<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

результаты деятельности предприятия.
В 16-й позиции перечня введен в оборот ранее не употреблявшийся и законодательно
не определенный термин "комплексный лизинг". В одном из последних законопроектов
предусматривалось, что под комплексным лизингом следует понимать любой вид
лизинга, осуществленный при условии оказания лизингодателем дополнительных
услуг лизингополучателю.
Следующим принципиально важным моментом для формирования обоснованного
порядка налогообложения лизингодателей является норма, закрепленная в п.4
ст.27, согласно которой "вознаграждение лизингодателя - это денежная сумма,
предусмотренная договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат (издержек)".
В статье 28 говорится о платежах и взаиморасчетах по договору лизинга.
Взаиморасчеты лизингодателя и лизингополучателя осуществляются в форме
лизинговых платежей. Их размер, способ осуществления и периодичность определяются
договором лизинга с учетом Закона. В том случае, если лизингополучатель и
лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной
форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется
по соглашению сторон договора лизинга. В мировой практике сделки, при которых
расчеты осуществляются посредством продукции, изготавливаемой лизингополучателем,
относятся к так называемому компенсационному лизингу.
В ст.28 определено, что "договором лизинга может предусматриваться отсрочка
лизинговых платежей на срок не более чем шесть месяцев (180 дней) с момента
начала использования предмета лизинга". В то же время "обязательства лизингополучателя
по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем
предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга". В данном
случае одна норма покрывает другую. В результате реальное движение денег по
лизинговым платежам определяется условиями договора. Что касается 180-дневного
норматива, то он носит, скорее, рекомендательный характер. Возможно, его введение
предназначено для увязки с валютным законодательством. Согласно последнему,
если срок получения от нерезидента кредита (займа) не превышает 180 дней,
то получение заемных средств относится к текущим валютным операциям и разрешения
Центрального банка России на проведение этой операции не требуется. Обязательства
по лизинговому договору следует рассматривать в течение всего срока договора,
а не в период, соответствующий сумме сроков внесения лизинговых платежей.
В п.5 ст.28 установлено, что "лизинговые платежи производятся непосредственно
в адрес лизингодателя". Вводя эту норму, законодатель, по всей видимости,
преследовал цель устранения каких-либо схем ухода от налогообложения, прежде
всего по операциям международного лизинга. Вместе с тем предусмотренное в
Законе ограничение приводит к тому, что, руководствуясь этой нормой, невозможно
строить операции сублизинга, так как платежи не должны направляться сублизингодателю.
В п.6 этой статьи говорится, что "лизингополучатель относит лизинговые
платежи на себестоимость продукции (услуг), производимой с использованием
предмета лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью". Таким
образом, законодательно закреплена норма, которая была ранее введена для операций
финансового лизинга в соответствии с подпунктом "ч" п.2 "Положения о составе
затрат", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
5 августа 1992 г. N 552.
Статья 29 Закона посвящена лизинговым платежам. Предусмотрено, что лизингополучатель
оплачивает лизингодателю лизинговые платежи за владение и пользование предоставленным
по договору лизинга имуществом. При этом размер, способ, форма и периодичность
выплат устанавливаются в договоре лизинга по соглашению сторон.
В п.2 ст.29 Закона установлено, что "в лизинговые платежи кроме платы
за основные услуги (процентного вознаграждения) включаются амортизация имущества
за период, охватываемый сроком договора, инвестиционные затраты (издержки),
оплата процентов за кредиты, использованные лизингодателем на приобретение
имущества (предмета лизинга), плата за дополнительные услуги лизингодателя,
предусмотренные договором, налог на добавленную стоимость, страховые взносы
за страхование предмета лизингового договора, если оно осуществлялось лизингодателем,
а также налог на это имущество, уплаченный лизингодателем".
Приведенный выше текст написан небрежно. Дело в том, что, согласно п.3
ст.7 Закона, срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю,
должен быть соизмерим со сроком полной амортизации. Как известно, амортизация
означает процесс переноса стоимости основных фондов по мере их износа на производимый
ими продукт. Поэтому везде в мире, да и у нас, во "Временном положении о лизинге",
в лизинговые платежи включалась сумма, возмещающая полную (или близкую к ней)
стоимость лизингового имущества.
