стр. 1
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Комментарий Федерального закона Российской Федерации
"О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации
с иностранными государствами"

Глава 1. Основы правового регулирования военно - технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными
государствами
Глава 2. Принципы правового регулирования военно - технического
сотрудничества
Глава 3. Право на участие в осуществлении военно - технического
сотрудничества
Глава 4. Правовая защита результатов интеллектуальной деятельности
военного, специального и двойного назначения

Глава 1. Основы правового регулирования военно-
технического сотрудничества Российской Федерации
с иностранными государствами
Понятие военно-технического сотрудничества

Первое упоминание термина "военно-техническое сотрудничество" на официальном
уровне связано с Указом Президента РФ от 12 мая 1992 года "О военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами".
Долгое время разработка понятия военно-технического сотрудничества велась
только на доктринальном уровне, а соответствующие законодательные дефиниции
отсутствовали.
Под военно-техническим сотрудничеством понималась совокупность двух основных
типов межгосударственных отношений:
1) трансферты оружия и боевой техники, а также военных и двойных технологий;
2) совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
(НИОКР), а также производство, маркетинг и продажа изделий оборонного и двойного
назначения*1.
В этом смысле военно-техническое сотрудничество, по удачному выражению
К.Макиенко, является изящным эвфемизмом", вытеснившим из военно-политического
лексикона понятие "поставки вооружения и военной техники иностранным государствам".
Л. Ивашов считает военно-техническое сотрудничество длительным процессом,
который в точной взаимосвязи с военно-политическими интересами Российской
Федерации и с учетом экономических и финансовых возможностей его участников
представляет собой осуществление сотрудничества в области поставок вооружения
и военной техники*2.
В. Кудашкин различает понятия военно-технического сотрудничества в широком
и узком смысле слова. Военно-техническое сотрудничество в широком смысле означает
совокупность общественных отношений между государством и российскими юридическими
лицами по продвижению вооружения и военной техники на мировой рынок. В узком
смысле военно-техническое сотрудничество это деятельность государства и уполномоченных
государственных органов, направленная на управление общественными отношениями
по продвижению российского вооружения и военной техники на мировой рынок оружия
и установление устойчивых и длительных связей с иностранными государствами
в области международного обмена продукцией военного назначения в целях обеспечения
национальных интересов и соблюдения международных обязательств Российской
Федерации*1.
На законодательном уровне определение военно-технического сотрудничества
впервые было дано в Федеральном законе от 19 июля 1998 года "О военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"*2: "военно-техническое
сотрудничество деятельность в области международных отношений, связанная с
вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военно-технического
назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения"
(ст.1).
Военно-техническое сотрудничество следует отличать от военно-технической
помощи, под которой понимается предоставление на безвозмездной или иной льготной
основе иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами
Российской Федерации требующей оплаты за счет средств федерального бюджета
продукции военного назначения.
Ключевым понятием в определении как военно-технического сотрудничества,
так и военно-технической помощи является понятие продукции военного назначения).
Продукция военного назначения это вооружение, военная техника, работы,
услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные
права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической
области.
Закон подробно описывает каждую составляющую комплексного понятия продукции
военного назначения.
Так, к вооружению и военной технике относятся:
комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения,
в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также
другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных
сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия
к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов
вооружения и военной техники);
взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением
охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения
и специальное оборудование для их производства;
системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения
вооружения и военной техники;
специальное оборудование для производства, ремонта, модернизации и (или)
уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или)
уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил
(комплекс различных устройств и оборудования, а также запасы воды, пищи, кислорода
и т. д., обеспечивающие жизнедеятельность личного состава);
коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения,
средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;
специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты.
Работы и услуги, относящиеся к продукции военного назначения, это прежде
всего обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению,
ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники; создание,
дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства,
размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения
(утилизации) вооружения и военной техники; подготовка и обучение военных и
военно-технических кадров иностранных государств; передача (продажа) лицензий,
проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание,
производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или)
уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники; предоставление транспортных
средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного
назначения; передача продукции военного назначения иностранным государствам
в аренду (лизинг) или для проведения испытаний; проведение по просьбам иностранных
государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах
Российской Федерации; показы и выставки образцов продукции военного назначения
на территории Российской Федерации и за ее пределами; создание организаций
с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению
работ и оказанию услуг военного назначения; ремонт вооружения и военной техники;
консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения
вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;
услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области
военно-технического сотрудничества и др.
Наконец, третья составляющая продукции военного назначения это результаты
интеллектуальной деятельности и информация в военно-технической области. Сюда
относятся различные виды технической документации, регламентирующей создание,
производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение
(утилизацию) продукции военного назначения, а также документации, регламентирующей
безопасность, в том числе экологическую, производства продукции военного назначения;
стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды; результаты
НИОКР по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения
и военной техники; научно-техническая информация на материальных носителях,
а также изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие результаты
интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения; специальное
программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления
войсками, оружием и военной техникой, НИОКР военного назначения.
Сегодня с успешным развитием военно-технического сотрудничества многие
связывают выход России из тяжелейшего финансово-экономического кризиса и решение
проблем финансирования ряда социально-экономических проектов.
Военно-техническое сотрудничество остается одним из наиболее надежных
источников пополнения доходной части федерального бюджета. Военно-промышленный
комплекс, на создание которого на протяжении десятилетий тратилась основная
часть ресурсов национальной экономики, "вобрал в себя все лучшее и динамичное,
что было в России, включая основные экономические мощности, лучшие технологии,
материалы и специалистов"*3.
В последние годы наблюдается заметный рост объемов поставок российского
оружия за рубеж: в 1994 году на 1,7 млрд. долл., в 1995 году на 3 млрд. долл.,
в 1996 году на 3,5 млрд. долл.; в 1997 году Россия заработала только 2,6 млрд.
долл. В 1998 году ожидалось, что торговля оружием принесет России 3 млрд.
долл. Портфель заказов в 1998 году составил 8 млрд. долл. В 1997 году на счета
ГК "Росвооружение" из-за рубежа поступило 2,5 млрд.долл. Причем доля валютных
поступлений выросла с 85,5 до 90 процентов*4.
Основные цели развития военно-технического сотрудничества закреплены
в ст.3 ФЗ "О ВТС". Выделяются политические, экономические, финансовые и социальные
цели:
политическая цель укрепление военно-политических позиций Российской Федерации
в различных регионах мира;
экономические цели:
поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации
в области обычных вооружений и военной техники;
развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей
промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений
и организаций;
финансовая цель получение валютных средств для государственных нужд,
развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения
и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей
промышленности;
социальная цель обеспечение социальной защиты персонала организаций,
разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и
имущество.

