<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

пример: в соответствии со ст. 107 члены производственного кооператива субсидиарно
отвечают в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных
кооперативах и уставом кооператива.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация представляет собой прекращение юридического лица с переходом
прав и обязанностей. При ней деятельность подвергшегося реорганизации юридического
лица продолжают другие лица.
Статьи 57 и 58 различают пять видов реорганизации: слияние (два и более
юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько юридических
лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два
или более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются
одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого
произошло выделение, продолжает существовать) и преобразование (юридическое
лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).
Приведенные пять видов реорганизации разбиваются на две группы. К первой
относятся разделение и выделение. Реорганизация в том и в другом случае происходит
либо по воле учредителей (участников) юридического лица, либо его органа,
уполномоченного на это учредительными документами, либо, независимо от воли
юридического лица, - по решению уполномоченного государственного органа. В
этом решении определяется срок реорганизации. И если учредители (участники),
уполномоченный ими для этой цели орган или орган самого юридического лица
не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного
государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом,
которому поручает проведение реорганизации. Внешний управляющий наделяется
правами органа реорганизуемого юридического лица. В соответствии с поставленной
перед ним задачей внешний управляющий составляет разделительный баланс, а
также учредительные документы вновь образуемого юридического лица (вновь образованных
юридических лиц). Баланс и учредительные документы утверждаются судом, и это
утверждение служит необходимым основанием для осуществления регистрации учреждаемого
юридического лица.
Вторую группу составляют слияние, присоединение и преобразование. Все
эти три вида реорганизации происходят в случаях, установленных законом, по
воле (решению) самого юридического лица с предварительного согласия уполномоченного
государственного органа.
При разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при
преобразовании - передаточный акт.
К разделительному балансу и передаточному акту п. 1 ст. 59 ГК предъявляет
в принципе одинаковые требования. И тот и другой должны определять, к кому
какие именно права и обязанности переходят. В передаточный акт и разделительный
баланс необходимо включить весь комплекс обязательств реорганизованного юридического
лица, в том числе и те, по которым не наступил срок исполнения, а также обязательства,
которые реорганизуемая организация оспаривает. Указанные документы подлежат
утверждению лицами, которые приняли решение о реорганизации (слиянии, присоединении,
разделении, выделении или преобразовании).
Применительно к слиянию, присоединению и преобразованию ГК (п. 3 ст.
57) допускает установление в законе случаев, при которых реорганизация признается
возможной только с согласия уполномоченных государственных органов.
ГК имеет в виду в данном случае главным образом Закон о конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Как предусмотрено
этим Законом, одна из функций Государственного комитета по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур состоит в осуществлении
предварительного контроля за "слиянием и присоединением союзов, ассоциаций,
концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, а
также преобразованием в указанные объединения органов управления или хозяйствующих
субъектов", за "слиянием, присоединением государственных и муниципальных предприятий,
если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее
положение", за "созданием, слиянием и присоединением акционерных обществ и
товариществ с ограниченной ответственностью" (исключение составляют случаи,
когда уставный капитал юридического лица не превышает предельную величину,
устанавливаемую указанным Государственным комитетом: начиная с февраля 1994
года она составляет 500 млн. руб.), за "слиянием и присоединением других товариществ
и обществ, в которых участвуют юридические лица, если это приводит к появлению
хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение" (также кроме
случаев, когда соответствующее юридическое лицо имеет уставный капитал менее
500 млн. руб.).
Если указанный Государственный комитет, в который обратилось реорганизуемое
юридическое лицо, в установленный срок (45 дней с момента направления) не
дал согласия на слияние или присоединение либо полученный ответ, содержащий
отказ выдать согласие, является, по мнению юридического лица, необоснованным,
последнее может обратиться со своим требованием признать отказ необоснованным
и, напротив, выдать согласие.
Тот же Закон предусматривает случаи принудительного разделения "хозяйствующих
субъектов", которые, занимая доминирующее положение, осуществляют монополистическую
деятельность и (или) их действия приводят к существенному ограничению конкуренции.
