<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и
перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства
РФ (ст.16 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности").

Защита государством прав и законных интересов юридических лиц,связанных
с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения.
Этот принцип производен от общего принципа защиты государством прав и
законных интересов участников внешнеторговой деятельности, закрепленного в
ст.4 (п.7) Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности".
Хорошо известно, что военно-промышленный комплекс России переживает сейчас
не лучшие времена. В уже упоминавшейся Концепции национальной безопасности
Российской Федерации (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300) государство
провозгласило курс на всемерную поддержку юридических лиц, связанных с разработкой,
производством и реализацией продукции военного назначения: "Проведение реструктуризации
оборонно-промышленного потенциала с минимальными потерями для новых технологий
и научно-технических возможностей, укрупнение компаний, являющихся разработчиками
и производителями вооружений и важнейших видов продукции гражданского назначения,
и создание на их основе корпораций и фирм мирового уровня, поддержка и развитие
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, модернизация вооружения
и военной техники, внедрение в практику отвечающей современным требованиям
системы заказов вооружения и военной техники должны быть направлены на совершенствование
оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации".
Комплекс мер по защите и стимулированию деятельности разработчиков и
производителей продукции военного назначения предусмотрен в Федеральном законе
от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных
нужд" (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с п.2 ст.1
этого Закона к поставкам продукции для федеральных государственных нужд среди
прочих отнесены поставки, осуществляемые в целях поддержания необходимого
уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, а также обеспечения
экспортных поставок продукции для выполнения международных обязательств Российской
Федерации.
В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных
государственных нужд (в том числе продукции военного назначения) им могут
предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии,
кредиты на льготных условиях. Кроме того, в целях экономического стимулирования
поставщиков, осуществляющих поставки продукции для поддержания необходимого
уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, по важнейшим
видам материально-технических ресурсов предприятиям изготовителям этих ресурсов
могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по
обязательной продаже указанных ресурсов государственным заказчикам и поставщикам.
Особое значение приобретает государственная поддержка и защита интересов
юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции
военного назначения, при осуществлении последними внешнеэкономических операций.
В связи с этим Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями
по:
осуществлению государственного регулирования внутреннего и внешнего ценообразования
на продукцию военного назначения;
определению порядка расчетов между производителями и разработчиками продукции
военного назначения при поставках ее на экспорт;
определению порядка возмещения возможного ущерба (выплаты компенсаций)
субъекта военно-технического сотрудничества в случае принятия в установленном
порядке решения о приостановлении или прекращении военно-технического сотрудничества
с иностранными государствами (ст.10 ФЗ "О ВТС").
На законодательном уровне устанавливается, что финансирование расчетов
в области военно-технического сотрудничества осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации и не должно ущемлять интересы разработчиков
и производителей продукции военного назначения (п.3 ст.13 ФЗ "О ВТС").

Государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества
Под протекционизмом понимается направление внешнеторговой политики с
целью защиты отраслей национальной экономики от иностранных конкурентов, заключающееся
в использовании различных форм прямых и косвенных ограничений импорта.
Законодательное определение этого принципа содержится, например, в п.4
ст.3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных
нужд": "Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта
продукции иностранного производства, за исключением случаев, когда производство
аналогичных видов продукции в Российской Федерации невозможно или экономически
нецелесообразно".

Недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской
Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества.
Гарантом реализации данного принципа выступает Президент РФ, который
определяет порядок осуществления военно-технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами, исключающий нанесение ущерба обороноспособности
и безопасности Российской Федерации (ст.9 ФЗ "О ВТС").
Для реализации этого принципа федеральные органы исполнительной власти
осуществляют военно-техническое сопровождение поставок продукции военного
назначения, предназначенной для передачи иностранным заказчикам.
В ходе военно-технического сопровождения, порядок которого устанавливается
Правительством РФ, федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль
за разработкой, производством и поставками продукции военного назначения (ст.8
ФЗ "О ВТС").

Обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического
сотрудничества для субъектов военно-технического сотрудничества.
Под субъектами военно-технического сотрудничества понимаются российские
организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности
в отношении продукции военного назначения.
Организациями, участвующими в осуществлении военно-технического сотрудничества,
являются государственные посредники специализированные федеральные государственные
унитарные предприятия, образованные по решению Президента РФ, а также российские
организации разработчики и производители продукции военного назначения, получившие
в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности
в отношении продукции военного назначения (ст.12 ФЗ "О ВТС").
Данный принцип военно-технического сотрудничества непосредственно связан
с принципом равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации
(п.6 ст.4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности"). В финансовой сфере этот принцип предполагает обязательность
и пропорциональность распределения прибыли между всеми организациями, участвующими
в осуществлении военно-технического сотрудничества, с учетом их вклада в разработку,
производство и реализацию продукции военного назначения (п.1 ст.13 ФЗ "О ВТС").
Для обеспечения принципа равенства субъектов военно-технического сотрудничества
используются методы государственного регулирования:
- недопущение в Российской Федерации монополии одного субъекта военно-технического
сотрудничества;
- недопущение участия в военно-техническом сотрудничестве российских
организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности
в отношении продукции военного назначения;
- недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких российских субъектов
военно-технического сотрудничества посредством разделения сфер их деятельности.
Президент РФ определяет порядок осуществления военно-технического сотрудничества,
исключающий неоправданное вмешательство государственных органов во внешнеторговую
деятельность российских субъектов военно-технического сотрудничества, ограничивающее
для них возможность конкуренции с иностранными производителями продукции военного
назначения (ст.9 ФЗ "О ВТС", п.8 ст.4 Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности").

Подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти
и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве
От успешной реализации на практике данного принципа во многом зависит
эффективность самого военно-технического сотрудничества.
Государственный контроль в этой сфере осуществляется за:
соответствием деятельности федеральных органов исполнительной власти,
ведающих вопросами военно-технического сотрудничества, и субъектов военно-технического
сотрудничества законодательству РФ, целям и принципам государственной политики
Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;
эффективностью системы государственного регулирования в области военно-технического
сотрудничества;
соблюдением международных обязательств Российской Федерации в сфере военно-технического
сотрудничества;
эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование
военно-технического сотрудничества;
эффективностью использования федеральной собственности субъектами военно-технического
сотрудничества;
ценообразованием на экспортируемую продукцию военного назначения с учетом
экономических интересов Российской Федерации;
поступлением, движением и использованием доходов, получаемых от экспорта
продукции военного назначения;
исполнением нормативных правовых актов в области военно-технического
сотрудничества.
Выработка политических, организационных и иных предложений, способствующих
эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по координации
и контролю в области военно-технического сотрудничества, а также устранение
возникающих разногласий по этому вопросу одна из задач Комиссии при Президенте
РФ по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами,
учрежденной в соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1998 года N
1488.

Глава 3. Право на участие в осуществлении
военно-технического сотрудничества

Существование государственной монополии в области военно-технического
сотрудничества предполагает наличие у его участников специальной правосубъектности,
то есть они должны отвечать некоторым особым, заранее установленным требованиям*9.
Субъектный состав правоотношений, возникающих в связи с осуществлением
военно-технического сотрудничества, ограничен с российской стороны государственными
посредниками специализированными федеральными государственными унитарными
предприятиями, образованными по решению Президента РФ, а также российскими
организациями разработчиками и производителями продукции военного назначения,
получившими в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой
деятельности в отношении продукции военного назначения (п.1 ст.12 Федерального
закона О" военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными
государствами"*10).

