<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Во исполнение этого предписания постановлением Правительства РФ от 29
сентября 1998 года N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов
государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного,
специального и двойного назначения" Минюст России был, наделен совместно с
федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными
заказчиками, правомочиями по распоряжению от имени Российской Федерации правами
на результаты интеллектуальной деятельности.
Отныне при заключении государственных контрактов (договоров) на выполнение
НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения
в их текст должно быть включено положение о том, что право на получение патента
на изобретение, промышленный образец, селекционное достижение, свидетельства
на полезную модель, исключительное право на использование программы для ЭВМ,
для базы данных, топологии интегральных микросхем, а также право на использование
иных результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в соответствии
со статьей 139 Гражданского кодекса РФ, создаваемых при выполнении названных
работ, принадлежат Российской Федерации, об имени которой выступают Минюст
России и государственный заказчик, или с их согласия исполнителю работ по
государственному контракту. Примерные государственные контракты (договоры)
утверждаются Минюстом России.
Для обеспечения надежной правовой защиты результатов интеллектуальной
деятельности исполнитель НИОКР и технологических работ военного, специального
и двойного назначения обязан заключить с работниками гражданско-правовые договоры
о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной
деятельности.
Создание эффективно действующего механизма правовой защиты требует проведения
инвентаризации результатов НИОКР и технологических работ военного, специального
и двойного назначения. С этой целью в соответствии с распоряжением Правительства
РФ от 9 ноября 1998 года N 1613-р федеральным органам исполнительной власти,
являющимся государственными заказчиками таких работ предписано представить
до 31 декабря 1998 года в Минюст России информацию о результатах интеллектуальной
деятельности по установленной форме.
Представлению и учету подлежит информация о результатах интеллектуальной
деятельности, полученных при выполнении работ, создании продукции, оборудования,
технологий, материалов и веществ, экспорт которых контролируется в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1998 года N 1132 (п.1)
было установлено, что права на результаты НИОКР и технологических работ военного,
специального и двойного назначения, полученные за счет средств республиканского
бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла
союзный бюджет, и средств федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации,
если до вступления в силу данного постановления они не являются объектами
исключительного права физических или юридических лиц, а также если информация
об указанных результатах не являлась общедоступной.
Министерство юстиции РФ, разрабатывая организационно-правовые формы реализации
задач, возложенных на него Указом Президента РФ от 14 мая 1998 года N 556,
обратилось в Правительство РФ с предложением об образованием при Минюсте России
государственного учреждения Федерального агентства по правовой защите результатов
интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения
(далее Федеральное агентство).
Такое предложение было одобрено Правительством РФ. В постановлении Правительства
РФ от 29 сентября 1998 года N 1132 были определены основные цели вновь учреждаемого
Федерального агентства:
ведение единого реестра результатов интеллектуальной деятельности;
контроль за использованием результатов интеллектуальной деятельности,
вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;
организация учета результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых
в экономический и гражданско-правовой оборот;
осуществление по согласованию с государственными заказчиками функций
по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности, вовлекаемые
в экономический и гражданско-правовой оборот;
подготовка решений об ограничении доступа к сведениям, относящимся к
результатам интеллектуальной деятельности;
подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками
гражданско-правовых договоров с исполнителями НИОКР и технологических работ
военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности
сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности;
обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности,
в том числе получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками
лицензионных договоров для вовлечения результатов интеллектуальной деятельности
в экономический и гражданско-правовой оборот;
осуществление функций правопреемника в части прав на результаты интеллектуальной
деятельности, принадлежащих государственным унитарным предприятиям, имущество
которых подлежит приватизации.
В Уставе Федерального агентства, утвержденном приказом Минюста от 30
октября 1998 года N 152, закреплены основные функции этого государственного
учреждения (п.п.2.4.12.4.15)*17.
Федеральное агентство обеспечивает проведение Минюстом России совместно
с государственными заказчиками инвентаризации результатов интеллектуальной
деятельности, представляет на утверждение в Минюст России предложения по порядку
ведения единого реестра результатов интеллектуальной деятельности и ведет
этот реестр и ведет такой реестр. Кроме того, Федеральное агентство ведет
реестр обладателей информации о результатах интеллектуальной деятельности,
вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот.
