<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

субвенций, передаваемых в местные бюджеты, не допускается.
Субъекты Российской Федерации принимают акты о субвенциях и дотациях.
К примеру, Закон Республики Башкортостан "О субвенциях районам и городам
Республики Башкортостан из республиканского бюджета и внебюджетных фондов"
от 13 июля 1993 г. <140>
Кроме общих положений закон установил порядок предоставления и использования
субвенций из республиканского бюджета Республики Башкортостан текущих и инвестиционных
субвенций, порядок контроля за их использованием органом, определяемым парламентом
Республики Башкортостан, и предоставления субвенций из внебюджетных фондов.
Ежегодно принимаемые представительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации законы о бюджетах и решения представительных
органов местного самоуправления о бюджетах имеют большое значение для экономического
развития соответствующих территорий.
Возьмем для примера Закон Воронежской области "Об областном бюджете на
1996 год", принятый областной Думой 2 февраля 1996 года, <141> содержит 40
статей. Им утвержден областной бюджет; учтены поступления, при этом показаны
суммы по основным источникам; установлены нормативы отчислений в бюджеты районов
и городов от подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятиями
и налоговыми органами, налога на прибыль предприятий, налога на прибыль, полученную
от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других
кредитных организаций и страховщиков, налога на добавленную стоимость, акцизов.
Этим законом установлены различные нормативы отчислений в областной бюджет,
а именно:
- от подоходного налога с физических лиц по предприятиям, уплачивающим
налог в бюджет Лискинского района;
- от налога на прибыль от предприятий, уплачивающих платежи как непосредственно
в областной бюджет, так и в бюджеты другого уровня (Лискинского района, городов
Воронеж и Нововоронеж);
- от налога на добавленную стоимость по предприятиям, уплачивающим платежи
как непосредственно в областной бюджет, так и в бюджеты другого уровня;
- от налога на прибыль от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских
контор, банков, других кредитных и страховых организаций, уплачивающих платежи
непосредственно в областной бюджет; лицензионные сборы за оптовую продажу
алкогольной продукции определено зачислять полностью в областной бюджет. Утвержден
список предприятий-плательщиков, уплачивающих налог на прибыль и налог на
добавленную стоимость непосредственно в областной бюджет.
Ряду плательщиков установлен централизованный порядок уплаты платежей
по налогу на прибыль в бюджет.
Определен порядок зачисления средств от взимания транспортного налога
в областной бюджет.
Установлены: ставка налога на имущество предприятий в процентах от налогооблагаемой
базы в зависимости от видов деятельности предприятий; ставка налога на имущество
физических лиц, тарифы платы за воду, забираемую промышленными предприятиями
из водохозяйственных систем; сумма централизации земельного налога в областной
бюджет.
По двадцати одной позиции законом утверждены функциональная структура
расходов и перечень защищенных статей текущих расходов областного бюджета
на 1996 год, подлежащих финансированию в полном объеме. Это заработная плата
с учетом взносов на социальное страхование и отчислений в фонд занятости населения;
фонд дотаций в бюджеты районов и городов; региональный продовольственный фонд;
продукты питания в лечебных учреждениях; медикаменты и перевязочные средства
в лечебных учреждениях.
Областная Дума обязала администрацию области представить в месячный срок
на утверждение областную инвестиционную программу, а также целевые программы,
проект ведомственной структуры областного бюджета и поквартальное распределение
доходов и расходов областного бюджета на 1996 год.
Разрешено администрации области финансирование в 1996 году на условиях
возвратности и платности расходов по формированию областного продовольственного
фонда, по поддержке малого предпринимательства, а также крестьянских (фермерских)
хозяйств.
Утверждены объемы дотаций бюджетам городов и районов, а также определено,
что фактическое перечисление средств уменьшается на величину предоставляемых
из бюджетов районов и городов дотаций, льгот, не предусмотренных законодательством
Российской Федерации. Такая норма в закон о бюджете введена впервые.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1996 год" от 31 декабря
1995 г. фактическое перечисление средств субъектам Российской Федерации, предусмотренных
статьей 25 названного закона, уменьшается на величину предоставляемых из бюджетов
субъектов Российской Федерации дотаций, субсидий, льгот, сверх установленных
федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Между тем, понятие "законодательство Российской Федерации" применяется
в указанном законе Воронежской области в широком смысле слова, т.е. следует
полагать, что фактическое перечисление средств местным бюджетам из Воронежского
областного бюджета уменьшается на величину предоставляемых из местных бюджетов
дотаций, субсидий, льгот, сверх установленных федеральными законами и указами
Президента Российской Федерации и законодательных актов Воронежской области.
Администрации разрешено выдавать ссуды за счет средств областного бюджета
предприятиям, учреждениям и организациям, не финансируемых из областного бюджета,
и вносить в определенных случаях изменения в поквартальную разбивку расходов
в пределах 10% годовых назначений департаментов, комитетов, организаций.
В областной бюджет отдельными строками включены территориальный экологический
фонд, территориальный фонд медицинского страхования, фонд социальной поддержки
населения. Образован лизинговый фонд.
В Закон Воронежской области об областном бюджете включены ряд других
норм, так, например, установлен целевой характер средств, выделяемых администрацией
отдельным получателям сверх предусмотренных ассигнований. Разрешена централизация
средств на проведение газопродукции, даны администрации отдельные поручения,
рекомендовано разработать проект закона о минимальных социальных стандартах,
установлено, что поквартальное сокращение финансирования по незащищенным статьям
осуществлять пропорционально ассигнованиям, утвержденным законом о бюджете.
Однако следует иметь в виду, что к полномочиям органов государственной
власти Российской Федерации в области местного самоуправления относится лишь
обеспечение государственных минимальных социальных стандартов на основании
статьи 5 Закона Российской Федерации "Об основных принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" поскольку установление государственных
минимальных социальных стандартов относится к полномочиям органов государственной
власти Российской Федерации в области местного самоуправления.
Неудачно сформулирована статья Закона о Воронежском областном бюджете
о том, что правовые акты органов государственной власти, противоречащие Закону,
не применяются. Конечно, следует полагать, что имеется в виду, что это относится
только к правовым актам органов государственной власти Воронежской области.

