<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рукописей произведений и самих произведений на материальных, в том числе,
машинных носителях. Условия депонирования раскрыты в статье 979 ГК. Напротив,
издание автореферата диссертации, анонсов музыкальных произведений и кинофильмов,
изложения сюжетов фильмов и их аннотации не считаются обнародованием самого
произведения.
Обнародование произведения является важным юридическим фактом. В частности,
именно с момента обнародования возникает право третьих лиц на свободное использование
произведения, закрепленное в ст. 18 - 26 Закона об авторском праве и смежных
правах.
Обнародование произведения более, чем другие действия, показывает сильные
и слабые стороны произведения. Если до этого момента только сам автор или
его близкие судили о достоинствах и недостатках произведения, то после обнародования
это делает неопределенный круг лиц, публика. Реакция может оказаться не такой,
какой ожидал автор. Поэтому в качестве неотъемлемой части права на обнародование
в п.2 статьи 977 ГК закреплено право автора на отзыв путем отказа от ранее
принятого решения об обнародовании произведения. В целях повышения ответственности
авторов и учета интересов третьих лиц установлены формальности реализации
права на отзыв. Их выполнение может быть очень обременительно для автора возмещение
убытков, публичное оповещение об отзыве, несение расходов по изъятию тиража
из обращения, но случаи реализации авторами данного права все же встречаются
на практике.
6. В комментируемой главе закрепляется особенность законодательного понимания
исключительного права по ГК Республики Казахстан. Ст. 978 ГК озаглавлена "Имущественные
права автора" и в своем пункте 1 закрепляет, что автору принадлежат исключительные
права на использование произведения в любой форме и любым способом. То есть,
права автора на использование произведения суть права имущественного характера,
хотя, повторим, в любом имущественном правомочии есть неимущественные элементы.
Констатация имущественного характера имеет не столько познавательный, сколько
большой практический смысл. Эти правомочия в отличие от личных неимущественных
прав можно передать полностью или частично по гражданско-правовому договору,
оставить их по наследству.
Общее содержание исключительного права, а также правомочия "использование"
не раскрывается подробно, так как это уже сделано в ст. 964 ГК, а также еще
более подробнее в ст. 16 - 27 Закона об авторском праве и смежных правах.
Ст. 978 ГК перечисляет и кратко характеризует действия, которые составляют
конкретное содержание использования и возможность совершения которых предоставляется
правообладателем третьим лицам. Вместе с тем, хотя это отдельно и не указано,
возможность использования произведения принадлежит прежде всего самому автору.
Из текста статьи можно получить ясное представление о сути правомочий,
поэтому, не повторяя текста, остановимся лишь на их особенностях.
Перечень прав автора по использованию произведения начинается с права
на воспроизведение. Ст. 978 ГК определяет воспроизведение как повторное придание
произведению объективной формы, какую оно имело в оригинале (издание произведения,
тиражирование звуко- или видеозаписей и т.п.). Ст. 2 Закона об авторском праве
и смежных правах уточняет понятие и относит к воспроизведению изготовление
одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, в том
числе в форме звуко- и видеозаписи. Воспроизведением произведения является
также его запись для временного или постоянного хранения в электронной (включая
цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме. С появлением новых технических
способов воспроизведения произведений путем копирования для действенной защиты
прав авторов возникла необходимость особой оговорки их сути и пределов совершения
таких действий. Так, под репродуцированием (репрографическим воспроизведением)
понимается факсимильное воспроизведение в любом размере и форме одного или
более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений
путем фотокопирования или других технических средств, иных, чем издание.
В отношении произведений изобразительного искусства право на ее воспроизведение
трансформируется в такое оригинальное правомочие как право доступа. Оно заключается
в том, что автор картины вправе требовать от собственника предоставления возможности
сделать ее копию. При этом от собственника нельзя требовать доставки произведения
автору (Ст. 17 Закона об авторском праве и смежных правах).
Касаясь права автора на распространение следует иметь в виду, что ст.
16 Закона об авторском праве и смежных правах предусматривает как самостоятельное
правомочие право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения,
включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя
авторских прав (право на импорт). По нашему мнению, право на импорт есть частный
случай, неразрывная часть права на распространение. В целом право на распространение
является важнейшим правомочием рыночного характера, указывающим на главное
изменение в имущественных авторских правах - они стали предметом самых разных
сделок. Естественно, не имеет значения, для использования на какой территории
(внутри страны, за ее границами) передается произведение.