В соответствии со ст.27 стоимость предмета лизинга входила в инвестиционные
затраты. Кроме того, в инвестиционные затраты внесены и расходы на выплату
процентов за пользование привлеченными средствами, которые в большинстве своем
представляют собой оплату процентов за кредит. В инвестиционные затраты были
включены и страховые взносы и т.д. Таким образом, возникает повторный счет
при определении размера лизинговых платежей.
Статья 30 регламентирует состав вознаграждения лизингодателя. Определено,
что вознаграждение лизингодателя включает в себя:
1) оплату услуг по осуществлению лизинговой сделки;
2) процент за использование собственных средств лизингодателя, направленных
на приобретение предмета лизинга и (или) на выполнение дополнительных услуг
(при комплексном лизинге).
Следует сделать одно уточнение. В первой компоненте состава вознаграждения
лизингодателя следует учитывать и дополнительные услуги.
В статье 31 говорится о праве участников договора лизинга применять механизм
ускоренной амортизации предмета лизинга. В Законе закреплен ряд существенных
положений, которые ранее регулировались нормативными актами. Предусмотрено,
что "стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять
ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит
балансодержатель предмета лизинга. При применении ускоренной амортизации используется
равномерный (линейный) метод ее начисления, при котором утвержденная в установленном
порядке норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения
в размере не выше 3".
Ранее ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового
лизинга и относимого к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии
с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом
не выше 3. Как видно, эта норма не относилась к лизингу недвижимости, к лизингу
неактивной части основных фондов, к оперативному лизингу. Таким образом, Закон
снял ограничения и существенно расширил рамки использования механизма ускоренной
амортизации.
Применение механизма ускоренной амортизации является существенной льготой
для лизинговых операций. Причем допустимый в России коэффициент ускорения,
равный 3, пожалуй, самый высокий в мире. Ускоренная амортизация позволяет
сокращать налогооблагаемую прибыль за счет более быстрых темпов списания стоимости
лизингового оборудования на себестоимость продукции. Данная льгота очень полезна,
так как стимулирует расширение объемов производства и увеличение базы налогообложения.
Кроме того, применение ускоренной амортизации позволяет предоставить собственнику
лизингового имущества дополнительные гарантии своевременного возврата лизинговых
платежей.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с действовавшим ранее
порядком применялся равномерный (линейный) метод начисления ускоренной амортизации.
В частности, такой подход был закреплен в Приказе Минфина России от 17 февраля
1997 г. N 15, регулирующем проведение бухучета при лизинговых операциях.
Во введенном в действие с 1 января 1998 г. "Положении по бухгалтерскому
учету "Учет основных средств"" (ПБУ 6/97) предприятиям предоставлено право
самостоятельно устанавливать срок полезной эксплуатации основных средств и
в зависимости от него определять по одному из четырех способов порядок и нормы
помесячного отнесения на себестоимость амортизационных отчислений. Бухгалтерский
стандарт не вводит каких-либо ограничений на применение одного из методов.
Согласно стандарту ПБУ 6/97, предприятия получили возможность осуществления
финансового маневра. Например, способ "списания стоимости пропорционально
объему продукции (работ)" может найти очень широкое распространение и быть
полезным при лизинге. Так, в начале срока лизинга пользователь оборудования
в силу ряда объективных причин не может обеспечить максимально возможный объем
выпускаемой продукции, сократить до минимума свои затраты, так как идет сложный
период освоения новой техники. Соответственно, размер амортизационных отчислений
на общий объем выпускаемой продукции будет пропорционально небольшой. К концу
срока лизинга возрастут объемы выпускаемой продукции, соответственно увеличатся
амортизационные отчисления. Этот способ мог бы устранить или сократить разрыв
между показателями бухгалтерского учета лизинговых операций и методами расчета
и начисления лизинговых платежей.