Государственные посредники

Государственные посредники при осуществлении внешнеторговой деятельности
в отношении продукции военного назначения это специализированные федеральные
государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного
ведения. Решение об их учреждении исключительное полномочие Президента РФ
(ст.9 ФЗ "О ВТС").
Организация государственный посредник является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные
и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Она действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования, отвечает
по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, но не несет ответственности
по обязательствам государства и его органов. Государство и его органы, в свою
очередь, не несут ответственности по обязательствам организации-посредника,
за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.
Размер комиссионного вознаграждения государственных посредников, предельные
цены на выполняемые ими работы (оказываемые услуги) устанавливаются Правительством
РФ.
В соответствии с Указами Президента РФ от 20 августа 1997 года N 907
"О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности
в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными
государствами", N 908 "О федеральном государственном унитарном предприятии
"Промэкспорт" и N 910 "О федеральном государственном унитарном предприятии
"Государственная компания "Росвооружение" были образованы три государственных
посредника в области военно-технического сотрудничества "Государственная компания
"Росвооружение", "Промэкспорт" и "Российские технологии".
В соответствии с уставами "Государственной компании "Росвооружение" и
"Промэкспорт", утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря
1997 года N 1658 "Вопросы федеральных государственных унитарных предприятий
"Государственная компания "Росвооружение" и "Промэкспорт", эти организации-посредники
осуществляют следующие виды деятельности:
проведение экспортно-импортных операций в отношении продукции военного,
двойного и специального назначения, в том числе связанных с закупкой товаров
в других странах в счет погашения задолженности этих стран по кредитам, предоставленным
по международным договорам Российской Федерации, а также в рамках обязательств,
предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
экспорт (импорт) техники и технологий двойного назначения, стратегически
важных сырьевых товаров, специальных технических средств, а также специальных
жидкостей, горюче-смазочных материалов, порохов, взрывчатых веществ и материалов,
в том числе промышленного назначения;
участие в реализации иностранных оборонных и военно-технических проектов,
в строительстве (дооборудовании), освоении и обеспечении эксплуатации объектов
военного и специального назначения;
осуществление рекламной и маркетинговой деятельности в целях продвижения
российской продукции военного назначения на внешний рынок, участие в организации
и проведении выставок (показов) российской продукции военного назначения,
учений и учебно-боевых стрельб на территории Российской Федерации и за рубежом;
оказание консалтинговых, юридических, информационных, агентских и иных
услуг в сфере внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного
назначения.
Для реализации своих уставных целей организации-посредники осуществляют
в иностранных государствах, в которые разрешена передача продукции военного
назначения, поиск заказчиков, вступают в переговоры с иностранными заказчиками,
заключают с ними контракты, осуществляют в установленном порядке внешнеэкономические
операции с продукцией военного назначения в соответствии с решениями Президента
РФ и Правительства РФ и заключительными контрактами, участвуют в торгах и
объявляют торги, совершают в Российской Федерации и за рубежом все виды коммерческих
сделок, в том числе бартерные, финансовые, кредитные, страховые, реэкспортные
и другие операции.
Организация-посредник свободна в выборе предмета, содержания и формы
договоров и обязательств, любых других форм, хозяйственных взаимоотношений
в рамках действующего законодательства и устава организации. Она определяет
контрактные цены на продукцию военного назначения, инвестирует собственные
и привлеченные средства в российские предприятия оборонных отраслей промышленности
и научно-исследовательские организации, в первую очередь для разработки и
производства конкурентоспособной продукции военного назначения.
Кроме того, "ГК "Росвооружение" и "Промэкспорт" создают в иностранных
государствах ремонтные базы, а такие центры подготовки и переподготовки специалистов
для эксплуатации продукции военного назначения, произведенной в Российской
Федерации, осуществляют командирование российских специалистов для работы
за рубежом, продают за рубеж и приобретают за рубежом лицензии на производство
продукции военного назначения.
Устав третьего государственного посредника "Российские технологии" был
утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 года N 660 "Вопросы
федерального государственного унитарного предприятия "Российские технологии".
В нем практически полностью повторяются положения уставов двух других государственных
посредников в сфере военно-технического сотрудничества. Единственная особенность
специфика самого предмета сотрудничества.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские технологии"
проводит экспортно-импортные операции в отношении научно-технической продукции
военного, двойного и специального назначения, осуществляет экспорт (импорт)
техники и технологии двойного назначения, участвует в организации научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ (услуг) в интересах иностранных заказчиков
с целью создания технологий военного, двойного и специального назначения,
а также в реализации иностранных оборонных и военно-технических проектов,
в строительстве (дооборудовании), обеспечении эксплуатации научно-технических
центров.
Во главе организации государственного посредника стоит генеральный директор,
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению
Правительства РФ. Генеральный директор осуществляет свою деятельность на основе
принципа единоначалия.
Непосредственный контроль деятельности организации и ее финансового состояния
возлагается на наблюдательную комиссию, которая образуется Правительством
РФ из представителей федеральных органов исполнительной власти.

