<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

знала или должна была знать.
Статья 477 ГК предусматривает правила определения величины убытков при
расторжении договора поставки. Так, сторона, расторгнувшая договор вследствие
нарушения обязательства контрагентом, а затем в разумный срок после расторжения
купившая (продавшая) товар по более высокой (низкой), но все же разумной цене,
вправе требовать от контрагента возмещения убытков в виде разницы между первоначальной
договорной ценой и ценой совершенной взамен сделке (п. 1 и п. 2 ст. 477 ГК).
В то же время п. 3 ст. 477 ГК содержит новое для нашего законодательства
правило о способах определения так называемых "абстрактных убытков"1. Указанные
убытки исчисляются в виде разницы цен двух состоявшихся (конкретных) сделок.
Так, если после расторжения договора вследствие нарушения обязательства контрагентом
потерпевшая сторона не совершила другой сделки взамен расторгнутого договора,
величина понесенных ею убытков определяется в виде разницы между договорной
ценой и текущей ценой на данный товар в момент расторжения договора. Текущей
признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный
товар в месте предполагавшейся его передачи. Величина реального ущерба, взыскиваемого
помимо упущенной выгоды, определяется по общим правилам п. 4 ст. 9 ГК. Эти
меры ответственности являются в нашем законодательстве более прогрессивными,
чем в прежнем законодательстве.
Прекращение договора поставки. Общие основания и порядок расторжения
(изменения) договора купли-продажи, предусмотренные § 1 главы 30 ГК, применительно
к поставке конкретизируются в ст. 476 ГК. Так, односторонний отказ от исполнения
договора поставки (или его изменение) допускается в случаях существенного
нарушения его условий одной из сторон. Такими нарушениями для поставщика считаются:
а) поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые нельзя
устранить в приемлемый для покупателя срок,
б) неоднократная просрочка поставки.
Существенные нарушения договора покупателем выражаются в:
а) неоднократной просрочке оплаты товаров
б) неоднократной невыборке товаров .
В то же время п. 4 ст. 476 ГК предусматривает возможность предусмотреть
в договоре иные основания отказа от исполнения договора поставки. К ним относятся,
например: поставка недоброкачественных (или некомплектных) товаров, просрочка
поставки или оплаты, невыборка товаров и непредставление отгрузочной разнарядки.
Однако ст. 476 ГК, перечисляет не только особые основания, но и соответствующий
им порядок расторжения (изменения) договора поставки. Указанный договор считается
расторгнутым (измененным), по общему правилу, с момента получения одной стороной
уведомления контрагента об одностороннем отказе от исполнения договора полностью
или частично. Таким образом, в случаях существенного нарушения договора поставки,
предусмотренных п.п. 2 и 3 ст. 476 ГК, не требуется ни обращения в суд с иском,
ни предварительного получения согласия контрагента на расторжение (изменение)
договора, о необходимости которых говорит п. 2 ст. 402 ГК. В международной
практике регулирования положений по расторжению договора существует следующее
правило: расторжение договора освобождает обе стороны от их обязательств по
договору при сохранении права на взыскание могущих подлежать возмещению убытков.
Расторжение договора не затрагивает каких-либо положений договора, касающихся
порядка разрешения споров или прав и обязательств сторон в случае его расторжения
( см. ст. 81 Конвенции о договорах международной купле-продаже товаров)1.
Если же нарушение договора поставки не носит существенного характера
(т.е., как правило, является однократным), процедура расторжения (изменения)
договора регулируется не п. 4 ст. 476 ГК, а общими правилами ст. 401 ГК.

