<< Пред. стр.

стр. 32
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

б) Авторские права (имущественные) стали таким же объектом рыночных отношений,
как и объекты промышленной собственности. То есть, покончено с непередаваемостью
авторских прав, полностью выводившей их из гражданского оборота.
в) Резко сокращена и сведена к минимуму, определенному в перечне ограничительного
характера, сфера так называемого "свободного", то есть недоговорного и безвозмездного
использования чужого произведения. Такие случаи стали исключением из общего
правила - произведение используется по возмездному договору с автором . В
советском законодательстве свободное использование было едва ли не правилом.
г) Детализировано понятие, содержание и меры правовой охраны смежных
прав, непосредственно возникающих и основанных на основном авторском праве.
В советском законодательстве такая защита не была явно обозначена и приходилось
саму возможность ее существования выводить путем толкования норм авторского
права.
д) Узаконена и подробно регламентирована деятельность важнейшего звена
обеспечения реальности авторских прав и их охраны - организаций по коллективному
управлению имущественными правами владельцев авторских и смежных прав.
е) Закреплены разнообразные и эффективные меры защиты авторских и смежных
прав, применение которых должно быть крайне ощутимым для правонарушителей.
Данная глава еще раз закрепляет эти позитивные изменения в охране авторских
прав и при формулировании текстов статей мы старались максимально приблизить
их к статьям Закона об авторском праве и смежных правах. Однако, в силу собственной
внутренней логики ГК, неизбежной разницы в терминологии и языке кодексов и
отраслевых законов, достичь полной идентичности текстов не удалось. Расхождение
в тестах конечно же не принесет удобств в правоприменительной практике и поэтому
вслед за принятием данного кодекса необходимо внести изменения в упомянутый
закон.
2. Ст. 971 ГК содержит законодательное определение объекта авторского
права путем перечисления важнейших признаков, присущих таким объектам. Причем
каждое слово в этом очень емком законодательном определении означает отдельное
требование, которому должен отвечать охраняемый объект.
Авторское право согласно этой статьи распространяется на произведение
науки литературы и искусства. Определения произведения в кодексе не дается,
но из содержания данной статьи можно сделать вывод, что произведение является
итогом, результатом творческой деятельности. Творчество присуще только одному
представителю мира природы - человеку и является результатом его мыслительной
деятельности, работы такого универсального инструмента как мозг человека,
создающего путем сложных, до конца еще неразгаданных психохимических процессов
идеальные образы. Система этих идеальных образов составляет идеальный же,
а не материальный объект - произведение.
Произведение как результат творческой деятельности предполагает обладание
прямо не упомянутыми в тексте статьи, но обязательными в силу самого характера
творчества признаками оригинальности и новизны. Каждой новая песня или книга
не должны быть известны раньше слушателю или читателю, не должны абсолютно
точно повторять другое произведение. Это и есть оригинальность.
Эти положения ставят точку в давнем споре о наличии авторских прав у
составителей алфавитных телефонных справочников. Они несомненно не обладают
таким правом, так как выполнили не творческую, а механическую работу.
Сферами создания произведений указываются наука, литература и искусство.
Если задуматься о некоторых произведениях, то возникают сложности при их отнесении
к объектам научным или литературным. Например, в какую из этих двух групп
отнести справочник логарифмических или иных математических таблиц - к науке
или литературе? Объекты художественного конструирования относятся к произведениям
науки или искусства? Точного определения упомянутых трех частей этой сферы
законодатель не дает, да и в сущности отнесение произведения к какому-либо
виду деятельности не имеет принципиального значения для предоставления правовой
охраны или на ее объем.(*) Главное, чтобы были налицо признаки объекта авторского
права. Если, к примеру была опубликована статья в научно-техническом журнале
или в другом издании, раскрывающая принцип какого - либо технического решения,
то до признания этого решения изобретением, полезной моделью или промышленным
образцом в отношении этого технического решения существует авторско-правовая
охрана. Таким образом, охрана методами авторского права есть базовая, универсальная
охрана для результатов любого творчества, безотносительно к тому, относится
ли оно к сферам науки, литературы или искусства.
