<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками
продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга". Эту меру нельзя
признать как господдержку лизинговых компаний. Что касается лизингополучателей,
то это одно из имеющихся у них прав. В ст.28 Закона такое право уже было закреплено.
Следует обратить внимание на то, что в данном случае предмет регулирования
шире названия статьи Закона;
13. "Отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном
комплексе к предмету лизинга племенных животных; создание фонда государственных
гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных
машин и оборудования". Здесь объединены два направления господдержки. По первому
отнесение имущества к предмету лизинга было уже установлено в ст.3 Закона.
Там говорилось, что предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи.
Согласно ст.137 ГК РФ, к животным применяются общие правила об имуществе.
К слову, Российский союз племенных организаций по воспроизводству и реализации
племенных животных "Росплемобъединение" имеет лицензию (N 207 от 26.05.97)
на право осуществления в течение трех лет лизинговой деятельности. Что касается
второго направления, то при создании фонда государственных гарантий будет
очень непросто увязать предоставление гарантий по экспорту с импортом оборудования
по международному лизингу.
В статье 37 Закона определено право на проведение инспекции по лизинговой
сделке. Лизингодателю предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением
лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров.
В соответствии со ст.1 ГК РФ "гражданское законодательство основывается
на признании равенства участников регулируемых им отношений, на неприкосновенности
собственности, свободе договора, недопустимости произвольного вмешательства
кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских
прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты".
Вполне логично, что лизингодатель - собственник имущества, сдаваемого
в лизинг, имеет право беспрепятственного осуществления своих гражданских прав,
в том числе путем контроля за своей собственностью. Однако это право не должно
ущемлять прав лизингополучателя.
Контрольные функции можно осуществлять в различной форме. Законодатель
особо выделяет инспектирование. Предусмотрено, что цели и порядок инспектирования
оговариваются в договоре лизинга и других сопутствующих договорах между их
участниками.
В п.3 ст.37 лизингополучателю вменено в обязанность обеспечить лизингодателю
беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга.
Практика деятельности российских лизинговых компаний свидетельствует,
что некоторые из них включали в договоры лизинга в качестве обязательного
условия право беспрепятственного доступа ко всем финансовым документам лизингополучателя;
введение в состав правления лизингополучателя представителя лизинговой компании
и т.п. Однако делалось это только на основе взаимного согласия сторон.
Финансовые документы лизингополучателя не являются собственностью лизингодателя.
Кроме того, значительная часть этих документов вообще не касается исполнения
договора лизинга. В финансовой отчетности специально не вычленяется вся информация,
связанная с лизингом. В результате лизингополучатель не может гарантировать
другим своим партнерам, что он должным образом обеспечивает охрану конфиденциальной
информации от третьих лиц.
В статье 38 "Право лизингодателя на финансовый контроль" уточнено, что
лизингодатель имеет такое право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя
в той ее части, которая относится к предмету лизинга, за формированием финансовых
результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем
обязательств по договору лизинга.
Согласно Закону, цель и порядок финансового контроля предусматриваются
договором лизинга. Причем лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю
в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления
финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы.
Таким образом, законодатель уверен, что это право, предоставленное лизинговой
компании, может быть реализовано без ущерба третьим лицам.
В п.4 ст.38 установлено, что "в случае нарушения лизингополучателем своих
обязательств по лизинговым платежам для выяснения причин таких нарушений и
для их предотвращения лизингодатель имеет право назначать аудиторские проверки
финансового состояния лизингополучателя, присутствовать без права голоса на
общих собраниях учредителей и органов управления, заявлять свои требования".
Эта норма Закона должна быть согласована с акционерным законодательством,
с нормативными актами по аудиторской деятельности, в соответствии с которыми
определен порядок проведения обязательного аудита, участия в собраниях акционеров
и пайщиков. Кроме того, законодатель не указал, кто и как будет оплачивать
аудиторские проверки лизингополучателя.

Заключение

В момент написания этой книги современной лизинговой индустрии насчитывалось
всего 46 лет. За период с 1952 г. лизинговый бизнес охватил весь мир. На 50
крупнейших лизинговых рынках мира каждый год заключаются новые договоры почти
на 0,5 трлн. долл. Лизинг стал одной из важнейших составляющих инвестиционной
политики во многих государствах. Темпы роста лизинговых операций, как правило,
опережают темпы роста основных макроэкономических показателей. Это не случайно.
Насыщенность и разветвленность лизинговых операций являются свидетельством
развитости экономических отношений в стране.
В практической экономике лизинг становится проводником научно-технического
прогресса, внедрения новых технологий на каждом конкретном предприятии. Для
нашей российской действительности это принципиально важное обстоятельство.
Страна остро нуждается в механизмах, помогающих ей выйти, причем достаточно
быстро, из острого финансового кризиса, в механизмах, обеспечивающих структурную
перестройку российской экономики.
Опыт отечественных и зарубежных лизингодателей и лизингополучателей,
изложенный на страницах этой книги, подсказывает, что это возможно, несмотря
на те потрясения, которые ощутили банки и лизинговые компании во второй половине
1998 г.
Необходимо учитывать, что в 1999 - 2000 гг. реально действующих российских
лизинговых компаний, заключающих новые лизинговые договоры, может остаться
не более ста. Все зависит от того, в какой степени сумеют учредившие и финансирующие
их проекты банки перестроиться с бизнеса "коротких" денег на кредитование
реального сектора экономики. Это зависит и от того, как быстро российские
предприятия настроятся на прием и эффективное использование производственного
капитала.
В середине 1998 г. совокупный объем собственных средств российских банков
составлял 35 млрд. долл., а величина активов - 135 млрд. долл. Однако даже
если половина обесцененных банковских активов будет направлена в реальный
сектор, причем 1/3 их - через лизинговые схемы, что вполне реально, то за
счет этого потока объемы лизингового бизнеса превысят 10 млр. долл. (что на
порядок больше показателей 1997 г.). Эта сумма может существенно увеличиться
за счет западных лизинговых инвестиций. Все зависит от гарантий, от "культуры
возвращать кредиты".
Конечно, инвестиционные лизинговые проекты крайне сложны. Они предполагают
разработку специальных схем финансирования, обеспечения, предоставления гарантий,
участия банков, страховых компаний. Вместе с тем высокая результативность
лизинговых операций во многих странах мира не может не подтвердиться и на
российском рынке, если его, судя по заявлениям Правительства, намереваются
интегрировать в мировой рынок.
Лизинг позволяет самым выгодным образом согласовывать интересы производителей
и потребителей, банков и лизинговых компаний.
Сто или двести (с учетом зарубежных) реально действующих лизинговых компаний
на российском рынке со среднегодовыми объемами заключенных договоров в 100
- 200 млн. долл. каждая - это серьезная заявка на весомое место лизинга в
техническом вооружении и перевооружении отечественных предприятий, в создании
рабочих мест, а значит, в ускоренном расширении базы налогообложения, пополнении
доходной части бюджета, увеличении прибыли предприятий, т.е. в деле восстановления
российской экономики.

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