<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

актами подведомственны Высшему арбитражному суду РФ<134>.
Вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых
отношений между хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества
Независимых Государств, из отношений этих хозяйствующих субъектов с государственными
и иными органами, а также исполнения решений по ним регулируются Соглашением
о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
(от 20 марта 1992 года).
По этому Соглашению (ст. 4) дела о признании недействительными полностью
или частично не имеющих нормативного характера актов государственных и иных
органов, а также о возмещении убытков, причиненных хозяйствующим субъектам
такими актами или возникших вследствие ненадлежащего исполнения указанными
органами своих обязанностей по отношению к хозяйствующим субъектам, рассматриваются
исключительно судом по месту нахождения указанного органа. Соглашением сторон
эта компетенция судов не может быть изменена<135>.
Характеризуя положение государственных органов при осуществлении судебного
разбирательства, следует отметить возможность участия их в процессе не только
в качестве стороны по делу, но и для защиты охраняемых законом прав и интересов
других лиц. Отказ указанных органов от заявления (иска), поданного (предъявленного)
в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения
дела по существу.
Государственные органы могут быть привлечены к участию в процессе для
дачи заключения по делу. Согласно ст. 42 ГПК РСФСР органы государственного
управления могут также вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения
по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и для защиты
прав граждан и интересов государства.
В законодательных актах называются виды исков, которые могут быть предъявлены
соответствующими государственными органами в защиту охраняемых законом прав
и интересов организаций и граждан, государственных и общественных интересов.
Налоговые и финансовые органы, антимонопольные органы, органы стандартизации,
метрологии и сертификации, водного хозяйства, мелиорации, лесного хозяйства
и лесоохраны, рыбоохраны, охотничьего хозяйства, природоохранительные, санитарно-эпидемиологической
службы - таков неполный перечень государственных органов, наделенных правом
участвовать в процессе для защиты в рамках их компетенции государственных
и общественных интересов.
Отдельным решением установлен порядок назначения представителей интересов
Правительства РФ в судах. В случаях предъявления к нему исковых или иных требований
его представителями назначаются на основании распоряжения Правительства (поручения
первого заместителя, заместителя Председателя Правительства) соответствующему
федеральному органу исполнительной власти (в зависимости от характера заявленных
требований) должностные лица указанных органов. Полномочия представителя должны
быть выражены в доверенности. Доверенность выдается за подписью руководителя
(заместителя руководителя) соответствующего федерального органа исполнительной
власти и оформляется согласно законодательству РФ.
При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявленных к
Правительству РФ, руководитель федерального органа исполнительной власти в
установленном порядке вносит предложение об обжаловании решения суда либо
о мерах по его выполнению<136>.

