стр. 1
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Комментарии к Закону РФ "О лизинге"

В Федеральном законе от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге" (далее
- Закон), вступившем в силу 5 ноября 1998 г., предпринята попытка детально
определить правовые и организационные особенности лизинга, заложить основу
для реформирования налогового, валютного, таможенного законодательства в части
лизинговой деятельности. Целями Закона являются развитие форм собственности,
прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования
в реальный сектор экономики.
Закон позволяет квалифицировать лизинг по типам имущества, по участникам
(или по формам проведения), по срочности заключаемых договоров, по характеру
приобретения и владения предметом лизинга, по участию в процессе эксплуатации
предмета лизинга.
Представленные ниже комментарии к статьям Закона помогут читателю сопоставить
свою позицию с мнением автора, определить перспективы законодательного развития
лизингового бизнеса в России.
Статьей 1 Закона предусмотрено, что сферой его применения является лизинг
имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и
других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование
физическим и юридическим лицам.
Следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, сфера применения
законодательного акта не ограничивается только основными фондами, - она шире.
Во-вторых, возможность передачи имущества в лизинг распространяется на физических
лиц. Это могло бы стать существенным шагом вперед по сравнению с ранее действовавшими
законодательными и нормативными актами, в том случае если бы в последующих
статьях Закона не было введено ограничение, связанное с использованием этого
имущества только для предпринимательских целей.
В статье 2 приведены основные понятия, которые используются в Законе.
Определено, что:
"лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и
передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам
за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных
договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем;
лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации
договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком)
предмета лизинга".
Необходимо отметить, что лизинг и ранее упоминался в контексте инвестиционной
деятельности, прежде всего в названии ряда нормативных документов, например
в Указе Президента от 17 сентября 1994 г. N 1929 "О развитии финансового лизинга
в инвестиционной деятельности", а затем в Постановлении Правительства Российской
Федерации от 29 июня 1995 г. N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности".
Однако во второй части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 марта
1996 г., в гл.34 (параграф 6, ст.665 - 670), регулирующей операции финансовой
аренды (лизинг), термин "инвестиционная деятельность" не употребляется.
Важным аспектом нормы Закона является то, что приобретение имущества
осуществляется на основании договора лизинга и в соответствии с условиями,
определенными этим договором. В то же время лизинговая сделка охватывает комплекс
договорных отношений, состоящий из двух договоров: между лизингодателем и
лизингополучателем (договор лизинга) и между лизингодателем и поставщиком
(договор купли-продажи предмета лизинга).
Термин "лизинговая сделка" представляется достаточно емким, но следует
учесть, что сделка, согласно ст.154 ГК РФ, может быть односторонней или представлять
собой дву- или многосторонний договор. Конечно, возможность осуществления
лизинговой сделки зависит не только от заключения и выполнения двух договоров.
В действительности определяющее влияние на большинство лизинговых сделок оказывает
кредитный договор между банком и лизинговой компанией. С помощью кредита осуществляется
финансирование закупки лизингового имущества. Если рассматривать лизинговую
сделку как комплекс договоров, то, помимо вышеназванных, необходимо учитывать
договоры страхования лизингового имущества, договоры купли-продажи продукции
(услуг), изготовленной на сдаваемом в лизинг имуществе. Необходимость их включения
в лизинговую сделку обусловлена требованием обязательного выполнения самого
договора лизинга.
В статье 3 определяется предмет лизинга. Предусмотрено, что:
"1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе
предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование,
транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может
использоваться для предпринимательской деятельности.
2. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные
объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного
обращения или для которого установлен особый порядок обращения".
До выхода Закона определение предмета лизинга давалось в нескольких нормативно-правовых
актах, Гражданском кодексе РФ и Конвенции УНИДРУА. Приведем их в хронологическом
порядке по мере издания документов.
Так, под предметом лизинга в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от
17 сентября 1994 г. N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной
деятельности" понимается "любое движимое и недвижимое имущество, относимое
к основным средствам, а также имущественные права".
