стр. 1
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Ответственность за незаконный оборот наркотических
средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ

Наркотические средства и психотропные вещества имеют двойственную природу.
С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом
системы здравоохранения. С другой, их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим
социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским
потреблением.
В 1997 г. в России было зарегистрировано 185 832 правонарушения, связанных
с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими
веществами, а также совершенных на почве наркомании, - это 7,8% от общего
числа зарегистрированных преступлений. Из них 149 825 преступлений совершены
в крупных и особо крупных размерах, к уголовной ответственности привлечено
102 172 человека, изъято 49 625,4 кг наркотических средств, психотропных и
сильнодействующих веществ.
Данная статистика, казалось бы, отражает успешную деятельность правоохранительных
органов в борьбе с этим опасным социальным злом. Между тем в России официально
зарегистрировано более 3 млн наркоманов. Простое сопоставление этих данных
приводит к выводу о том, что официальная статистика о преступлениях в сфере
наркооборота показывает лишь вершину айсберга, а реальное положение гораздо
хуже. Особенно тревожным является то обстоятельство, что, во-первых, возрастает
доля потребления так называемых тяжелых наркотиков (героин, ЛСД и т.п.) и,
во-вторых, в сферу наркооборота активно вовлекаются молодежь и школьники.
В результате проведенного недавно в Санкт-Петербурге опроса 10 тысяч подростков
в возрасте от 7 до 18 лет выяснилось, что 36,6% опрошенных уже успели попробовать
наркотики, из них большинство употребляет их регулярно, а 5% детей - законченные
наркоманы. Впервые зафиксированы начинающие наркоманы моложе 10 лет (2% от
попробовавших наркотики), а пристрастившихся к зелью с 11 до 14 лет - уже
42%.
Высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается
не только тем обстоятельством, что при этом причиняется серьезный вред здоровью
человека, изменяется его социальный статус (из 100 наркоманов, потребляющих
героин, при разовом традиционном лечении только 3-5 человек окончательно избавляются
от наркозависимости), но и рядом сопутствующих факторов. Наркотикозависимые
люди - питательная среда для преступности. Так, на черном рынке Москвы при
разовой дозе около 0,1 г: 1 г героина стоит 150 долл., 1 г кокаина - 200 долл.;
при дозе около 0,5 г: 1 г опия - 30-50 руб.; при дозе около 0,2 г: 1 г гашиша
- 40-80 руб.; при дозе около 1 г: 50 г марихуаны - 200-400 руб.; при дозе
1-2 табл.: 1 таблетка экстази - 30 долл. Нетрудно подсчитать, сколько денег
нужно наркоману, чтобы ежедневно покупать 2-3 необходимые для него дозы. Поскольку
такие деньги есть далеко не у каждого, остается единственный путь их приобретения
- криминальный. Кроме того, торговля наркотиками приносит огромную прибыль
для контролирующей эту сферу организованной преступности. Достаточно сказать,
что в Таджикистане 1 г героина стоит около 10 долл., а в Москве - уже в 15
раз больше. После "отмывания" наркоденьги вливаются в легальный бизнес.
Для всего международного сообщества проблема распространения наркотиков
является не менее актуальной, чем для России. В связи с этим разрабатывается
и внедряется в практику широкий комплекс экономических, социальных, организационных,
медицинских и правовых мер. Наркомания - явление социальное, и поэтому бороться
с ней необходимо прежде всего социально-экономическими методами. Вместе с
тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку
они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер. Первым
международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция
1912 г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным
оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной
торговли наркотическими средствами 1936 г. В целях унификации международно-правовых
актов 30 марта 1961 г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических
средствах, 21 февраля 1971 г. в Вене - Конвенция о психотропных веществах,
и наконец, 20 декабря 1988 г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного
оборота наркотических средств и психотропных веществ. В названных нормативных
актах, в частности в последних трех, определен перечень наркотических средств
и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному
и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.
Россия участвует в данных Конвенциях, и в силу международных обязательств
(хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую
оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской
Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу
15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных
веществах"*(1). Кроме того, в настоящее время действуют:
а) Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской
Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ (утверждено
постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278)*(2);
б) Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых
веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о
борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
1988 г., на которые распространяется указанный Порядок ввоза и вывоза (утверждены
постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930)*(3);
в) Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1219 "О государственном
регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических
средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах
I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств
и психотропных веществ 1988 г."*(4);
г) Приказ ГТК РФ от 23 сентября 1996 г. N 580 "О порядке ввоза в Российскую
Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих
и ядовитых веществ";
д) Приказ ГТК РФ от 10 ноября 1997 г. N 668 "О государственном регулировании
и контроле транзита наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ".