Ответственность по обязательствам Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование
отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им на праве собственности
имуществом, а той его частью, которая не закреплена за созданными ими юридическими
лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не относится
к составу объектов, могущих находиться только в государственной или муниципальной
собственности.
Имущество, принадлежащее РФ, субъекту РФ на праве собственности, не закрепленное
за государственными предприятиями и учреждениями, образует соответственно
государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ,
казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного
округа. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию,
не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, образует муниципальную
казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального
образования.
Казна Российской Федерации, казна субъекта Федерации и муниципальная
казна состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного
(муниципального) имущества. В приложении N 1 к постановлению Верховного Совета
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I перечисляется имущество,
составляющее казну Российской Федерации: это средства федерального бюджета,
Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка
Российской Федерации, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Федеральное
казначейство Российской Федерации согласно Положению о нем организует и осуществляет
ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации<137>.
Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной
собственности, как и имущество, закрепленное за государственными и муниципальными
предприятиями, не является средством обеспечения обязательств Российской Федерации,
субъектов РФ или муниципальных образований и, следовательно, не образует объект
взыскания кредиторов по таким обязательствам.
Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской
Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.
В свою очередь, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме
случаев, установленных законом.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев,
предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК. Так, если несостоятельность (банкротство)
юридического лица вызвана учредителями, собственником имущества юридического
лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого
юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять
его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического
лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении
денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность
по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.
Как указывается в ст. 115 ГК, в случаях, предусмотренных законом о государственных
и муниципальных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества,
находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное
казенное предприятие.
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам
казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Ранее статус казенного предприятия был определен Указом Президента РФ
от 23 мая 1994 года N 1003 "О реформе государственных предприятий" <138> и
Типовым уставом казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства),
созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия.
Согласно п. 1.5 Типового устава государство несет субсидиарную ответственность
по обязательствам завода в случае недостаточности его денежных средств<139>.
Предусмотренная Указом и Типовым уставом конструкция казенного предприятия,
таким образом, в значительной мере отличается от конструкции, введенной ГК:
во-первых, из Кодекса следует, что казенным может быть как вновь созданное
предприятие, так и предприятие, образованное в результате реорганизации федерального
государственного предприятия, тогда как Указ исходит из возможности создания
казенного предприятия на базе ограниченного круга ликвидируемых (при наличии
определенных оснований) федеральных государственных предприятий; во-вторых,
право оперативного управления закрепленным имуществом, которым по Указу наделялось
казенное предприятие, по существу, аналогично праву, имеющемуся у государственного
учреждения (при недостаточности денежных средств у казенного предприятия его
расчеты с кредиторами должны осуществляться за счет федерального бюджета).
Эти и некоторые другие особенности статуса казенного предприятия, предусмотренные
Указом, ограничили практическое значение его положений.
Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения
ответственности банков и государства. Согласно Закону о Центральном банке
Российской Федерации (Банке России) государство не отвечает по обязательствам
Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли
на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Принцип разграничения ответственности государства и хозяйственных, в
том числе государственных, организаций составляет одно из основных начал статуса
российских торговых представительств за рубежом. Положение о торговых представительствах
СССР за границей, не утратившее к настоящему времени юридической силы, исходит
из того, что торговые представительства в качестве ответчика могут выступать
в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных
представительствами в странах пребывания, и только в тех странах, в отношении
которых государство в международных договорах путем одностороннего заявления,
доведенного до сведения компетентных органов стран пребывания, выразило согласие
на подчинение торгового представительства суду страны пребывания по указанным
спорам. По обязательствам торговых представительств несет ответственность
государство с учетом указанных положений. Торговые представительства не отвечают
по обязательствам внешнеэкономических, иных хозяйственных организаций, а эти
организации не отвечают по обязательствам представительств.
Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Положения о раздельной ответственности не применяются, если РФ принимает
на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального
образования или юридического лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию
(поручительство) по обязательствам РФ.

Государство как субъект гражданских правоотношений с
участием иностранных юридических лиц, граждан и государств

