<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

затем тазобедренные суставы – держим обеими руками за голени ребенка и совершаем
сгибательные движения (одновременная работа коленного и тазобедренного суставов),
движения, аналогичные езде на велосипеде, круговые движения. И совершенно так же
обращаемся с руками.
После того, как массаж и гимнастика завершены, приступаем собственно к купанию.
Несем ребеночка в ванную, он при этом голенький, а ванна, разумеется, уже готова.
Обычно родители делят между собой обязанности – пока один готовит ребенка (массаж
и гимнастика), второй готовит ванну (моет, наливает воду, добавляет настой череды,
измеряет температуру, ставит часы, стульчик, готовит пеленку, предназначенную для
вытирания).К сожалению, наличие обоих родителей не всегда возможно, но при правильной
организации и один человек вполне может справиться. Сначала готовим ванну – температура
воды на 1-2 градуса выше планируемой (поправка на то, что остынет за полчаса,
необходимые для массажа и гимнастики), после чего принимаемся за дитя.

1.6.7. СОБСТВЕННО КУПАНИЕ

Напоминаю – дверь в ванную комнату открыта.
Садиться на стульчик поначалу, пожалуй, не стоит. Когда приловчитесь – пожалуйста.
Итак, опускаем малыша в воду, всего целиком, чтоб из воды выглядывало только
личико. Держать ребенка можно лишь за головку – мизинец под шеей, а остальные пальцы –
под затылком. Чем больше погружена голова, тем лучше, и ничего страшного, если вода
попадает в глаза, лишь бы нос и рот были на поверхности. Сразу же можно заметить
следующее: туловище, которое Вы совсем не держите, ко дну не опускается, а, напротив,
всплывает. При этом грудная клетка и живот, как правило, торчат из воды. Поэтому, второй
рукой, необходимо регулировать погружение туловища, чтобы и грудная клетка и живот
полностью были под водой. Обращаю внимание – никакой опасности в том, что вода
попадает в уши, нет!
После того, как малыш окажется в большой ванне, Вы незамедлительно поймете
принципиальную разницу этого варианта купания, и замачивания в детской ванночке. Вы
увидите, как легко ребенку двигаться, без всякого риска удариться о стенки ванны.
Внимательно наблюдайте за поведением ребенка – если он не активен, спокойно лежит,
зевает, значит, эта вода для него теплая, а, следовательно, плохая. Поддерживая за головку,
поводите малыша в воде от одного края ванны до другого. В первый раз особенно
экспериментировать смысла нет – всем участникам процесса купания еще предстоит
привыкнуть и приспособиться, но родителям это сделать гораздо сложнее, чем ребенку. В
принципе, для домашней ванны вполне достаточны три позы – одна описана выше, другая
заключается в плавании на животе (перевернули ребенка, его подбородок находится между
разведенными в стороны большим и указательным пальцами), а третья – сидячая.
Оказывается, в большой ванне ребенок может сидеть уже в периоде новорожденности!
Дальнейшие действия родителей не требуют никаких специальных знаний – только здравый
смысл. Ведь очевидно, что через 15 минут температура воды в ванной снизится на 1-2
56
градуса, и эта температура будет для ребенка уже знакомой при следующем купании. Если
Вы боитесь быстро снижать температуру, делайте следующим образом: начинайте с 34( и
через 2-3 дня уменьшайте стартовую температуру воды на 1 градус. Мы должны добиться
того, чтобы малыш в ванне был активен. Что у Вас получится, зависит не только от Вас, но и
в немалой степени от ребенка. Каждый младенец имеет присущие только ему особенности
регуляции температуры тела, и предсказать минимальную температуру воды просто
невозможно: один улыбается при 23(, другой кричит при 30(.
Временные и температурные ориентиры следующие:
– в начале купания – 34 , 15 минут;
– к месячному возрасту – 30-32 и 20-25 минут;
– в 2 месяца – 28-30 , 30 минут.
Подчеркиваю – это ориентиры . Если малыш в 2 месяца спокойно плавает при 24( –
очень хорошо и совсем не страшно. Но это не значит, что он такой уж особенный. В том то и
дело, что это может любой! Просто этому ребенку повезло с родителями. Последние лишены
предрассудков, а уровень здравого смысла имеют больше среднестатистического. В
удлинении же времени купания и максимально возможном снижении температуры воды
заинтересованы все. Чем больше устанет ребенок, тем более спокойная ночь обеспечена его
родителям.
И еще некоторая информация и некоторые рекомендации. В очень многих книжках,
посвященных купанию и плаванию детей, подробно описывается процедура ныряния.
Настолько подробно, что многие родители рассматривают ее в качестве обязательной. А
поскольку преодолеть собственный страх не могут, то предпочитают ребенка в большой
ванне не купать вообще. Если очень боитесь, – не ныряйте. Но лучше купать без ныряний,
чем издеваться над собой и младенцем, ополаскивая его в маленькой ванночке.
На самом же деле в нырянии ничего страшного нет – у новорожденного очень сильно
выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в
течение двух-трех месяцев не нырять, этот рефлекс угасает и можно захлебнуться. Но, к
счастью, сама процедура купания в большой ванне невозможна без того, чтобы в какой-то
момент ребенок не соскользнул с Вашей руки и не погрузился полностью под воду. Не
бойтесь! Это даже хорошо – подхватите, посадите, дайте ему покричать, покашлять,
почихать. Заодно выкашляет и вычихает всю пыль, что накопилась за день в верхних
дыхательных путях. Успокоится – продолжайте купание. Тем не менее, ситуация, когда
