<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

а о размере платы за фрахтование (чартер) транспортных средств.
В числе документов, удостоверяющих договор перевозки, перечисленных в
п.2 ст.689 ГК, договор фрахтования (чартера) отсутствует, так как порядок
заключения договора фрахтования, а также форма договора и его виды, устанавливаются
законодательными актами о транспорте. Требует ответа вопрос: какими нормами
законодательства следует руководствоваться при заключении договора фрахтования
(чартера). Ответ на этот вопрос содержится в главе 29 "Имущественный наем
(аренда)" ГК и прежде всего в параграфе 5 "Аренда транспортных средств" с
предоставлением услуг по управлению и фактической эксплуатации. Но ГК в этом
случае, регулируя договор аренды транспортного средства на время, не предусматривает
фрахтование на один или несколько рейсов.
Согласно ст.591 ГК фрахтователь имеет право в рамках осуществления коммерческой
эксплуатации арендованного транспортного средства без согласия фрахтовщика
от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры,
если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным
в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного
средства.
Таким образом, специфика чартерной перевозки заключается в том, что перевозчик
не получает от пассажира никакого вознаграждения. Выдача перевозочного документа
на чартерный рейс специально сопровождается отметкой на нем об отсутствии
какой-либо оплаты. В данном случае пассажир (грузоотправитель) оплачивает
весь пакет услуг фрахтователю. В стоимость пакета входят как перевозка, так
и ряд других услуг (скажем, гостиница, питание и т.п.). Поэтому возврата каких-либо
сумм, например, пассажир может требовать лишь от фрахтователя, который оплачивает
рейс или часть вместимости транспортного средства. В этом и заключается экономическая
суть чартера.
Отсюда следует вывод, что перевозочные отношения возникают между фрахтователем
и пассажиром (грузоотправителем). Наличие договора перевозки дает основания
привлечь фрахтовщика к ответственности из договора перевозки и одновременно
дает возможность перевозчику использовать транспортное законодательство. Вот
почему статья Указа Президента "Об использовании воздушного пространства и
деятельности авиации Республики Казахстан" предусматривает, что осуществление
чартерных воздушных перевозок регулируется этим законом.
4. В отличие от прежнего новый ГК не содержит нормы о транспортном планировании.
Ныне планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не
административно-правовой характер. Вместо обязательных норм плана перевозок
в ст.692 ГК предусмотрено заключение на всех видах транспорта длящихся договоров
об организации перевозок, когда есть необходимость осуществления систематических
перевозок По договору организации перевозок перевозчик обязуется в установленные
сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном
объеме. В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество
перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления
грузов для перевозки грузов, а также иные условия организации перевозок, не
предусмотренные законодательными актами.
Эти договоры упорядочивают отношения сторон по оказанию разнообразных
транспортных услуг и создают необходимые и достаточные предпосылки для вступления
его участников в перевозочные договоры имущественного характера, в частности,
конкретные договоры перевозки грузов.
К длящимся договорам относятся: навигационные договоры на внутреннем
речном и морском транспорте; специальные договоры на воздушном транспорте;
годовые договоры - на автомобильном транспорте. На основании этих длящихся
договоров на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте
подаются заявки (заказы) на перевозку грузов, в которых имеются сведения л
транспортных потребностях в осуществлении перевозок.
В новом ГК определены формы взаимоотношений между самими транспортными
организациями. Такими формами являются узловые соглашения, договоры на централизованный
завоз (вывоз) грузов и другие. Например, на практике до сих пор применяются
"Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом
на станциях железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты в Казахской
ССР" и "Типовой договор на централизованный завоз и вывоз грузов по станциям
железных дорог, аэропортам, пристаням автомобильным транспортом общего пользования
и выполнение транспортно-экспедиционных операций для предприятий и организаций,
учреждений Казахской ССР" от 12 марта 1975 года. На основании этих документов
заключаются длящиеся договоры, на которые распространяются нормы обязательственного
права.
Часть 2 ст.693 ГК предусматривает, что теперь порядок заключения таких
договоров должен определяться в законодательных актах о транспорте.
