<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ежеквартально отчет о ходе выполнения экспортных поставок продукции военного
назначения для федеральных государственных нужд; отчет об объемах экспортных
поставок продукции военного назначения для федеральных государственных нужд
и их финансировании; отчет о ходе выполнения контрактов с иностранными заказчиками
и государственных контрактов с поставщиками по экспортным поставкам продукции
военного назначения для федеральных государственных нужд; отчет о выполнении
международных договоров; отчет об использовании ассигнований и другие виды
отчетов, предусмотренные в п.4 приказа министра торговли РФ от 21 октября
1998 года N 11.
Кроме ежемесячных и ежеквартальных отчетов, организации обязаны направлять
в Министерство торговли РФ и другую информацию: отчет о выполнении лицензий
на экспорт и импорт продукции военного назначения, отчет о поставках обычных
вооружений из Российской Федерации в иностранные государства, информацию об
участии в выставках и показах продукции военного назначения и др.

Организация внутрифирменной системы экспортного контроля

Экспортный контроль является одним из принципов правового регулирования
внешнеторговой деятельности (ст.4 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности") и одним из методов осуществления государственного регулирования
и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества
(ст.5 ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве").
В Федеральном законе от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"
под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию
установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления
внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы
при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов
вооружения и военной техники (ст.1).
Как уже отмечалось, организация, получившая право осуществлять внешнеторговую
деятельность в отношении продукции военного назначения, обязана соблюдать
действующее российское законодательство по экспортному контролю и не допускать
нарушений международных обязательств Российской Федерации по нераспространению
ядерного, химического, иных видов оружия массового уничтожения и ракетных
средств их доставки.
Контроль за соблюдением законодательства об экспортном контроле возложен
на Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России),
Положение о которой было утверждено постановлением Правительства РФ от 15ноября
1993 года N 1157 (с последующими изменениями и дополнениями). Как указано
в п.7 Положения ВЭК России и ее территориальные органы, осуществляя контрольную
деятельность, имеют право:
проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов,
планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений (договоров) и иных документов,
связанных с осуществлением внешнеторговых операций;
получать от юридических и физических лиц документы и копии с них, касающиеся
внешнеэкономических операций и необходимые для оценки соблюдения ими норм
действующего законодательства Российской Федерации;
обращаться к правительственным и неправительственным организациям, фирмам
и банкам зарубежных государств за содействием при проведении проверок деятельности
за рубежом российских юридических и физических лиц;
ставить вопрос о приостановлении внешнеэкономических операций, о лишении
хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической
деятельности в случаях непредставления или отказа в предоставлении органам
ВЭК России соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
некоторые другие полномочия (разрабатывать и утверждать нормативные правовые
акты по экспортному контролю, давать предложения по совершенствованию действующего
законодательства по экспортному контролю и др.).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 января 1998 года
N 57 в ВЭК России было разработано и утверждено (12мая 1998 года) "Методическое
руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы
экспортного контроля".*12
Под внутрифирменной системой экспортного контроля понимаются мероприятия
организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые
организациями в интересах соблюдения правил экспортного контроля (ст.1 ФЗ
"Об экспортном контроле"). Основная цель создания указанной системы проверка
внешнеторговых сделок с тем, чтобы облегчить выполнение процедур, связанных
с получением экспортных лицензий, а также воспрепятствовать осуществлению
передачи материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации,
в результате которых может быть нанесен ущерб государственным интересам Российской
Федерации либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения
оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее
опасных видов оружия.
В организации назначается ответственное за вопросы экспортного контроля
должностное лицо, которое непосредственно подчиняется руководителю организации
и независимо от структурных подразделений, отвечающих за коммерческо-сбытовую
деятельность Оно наделяется полномочиями, достаточными для эффективного выполнения
возложенных на него функций, в том числе правом приостанавливать сделки в
случае возникновения любых обстоятельств, которые могут привести к нарушению
законодательства Российской Федерации или невыполнению ее международных обязательств.