Российские организации разработчики и производители
продукции военного назначения в механизме военно-технического
сотрудничества

Разработчиками продукции военного назначения считаются российские юридические
лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию
образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого научно-технические
кадры и получившие лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.
Производители продукции военного назначения это российские юридические
лица, располагающие производственными мощностями, необходимыми для изготовления
продукции, выполнения работ, оказания услуг военного назначения, и получившие
лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.
Согласно ст.17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
деятельности" лицензированию подлежат производство систем вооружения, военной
техники, специальных средств самообороны, боеприпасов, их распространение,
ремонт и утилизация.
Организации разработчики и производители продукции военного назначения
могут получить право на осуществление внешнеторговой деятельности только при
условии закрепления не менее 51 процента их акций (долей) в федеральной собственности
и размещения остальных акций (долей) среди российских физических и юридических
лиц (п.2 ст.12 ФЗ "О ВТС"). При этом не допускаются продажа и иные способы
отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передачи их в залог и доверительное
управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным
физическим и юридическим лицам, а также российским физическим и юридическим
лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными
лицами*11.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1998 года N 1488 "Вопросы
военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами"
рассмотрение вопросов о предоставлении российским организациям права осуществления
внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения возлагается
на Правительство РФ. Само же решение о предоставлении такого права принимается
Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
С этой целью при Президенте РФ создан специальный совещательный и консультативный
орган, разрабатывающий для главы государства предложения, касающиеся основных
направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества,
Комиссия при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества
Российской Федерации с иностранными государствами.
В Указе Президента РФ от 30 марта 1998 года N 327 (с последующими изменениями)
содержится перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении
права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного
назначения. С этой целью организация направляет в Министерство торговли РФ
заявление, необходимые справки (о включении в Единый государственный регистр
предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, о наличии
рублевого и валютного счетов, которые будут использоваться при экспорте продукции
военного назначения, и др.), копии ряда документов (учредительных документов,
свидетельства о госрегистрации, годовой бухгалтерской отчетности за предыдущий
год и на последнюю дату перед составлением документов и др.), перечень продукции
военного назначения, являющейся предметом производственной деятельности организации
и предлагаемой для поставки на экспорт, согласованный с Министерством обороны
и Министерством экономики РФ, а также перечень выполненных организацией за
предыдущий год контрактов на производство продукции военного назначения, предлагаемой
для поставки на экспорт, с указанием объемов осуществленных поставок.
Кроме перечисленных документов, организация предоставляет информацию
о наличии у нее:
возможностей осуществления контроля и технического обслуживания реализованной
на экспорт продукции военного назначения (ремонт, модернизация, обеспечение
запасными частями);
согласованного с Государственной технической комиссией при Президенте
РФ плана мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну;
согласованного с Министерством обороны РФ перечня тактико-технических
характеристик образцов вооружения и военной техники, сообщаемых иностранным
заказчикам в ходе проведения переговоров;
согласованных с Российским агентством по патентам и товарным знакам и
Министерством обороны РФ планов мероприятий по обеспечению патентной и иной
защиты изобретений и других объектов промышленной собственности, содержащихся
в предлагаемой для поставок на экспорт продукции военного назначения.
На Министерство торговли РФ возложено ведение реестра организаций, получивших
право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного
назначения. Каждой организации, включенной в такой реестр, выдается соответствующее
свидетельство, подписанное министром торговли РФ и заверенное гербовой печатью.
Форма свидетельства, а также форма и порядок ведения реестра утверждаются
Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 21 февраля 1998 года