§ 4. Договор контрактации

Договор контрактации регулирует отношения по заготовке сельскохозяйственных
продуктов и сырья. Договор контрактации - один из видов купли-продажи, тесно
связанный с договором поставки. К отношениям по контрактации применяются нормы
о договорах поставки (п. 2 ст. 478 ГК). Наряду с ГК отношения по контрактации
регулируются рядом отдельных нормативных актов, применяемых чаще к поставке
конкретной сельскохозяйственной продукции. Следует отметить, что такого рода
нормативные акты чаще регулируют отношения по заготовке сельскохозяйственной
продукции для нужд государства. Особенностью этих договоров контрактации является
участие государства в лице уполномоченных органов в качестве стороны-заготовителя.
Это, например: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 8
апреля 1993 г. N 279 "О закупке сортовых и гибридных семян зерновых, зернобобовых,
масличных культур и трав в государственные ресурсы из урожая 1993 года"; Постановление
Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 сентября 1994 г. N 1013 "О порядке
заготовок зерна для государственных нужд урожая 1994 года"; Распоряжение Премьер-Министра
Кабинета Министров Казахской ССР от 19 апреля 1991 года N 62-Р " О сдаче племенного
скота" и др.
Договор контрактации является возмездным, консенсуальным и взаимным.
Отличие же от других видов купли-продажи, в том числе и от договора поставки,
состоит в субъектном составе и предмете.
В соответствии со ст. 478 ГК в договоре контрактации производитель сельскохозяйственной
продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную
продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для
переработки или продажи.
Следовательно, сторонами договора контрактации продавцом является производитель
сельскохозяйственной продукции и заготовитель-контрактант. В качестве поставщиков
выступают сельскохозяйственные организации - фермы, товарищества и т.п., в
качестве - покупателей предпринимателизаготовители. По мнению некоторых авторов,
государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя, не могут участвовать
в договоре контрактации.1 Данное мнение, на наш взгляд, является спорным,
так как возможны случаи закупок сельскохозяйственной продукции для государственных
нужд, тогда стороной выступает государство, интересы которого представляют
специальные лица - государственные заказчики уполномоченные органы.
В качестве продавца в договоре контрактации может выступать субъект,
который непосредственно занимается производством сельскохозяйственной продукции.
Обычно это индивидуальные предприниматели, главы крестьянских или фермерских
хозяйств, или коммерческие организации, уставная деятельность которых есть
сельскохозяйственное производство. Поэтому, если реализация сельскохозяйственной
продукции, произведенной кем-либо другим, будет осуществляться в форме договора
поставки или купли-продажи, но не контрактации. Заготовителем, контрактантом
также является своеобразный субъект, специализирующийся на переработке, заготовке
именно сельскохозяйственной продукции.
Предметом договора контрактации может быть любая продукция сельскохозяйственного
производства (растениеводства, животноводства, звероводства и т.д.). Предметом
("продукцией") являются вещи, определяемые родовыми признаками, причем не
все, а только произведенные или выращенные поставщиком (например, не арбузы
вообще, а лишь выращенные данным хозяйством).
Особенности данного договора состоят в том, что продукция, являющаяся
предметом договора контрактации, закупается для последующей переработки или
продажи (п. 1 ст. 478 ГК). Объектом договора контрактации может быть не только
сельскохозяйственная продукция или сырье (к примеру, мясо), но и продукты
их переработки (например колбасные изделия). В большинстве случаев контрактуются
будущие товары урожай, приплод, которых еще не существует на момент заключения
договора. Однако в отношении продажи продуктов переработки сельскохозяйственного
сырья моменты заключения и исполнения договора контрактации иногда могут и
совпадать. Определение предмета договора контрактации производится с помощью
двух критериев: во-первых, это продукция, полученная в такой отрасли экономики,
как сельское хозяйство. Во-вторых, это продукция, полученная методами агро-
и зоотехники, обычно применяемыми в сельском хозяйстве, т.е. путем выращивания
или сбора с использованием природы (земли, флоры, фауны) как важнейшего фактора
производства. Лишь совокупность двух указанных критериев позволяет более или
менее четко обрисовать предмет договора контрактации.
