<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Глава администрации края имеет право принятия решений по использованию
свободных денежных средств в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций
с последующим утверждением на Законодательном Собрании края.
В принимаемых законах и постановлениях Законодательного Собрания края,
предусматривающих выделение бюджетных ресурсов, должны быть указаны источники
покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания дополнительных доходных
источников или перераспределения расходов.
В соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР" в бюджетную систему края включаются как самостоятельные
части: краевой бюджет, городские бюджеты городов краевого подчинения, районные
бюджеты районов, районные (окружные) бюджеты районов (округов) в городах,
бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Организация бюджетной системы края основывается на принципах единства,
полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих
в нее.
Доходная часть бюджетов края каждого уровня состоит из закрепленных и
регулирующих доходов. Регулирующая часть доходов определяется отдельным положением.
Кроме того, в бюджеты могут поступать трансферты, дотации и субвенции, а также
заемные средства.
Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет
текущих расходов и в бюджет капитальных расходов. В пределах объема доходов
соответствующего бюджета возможно образование резервного и целевых фондов.
Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утверждается Законодательным
Собранием края.
Средства внебюджетных и валютного фондов находятся на специальных счетах,
открываемых администрацией края в банковских учреждениях, изъятию не подлежат
и расходуются в соответствии с целевым назначением, определяемым утвержденным
Законодательным Собранием края положением о фонде.
Законодательное Собрание края вправе принимать решения об
образовании целевых внебюджетных фондов, средства которых
формируются за счет:
- добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий,
учреждений и организаций на соответствующие цели;
- суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного
наследия, памятников природы, находящихся в ведении краевых органов
власти, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а
также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб;
- штрафов, налагаемых краевой автомобильной инспекцией;
- поступлений за получение региональных квот на экспорт товаров;
- других поступлений.
Средства внебюджетного фонда могут быть направлены на:
- финансирование мероприятий по поддержке предприятий, нуждающихся в
перепрофилировании производства для выпуска товаров народного
потребления;
- капитальный ремонт зданий (помещений) органов государственной
власти края;
- приобретение автотранспорта и оборудования для органов
государственной власти края;
- проведение социально-культурных мероприятий, расходы на
благотворительные цели;
- проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий;
- проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию объектов
историко-культурного наследия;
- проведение мероприятий по социальной защите населения, не
предусмотренных в краевом бюджете.
Средства краевого валютного фонда представляют собой денежные средства
в иностранной валюте, находящиеся в соответствии с существующим законодательством
в распоряжении органов государственной власти и управления Краснодарского
края, являются составной частью его финансовых ресурсов.
Средства краевого валютного фонда хранятся на специальном счете в банке.
Основными источниками формирования валютного фонда являются:
- поступление валюты от экспорта продукции, выделенной в
распоряжение края по региональным квотам;
- добровольные отчисления от государственных, коммерческих,
общественных организаций и частных лиц;
- иные поступления в соответствии с действующим законодательством.
Уточнение свода доходов и расходов валютного фонда рассматривается и
утверждается одновременно с уточнениями бюджета края.
Работу по составлению проекта краевого бюджета и бюджета края организует
глава администрации края.
Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимается
главой администрации края и включает в себя поручения всем департаментам и
структурным подразделениям администрации края в соответствующие сроки:
- разработать и согласовать с районными и городскими органами местного
самоуправления прогноз социально-экономического развития края;
- определить объемы финансирования целевых краевых программ;
- разработать сводный баланс финансовых ресурсов.
Глава администрации края не позднее чем за четыре месяца до начала финансового
года, при условии согласования в Министерстве финансов Российской Федерации
прогнозных показателей по составлению бюджета и получении нормативов отчислений
от налогов и доходов в краевой бюджет и трансфертов, представляет на рассмотрение
Законодательного Собрания края бюджетное послание.