5. В ст.695 ГК специально выделяются перевозки транспортом общего пользования,
когда перевозчиком является коммерческая организация, которая на основании
законодательных актов, иных нормативных актов или выданной этой организации
лицензии (патента) обязана осуществлять перевозки пассажиров, грузов и (или)
багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором
(ст.387 ГК).
Особенностью транспорта общего пользования является следующее: а) перевозчик
как коммерческая организация не вправе отказывать юридическим и физическим
лицам в перевозке, кроме случаев, предусмотренных транспортными кодексами
Республики Казахстан (ст.11 Закона о транспорте Республики Казахстан); б)
цена перевозки, а также другие условия договора перевозки транспортом общего
пользования должны быть одинаковыми для всех, не исключая льгот, предусмотренных
законодательными и иными правовыми актами для отдельных категорий граждан;
в) в случае отказа от заключения такого договора должны применяться положения,
предусмотренные п.4 ст.399 ГК, т.е. возможно понуждение к заключению договора
или возмещения убытков, причиненных отказом от заключения договора; г) издание
в случаях, предусмотренных законодательными актами о транспорте, правил (типовых
договоров, положений и т.д.), которые будут обязательными для сторон при заключении
и исполнении договора на перевозки транспортом общего пользования.
Условия договора транспортом общего пользования, нарушающие п.п.1 и 2
ст.695 ГК, считаются недействительными (п.5 ст.387 ГК).
6. Впервые в ст.694 ГК регулируется прямое смешанное сообщение. Речь
идет о перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по
единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение). В международных
транспортных конвенциях, например, в Женевской Конвенции ООН 1980 г. о международных
смешанных перевозках грузов, разработанной в рамках ЮНКТАД, эти перевозки
называются комбинированными. Специфика комбинированных перевозок заключается
в том, что договор перевозки заключается с оператором перевозки, который потом
сам выбирает других участников перевозки.
Порядок организации прямых смешанных перевозок определяются соглашениями
между организациями соответствующих видов транспорта, а также в соответствии
с законодательными актами о прямых смешанных перевозках. Таким образом, ГК
прямо предусматривает принятие специальных законодательных актов о прямых
смешанных перевозках (ст.694 ГК).
Для прямого смешанного сообщения очень важно определение взаимоотношения
соперевозчиков и ответственности перевозчиков перед грузовладельцем. Это связано
с тем, что возможна организация прямой смешанной перевозки экспедитором. Главной
спецификой прямой смешанной перевозки является наличие единого транспортного
документа, но единый перевозчик или экспедитор отсутствует. Поэтому каждый
из перевозчиков, принимая груз от предыдущего перевозчика, исполняет свою
обязанность по перевозке на соответствующем участке транспортировки груза.
Перевозчик, заключая договор с грузовладельцем в пункте отправления, выступает
как от своего имени, так и от имени всех других, так как грузовладелец дает
согласие на их участие в договоре, подписывая единый транспортный документ,
в котором указываются пути следования и пребывания.
7. В отличие от ранее действовавшего ГК, новый ГК вопросы подачи транспортных
средств, погрузки (разгрузки) грузов объединяет в одной статье.
Согласно п.1 ст.696 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза под
погрузку в срок, установленный принятой заявкой (заказом), договором перевозки,
исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующих
груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных
средств. Следовательно, отказ от транспортных средств, непригодных для перевозки
груза, является теперь согласно ГК правом, а не обязанностью отправителя.
Рассматриваемое правовое новшество требует пересмотра всей судебной практики,
которое сложилось на основе Инструктивных указаний Государственного арбитража
СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9 "О практике разрешения споров, возникающих
из перевозки грузов по железной дороге", а также пересмотра ряда законодательных
и нормативных актов в области транспорта.
Согласно ст.696 ГК определение пригодности для перевозки данного груза
как в коммерческом отношении, так и его технической неисправности транспортных
средств возлагается на перевозчика. Это означает, что, во-первых, перевозочные
средства должны удовлетворять требованиям Правил технической эксплуатации
железных дорог; во-вторых, состояние коммерческой исправности перевозочных
средств должно обеспечивать сохранность перевозимого груза; и, в-третьих,
техническая и коммерческая исправность перевозочных средств обязана обеспечить
сохранность данного конкретного груза.