родители сознательно организуют ныряние – более предпочтительна. Делать это следует в
положении ребенка на животе. Громко произнесите слово "ныряй" и проведите ребенка
несколько секунд под водой. У него очень быстро выработается условный рефлекс, и одного
только слова "ныряй" будет достаточно для того, чтобы малыш самостоятельно задержал
дыхание.
Я совершенно сознательно не пытаюсь морочить Вам голову подробностями
относительно техники купания: как обязательно надо держать ребенка, как поворачивать, как
садить и т.п. Всему этому Вы быстро научитесь сами, если будете руководствоваться
описанными выше принципами.
Единственное, что Вам, скорее всего, понадобится, так это поддерживающая головку
ребенка шапочка. Для чего она нужна? Прежде всего, для того, чтобы сделать процедуру
купания более приятной для родителей. Очевидно ведь, сидеть или стоять полусогнутым в
течение 30-40 минут очень тяжело. И нельзя делать ребенка здоровым за счет появления
радикулита у его папы. Поэтому в возрасте около двух месяцев надобно изготовить
специальную шапочку, а как это делается, мы сейчас расскажем.
Необходимо иметь:
– обычную тонкую хлопчатобумажную шапочку (чепчик);
– кусок тонкой ткани размером с половину пеленки;
– 2 брусочка пенопласта, оптимальный размер которых соответствует размерам
обычной пачки сигарет.
57
Вначале пенопласт обшивается тканью, а затем фиксируется на шапочке, как это
показано на рисунке. Обращаю внимание – верхний край брусочков должен возвышаться над
головкой ребенка. Младенец в такой шапочке вызывает чувство умиления, напоминая
нежного и благородного Чебурашку.
Процедура купания в шапочке ничем не отличается от той, что описана выше для
положения ребенка на спине. В течение недели, постепенно убирая поддерживающую
ребенка руку, Вы научите его держаться на воде и сможете во время купания спокойно
читать газету. Плавая самостоятельно, дети часто отталкиваются ножками от края ванны и
стремительно плывут в ее противоположный конец, ударяясь головой. Поэтому я и обратил
Ваше внимание на то, что брусочки пенопласта должны возвышаться над головой, защищая
ребенка от ударов сверху и сбоку. Вполне возможно, что Вы придумаете более
оригинальную конструкцию. На здоровье.
Начиная с двухмесячного возраста, очень хорошо повесить над ванной игрушки на
тонких веревочках, чтобы ребенок, плавая, смотрел на них, чуть позже он сам будет трогать
их ручками.
Месяца купания в шапочке вполне достаточно для того, чтобы снимать и ее: ребенок
уже научился правильно держать головку, вполне сможет плавать сам. Не получается – не
надо.
Мы не ставим своей целью научить его плавать. Нам необходимо только одно –
чтобы ежедневно в течение определенного времени малыш находился в прохладной
воде, потому что регулярное холодовое воздействие наиболее эффективно для
стимуляции жизненных сил ребенка и его способности противостоять инфекционным
болезням.
Конечно, будет очень хорошо, если ребенок научится плавать. Выныривающий с
улыбкой на мордашке полугодовалый младенец – зрелище незабываемое. Но родителей,
способных обеспечить своим детям постоянное плавание, очень мало. В домашней ванне
всякие ныряния заканчивается после того, как ребенок начинает сидеть. Бассейн при
поликлинике – другое дело, но, как только Вы перестанете его посещать, навыки быстро
угаснут. Поэтому повторяю: уметь или не уметь в грудном возрасте плавать – вопрос не
принципиальный. Он определяется наличием свободного времени у родителей и
благосостоянием семьи. Решайте его сами, лишь бы Вам было удобно.
Скорее всего, Ваша семья – обычная семья. И не имеет средств на индивидуальный
бассейн и инструктора по плаванию. До 6-7 месяцев Вам и Вашему ребенку домашней ванны
вполне хватит. А после этого мы просто изменим методику купания – наберем в ванну
немного прохладной воды, на дно постелим резиновый коврик, набросаем красивых
игрушек, и ребенок будет ими играться сидя или ползая, получая при этом закаливающий
контакт с водой.
В любом случае и вне зависимости от возраста необходимо эпизодически совмещать
купание с мытьем. Для грудного младенца 2 раза в неделю вполне достаточно, ну а для
ползающего по квартире, может быть, придется и каждый день.
Мытье ребенка, который купается в полной ванне, осуществляется следующим
образом. Перед окончанием купания необходимо взять пластмассовое ведро и наполнить его
водой – проще всего прямо из ванны зачерпнуть. Затем при помощи детского мыла
(шампуня) ребенок намыливается прямо в воде, можно несколько раз и совсем не
обязательны мочалки (мамины руки гораздо приятнее). Вот и все. Один родитель поднимает
ребенка, удерживая его под мышками, а второй выливает сверху ведро воды.
Коль уж мы заговорили о конце купания, следует отметить: необходимо всячески
стремиться к тому, чтобы продолжительность процедуры была не менее 15 минут. Вполне
возможно, что малыш будет капризничать, и Вы не сможете определить, чего он хочет.
Пробуйте, экспериментируйте. Меняйте температуру воды и положение ребенка в воде,
более активно перемещайте его в ванне, может быть, он проголодался и надо в следующий
раз изменить время купания (купать не за час до еды, а через час после еды).
58
Поверьте: предвидеть все возможные проблемы нельзя. Но для решения подавляющего
большинства из этих проблем специального образования иметь не надо.
Отметим, что если ребенку "положено" купаться 20 минут, а он продолжает вести себя
прилично – не плачет, дрыгается и т.д., – то не надо торопиться. Но, коль скоро кому-то из
участников процесса очень надоело – заканчиваем.