Цена не является существенным условием договора контрактации, так же
как и поставки. Ее определение производится по общим правилам, предусмотренным
для купли-продажи.
Определение срока договора контрактации для контрактации не столь важно,
ибо часто сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают:
продукцию необходимо произвести (вырастить), кроме того, следует учитывать
такую важную особенность сельского хозяйства, что производство, выращивание
его продукции находятся в прямой зависимости от естественно-природных факторов.
Так, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан
от 8 сентября 1994 г. N 1013 "О порядке заготовок зерна для государственных
нужд урожая 1994 года" поставка зерна хлебоприемным предприятиям в целях обеспечения
его подработки и сохранности должна быть осуществлена в период уборочных работ,
либо непосредственно после их завершения, независимо от состояния расчетов
за него.
Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключаются
в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность
условия о передаче товара в договоре контрактации связана с необходимостью
передать его в согласованном ассортименте.
Обязанности заготовителя сводятся к принятию товара и его оплате. В отличие
от общих норм, применяемых к купле-продаже, заготовитель, как правило, обязан
принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения,
и обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя (п. 1 ст.
479 ГК). Если договором предусмотрено принятие сельскохозяйственной продукции
в месте нахождения заготовителя (или ином указанном им месте), он не вправе
отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям
договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором
срок (п. 2 ст.479 ГК). Дополнительные обязанности заготовителя, осуществляющего
переработку сельскохозяйственной продукции, могут предусматривать возврат
производителю отходов такой переработки за соответствующую плату.
Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется
по общим нормам § 3 главы 25 ГК о поставке и § 1 той же главы о купле-продаже.
На практике оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично),
что позволяет производителям финансировать процесс производства продукции.
Особенностью договора контрактации в отличие от других договоров поставки
является наступление ответственности. В отступление от общего правила об ответственности
предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т.е. независимо
от вины, ГК предусматривается для производителя сельскохозяйственной продукции
ответственность только за вину. Производитель сельскохозяйственной продукции,
не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство,
несет ответственность при наличии его вины (ст. 481 ГК). В то же время заготовитель
отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей,
т. е. его ответственность строится на началах риска. Исключением из этого
правила является наступление ответственности при участии государства в качестве
заготовителя. Заготовитель - госорган по договору закупки сельскохозяйственной
продукции для государственных нужд, так же как и производитель, отвечает только
за вину.

§ 5. Энергоснабжение

Правовой формой, опосредствующей процессы потребления энергии, и выступает
договор энергоснабжения. С точки зрения классификации объектов гражданских
прав энергия является движимой, простой, делимой, потребляемой вещью, определяемой
родовыми признаками. Естественная специфика этого товара обусловливает ряд
существенных особенностей его оборота. Это - непрерывность (неразрывность)
процессов производства, транспортировки и потребления энергии, ограниченная
возможность ее хранения (складирования), влияние деятельности потребителей
на качество товара, наличие единых систем энерго- и газоснабжения в масштабах
страны. Обычно передача энергии потребителю невозможна без использования специальных
технических средств, соответствующей инфраструктуры: линий электропередач,
газо- и водопроводов, трансформаторных и насосных станций и т.д. Потребление
энергии также требует специального оборудования: инженерных коммуникаций,
контрольно-измерительных приборов, средств обеспечения безопасности. Система
технических устройств, обеспечивающих получение и безопасное использование
энергии потребителем, называется присоединенной сетью. Возможность передачи
и потребления энергии только через присоединенную сеть является одной из главных
особенностей договора энергоснабжения. Она позволяет отличать его от сходных
обязательств, например поставки. Так, договор, по которому осуществляется
продажа природного газа в баллонах, будет оформляться как поставка или купля-продажа.
Если же газ передается потребителю через присоединенную сеть - налицо договор
энергоснабжения. Этот договор является разновидностью купли-продажи и регулируется
нормами § 5 главы 25 ГК. В части, не противоречащей Кодексу, действуют специальные
нормативные акты об энергоснабжении: Закон Республики Казахстан "Об энергосбережении"
от 25 декабря 1997г., Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 23 декабря
1995 года N 2724 "Об электроэнергетике".
