<< Пред. стр.

стр. 34
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

содеянному им. Нарушение прав патентовладельца, имевшее место при отсутствии
договорных отношений между нарушителем и правообладателем, расценивается с
позиций норм деликтного права.
Патентные отношения отличаются четкой регламентированностью прав и обязанностей
их участников. Большей, по сравнению с авторским правом, формализацией отличается
регистрация объекта и закрепление первичных, после создания изобретения, патентных
прав. Это объясняется необходимостью четкого установления автора изобретения
и точного его обособления от такого же или сходного творения другого лица.
Ведь в отличие от произведения литературы или искусства, являющегося неповторимым
и оригинальным, изобретение в принципе повторимо. Например, тысячи ученых
озадачены поисками эффективного средства против СПИДА. Несколько из них могут,
идя каждый совершенно самостоятельным путем, придти к одному и тому же творческому
результату и изобрести одно и то же лекарство. Более того, они могут придти
за оформлением своих прав в один и тот же день!
Объекты патентования ценны не своей формой (хотя это немаловажно для
промышленных образцов), а содержанием, имеющим зачастую большую коммерческую
ценность. Именно этим объясняется стремление к обособлению прав различных
субъектов. Большая коммерциализация патентных отношений хорошо видна из текста
ст. 993 ГК - практически на любой стадии оформления созданного объекта, начиная
с подачи и рассмотрения заявки любые будущие права могут быть переданы полностью
или частично другому лицу.
По сравнению с действовавшей в СССР системой авторского свидетельства,
патентная система призвана превратить технические решения, ранее бывшие объектом
обобществления государства, в рыночный товар, объект будущих гражданско-правовых
сделок. В этом плане ст. 993 и 994 ГК предоставляют автору и патентообладателю
широкий выбор правомочий, составляющих их исключительное право.
Для регулирования новых отношений в области технического творчества формируется
отдельная подотрасль гражданского законодательства, институт права интеллектуальной
собственности и гражданского права в целом патентное право. Патентное право
регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные
отношения, возникающие при создании и использовании изобретений, полезных
моделей и промышленных образцов.
Таким образом, известный во всем мире и действовавший в досоциалистический
период на территории Казахстана институт "патентное право" по сути дела реанимирован
и заменил социалистическое изобретательское право. Вместе с тем, не произошло
полного восстановления патентного права царской России. С учетом реалий современного
рыночного хозяйства, требований мировой системы, а также уровня патентно информационной
обеспеченности нашей страны в Казахстане внедрена самостоятельная оригинальная
система патентования. Ниже мы остановимся на этих особенностях.
При изучении комментируемой главы следует иметь в виду, что в нее включены
только нормы патентного права, имеющие наиболее принципиальное, основополагающее
значение. Много норм отсылочного характера, которые необходимо применять вместе
с нормами специальных патентно-правовых актов. Можно сказать, что в данной
главе присутствуют проверенные временем нормы специального законодательства,
служащие основой для более полного правового регулирования патентных отношений.
Исторически сложилось так, что отраслевое патентное законодательство
начало развиваться ранее принятия Общей и тем более, Особенной части нового
ГК Республики Казахстан. Данная подотрасль включает в себя нормативные акты
различного уровня. Прежде всего это нормы Общей части ГК. Статьи 14, 22 ГК
закрепляют патентные права в составе права интеллектуальной собственности,
являющейся частью общей право- и дееспособности гражданина. Статья 59 ГК предполагает
возможность внесения патентных прав в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного
товарищества. Статья 115 ГК предусматривает патентные права в составе объективированных
результатов творческой деятельности, являющихся разновидностью объектов гражданского
права, а ст. 119 ГК включает их в состав предприятия как имущественного комплекса.
Статья 125 ГК устанавливает исключительное право как правовое основание владения
всеми результатами интеллектуальной творческой деятельности, в том числе и
технических достижений.