Тесно примыкает к праву на воспроизведение право практической реализации
градостроительного, архитектурного, дизайнерского проекта. Особо подчеркивается
практическая реализация то есть воплощение в строительной конструкции, материале),
а не только в рисунках, чертежах, проектах, содержащих авторскую оригинальность.
Любое, даже разовое практическое воплощение таких объектов (строительство
только одного дома по чужому оригинальному проекту, пошив только одного комплекта
одежды с чужой дизайнерской разработки) есть использование права автора на
воспроизведение и должно иметь место с согласия автора.
Очень сходны между собой по своей сути два отдельно указанных правомочия
- право на публичный показ и право на публичное исполнение. Они относятся
к разным группам объектов. Публично показывают путем демонстрации с помощью
различных кадров, пленок, средств техники произведения изобразительного искусства
и аудиовизуальные произведения. Исполняются же путем игры, пения, танца, пантомимы
музыкальные, драматические, хореографические и подобные им произведения. Причем
как публичный показ, так и публичное исполнение не обязательно должны быть
"в живую", при непосредственном присутствии публики, а могут быть произведены
в записи (фильм, фонограмма и пр.).
Близки по значению к этим правомочиям, но все же отличаются от них и
потому указаны в качестве самостоятельных в тексте ст. 978 ГК право на публичное
сообщение и право на сообщение в эфир. От публичных показа и исполнения они
отличаются масштабом охвата зрительской аудитории, а также выполнением сообщения
с помощью специальных технических средств глобальной информационной сети -
радио и телепередатчиков, спутников, ретрансляторов, оптико-волоконного и
иного кабеля. Публикой может оказаться значительная часть всего человечества
(недавние концерты Л. Паворотти, М. Кабалье). Еще одним отличительным признаком
этого правомочия является прямая связь между передающей станцией и антенной
слушателя, зрителя и отсутствие промежуточной записи на какой - либо носитель.
Завершая обзор имущественных прав авторских прав полагаем необходимым
уяснить значение нормы, закрепленной в п. 4 ст. 978 ГК. Правило, закрепленное
в ней, называют в литературе зарубежных стран "принципом исчерпания прав".
Применение его возможно только при условии, что имело место правомерное отчуждение
экземпляров произведения в Республике Казахстан. Имеется расхождение между
этой статьей ГК и закрепляющей аналогичное правомочие ст. 16 Закона об авторском
праве и смежных правах. В Законе речь идет о дальнейшем свободном распространении
без согласия автора и без выплаты вознаграждения произведений, которые были
введены в гражданский оборот только посредством их продажи. Статья же ГК ведет
речь об отчуждении вообще. Надо полагать, что редакция кодекса более удачна.
В противном случае может возникнуть абсурдная ситуация, когда подаренные автором
экземпляры можно будет дальше подарить кому-либо только по его согласию. Излишним
является требование Закона об авторском праве о необходимости правомерного
опубликования. Ведь неправомерное опубликование не считается опубликованием
вообще. Однако есть расхождение и более серьезные. Если следовать редакции
кодекса буквально, то принцип исчерпания прав применим и к неопубликованным
произведениям, что конечно делает применение данной нормы к таким произведениям
маловероятным. Скорее всего, применяться практически оно будет только в отношении
опубликованных произведений . В целом же норма имеет очень важное значение
при выявлении распространенных сейчас фактов пиратства. Продавец обязан будет
доказать, что он отчуждает (продает, перепродает, меняет) правомерно запущенный
в гражданский оборот товар произведение. При неправомерном отчуждении для
констатации факта использования не имеет значения имела ли место цель извлечения
дохода либо реализация не была направлена на это (п. 5 ст. 978 ГК).
7. Обзор комментируемых статей показывает, что ряд правомочий имущественного
характера, предоставленных автору, ввиду их исключительности представляют
собой своеобразную монополию. Конечно, эта монополия касается не совершения
деятельности, а только определенного произведения. Но все же исключительные
права автора препятствуют совершенно свободному использованию произведения
другими лицами и поэтому законодательство устанавливает территориальные границы
и временные пределы существования и использования авторских прав. Они закреплены
в ст. 980 - 983 ГК.