В отличие от прежней ст.371 ГК КазССР, обязанность по новому ГК по погрузке
(разгрузке) груза может быть возложена как на перевозчика, так и на отправителя
(получателя). Данный вопрос решается в договорном порядке, с соблюдением требований,
установленных законодательными актами о транспорте и изданными в соответствии
с ними правилами.
Если погрузка (разгрузка) груза осуществляются силами и средствами отправителя
(получателя) груза, то на них лежит обязанность соблюдения сроков погрузки
(разгрузки) в поданные перевозчиком транспортные средства. Сроки погрузки
(разгрузки) предусматриваются в заключенных договорах, если они не установлены
законодательными актами о транспорте и изданными в соответствии с ними правилами.
8. Одно из существенных условий договора перевозки - срок доставки груза.
Сроки доставки груза, пассажиров и багажа определяются в нормативном порядке
как предусмотренные законодательными актами о транспорте и изданными в их
развитие правилами либо соглашением сторон. В тех случаях, когда срок не установлен
в нормативном порядке и не согласован в договоре, перевозчик обязан доставить
груз в разумный срок (ст.698 ГК).
Согласно п.1 ст.704 ГК за задержку отправления транспортного средства,
перевозящего пассажира, или опоздание такого транспортного средства в пункт
назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении)
перевозчик уплачивает штраф в размере, установленном законодательными актами
о транспорте, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие
непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей
жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
За нарушение установленных сроков доставки груза, пассажира и багажа транспортным
законодательством установлена ответственность в виде штрафа. Так, например,
ст.18 Закона о транспорте в РК предусматривает при задержке перевозки пассажира
по вине перевозчика штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки,
помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место. Причем, сумма
взысканного пассажиром штрафа не может превышать стоимость приобретенного
билета. Перевозчик обязан при задержке рейса на 10 часов и более предоставлять
за свой счет пассажирам место в гостинице и питание. За просрочку в доставке
багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 10% платы за
перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50% платы за перевозку.
За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф
в размере 5% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50%
платы за перевозку.
Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза
или багажа, если просрочка произошла не по его вине.
В соответствии с п.2 ст.704 ГК пассажиру предоставляется также право
отказа от перевозки в случае задержки отправления транспортного средства и
перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату в полном размере.
9. Статья 699 ГК предусматривает право грузоотправителя по распоряжению
грузом. Подобная норма в прежнем ГК отсутствовала. Согласно ГК грузоотправитель
или владелец товарораспорядительного документа могут потребовать от перевозчика
прекращения перевозки или возвращения груза либо сделать другое распоряжение.
Таким образом, грузоотправителю предоставлены более широкие права по распоряжению
грузом, чем в ранее действующем законодательстве. Однако, грузоотправитель
теряет указанные права в момент передачи груза грузополучателю после прибытия
груза в место назначения.
10. Значительное внимание в разделе "Перевозка" уделяется ответственности.
В условиях бывшего Советского Союза, когда была транспортная монополия государства,
при предъявлении требования компенсации в случае потери или порчи груза клиенту
приходилось испытывать множество неудобств. Очень часто, даже если вина за
ущерб лежала полностью на перевозчике, клиент не получал никакого компенсационного
вознаграждения.
При подготовке раздела "Перевозка" ГК вновь обсуждался вопрос о форме
ответственности, так как транспортные обязательства принадлежат к категории
таких, в которых проблема правового регулирования имущественной ответственности
за их нарушение продолжает оставаться острой и до конца еще не разрешенной.
Была проанализирована ответственность перевозчика по международным перевозкам.
В ряде ведущих стран существует два основных направления ответственности:
1) система, основанная на строгой ответственности. В условиях такой системы
перевозчик компенсирует ущерб независимо от своей вины при недостаче или утрате
груза. Единственным исключением является умышленная порча груза клиентом.