Бюджетное послание должно включать:
а) отчет предыдущего года, оценку текущего и прогноз краевого бюджета;
б) прогноз основных показателей социально-экономического развития, сводный
баланс финансовых ресурсов, сведения о государственных доходах края, обоснование
и расчеты по целевым программам, нормативам отчислений от регулирующих доходов,
суммам дотаций и субвенций, основным разделам в соответствии с новой бюджетной
классификацией краевого бюджета и краевых внебюджетных фондов;
в) проект закона о краевом бюджете и приложения к нему:
- прогноз консолидированного бюджета края;
- проект краевого бюджета;
- нормативы отчислений по регулирующим источникам доходов в бюджеты городов
и районов края;
- дотации и субвенции бюджетам городов, районов края;
- перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования и защищенных
статей;
- капитальные вложения с расшифровкой по районам и городам, направлениям
финансирования, финансируемым из краевого бюджета.
Предметом рассмотрения в Законодательном Собрании края являются основные
характеристики краевого бюджета:
а) объем доходов бюджета, привлечение в край инвестиций из всех возможных
источников с целью финансирования принятых региональных программ;
б) объем расходов бюджета с уточнением размера средств финансовой поддержки
важнейших объектов;
в) соответствие структуры расходов бюджета постановлениям Законодательного
Собрания, устанавливающим целевые направления социально-экономического развития
и приоритетные направления;
г) превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный
размер в процентах от суммы расходов;
д) оборотная кассовая наличность;
е) перечень доходов, закрепляемых за бюджетами городов, районов;
ж) нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты городов и районов;
з) дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня.
Проект бюджета, в виде доклада, представляется Законодательному Собранию
главой администрации края или его представителем, содоклад - комитетом Законодательного
Собрания края по региональной экономической политике, вопросам бюджета, банков,
налогов, внешнеэкономических связей, малого и среднего бизнеса и предпринимательства.
После этого проводится обсуждение проекта бюджета.
По итогам обсуждения Законодательное Собрание принимает одно из следующих
решений:
а) "Принять проект бюджета и его основные характеристики в первом чтении
и направить в комитет по региональной экономической политике, вопросам бюджета,
банков, налогов, внешнеэкономических связей, малого и среднего бизнеса и предпринимательства
для учета предложений и замечаний и подготовки проекта ко второму чтению".
При этом Законодательное Собрание устанавливает предельный срок внесения предложений
и замечаний и определяет дату рассмотрения проекта бюджета.
б) "Отклонить проект бюджета и его основные характеристики и возвратить
его администрации края на доработку". При этом устанавливается срок не менее
10 дней для представления нового варианта проекта бюджета на рассмотрение
в первом чтении или внесения поправок при подготовке проекта ко второму чтению.
Новый вариант проекта бюджета направляется Законодательному Собранию и рассматривается
им в порядке, установленном настоящим Законом.
Текст принятого Закона "О краевом бюджете" с приложениями направляется
для подписания главе администрации в порядке, установленном регламентом Законодательного
Собрания, с последующим опубликованием в печати.
Одновременно с Законом "О краевом бюджете" для опубликования направляется
постановление Законодательного Собрания о порядке введения Закона в действие.
В случае неутверждения ассигнований в срок администрация края имеет право
расходовать средства по ним в размере одной двенадцатой краевого бюджета предыдущего
года в течение каждого месяца вплоть до утверждения расходов бюджета Законодательным
Собранием. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных органами
исполнительной власти по неутвержденным расходам, не может превышать двадцать
пять процентов годовых ассигнований по данным расходам за предшествующий финансовый
год, кроме отдельных статей, носящих сезонный характер.
При необходимости может быть принят закон о финансировании расходов из
бюджета на определенный период.
По решению Законодательного Собрания края могут утверждаться ассигнования
по целевым программам, рассчитанным на несколько лет, которые включаются в
бюджеты последующих лет.
На территории края устанавливается банковская система кассового исполнения
бюджета, которая регулируется действующим законодательством о банках и банковской
деятельности.