N 244 "Об утверждении Положения о реестре организаций Российской Федерации,
имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции
военного назначения").
Право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции
военного назначения непередаваемо, то есть:
1) запрещена передача свидетельства любому другому юридическому или физическому
лицу;
2) запрещено осуществление внешнеторговой деятельности через представителя;
3) право осуществления организацией внешнеторговой деятельности не переходит
к другим субъектам предпринимательской деятельности, в том числе в случае
ее реорганизации.
В то же время это право является отчуждаемым. Организация может быть
лишена его за нарушение порядка осуществления внешнеторговой деятельности
в отношении продукции военного назначения, установленного в Федеральном законе
"О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"
и соответствующих указах Президента РФ.
Министерство торговли РФ направляет в Правительство РФ представление
о лишении организации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении
продукции военного назначения. Решение же о лишении данной организации указанного
права принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
Министерство торговли РФ исключает организацию из реестра и уведомляет
об этом как саму организацию, так и другие заинтересованные российские и иностранные
организации.
Право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции
военного назначения предполагает, что российская организация, получившая такое
право, имеет возможность:
проводить в государствах, в которые разрешена передача продукции военного
назначения, поиск заказчиков, вступать совместно с военным атташе при посольстве
Российской Федерации в переговоры с иностранными заказчиками и сообщать им
ориентировочную цену на предлагаемую для экспорта продукцию военного назначения;
осуществлять рекламную и иную маркетинговую деятельность, участвовать
в выставках, показах, знакомить иностранных заказчиков в ходе переговоров
с тактико-техническими характеристиками образцов вооружения и военной техники,
разрешенных для экспорта, а также с основными положениями научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по их созданию и модернизации в объеме, предварительно
согласованном с Министерством обороны РФ;
подписывать в установленном порядке в пределах своей компетенции контракты
с иностранными заказчиками, осуществлять командирование российских специалистов
для работы за рубежом;
осуществлять в установленном порядке внешнеторговые операции с продукцией
военного назначения в соответствии с заключенными контрактами.
Организация сообщает о наличии в ее структуре служб, обеспечивающих ведение
валютных операций и осуществляющих работу в области ценообразования.
Наделение правом внешнеторговой деятельности предполагает наложение на
организацию целого ряда обязательств (соблюдать российское законодательство,
не допускать нарушения международных обязательств Российской Федерации по
нераспространению ядерного, химического, иных видов вооружения массового уничтожения
и ракетных средств их доставки, а также по обеспечению международной безопасности
и др.).
Российская организация, получившая право осуществления внешнеторговой
деятельности в отношении продукции военного назначения, обязана не допускать:
экспорта продукции военного назначения в ущерб формированию и исполнению
государственного и оборонного заказа;
нарушения сроков и обязательств при расчетах по договорам с производителями
продукции военного назначения, а также комплектующих изделий и запасных частей
к ней;
недобросовестной конкуренции на внешнем рынке по отношению к другим российским
организациям.
Организация должна производить расчеты, осуществлять таможенные платежи
и продажу иностранной валюты по внешнеторговым операциям с продукцией военного
назначения только через банковские счета, указанные соответствующей российской
организацией при включении ее в реестр.
Особое значение имеет обязанность организации принимать меры к недопущению
реэкспорта или передачи третьим странам продукции военного назначения без
разрешения Президента РФ или Правительства РФ, немедленно информировать Министерство
торговли РФ о выявленных фактах реэкспорта или передачи продукции военного
назначения российского производства третьим странам без согласия российской
стороны.
Организация, получившая право на осуществление внешнеторговой деятельности
в отношении продукции военного назначения, обязана предоставлять в Министерство
торговли РФ отчеты о такой деятельности.
В соответствии с приказом министра торговли РФ от 21 октября 1998 года
N 11 российские организации направляют в Министерство торговли РФ:
ежемесячно отчет об использовании денежных средств, полученных для оплаты
экспорта продукции военного назначения для федеральных государственных нужд;
отчет об объемах экспорта (импорта) продукции военного назначения;

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>