* * *

Развитие бюджетного законодательства как раздела финансового законодательства
направлено на обеспечение четкого регулирования и разграничения компетенции
между органами Российской Федерации и органами ее субъектов в области финансовой
деятельности. В этой связи представляется необходимым более ясно определить
на федеральном уровне основы бюджетного устройства и бюджетного процесса и
внести соответствующие изменения и дополнения в действующие акты бюджетного
законодательства.

1. На федеральном уровне подлежит изменению Закон РСФСР "Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г., который был
принят до принятия новой Конституции Российской Федерации и закона Российской
Федерации "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", а также другие федеральные законы в части бюджетных прав органов
субъектов Российской Федерации.
2. В настоящее время основное совершенствование правового регулирования
бюджетной системы субъектов Российской Федерации будет осуществляться законодательством
самих субъектов Российской Федерации.
Законами края, области должны быть конкретно урегулированы бюджетное
устройство и бюджетный процесс на краевом (областном) уровне, для чего принимаются
и могут быть приняты законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, закон
о субвенциях из краевого, областного бюджета, Закон о порядке составления
и исполнения бюджета, закон о порядке осуществления контроля за использованием
органами местного самоуправления средств, выделенных из краевого, областного
бюджета, о внебюджетных фондах и другие.
3. Развитие законодательства о бюджетной системе субъектов Российской
Федерации должно направляться на обеспечение четкого регулирования и разграничения
компетенции между органами Российской Федерации и органами ее субъектов, с
одной стороны, а с другой - между органами субъектов и органами местного самоуправления.
4. Принятие значительного числа нормативных актов бюджетного законодательства
должно направляться на создание такого механизма, который обеспечит взаимодействие
бюджетной системы, налоговой политики для укрепления стабильности экономики.
5. Важная роль будет принадлежать законодательной деятельности органов
субъектов Российской Федерации, в том числе законодательных (представительных)
органов, в части принятия ими законов о бюджетной классификации краевого,
областного, окружного бюджетов, городских (Москвы и Санкт-Петербурга).
6. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает,
что их акты регулируют отношения, складывающиеся в бюджетном хозяйстве органов
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Общие же
вопросы бюджетного законодательства должны регулироваться федеральными актами,
поскольку они связаны с финансовым регулированием, статистикой, бюджетным
учетом, то есть с полномочиями Российской Федерации.


<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