Администрация края и органы местного самоуправления в случаях, когда
при исполнении бюджетов фактически дефицит бюджета превышает предельную величину
или происходит значительное снижение поступления доходных источников, по согласованию
с представительными органами власти могут вводить механизм секвестра расходов
(кроме защищенных статей).
Перечень защищенных статей рассматривается Законодательным Собранием
края.
Если в ходе исполнения бюджета вышестоящий орган власти в пределах своей
компетенции принимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению
расходов бюджета нижестоящего уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования
минимального бюджета средства компенсируются указанным вышестоящим органом
власти, принявшим решение, за счет средств его бюджета.
При этом, при исчислении недостающих средств в расчет не принимается
свободный остаток средств нижестоящего бюджета, образовавшийся на начало текущего
финансового года и не израсходованный к моменту принятия указанного решения.
Передача объектов бюджетного финансирования с одного уровня бюджетной
системы на другой в процессе исполнения бюджета осуществляется с передачей
соответствующего финансирования.
Законодательное Собрание края и представительные органы местного самоуправления
утверждают в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных расходов
объем оборотной кассовой наличности.
Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована
на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том
же году до размеров, установленных при утверждении.
В ходе исполнения краевого бюджета администрация края вправе принимать
решения о внесении изменений по статьям расходов в бюджетной классификации
в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств,
кроме защищенных статей.
В случаях, когда при максимальной мобилизации собственных источников
не обеспечивается финансирование неотложных мероприятий, администрация края
по ходатайству администраций территорий вправе предоставлять возвратную ссуду
нижестоящим бюджетам.
Исполнительные органы местного самоуправления, получившие ссуду, обеспечивают
ее погашение в строго установленные сроки и используют по назначению.
В случае возникновения финансовых затруднений, из-за которых не представляется
возможным обеспечить погашение ссуды в установленные сроки, администрация
края в течение финансового года вправе решить вопрос о ее погашении за счет
краевого бюджета или взыскания ее учреждением банка в принудительном порядке.
Свободный остаток средств бюджетов городов и районов, образовавшихся
на начало текущего финансового года, или экономия в расходах не подлежат изъятию
вышестоящими представительными и исполнительными органами власти.
Законодательное Собрание края по представлению администрации края в течение
года вносит необходимые уточнения в краевой бюджет и во взаимоотношения с
бюджетами городов и районов.
Контроль за формированием краевого бюджета, расходованием средств краевых
внебюджетных фондов осуществляет Законодательное Собрание края.
Контроль бюджетного процесса в крае осуществляется:
а) на этапе составления и представления бюджетов в Законодательное Собрание
- в форме рассмотрения, обсуждения и утверждения;
б) на этапе исполнения - в форме анализа, проверки отчетов об использовании
бюджетов соответствующего года.
Администрация края, городов и районов, районов (округов) в городах, поселков
и сельских населенных пунктов обязаны осуществлять контроль за правильностью
использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из
бюджета ассигнований, средств внебюджетных фондов.
Глава администрации края ежеквартально до 25 числа следующего месяца
за отчетным периодом представляет Законодательному Собранию информацию о ходе
исполнения краевого бюджета и бюджета края, расходования внебюджетных и валютного
фондов, а по итогам первого полугодия и девяти месяцев - оценку исполнения
краевого бюджета и бюджета края.
Законодательное Собрание края через комитет по региональной экономической
политике, вопросам бюджета, банков, налогов, внешнеэкономических связей, малого
и среднего бизнеса и предпринимательства имеет право запрашивать и получать
информацию в администрации края по формированию и расходованию краевого бюджета
и бюджета края, внебюджетных и валютного фондов в течение всего финансового
года.
Для проверки исполнения краевого бюджета и бюджета края, использования
валютного фонда администрацией края, а также использования средств внебюджетных
фондов органами управления этих фондов Законодательное Собрание края вправе
привлечь аудиторов, создать контрольно-счетную палату в установленном законом
порядке.