Принудительное разделение допускается при условии, если имеется возможность
организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных
подразделений либо структурных единиц, либо отсутствует тесная технологическая
взаимосвязь между предприятиями, структурными подразделениями или структурными
единицами (в частности, если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой
продукции "хозяйствующего субъекта" составляет менее 30 процентов), либо есть
возможность разграничить сферы деятельности предприятий, структурных подразделений
или структурных единиц в рамках узкой предметной специализации на определенный
товар. Принудительное разделение должно быть совершено в установленный в решении
срок, но не позднее 6 месяцев с момента его вынесения. Юридическое лицо, которому
адресовано предписание о принудительном разделении, вправе обжаловать его
в суд.
Специально предусмотрена (ст. 21 Закона) необходимость для Государственного
комитета поддерживать не противоречащее закону требование трудового коллектива
о выделении структурного подразделения или структурной единицы "хозяйствующего
субъекта", если такому выделению препятствуют сам хозяйствующий субъект или
соответствующий орган управления.

Федеральным законом от 25 мая 1995 г. N 83-Ф3 "О внесении изменений и дополнений
в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" статья 21 настоящего Закона иcключена

ГК (ст. 60) закрепляет определенные гарантии для кредиторов реорганизуемого
юридического лица, имея в виду, что их интересы могут быть задеты при любом
из видов реорганизации. Так, в частности, на учредителей (участников) или
орган, которые приняли решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить,
притом письменно, всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Реальное
значение этой обязанности состоит в том, что каждому из кредиторов принадлежит
право потребовать прекращения обязательства, в котором реорганизованное юридическое
лицо является должником. При этом не имеет значения, идет ли речь об одностороннем
обязательстве (например, предъявление банком требования о досрочном возврате
кредита) или двустороннем (требование арендодателя о расторжении договора
аренды и освобождении арендованного помещения). Во всех таких случаях кредиторы
вправе также требовать возмещения им убытков (имеются в виду убытки, причиненные
досрочным прекращением обязательства).
В виде общего правила реорганизация юридического лица считается совершенной
и влечет соответствующие последствия с момента, когда была произведена регистрация
вновь созданного юридического лица. Особо выделен вариант присоединения (ч.
2 п. 4 ст. 57 ГК), которое, как уже отмечалось выше, предполагает, что из
двух и более юридических лиц сохраняется одно. Для этого случая реорганизации
установлено, что соответствующие последствия (переход прав и обязанностей)
наступают в силу совершения необходимой записи о прекращении присоединенного
юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК).
Регистрация возникших при реорганизации юридических лиц, а также внесение
необходимых изменений в единый государственный реестр юридических лиц (в последнем
случае имеются в виду выделение и присоединение) происходит в общем порядке.
Юридическое лицо признается реорганизованным и соответственно созданным с
момента внесения необходимых записей в единый государственный реестр.
Пункт 2 ст. 59 называет только два основания для отказа в регистрации:
непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или
разделительного баланса либо отсутствие в этих документах положений о правопреемстве
по обязательствам реорганизованного юридического лица. Наряду с указанными
действуют и те общие основания для отказа в регистрации, которые установлены
в Положении о порядке государственной регистрации.
На практике возможны случаи, когда уже после того, как было в соответствующей
форме зарегистрировано выделение, разделение или присоединение прекратившего
свое существование юридического лица, выявляются новые его кредиторы. Тогда
возникает необходимость установить, кто из правопреемников и в каком порядке
должен нести ответственность по таким долгам. Ранее действовавшее законодательство
(Основы и Гражданский кодекс1964 года) оставляло такие вопросы открытыми.