Лизинговая компания может использовать этот или другие способы начисления
амортизации, но только в том случае, если не использует коэффициент 3. Объективности
ради следует отметить, что при других способах начисления амортизации происходит
ускоренное списание (примерно 2/3 стоимости оборудования) в первой половине
срока амортизации. Для применения коэффициента 3 необходимо использовать равномерный
(линейный) способ.
Комментируя ст.31 Закона, необходимо остановиться еще на одном вопросе.
В 1999 г. будет приниматься решение по принятию Налогового кодекса. В проекте
этого документа предусматривается, что имущество, взятое в финансовую аренду
по договору финансовой аренды (договору лизинга), учитывается на балансе у
арендатора на дату передачи (у арендодателя имущество, переданное в финансовую
аренду, учитывается за балансом). Налицо существенное расхождение между нормой
Закона и положением проекта Налогового кодекса. Нельзя допустить возникновения
коллизии между законодательными актами.
В статье 32 установлен порядок определения дохода и прибыли лизинговой
компании по договору лизинга. Необходимость законодательного закрепления этого
порядка была обусловлена тем, что проблема долго не решалась на уровне нормативных
актов.
К примеру, в Постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 752
"О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской
Федерации" говорилось, что доходом лизингодателя является разница между общей
суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя,
и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества. Однако инструктивных
документов, разъясняющих налоговым инспекторам, как осуществлять налогообложение
лизинговых компаний с учетом этого Постановления Правительства, так и не вышло.
Данный вопрос не был решен и в Приказе Минфина России от 17 февраля 1997 г.
N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций".
В Законе сказано, что "доходом лизингодателя по договору лизинга является
его вознаграждение". Что понимается под размером вознаграждения, определено
в ст.27 Закона. А вот "прибылью лизингодателя является разница между доходами
лизингодателя и его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателя".
Именно эти показатели должны теперь стать базой для начисления налогов
лизинговым компаниям. Однако это произойдет только в том случае, если будут
внесены соответствующие изменения в налоговые законы.
Статья 33 посвящена переоценке предмета лизинга и обязательств сторон
при осуществлении лизинговой сделки.
В п.1 этой статьи говорится, что "переоценка предмета лизинга и начисленного
на него износа осуществляется балансодержателем предмета договора лизинга
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации".
В международной практике одним из существенных достоинств лизинга для
лизингополучателя является возможность сокращения с его помощью инфляционных
рисков. В последнее время в ведущих экономических странах мира ежегодная инфляция
составляет 2 - 3%. Это означает, что за пятилетний срок лизинга показатель
инфляции достигает 10 - 16%. Экономия даже части этих процентов в течение
пяти лет подвигает предприятия использовать лизинг как наиболее предпочтительную
форму инвестиций в реальный сектор.
В России ситуация значительно сложнее. С 1992 г. в связи с проведением
на многих предприятиях приватизации имущества, а также в связи с получившими
развитие инфляционными процессами начался период ежегодной переоценки основных
фондов по состоянию на 1 января 1994, 1995, 1996, 1997 гг. В соответствии
с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г.
N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и о переоценке
основных фондов" организациям всех форм собственности предоставляется право
проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1998 г. в случае,
когда балансовая стоимость объектов основных фондов превышает текущие рыночные
цены. Судя по показателю инфляции (порядка 30%), заложенному в госбюджет на
1999 г., практика ежегодных переоценок основных фондов не заканчивается.
Вот почему законодатель решил минимизировать инфляционные риски лизинговых
компаний и законодательно закрепить переоценку предмета лизинга. Согласно
норме Закона, сдаваемое в лизинг имущество не будет переоцениваться только
в том случае, "если оно находится за пределами территории Российской Федерации
и его балансодержателем является не зарегистрированный на территории Российской
Федерации в целях налогообложения нерезидент Российской Федерации". По-видимому,
эта оговорка является правильной. Однако она никак не согласуется с требованием
об обязательной постановке на учет нерезидентов в целях налогообложения на
территории Российской Федерации, закрепленным в п.3 ст.6 Закона. Коллизию
между двумя нормами следует устранить. Это и необходимо сделать в пользу нормы,
содержащейся в настоящей статье.