В настоящее время проводится консолидация в федеральном бюджете ряда
внебюджетных фондов в соответствии с законом о федеральном бюджете на 1996
г. и указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685. Поэтому
законом Краснодарского края от 11 января 1996 года "О порядке рассмотрения
и утверждения краевого бюджета и бюджета края" консолидированы в краевой бюджет
и бюджет края средства территориальных дорожного, экологического и других
внебюджетных фондов, образованных по решениям администрации и Законодательного
Собрания края за счет специальных налогов, сборов и иных поступлений.
Этим законом утвержден состав Межведомственной комиссии для прогнозирования
доходной части бюджета из департаментов по финансам, экономики, Государственной
налоговой инспекции по Краснодарскому краю и управления Федерального казначейства
по краю.
На администрацию Краснодарского края возлагается разработка и представление
Законодательному Собранию края не только проекта закона о краевом бюджете,
но и о бюджете края. Так, установлено, что администрация Краснодарского края:
- разрабатывает основные принципы и характеристики взаимоотношений краевого
бюджета с бюджетами районов и городов края на следующий финансовый год;
- представляет Законодательному Собранию Краснодарского края проект закона
Краснодарского края "О краевом бюджете и бюджете края" на очередной финансовый
год вместе с бюджетным посланием в соответствии со статьей 20 Закона Краснодарского
края "О порядке разработки, утверждения и контроля за исполнением краевого
бюджета и бюджета края, внебюджетных и валютного фондов";
- при необходимости внесения изменений и дополнений в законодательные
акты края о налоговых льготах представляет в Законодательное Собрание края
также проекты соответствующих законов Краснодарского края;
- представляет планируемые расходы краевого бюджета и бюджета края в
разрезе бюджетной классификации с расшифровкой целевых статей и видов расходов;
- ежегодно представляет Законодательному Собранию:
- в срок до 1 ноября - проекты бюджетов на очередной финансовый год целевых
бюджетных фондов, консолидированных в краевом бюджете: территориального отделения
Федерального экологического фонда Российской Федерации, территориального отделения
Федерального дорожного фонда Российской Федерации, краевого фонда социальной
защиты и других;
- в срок до 1 ноября - проекты бюджетов на очередной финансовый год государственных
внебюджетных фондов, не консолидированных в краевом бюджете: краевого отделения
Пенсионного фонда Российской Федерации, краевого отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации, краевого фонда занятости населения, краевого
фонда обязательного медицинского страхования;
- в срок до 1 декабря - адресную краевую инвестиционную программу.
Предложено Главному управлению Центрального банка Российской Федерации
по Краснодарскому краю в срок до 1 декабря ежегодно представлять Законодательному
Собранию края согласованный с администрацией края проект основных направлений
денежно-кредитной политики в крае.
Законодательное Собрание края рассматривает проект закона "О краевом
бюджете и бюджете края" на очередной финансовый год в соответствии с главой
5 Закона Краснодарского края "О порядке разработки, утверждения и контроля
за исполнением краевого бюджета и бюджета края, внебюджетных и валютного фондов".
При отклонении проекта закона Законодательным Собранием края создается
согласительная комиссия для уточнения основных показателей проекта краевого
бюджета и бюджета края на очередной финансовый год, состоящая из представителей
Законодательного Собрания и администрации края.
При рассмотрении проекта закона Краснодарского края "О краевом бюджете
и бюджете края" на очередной финансовый год во втором чтении Законодательное
Собрание края утверждает ассигнования по разделам и статьям краевого бюджета,
определяет перечень защищенных статей краевого бюджета и верхний предел ассигнований
по защищенным статьям в процентах к расходам краевого бюджета и бюджета края.
Доходы и расходы внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются одновременно
с рассмотрением и утверждением расходов краевого бюджета и бюджета Краснодарского
края на финансовый год.