Для предоставления охраны произведению в пространстве комментируемые
статьи, а также ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах устанавливают
два вида требований - гражданство и место нахождения произведения в объективной
форме в данный момент. По признаку гражданства можно выделить три группы объектов:
произведения созданные гражданами Республики Казахстан; иностранцами, страна
гражданства которых имеет международный договор с нашей страной об авторских
правах; иностранцами - гражданами стран, которые не имеют таких договоров
с Республикой Казахстан.
Проще всего уяснить охраняемость первой и третьей групп произведений
- произведения авторов - граждан Казахстана охраняются всегда, произведения
третьей группы авторов - никогда.
Во вторую группу попадает значительное количество произведений авторов
из стран - участниц Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве от
6 сентября 1952, при условии, что их произведения были впервые обнародованы
после 26 мая 1973 г., то есть с того момента как они стали охраняться в бывшем
СССР. Республика Казахстан признала действие на своей территории указанной
Всемирной конвенции об авторском праве в порядке правопреемства международных
обязательств и договоров бывшего СССР. Декларация нашего Правительства об
этом была получена генеральным директором ЮНЕСКО 6 августа 1992 г. Произведения
граждан из стран, присоединившихся ко Всемирной конвенции об авторском праве
после 27 мая 1973 года и впервые обнародованные на территории Республики Казахстан,
охраняются у нас, начиная с даты присоединения этих стран ко Всемирной конвенции.
В связи с ратификацией Парламентом Республики Казахстан Бернской конвенции
по охране литературных и художественных произведений, а именно, ее Парижского
акта от 24 июля 1971 г., с изменениями от 2 октября 1979 г. наша страна стала
полноправным членом Бернского союза, образуемого странами-участницами данной
конвенции. Это означает, что в соответствии со ст. 3 Конвенции на территории
Казахстана предоставляется охрана произведениям авторов:
а) которые являются гражданами одной из стран Бернского союза в отношении
их произведений как выпущенных в свет, так и не выпущенных в свет;
б) которые не являются гражданами одной из стран Бернского союза, в отношении
их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из этих стран или одновременно
в стране, не входящей в союз, и в стране союза.
Авторские права ограничены не только в пространстве, но и во времени.
В это вопросе уже после распространения действия Основ гражданского законодательства
на Республику Казахстан произошли серьезные изменения в регулировании по сравнению
с ранее действовавшим ГК КазССР. Статья 137 Основ установили, что авторское
право действует в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.
Позже в Законе об авторском праве и смежных правах этот предельный срок охраны
авторских прав был подтвержден, а также были конкретизированы сроки охраны
произведений, опубликованных под псевдонимом или анонимно, созданных в соавторстве,
выпущенных в свет после смерти автора. ГК полностью воспринял нормы указанного
Закона о сроках.
Для определения временных границ важно уяснить два момента - начало возникновения
права и момент его прекращения. Особенностью авторских прав является отсутствие
необходимости какой-либо их регистрации, иного специального оформления или
соблюдения каких-либо формальностей. По правилам ГК, а также ст. 9 Закона
об авторском праве и смежных правах право на произведение науки, литературы
или искусства возникает в силу факта его создания.
Это правило не ново и содержалось в прежнем советском законодательстве.
Опыт, накопленный законодательством западных стран, а также явные преимущества
наличия любой регистрации для действенной защиты прав в случае конфликтов
по их поводу, привели к введению в наш Закон об авторском праве и смежных
правах интересной новеллы - права на регистрацию исключительных правомочий
по усмотрению их обладателя. По ст.9 этого Закона "обладатель авторского права
или какого-либо исключительного правомочия на произведение для свидетельства
об авторстве на обнародованное либо необнародованное произведение, о факте
и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора
на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может
его зарегистрировать в официальных реестрах". Такую регистрацию осуществляет
уполномоченный орган - Комитет по авторским правам.
Конечно, указанная регистрация носит необязательный характер и служит
дополнительным доказательством наличия авторских прав. Для регистрации являются
обладатели авторских прав, возникших раньше, до момента регистрации. Поэтому
нельзя говорить о том, что вследствие общего правила о значении любой регистрации
авторские правомочия возникают с момента ее осуществления. Это не так и в
случае спора о наличии авторского права факт регистрации является рядовым
среди других доказательств.