Важное направление деятельности Федерального агентства нормотворческая
работа, подготовка законодательных предложений и экспертиза проектов нормативных
правовых актов. Им самостоятельно разрабатываются и утверждаются методические
документы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального агентства. Кроме
того, агентство разрабатывает проекты решений, принимаемых Минюстом России,
об ограничении доступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной
деятельности; разрабатывает и представляет в Минюст России для последующего
внесения в Правительство РФ предложения по совершенствованию законодательства
и иных правовых актов в области защиты результатов интеллектуальной деятельности.
Федеральное агентство подготавливает и проводит экспертизу проектов указов
и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, касающихся проведения
внешнеэкономических операций с продукцией военного назначения.
Сотрудники Федерального агентства организуют подготовку и по согласованию
с государственными заказчиками заключают:
гражданско-правовые договора с исполнителями НИОКР и технологических
работ военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности
сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности;
лицензионные договоры на использование результатов интеллектуальной деятельности.
Агентством организуется проведение независимой экспертизы договоров (контрактов)
лицензиатов на осуществление внешнеторговой и иной предпринимательской деятельности,
осуществляемой с использованием результатов интеллектуальной деятельности,
права на которые принадлежат Российской Федерации, а также иных документов,
связанных с обеспечением правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности
от недобросовестной конкуренции и утраты их коммерческой ценности.
Федеральное агентство совершает юридически значимые действия по получению
исключительных прав на объекты промышленной собственности в Российской Федерации
и за рубежом, а также является истцом в судах по вопросам о нарушенных правах
Российской федерации на результаты интеллектуальной деятельности.
Среди объектов контрольной деятельности Федерального агентства обеспечение
исполнения обязательств о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся
к результатам интеллектуальной деятельности, а также обеспечение исполнения
контрагентами своих обязательств в соответствии с заключенными лицензионными
договорами.
Особо следует остановиться на полномочиях Федерального агентства по проведению
экспертизы заявлений (обращений, писем) на выдачу заключений о возможности
экспорта (передачи, обмена) товаров и услуг, применяемых при создании ракет;
химикатов, оборудования, технологий двойного назначения, которые могут быть
применены при создании химического оружия; критичной ядерной продукции, оборудования,
материалов или технологий двойного назначения, применяемых в ядерных целях;
товара или технологий, экспорт которых контролируется в соответствии с российским
законодательством.
Приказом Минюста России от 4 ноября 1998 года N 157 утверждена Инструкция
о порядке представления документов для согласования Минюстом России заявлений
(обращений, писем) на выдачу заключений о возможности экспорта (передачи,
обмена) перечисленных товаров. В соответствии с п.2 Инструкции организация-заявитель
направляет в адрес Минюста России обращение, составленное по специальной форме
(приложение1 к Инструкции); заверенные копии учредительных документов и свидетельства
о Государственной регистрации; копию контракта (договора) на экспорт (передачу,
обмен) контролируемых продукции, работ и услуг; копию годовой бухгалтерской
отчетности предприятия-изготовителя за предыдущий год и на последнюю отчетную
дату перед представителем документов. Одновременно с этим в Минюсте направляются
три справки:
1) об участии предприятия-разработчика (изготовителя) в выполнении работ
или осуществлении поставок для государственных нужд (по государственным контрактам)
за последние 20 лет;
2) об использовании при выполнении контракта (договора) технической документации,
технологий, оборудования и материалов, полученных при выполнении государственного
заказа (форма справки приведена в приложении 2 к Инструкции);
3) о наличии охранных документов на объекты промышленной собственности
(авторских свидетельств СССР, патентов в Российской Федерации и зарубежных
стран), используемых при выполнении контракта (договора).
В Федеральном агентстве перечисленные документы изучаются и в установленные
сроки готовится проект решения Минюста России о согласовании. Только при наличии
такого согласования Минюста России может быть направлено обращение в ВЭК России
(иной компетентный орган) о возможности экспорта (передачи, обмена) контролируемых
товаров.