Совершенствуется бюджетное законодательство и в других краях. В Приморском
крае 12 сентября 1995 г. был принят, в частности, закон края "О порядке рассмотрения
и утверждения краевого бюджета на 1996 год" <136>, согласно которому администрация
обязана представить:
- предварительные итоги за 1995 год;
- прогноз социально-экономического развития края в 1996 г.;
- основные принципы и характеристики взаимоотношений краевого бюджета
с федеральным и бюджетами органов местного самоуправления;
- прогноз консолидированного бюджета Приморского края на 1996 год, краевую
целевую программу за счет средств краевого бюджета, с указанием источников
финансирования;
- итоги исполнения за 9 месяцев с оценкой ожидаемого;
- расчеты по всем статьям и разделам краевого бюджета на 1996 год.
Если необходимо, то проекты законов расходов на 1996 г. представляется
функциональная и ведомственная бюджетная классификация с расшифровкой целевых
статей и видов расходов.
Администрация Приморского края представляет в срок до 25 октября проекты
бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- в срок до 30.10.95 адресную краевую инвестиционную программу;
- в срок до 25.10.95 - проекты государственных бюджетных фондов, не консолидированных
в краевом внебюджетном фонде Приморского края.
Проект бюджета рассматривается в 3-х чтениях.
До рассмотрения проекта постоянные комиссии Думы представляют в постоянную
комиссию Думы по бюджету, налогам и финансам заключения по законопроекту,
на основании которых готовится обобщенное заключение, которое представляется
на рассмотрение Думы Приморского края.
В первом чтении Дума рассматривает основные характеристики социально-экономического
развития Приморского края и проекты постановлений Думы и краевых законов о
налогах и утверждает основные показатели краевого бюджета на 1996 год:
- распределение фондов от федеральных краевых налогов и сборов между
краевым бюджетом и бюджетами городов и районов Приморского края;
- доходы краевого бюджета в разрезе классификации доходов и видам доходов;
- размеры несбалансированности (дефицит) краевого бюджета в абсолютных
суммах и в процентах к расходам краевого бюджета на 1996 год;
- расходы краевого бюджета в целом.
При отклонении проекта создается согласительная комиссия.
Во втором чтении Дума утверждает ассигнования по статьям и разделам краевого
бюджета, определяет перечень защищенных статей краевого бюджета и верхний
предел ассигнований по защищенным статьям в процентах и расходам краевого
бюджета на 1996 год.
В третьем чтении проект закона Приморского края выносится на голосование
в целом.
В случае непринятия до 1 января 1996 г. проекта Закона Приморского края
принимается закон Приморского края "О финансировании государственных расходов
из краевого бюджета в 1 квартале 1996 года".
В Приморском крае приняты законы о краевом внебюджетном фонде, о валютном
фонде.
В Хабаровском крае 4 января 1995 г. принимается закон о финансировании
расходов до принятия Закона о бюджетной системе Хабаровского края.
В Ленинградской области с целью разграничения доходов и расходов между
бюджетом Ленинградской области и бюджетом г. Шлиссельбурга в порядке государственно-правового
эксперимента были заключены договоры.
Таким образом, анализ бюджетного законодательства выявляет некоторое
разнообразие бюджетного законодательства краев, областей, учитывающего их
особенности.
Бюджетные права органов субъектов Российской Федерации разбиваются на
три группы: бюджетные права в отношении вышестоящего звена (федерального),
затем в области консолидированных бюджетов (нижестоящих) и бюджетные права
в части собственного бюджета (своего уровня).
Бюджетные права представительных и исполнительных органов субъектов Российской
Федерации направлены на защиту их экономических интересов - это, в частности,
право получать закрепленные доходы, определенную законодательством финансовую
помощь от вышестоящего бюджета (например, трансферты).