Поскольку в Законе предусматривается возможность переоценки предмета
лизинга, то, соответственно, это приведет к пересмотру первоначально установленной
в лизинговом договоре суммы лизинговых платежей. Так, например, если балансовая
стоимость оборудования составляла 50 млн.руб., а в результате проведенных
переоценок по индексам Госкомстата или методом прямой оценки она будет составлять
75 или 100 млн. руб., то, соответственно, в 1,5 или в 2 раза возрастут текущие
лизинговые платежи.
В п.2 ст.33 регулируется порядок установления в договорах лизинга валюты
платежа. Сказано, что "по договору лизинга устанавливаются обязательства лизингополучателя
по лизинговым платежам по договоренности сторон в валюте расчетов по договору
купли-продажи или в валюте привлеченных денежных средств, за исключением международного
лизинга, в случае если собственником предмета лизинга является резидент Российской
Федерации. В таком случае обязательства лизингополучателя по лизинговым платежам
устанавливаются в любой иностранной валюте договором лизинга".
Законодатель не стал включать в текст Закона норму, регулирующую ситуацию
пересмотра рублевой суммы лизинговых платежей в связи с переоценкой имущества,
посчитав, по-видимому, что это может быть решено в рамках договора лизинга.
Однако для валютных обязательств было сделано исключение. Установлено, что
"обязательства по договору лизинга, выраженные в иностранной валюте, переоцениваются
лизингодателем и лизингополучателем в установленном на территории Российской
Федерации порядке переоценки обязательств сторон, выраженных в иностранной
валюте". При этом предусмотрено, что "курсовые разницы, возникшие в результате
переоценки обязательств сторон, выраженных в иностранной валюте, относятся
на прибыль (убытки) субъектов договора лизинга". В контексте сказанного выше
правильнее было бы относить курсовые разницы на прибыль (убытки) балансодержателя
лизингового имущества.
В статье 34 рассматриваются особенности международных операций, осуществляемых
субъектами лизинга. Закон вводит принципиально важные новеллы, связанные с
валютным регулированием лизингового бизнеса.
В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. N 3615-1 все валютные операции подразделяются
на текущие и связанные с движением капитала. Текущие валютные операции осуществляются
резидентами без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала,
требуют наличия лицензии Центрального банка России.
Продолжительность договора лизинга, как правило, превышает 180 дней,
и это квалифицируется как валютные операции, связанные с движением капитала.
В связи с этим и возникла необходимость получать лицензию Центрального банка
России.
В то же время, по мнению отдельных специалистов, Приказ Центрального
банка России от 24 апреля 1996 г. N 02-94, утвердивший "Положение об изменении
порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций",
свидетельствует о том, что лицензии Центрального банка РФ не требуется независимо
от срока договора лизинга в случаях, регулируемых п.3.2 этого документа, когда
имеет место "перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации,
а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента
в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных
импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных
работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока,
прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа".
Кроме того, многие специалисты считают, что для операций международного
финансового лизинга не требуется оформления паспорта импортной сделки при
ввозе импортного имущества на территорию России. Это как будто бы следует
из совместного Письма Центрального банка России и Государственного таможенного
комитета Российской Федерации от 28 мая 1996 г. N 285, N 01-42-9482, в котором
сообщено, что на ввоз товаров на территорию Российской Федерации по договорам
финансовой аренды (лизинга) не распространяется действие совместной Инструкции
Центрального банка России и ГТК РФ от 26 июля 1995 г. N 30, N 01-20/10538
"О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в
иностранной валюте за импортируемые товары".
Однако мнений может быть много, а проблемы лизинговых компаний в части
валютного регулирования решаются в Центральном банке России.
В п.1 ст.34 Закона предусмотрено, что "лизингодатель имеет право без
лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление международных
операций, связанных с движением капитала, привлекать денежные средства от
нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга на
срок более чем шесть месяцев (180 дней), но не превышающий срока действия
договора лизинга".