Оставшиеся неурегулированными вопросы могут решаться на основе общих
положений ГК о купле-продаже (но не норм о поставке).
Договор энергоснабжения является консенсуальньм, возмездным, взаимным.
Согласно ст. 14 Указа "Об электроэнергетике" 1995 г. поставка электрической
энергии (мощности) в единую электроэнергетическую систему оформляется договором
поставки, заключенным в соответствии с Гражданским Кодексом РК (п. 1 ст. 14
Указа). Продажа электрической и тепловой энергии (мощности) потребителям также
осуществляется на основе договора поставки заключенным в соответствии с Гражданским
Кодексом РК (п. 2 ст. 14 Указа).
В силу прямого указания ст. 387 ГК это - договор публичный, однако, требовать
его заключения абонент вправе лишь при наличии у него необходимого энергопринимающего
оборудования, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (ГК). В
зависимости от предмета и состава участников договора энергоснабжения выделяются
такие его разновидности, как: договор снабжения электрической энергией, договор
о реверсивных перетоках электроэнергии, договор о взаимном резервировании
электроснабжения, договор снабжения газом, договоры снабжения тепловой энергией,
водой, нефтью и нефтепродуктами и другие. Выделение особых видов энергоснабжения,
обусловленных только личностью потребителей (производственных, сельскохозяйственных
предприятий, государственных учреждений, других некоммерческих организаций
и т.п.), нецелесообразно, поскольку эти особенности влияют в основном лишь
на цену договора. Однако специфика энергоснабжения абонентов-граждан проявляется
и в особом характере прав и обязанностей сторон по договору, что позволяет
выделить его в особый вид договора энергоснабжения.
Сторонами договора энергоснабжения могут выступать граждане и юридические
лица. Продавцом по договору обычно является предприниматель - энергоснабжающая
организация (электростанция, производитель или перепродавец). В целях развития
конкуренции на отдельных товарных рынках (например, электроэнергии) государство
устанавливает специальные требования к субъектному составу договоров энергоснабжения.
Так, продажа и покупка электрической энергии на республиканском оптовом рынке
электрической энергии осуществляются на основании договоров с Национальной
электроэнергетической системой (п. 1 ст. 8 Указа РК "Об электроэнергетике")1
функции организатора оптового рынка электроэнергии в соответствии с Программой
дальнейшего развития рынка электроэнергии на 1997-2000 годы осуществляет акционерное
общество "Казахстанская компания по управлению электрическими сетями "KEGОC".
Сторонами этого договора являются две энергоснабжающие организации (электростанции),
которые обязуются восполнять друг у друга дефицит энергии или мощности в период
пиковых нагрузок или спадов энергопотребления. В результате происходит последовательный
переток энергии во встречных направлениях - реверс. Его сторонами являются
два промышленных абонента (потребителя энергии), взаимно гарантирующих бесперебойное
снабжение друг друга энергией. Если один из абонентов не сможет получать энергию
через свою присоединенную сеть, его будет снабжать другой абонент. Условия
этого договора существенно различаются в зависимости от того, кто является
потребителем: посредническая сбытовая организация или конечный потребитель
Алматинский ГРЭС выступает либо как покупатель, либо в качестве продавца
электроэнергии. В отдельных случаях продавцом по договору энергоснабжения
может выступать первичный потребитель, передающий принятую им энергию другому
лицу (субабоненту) с согласия энергоснабжающей организации. Покупателем (абонентом)
по договору может быть как юридическое лицо (в том числе перепродавец), так
и гражданин.
Предметом договора энергоснабжения, который является его единственным
существенным условием, обычно выступают энергия (в различных формах) и энергоносители,
т. е. вещества, выделяющие энергию в процессе их использования (пар, газ).