ГК (п. 3 ст. 60) восполнил явный пробел указанных актов, закрепив принцип
солидарной ответственности всех возникших юридических лиц по обязательствам
реорганизованного юридического лица. С учетом действия ст. 323, содержащей
общее правило о солидарной ответственности (солидарных обязательствах), следует
прийти к выводу, что кредитор в подобных случаях вправе предъявить свои требования
ко всем вновь созданным юридическим лицам или к любому из них в полном объеме,
а тот, кто удовлетворит требование кредитора, вправе в порядке регресса взыскать
с остальных вновь созданных юридических лиц уплаченную им сумму в равных долях
за исключением своей доли. Предусмотрены и некоторые другие гарантии для кредитора
прекратившего свою деятельность юридического лица. Так, в силу п. 1 ст. 60
на учредителей (участников) либо на орган, принявший решение о реорганизации,
возлагается обязанность письменно уведомить о состоявшемся решении всех кредиторов.
При этом не имеет значения, наступил ли уже срок для осуществления соответствующего
права либо нет. Это объясняется тем, что закон признает обязанность юридического
лица - должника в случае реорганизации удовлетворить требования кредитора
о досрочном исполнении. Кроме того, кредитору предоставлено право потребовать
от реорганизуемого юридического лица возместить убытки (примером могут служить
убытки кредитора-банка, понесенные в связи с вынужденным для него досрочным
расторжением кредитного договора по причине реорганизации юридического лица
- должника). Естественно, что наибольшее значение указанная гарантия имеет
в случаях разделения и выделения юридического лица.
ГК включил некоторое число специальных норм, определяющих порядок преобразования
отдельных видов юридических лиц. Имеются в виду ст. 68 (о преобразовании хозяйственных
товариществ и обществ одного вида в хозяйственные товарищества и общества
другого вида или в производственные кооперативы), ст. 92 (о реорганизации
обществ с ограниченной ответственностью), ст. 104 (о преобразовании акционерного
общества в общество с ограниченной ответственностью или в производственный
кооператив) и ст. 112 (о реорганизации производственных кооперативов в хозяйственное
товарищество или общество).

Ликвидация юридического лица

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства
(п. 1 ст. 61 ГК). Тем самым предполагается, что с момента ликвидации права
и обязанности юридического лица к другим субъектам не переходят.
Ликвидация может быть добровольной или принудительной. В первом случае
она производится по решению учредителей (участников) или органа юридического
лица, уполномоченного на то учредительными документами. Сам Кодекс (п. 2 ст.
61) содержит примерный перечень обстоятельств, при которых возникает потребность
в такой ликвидации: истечение срока, на который создано юридическое лицо,
и достижение поставленной при его создании цели. Особо выделена принудительная
ликвидация, осуществляемая по решению суда. В п. 2 ст. 61 названы лишь некоторые
из оснований принудительной ликвидации: осуществление юридическим лицом деятельности,
запрещенной законом, либо без необходимого разрешения (лицензии), иное систематическое,
неоднократное или даже однократное, но грубое нарушение закона либо иных правовых
актов, признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи
с допущенными при его создании неустранимыми нарушениями законодательства.
Отдельно отмечено в той же статье такое основание, как систематическое осуществление
общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным
или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Указанная
статья подчеркивает возможность принудительной ликвидации "также в иных случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом". Примером может служить ликвидация юридического
лица вследствие банкротства, которому посвящена ст. 65 ГК. За пределами Кодекса
установление новых оснований для принудительной ликвидации, в том числе на
уровне закона, не допускается.
С требованием о ликвидации юридического лица в арбитражный суд могут
обратиться государственные органы или органы муниципального самоуправления
(п. 3 ст. 61 ГК). Необходимо, чтобы право на такое обращение было предусмотрено
законом. В качестве примера можно указать на Закон о страховании<88>. Статья
30 (п. 4) этого Закона предусматривает право Федеральной службы России по
надзору за страховой деятельностью обращаться в арбитражный суд с иском о
ликвидации организации-страховщика, неоднократно нарушавшей законодательство
РФ, а также юридических лиц, осуществляющих страховую деятельность без лицензии.
Органы, не получившие соответствующего права, обращаться в арбитраж с подобными
исками не могут. В этой связи Высший арбитражный суд отклонил требование налоговой
инспекции о ликвидации предприятия, которое не представило бухгалтерскую отчетность
и уклонилось от уплаты налогов<89>.
Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юридического
лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют
письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, который осуществляет
государственную регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК). Указанное сообщение
является основанием для внесения в единый государственный реестр записи о
том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Поскольку
этот реестр в силу п. 1 ст. 51 открыт для всеобщего ознакомления, такая запись
может побудить к необходимым действиям кредиторов юридического лица. Одновременно
она служит предупреждением для потенциальных контрагентов ликвидируемого юридического
лица.
Те, кто выступили с инициативой ликвидации, сами же назначают ликвидационную
комиссию или наделяют ее функциями так называемого ликвидатора. Персональный
состав ликвидационной комиссии, а также порядок и сроки проведения ликвидации
должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию
юридических лиц. В случаях, когда ликвидация производится по судебному решению,
им может быть предусмотрено возложение соответствующих обязанностей на самих
учредителей (участников) либо на тех, кто уполномочен на проведение ликвидации
учредительными документами (п. 3 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК).
На протяжении всего хода ликвидации юридическое лицо продолжает существовать
в качестве субъекта гражданского права, которым управляет ликвидационная комиссия,
и в этой связи, в частности, выступает в суде от имени ликвидируемого юридического
лица (п. 3 ст. 62 ГК). Имея в виду это обстоятельство, Высший арбитражный
суд РФ признал, что предприятие и после начала его ликвидации вправе предъявлять
различные требования в арбитражный суд, в том числе и о признании недействительным
самого акта государственного органа о ликвидации юридического лица<90>.
Работа комиссии начинается с извещения о предстоящей ликвидации, которое
должно включать информацию о порядке и сроках обращения кредиторов со своими
требованиями. Извещение необходимо поместить в том печатном органе, который
обычно публикует сообщения о государственной регистрации юридических лиц (п.
1 ст. 63 ГК).
Задача комиссии состоит в том, чтобы собрать долги юридического лица
и рассчитаться с его кредиторами. В этой связи, не ограничиваясь общим извещением,
комиссия должна направить персональное уведомление всем выявленным ею кредиторам,
включая и тех, у кого срок требования не наступил.
После истечения указанного в извещении срока (он не может быть менее
двух месяцев) ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который
утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации,
по согласованию с органом, который осуществляет государственную регистрацию
юридических лиц.
Промежуточный баланс должен содержать данные о том, что представляет
собой имущество юридического лица, какие именно требования кредиторов удалось
выявить и каков результат их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК). Последнее имеет
весьма важное значение, поскольку помимо прочего подтверждает своевременность
обращения соответствующего кредитора с его требованием. Имеется в виду, что
указанные кредиторы пользуются определенными преимуществами, так как их требования
удовлетворяются впереди тех кредиторов, которые заявили свои требования хотя
и в период работы ликвидационной комиссии, но после указанного в извещении
срока.
Требования кредиторов удовлетворяются за счет имеющихся у юридического
лица денежных средств, а при недостаточности этих средств - из сумм, вырученных
от продажи принадлежащего юридическому лицу имущества. Такая продажа производится
с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений
процессуальным законодательством. Правило об обязательной продаже имущества
должника, не обладающего достаточными денежными средствами для расчетов с
кредиторами, распространяется на все ликвидируемые юридические лица, кроме
учреждений и казенных предприятий.
Выплата кредиторам производится начиная со дня утверждения учредителями
(участниками) юридического лица либо органом, который принял решение о ликвидации,
согласованного с органом, в функции которого входит осуществлять государственную
регистрацию, промежуточного баланса (п. 2 ст. 63 ГК). И только требования
тех, кто не пользуется привилегиями, должны быть удовлетворены спустя месяц
со дня утверждения промежуточного баланса (п. 4 ст. 63 ГК).
После погашения долгов юридического лица комиссия составляет ликвидационный
баланс, которым завершает расчеты с кредиторами. Баланс должен быть утвержден
собственником имущества или органом, принявшим решение о ликвидации, и, кроме
того, согласован с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических
лиц (п. 5 ст. 63 ГК).