При осуществлении своих полномочий ответственный за вопросы экспортного
контроля взаимодействует с военным представительством Министерства обороны
РФ, аккредитованным в данной организации.
В зависимости от объема внешнеторговых операций в организации может работать
один или несколько сотрудников, ответственных за проведение экспортного контроля
(так называемые уполномоченные по экспортному контролю).
На крупных фирмах с большими объемами экспортных продаж возможно создание
самостоятельной службы экспортного контроля.
Служба экспортного контроля (уполномоченные по экспортному контролю)
осуществляют следующие функции:
1) организационно-техническое и информационное обеспечение работы внутрифирменной
системы экспортного контроля;
2) скрининг, то есть комплексная проверка внешнеторговых сделок на предмет
экспортного контроля;
3) обеспечение выполнения требований экспортного контроля при осуществлении
деятельности, связанной с участием в международных выставках, конференциях
или семинарах;
4) обучение сотрудников по вопросам, связанным с экспортным контролем;*13
5) подготовка и оформление документов, необходимых для получения экспортных
лицензий и иных разрешений, выдаваемых компетентными государственными органами;
6) ведение необходимой документации по экспортному контролю.
Для того, чтобы своевременно выявить подозрительные заказы и тем самым
избежать участия в сделках, которые могут повлечь за собой применение санкций
к организации или негативно отразиться на ее деловой репутации, службой экспортного
контроля проводится комплексная проверка внешнеторговой сделки на предмет
ее соответствия требования экспортного контроля (в международной практике
такая проверка называется скрининг).
Конкретные списки, то есть списки товаров и технологий, подпадающих под
действие системы экспортного контроля, утверждаются указами Президента РФ,
которые вступают в силу не ранее чем через три месяца после их официального
опубликования (ст.16 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности")
К их числу относятся Указ Президента РФ от 26 августа 1996 года N 1268 "О
контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного
назначения" (с последующими изменениями и дополнениями), а также Указ от 16
августа 1996 года N 1194 "О контроле за экспортом из Российской Федерации
оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного
оружия" (с последующими изменениями и дополнениями).
Комплексная проверка предполагает организацию и проведение классификационной
оценки экспортируемой продукции, а также проверку ее конечного использования.
Классификационная оценка экспортируемой продукции производится с целью
выявления товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, на вывоз
которых необходимо получить экспортную лицензию или иное разрешение, предусмотренное
российским законодательством. Такая оценка проводится в отношении каждого
предмета экспорта путем сопоставления и установления соответствия его характеристик
техническому описанию товаров и технологий, включенных в контрольные списки.
Как правило, классификационная оценка выполняется с участием специалистов
технических подразделений, знающих технические параметры и конструктивные
особенности проверяемого изделия (объекта).
Цель проверки конечного использования оценка надежности заказчика и конечных
пользователей экспортируемой продукции, а также определения рисков, связанных
с возможным использованием предметов экспорта в будущем по иному несанкционированному
назначению.
Для оценки надежности конечных пользователей (заказчиков) разрабатывается
система "индикаторов" признаков риска. Вот некоторые из таких индикаторов:
заказчику не известны рабочие характеристики заказываемой продукции,
но тем не менее он стремится ее приобрести;
заказчик отказывается от обычных услуг по монтажу, наладке или техническому
обслуживанию заказываемой продукции;
заказчик отказывает в доступе к своим производственным мощностям, которые
не связаны с выполнением работ по контракту;
заказчик просит провести модификацию заказываемой продукции, делающую
ее в большей степени пригодной для использования при создании оружия массового
уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия;
заказчик указывает в качестве конечного места назначения адрес транспортно-экспедиторского
агентства или фирмы-фрахтовщика;
и другие некоторые показатели риска.
Проверке конечного использования подлежат товары и технологии, в отношении
которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен
экспортный контроль, а также товары и технологии, потенциально пригодные для
использования при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств
его доставки.
До момента представления экспортируемой продукции для таможенного оформления
в организации осуществляется контроль за ее упаковкой и отгрузкой.