В соответствии с п.2 "Временного положения о лизинге", утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 633 "О развитии лизинга
в инвестиционной деятельности", "объектом лизинга может быть любое движимое
и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным
средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке".
В соответствии со ст.666 Гражданского кодекса предметом договора финансовой
аренды (лизинга) могут быть "любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской
деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов".
В соответствии с подпунктом "а" п.1 ст.1 Конвенции УНИДРУА о международном
финансовом лизинге, которая может применяться российскими предприятиями (Федеральный
закон от 8 февраля N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции
УНИДРУА о международном финансовом лизинге"), предусматривается, что арендодатель
закупает оборудование, имущество или инструментарий.
Лизинг имущественных прав ранее предусматривался только в Указе Президента.
В Законе напрямую не говорится об использовании в качестве предмета лизинга
имущественных прав. Правда, некоторые возможности здесь имеются. О них будет
сказано далее.
Поскольку в соответствии с п.3 ст.130 ГК РФ к движимому имуществу относятся
ценные бумаги, то действие Закона, как это ни парадоксально, может быть распространено
на операции с ценными бумагами. Такая форма лизинга стала бы очень привлекательной
для брокеров российского фондового рынка.
В Гражданском кодексе и в Законе говорится о возможности использования
предмета лизинга только для предпринимательских целей. Это исключает возможность
предоставления лизинговых услуг физическим лицам. Такое ограничение препятствует
развитию как финансового, так и оперативного лизинга в России. Снятие ограничения
позволило бы ежегодно привлекать в значительном объеме средства населения
(порядка 3,5 млрд.долл.) в операции лизинга автомобилей. С учетом лизинга
других видов имущества объем инвестиций в реальный сектор был бы еще больше.
В одной из последних редакций законопроекта этого ограничения не было. В п.4
Конвенции УНИДРУА говорится, что она "регулирует операции по аренде всего
оборудования, за исключением того, которое должно быть использовано арендатором,
в основном в личных или семейных целях, а также для домашних нужд". Компромиссным
и в конечном счете полезным вариантом было бы расширение сферы применения
лизинга на профессиональную деятельность юридических и физических лиц.
В п.1 ст.3 Закона говорится о том, что разрешается передавать в лизинг
предприятия и другие имущественные комплексы. Однако сдать в лизинг предприятие
с правом его последующего выкупа, не решив проблему с куплей-продажей земли,
на которой оно находится, невозможно. Следовательно, в данном случае речь
идет о такой форме лизинга, которая не предполагает в конце срока договора
выкуп всего имущества. Это возможно при оперативном лизинге.
На практике лизинговым компаниям приходится разрабатывать организационные
и финансовые схемы таким образом, чтобы их реализация отвечала существу лизинговых
отношений, но в то же время формально подпадала под категорию аренды с правом
выкупа. В Москве, к примеру, проблему невозможности продавать и покупать единые
комплексы недвижимости - здания и участки под ними - решали до выхода Закона
"О землепользовании в городе Москве" путем заключения договоров долгосрочной
аренды (на 49 лет) с правом пролонгации. Однако эта форма все-таки отличается
от классической схемы финансовой аренды (финансового лизинга).
Для того чтобы финансовая аренда (финансовый лизинг) всех объектов недвижимости
получила полное и ясное право на существование, необходимо внести следующее
уточнение в ст.666 Гражданского кодекса РФ: "Предметом договора финансовой
аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской
и профессиональной деятельности юридических и физических лиц, кроме земельных
участков, не составляющих единые комплексы с недвижимостью, и других природных
объектов".
При передаче предприятия, имущественного комплекса в лизинг возникает
еще ряд чисто практических вопросов.
Первый. В состав имущества предприятия входят не только его основные
средства, но и оборотные фонды (например, сырье, материалы), которые относятся
к потребляемым в процессе производства. В то же время Закон не допускает лизинг
непотребляемых вещей.
Второй. Срок лизинга определяется в зависимости от сроков амортизации.
Основные средства, входящие в состав предприятия, имущественного комплекса,
имеют существенно различные сроки амортизации. По-видимому, в подзаконных
нормативных актах будет дано разъяснение порядка расчета средневзвешенных
норм амортизации.