Нормативно-правовая база военно-технического сотрудничества

Особенностью нормативно-правовой базы, что обусловлено самой природой
военно-технического сотрудничества, является определяющая роль международных
договоров и соглашений Российской Федерации. Военно-техническое сотрудничество
Российской Федерации с иностранными государствами осуществляется также на
основании международных договоров, в которых Российская Федерация выступает
стороной в качестве государства правопреемника СССР.
Решение о проведении переговоров о заключении международных договоров
Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества принимается
Президентом РФ по представлению Правительства РФ (п.1 ст.14 ФЗ "О ВТС").
По результатам переговоров и подготовительных мероприятий Правительство
РФ принимает решение о подписании международного договора в области военно-технического
сотрудничества (см., например, постановление Правительства РФ от 5 марта 1998
года N 268 "О межправительственных соглашениях о развитии сотрудничества в
области подготовки военных кадров и об организации связей взаимодействия в
интересах управления вооруженными силами государств участников Содружества
Независимых Государств").
Такие международные договоры подлежат ратификации в общем порядке, установленном
Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".
В международных договорах Российской Федерации в области военно-технического
сотрудничества может быть предусмотрена возможность заключения соответствующих
межведомственных международных соглашений. В международном договоре (соглашении)
определяются объем и основные направления сотрудничества в военно-технической
сфере, которые зависят от многих исторических, политических, географических
и экономических факторов. Так, в ст.1 Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Беларусь о военно-техническом сотрудничестве
(Москва, 1993 г.; вступило в силу 18 апреля 1997 г.) закреплено, что двустороннее
сотрудничество в военно-технической сфере развивается путем:
а) сохранения и развития сложившихся кооперативных связей при разработке
и производстве военной продукции;
б) осуществления взаимных поставок военной продукции;
в) предоставления услуг военного назначения*5.
В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством
Йеменской Республики о военно-техническом сотрудничестве (Сана, 1998 г.) закреплены
следующие направления такого сотрудничества (ст.1):
а) поставки вооружения, военной техники и другого специального имущества;
б) оказание услуг в создании объектов назначения;
в) обеспечение эксплуатации, ремонта и модернизации поставленных вооружения
и военной техники а также оказание других услуг военно-технического назначения;
г) командирование специалистов для оказания содействия в реализации совместных
программ в области военно-технического сотрудничества;
д) подготовка кадров в соответствующих учебных заведениях с учетом потребностей
и возможностей договаривающихся государств*6.
В международных соглашениях устанавливаются основы правового режима осуществления
военно-технического сотрудничества между договаривающимися сторонами.
В уже упоминавшемся российско-белорусском соглашении соответствующие
положения содержатся в ст.2: "Взаимные разработки и поставки вооружения, боеприпасов
и военной техники осуществляются на основе межправительственных соглашений,
взаимные поставки запасных частей, комплектующих изделий, поставляемых по
кооперации, учебного и вспомогательного имущества, а также услуг военного
назначения осуществляются на основе контрактов, заключаемых уполномоченными
хозяйствующими субъектами Сторон".
Особое значение при установлении международно-правового режима военно-технического
сотрудничества имеет закрепление обязательства договаривающихся сторон не
продавать и не передавать третьим странам вооружение и военную технику, техническую
документацию, а также другую информацию или материалы, полученные или приобретаемые
в результате военно-технического сотрудничества, без письменного согласия
одной из сторон, участвующей в таком сотрудничестве. Данное обязательство,
как правило, не утрачивает юридической силы даже после прекращения действия
самого соглашения о военно-техническом сотрудничестве.
Иногда в международных соглашениях может закрепляться принцип координации
и взаимодействия при поставках продукции и услуг военного назначения третьим
странам и международным организациям (см., например, ст.4 Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о
военно-техническом сотрудничестве 1993 года).
Систему российского законодательства о военно-техническом сотрудничестве
составляют:
1) "профильные", базовые законы Федеральный закон от 19 июля 1998 года
N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными
государствами"; Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18июля 1999
года N 183-ФЗ и Федеральный закон от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности";
2) "непрофильные" законы, содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения
по военно-техническому сотрудничеству (например, в ст.17 Федерального закона
от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
перечислены подлежащие лицензированию виды деятельности в военно-технической
области; в разделе II (ст.4-6) Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ
"Об обороне" закреплены полномочия органов государственной власти Российской
Федерации в области обороны, в том числе организации военного и военно-технического
сотрудничества);
3) указы Президента Российской Федерации по вопросам военно-технического
сотрудничества (от 6 сентября 1999 года N 1164 "О мерах по повышению эффективности
военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами";
от 7 декабря 1998 года N 1488 "Вопросы военно-технического сотрудничества
Российской Федерации с иностранными государствами"; от 21 ноября 1994 года
N 2094 "Об установлении Российской Федерацией моратория на экспорт противопехотных
мин"; от 14 мая 1998 года N 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного
назначения" и др.);
4) постановления Правительства Российской Федерации по вопросам военно-технического
сотрудничества (от 7 октября 1996 года N 1172 "Об утверждении Положения о
порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного
назначения, экспорт которых контролируется" с последующими изменениями и дополнениями;
от 31 декабря 1997 года N 1658 "Вопросы федеральных государственных унитарных
предприятий "Государственная компания "Росвооружение" и "Промэкспорт" и др.);
5) нормативные правовые акты отдельных министерств и ведомств (например,
приказ Министерства внешних экономических связей и торговли РФ от 9 апреля
1998 года N 172 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения реестра, оформления
и выдачи свидетельств о праве осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении
продукции военного назначения" и др.).
Лица, нарушившие законодательство Российской Федерации о военно-техническом
сотрудничестве, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность
в соответствии с действующим российским законодательством (ст.15 ФЗ "О ВТС").
В частности, Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность
за контрабанду перемещение через таможенную границу Российской Федерации психотропных,
сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ,
вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного,
химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов
и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового
поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения
через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо
или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов
или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или
недостоверным декларированием (ст.188 деяние наказывается лишением свободы
на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой), а также
за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья,
материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия
массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и
в отношении которых установлен специальный экспортный контроль (ст.189 деяние
наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или одного дохода осужденного за период
от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от трех до семи
лет).

Глава 2. Принципы правового регулирования
военно-технического сотрудничества

Как законодательство, так и государственная политика в области военно-технического
сотрудничества формируются и развиваются в соответствии с общими началами
принципами, перечисленными законодателем в ст.4 Федерального закона "О военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".

Приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического
сотрудничества: сохранение и поддержание политических, экономических и военных
интересов Российской Федерации.
Значение этого принципа прежде всего связано со специфичностью потребительских
свойств продукции военного назначения, относящейся к сфере особых политических
интересов государства.
Военно-техническое сотрудничество, его состояние и развитие напрямую
связаны с интересами национальной безопасности, сохранением независимости
государства, его территориальной целостности и суверенитета. Вот почему весь
спектр отношений по продвижению продукции военного назначения вызывает столь
пристальный и постоянный интерес со стороны государства.
Важнейшей юридической гарантией этого принципа стало отнесение на конституционном
уровне определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной
техники и другого военного имущества к ведению Российской Федерации (п."м"
ст.71 Конституции РФ).

Приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического
сотрудничества с иностранными государствами обеспечивается также наделением
соответствующими полномочиями Президента РФ и Правительства РФ.
Так, Президент РФ осуществляет руководство государственной политикой
в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами,
определяет в ежегодном послании Федеральному Собранию основные направления
деятельности в области военно-технического сотрудничества, принимает решения
об установлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами,
а также решения о приостановлении, прекращении и возобновлении этого сотрудничества
(ст.9 ФЗ "О ВТС").
Правительство РФ обеспечивает реализацию государственной политики в области
военно-технического сотрудничества и издает в пределах своих полномочий нормативные
правовые акты по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом
и вывозом продукции военного назначения, заключает международные договоры
по вопросам военно-технического сотрудничества, а также создает двусторонние
и многосторонние межправительственные комиссии по военно-техническому сотрудничеству
(ст.10 ФЗ "О ВТС").
Следует отметить, что при осуществлении государственной политики в области
военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
принцип приоритетности интересов Российской Федерации взаимодействует с другим
принципом, также упомянутым в ст.4 ФЗ "О ВТС", принципом соблюдения взаимовыгодных
и экономических интересов на приемлемых для Российской Федерации условиях.

Государственная монополия на деятельность в области научно-технического
сотрудничества.
В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ "О ВТС" "все вопросы, связанные с военно-техническим
сотрудничеством Российской Федерации с иностранными государствами, находятся
в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации".
Государственная монополия на деятельность в области военно-технического
сотрудничества обеспечивается:
осуществлением исключительных полномочий органов государственной власти
Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;
введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного
назначения;
регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии
с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации;
проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых
цен на продукцию военного назначения;
обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного
назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской
Федерации (п.2 ст.4 ФЗ "О ВТС").
Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" сделки по экспорту и (или) импорту отдельных
видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются
ничтожными.

Соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия,
сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического,
биологического и других видов оружия массового поражения.
Этот принцип военно-технического сотрудничества вытекает из универсального
принципа международного права принципа добросовестного выполнения международных
обязательств.
В конце 1969 года СССР ратифицировал Договор о нераспространении ядерного
оружия, в соответствии с которым каждое из государств участников договора,
обладающее ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное
оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними ни
прямо, ни косвенно.
Россия была и остается приверженной принципам и нормам нераспространения,
включая ракетную сферу, с 1995 года в качестве участницы международного режима
контроля за распространением ракетных технологий.
Для контроля за соблюдением международных обязательств по запрещению
и уничтожению химического и биологического оружия был создан Комитет по конвенциальным
проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ (Химбиоком).
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300, отмечается: "Россия будет
твердо и последовательно выполнять свои обязательства в области сокращения
и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществлять
меры по укреплению доверия и стабильности, обеспечению международного контроля
за поставками военных технологий и технологий двойного назначения, а также
содействовать созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения".

Соблюдение международных обязательств Российской Федерации области контроля
за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного
назначения.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении
внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров
двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Российской
Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее
опасных видов оружия и технологий их создания в Российской Федерации действует
система экспортного контроля.
Современный экспортный контроль базируется на основополагающем принципе,
согласно которому поставки товаров и технологий высокого технического уровня
страны-производители и экспортеры осуществляют при условии, что с ними будут
обращаться соответствующим образом и не станут реэкспортировать в контролируемые
государства. Целью такого регулирования служит получение достоверного представления
о том, где находится контролируемый товар, кто является его владельцем или
пользователем и с какими целями он используется. Кроме того, экспортный контроль
основывается на системе предварительного контроля, призванной следить за тем,
не противоречит ли характер деятельности участников внешнеэкономических операций
задачам контрольного режима. Экспортер обязан запросить правительство своей
страны о выдаче экспортной лицензии, в результате чего появляется основание
для осуществления контроля за движением товара и целью его использования*7.
В Российской Федерации номенклатура подпадающих под экспортный контроль
вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования,
технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или
могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств

стр. 1
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>