Так, например, сын моих приятелей в возрасте 4-х месяцев взял себе за правило какать
в ванне.А было это зимой, и горячей воды не было. Поэтому готовились заранее, активно
грея воду всеми возможными способами. А он, через минуту после погружения... Ну и
ничего: выкрутились – надели на него трусы с резинками и держали наготове ведро с теплой
водой, чтоб сполоснуть.

По поводу детского крика в ванне позволю себе, тем не менее, два практических
совета.
1. Ситуация с температурой воды нередко складывается таким образом, что конкретная
температура – например, 28 , переносится ребенком неплохо и с удовольствием. Но,
непосредственно после погружения в воду, резкий контраст температур вызывает
отрицательные эмоции и минут 5 приходится успокаивать. Можно поступить следующим
образом: приготовить ванну с температурой для ребенка приемлемой, допустим 32 , а,
после благополучного и спокойного погружения, форсировать скорость остывания воды.
Например, сделать так, чтобы в ванну постоянно тонкой струйкой бежала холодная вода.
Этот прием можно использовать и просто так, как компонент закаливающих процедур – для
активизации холодовых воздействий.
2. Без видимых причин ребенок в ванне систематически орет. До ванны не орал, а в
ванной орет! Почему? Однозначного ответа нет. Действия родителей должны быть
направлены на поиск оптимальных для конкретного ребенка условий, сопутствующих
процессу купания. Варианты:
– Изменить время суток. Купать, например, не поздним вечером, а вечером ранним, или
утром, или днем;
– Изменить время, по отношению к еде. Купать, например, не за час до еды, а через час
после еды;
– Изменить температуру воды, как правило, речь идет о том, чтобы сделать воду более
теплой.