С точки зрения классификации лизинга по типам имущества нормы настоящей
статьи позволяют дифференцировать его на лизинг движимого имущества и лизинг
недвижимости.
Статья 4 посвящена субъектам лизинга. В п.1 этой статьи определено, что
субъектами лизинга являются лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик).
Все они могут быть физическими или юридическими лицами.
Лизингодатель за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает
в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет
его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на
определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование
с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет
лизинга.
Лизингополучатель в соответствии с договором лизинга обязан принять предмет
лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях
во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
Продавец (поставщик) в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем
продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество,
являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет
лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора
купли-продажи.
Исходя из соображений, высказанных при анализе ст.2 Закона, субъектами
лизинга кроме лизингодателя, лизингополучателя и поставщика (продавца) имущества
могли бы выступать кредиторы и страховщики, принимающие участие в финансировании
приобретения лизингового имущества и в его страховании. Эта позиция не нашла
отражения в окончательном тексте Закона, хотя в одном из последних вариантов
законопроекта она присутствовала.
Оппоненты полагают, что включение в перечень возможных субъектов лизинга
гаранта, страховщика, инвестора неоправданны, поскольку это не является необходимой
и всегда присутствующей характеристикой лизинговых отношений. Что касается
их участия в лизинге, то полагают, что сведения о страховщике и гаранте надо
искать в соответствующих главах Гражданского кодекса РФ (гл.48 "Страхование",
гл.23 "Обеспечение исполнения обязательств", включающая такие способы обеспечения
обязательств, как поручительство, банковская гарантия, задаток и др.) и в
ином специальном законодательстве.
Действительно, можно согласиться, что кредиторы и страховщики не всегда
участвуют в сделках, связанных с лизингом имущества. Однако в данном вопросе
необходимо исходить из российских реалий лизинговой деятельности. А они таковы,
что лишь считанное количество лизинговых компаний имеет возможность использовать
собственные средства, причем в небольшом объеме, для приобретения оборудования
по заказу лизингополучателя. Определяющую роль в процессе финансирования большинства
лизинговых сделок играют банки. Не случайно основная часть реально действующих
лизинговых компаний создана при банках. В ряде лизинговых компаний ("Индустрия-М",
"ИнтерЛизинг", "Красные ворота", "Интерпромлизинг", "Госинкор-лизинг", "ММБлизинг"
и др.) разработкой ключевых вопросов по каждой конкретной лизинговой сделке
занимаются специалисты банка-учредителя.
Считаю, что приведенный в Законе перечень субъектов лизинга является
обязательным, но не достаточным для реального исполнения лизинговых договоров.
Следует обратить внимание на то, что в ст.665 - 670 Гражданского кодекса
РФ используются термины "арендодатель" и "арендатор". В Законе же применяются
термины "лизингодатель" и "лизингополучатель". Эта терминологическая несогласованность
должна быть устранена путем внесения изменения в ГК РФ.
Важным для определения круга участников (субъектов) лизинговых отношений
является то, что ими могут быть как резиденты, так и нерезиденты Российской
Федерации.
В статье 5 Закона предусмотрено, что учредителями лизинговых компаний
могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей. Вместе с тем для осуществления лизинговой деятельности лизинговые
компании имеют право привлекать денежные средства только юридических лиц (резидентов
и нерезидентов Российской Федерации). Это означает, что физические лица могут
быть учредителями лизинговых компаний, лизингодателями, но не могут быть кредиторами
лизинговых операций.
Функции лизингодателя, согласно статье 6 Закона, могут осуществляться
только при наличии разрешения (лицензии) на осуществление лизинговой деятельности.
Данная норма Закона является императивной, т.е. общеобязательной.
В соответствии с п.17 Федерального закона от 25 сентября N 158-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" операции финансовой аренды (лизинга)
входят в число обязательно лицензируемых. В то же время нет необходимости
получать лицензию на право осуществления операций, связанных с оперативным
лизингом. До выхода Закона условия выдачи лицензии определялись Постановлением
Правительства от 26 февраля 1996 г. N 167, утвердившим "Положение о лицензировании
лизинговой деятельности в Российской Федерации".