Комментируемая статья признает не имеющими принципиального значения для
предоставления правовой охраны назначение, содержание и достоинство произведения.
Под назначением при этом понимаются цели создания произведения и будущий способ
его использования (обучение, реализация с целью получения прибыли, личные
мотивы и пр.); под содержанием и достоинствами - его различные отличительные
свойства положительного характера . Законом охраняются в равной мере как произведения
известных авторов, классиков, так и творения детей, молодых и начинающих авторов.
В соответствии с требованиями кодекса не имеют значения различные способы
и форма выражения произведения. Но само по себе такое выражение должно иметь
место, то есть произведение должно быть выражено в объективной форме. Под
таковой понимается существование произведения не только в виде творческого
замысла, в мыслях и голове автора, а отдельно от него. Иные (кроме самого
автора) лица должны иметь потенциальную возможность познакомиться с произведением.
Все виды выражения произведений в объективной форме перечислены в п.2 ст.
971 ГК, причем этот перечень не является исчерпывающим, развитие науки и техники
может его пополнить.
В этом вопросе произошли изменения по сравнению с ранее действовавшим
законодательством. В частности, теперь не требуется выполнения условия, закрепленного
в ст. 471 ГК КазССР 1964 года и требовавшего, чтобы объективная форма выражения
произведения должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности
автора. Это означает, что теперь даже уникальные, недоступные для воспроизведения,
либо невоспроизводимые в настоящий момент по техническим причинам, произведения
пользуются правовой охраной. Например, теперь возможна охрана от различных
искажений публично произнесенного доклада или речи, при отсутствии записи
этого произнесения. Конечно, было бы легче сделать это при наличии записи,
но в принципе охрана возможна.
Другой новеллой в вопросе об объективной форме произведения является
то, что правовая охрана за некоторым исключением распространяется как на обнародованные,
так и на необнародованные произведения, тогда как упомянутая ст. 471 ГК КазССР
предполагала распространение авторского права только на произведения, выпущенные
в свет, либо не выпущенные в свет, но выраженные в какой - либо объективной
форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.
Этого требования теперь нет для абсолютного большинства форм выражений произведений,
перечисленных в п.2 ст. 971 ГК. Исключение составляют произведения в устной
форме. На них авторское право распространяется только в том случае, если было
публичное произнесение, исполнение. Надо полагать, что если произнесение,
исполнение не носило публичного характера, к примеру, речь была произнесена
перед членами семьи, а не в зале при стечении народа, то авторское право на
такое произнесение не распространяется.
В новом ГК закрепляется правило о нераспространении авторского права
на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, открытия. факты. Это положение
косвенно выводилось из норм о понятии авторского права и по ранее действовавшему
ГК, а теперь выражено явно. Объяснением введения в кодекс такой нормы является
прежде всего то, что авторское право способно охранять только элементы формы
произведения и не в состоянии охранять элементы содержания, которые в принципе
может придумать множество людей. Форма же произведения при первом его создании
всегда уникальна. Например, идею романа "Мертвые души" Н. В.Гоголь воспринял
от А. С. Пушкина, методы исследования синтез и анализ используется в тысячах
научных исследований и т. д.
Нельзя вместе с тем четко и полностью отделить в конкретном произведении
форму от содержания, поэтому в какой-то, пусть малой степени содержание произведения
также охраняется. Особенно это касается произведений научной литературы нетехнического
характера. Однако, автору всегда нужно иметь в виду, что полной охраны содержания
в этом случае все же нет и видоизмененная кем-либо форма может повторить известное
из другого произведения содержание.