В силу прямого указания ст. 492 ГК предметом этого договора могут быть также
и другие товары: нефть, нефтепродукты, вода, причем этот перечень является
открытым. Если передача и использование продуктов получателем возможны только
с помощью специальной присоединенной сети, их оборот будет осуществляться
в форме договора энергоснабжения.
Цена договора в большинстве случаев определяется не самими сторонами,
а утвержденными государством тарифами. Цены (тарифы) на электрическую и тепловую
энергию в силу естественного монополизма энергоснабжающих организаций и социальной
значимости, как и отражено в законе (ст. 6 Указа РК "Об электроэнергетике")
должны подлежать подлежать государственному регулированию. Государственное
регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию (мощность)
должен осуществлять уполномоченный государственный орган.
Устанавливаются следующие виды цен (тарифов) на энергию:
- закупочная цена (тариф) на электроэнергию;
- оптовая цена (тариф) на электроэнергию, отпускаемую Национальной электроэнергетической
системой;
- цена (тариф) на электроэнергию, закупаемую или отпускаемую по импорту
и экспорту;
- цена (тариф) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям
Центральным органом государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
является Государственная регулирующая комиссия в электроэнергетике, в настоящее
время ее функции выполняет Антимонопольный Комитет РК.
Для тепловых электростанций предусмотрены зональные (территориальные)
тарифы. Для отдельных групп потребителей (граждане, сельскохозяйственные предприятия,
промышленные предприятия с различным уровнем энергопотребления) устанавливаются
поправочные коэффициенты к тарифам или специальные способы расчета цен (по
принципу "себестоимость плюс определенная норма прибыли"). Так, индивидуальные
тарифы установлены на электроэнергию, отпускаемую атомными электростанциями.
Законодательство весьма лаконично в определении содержания субабонентских
договоров (ст. 489 ГК). Здесь имеет место множественность лиц на стороне продавца
(энергоснабжающая организация и первичный потребитель). Некоторые из прав
и обязанностей продавца принадлежат либо энергоснабжающей организации, либо
абоненту, другие осуществляются ими совместно.
Субъектами по производству, передаче и потреблении электроэнергии выступают:
- Республиканское государственное предприятие - Национальная электроэнергетическая
система (в настоящее время ее функции осуществляет "KEGOC");
- региональные энергоснабжающие организации;
- самостоятельные энергопроизводящие организации, то есть организации
правами юридического лица, организационно и технологически связанные с Единой
электроэнергетической системой;
- потребители энергии - граждане и юридические лица.
С принятием Особенной части ГК возможность гражданина выступать абонентом
в договоре энергоснабжения стала бесспорной. Соответствующие положения Правил
пользования электрической и тепловой энергией должны применяться постольку,
поскольку они не противоречат ГК.
Договор энергоснабжения, по общему правилу, считается заключенным на
неопределенный срок (п. 2 ст. 490 ГК). Однако договоры с участием юридических
лиц обычно содержат условие о сроке, продолжительность которого определяется
самими сторонами. Пункты 1 и 2 ст. 483 ГК устанавливают специальные правила
о сроках, направленные на обеспечение бесперебойного снабжения потребителей
энергией. Так, договор, заключенный на срок, считается продленным на тот же
срок, если до его окончания ни одна из сторон не заявит об обратном. Если
же стороной внесено предложение о заключении нового договора, то прежнее соглашение
продолжает действовать вплоть до замены его новым (п. 4 ст. 483 ГК). Вместе
с тем, в соответствии с Программой дальнейшего развития рынка электроэнергии
на 1997-2000 годы от 31 июля 1997 г. N 1193 производящие станции с сентября
1998 года прекратили продажу электроэнергии по существующей схеме (заявка-фактоплата)
и продают электроэнергию исключительно на основании срочных контрактов, которые
структурируются на контракты по поставке постоянной мощности (форварды) и
контракты на право получения мгновенной мощности (опционы). Функционируют
торговая система и система учета (депозитарий) срочных контрактов. Форма и
порядок заключения договора различаются в зависимости от личности абонента
и целей использования товара. Так, договор на энергоснабжение юридических
лиц или граждан-предпринимателей всегда заключается в письменной форме. Если
же абонентом выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления,
договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента
к присоединенной сети в установленном порядке (п.п. 1, 2 ст.483 ГК). Это правило
имеет двоякое значение. Во-первых, договор энергоснабжения гражданина может
заключаться путем подключения к сети (без облечения в письменную форму). Во-вторых,
такой договор, совершенный в письменной форме, вступит в силу лишь с момента
фактического подключения к сети.