Так, в соответствии с п.5 этого Положения было установлено, что лицензированием
лизинговой деятельности занимается Минэкономики России. Приказом министра
экономики от 20 июля 1996 г. на Государственную регистрационную палату были
возложены функции регистрации представленных лизинговыми компаниями (т.е.
организациями-заявителями) документов, определение их комплектности и соответствия
действующему законодательству. Палата осуществляет выдачу организациям-заявителям
лицензий на право осуществления лизинговой деятельности; выдачу уведомлений
о продлении, переоформлении, аннулировании, приостановлении или возобновлении
срока действия, а также об отказе в выдаче лицензии. При необходимости Палата
осуществляет дополнительную экспертизу документов или принимает решение о
проведении независимой экспертизы с привлечением аудиторской компании.
Рассмотрев документы, представленные организациями-заявителями, Палата
направляет свое заключение о выдаче, об отказе в выдаче, о продлении, переоформлении
или возобновлении срока действия лицензии в Комиссию при Минэкономики России
по лицензированию лизинговой деятельности.
В соответствии с п.18 Положения о лицензировании предусматривалось, что
минимальный срок действия лицензии может быть один год, а максимальный - пять
лет. Первый норматив чаще применялся к вновь созданным компаниям, а второй
- к компаниям, которые уже имели опыт лизинговой деятельности. Многие компании
получают лицензию на два или три года.
Относительно этих нормативов возникает один очень важный вопрос: как
быть тем компаниям, которые получили лицензию на срок меньший, чем сроки,
предусмотренные в договорах лизинга? Кто и в каких случаях будет нести ответственность
по уже заключенному договору лизинга за непродление срока действия лицензии
на право ведения лизинговой деятельности лизингодателем?
В п.8 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" была введена норма, в соответствии с которой
срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного
вида деятельности (в данном случае лизинговой), но не может быть меньше трех
лет.
Кроме того, в п.15 этого Закона определено, что максимальный размер лицензионного
сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратного минимального размера
оплаты труда, установленного федеральным законом. Это означает, что для лизинговой
деятельности норматив сокращен, как минимум, в десять раз.
С учетом полученных рекомендаций Комиссия при Минэкономики России оформляет
лицензию, которую подписывает замминистра. После этого лицензия передается
на ответственное хранение в Государственную регистрационную палату при Минюсте
России (ранее при Минэкономики России), где она вносится в сводный Государственный
реестр, о чем заявителю выдается соответствующее свидетельство установленного
образца вместе с упомянутой лицензией.
Следует иметь в виду, что в Палате организована служба подтверждения
подлинности лицензий, выданных лизинговым компаниям, свидетельств о внесении
в Госреестр любому заинтересованному юридическому и физическому лицу независимо
от его местонахождения, что дает возможность оперативно удостовериться в безупречной
репутации лизинговой компании - лизингодателя.
В соответствии с п.17 Положения о лицензировании обязательным условием
действия лицензии является наличие у лизинговой компании не менее чем 40%
дохода от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов по итогам хозяйственной
деятельности за год. Для российских лизингодателей эта норма крайне затруднительна.
Во-первых, ряд операторов отечественного лизингового рынка, даже из числа
наиболее именитых, находятся в настоящее время в сложном экономическом положении.
Поэтому они занимаются не только лизинговыми, но и другими видами деятельности.
Некоторые желают заниматься лизинговым брокерством в пользу западных лизинговых
компаний. Во-вторых, если в качестве лизингодателя захочет выступить российский
банк, то данный норматив для них неприемлем. Те немногие российские банки,
которые выступали в качестве лизингодателя, вряд ли могут доказать, что другие
банковские операции составляют в их работе не более 60%. В-третьих, для многих
производителей оборудования лизинговые отношения с потребителями становятся
невозможными.
В п.3 ст.6 предусмотрено, что "лицензирование лизинговой деятельности
нерезидентов Российской Федерации должно осуществляться после их постановки
на учет в целях налогообложения на территории Российской Федерации".