Среди отраслевых законов, регулирующих патентные отношения важнейшее
и главное место занимает Патентный закон Республики Казахстан от 16 июля 1999
г.,(*) (далее - Патентный закон), который является по сути дела новой редакцией
Патентного закона Республики Казахстан от 24 июня 1992 г. Новый Патентный
закон, так же как и прежний, регулирует имущественные, а также связанные с
ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой
охраной и использованием объектов промышленной собственности, защищаемых патентом.
Можно констатировать, что семь лет существования прежнего Закона показали
жизненность и эффективность его норм и прежде всего - удачность избранной
Казахстаном системы патентования объектов промышленной собственности. Новый
Патентный закон Республики Казахстан принят в связи со вступлением Казахстана
во Всемирную торговую организацию и необходимостью отражения в нашем законодательстве
требований "Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности"
(ТРИПС), а также в связи с принятием Общей и Особенной частей ГК. Его текст
приведен в соответствие с терминологией ГК и другого современного законодательства,
однако принципы функционирования патентной системы остались неизменными.
Наряду с законами республики, являясь частью ее законодательства, действуют
многосторонние и двусторонние международные договоры Республики Казахстан
в патентной области. 5 февраля 1993 г. Правительство нашей страны подписало
"Декларацию Республики Казахстан о Международных Договорах в области охраны
промышленной собственности" и направило ее во Всемирную Организацию Интеллектуальной
Собственности (Далее - ВОИС). Было заявлено, что на территории Республики
Казахстан после распада СССР будут продолжать применяться Конвенция, учреждающая
ВОИС, заключенная в Стокгольме в 1967 г.; Парижская конвенция по охране промышленной
собственности, заключенная в Париже в 1883 г. и пересмотренная в Стокгольме
в 1967 г.; Договор о патентной кооперации (РСТ), заключенный в Вашингтоне
в 1970 г. С 5 ноября 1995 г. на территории Казахстана действует Евразийская
патентная конвенция, совершенная в Москве 9 сентября 1994 г. Ее участницами
в настоящее время являются 9 стран, бывших республик СССР.
Двустороннее Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством
Российской Федерации в области охраны промышленной собственности заключено
28 марта 1994 г. Аналогичные Соглашения подписаны с правительствами Азербайджана,
Грузии, Кыргызстана и Узбекистана. Перечисленные международные конвенции и
соглашения существенно облегчают в процедурном и финансовом отношениях международное
патентование граждан и организаций Республики Казахстан, распространяя на
них национальный режим других государств.
Нормативные акты следующего уровня - Указы Президента и постановления
Правительства нашей страны в данной области посвящены в основном построению
и регулированию патентной системы, понимаемой нами как совокупность государственных
органов и иных организаций, обеспечивающих закрепление и охрану патентных
прав. Среди таких актов следует отметить Указ Президента Республики Казахстан
от 23 июня 1992 г. "О Национальном патентном ведомстве при Кабинете Министров
Республики Казахстан", одноименное постановление Кабинета Министров Республики
Казахстан от 21 июля 1992 г. N 622. Ряд постановлений Правительства посвящен
порядку оплаты и размерам пошлин за патентование, порядку обмена охранных
документов бывшего СССР на патенты Республики Казахстан. Отдельно следует
отметить постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 11 августа
1994 г. N 896, утвердившее Положение о служебных изобретениях, полезных моделях
и промышленных образцах, создаваемых в Республике Казахстан.
Патентно-правовые отношения отличаются сложностью и в целях правильного
применения правовых норм и облегчения патентования патентное ведомство - издает
инструктивно - методические материалы. Их достаточно много. Отметим в качестве
важнейших Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на изобретение
и полезную модель, аналогичные правила по промышленному образцу, инструктивные
письма по проблемным вопросам патентования.
После таких предварительных замечаний об особенностях патентной формы
защиты изобретений и современного состояния патентного дела в нашей стране
остановимся более подробно на отдельных особенностях и проблемах патентного
права нашей страны.