Содержание договора энергоснабжения. Главной обязанностью продавца является
подача абоненту энергии (энергоносителей): а) в определенном количестве; б)
с соблюдением согласованного режима подачи; в) установленного качества. В
договоре энергоснабжения условие о количестве не относится к существенным.
Количество подаваемой энергии, как следует из толкования п.п. 1 и 2 ст. 484
ГК, относится к существенным условиям договора лишь тогда, когда абонентом
является юридическое лицо или гражданин, использующий энергию для предпринимательских
целей. Одна из особенностей условия о количестве в договоре энергоснабжения
состоит в том, что оно определяет предельное количество энергии, которое вправе
получить абонент. Фактическое количество потребленной энергии, как правило,
меньше установленного договором максимума и определяется в соответствии с
данными учета (например, показаниями электросчетчика). В большинстве случаев
договор энергоснабжения дает абоненту право изменить количество принимаемой
энергии в одностороннем порядке (условие "около"), возместив при этом дополнительные
расходы продавца (п. 2 ст.484 ГК). Гражданин, использующий энергию для бытовых
нужд, вправе получать ее в любом необходимом ему количестве (п. 3 ст.484 ГК).
Своеобразие договора поставки электроэнергии в предмете поставки. Для
энергии в физическом смысле понятие количество и качество взаимозависимые
понятия. Поэтому любое нарушение условия о количестве неизбежно влечет изменение
качества (при прочих равных условиях). Поэтому подача энергоснабжающей организацией
меньшего, нежели согласованное сторонами, количества энергии означает либо
перерыв в подаче (т.е. нарушение режима), либо ухудшение качества энергии.
Соответствующим образом определяются и последствия такого нарушения. Режим
подачи энергии, т.е. количество и качество энергии, передаваемой в разное
время, определяются соглашением сторон. По общему правилу, снабжение энергией
должно производиться путем ее непрерывной подачи абоненту. Однако договор
может предусматривать и условия о перерывах (прекращениях) и ограничениях
подачи (за Единицами измерения количества энергии являются: киловатт-час или
киловольт-ампер электроэнергии, гигакалория тепловой энергии, кубический метр
газа иди воды и т.д.). Энергоснабжающая организация может подать меньшее количество
энергии, не прерывая подачи, например, в следующих случаях: понизив давление
газа в трубопроводе или его теплотворную способность (изменив химический состав);
снизив мощность, которую может использовать потребитель электроэнергии (в
результате чего падает напряжение); уменьшив температуру и (или) давление
горячей воды в отопительных сетях. В этих случаях нарушение условия о количестве
одновременно является и нарушением условия о качестве энергии, и наоборот.
Также снабжение энергией может прерываться (прекращаться) или ограничиваться
энергоснабжающей организацией в одностороннем порядке для предотвращения или
ликвидации аварий (п. 2 ст.490 ГК). В отличие от условий об ассортименте купли-продажи
и периодичности поставок, режим (график) подачи энергии является существенным
условием договора (если абонент юридическое лицо или гражданин-предприниматель).