Здесь следует обратить внимание на то, что в соответствии с нормативными
актами Центрального банка России в тех случаях, когда срок аренды (займа),
полученной от нерезидента, превышает 180 дней, валютная операция квалифицируется
как связанная с движением капитала. Получение таких средств регулируется "Положением
о порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых
кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней",
утвержденным Письмом Центрального банка России от 6 октября 1997 г. N 527.
Согласно этому "Положению", кредитные операции между кредитором-нерезидентом
и заемщиком могут осуществляться в регистрационном или разрешительном порядке
в зависимости от условий привлечения кредита и положений кредитного договора.
При регистрационном порядке организации-резиденту для получения кредита
(займа) достаточно предоставить в уполномоченный банк заявку на регистрацию
кредитной операции и оригинал или нотариально заверенную копию кредитного
договора.
При разрешительном порядке для проведения кредитной операции заемщику
требуется разрешение, выдаваемое Департаментом валютного регулирования и валютного
контроля Центрального банка России.
В замечаниях Российской ассоциации лизинговых компаний по проекту Постановления
Правительства РФ "О дальнейшем развитии лизинга в Российской Федерации" (приложение
к Письму министру финансов от 1 сентября 1998 г.) отмечалось, что решением
Правительства и ЦБ РФ можно установить предельно допустимый уровень процентов,
уплачиваемых за пользование денежными ресурсами или выплачиваемых за рассрочку
платежа. При этом указывалось, что реально сложившаяся плата за вышеуказанные
операции составляет 25 - 30% годовых в валюте (против 15% по действующему
порядку; примечание мое. - В.Г.). Был сделан вывод, что разрешительный порядок
целесообразно применять только при соблюдении следующих двух условий:
а) когда процентная ставка превышает предельный размер, установленный
Правительством РФ;
б) при наличии у организации лицензии на ведение лизинговой деятельности.
Закон предоставляет лизинговым компаниям право без лицензии Центрального
банка России осуществлять операции, связанные с движением капитала, выплачивать
проценты за пользование рассрочкой платежа, предоставленной продавцом (поставщиком)
предмета лизинга, независимо от срока фактического получения предмета лизинга
(т.е. как текущие валютные операции, так и операции, связанные с движением
капитала). К сожалению, пока этот подход не согласуется с требованиями законодательства
по валютному регулированию.
Для осуществления операций международного лизинга Закон устанавливает,
что:
- ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской
Федерации (перемещение через таможенную границу Российской Федерации) предмета
лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более чем шесть
месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий
шесть месяцев, не являются операциями, связанными с движением капитала, в
соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном контроле
и валютном регулировании;
- стороны договора лизинга имеют право предоставлять отсрочку лизинговых
платежей на срок не более чем шесть месяцев с момента фактического ввода предмета
лизинга в эксплуатацию (об этом уже говорилось ранее, в п.3 ст.28 Закона).
Кроме того, в п.3 ст.34 вводится, по существу, новый таможенный режим.
Пока он не согласуется с таможенным законодательством.
В Письме ГТК России от 20 июля 1995 г. N 01-13/10268 "О таможенном оформлении
товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений" указывалось, что
товары, являющиеся объектом международного финансового лизинга, временно ввозимые
на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат частичному освобождению
от уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи с этим таможенное оформление
вышеуказанных товаров необходимо производить в соответствии с Указанием ГТК
России от 25 апреля 1994 г. N 01-12/328 с предоставлением частичного освобождения
от уплаты таможенных пошлин и налогов.
При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый
полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин
и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного
обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. Это означает,
что ГТК России кредитует лизингополучателя на срок два года десять месяцев.
Причем стоимость кредита соответствует ставке рефинансирования, устанавливаемой
Центральным банком России.
Закон предусматривает, что при ввозе на территорию Российской Федерации
или вывозе с территории Российской Федерации (перемещении через таможенную
границу) предмета лизинга все виды таможенных налогов и тарифов начисляются
на полную таможенную стоимость имущества. Уплата таможенных налогов и тарифов
производится:
- на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части
таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами;
- одновременно (в дальнейшем) с лизинговыми платежами или в течение 20
дней с момента получения лизинговых платежей.