Авторские права действуют в течение всей жизни автора и пятьдесят лет
после его смерти. С введением этого правила наше законодательство по авторским
правам стало отвечать главному требованию для вступления в Бернскую конвенцию
по охране литературных и художественных произведений. Нормы о предельных сроках
авторских прав и порядке их исчисления обычно не вызывают трудностей и понятны
из текста соответствующих статей. Отметим только, что право на авторство,
право на имя и право на защиту репутации автора охраняется бессрочно.
8. Еще одной важнейшей особенностью современного законодательства об
авторских правах является резкое усиление по сравнению с ранее действующим
законодательством степени защищенности прав, внедрение в законодательство
продуманного комплекса санкций разноотраслевого характера. По ст. 48 Закона
об авторском праве и смежных правах за нарушение авторских прав наступает
гражданская, уголовная и административная ответственность. К примеру, ст.184
Уголовного кодекса Республики Казахстан, принятого 16 июля 1997 г. и введенного
в действие с 1 января 1998 г., устанавливает за незаконное использование объектов
авторского права или смежных прав такие меры наказания как штраф, привлечение
к общественным работам и кроме того - до двух лет лишения свободы. Но это
больше превентивные, чем реальные меры ответственности. Их наличие конечно
же положительно и знаменует собой серьезное отношение государства к охране
прав интеллектуальной собственности. В основном для повседневной реальности
наиболее распространенным будет применение мер гражданско-правовой имущественной
ответственности. И здесь диапазон мер защиты достаточно широк. Это все способы
и меры защиты гражданских прав, предусмотренные в ст. 9 ГК, а также ряд специальных
мер, предусмотренных комментируемой главой и ст. 49 Закона об авторском праве
и смежных правах.
Общие меры защиты гражданских прав не требуют комментариев, поэтому остановимся
на специальных мерах. Особенностью этих мер, как, впрочем, и всех мер защиты
авторских прав является вынесение решения об их применении только управомоченным
лицом, поскольку все авторские права есть права не публичные, а частные. Нормы
указанных выше статей ГК и Закона об авторском праве и смежных правах применимы
только к недоговорному нарушению прав. Если нарушаются права по заключенному
авторскому договору, то применяются соответствующие условия договора, а также
нормы гражданского законодательства об обязательствах.
Самым первым действием по охране автором принадлежащих ему исключительных
прав является, по нашему мнению, возможность автора помещать на каждом экземпляре
произведения знак охраны произведения. Этот знак состоит из латинской буквы
С в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав
и года первого опубликования произведения. В литературе, да и в законодательстве
помещение знаков авторской охраны связывают с вопросом возникновения авторского
права и презумпцией авторства, но мы полагаем, что эти знаки обладают охранными
функциями и служат своеобразной превентивной мерой. Они не просто оповещают
о наличии охраняемых авторских прав, но и предупреждают потенциального нарушителя
о возможных неблагоприятных последствиях использования чужого произведения.
Новеллой законодательства об авторских правах является установление возможности
правообладателя требовать вместо возмещения убытков или взыскания дохода,
полученного нарушителем, выплаты по судебному решению компенсации в твердо
установленной сумме. Это гораздо легче, чем доказывать размер убытков и дохода.
Размер компенсации очень значителен и в большинстве случаев вполне может покрыть
ущерб, причиненный правообладателю.
Еще одной новой особенностью системы мер защиты данных прав является
включение в нее мер оперативного воздействия, применяемых судом еще до рассмотрения
иска правообладателя. Определение судьи о запрещении ответчику изготовления,
воспроизведения, реализации, использования экземпляров произведений, в отношений
которых только предполагается, что они являются контрафактными, должно, по
нашему мнению, стать очень эффективной оперативной мерой пресекательного характера.

Комментарий к главе 51.
"Смежные права"

1. Впервые на территории Республики Казахстан смежные права стали охраняться
с введением Основ гражданского законодательства. Ст. 141 и 142 этого нормативного
акта впервые признали, что артистам, режиссерам - постановщикам и дирижерам
принадлежит право на имя, право на защиту постановки и исполнения от искажения,
право осуществлять или разрешать использование постановки и исполнения и право
на вознаграждение. Запись исполнения, трансляции исполнения и иное использование
могли производиться только с согласия исполнителя. По сравнению с ранее действовавшим
ГК КазССР это было прорывом в охране этих специфических, производных по своей
сути прав. Дальнейшее развитие этого принципиального решения было сделано
Законом об авторском праве и смежных правах.