Гражданин, использующий энергию для бытовых нужд, вправе потреблять ее в любом
режиме. Нарушение согласованного режима подачи энергии влечет применение к
энергоснабжающей организации мер гражданско-правовой ответственности. Однако
основания ответственности зависят от причины нарушения. Так, ответственность
энергоснабжающей организации за перерыв в подаче энергии наступает только
при наличии ее вины, если перерыв произошел по причинам, допускаемым законодательством
(например, вследствие аварии в присоединенной сети). В остальных случаях энергоснабжающая
организация несет ответственность на началах риска. Качество подаваемой энергии
должно соответствовать требованиям государственных стандартов и другим обязательным
правилам (ст. 486 ГК). Отдельные качественные показатели устанавливаются соглашением
сторон договора (например, напряжение электроэнергии, температура горячей
воды, давление газа). Способы определения качества энергии, учитывая их техническую
сложность, обычно регулируются в императивном порядке специальными нормативными
актами, реже - соглашением сторон. Нарушение энергоснабжающей организацией
условия о качестве дает абоненту право отказаться от оплаты такой энергии,
а также взыскать убытки в форме реального ущерба. Но, если он все же использовал
недоброкачественную энергию, энергоснабжающая организация вправе требовать
возмещения абонентом стоимости того, что он неосновательно сберег вследствие
использования этой энергии по правилам о неосновательном обогащении (ст. 953
ГК). Порядок и сроки расчетов за энергию определяются законодательством или
соглашением сторон. Сроки расчетов по договорам между юридическими лицами
определяются соглашением сторон. Просрочка оплаты энергии абонентом свыше
определенного срока дает энергоснабжающей организации право прекратить подачу
энергии. Кроме того, возможно взыскание с абонента неустойки, размер которой
определяется либо соглашением сторон (в договорах с участием юридических лиц),
либо нормативным актом (в договорах энергоснабжения граждан).
Дополнительные обязанности энергоснабжающей организации предусмотрены
для договоров с абонентами-гражданами, использующими энергию для бытового
потребления. В этих случаях энергоснабжающая организация должна обеспечивать
безопасность (надлежащее техническое состояние) энергетических сетей и приборов
учета потребления энергии (п. 2 ст. 487 ГК), а также несет другие обязанности.
Обязанности абонента по договору энергоснабжения значительно отличаются
от обязанностей покупателя при купле-продаже и включают (п. 1 ст. 487 ГК):
а) обеспечение безопасности потребления энергии;
б) соблюдение установленного режима потребления;
в) оплату принятой энергии;
г) информирование энергоснабжающей организации о нарушениях, возникающих
при пользовании энергией.
Отдельными разновидностями договора энергоснабжения могут устанавливаться
дополнительные обязанности абонента. Потребитель обязан обеспечивать безопасность
использования энергии, для чего необходимо поддерживать в надлежащем техническом
состоянии составные части присоединенной сети, находящиеся в его ведении (п.
1 ст.487 ГК). Эта обязанность не распространяется на граждан, использующих
энергию для бытовых нужд (п. 2 ст. 487 ГК). Однако граждане-потребители должны
соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, в том числе
поддерживать в исправном состоянии соответствующие устройства и приборы (краны,
газовые и электрические плиты, внутриквартирную электропроводку и т. п.).
Соблюдение абонентом режима потребления энергии, установленного законодательством
и договором, необходимо для обеспечения интересов других абонентов. Так, перерасход
энергии одними абонентами (особенно в период пиковых нагрузок энергосистемы)
может сказаться на подаче ее другим в необходимом количестве. Кроме того,
вследствие несоблюдения режима потребления может пострадать и качество энергии.
Применительно к электроснабжению законодательство специально регулирует обязанность
промышленного потребителя поддерживать качество электроэнергии на соответствующем
уровне. Нарушение установленного режима потребления даст энергоснабжающей
организации право на взыскание с абонента реального ущерба, а в некоторых
случаях - неустойки. Абонент должен оплачивать принятую им энергию. Поскольку

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>