Круг произведений - объектов авторского права довольно полно, но в то
же время не исчерпывающим образом изложен в ст. 972 ГК. Надо сказать, что
большинство из перечисленных в нем произведений было известно ранее и упоминались
в ст. 471 ГК КазССР. Совершенно новыми, прежде авторским правом не охранявшимися
объектами являются произведения градостроительства и садово-паркового хозяйства,
произведения прикладного искусства, программы для ЭВМ.
Включению программ для ЭВМ в число объектов авторского права предшествовала
длительная дискуссия в литературе ряда стран мира о сути этих объектов и их
месте среди результатов интеллектуальной творческой деятельности. Практика
в разных странах шла по разным путям, в некоторых странах программы защищались
в патентном законодательстве, в других - по смешанной системе с элементами
экспертизы и регистрации. В результате обсуждения и анализа практики применения
законодательства специалисты по правовой охране и организации обладателей
программ сошлись на том, что авторское право защищает эти объекты наиболее
оперативным и дешевым способом.
Комментируемая глава защищает все элементы их внешнего выражения - к
исходные тексты таких программ и язык их написания, сочетание программ, составляющих
операционную систему, объектный код. Неизбежны, конечно, проявления слабой
стороны такого способа защиты - с его помощью невозможна защита алгоритмов,
на основе которых написана программа.
Кроме расширения перечня объектов, законодатель располагает их более
упорядоченно, по определенной системе. В ст. 971, 972 ГК, по сути дела, дана
классификация объектов по признаку способа выражения и степени обусловленности
прав. В ранг законодательного возведено деление произведений на производные
(переводы, аннотации, рефераты и др.) и составные (энциклопедии, антологии,
базы данных). Более того, это самостоятельные виды объектов авторско-правовой
охраны, самостоятельные произведения, не зависящие от того, являются ли произведения,
на которых они основаны или которые они включают, объектами авторского права.
Имеется в виду, что составное произведение может состоять из материалов и
иной информации, не являющейся объектом авторского права.
Являются совершенно новыми объектами авторского права и поэтому, надо
полагать, выведены из общего списка объектов и регулируются отдельными самостоятельными
статьями официальные документы, символы и знаки (ст. 975 ГК).
Вопрос о статусе проектов официальных документов назрел в последние годы
в связи с развитием законодательной работы в новых суверенных странах, бывших
республиках СССР. Усилиями ученых-юристов ряда стран появились оригинальные
законодательные решения некоторых проблем, а также альтернативные предложения
и целые нормативные акты. В ряде случаев предложенные решения беззастенчиво
использовались их коллегами в законотворческом процессе других стран. Ст.
975 достаточно ясно претендует на предупреждение проблем в этой области, принципиально
закрепляя право авторства на проект за его разработчиком. Применяется презумпция
согласия разработчика на использование проекта компетентным органом при направлении
последнему проекта автором или опубликовании его в открытой печати, а также
на изменение содержания документа. Третья часть данной нормы содержит указание
на момент времени, а также событие, начиная с которого уровень официальности
отношений возрастает и можно не упоминать имени разработчика. Надо полагать,
что данный момент одобрения проекта компетентным органом (парламентом, правительством,
министерством или ведомством) знаменует собой предел осуществления авторского
права и возможность применения к документу ст. 974 ГК о произведениях, не
являющихся объектами авторского права.
3. Ст. 974 ГК закрепляет ранее известный из Основ гражданского законодательства
перечень документов, не являющихся объектами авторского права. Как следует
из предыдущего обзора объектов авторского права и из текста данной статьи,
речь идет прежде всего об официальных документах. Объекты, примерный перечень
которых дан в скобках текста первого абзаца, должны обладать всеми атрибутами
официального документа и снабжены сведениями о дате и органе, их принявшем.
Сам акт принятия документа должен соответствовать компетенции данного органа.
До тех пор, пока эти условия не выполнены, можно вести речь не о документах,
а об их проектах, на которые может существовать и охраняться авторское право.