Причем определенный Законом порядок (система) оплаты таможенных налогов
и тарифов не считается отсрочкой таможенных платежей или инвестиционным налоговым
кредитом.
Как видно, Закон устанавливает очень благоприятные условия для участников
лизинга. Однако эти условия противоречат действующим таможенным нормативным
актам.
В статье 36 определены меры государственной поддержки деятельности лизинговых
компаний. Предусмотренные в этой статье некоторые меры государственной поддержки
деятельности лизинговых компаний вызывают большой скепсис. Уже из преамбулы
статьи видно, что это не меры, а скорее пожелания, так как они могут быть,
а могут и не быть предоставлены. Это нонсенс для текста закона. Предполагается,
что на федеральном и региональном уровнях будут осуществляться:
1. "Разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой
деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы
среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации или региона";
2. "Создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в
лизинг с использованием государственного имущества".
Эта мера может стать полезной при наличии ликвидного имущества, рассматриваемого
в качестве залогового обеспечения для банков;
3. "Долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры
лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах".
Если государство захочет вложить средства в отдельные лизинговые проекты,
то, по-видимому, никто этому препятствовать не станет. Вопрос лишь в условиях
вложения и в праве собственности на передаваемое в лизинг имущество. Поскольку
речь идет о поддержке лизинговых компаний, то, по-видимому, они и будут выступать
в качестве лизингодателей;
4. "Выделение предприятиям, осуществляющим лизинг, государственного заказа
на поставки товаров для государственных нужд". Из приведенного текста невозможно
понять, каким предприятиям, осуществляющим лизинг, будет выделяться госзаказ.
Из логики названия ст.36 это должны быть лизинговые компании. Но здесь терминология
изменена, и с одинаковым успехом к этим предприятиям можно отнести и производителей
оборудования, передаваемого в лизинг, и изготовителей товаров, работающих
на оборудовании, полученном в лизинг. Неясность вызывает сомнение в эффективности
такого рода поддержки;
5. "Меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства
и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования". Эти меры были
бы очень полезны. Что касается лизинговых компаний, то им надо найти себя
в этом процессе. Если лизинговые проекты с наукоемким высокотехнологическим
оборудованием будут экономически эффективными и будут содержать высокий уровень
гарантийного обеспечения, то они конечно же, будут привлекательными для лизинговых
компаний;
6. "Финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных
гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской
Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов". Предусмотренные в госбюджетах
на 1997 и 1998 гг. средства в размере, соответственно, 8 и 9 млрд.руб. (деноминированных)
на предоставление гарантий для реализации лизинговых проектов так и не были
выделены. Возможно, это произойдет в будущем;
7. "Предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых
проектов". В этой мере государственной поддержки лизинговые компании могут
быть заинтересованы;
8. "Предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль,
получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее
чем три года для реализации договора лизинга". Эта мера была предусмотрена
еще в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г.
N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Однако пока она
не была реализована;
9. "Предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот
лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических
условий для их деятельности". Налоговые и кредитные льготы намереваются предоставлять
теперь поштучно. Это может привести к коррупции;
10. "Создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой
базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников
лизинговых сделок". Все лизинговые компании будут ратовать за создание, развитие,
совершенствование. Главное, чтобы этот тезис имел существенное наполнение.
В то же время закон - это не место для публикации тезисов;
11. "Предоставление лизингодателям в целях стимулирования обновления
машин и оборудования дополнительно наряду с применением механизма ускоренной
амортизации права списания в качестве амортизационных отчислений до 35% первоначальной
стоимости основных фондов, срок службы которых более чем три года, в первый
год эксплуатации указанных фондов". Этот норматив позволит, к примеру, при
сроке лизинга на три года и один день списывать на затраты в первый год почти
до 2/3 стоимости лизингового имущества;
12. "Предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>