Такая система имеет только одно преимущество: всегда ясно, кто несет ответственность
за компенсацию. Недостаток: сильное сопротивление со стороны перевозчиков,
которые не верят, что такое распределение будет справедливым, а подобное страхование
- чрезмерно дорогим; 2) система, основанная на вине. По этой системе перевозчик
отвечает за компенсацию ущерба, происшедшего по его собственной вине. В основе
всех международных транспортных конвенций (о договоре международной перевозки
грузов автомобильным транспортом, Варшавской Конвенции и др.) лежит эта система
ответственности, являющаяся универсальной для Европы и США.
Гражданское законодательство Республики Казахстан применяет принцип вины.
Сущность этого принципа состоит в том, что наступление гражданско-правовой
ответственности возможно обычно лишь при виновном поведении лица, допустившего
нарушение обязательства. Нет вины - нет и ответственности, таково общее положение,
закрепленное в ст.359 ГК.
Принцип вины действует и в транспортных обязательствах. В соответствии
со ст.701 ГК, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств
по перевозке, стороны несут ответственность, установленную гражданским кодексом,
законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами, а также
соглашением сторон. Так, согласно ст.705 ГК, перевозчик отвечает за утрату
груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза
или багажа произошли не по его вине.
По принципу вины устанавливается ответственность перевозчика за задержку
отправления пассажира (ст.704 ГК). Это вытекает из п.1 ст.704 ГК, содержащего
правило об освобождении перевозчика от ответственности за указанное нарушение,
если не докажет, что "задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой
силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью
пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика". Таким образом,
принцип вины является основополагающим при установлении ответственности за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по договору.
Транспортному законодательству была известна и ответственность независимо
от вины обязанного лица, т.е. сконструированная по принципу причинения. Она
устанавливалась за нарушение обязательств, при подаче перевозочных средств
и предъявлении груза к перевозке на основании плана перевозок.
ГК коренным образом изменяет такую практику и в ст.702 устанавливает
ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя
за не использование поданных транспортных средств на основании вины. Предусмотрены
в этой статье и обстоятельства, освобождающие перевозчика и отправителя от
ответственности в случае неподачи или несвоевременной подачи транспортных
средств либо неиспользование транспортных средств.
Статья 701 ГК предусматривает адресный порядок определения норм об ответственности
по перевозкам, к ним относятся ГК, законодательные акты о транспорте, иные
законодательные акты, а также соглашение сторон. Данная норма имеет для транспорта
принципиальное значение. Так, например, прежде ряд правил перевозок устанавливали
гражданско-правовую ответственность сторон.
В силу п.2 ст.701 ГК не допускается соглашения транспортных организаций
с пассажирами и грузоотправителями (грузополучателями) об ограничении или
устранении установленной законодательными актами ответственности. Они недействительны,
за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках
груза предусмотрена законодательными актами о транспорте. Однако, стороны
вправе в договорах устанавливать ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение договора перевозки, когда она не предусмотрена законодательными
актами, а также повышать ответственность, установленную законодательными актами
о транспорте. Исходя из этого, необходимо изменить ст.179 УВВТ, ст.119 КТМ,
ст.129 УАТ, ст.3 Временного Устава железных дорог.
Согласно ст.705 ГК ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа,
возмещается перевозчиком:
1) в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости
утраченного или недостающего груза или багажа;
2) в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на
которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного
груза или багажа - в размере его стоимости;
3) в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением
его ценности - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной
в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или
указания цены в договоре, исходя из цены, при сравнимых обстоятельствах взимается
за аналогичные товары .
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой,
недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю
(получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего,
испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит
в стоимость груза.
Новеллой является то, что теперь п.2 ст.705 ГК не предусмотрены случаи,
о которых говорилось в ч.2 ст.368 ГК КазССР, когда доказательство вины перевозчика
в утрате, недостаче или повреждении груза возлагается на получателя или отправителя.
Из этого следует вывод, что содержащиеся в транспортном законодательстве нормы
о бремени доказывания грузовладельца утратили свое действие, и перевозчик
не может использовать это в свою защиту. Данная позиция законодателя соответствует
общим принципам обязательственного права об ответственности должника за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязательства (ст.349 ГК).