В законодательстве не содержится понятия, какие переводы считать официальными.
По нашему мнению, официальным является перевод, осуществленный органом, принявшим
данный документ, либо правильность которого удостоверена государственным нотариусом.
В отношении флагов, гербов, орденов, денежных знаков неприменение авторских
прав вполне понятно - по своей сути эти предметы не терпят наличия какого-либо,
кроме государственного, влияния и должны принадлежать всему народу и использоваться
в порядке, специально установленном в законодательном акте об их учреждении
либо введении. Требует пояснения выражение "иные государственные символы и
знаки". Здесь речь идет о штандартах высших должностных лиц (например, штандарт
Президента Республики Казахстан), официальных пробирных клеймах, знаках контрольных
и надзорных органов (государственного стандарта и сертификации, различных
инспекций, таможни, государственной авиакомпании и пр.).
Непредставление авторско-правовой охраны произведениям народного творчества
также вполне объяснимо. Во-первых, невозможно определить субъекта такого творчества;
во-вторых, нельзя ограничивать, а наоборот, необходимо всячески поощрять благотворное
влияние народного творчества на нынешних авторов произведений.
Сообщение о событиях и фактах, имеющие информационный характер не отвечают
главному требованию творческого характера объекта авторского права. Действительно,
в прогнозе погоды, информации об официальном визите, курсах валют и пр. элемента
творчества нет. Однако, недельный или за иной период обзор таких событий и
фактов может быть объектом авторского права, если кроме констатации имеет
место анализ, авторская оценка или подборка мнений других лиц по поводу случившихся
событий.
4. Комментируемая глава не содержит большого количества статей, посвященных
субъектам авторского права. Понятие и перечень всех субъектов подробно отражены
в ст. 2, 10 - 15 и ряде других Закона об авторском праве и смежных правах.
Не повторяя положений указанного закона, глава 50 ГК содержит моменты, из
которых все же можно получить представление о субъектном составе комментируемых
отношений.
Главной фигурой и основным субъектом авторского права является автор.
Если произведение создано совместным творческим трудом двух или более лиц,
они признаются соавторами. В данной главе, а также в другом законодательстве
под автором (соавтором) могут пониматься лица, обозначаемые как разработчик,
переводчик, составитель, режиссер постановщик, художник - постановщик, композитор.
Автором произведения может быть только физическое лицо Это положение не закрепляется
явно в какой-либо статье данной главы. В ст. 963 ГК, относящейся к общим положением
интеллектуальной собственности и распространяющей свое действие на главу по
авторским правам, это правило выражено через правомочие авторства и сводится
к тому, что право признаваться автором результата интеллектуальной деятельности
(право авторства) может принадлежать только лицу, творческим трудом которого
создан результат интеллектуальной деятельности. В этом одно из принципиальных
отличий современного авторского права от ранее действовавшего.
Из проекта комментируемого раздела Парламент Республики Казахстан в ходе
его обсуждения исключил статью под названием "Авторское право на интервью".
Тем не менее, мы полагаем, не исчезли правовые проблемы, часто возникающие
в жизни по поводу искаженного изложения журналистом сведений, полученных от
какого-либо лица в ходе интервью. Возможны и другие ситуации, когда лицо опрометчиво
высказало какое-либо мнение, а теперь не желает его огласки, утверждая о неадекватности
восприятия сказанного журналистом.