Для реализации возложенных на него задач Федеральное агентство наделяется
соответствующими правами: запрашивать и получать в полном объеме информационные
ресурсы от федеральных органов исполнительной власти, посредников (в том числе
федеральных государственных унитарных предприятий ГК "Росвооружение", "Промэкспорт"
и "Российские технологии"), а также разработчиков и производителей продукции
военного, специального и двойного назначения; оказывать консалтинговые услуги,
а также услуги по инвестированию инновационных проектов и процедур потентирования
(регистрации) объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации
и за рубежом; представлять интересы российских юридических лиц за рубежом
и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации; заключать
и подписывать в пределах своей компетенции юридическими лицами, информируя
об этом Минюст России, а также другими правами, перечисленными в Уставе Федерального
агентства (п.3.1.13.1.20).
Расходы, связанные с осуществлением правовой охраны результатов НИОКР
и технологических работ военного, специального и двойного назначения (включая
уплату патентных пошлин, сборов, тарифов), выплатой авторских вознаграждений,
проведением экспертиз и иной правовой защитой, осуществляются за счет части
денежных средств, полученных Федеральным агентством от распоряжения принадлежащими
Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности согласно
смете, утверждаемой Минюстом России и согласованной с Минфином России.
Федеральное агентство возглавляет генеральный директор, который назначается
на должность и освобождается от должности министром юстиции РФ.
Для предварительного рассмотрения подготавливаемых проектов нормативных
и методических документов, а также для решения вопросов межведомственной координации
правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности при Федеральном
агентстве образуется экспертный совет из числа ведущих специалистов министерств,
ведомств, организаций и ученых.

-------------------------------------------------------------------------
1. Макиенко К. Роль военно-технического сотрудничества в отношениях между
Востоком и Западом // Экспорт обычных вооружений, 1996, N 6, с. 10.
2. Ивашов Л. Безопасность через сотрудничество // Военный парад, 1997,
N 3, с.9293.
1. Кудашкин В.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации
с иностранными государствами: понятие, принципы и правовой режим // Государство
и право, 1998, N 9, с. 73.
2. Далее ФЗ "О ВТС".
3. Известия, 1992, 25 марта, N 72.
4. Финансовые известия, 1998, 14 апреля, N 26.
5. Бюллетень международных договоров, 1997, N 10, с. 1112.
6. Бюллетень международных договоров, 1998, N 6, с. 8890.
7. Пресняков В. Экспортный контроль в системе внешнеэкономических связей
России // Интерлинк, 1992, N 3, с. 45.
8. Федеральные государственные нужды это потребности Российской Федерации
в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности
страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
9. Говоря о специальной правосубъектности участников военно-технического
сотрудничества, следует отметить, что даже транспортировка продукции военно-технического
назначения и страхование перевозимой продукции военно-технического назначения
могут осуществляться только российскими специализированными транспортными
организациями перевозчиками и страховыми организациями, получившими разрешение
на осуществление этой деятельности в порядке, установленном Правительством
РФ (п.12 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации
права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного
назначения, утвержденного Указом Президента РФ от 20 августа 1997 года N 907).
10. Далее ФЗ "О ВТС".
11. Аффилированное лицо физическое лицо инвестор или организация, способные
оказывать прямое влияние на деятельность хозяйственного общества через участие
в его капитале или членстве в руководящих органах.
12. См.Экономика и жизнь, 1998. 2N 1. С.14.
13. Работники, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, обязаны знать
законодательство по экспортному контролю, в том числе требования и ограничения,
действующие в отношении экспортируемой продукции и ее конкретных зарубежных
рынков сбыта с тем, чтобы обеспечить их выполнение.
Организация должна располагать текстами нормативных правовых актов по
экспортному контролю. На уполномоченных (службу экспортного контроля) возлагаются
обязанности по отслеживанию изменений и дополнений, вносимых в эти акты, а
также доведению их содержания до сведения всех работников, имеющих отношение
к внешнеторговой деятельности.
14. Срок действия лицензии может быть продлен на срок, установленный
соответствующим решением Президента РФ и (или) Правительства РФ. Продление
срока действия лицензии оформляется в виде письма Минторга России в организацию-заявитель
и таможенный орган, в котором зарегистрирована лицензия. Такое письмо становиться
неотъемлемой частью лицензии.
15. Финансовые известия, N 26, 14 апреля 1998 года.
16. Российская газета. 23 июля 1998 года. С.4.
17. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
1998. N 32. С.513.


<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