Существенной новеллой в транспортном законодательстве является норма,
предусмотренная п.4 ст.705 ГК, где сказано: "документы о причинах несохранности
груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные
перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом
наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут
служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получения
груза или багажа.
Следовательно, такой документ как коммерческий акт, имевший силу подобно
"царице доказательств" на железнодорожном транспорте потерял свое значение.
Теперь при рассмотрении транспортных дел суд принимает во внимание и оценивает
все имеющиеся доказательства, в том числе коммерческие акты, акты общей формы
и другие документы.
Подвергся соответствующим изменениям и претензионно-исковой порядок по
перевозкам грузов.
В отличие от ст.375 ГК КазССР обязательный претензионный порядок сохранен
только для перевозки груза в порядке, предусмотренном законодательными актами
о транспорте (ст.706 ГК).
Кодекс, в отличие от прежнего гражданского законодательства, не предусматривает
каких-либо сроков на предъявление претензий по договору перевозки грузов и
не дает права на установление этих сроков законодательством о транспорте.
Тем самым многочисленные сроки, установленные действующими транспортными кодексами
и уставами по перевозкам грузов, не должны применяться, и они не имеют юридической
силы. Теперь достаточно самого факта предъявления претензии по договору перевозки
груза в порядке, предусмотренном законодательными актами о транспорте, и в
пределах установленного срока исковой давности.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза,
увеличен до одного года, вместо двух месяцев, предусмотренных ранее действующим
законодательством.
Правила, установленные статьей 706 ГК, на пассажирские и багажные перевозки
не распространяются. Для этих перевозок сохраняются сроки предъявления претензии
и исковая давность, установленные законодательством о транспорте.
В ГК сохранено положение, регулирующее ответственность перевозчика за
причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Если во время перевозки причинен
вред жизни или здоровью пассажира, перевозчик отвечает по правилам главы 48
ГК, независимо от того, отсылают к ней транспортные кодексы (как, например,
ст.174 КТМ) или данная отсылка не предусмотрена (в частности Временный устав
железных дорог РК, УВВТ, УАТ). Возможна ответственность и по международным
соглашениям, если в них участвует Республика Казахстан. Но это не исключает
возможности установления повышенной ответственности перевозчика за вред жизни
или здоровью пассажира, если законодательными актами или договором перевозки
предусмотрена такая ответственность.

Комментарий к главе 35.
"Транспортная экспедиция"

1. Прежняя глава ГК КазССР называлась "экспедиция", что давало повод
для включения в предмет договора экспедиции различных действий. Под экспедицией
понималось, в частности, представительство экспедитора от лица грузовладельца
перед перевозчиком и посредничество между ними; операции, производимые в целях
отправления грузов и их получения в пункте назначения, не сопряженные с совершением
правовых действий в интересах другого лица; отправление деловой корреспонденции;
канцелярия, занимающаяся таким отправлением; подразделение учреждения связи,
занимающееся сортировкой и разноской почты; коллектив, отправляемый для выполнения
какого-либо научного или изыскательского задания; ряд других значений.
Особенно часто смешивались понятия "договор экспедиции" и "транспортно-экспедиционное
обслуживание". Между тем это два различных понятия.
Эти разнообразные значения договора экспедиции в юридической литературе
приводили в разным взглядам на правовую природу договора экспедиции, которые
в основном сводились к трем позициям: 1) договор экспедиции является разновидностью
договора поручения; 2) он является разновидностью договора комиссии; 3) он
является самостоятельным договором.
Новый ГК впервые регулирует договор транспортной экспедиции как самостоятельный
гражданско-правовой договор и посвящает ей целую главу (ст.ст.708-715).
2. Договор экспедиции является самостоятельным и исключительно транспортно-вспомогательным
договором. Отсюда и его название транспортная экспедиция (от лат. expeditio
- отправление).
Надо отметить, что перевозка грузов, как правило, не может охватить весь
процесс движения грузов от склада отправителя до склада получателя. Требуется
совершение еще ряда работ, как предшествующих перевозке, так и завершающих
ее. Перед отправкой груза необходимо, например, доставить его в пункт отправления
(станцию, порт, пристань), сдать перевозчику, оформить перевозочные документы.