2. Главная особенность патентной системы Республики Казахстан отражена
в тексте ст. 991 ГК. Она заключается в том, что на такие объекты как изобретение
и промышленный образец могут быть выданы два охранных документа - предварительный
патент и патент.
С точки зрения "веса", содержания правомочий патентообладателя оба охранных
документа абсолютно одинаковы и удостоверяют полный комплекс исключительных
прав.
Разница между ними заключается прежде всего в сроке действия, а также
в процедуре и продолжительности оформления. Предварительный патент на изобретение
действует в течение 5 лет, а патент - в течение 20 лет.
Процедура выдачи предварительного патента отличается от действий по выдаче
патента тем, что проводится только так называемая формальная экспертиза, которая
сводится к проверке относимости указанного в заявочных материалах объекта
к охраняемым объектам промышленной собственности, наличия и правильности составления
требуемых патентным законом документов. Проверки технического решения на соответствие
критериям патентоспособности - новизны, изобретательского уровня и промышленной
применимости - не проводится. Проверка наличия этих критериев называется еще
экспертизой изобретения по существу. Для проведения такой экспертизы необходимо
предварительно провести так называемый патентный поиск аналогов изобретения
в специализированном и полном патентном фонде.
Эти критерии проверяются только в том случае, если обладатель предварительного
патента или третьи лица, желающие обжаловать выдачу предварительного патента,
требуют проведения такой проверки. Обладатель предварительного патента может
ходатайствовать о проведении экспертизы по существу для того, чтобы преобразовать
свой предварительный патент в патент и тем самым увеличить срок правовой охраны
объекта до 20 лет.
Возможность же проведения экспертизы изобретения по существу по требованию
третьих лиц означает, что по ее результатам выдача предварительного патента
может быть оспорена, а сам предварительный патент может быть признан недействительным.
То есть, предварительные патенты на изобретение и промышленный образец выдаются
патентным ведомством на риск и под ответственность заявителя. Именно он отвечает
за достоверность сведений, первоначально подаваемых в виде заявки.
Избранная в Казахстане система предварительного патента делает суды важнейшим
звеном патентной системы и требует высокой квалификации судей, рассматривающих
сложные патентные споры, являющиеся спорами по поводу объектов науки и техники.
Избранная нашей страной патентная система с выдачей двух охранных документов
называется в специальной литературе явочно-проверочной системой, так как для
получения первого охранного документа заявителю необходимо "явиться" в ведомство
и выполнить минимум формальностей. Проверочной, потому что экспертиза возможна
позже. Разновидности такой системы приняты во многих странах мира - Швейцарии
(кроме патентов на изделия текстильной и часовой промышленности), Франции,
Голландии, ряде стран СНГ и др. Она хороша тем, что позволяет быстро получить
полноценный охранный документ и внедрить новшество в производство, удовлетворить
спрос рынка на определенные товары, избежать расходов по дорогостоящей экспертизе.
Важно учитывать и то, что в наш динамичный век изобретения устаревают довольно
быстро и 5 - 8 лет бывает вполне достаточно для получения искомых материальных
выгод. К тому же, у авторов и иных лиц появляется определенная альтернатива
поведения. Если изобретение серьезное и есть экономический интерес охранять
его длительное время, то можно ходатайствовать о получении долговременного
патента.
После распада СССР новые страны, бывшие союзные республики были вынуждены
внедрить такие системы - весь информационный массив, необходимый для проведения
патентных поисков, остался в России. Но время показало, что по своей сути
эта система прогрессивна и удобна для заявителей. Так, из 7456 первичных заявок
на получение охранных документов на изобретения, поданных в Патентное ведомство
Казахстана за 1992 - 1997 годы, 6796 или 91% заявителей пожелали получить
предварительный патент. Эта система очень экономична для небогатых заявителей
нашей страны и демократична, так как лишена неудобств рутинного делопроизводства,
характерного для патентных систем с обязательной полной экспертизой.