Для правильного уяснения объема правового регулирования смежных прав
комментируемой главой ГК отметим, что в ст. 985 - 990 ГК установлены наиболее
принципиальные положения о смежных правах, создающие основу для более полного
их регулирования в специальных нормативных актах, главным из которых является
Закон об авторском праве и смежных правах. Поэтому уяснение сущности правовой
охраны объектов смежных прав лучше производить, изучая и сопоставляя между
собой нормы главы 51 ГК и нормы указанного Закона.
Необходимо иметь в виду, что в целях законодательной экономии ст. 988
ГК отнесла все вопросы регулирования исключительных и иных прав субъектов
смежных прав, а также ответственности за их нарушение к регулированию специальными
нормативными актами. Главным из таких актов является Закон об авторских и
смежных правах.
Этот Закон существенно расширил объекты охраняемых смежных прав. Ст.
34 распространяет смежные права на постановки, исполнения, фонограммы, передачи
организаций эфирного и кабельного вещания. При этом не имеют значения назначение,
содержание и достоинство, а также способ и форма выражения данных произведений.
Это краткое перечисление объектов правовой охраны, объединяет несколько больших
групп смежных прав, имевших до появления обобщающего названия собственные
наименования: права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские
права); прав производителей фонограмм на фонограммы (фонограммные права);
права организаций эфирного вещания; прав организаций кабельного вещания. После
уяснения объектного состава и характера прав становится понятна множественность
прав в термине "смежные права". Речь идет не об одном, а о нескольких правах.
Объект смежных прав "исполнение" понимается как представление произведения,
фонограммы, постановки посредством игры, пения, танца в живом исполнении или
с помощью каких - либо технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения.
Под исполнением понимается также показ кадров аудиовизуального произведения
в их последовательности с сопровождением или без сопровождения звуком. Соответственно,
субъектом смежных прав исполнителем будет являться актер, певец, музыкант,
танцор или иное лицо, которое играет роль, поет, читает, декламирует, играет
на музыкальном инструменте или каким - либо иным образом исполняет произведения
литературы и искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер).
К исполнителям относятся также режиссер постановщик спектакля и дирижер.
Под упомянутой в ст. 985 ГК фонограммой понимается любая, исключительно
звуковая, независимо от способа, запись исполнений или иных звуков. Соответственно
производителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, взявшее
на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого - либо
исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного, изготовителем
фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этой
фонограмме и (или) на содержащем ее футляре.
Объектом смежных прав, принадлежащим организациям эфирного и кабельного
вещания, является передача, созданная самой такой организацией, а также по
ее заказу другой организацией. Сама же передача сводится к сообщению произведения,
фонограммы, исполнения, постановки, передачи организации эфирного или кабельного
вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством
их передачи по радио или телевидению, за исключением кабельного телевидения.
Законодатель несколькими приемами подчеркивает производный характер смежных
прав, причем зависимость прав разных субъектов смежных прав является различной.
Как бы "первичной" по степени близости к авторским правам являются права исполнителя.
Он осуществляет принадлежащие ему права при условии соблюдения прав авторов
исполняемого произведения. В свою очередь такие субъекты смежных прав как
производитель фонограммы и организация вещания осуществляют права в пределах
прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного произведения
(п.п. 2 и 3 ст. 986 ГК).
Как и объекты авторского права, смежные права возникают с появлением
самого объекта охраны, без необходимости регистрации произведения или выполнения
иных формальностей.
Вопросы действия смежных прав во времени и пространстве решаются во многом
схоже с авторскими правами. Статья 987 ГК регулирует действие смежных прав
трех групп субъектов в зависимости от соответственно гражданства, места первого
обнародования и места нахождения передающих устройств. Статья 990 ГК устанавливает
зависимость охраны прав иностранных исполнителей и иных субъектов смежных
прав от первого обнародования на территории Республики Казахстан, а также
наличия международного договора Республики Казахстан.
Срок охраны смежных прав значительно отличается от сроков охраны авторских
прав. Если абсолютное большинство авторских прав действует всю жизнь автора
и пятьдесят лет после его смерти, то смежные права действуют всего пятьдесят
лет, исчисляемых от соответственно первого исполнения или постановки, первого
обнародования фонограммы и первой передачи в эфир (ст. 990 ГК).