Предотгрузочный контроль позволяет подтвердить соответствие фактически
отгружаемых товаров и технологий тем, которые указаны в товаросопроводительных
документах, а также в лицензии или ином разрешении, выданном уполномоченным
государственным органом.

Лицензирование экспорта и импорта
продукции военного назначения

Процедура выдачи в Российской Федерации лицензий на ввоз и вывоз продукции
военного назначения установлена Указом Президента РФ от 6 сентября 1999 года
N 1164. Утвержденный этим Указом "Порядок лицензирования в Российской Федерации
ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат
контролю и осуществляются по лицензиям" вступил в силу с 1 октября 1999 года.
По общему правилу ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с этой
территории продукции военного назначения при осуществлении военно-технического
сотрудничества приводятся в соответствии с решениями Президента РФ и (или)
Правительства РФ по лицензиям, выдаваемым Министерством торговли РФ. Особенности
порядка лицензирования, связанные со спецификой отдельных внешнеэкономических
операций, отражены в ниже приводимой таблице.
+---------------+-------------+---------------------------------+
| Вид | Таможенный | Особенности лицензирования |
|внешнеэкономиче| режим | |
| ской операции | | |
+---------------+-------------+---------------------------------+
| 1 | 2 | 3 |
+---------------+-------------+---------------------------------+
|Демонстрация |Временный |Минторг России выдает лицензию на|
|продукции |вывоз |основании решений Правительства |
|военного | |РФ об участии российских |
|назначения на | |субъектов военно-технического |
|выставках | |сотрудничества в выставках |
|(показах) | |(показах). |
| | |Минобороны России утверждает |
| | |номенклатуру и количество |
| | |временно вывозимой продукции |
+---------------+-------------+---------------------------------+
| |Временный |Минторг России выдает лицензию |
| |ввоз |организующим выставки (показы) |
| | |российским субъектам |
| | |военно-технического |
| | |сотрудничества |
+---------------+-------------+---------------------------------+
|Проведение |Временный |Минторг России выдает лицензию |
|испытаний |вывоз |субъектам военно-технического |
|продукции | |сотрудничества на основании |
|военного | |решений Правительства РФ |
|назначения | | |
+---------------+-------------+ |
|Переработка |Переработка | |
|продукции |на таможенной| |
|военного |территории | |
|назначения | |Минторг России выдает лицензию на|
|иностранного | |основании решений Правительства |
|производства | |РФ |
+---------------+-------------+ |
| |Реимпорт | |
| |(переработанн| |
| |ой продукции)| |
+---------------+-------------+---------------------------------+
|Переработка |Переработка |Минторг России выдает лицензию |
|продукции |на таможенной|для выполнения обязательств по |
|военного |территории |контрактам с иностранными |
|назначения | |заказчиками на основании ранее |
|российского | |принятого решения о поставке |
|производства | |иностранным заказчикам продукции |
| | |военного назначения |
+---------------+-------------+ |
|Внешнеторговые |Экспорт | |
|поставки | | |
|запасных | |Минторг России выдает лицензию на|
|частей, | |основании ранее принятых решений |
|агрегатов, | |о поставке |
|учебного и | | |
|вспомогательно | | |
|го имущества к | | |
|продукции | | |
|военного | | |
|назначения; | | |
|проведение | | |
|работ по | | |
|техническому | | |
|обслуживанию и | | |
|ремонту этой | | |
|продукции | | |
+---------------+-------------+ |
| |Реимпорт |иностранным заказчикам продукции |
| | |военного назначения |
| | | |
+---------------+-------------+---------------------------------+
Лицензии выдаются только российским юридическим лицам, получившим право
на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного
назначения. Лицензия на ввоз (вывоз) продукции военного назначения содержит
следующие реквизиты:
наименование организации-заявителя;
номер и дата подачи заявления на получение лицензии;
цель перемещения продукции военного назначения через таможенную границу
(импорт, экспорт, реимпорт, временный ввоз, временный вывоз, сдача в аренду,
ввоз или вывоз на переработку);
контракт (дополнительное соглашение), в соответствии с которым осуществляется
внешнеэкономическая операция;
категория продукции военного назначения;
страна покупателя (продавца) и страна назначения;
срок возврата (если лицензия выдается для совершения операции по временному
ввозу (вывозу), переработке, аренде продукции военного назначения);
основание выдачи лицензии (решение Президента РФ или правительства РФ);
срок действия лицензии.*14
Лицензия подписывается министром торговли России или уполномоченным им
лицом.