В целях увеличения реального срока действия предварительного патента
в комментируемом кодексе и Патентном законе Республики Казахстан предусмотрено
продление срока действия предварительного патента по ходатайству заявителя
на изобретение на 3 года с доведением всего срока его действия до 8 лет. В
Патентном законе 1992 г. возможности такого продления не предусматривалось.
Новеллой, относящейся к изобретениям, является п.2 ст. 991 ГК, содержащая
определение изобретения как технического решения, являющегося новым, имеющего
изобретательский уровень и промышленно применимого. Оно созвучно определению
п. 21 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях
бывшего СССР. Изобретение признавалось им как новое и обладающее существенными
отличиями техническое решение в любой области народного хозяйства, социально-культурного
строительства или обороны страны, дающее положительный эффект. В отличие от
советского законодательства, патентные законы всех стран СНГ, включая Россию,
не содержат какого - либо определения изобретения. Видимо, сыграла свою роль
стойкая аллергия на советское законодательство и систему авторского свидетельства.
Определение это критиковалось как устаревшее и не позволявшее экспертам успевать
за бурным развитием техники. В качестве довода приводилось и отсутствие такого
определения в законодательстве ряда западных стран. Но, как водится, в пылу
полемики забыли и несомненно положительную роль наличия такого определения.
Имеется в виду определение изобретения как "технического решения задачи".
В пользу его неприятия приводится довод, что новое законодательство всех стран
СНГ предоставило правовую охрану ранее непатентоспособным медицинским препаратам,
способам диагностирования и лечения, пищевкусовым веществам и широкому кругу
химических веществ. На первый взгляд, ряд из перечисленных здесь объектов
не укладывался в понятие технического решения задачи. Но это только на первый
взгляд. Не следует слово "техническое" расценивать только как относящийся
к области техники. Оно ведь может выступать как исключающее возможность решения
задачи организационными, формально-логическими, экономическими и т.д. способами.
Именно во включении в определение признака решения задачи техническими способами
лежит рубеж между объектами промышленной собственности и так называемыми непатентоспособными
решениями. К таковым п. 3 ст. 6 Патентного закона относит открытия, научные
теории и математические методы, методы организации и управления хозяйством,
условные обозначения, расписания и правила и пр. С помощью таких способов
и приемов также решаются утилитарные задачи, но это не техническое, а иное
решение.
В пользу необходимости определения изобретения говорит и соображение
логичности текста закона. Ведь другим объектам - полезным моделям и промышленным
образцам - дано законодательное определение. Почему изобретения нужно определять
только критериями патентоспособности?
Чтобы быть объектами патентной охраны, изобретение, полезная модель и
промышленный образец должны отвечать критериям патентоспособности, изложенным,
но не раскрытым в ст. 991 ГК. Их раскрытие содержится в статьях 6 - 8 Патентного
закона.
Изобретение считается новым, если оно не известно из сведений об уровне
техники. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста
явным образом не следует из уровня техники. В свою очередь, сведения из уровня
техники включают любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета
изобретения. То есть, новизну и изобретательский уровень не порочат сведения
для служебного пользования или засекреченные, не позволяющие ознакомиться
с ними открытым способом. При установлении новизны изобретения в сведения
об уровне техники входят ранее поданные в Патентное ведомство неотозванные
заявки на изобретения и полезные модели других авторов, а также запатентованные
в РК изобретения и полезные модели.
Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано
в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.
На практике возникают вопросы об отличии изобретений от полезной модели,
а также о целесообразности выделения последней как самостоятельного объекта
правовой охраны. Следует отметить, что полезная модель является новым для
законодательства республики объектом, очень привлекательным для изобретателей
ввиду простоты и экономичности оформления прав для получения полноценной патентной
защиты. Статья 991 ГК, а также статья 7 Патентного закона определяет полезную
модель как конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления,
а также их составных частей (устройство). Отсюда следует, что по законодательству
нашей страны полезной моделью может быть только устройство (конструкция, пространственное
расположение элементов), но никак не вещество или способ.