Бюджетные права органов субъектов в части своего бюджета (республиканского,
краевого, областного, городов Москвы и Санкт-Петербурга, областного бюджета
автономной области, окружных бюджетов) заключаются прежде всего в праве иметь
собственный бюджет, внебюджетные фонды, определять направления средств бюджета,
оборотную кассовую наличность, образовывать резервы, осуществлять контроль.
Бюджетные права органов субъектов Российской Федерации в части нижестоящих
бюджетов это, в основном, права по распределению средств между бюджетами,
входящими в состав консолидированных бюджетов.
Субъекты Российской Федерации осуществляют правовое регулирование бюджетных
прав нижестоящих представительных и исполнительных органов власти путем принятия
своих актов.
В Республике Башкортостан 13 июля 1993 г. принят Закон "О бюджетных правах
районных, городских, сельских, поселковых Советов и местных администраций",
<137> определивший права районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов
в лице их представительных и исполнительных органов власти на получение доходов
и расходов средств этих бюджетов. Он включает в себя общие нормы о понятиях,
используемых в законе, принципы самостоятельности бюджетов и регулировании
финансовых отношений, перечень конкретных источников доходов районных бюджетов
(это, в частности, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий
и др.), правовые нормы о расходной части бюджета, внебюджетных и валютных
фондов, порядок контроля и отчетности об исполнении бюджета и отчетов об использовании
средств внебюджетных и валютных фондов.
Закон урегулировал те же общественные отношения, что и соответствующий
федеральный закон, на уровне местных бюджетов Республики Башкортостан. К примеру,
права представительных и исполнительных органов власти по формированию расходной
части бюджетов заключаются в определении финансирования из своих бюджетов
мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующей территории
в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций
и т.д., а также с учетом привлекаемых заемных средств; в определении направления
использования средств бюджетов на инвестиции, соответствующие целевые программы,
а также на совместные программы и др.; установлении в пределах имеющихся средств
дополнительные льготы и пособия.
В городах Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Калининграде формируются
единые городские бюджеты. <138> Интерес представляет и опыт правового регулирования
структуры бюджета г. Москвы. Так, формирование <139> конкретных сумм затрат
по направлениям может осуществляться ежеквартально на основании регламентированной
на год структуры расходной части бюджета г. Москвы в относительных величинах
(в процентах). Одновременно могут использоваться приоритетно вариантные допуски
отклонений от утвержденных в структуре бюджета пропорций для оперативного
маневрирования бюджетными ресурсами в зависимости от степени воздействия инфляции
на конкретные отрасли социальной сферы и городского хозяйства.
Бюджетные пропорции города должны формироваться под влиянием программных
целей администрации, в числе которых основными являются социальная поддержка
малообеспеченных категорий москвичей, строительство нового муниципального
жилья, поддержание городских территорий в чистоте, улучшение состояния дорожных
покрытий, стабильная работа транспортных систем и обеспечение безопасности
граждан за счет усиления материально-технического обеспечения правоохранительных
органов.
Финансирование городских программ должно обеспечиваться наряду с бюджетными
средствами, гибкой системой тарифно-ценового регулирования, средствами отраслевых,
общегородских и окружных внебюджетных фондов, рациональной кредитной политикой
отраслей городского хозяйства под залог муниципального имущества или права
его аренды, вырученной от коммерческой продажи объектов строительства (в том
числе незавершенного), и другими поступлениями, формирующимися за рамками
бюджета города.
Законом Российской Федерации "О субвенциях республикам в составе Российской
Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам
Москве и Санкт-Петербургу" определены правовые основы оказания централизованной
помощи субъектам Федерации, выдачи субвенций из федерального бюджета, а также
из внебюджетных фондов. Статьей 5 этого закона было, в частности, предоставлено
право органам представительной власти республик в составе Российской Федерации
часть субвенций из федерального бюджета направлять на финансирование общегосударственных
социальных расходов или капвложений, закрепленных за местными бюджетами, если
иное не предусмотрено условиями предоставления субвенций; изменение назначений

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>