Также имеется ряд документов, принятых Постоянным комитетом по контролю
наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ и используемых в судебной практике:
а) Критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ, крупных
и особо крупных размеров количеств наркотических средств и психотропных веществ,
обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте*(5), утвержденные на заседаниях
9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол N 53/996),
25 декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96);
б) Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков
об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических
средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном
хранении или обороте*(6), утвержденная 4 июня 1997 г. (протокол N 3/57-97);
в) Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков о размерах
незаконной культивации растений, отнесенных к наркотическим средствам*(7),
утвержденное 16 июля 1997 г. (протокол N 5/59-97);
г) Список веществ, находящихся под специальным контролем, используемых
при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ,
в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ*(8), утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол
N 51/7-96);
д) Критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под специальным
контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств,
психотропных или сильнодействующих веществ*(9), утвержденные 9 октября 1996
г. (протокол N 51/7-96);
е) Список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем,
используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных
или сильнодействующих веществ, утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол N
51/7-96)*(10);
ж) Список наркотических средств (наркотических веществ и наркотических
лекарственных средств, в том числе синтетических и природных)*(11).
Вместе с тем, несмотря на обилие соответствующих актов, регламентирующих
правовой оборот наркотических средств и психотропных веществ, контроль за
их применением вести непросто.
Наибольшие сложности возникают с определением самого предмета оборота
- наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст.1 Федерального
закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", наркотические
средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты,
растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ
и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии
с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;
психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения,
препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации
в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971
г.;
прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры)
- вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке
наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
К числу наркотических средств или психотропных веществ относятся также
препараты (смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или
несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю
в Российской Федерации). В отношении препаратов предусматриваются меры контроля,
аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств
и психотропных веществ, содержащихся в них. Однако в отношении препаратов,
которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ
и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют
опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность
и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными
способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством.
Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается
Правительством РФ. Предельно допустимое количество наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах, устанавливается
федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
должен утверждаться Правительством РФ по представлению федеральных органов
исполнительной власти в области здравоохранения и в области внутренних дел.
Он подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Однако в настоящее время такого перечня, утвержденного
Правительством РФ, не существует, и судебная практика вынуждена руководствоваться
указанными рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков при
Министерстве здравоохранения РФ. В связи со сложившимся подходом возникает
вопрос о легитимности судебных решений, основанных на рекомендациях указанного
Постоянного комитета относительно видов наркотических средств и психотропных
веществ, имеющихся в незаконном обороте. Единственным правовым обоснованием,
как нам представляется, может быть только то обстоятельство, что Российская
Федерация является участником международных конвенций и, в соответствии с
ч.4 ст.15 Конституции РФ, "общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью
ее правовой системы". Поэтому те вещества, которые предусмотрены в указанных
конвенциях в качестве наркотических средств и психотропных веществ, должны
признаваться таковыми и системой правоохранительных органов России. Если же
отдельные из них, перечисленные в рекомендациях Постоянного комитета по контролю
наркотиков, не предусматриваются в конвенциях, то их нельзя рассматривать
в качестве наркотических средств или психотропных веществ, и, соответственно,
их незаконный оборот не может влечь уголовной ответственности по УК РФ.
Второе положение, имеющее принципиальное значение прежде всего для уголовной
ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных
веществ, заключается в следующем. Согласно ст.40 Федерального закона "О наркотических
средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается потребление
наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако
уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств
или психотропных веществ не предусматривается. Поэтому в соответствии с ч.1
ст.228 УК РФ уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических
средств или психотропных веществ в целях собственного потребления (т.е. без
цели сбыта) наступает только в случаях, если они составляют крупный размер.
Предполагается, что личное их потребление не должно быть связано с крупными
размерами. Вместе с тем, ни в уголовном, ни в ином законодательстве вопрос
о небольших, крупных и особо крупных размерах не разрешается. Это оценочное
понятие, и в каждом конкретном случае судебно-следственные органы должны принимать
решение самостоятельно. В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о
преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими
и ядовитыми веществами" сказано: "Имея в виду, что законом не установлены
критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств
или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот
вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае исходя из их количества,
свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела
и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков.
Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть
мотивированы в приговоре". Постоянный комитет по контролю наркотиков в своем
заключении от 4 июня 1997 г. рекомендовал признавать крупными следующие размеры
наркотических средств (в граммах):
1. Марихуана высушенная 0,1- 500; невысушенная 0,5-2500;
2. Гашиш 0,1-100;
3. Смола каннабиса 0,05-40;
4. Опий (в том числе медицинский) независимо от наличия нейтральных наполнителей
(мука, сахар, крахмал и др.) 0,1-10 (10-1000 табл. по 0,01 г);
5. Экстракционный опий (в том числе сухой остаток от выпаривания водных
извлечений в виде отвара, инфуза, настойки из соломы любых видов мака, содержащих
наркотические средства, в частности морфин, кодеин, тебаин, орипавин) 0,1-10;
6. Солома маковая: высушенная 0,2250; невысушенная 1,0-1250;
7. Морфин (основание и соли) 0,01-1 (от 1 до 100 ампул 1% p-pa);
8. Героин (независимо от наличия сопутствующих веществ) до 0,005;
9. Кодеин (основание и соли) 0,2-10 (12-14 табл по 0,015 г.) (660 табл
по 0,015 г);
10. Кокаин (основание и соли, независимо от наличия сопутствующих веществ)
0,01-1;
11. (+) - Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) до 0,0001 и т.д.;
психотропных веществ (в граммах):
1 Амобарбитал (барбамил) 0,6-30 (6-300 табл по 0,1 г);
2. Аминорекс 0,01-0,1;
3. Кетамин 0,02-1;
4. Пентабарбитал 0,6-30;
5. Фепранон (амфепрамон) 0,125-7,5 (5-300 драже по 0,025 г);
6. Хальцион (триазолам) 0,00075-0,005;
7. Этаминал натрия (нембутал) 0,6-30 (6-300 табл. по 0,01 г) и т.д.
Однако безусловное принятие данных рекомендаций представляется невозможным
как минимум по двум обстоятельствам. Во-первых, Постоянный комитет по контролю
наркотиков не является не только законодательным, но даже государственным
органом, и, следовательно, его рекомендации не могут иметь юридической силы.
Во-вторых, если следовать этим рекомендациям, то получается, что приобретение
и хранение 0,1 г героина или кокаина, или 0,5 г опия, или 0,2 г гашиша, или
1 г марихуаны уже нужно считать крупными размерами и, следовательно, привлекать
лицо к уголовной ответственности. Между тем такие размеры, как отмечалось
ранее, составляют разовую дозу потребления. Поэтому Верховный Суд РФ в п.
4 Постановления от 27 мая 1998 г., проводя разграничение между хранением и
перевозкой, еще раз отметил, что вопрос о наличии в действиях лица состава
незаконной перевозки и об отграничении указанного состава преступления от
незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества (имеется
в виду, для личного потребления. - В. К.) во время поездки должен решаться
судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования
транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических
средств или психотропных веществ и всех других обстоятельств дела. Основываясь
на изложенном, мы полагаем, что крупный размер наркотических средств или психотропных
веществ должен по крайней мере превышать однократную минимальную дозу соответствующего
наркотического средства или психотропного вещества. В противном случае уголовная
ответственность будет наступать за потребление соответствующих веществ, что
противоречит содержанию ст.228 УК РФ и Федерального закона "О наркотических
средствах и психотропных веществах".
Итак, согласно Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных
веществах" Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), должен утверждаться
Правительством РФ, и в зависимости от применяемых государством мер контроля
эти вещества вносятся в следующие списки:
а) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых
в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской
Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список
I). Очевидно, что это будут наркотические средства и психотропные вещества
из Перечня N3 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые запрещены
для посевов и выращивания и для применения на людях (героин, каннабис, лизергиновая
кислота и ее препараты, опийный мак, эфедрон и др.);
б) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых
в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры
контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации (далее - Список II). Полагаем, что в этот
список будут частично включены наркотические средства и психотропные вещества
из Перечня N2 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые одновременно
являются и наркотическими лекарственными средствами (амфетамин, кодеин, таблетки
от кашля, промедол и др.);
в) список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации
ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля
в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами
Российской Федерации (далее - Список III). Предположительно, в этот список
будут входить полностью или частично вещества из списка психотропных веществ,
утвержденных на заседаниях Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября
1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол N 53/9-96), 25
декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96):
1. Амобарбитал, 2. Фенметразин, 3. Пентабарбитал, 4. Декстрометорфан,
5. Этаминал натрия, 6. Хальцион (триазолам), 7. Ципепрол, 8. Фентармин, 9.
Фепранон (амфепрамон), 10. Аминорекс, 11. Кетамин, 12. Фторотан, 13. 4-метиламинорекс.
г) список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен,
и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее
- Список IV). Данный Список будет составлен впервые, поскольку ранее Постоянный
комитет по контролю наркотиков не давал перечня прекурсоров. Очевидно, что
в этот Список будут входить отдельные катализаторы и растворители, используемые
при производстве наркотических средств и психотропных веществ.
Порядок внесения изменений и дополнений в Перечень наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров должен устанавливаться Правительством
РФ. Однако в любом случае этот Перечень должен носить исчерпывающий характер.
Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской
Федерации может осуществляться в очень ограниченных целях и при соблюдении
определенных правил. В частности, вещества, внесенные в Список I, могут использоваться:
а) в научных и учебных целях юридическими лицам при наличии лицензий
на виды деятельности, связанные с использованием конкретных наркотических
средств и психотропных веществ;
б) в экспертной деятельности или для их идентификации юридическими лицами
при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз
в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального
органа исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службы безопасности,
судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти
в области юстиции осуществляется без лицензии;
в) в оперативно-розыскной деятельности при проведении контролируемых
поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора образцов для
сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов
и документов органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность без
лицензии (ст.34-36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных
веществах").
Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки
II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях,
предусмотренных ст.34 - 36 Федерального закона "О наркотических средствах
и психотропных веществах".
Понятие незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ
и их прекурсоров определяется в ст.1 Федерального закона "О наркотических
средствах и психотропных веществах". Согласно этому закону оборот наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров - это культивирование растений;
разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка,
пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование,
ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории
Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ
и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством
Российской Федерации. При этом незаконным оборот будет тогда, когда он осуществляется
в нарушение законодательства Российской Федерации и, прежде всего, упомянутого
Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Одни элементы этого оборота наказуемы в административном порядке, другие влекут
уголовную ответственность.
Федеральным законодательством утверждена в Российской Федерации государственная
монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических
средств, психотропных веществ: культивирование растений, разработку, переработку,
распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных
веществ. При этом должны соблюдаться следующие правила:
а) культивирование растений, разработка, переработка, распределение,
ввоз (вывоз), уничтожение, а также производство наркотических средств или
психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только государственными
унитарными предприятиями и государственными учреждениями;
б) изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных
в Список II, в отличие от их производства, осуществляется не только государственными
унитарными предприятиями и государственными учреждениями, но и муниципальными
унитарными предприятиями;
в) производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в Список
III, а также препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV,
и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют
незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются
легкодоступными способами и в отношении которых могут исключаться некоторые
меры контроля, установленные законодательством, осуществляются предприятиями
и учреждениями независимо от форм собственности;
г) изготовление лекарственных средств, не внесенных в списки II и III
и содержащих малые количества препаратов, указанных в предыдущем абзаце, осуществляется
предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности.
Порядок выполнения всех перечисленных действий устанавливается Федеральным
законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и принимаемыми
в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако обязательным условием их совершения является получение от федеральных
органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов лицензии
на конкретный вид деятельности, а также лицензии на использование объектов
и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные с оборотом наркотических
средств и психотропных веществ. Такая лицензия выдается на срок не более 5
лет. Порядок выдачи указанных лицензий определяется Правительством РФ. При
этом следует отметить, что кроме оснований для отказа в выдаче лицензии, предусмотренных
законодательством Российской Федерации о лицензировании, основанием для отказа
в выдаче лицензии на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, является отсутствие условий для обеспечения
безопасности указанной деятельности, учета и сохранности наркотических средств
и психотропных веществ. Ранее выданные юридическим лицам лицензии на отдельные
виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, действуют в пределах сроков, на которые они были выданы, но не более
9 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О наркотических средствах
и психотропных веществах", т. е. до 15 января 1999 г. При изменении вида деятельности,
связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, юридическое
лицо обязано получить лицензию на новый вид деятельности. Предприятия и организации,
производящие или изготавливающие наркотические средства или психотропные вещества,
подлежат обязательной государственной регистрации.
Перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем
и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных
веществ, а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения,
перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования,
ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории
Российской Федерации, уничтожения устанавливается Правительством РФ.
Приватизация или иные формы разгосударствления предприятий, осуществляющих
производство или изготовление наркотических средств или психотропных веществ,
включенных в списки II и III, а также предприятий, осуществляющих разработку,
производство, изготовление, приобретение, использование, уничтожение инструментов
или оборудования, применяемых при производстве или изготовлении наркотических
средств или психотропных веществ, запрещены;
д) переработка наркотических средств и психотропных веществ в целях получения
препаратов, внесенных в списки II и III, а также получения на их основе веществ,
не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, осуществляется
государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Правительством
РФ, при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности;
е) хранение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется
юридическими лицами в порядке, установленном Правительством РФ, в специально
оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности.
Хранение наркотических средств и психотропных веществ в любых количествах
в целях, не предусмотренных Федеральным законом "О наркотических средствах
и психотропных веществах", запрещается;
ж) перевозку наркотических средств и психотропных веществ на территории
Российской Федерации юридические лица могут производить при наличии лицензии
на указанный вид деятельности. Ими же осуществляется и охрана соответствующих
предметов. Порядок перевозки наркотических средств и психотропных веществ
на территории Российской Федерации, а также порядок оформления необходимых
для этого документов устанавливаются Правительством РФ.
Физическим лицам разрешается перевозить наркотические средства и психотропные
вещества, полученные в установленном порядке в медицинских целях, при наличии

стр. 1
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>