Для патентоспособности полезных моделей не требуется наличия критерия
изобретательского уровня, необходимого для изобретений. По этому признаку
полезные модели в законодательстве ряда стран называют "малыми изобретениями".
В Патентном законе ФРГ для оценки уровня полезных моделей существует термин
"изобретательский шаг", подчеркивающий их малое значение по сравнению с изобретениями,
имеющими изобретательский уровень.
3. Круг субъектов патентных отношений в ГК подробно не представлен, однако
его уяснение очень важно для полного понимания существа комментируемых отношений.
Это авторы, соавторы объекта промышленной собственности; заявитель - лицо
подавшее заявку на получение патента; лицо, указанное в заявке как имеющее
право на получение патента; патентное ведомство; патентовладельцы; работодатель;
лицензиар; лицензиат; правопреемники по различным основаниям перехода прав.
Понятие и содержание терминов "автор" и "соавтор" в отношении объектов
патентного права не отличаются от их интерпретации, закрепленной в нормах
Общих положений Раздела V и схожи с аналогичными моментами авторского права.
Поэтому ст. 994 и 995 ГК об авторах и соавторстве достаточно понятны и не
требуют особых комментариев.
Новеллами, изменяющими отраслевое патентное законодательство, являются
нормы ст. 996 и 998 ГК о служебных изобретениях и порядке выплаты вознаграждения
по ним. В отличие от ст. 9 Патентного закона от 24 июня 1992 г., устанавливающей
право работодателя на получение охранного документа на объект, созданный работником
в связи с выполнением им служебных обязанностей, только при наличии соглашения
между ним и работником, ст. 996 ГК закрепляет безусловное право работодателя
на патент. Только договор работодателя и работника о передаче права на получение
патента последнему может изменить общее правило. Аналогичное правило закреплено
в ст. 10 нового Патентного закона.
На практике достаточно часто возникают разногласия между работодателями
и авторами служебных изобретений по поводу размера вознаграждения. Казалось
бы, в ст. 9 Патентного закона от 24 июня 1992 г. закреплен демократичный договорный
порядок, предусматривающий, что вознаграждение автору должно быть соразмерно
выгоде, полученной работодателем от использования объекта. Однако зачастую
эти договоры явно не в пользу работника, либо соглашения о размере вознаграждения
не удается достичь. Не спасает положения и возможность передачи спора о размере
вознаграждения в суд. Суды в свою очередь обращаются в Патентное ведомство
за экспертными рекомендациями о размере вознаграждения по конкретным спорам.
Мы полагаем, что подобные ситуации будут исключены при использовании новеллы,
содержащейся в ст. 997 ГК и ст. 10 Патентного закона - при невозможности соразмерить
вклад автора и работодателя в создание служебного объекта промышленной собственности
за автором признается право на половину выгоды, которую получил или должен
был получить работодатель.
4. Заслуживают внимания проблемные в теоретическом плане и часто вызывающие
практические затруднения вопросы о пределах действия и объеме патентных прав.
Этому посвящен ряд статей Патентного закона, комментируемого кодекса, а также
иных законодательных источников Республики Казахстан.
Отправной точкой для правильного понимания этих вопросов является положение
о том, что в рыночной экономике права, предоставляемые патентом, есть вид
монополии правообладателя. Исключительность патентных прав, их абсолютный
характер являются правовым основанием для существования монополии. Наиболее
полно это выражено в ст. 992 ГК. Вместе с тем, патентная монополия есть разрешенная,
и, более того желательная для рыночной экономики монополия. Без установления
такой монополии, как это доказано опытом социалистического хозяйствования,
невозможно достичь заинтересованности авторов - в создании новых изобретений,
промышленников - в их внедрении, а в целом систему хозяйствования - в обновлении
технологий и выборе интенсивного, а не экстенсивного пути развития.