Лицензии на право осуществления лизинговой деятельности стали выдаваться
со 2 сентября 1996 г. С этого же времени ряд лизингодателей-нерезидентов,
в том числе: CROWN-SAPI Holding Aktiengesellschaft (Вена, Австрия), ABN AMRO
Lease N.V. (Амстердам, Нидерланды), Telenor Invest AS (Осло, Норвегия), Empire
Investments, Inc. (Нью-Йорк, США), First Atlantic Invesment Ltd. (Лондон,
Англия), Nokia Kabeles Ltd. (Еспоо, Финляндия), Rank Xerox Leasing (Europe)
Ltd. (Букенгемшир, Англия), Technocom Limited (Дублин, Ирландия), O.I.L. Otto
International Leasing Aktiengesellschaft (Гамбург, Германия), First Capital
Medical Resources for a Coherent Laser (Лос-Анджелес, США) и др. непосредственно
сами либо через аудиторские фирмы Arthur Andersen и Coopers & Lybrand обращались
в Минэкономики России с просьбой пересмотреть некоторые условия предоставления
обязательных документов в Государственную регистрационную палату. Они просили
отменить требование о представлении справки о постановке на учет в органе
Госналогслужбы Российской Федерации. Минэкономики России пошло тогда навстречу
лизингодателям-нерезидентам и решило ограничиться получением уведомительных
писем от налоговых органов стран, где зарегистрирован лизингодатель. Комиссией
при Минэкономики России было принято решение, в соответствии с которым лизинговым
компаниям-нерезидентам для получения лицензии необходимо было представлять
следующие документы:
- заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования,
организационно-правовой формы лизинговой компании, юридического адреса, номера
расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии
(заполняется на русском языке);
- копии учредительных документов (устав, положение или меморандум), оформленные
и зарегистрированные в порядке, принятом в стране заявителя. Документы должны
быть легализованы в консульстве Российской Федерации в стране заявителя (для
участников Гаагской конвенции возможен штамп-апостиль). С документами предоставляется
нотариально заверенный перевод на русский язык;
- выписку из реестра страны происхождения лизинговой компании-нерезидента
или иное эквивалентное подтверждение юридического статуса иностранной компании
в соответствии с законодательством страны ее местонахождения (представляется
оригинал или его нотариально заверенная копия с отметкой о легализации, а
также нотариально заверенный перевод на русский язык);
- справку из органа налоговой службы страны местонахождения иностранной
компании о постановке на учет;
- документ о платежеспособности компании-нерезидента, выданный обслуживающим
банком (представляется оригинал или его нотариально заверенная копия с отметкой
о легализации, а также нотариально заверенный перевод на русский язык);
- баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал)
с отчетом о результатах ее финансовой деятельности за тот же период (с переводом
на русский язык);
- копию акта последней аудиторской проверки с переводом на русский язык.
Кроме того, постановки на учет в налоговых органах можно было избежать,
зачислив имущество на баланс лизингополучателя. Теперь на учет необходимо
становиться в любом случае - является лизингодатель балансодержателем или
нет.
После выхода Закона предусматривается введение единого для резидентов
и нерезидентов порядка представления справки органа Госналогслужбы Российской
Федерации о постановке лизинговой компании на учет.
Примечательно, что, согласно п.2 ст.1 Закона "О лицензировании отдельных
видов деятельности", его действие не распространяется на внешнеторговую деятельность.
В течение двух лет (с декабря 1996 по декабрь 1998 г.) Комиссия при Минэкономики
России выдала разрешения и лицензии на право осуществления лизинговой деятельности
70 лизингодателям-нерезидентам. Чаще всего срок действия лицензии предусматривал
два-три года, реже - пять лет. Теперь, как только у этих компаний закончится
срок действия лицензии и возникнет необходимость их продления, то, согласно
Закону, потребуется стать на учет в органе Госналогслужбы РФ. Хочется верить,
что данное требование не остановит лизингодателей-нерезидентов.
Естественно, что в новых условиях все дополнительно возникающие у лизингодателей
расходы будут переложены на лизингополучателя через лизинговые платежи. Это
приведет к существенному удорожанию операций по международному лизингу.