Завершая краткий обзор смежных прав, следует подчеркнуть новизну регулирования
смежных прав не только в нашей стране, но во всех бывших республиках СССР.
Насколько удачны комментируемые нормы, а также нормы Закона о авторском праве
и смежных правах, покажет только практика их применения. В обоих нормативных
актах в полной мере учтены требования специализированных международных организаций
в области охраны авторских и смежных прав, а также положения важнейших международных
конвенций, к которым предстоит присоединиться нашей стране.

Комментарий к главе 52.
"Право на изобретение, полезную модель, промышленный образец"

1. Значительное место среди объектов интеллектуальной собственности занимают
такие результаты интеллектуальной творческой деятельности как изобретения,
полезные модели и промышленные образцы. Вместе с товарными знаками, знаками
обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров они охватываются общим
названием "объекты промышленной собственности". Это устанавливается в ст.
1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883
г. (Далее - Парижская конвенция), распространяющей свое действие и на территорию
Республики Казахстан. Парижской конвенцией промышленная собственность понимается
"в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю
в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства
и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного
происхождения".
Термин "промышленная собственность" прочно вошел в законодательство РК.
В целом же по сравнению с законодательством бывшей КазССР в правовом регулировании
перечисленных, достаточно известных объектов произошли кардинальные изменения.
Если кратко выразить суть этих изменений, то они сводятся к установлению совершенно
иного, чем в советское время, режима использования данных объектов и правового
оформления такого режима. В области охраны изобретений, полезных моделей и
промышленных образцов на смену советской системе авторского свидетельства
пришла признанная и действующая во всем мире патентная система охраны этих
объектов промышленной собственности.
Основные черты советского изобретательского права сводились к тому, что
автор или иное управомоченное лицо, чаще всего работодатель, подавали заявку
на оформление своего результата авторским свидетельством (реже патентом) в
единое для всех республик страны патентное ведомство Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий. После экспертизы производилась выдача
охранного документа и публикация. После этого изобретение могло использоваться
"советскими государственными, кооперативными предприятиями, организациями
и учреждениями исходя из интересов государства и собственных интересов, без
специального на то разрешения" (п. 27 Положения об открытиях, изобретениях
и рационализаторских предложениях от 21 августа 1973 г.). Иная картина была
при оформлении изобретения патентами, но законодательство было настолько неблагоприятно
для патентовладельцев, что на изобретения, предназначенные для использования
только в СССР, патенты почти не оформлялись. В основном патентами защищались
изобретения, имевшие перспективу реализации или заключения лицензионного соглашения
за рубежами страны.
Таким образом, право использования абсолютного большинства объектов промышленной
собственности в бывшем СССР было обобществлено и принадлежало государству.
Ситуация коренным образом изменилась с обретением РК государственной
независимости. В целях скорейшей интеграции в мировое экономическое сообщество
было принято решение о внедрении на территории нашей страны патентной формы
охраны объектов промышленной собственности и создании национальной патентной
системы.
Суть патентной формы охраны заключается в том, что автор изобретения,
полезной модели или промышленного образца или иное управомоченное им лицо
для закрепления авторства и права использования технического достижения подает
в уполномоченный государством орган (организацию) - патентное ведомство -
заявку на получение удостоверенного авторитетом государства охранного документа
- патента. Предварительный патент и патент на изобретение, промышленный образец,
патент на полезную модель (далее - охранные документы) удостоверяют прежде
всего исключительное право их обладателя, именуемого патентообладателем, на
использование объекта промышленной собственности. Содержание исключительного
права патентообладателя четко регламентировано ст. 992 ГК. Патентообладателю
принадлежит широкий выбор возможностей по реализации своего исключительного
права: реализовать техническое решение в собственном производстве, уступить
третьим лицам право использования полностью на все время действия патента,
уступить свое право полностью или частично на определенный промежуток времени,
отказаться от использования вообще (правда, при определенных условиях). Данное
исключительное право является абсолютным - третьи лица должны воздерживаться
от его нарушения и могут использовать объект только по разрешению правообладателя,
как правило, на возмездной основе.
Упомянутая статья подробно регламентирует круг действий, способных нарушить
исключительные и абсолютные права патентообладателя. Отметим, что при наличии
нарушения прав не принимается в расчет субъективное отношение нарушителя к

<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>