1.6.8. ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ КУПАНИЯ

Под мышки вынимаем ребенка из воды и накидываем ему на голову большую пеленку
– достаточно большую, чтобы завернуть малыша целиком. И в таком виде , не вытирая его в
ванной , отправляемся к нашему родному пеленальному столику. Ребенку весьма не жарко,
еще бы – мокрый в прохладной комнате! И это очень хорошо – еще одна закаливающая
процедура. На столике доводим кожу до сухого состояния (промокать, а не вытирать!),
особенно торопиться и нервничать по поводу того, что замерзнет, не надо. Высушили?
Теперь будем обрабатывать. Для начала возьмем растительное масло – лучше всего
специальное детское (оливковое), но прокипяченное на водяной бане подсолнечное тоже
вполне сгодится. Намочим вату и протрем все имеющиеся у ребенка складки кожи в том,
разумеется, случае, если там нет повреждений.А их никогда не будет(!) – ежедневно купайте,
не кутайте и следите за температурным режимом детской комнаты. При наличии опрелостей
– используем присыпки. Особое внимание при обработке уделите половым органам.
Мальчикам не забудьте смазать складку кожи под мошонкой, а девочкам протрите ватой,
смоченной водой (лучше кипяченой), половую щель. Направление движений – от лобка к
попе – и не иначе! Если пришла пора, подстригите ногти.
Теперь можно и запеленать (или надеть распашонку и ползунки). Осталась голова.
59
Главное (после купания, разумеется) – уши. Берем спичку, туго наматываем на ее конец
ватку, после чего ее со спички снимаем. Получается плотная турунда конусообразной
формы, и ее тонкий конец мы засовываем в ушко. Гигроскопичная вата впитает в себя
остатки воды. Удалять ватку не надо до полного высыхания головки ребенка (часа 2-3 можно
не трогать). Если вата выпадает – наденьте тонкую шапочку, которая после ванны,
наверняка, не повредит малышу и очень поможет Вам быть еще спокойнее. Если во время
купания малыш хоть несколько раз нырнул и после этого чихал, – ничего с носом делать не
надо. Если не нырял и не чихал – все равно в носу (детском) не ковыряйтесь. Лучше сделайте
так, чтобы на следующий день он в ванне несколько раз чихнул (нырните).
А теперь попробуйте поставить себя на место Вашего ребенка. Вы купались в холодной
воде, очень устали, а после процедуры малость продрогли в прохладном воздухе комнаты.
Но зато Вас насухо вытерли, тепло одели... Эх, сейчас бы перекусить и на боковую...Так оно
и будет. Однако до еды желательно поносить малыша минут 15-20 в вертикальном
положении, чтобы скорее освободить желудок от воды, которую он в ванной глотнул.
Кормите и – спокойной ночи.
Бывают, правда, настолько активные "пловцы", что после ванны не имеют сил даже на
еду – скорее бы спать. Пусть уснет, не переживайте. В этом случае ребенок, как правило,
через 1,5-2 часа проснется со зверским аппетитом, после утоления которого уснет крепко и
надолго. Понятно, что такого ребенка лучше купать часов в 9-10 вечера, как раз к полуночи
Вы всей семьей и выйдете на режим спокойного ночного сна.
Летом, помимо закаливания, ванна имеет еще одно положительное значение – купание
спасает ребенка от перегрева. И если малыш страдает от жары, то, поверьте, после
непродолжительного пребывания в прохладной воде (10-15 минут) он будет хорошо спать и
заметно лучше есть. Я несколько раз сталкивался с ситуацией, когда грудных детей купали
3-4 раза в день, спасаясь от жары. Только не забудьте, перед летним плаванием хорошо
ребенка напоить (чтобы поменьше пил из ванны).
В заключение давайте рассмотрим печальную и, к сожалению, вполне реальную
ситуацию, характеризующуюся тем, что собственной ванны у Вас нет. В этом случае
придется все же покупать специальную детскую ванночку, лучше пластмассовую – она и
легче, и дешевле. Комната для купания значения не имеет, лишь бы был чистый и
прохладный воздух. Но постарайтесь набрать в ванночку побольше воды, чтобы грудная
клетка была погружена полностью. Главное, что мы теряем, – это возможность активных
движений ребенка, поэтому он не может вырабатывать тепло и долго держать его в воде не
получается. Принципы и правила не меняются – кипятить воду не надо, уши мочить надо,
если доволен и хорошо себя ведет – не торопитесь вынимать. Нет никакой надобности
доливать теплую воду. Вполне можно и перевернуть на животик, и "нечаянно" нырнуть.
Правила вынимания из ванны и дальнейшей гигиенической обработки прежние. В конце
концов, зная, как надо купать в ванне большой, Вы всегда сможете сообразить, как
применить эту информацию к ванне маленькой.
И еще один момент. Бабушки, конечно же, расскажут Вам, что на дно ванны
обязательно надо положить пеленку, но не смогут объяснить почему. Объясняю: в те
времена, когда жили и мыли ребятишек бабушки Ваших бабушек, детей купали в
деревянных корытцах (похожих на то, что просил дед у золотой рыбки). И, чтоб не поранить
ребенка (щепки, занозы), на дно надо было постелить кусок ткани. Правда, просто? А зачем в
пластмассовой ванночке пеленка, я не знаю. И никто не знает. Так можно договориться до
того, что на дно большой ванны будем укладывать простыню.
60
1.7. РОСТ И РАЗВИТИЕ, А ТАКЖЕ НЕКОТОРЫЕ "МЕЛОЧИ",
НЕДОСТОЙНЫЕ ОТДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ

«Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.»
Данте Алигьери

По мере того, как ребенок растет и развивается, родителей все в большей степени
волнует вопрос – а такой ли наш, как все? Ужасно, если у маминой подружки имеется
младенец аналогичного возраста, который чего-то там делает такое, что наш еще не делает.
Сразу возникает непреодолимое желание мчаться к врачам в целях окончательного
искоренения имеющихся "недостатков".
В этой связи первый совет:
не тратьте время и нервы на постоянное выискивание "неправильностей" у
собственного ребенка.
Поверьте: действительно серьезные болезни, при которых малыш не сможет научиться
ползать, сидеть или ходить, встречаются довольно редко.
Очень маловероятно, чтобы у Вашего ребенка вообще не появились зубы, чтобы он
всю жизнь предпочитал есть из соски, чтобы процесс ползания доставлял ему больше
радости, чем ходьба. Не суетитесь – всему свое время. Но время это, в каждом конкретном
случае, индивидуально. И не надо торопить события – все научились и Ваш научится.
Вы лишь поймите главное - родители должны сделать все реально зависящее от
них , чтобы оказать должное влияние на рост и развитие малыша. А это – правильный
уход, рациональное вскармливание, массаж, гимнастика, закаливание, свежий воздух.
И если у ребенка с рождения "что-то не так" (врожденные или наследственные
болезни, родовая травма, малый вес, аллергия и т.п.), то это говорит только об одном -
мероприятия, очень желательные для ребенка абсолютно нормального, при проблемах
со здоровьем становятся обязательными . Потому что для слабого и болезненного
ребенка нарушение описанных выше принципов ухода не просто вредно, а весьма опасно.
Слабому и болезненному невозможно прожить в условиях перегрева, без постоянного
пребывания на свежем воздухе, а купание для него – мощный стимулятор, позволяющий
стать таким же, как все. И витамин Д для него нужнее, и цитрусовые с шоколадом опаснее, и
ковры в комнате еще более вредны.
Мне бы очень не хотелось рассказывать в этой книге про то, что и когда должно с
ребенком произойти. Психика родителей, особенно начинающих, штука очень хрупкая, и я
искренне боюсь, что Вы потратите свои последние нервы на изучение так называемых
"норм".
Поэтому добросовестно делайте то, что зависит от Вас. А все остальное: заметить
недостатки, своевременно поставить диагноз, направить на обследование или консультацию,
назначить соответствующее лечение – Вы не в состоянии. Это вторая половина пути,
которую может пройти только врач, но при условии, что Вы преодолеете половину первую –
будете являться в поликлинику не тогда, когда захочется, а тогда, когда Вам будет назначено
прийти (в месячном возрасте, в 3 месяца, в 6 и т.д.). Еще раз обращаю внимание: если
чуть-чуть "не норма" – само пройдет. Если совсем "не норма" – это не родители должны
заметить, а врач. И он заметит обязательно, Вы только предоставьте ему такую возможность.
Если же, по причине болезненной любознательности, Вы все-таки пытаетесь
самостоятельно определить "правильность", "своевременность" и "нормальность" малыша,
помните, что нельзя подходить к ребенку с позиций математика. Не может быть
однозначных норм – сколько обязательно должен съедать, сколько обязательно должен
весить, какой обязательно должен быть длины и т.д. Все перечисленное важно, но не
принципиально. Гораздо важнее другое: реакции на окружающее, аппетит, сон, здоровье.
Очень многие сроки (когда начнет держать головку, сидеть, стоять, ползать) зависят от
системы воспитания, то есть от родителей. Если, например, ребенок спит на животе, то
61
головку он держит раньше в сравнении с малышом, спящим на спине. Чем активнее
проводятся массаж и гимнастика, чем прохладнее вода при купании, чем меньше в ребенке
лишних килограммов (или граммов, неважно) – тем лучше развивается мускулатура, тем
больше возможностей для того, чтобы своевременно сесть, поползти, встать, пойти.
Есть вещи, про которые, тем не менее, надобно кое-что знать, и мы поступим довольно
просто – назовем эти вещи своими именами, обращая внимание на моменты, принципиально
важные для здоровья ребенка и душевного покоя его родителей.