На заседании Комиссии при Минэкономики 8 декабря 1998 г. было принято
решение о разработке нового Положения о лицензировании.
Статья 7 Закона определяет формы, типы и виды лизинга. Она состоит из
четырех пунктов. Так, согласно п.1, к регулируемым основным формам лизинга
относятся внутренний лизинг и международный лизинг. "При осуществлении внутреннего
лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами
Российской Федерации".
Из этой нормы следует, что если продавец (поставщик) не является резидентом,
что очень часто встречается у нас на практике, то сделка не может быть отнесена
к внутреннему лизингу. Тогда, следуя логике, ее необходимо причислить к сделке
по международному лизингу. Однако далее в Законе говорится, что "при осуществлении
международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом
Российской Федерации". Это означает, что поставщик (продавец) не рассматривается
в Законе как субъект международного лизинга.
Закон предусматривает, что, "если лизингодателем является резидент Российской
Федерации, т. е. предмет лизинга находится в собственности резидента Российской
Федерации, договор международного лизинга регулируется настоящим Федеральным
законом и законодательством Российской Федерации". В том случае, если лизингодатель
и лизингополучатель являются российскими компаниями и сделка признана международной,
так как поставщик зарубежный, приведенная выше норма Закона понятна. Если
же речь идет о поставках оборудования по лизингу из России в другие страны
или о случаях, когда российский лизингодатель приобретает оборудование в другой
стране и передает его в лизинг зарубежному партнеру, к примеру германскому
или казахстанскому лизингополучателю, то, как минимум, возникает вопрос: должен
ли лизингодатель получать при этом лицензию на право осуществления лизинговой
деятельности в Российской Федерации?
Далее в Законе говорится, что, "если лизингодателем является нерезидент
Российской Федерации, т.е. предмет лизинга находится в собственности нерезидента
Российской Федерации, договор международного лизинга регулируется федеральными
законами в области внешнеэкономической деятельности".
Следует обратить внимание, что в иных ситуациях обязательно приводилась
ссылка на то, что они регулируются "настоящим Федеральным законом". Здесь
такое требование не упоминается. По-видимому, это означает, что на такого
рода договор, при котором предмет собственности находится у нерезидента, не
распространяется действие Закона "О лизинге".
Если из сказанного выше сделать только один вывод, касающийся лицензирования,
то следует константировать, что Закон не требует от лизингодателя получения
лицензии при операциях международного лизинга. Более того, если заглянуть
в п.2 ст.1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности",
то можно увидеть, что он не распространяется на внешнеторговую деятельность.
В п.2 ст.7 Закона говорится, что к основным типам лизинга относятся:
"долгосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение трех лет и более;
среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение от полутора до
трех лет;
краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение менее полутора
лет".
Этот текст носит скорее не нормативный, а повествовательный характер,
ни к чему не обязывающий пользователя. Приведенные выше сроки не совпадают
с классическими, характеризующими рейтинг, хайринг и собственно лизинг. Отклоняются
эти сроки и от тех временных интервалов, которые учитываются в статистической
информации, публикуемой Федерацией "LEASEUROPE". Поскольку приведенные в Законе
сроки характеризуют основные типы лизинга, то попутно возникает вопрос: какие
типы лизинга относятся не к основным и что из этого следует? Возможно, ответ
на этот вопрос появится в каком-нибудь подзаконном нормативном акте.
В п.3 законодатель отмечает, что к регулируемым настоящим Законом основным
видам лизинга относятся финансовый лизинг, возвратный лизинг и оперативный
лизинг. До настоящего времени в практике деятельности российских лизинговых
компаний использовались различные виды лизинга, схемы которых применяются
во всем мире. Они подробно рассмотрены в первой главе книги.
В Законе под финансовым лизингом понимается такой вид лизинга, при котором
"лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем
имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество
в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и
на определенных условиях во временное владение и в пользование. При этом срок,
на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности
со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга
переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора
лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной
суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено договором
лизинга".
Исходя из этой формулировки, финансовый лизинг характеризуется следующими

стр. 1
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>