Предлагалась взаимоотношения, складывающиеся между лицом, давшим интервью
и лицом, взявшим его (интервьюером) признавать соавторством. Смысл этого был
в попытке установления взаимной ответственности участников интервью, ведь
на практике претензии сторон возникают уже после его проведения, и главным
образом со стороны лица, давшего интервью. Однако, необходимо учитывать и
интересы интервьюера, проделанную им творческую работу. Чтобы сбалансировать
интересы сторон, были предложены интересные, на наш взгляд, законодательные
решения. Предполагалось применение презумпции согласия лица, добровольно давшего
интервью, на его обнародование и установление невозможности запрета интервьюеру
обнародовать произведение при отсутствии достаточных на то оснований. Под
достаточными основаниями, по нашему мнению, можно понимать незаконность или
неэтичность действий интервьюера, искажение или преднамеренно тенденциозное
сокращение диалога, имевшие место под видом монтажа, редактирования или иной
подготовки интервью к обнародованию. Жаль, что предложенная статья исключена
из проекта, но никто не запрещает в случае спора по поводу интервью рассуждать
так, как мы предлагаем, исходя из принципиального положения, что интервью
есть плод соавторства интервьюера и лица, давшего интервью, следовательно
распоряжение таким объектом возможно только по взаимному согласию сторон.
Ст. 478 ГК КазССР прямо признавала возможность существования авторского
права юридических лиц, а ст. 479 и 480 закрепляли авторские права организаций
на периодические и другие издания, а также на кинофильмы и телефильмы, радио-
и телевизионные передачи. Конечно, это было неправильно, так как творчество
есть удел только человека и за наименованием организации как автора стояли
конкретные работники этой организации. Однако было бы неправильно игнорировать
труд так называемых "продюсеров" - студий, издательств и пр. юридических лиц,
организаторская работа которых может оказаться решающей для успеха произведения.
Юридические лица по современному законодательству могут иметь только
имущественные права на использование произведений. Так, в соответствии со
ст. 11 Закона об авторском праве и смежных правах исключительное право на
издание в целом в виде энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических
и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических
изданий принадлежит издателю. Издатель вправе при любом использовании таких
изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Исключительные
права на соответствующие произведения принадлежат так же производителю фонограмм
(ст. 38 указанного Закона), организации эфирного и кабельного вещания (ст.
40 указанного Закона).
Отдельного рассмотрения в виду его нетрадиционного решения требует вопрос
о возрасте авторов. Он регулируется не нормами данного раздела, а статьями
общей части ГК. Право авторства не ограничено возрастом, т.к. возможность
гражданина иметь право интеллектуальной собственности на изобретения, произведения
науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности
является составной частью гражданской правоспособности. По разному (в зависимости
от возраста) решается только вопрос о возможности распоряжения результатами
такой деятельности. В отношении несовершеннолетних до 14 лет такими результатами
распоряжаются их родители, усыновители или опекуны (ст. 23 ГК РК), а вот граждане
от 14 до 18 лет распоряжаются созданными ими произведениями в полной мере.
Однако это право может быть ограничено органом опеки и попечительства (ст.
22 ГК РК).
Возможность перехода исключительных (ст. 965 ГК) и в том числе авторских
прав предопределило появление в авторско-правовых отношениях категории "другого
лица". Это приобретатель таких прав по договору, наследник умершего автора
или правопреемник юридического лица при его реорганизации, а также лицо, осуществляющее
охрану неприкосновенности по указанию автора. Статус этих лиц, кроме упомянутого
нами последним, достаточно полно урегулирован нормами соответствующих статей
ГК, в частности, наследственного права. Особенности статуса специально назначенного
лица более подробно, чем в данной главе, рассмотрены в ст. 30 Закона об авторском
праве и смежных правах. В частности, установлено, что личные неимущественные
права по наследству не переходят, а наследники вправе осуществлять охрану
личных неимущественных прав, причем возможность эта временем не ограничивается.
Еще при жизни автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель
завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану личных неимущественных
прав. При отсутствии такого указания автора охрана личных неимущественных
прав автора после его смерти осуществляется его наследниками или уполномоченным
органом Республики Казахстан, который осуществляет такую охрану, если наследников
не имеется или их авторское право прекратилось.