После утверждения ликвидационного баланса в единый государственный реестр
вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента юридическое
лицо признается прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского
права (п. 8 ст. 63 ГК). До учинения указанной записи кредиторы, чьи требования
ликвидационная комиссия отказалась рассматривать или рассмотрела, но отказала
в удовлетворении, вправе обратиться с иском в арбитражный суд. В случаях,
когда арбитражный суд признает эти требования обоснованными, взыскание обращается
на оставшееся имущество юридического лица. Если же кредиторы не обращались
в арбитражный суд или обращались, но решением арбитражного суда им было отказано
в иске, соответствующие требования считаются погашенными. Такими же погашенными
признаются требования кредиторов, которые не были удовлетворены из-за недостаточности
имущества у ликвидированного юридического лица.
Исключение из приведенного правила предусмотрено, в частности, п. 6 ст.
63. Речь идет о казенных предприятиях и учреждениях, по долгам которых, как
уже отмечалось выше, несут субсидиарную ответственность их собственники. С
учетом особенностей ответственности по долгам казенных предприятий, с одной
стороны, и учреждений - с другой, указанная норма предусматривает: если у
учреждения не хватает принадлежащих ему денежных средств для расчетов со всеми
кредиторами, а у казенного предприятия - денежных средств и иного имущества,
то тогда оставшиеся неудовлетворенными требования могут быть заявлены кредиторами
соответственно Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному
образованию (то есть тому из них, кто является собственником принадлежащего
ликвидированному юридическому лицу имущества).
Свои требования кредиторы могут адресовать и другим лицам, которые в
соответствии с законом или учредительными документами ликвидированного юридического
лица также несут субсидиарную ответственность по его долгам. В частности,
имеются в виду участники полного товарищества (ст. 75 ГК) и полные товарищи
в товариществе на вере (п. 2 ст. 82 ГК). В установленных пределах ответственность
по долгам ликвидированного юридического лица несут также участники общества
с ограниченной и с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 88 и п. 1 ст.
95 ГК), акционеры (п. 1 ст. 96 ГК), члены производственного кооператива (п.
2 ст. 107 ГК) или потребительского кооператива (п. 4 ст. 116 ГК). Учредители
(участники), собственники имущества юридического лица или другие лица, которые
имеют право давать обязательные для организации указания, несут ответственность
по ее долгам, если банкротство произошло по их вине (п. 3 ст. 56 ГК). В случае
признания дочернего общества несостоятельным (банкротом) по вине основного
общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его
долгам (п. 2 ст. 105 ГК).
Имущество, оставшееся после удовлетворения всех требований кредиторов,
если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными
документами, должно быть передано тем юридическим или физическим лицам, которые
имеют на него вещные или обязательственные права (п. 7 ст. 63 ГК). Это означает,
что при ликвидации хозяйственного общества (товарищества), производственного
или потребительского кооператива оставшееся имущество распределяется между
учредителями (участниками), а при ликвидации государственных или муниципальных
предприятий и учреждений, казенных предприятий имущество передается его собственникам
- соответственно Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному
образованию. Что касается общественных организаций и фондов, то их уставы
должны в обязательном порядке предусматривать судьбу оставшегося после ликвидации
имущества (применительно к фондам соответствующее требование содержится в
п. 4 ст. 118 ГК).
Статья 64 Кодекса устанавливает обязательную для всех юридических лиц
очередность удовлетворения требований кредиторов. С этой целью возможные требования
разбиты на пять последовательно удовлетворяемых очередей. При невозможности
погашения всех требований кредиторов, отнесенных к соответствующей очереди,
они удовлетворяются пропорционально их размеру. Так, если к соответствующей
очереди отнесены требования на общую сумму 500 млн. руб., а оставшееся после
удовлетворения предшествующей очереди имущество стоит только 100 млн. руб.,
то каждый из кредиторов получит за рубль долга по 20 копеек.