В целях идентификации продукции военного назначения, в отношении которой
испрашивается лицензия, применяется классификатор, содержащийся в приложении
N 1 к "Порядку лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоз продукции
военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются
по лицензиям" (Указ Президента РФ от 6 сентября 1999 года N 1164). В случае
возникновения проблем с идентификацией продукции военного назначения соответствующее
заключение дает Министерство обороны РФ.
Для получения лицензии заинтересованная организация подает в Минторг
России заявление по установленной форме, в котором содержится необходимая
информация о продукции военного назначения и контракте, в соответствии с которым
она должна быть перемещена через таможенную границу. Предварительно такое
заявление согласовывается с Минобороны России. Срок согласования или выдачи
Минобороны России мотивированного заключения об отказе в согласовании не должен
превышать 10 дней со дня поступления заключения (в случае срочной поставки
срок сокращается до двух дней).
Кроме заявления на получение лицензии в Минторг России направляются копии
контракта с иностранным заказчиком (поставщиком), договора с производителем
(в случае вывоза продукции военного назначения), а также документы, подтверждающие:
право организации-покупателя на проведение операций с продукцией военного
назначения в соответствии с законодательством страны-импортера (в случае вывоза
такой продукции, если организация не является конечным потребителем продукции);
право организации-покупателя на импорт продукции военного назначения
в соответствии с российским законодательством (в случае ввоза продукции военного
назначения);
урегулирование с Минюстом России вопросов правовой защиты государственных
интересов при передаче иностранным заказчикам результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения.
В Минторге России представляемые документы изучаются для определения
правильности их оформления, полноты объема и достоверности, правоспособности
иностранного контрагента, наличия и полноты реэкспортных обстоятельств иностранного
контрагента, определенных в контрактных документах, соответствия уровня импортных
(экспортных) цен, указанных в лицензии, уровню цен аналогов мирового рынка
и т.д.
Лицензия выдается организации-заявителю в срок, не превышающий 15 дней
со дня поступления в Минторг России всех необходимых документов (для срочных
поставок до двух дней).
В выдаче лицензии может быть отказано, если в Минторг поступают неправильно
оформленные заявления и иные сопутствующие документы, а также документы, содержащие
недостоверную или искаженную информацию.
Минторг России имеет право приостановить действие лицензии или аннулировать
ее в следующих случаях:
представление организацией-заявителем соответствующего обращения;
обнаружение в течение срока действия лицензии недостоверных сведений
в документах, представленных для получения лицензии;
нарушение организацией-заявителем условий действия лицензии;
утрата лицензии.
Решение Минторга России о приостановлении действия лицензии или об ее
аннулировании в трехдневный срок в письменной форме доводится до организации-заявителя
и таможенного органа, зарегистрировавшего эту лицензию.
За выдачу лицензии взимается плата в размере, согласованном Минторгом
России с Минфином России. Размер такой платы не должен превышать 10-кратного
минимального размера оплаты труда. В отдельных случаях организация-заявитель
освобождается от платы за выдачу лицензии (стоимость контракта не превышает
эквивалент 15 тыс. долл. США; закупка продукции военного назначения по импорту
при финансировании из федерального бюджета в рамках государственного оборонного
заказа и др.).

Глава 4. Правовая защита результатов
интеллектуальной деятельности военного,
специального и двойного назначения

Военно-промышленный комплекс России, несмотря на серьезнейшие трудности
переживаемые сейчас страной, сохранил свой весомый экспертный потенциал. С
развитием военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами
многие связывают перспективы выхода России из глубокого валютно-финансового
кризиса.