А по прибытии груза в пункт назначения его нужно принять от перевозчика и
доставить грузополучателю. Содержание таких вспомогательных к перевозке работ
обычно называют транспортной экспедицией. Основным содержанием этого договора
является то, что он освобождает отправителей и получателей от выполнения несвойственных
им действий по организации грузоперевозочного процесса. Экспедитор берет на
себя функции отправления или получения грузов по поручению клиента, а также
оказания ему иных дополнительных услуг.
На отношения транспортной экспедиции распространяются общие правила ГК,
Закон о транспорте в Республике Казахстан, транспортные кодексы и уставы и
иные законодательные и нормативные акты.
Казахстан является членом Международной Федерации ассоциаций экспедиторов
грузов (ФИАТА), поэтому нормы ФИАТА применяются к отношениям с участием экспедиторов
Казахстана.
Транспортная экспедиция регламентируется и специальным законодательством.
Условия и особенности экспедиционного обслуживания, которое в основном в Республике
Казахстан осуществляется автомобильным транспортом, определяются в Уставе
автомобильного транспорта (УАТ), где имеется краткий раздел о таких операциях
и услугах (раздел VIII), и изданными в его развитие Правилами выполнения транспортно-экспедиционных
операций при централизованном завозе-вывозе грузов автомобильным транспортом
общего пользования со станций железных дорог, аэропортов и пристаней Казахской
ССР, утвержденными 12 марта 1975 года Минавтотрансом. К этим правилам приложен
Типовой договор на выполнение транспортно-экспедиционных операций. В ряде
случаев применяются транспортные кодексы и уставы, а также постановления Правительства
по вопросам транспортно-экспедиционного обслуживания.
3. Статья 708 ГК этому договору дает следующее определение: "По договору
транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение
и за счет другой стороны (клиента - отправителя или получателя груза) выполнить
или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных
с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени
договор (договоры) перевозки груза".
Основным признаком договора, вытекающим из данного определения, является
оказание экспедитором услуги по заключению от своего имени или от имени клиента
и за его счет в интересах последнего с третьим лицом (перевозчиком) договора
перевозки или завершение исполнения ранее заключенного перевозочного договора.
Содержание договора транспортной экспедиции определяется комплексом услуг
- по выполнению или организации выполнения услуг, связанных с перевозкой груза.
Вместе с тем экспедитор может осуществить ряд дополнительных услуг. Чтобы
отправить груз, например, нужно получить требующиеся для экспорта документы,
выполнение таможенных и иных формальностей и т.д. На возможность выполнения
этих дополнительных услуг и указывает п.2 ст.708 ГК. Такие услуги могут носить
характер юридический и тогда это будет содержанием договора экспедиции. если
эти дополнительные услуги сопряжены с юридическими полномочиями экспедитора
перед перевозчиком, то они войдут в состав договора транспортной экспедиции.
В противном случае они будут предметом самостоятельных договоров (хранения,
подряда и т.д.).
Таким образом, объем и виды экспедиционных операций устанавливаются в
договоре.
Согласно ст.708 ГК клиентами являются отправитель и получатель груза.
Наряду с ними клиентами могут быть и другие лица, в частности, собственник
имущества и иные лица, связанные с перевозкой груза.
Экспедитором может выступать только предприниматель (коммерческая организация
или физическое лицо).
Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии
(ст.7 Закона о транспорте в Республике Казахстан).
Как сказано в п.2 ст.708 ГК, что в части, неурегулированной настоящей
главой, к отношениям по договору экспедиции соответственно применяются положения
о договоре поручения, если экспедитор по условиям договора действует от имени
клиента, и положения о договоре комиссии, если он действует от своего имени.
В большинстве случаев экспедиционная деятельность осуществляется автомобильным
транспортом, особенно полный цикл экспедиционных операций производится при
централизованном завозе (вывозе) грузов автотранспортом на станции железных
дорог, в морские и речные порты (на пристани) и аэропорты. Поскольку в этом

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>