В пользу высказанного свидетельствует антимонопольное законодательство.
Так, статья 3 Закона Республики Казахстан от 11 июня 1991 г. "О развитии конкуренции
и ограничении монополистической деятельности" устанавливает, что его нормы
не распространяются на права, вытекающие из законодательства "об изобретениях,
промышленных образцах, товарных знаках, знаках обслуживания и авторских правах,
за исключением тех случаев, когда соответствующие права умышленно используются
их обладателями в целях ограничения конкуренции".
Вместе с тем, неограниченная монополия на эти объекты может привести
к сдерживанию отдельными лицами - правообладателями прогресса на определенных,
в основном новых направлениях развития науки и техники. Чтобы не допустить
этого, статьями 998, 999, 1002 и 1004 комментируемого кодекса установлены
пределы осуществления патентных прав, а также меры, стимулирующие добровольный
отказ правообладателей от принадлежащей им монополии.
Действие предварительных патентов и патентов, выданных уполномоченным
органом РК, ограничено территорией нашей страны. В свою очередь, национальные
патенты других государств не действуют на нашей территории.
Что касается патентов, выданных международными организациями, то в настоящее
время на территорию нашей страны распространяют свое действие только евразийские
патенты, поскольку, как мы отмечали выше, Республика Казахстан является участницей
Евразийской патентной конвенции.
Если иностранные лица хотят защитить свои изобретения и другие объекты
на нашей территории, они должны подать заявку на объект с выполнением всех
требований патентного законодательства Казахстана и получить ее охранные документы.
При этом необходимо отметить, что иностранные лица не могут напрямую обратиться
в патентное ведомство. В соответствии со ст. 36 Патентного закона их заявки
должны быть поданы через патентного поверенного, зарегистрированного в патентном
ведомстве. Полномочия патентного поверенного удостоверяются доверенностью,
выданной ему иностранным заявителем.
Профессия патентного поверенного является новой для нашей страны. Введение
такого института вызвано необходимостью адаптировать иностранные заявки к
требованиям казахстанского законодательства, перевода ее материалов, и, главным
образом, формулы изобретения, на казахский или русский языки, ведения переписки
с ведомством. В настоящее время в Казахстане аттестовано 34 патентных поверенных
- граждан Республики Казахстан. В основном это специалисты в различных отраслях
науки и техники, имеющие также и познания в юриспруденции.
Патентная монополия ограничена также и во времени. Статья 999 устанавливает
эти сроки. Началом течения срока действия патента и охраны объекта является
дата подачи заявки, а реальные действия по защите прав могут быть осуществлены
после выдачи патента.
Истечение сроков патента означает, что исключительное право его обладателя
прекращается и любые лица могут по своему усмотрению использовать его изобретение
без выплаты вознаграждения. Однако личные неимущественные права продолжают
при этом действовать без ограничения срока.
Патентообладатель может в любое время действия патента объявить о предоставлении
им любому лицу права использования изобретения или иного объекта. Это действие
называется открытой лицензией и, по сути дела, является своеобразной открытой
офертой заключить сделку. Пожелавший воспользоваться открытой лицензией обязан
заключить с патентообладателей договор о платежах. Важно помнить, что заявление
об открытой лицензии является безотзывным. Патентообладатель не может отказать
кому-либо, либо вообще отказаться от такого заявления (например, найдя сразу
после публикации конкретного выгодного лицензиара). Введение такого правомочия
и корреспондирующих ему обязанностей свидетельствует о стремлении законодателя
смягчить реалии патентной монополии.