Первую очередь составляют требования граждан, перед которыми юридическое
лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью. Удовлетворение
таких требований при ликвидации юридического лица осуществляется с помощью
"капитализации повременных платежей". Например, юридическое лицо, признанное
судом в свое время ответственным за аварию, следствием которой явилась утрата
здоровья или смерть гражданина, производит ежемесячные выплаты потерпевшему
(в случае его гибели нетрудоспособным лицам, которые находились или могли
находиться на его иждивении). В этой ситуации ликвидационная комиссия по договоренности
со страховой компанией должна перевести на счет последней определенную сумму
с тем условием, что гражданам, которые получали возмещение от ликвидированного
юридического лица, будет производить те же выплаты страховая компания.
Во вторую очередь осуществляются расчеты, связанные с выходным пособием
и оплатой труда тем, кто работает по трудовому договору (в том числе по контракту),
а также с выплатой причитающегося вознаграждения по авторским договорам (имеются
в виду требования изобретателей, авторов произведений литературы, науки и
искусства и др.).
К третьей очереди отнесены требования, обеспеченные залогом имущества
ликвидированного юридического лица (например, требования банка, выдавшего
в свое время ссуду под залог части принадлежащего юридическому лицу оборудования).
Следует иметь в виду, что ранее обеспеченные залогом требования не включались
Основами в общую очередь (ст. 171 ГК) и тем самым должны были удовлетворяться
впереди всех других требований.
В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам
в бюджет и во внебюджетные фонды.
И наконец, в пятую очередь рассчитываются с остальными кредиторами.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица.

Общие положения

Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте предполагает
доверие к нему и осуществляемым им действиям. Особенно это относится к юридическим
лицам, поскольку контрагент и тем самым потенциальный кредитор знает, что
по общему правилу тот, кто стоит за юридическим лицом (собственник имущества,
учредитель, участник), нести ответственность за его действия не будет. В этой
связи законодатель предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы
риск кредиторов юридического лица оказался наименьшим. Данной цели служит,
в частности, включенный в 1992 году в российское право институт несостоятельности
(банкротства)<91>.
У указанного института есть и своя, специальная задача. Она состоит в
том, что, коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны
быть распределены между ними наиболее справедливым образом.
Основу соответствующего института, помимо комментируемой статьи 65, составляют
Закон РФ от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"<92>,
а также ряд изданных в его развитие актов. Эти акты, адресованные, судя по
их наименованию, только предприятиям, распространяются и на некоторые другие
виды юридических лиц. Банкротство служит одним из оснований для ликвидации
юридического лица. Процедура, связанная с ликвидацией по указанному основанию,
может применяться только в отношении определенных юридических лиц. В это число
входят прежде всего те, кто отнесен п. 2 ст. 50 к коммерческим организациям,
то есть хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам,
государственным и муниципальным предприятиям. Наряду с ними могут быть признаны
несостоятельными (банкротами) и некоторые некоммерческие организации. Имеются
в виду потребительские кооперативы и благотворительные организации либо иные
фонды (далее в тексте по отношению ко всем этим юридическим лицам используется
термин "предприятия").
Казенные предприятия обладают одновременно признаками, присущими и коммерческим,
и некоммерческим организациям. Учитывая, что за действия казенных предприятий
несет субсидиарную ответственность собственник (Российская Федерация), признано
невозможным применение к ним процедуры банкротства.
Действующее законодательство содержит и еще одно ограничение: указанная
процедура может быть применена только в случаях, когда общая сумма заявленных
кредиторами требований составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты
труда.
Банкротом признается юридическое лицо, которое не в состоянии удовлетворить
требования кредиторов в связи с тем, что его обязательства превысили стоимость
принадлежащего ему имущества и соответственно структура его баланса оказалась
неудовлетворительной. Закон от 19 ноября 1992 года формализовал это общее
требование, признав, что речь идет о случаях, когда предприятие приостановило
текущие платежи, при этом не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить
выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев с момента наступления
срока исполнения соответствующих обязательств.
Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 года N 498 "О некоторых
мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий"<93>,
изданное в развитие Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года "О мерах по
реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий"<94>,
устанавливает систему критериев для определения неудовлетворительной структуры
баланса неплатежеспособного предприятия. Эта система включает три коэффициента:
"текущей ликвидности", "обеспеченности собственными средствами" и "восстановления
(утраты) платежеспособности".
Первый из них характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>