В целом интенсивность развития детских мозгов зависит от количества раздражителей,
в них поступающих: чем больше можно увидеть и услышать, чем больше можно ощутить
кожей, тем лучше. Про чувство меры Вы, естественно, не забудете.

1.7.1. ЗРЕНИЕ

Видеть так, как взрослые, новорожденный, разумеется, не может. Все его реакции
ограничиваются тем, что от очень яркого света он жмурится и иногда поворачивает к
источнику света глаза. Уже к месячному возрасту, малыш может недолго задерживать на
чем-либо взгляд и также ненадолго за этим "чем-то" следить (речь идет о секундах). В
течение последующих двух-трех месяцев возможность сопровождать взглядом движущийся
предмет заметно улучшается. Вначале ребенок может следить лишь за игрушкой, которая
движется в горизонтальной плоскости, но в 4 месяца уже свободно смотрит куда угодно – и
вверх, и вниз, и в стороны. Ну, а после этого возраста зрение начинает совершенствоваться
очень быстро.
Советы и рекомендации :
1. Нельзя допускать, чтобы в детской комнате была слабая освещенность. Это приводит
к задержке способности различать цвета.
2. Игрушки должны быть большими и яркими. Цвет их тоже имеет значение: в первом
полугодии жизни – оптимально желтый и зеленый, а затем, чем разнообразнее цвета, тем
лучше.
3. Для того, чтобы ребенок научился правильно видеть, не стоит в первые 3-4 месяца
вешать перед ним игрушки на близком расстоянии (менее 40 см) – толком разглядеть он
ничего не сможет, но есть риск развития косоглазия.

1.7.2. СЛУХ

Новорожденный может лишь вздрогнуть при громком звуке, но способность слушать
развивается очень быстро. Уже в месячном возрасте малыш отчетливо реагирует на звуки
изменением поведения, перестает плакать, например. К двум-трем месяцам ребенок
поворачивает голову к источнику шума, к пяти – реагирует на интонации и легко различает
голоса.
Необходимо помнить, что дети очень быстро привыкают к определенному звуковому
режиму. Если с момента рождения Вы будете ходить по дому на цыпочках и разговаривать
исключительно шепотом, у Вас появится шанс так всю жизнь и проходить.
Это положение особенно актуально для семей, не имеющих большого числа комнат.
Продолжайте жить нормально. Слушайте музыку, смотрите телевизор, разговаривайте по
телефону. И Ваш малыш в течение всей своей жизни сможет спать, не просыпаясь от кашля
соседа за стеной.