Новыми, неизвестными прежнему законодательству субъектами авторских правоотношений
являются упомянутые в ст. 984 ГК организации, на которые возлагается управление
авторскими и смежными правами. Договор об этом может быть заключен как при
жизни автора непосредственно им самим или иным правообладателем, так и после
его смерти наследниками. Подробное регулирование статуса таких организаций
содержится в ст. 43 - 47 Закона об авторском праве и смежных правах. Закон
требует, чтобы эти организации не занимались коммерческой деятельностью, а
также осуществлением использования произведений, полученных для управления
на коллективной основе. Основным их назначением является заключение на основе
полученных от авторов полномочий лицензионных договоров с пользователями авторских
прав с определением причитающегося за использование произведения вознаграждения,
его сбор и распределение между правообладателями. За эту работу организация
вправе оставить себе для покрытия повседневных расходов определенную часть
валового сбора авторских вознаграждений. Комментируемая глава разрешает создание
таких организаций, подробное регулирование их повседневной деятельности в
упомянутых статьях Закона об авторском праве и смежных правах Республики Казахстан.
Во исполнение Закона уже создано Казахстанское авторское общество, призванное
содействовать успешной реализации и защите авторских прав. Его деятельность
проходит под контролем и на основе отчетности по важнейшим моментам деятельности
пред уполномоченным государственным органом - Комитетом по авторским м правам.
5. В комментируемой главе закрепляются важнейшие имущественные и личные
неимущественные права, в ряду которых закреплены нормы как эффективно действовавшие
в советской правовой действительности, так и новеллы, пришедшие из законодательной
практики других стран, а также рекомендованные международными организациями.
Глава закрепляет только основные права и создает основу существования иных,
не упомянутых в кодексе, прав при условии их непротиворечия закрепленным в
кодексе правам. Более подробно система авторских прав регламентируется в соответствующем
отраслевом законодательстве.
Глава впервые законодательно закрепляет традиционное для науки советского
авторского права деление всех авторских прав на личные неимущественные и имущественные
права авторов. В самом же ГК КазССР года такого деления не было. В литературе
всегда отмечалась определенная условность такого деления - неимущественные
права содержат в себе ряд экономических, имущественных элементов, и наоборот.
К примеру, содержащееся в ст. 978 ГК авторское правомочие на распространение
оригинала или экземпляров произведения любым способом трудно поддается раскладу
на неимущественные и имущественные элементы. Это комплексное правомочие, эффективно
действующее при условии сочетания действия элементов обоих видов. Пожалуй,
наиболее характерным признаком неимущественных прав, позволяющим отличать
их от имущественных правомочий, является закрепленная в ст. 977 настоящей
главы невозможность соглашения автора с кем - либо или заявление автора об
отказе от осуществления личных неимущественных прав. Такие соглашения недействительны.
И, напротив, важнейшим признаком современного теоретического понимания и правового
регулирования имущественных прав автора является их отчуждаемость.
Личные неимущественные права включают в себя важнейшее правомочие создателя
произведения признаваться автором произведения и требовать такого признания
при его использовании.
Это правомочие неотделимо от личности автора и принадлежит только ему.
По своей сути оно неотчуждаемо и непередаваемо как по наследству, так и по
договору. Только сам автор осуществляет право авторства, после его смерти
право авторства прекращается, а наследники имеют только право на защиту авторства
наследодателя. Для существования данного права не имеет значения, на каком
основании (по своей ли инициативе, либо по служебному заданию работодателя)
создано произведение, а также наличие или отсутствие факта его обнародования.
Данное право фактически не ограничено во времени. Нарушение авторства может
выражаться в полном присвоении кем-либо факта создания произведения, либо
указания третьим лицом на его авторства части произведения. Эти случаи принято
еще называть плагиатом. По своей сути право авторства является абсолютным
правом и ему корреспондирует обязанность всякого лица не указывать себя автором
данного произведения. При установлении факта плагиата не имеет никакого значения
наличие и степень вины нарушителя. Например, если произведение указывается
как принадлежащее другому лицу, а не подлинному автору и эти сведения были
взяты из публикации, где сведения об авторе были первоначально искажены, то
современные издатели ложных сведений несут ответственность в полной мере независимо
от их вины.