В патентных отношениях возможно параллельное существование наряду с исключительными
павами патентообладателя и прав третьих лиц на охраняемое решение. Это предусмотренное
в ст. 1004 право преждепользования. Его суть ясна из теста статьи, отметим
только, что непременным условием для преждепользования является использование
объекта третьим лицом до даты приоритета и факт создания этим лицом объекта
независимо от автора. Законодатель стремится здесь к достижению компромисса
интересов и предоставляет третьему лицу право дальнейшего использования объекта,
но без расширения сложившегося объема использования.
Одной из основных обязанностей патентовладельца является обязанность
использовать техническое решение. В целях полного удовлетворения интересов
общества государство может установить меры, принуждающие патентовладельца
использовать изобретение или иной объект промышленной собственности. Возможность
этого установлена в ст. 1005 ГК, а конкретные меры указаны в ст. 11 Патентного
закона. При неиспользовании или недостаточном использовании патентообладателем
изобретения или промышленного образца в течение пяти лет с даты публикации
сведений о выдаче предварительного патента, а полезной модели в течение трех
лет с даты публикаций сведений о выдаче патента, лицо, желающее и готовое
использовать охраняемый объект, в случае отказа патентообладателя от заключения
лицензионного договора, может обратиться в суд с ходатайством о предоставлении
ему принудительной лицензии. Если патентообладатель не докажет, что неиспользование
или недостаточное использование обусловлены уважительными причинами, суд предоставляет
указанную лицензию с определением пределов использования, размера, сроков
и порядка платежей.

Комментарий к главе 53.
"Права на селекционные достижения"

1. Новеллой комментируемой главы является введение патентной охраны новых
сортов растений и новых пород животных, называемых еще в литературе и законодательстве
селекционными достижениями. Ранее законодательство Казахстана не знало охраны
таких объектов гражданско-правовыми средствами.
В более точном и полном смысле под селекцией как видом научной деятельности
понимается: выведение новых и улучшение существующих сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов путем искусственного мутагенеза и отбора,
гибридизации, генной и клеточной гибридизации; соответствующий раздел знаний
и прикладная научная дисциплина; отрасль сельскохозяйственного производства,
занимающаяся селекцией. Несмотря на кажущуюся специфичность процесса создания
селекционных достижений, уже в этот период возникает необходимость в правовом
регулировании ряда связанных с ним вопросов. Аграрно - индустриальный характер
экономики Казахстана требует, чтобы правовым регулированием охватывались как
создание, выявление, выведение, так и использование селекционных достижений.
В отличие от правового регулирования объектов авторского и патентного
права, когда наряду с ГК, а по патентным отношениям и до его принятия, действовали
комплексные специальные нормативные акты, по селекционным достижениям отраслевого
законодательства не было. В 1995 году силами представителей аграрной науки
и юристов был подготовлен проект Закона Республики Казахстан "Об охране селекционных
достижений", который, однако, принят только в июле 1999 г. Наиболее общие
моменты его содержания легли в основу комментируемой главы и являются основой
для дальнейшего развития законодательства Республики Казахстан о селекционных
достижениях.
В целях законодательной экономии, а также подчеркивая близость принципов
патентно - правовой охраны селекционных достижений и иных объектов промышленной
собственности, п. 3 ст. 1006 распространяет ряд норм патентного права на комментируемые
отношения, если законодательными актами о селекционных достижениях не предусмотрено
иное.
Вместе с тем, этих статей вместе с нормами главы 25 кодекса явно недостаточно
для непосредственного применения по защите конкретных объектов, так как в
соответствии с пунктом 2 ст. 1006 наиболее важные нормы, устанавливающие собственно
механизм патентования - условия правовой охраны селекционных достижений, порядок
оформления и выдачи патента на сорта растений и породы животных - устанавливаются
иными, чем ГК, законодательными актами. Таким законодательным актом является
Закон Республики Казахстан "Об охране селекционных достижений", принятый 13

<< Пред. стр.

стр. 34
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>