1.7.3. ВАШИ БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ И "БЕСЕДЫ" РЕБЕНКА С ВАМИ

Разговаривать с младенцем надо побольше, но мама должна помнить, что нельзя
целый день беседовать только с ребенком – иногда неплохо пообщаться и с мужем.
62
Малыш тоже "разговаривает" с Вами и сам с собой. Эти "беседы" будут поначалу
носить характер криков и воплей, которые в первые месяцы жизни воспринимаются
родителями однозначно – ребенку плохо. На самом же деле это не всегда так – просто
другого способа "пообщаться" у ребенка нет. Месяцев с двух в крике уже прослеживаются
интонации, а в 3 месяца младенец начинает гулить – чего-то себе под нос бормотать, агукать,
поскуливать.
Важно с первых месяцев жизни выработать правильные реакции на детские вопли,
потому что очень легко приучить ребенка к жизни на руках у родителей. Не надо при первом
же писке бросаться к нему, переворачивая стулья. Нет ничего страшного в том, чтобы
человек с начала жизни привык к тому, что всего хорошего надобно добиваться собственным
трудом. Поверьте – ничего он себе не надорвет. А вот таская его на руках, надорветесь Вы. И
если пришла пора кормить, то вполне резонно, чтобы он попищал, пока мама спокойно
приготовит грудь или молочную смесь.

1.7.4. ПРИЧИНЫ ПЛАЧА

Основные причины плача – неудовлетворенные физиологические потребности – хочет
поесть, попить, помочиться, покакать, поспать. Хочет, но не может.
Подтвердить голод или жажду нетрудно – предложите поесть или попить. Сложности с
тем, чтобы помочиться, бывают только у мальчиков, когда имеется воспаление крайней
плоти. Проявляется это пронзительным криком, который проходит после мочеиспускания.
Помощь в домашних условиях заключается в двух возможных действиях родителей: 1.
Теплые ванночки с раствором антисептика (фурацилин или марганцовка) – 4-5 раз в день по
10-15 минут; 2. Оттянуть крайнюю плоть и из пипетки капнуть в щель 2-3 капли чистого
масляного раствора – идеально масляный раствор витамина Е или А из ампулы
(стерильный), можно использовать эктерицид. Если очень кричит во время мочеиспускания,
если после отхождения мочи совсем не успокаивается, если явно не может помочиться, если
покраснела (посинела) или опухла головка полового члена – к врачу, и, чтоб не терять время
понапрасну, лучше сразу к хирургу.
Мысли о плаче, возникающем в связи с болями в животе, появляются тогда, когда у
ребенка в течение длительного времени не было стула (часов 8-10).
Действия: массаж живота рукойи симметричное сгибание обеих ножек в коленном и
тазобедренном суставах (прижимать ножки к животу). Если эффекта нет – газоотводная
трубочка, можно использовать пластмассовый наконечник клизмы; обязательно смазать
вазелином, глубина погружения в задний проход 2-3 см. Вводить в положении ребенка на
боку с поджатыми к животу ножками и продолжать при этом массаж. Ну и последнее
средство – клизма. Если после введения жидкости самостоятельно не покакал, обязательно
вновь поставьте газоотводную трубку, чтоб вышла вода. Дальнейшие действия, включая
использование препаратов, уменьшающих спазмы в кишечнике (например, но-шпы),
согласовывайте с врачом.
Основной причиной невозможности спать и плача из-за этого является боль или
ощущение дискомфорта. Наиболее частый источник боли – кишечник (помогают массаж и
тепло – лучше всего тело мамы), а также кожа – опрелости, трещины. Обеспечьте должный
температурный режим, ведь, как мы уже неоднократно упоминали, и боли в животе, и
нарушение целостности кожи, и жажда являются постоянными спутниками перегрева.
Если, перед тем как заснуть, малыш долго капризничает, дрыгается, "распеленывается",
значит Вы просто торопитесь укладывать его спать. Пусть лучше перед сном некоторое
время подрыгается и попищит голеньким.
Очень часто родители жалуются на то, что "ребенок перепутал день с ночью" – днем
спокойно спит, а ночью рта не закрывает. Вполне возможно, что ночью у Вас в комнате
душно, но чаще всего малыш просто за день высыпается, а ночью желает развлекаться. К
тому же днем у матери ведь нет возможности только ребенком заниматься (стирка, уборка,
63
еда), а ночью чего ж еще делать, как не носить его на руках? Если в детской комнате не
жарко и никаких других поводов для плача нет (еда, вода, кожа, живот и т. д.), то есть кричит
по ночам именно потому, что выспался днем, следует собрать волю в кулак и сделать

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>