Ожидается, что торговля оружием принесет России в 1998 году доход в 3
млрд. долларов США "живыми деньгами". В 1997 году на счета ГК "Росвооружение"
из-за рубежа пришло 2,5 млрд. долларов США; причем доля валютных поступлений
за прошедший год выросла с 85,5% до 90%*15.
Принятый в июле 1998 года Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве
Российской Федерации с иностранными государствами"*16 (далее ФЗ "О военно-техническом
сотрудничестве") вывел на качественно новый уровень нормативно-правовую базу
государственной политики в области военно-технического сотрудничества. Одновременно
с этим были выявлены и наиболее уязвимые места этой политики, требующие особого
подхода в отношении правового регулирования. Одним из них было названа неудовлетворительная
правовая защита результатов интеллектуальной деятельности военного, специального
и двойного назначения.
Всем хорошо известен случай с автоматом Калашникова: автомат этой конструкции
находится на вооружении многих государств, однако правовая незащищенность
отечественного изобретения не позволила рассчитывать на соответствующие финансовые
платежи.
Сегодня результаты интеллектуальной деятельности занимают особое место
в механизме современного военно-технического сотрудничества. В соответствии
со ст.1 ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве", военно-техническое сотрудничество
представляет собой деятельность в области международных отношений, связанная
с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного
назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.
В свою очередь к продукции военного назначения законодатель отнес вооружение,
военную технику, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности,
в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и
информация в военно-технической области.
Развитие научно-технического прогресса в военно-промышленном комплексе
привело к тому, что серьезную конкуренцию традиционной торговле оружием стала
составлять торговля военными технологиями и ноу-хау. Одними из наиболее перспективных
становятся внешнеторговые контракты, предметом которых являются:
технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения
(утилизации) вооружения и военной техники;
техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная,
технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая),
регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение,
модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
научно-техническая документация, регламентирующая безопасность, в том
числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;
стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной
техники;
научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения,
полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной
деятельности военного, военно-технического назначения;
специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного
управления войсками, оружием и военной техникой, НИОКР военного назначения.
В качестве особого направления военно-технического сотрудничества в Законе
(ст.1) названа передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической
документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое
применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники
и оказание технического содействия в организации этих работ.
Разработка и координация проведения в Российской Федерации единой военно-технической
политики по вопросам создания и совершенствования вооружения и военной техники,
защиты интеллектуальной собственности, создаваемой при выполнении государственного
оборонного заказа, возложены на Министерство обороны Российской Федерации
(п.7.17 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента
РФ от 11 ноября 1998 года N 1357).
Очевидно, что Министерство обороны РФ выполняет эту функцию в координации
с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти Минюстом
России, Миннауки России, Роспатентом, ВЭК России и др.
14 мая 1998 года был принят Указ Президента РФ "О правовой защите результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного,
специального и двойного назначения" N 556, в соответствии с которым на Правительство
РФ было возложено обеспечение проведения организационных мероприятий, направленных
на осуществление правовой защиты интересов государства в процессе экономического
и гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности,
полученных сумм выполнении государственных контрактов (договоров).
В целях улучшения координации и взаимодействия организаций-производителей
и разработчиков продукции военного назначения было утверждено федеральное
государственное унитарное предприятие "Российские технологии", осуществляющее
функции государственного посредника во внешнеторговой деятельности в отношении
информации и результатов военной и интеллектуальной деятельности в военно-технической
области, лицензий на производство вооружения, военной техники и соответствующих
технологий (п.8 Устава федерального государственного унитарного предприятия
"Российские технологии", утвержденного постановлением Правительства РФ от
26 июня 1998 года N 660). В соответствии с Уставом (п.16.19) предприятие "Российские
технологии" имеет право самостоятельно оказывать услуги по патентированию
и защите прав на интеллектуальную собственность участников сделок в процессе
экспортно-импортных поставок продукции военного и двойного назначения.
В Указе Президента РФ от 14 мая 1998 года N 556 на Минюст России возлагалась
правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового
оборота результатов НИОКР и технологических работ военного, специального и
двойного назначения.

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>