяцев начинать или все-таки в 6? Если нет проблем с ростом, развитием и
здоровьем – однозначно в 6. Если были проявления пищевой аллергии, если потребовалось
применение специальных смесей – тоже в 6. Если плохой аппетит, неудовлетворительная
прибавка в весе, низкий гемоглобин – тогда в 5.
Начнем с кисломолочных продуктов – оптимально нежирный кефир или (еще
оптимальнее) кефир с детской молочной кухни. Наилучшее время – второе кормление
(интервал, ориентировочно, с 9 до 11 часов дня). Почему именно кисломолочные продукты?
По тому, что нет принципиальной разницы по составу в сравнении с просто молочными
продуктами. Потому, и это уже принципиально, что любые кисломолочные продукты
вообще и кефир в частности содержат в себе кисломолочные бактерии. Кисломолочные
бактерии, во-первых, антагонисты (проще говоря, враги) многих вредных микробов,
способных вызывать кишечные инфекции, во-вторых, они образовывают вещества, активно
участвующие в процессе пищеварения и, как следствие, его (пищеварение) улучшающие;
в-третьих они уменьшают нагрузку на самый слабый и незрелый орган ребенка – на печень.
Первый раз дадим совсем немного – 3 – 4 чайных ложки (и давать будем именно из
ложки). Затем докормим привычным продуктом – маминым молоком из сиськи или смесью
из бутылочки. В течение дня будем иметь возможность понаблюдать. При условии, что все в
порядке, на следующий день увеличиваем дозу в 2 раза и так далее. Сие, как Вы помните из
курса школьной математики, называется геометрическая прогрессия. Ее особенность – все
увеличивается довольно быстро: первый день – 15-20 мл, второй – 30-40 мл, третий – 60– 80
мл, четвертый – 120-160 мл. Стоп. Если в любой день возникли любые проблемы или
подозрения на проблемы – пауза. Дозу не увеличивать, может быть даже уменьшить.
На четвертый-пятый день применения кефира – прямо в него добавляем творог и
хорошо размешиваем. Творог можно сделать самим (невелика наука), можно купить.
Главное – уверенность в качестве – чистоте и сроках хранения. Первый день – одна ложка,
второй –2 и т.д., общее количество в возрасте 6 – 8 месяцев – 30 г, после 8 месяцев – 50 г. И в
кефир и в смесь творога с кефиром можно добавить немного сахара. Решение – добавлять
или нет – зависит от вкуса самого кефира и от того, согласен ли ребенок есть не
подслащенный кефир.

Любые запреты на использование творога (наиболее частая мотивация – быстрое
зарастание родничка, нельзя много кальция, а в твороге его много) не имеют под собой
никакой логической основы. В 30 г творога количество кальция ориентировочно равно 47 мг,
а в 50 г, соответственно 78 мг. Сравните сами: в 100 г коровьего молока – 120 мг, в 100 г
женского молока –35-50 мг.

Таким образом, необходимо, в среднем, 7 – 10 дней для того, чтобы одно кормление
было полностью заменено – 150 г кефира + 30 г творога. А все остальные кормления – по
прежнему основной продукт: молоко мамы или адаптированная молочная смесь. И в таком
режиме, не дергаясь и упорно отбивая атаки советчиков, желательно провести 3 – 4 недели.
Начинаем заменять еще одно кормление – желательно самое последнее, перед ночным
сном. Используем молочно-крупяные каши. Три вида наиболее рациональны – гречневая,
овсяная, рисовая. Каши можно покупать – в продаже имеется преогромное количество
молочных каш для детского питания, но можно готовить и самим. При самостоятельном
приготовлении используем муку (рисовую, гречневую, овсяную); если же муки не купили, –
47
изготавливаем сами с помощью обычной кофемолки. В качестве основного растворителя
чаще всего применяют обычное коровье молоко. В молоко добавляют муку и сахар. Следует
отметить, что вместо молока лучше использовать молочные смеси, предназначенные для
детей старше 6 месяцев (те самые «последующие формулы» с номером 2 про которые мы
уже писали).

Рецепт : КАШИ.
10 г (приблизительно 1? чайные ложки) соответствующей муки (гречневой, рисовой,
овсяной) и ? чайной ложки сахара растворяем в 20-30 мл кипяченой воды комнатной
температуры. Полученный раствор при постоянном помешивании вливаем в кипящее
молоко (количество молока – 100 мл). Варим 3 минуты. Готово. Поскольку сахар штука не
стандартная, может быть придется еще немного добавить.

Читатели, скорее всего, удивятся, не обнаружив в списке рекомендуемых продуктов
манной каши. А ведь именно каша из манной крупы и раньше, да и, пожалуй, сейчас,
используется чаще всего и остается самой любимой, истинно народной детской кашей. Все в
ней хорошо: цена, легкость приготовления, консистенция, вкус. И дети ее любят. Одна
маленькая проблема: манная крупа богата клейковиной. Белок клейковины – на умном
медицинском языке он называется глиадин, – иногда провоцирует возникновение довольно
серьезных болезней кишечника. Это происходит в ситуациях, когда имеется
непереносимость глиадина. Имея в виду эту информацию, не следует, тем не менее, отрицать
манную кашу. Просто безопаснее прикармливать кашами другими, а манную использовать
чуть попозже – после 8 месяцев.

Итак, нам около 8 мес. Мы едим 4-5 раз в день. 1 раз кефир, 1 раз кашу и 2-3 раза
основную еду – смесь или материнское молоко. Пришло долгожданное время овощей и

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>