Право на авторское имя включает в себя право использовать произведение,
воспользовавшись одним из трех правомочий: проставить свое подлинное имя,
не проставлять никакого имени или воспользоваться вымышленным именем, называемым
псевдонимом. В литературе и искусстве известны многочисленные случаи использования
псевдонимов - Максим Горький, Демьян Бедный, Кукрыниксы и др.
Избранный автором способ указания имени должен соблюдаться всеми лицами
при полном или частичном использовании произведения путем нанесения его на
экземпляры произведения или при цитировании. Причем составной частью этого
правомочия является право автора требовать неискажения избранного им имени.
Как и право авторства, право на авторское имя является абсолютным, неотчуждаемым,
личным правом. Оно реализуется автором при его жизни, а после смерти наследники
или иные правообладатели вправе защищать это правомочие. Реальное значение
для автора право на имя приобретает при обнародовании произведения, хотя и
необнародованное произведение может быть снабжено авторским именем.
Право на авторское имя, а точнее право автора отказаться от анонимности
произведения или от ранее избранного им псевдонима может повлиять на объем
других правомочий, в частности, на срок охраны авторских прав. Ст. 28 Закона
об авторском праве и смежных правах предусматривает пятидесятилетний срок
охраны произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, исчисляемый
после даты его правомерного обнародования. Если в течение этого срока автор
такого произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее
оставлять сомнений, то применяется общее правило о действии авторского права
в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти.
Право на неприкосновенность произведения не является новеллой и известно
из ст. 475, 485 ГК КазССР. Изменения произошли в способе изложения данного
правомочия. В ст. 977 ГК в отличие от действующего Закона об авторских и смежных
правах позитивные права автора на внесение изменений и дополнений в свое произведение
названы в первую очередь. Это означает, что никто кроме автора или без согласования
с ним не вправе вносить такие изменения и дополнения. Автор может защищать
неприкосновенность своего произведения, включая его наименование, от внесения
без его согласия любых изменений, а также от снабжения изданий произведения
иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и пояснениями.
Следует указать на расхождение текстов данной статьи и статьи 15 Закона
об авторском праве и смежных правах. В Законе вводится новое для нашего авторского
законодательства правомочие - "право на защиту репутации". Оно включает упомянутое
нами право на неприкосновенность произведения, а также право автора противодействовать
любому другому посягательству, способному нанести ущерб чести или репутации
автора. Мы полагаем, что такое включение есть не более, чем не совсем продуманное
следование традициям авторского законодательства западных стран. По сути дела
повторяются общие нормы ГК о защите чести, достоинства и деловой репутации
(ст. 143). По нашему мнению, нет различия между деловой репутацией, предусмотренной
ст. 143 ГК и репутацией автора, предусмотренной ст. 15 упомянутого Закона.
Последними из правомочий, указанных в ст. 977 ГК, являются тесно связанные
между собой право на обнародование и право на отзыв ранее принятого решения
об обнародовании произведения. Комментируемая глава не содержит определения
обнародования. Оно содержится в ст. 2 Закона об авторском праве и смежных
правах и понимается как "осуществление с согласия автора действия, которое
впервые делает произведение доступным для сведения путем его опубликования,
публичного исполнения, передачи в эфир каким бы то ни было иным способом".
То есть само обнародование производится третьими лицами, но только с согласия
автора. Момент обнародования определяет только автор, так как он и только
он знает, в какой степени готовности, зрелости находится произведение. Классическими
способами обнародования произведения являются перечисленные в Законе об авторском
праве и смежных правах и отмеченные выше, однако к ним приравнивается депонирование
в уполномоченных государственных информационных центрах (например, КазгосНИИНТИ)

<< Пред. стр.

стр. 32
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>