Во внутреннем гражданском обороте государство, как уже отмечалось, не
пользуется иммунитетом и участвует в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством на равных началах с другими субъектами права. Иначе обстоит
дело в отношениях с так называемым "иностранным элементом", регулируемых нормами
международного частного права и международного гражданского процесса. В этой
области сохраняет действие ст. 435 ГПК, которая исходит из концепции абсолютного
иммунитета иностранного государства, его имущества и требует соответствующего
подхода к иммунитету нашего государства, его имущества. Положения этой статьи
отражают правила ст. 61 Основ гражданского судопроизводства, согласно которым
предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение
взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, могут
быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства.
В основе этих правил - принцип суверенного равенства государств ("равный над
равным не имеет юрисдикции").
Между тем в зарубежных странах широкое распространение получила доктрина
функционального, или ограниченного, иммунитета, суть которой состоит в том,
что иностранное государство, осуществляя коммерческую, частно-правовую деятельность,
как бы отказывается по вытекающим из нее требованиям от иммунитета. Эта позиция
нашла выражение в ряде зарубежных законов (США, Великобритания, Канада, Австралия
и др.), международных договорах (Европейская конвенция об иммунитете государств
1972 года, Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил об иммунитете
государственных торговых судов), судебной практике некоторых стран (Франция,
Германия, Италия и др.).
Значение проблемы трудно переоценить. Речь идет об иммунитетах от привлечения
к участию в судопроизводстве по гражданским делам, от предварительного обеспечения
иска, от принудительного исполнения решения, обращения взыскания на имущество,
являющееся собственностью государства.
Надо сказать, что отечественная практика также знает случаи отказа от
иммунитета государства. Это, например, соглашения о взаимной защите капиталовложений,
содержащие правило о рассмотрении споров принимающего государства с иностранным
инвестором, связанных с капиталовложениями, в международном коммерческом арбитраже.
Особенности участия государства в отношениях, осложненных иностранным
элементом, не ограничиваются рамками процессуальных институтов. В материально-правовом
аспекте нуждается в рассмотрении, в частности, вопрос о возможности применения
к отношениям с участием государства иностранного права, и прежде всего по
спорам, возникшим из заключенных государством с гражданином или юридическим
лицом гражданско-правовых договоров или иных гражданско-правовых сделок, в
том числе сделок, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
Согласно ст. 127 ГК особенности ответственности Российской Федерации
и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с
участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом
об иммунитете государства и его собственности. Учитывая потребность в дальнейшем
развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации, совершенствовании
правовых основ осуществления иностранных инвестиций в стране, представляется
необходимым ускорить принятие этого закона.

Подраздел 3. Объекты гражданских прав

Глава 6. Общие положения (ст. 128-141)

Виды объектов гражданских прав и их оборотоспособность

Недвижимые и движимые вещи

Предприятие

Делимые и неделимые вещи

Сложные вещи

Главная вещь и принадлежность

Плоды, продукция и доходы

Животные

Интеллектуальная собственность

Служебная и коммерческая тайна

Деньги (валюта)

Валютные ценности

Виды объектов гражданских прав и их оборотоспособность

Объектом признается то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение.
Наиболее распространенные объекты гражданского права - вещи (к числу которых
относятся, в частности, деньги, валютные ценности, ценные бумаги) и права
на вещи. Помимо вещей и прав на вещи (имущество) ст. 128 ГК называет еще три
самостоятельных вида объектов: информацию, результаты интеллектуальной деятельности,
в том числе исключительные права на них (все это именуется интеллектуальной
собственностью), а также нематериальные блага.
Статья 129 ГК делит объекты гражданских прав на три группы, приняв за
основу деления оборотоспособность соответствующих объектов. Под оборотоспособностью
подразумевается возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи,
мены или дарения либо его перехода от одного лица к другому в порядке универсального
правопреемства (в форме наследования или реорганизации юридического лица).
К первой группе относятся свободно обращающиеся объекты права, ко второй
- объекты, ограниченные в обращении, и к третьей объекты, полностью изъятые
из оборота.
Свободное обращение объектов гражданских прав является общим правилом,
а ограничение оборотоспособности и тем более полное изъятие из оборота - исключением
из этого правила.
Как и все другие исключительные нормы, правила, предусматривающие случаи
ограничения и изъятия, о которых идет речь, не подлежат распространительному
толкованию.
Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие
виды объектов могут либо принадлежать только государственным организациям
или только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в обороте
только по специальным разрешениям (например, оружие, право пользования природными
ресурсами территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны
РФ).
Статья 129 ГК предусматривает, что любое ограничение оборотоспособности
должно непременно осуществляться в порядке, предусмотренном законом. Это означает,
что на уровне закона необходимо по крайней мере установить, каким образом
должны определяться виды объектов, соответствующим образом ограниченные в
своей оборотоспособности. Все остальные вопросы, включая круг подлежащих ограничению
видов объектов, могут решаться любым органом при условии, если он был уполномочен
на то законом. Такого рода ограничения содержатся, например, в постановлении
Правительства РФ от 10 декабря 1992 года "О поставках продукции и товаров,
реализация которых запрещена"<140>.
К изъятию из оборота ГК относится строже: виды изъятых из оборота объектов
необходимо определить в самом законе.
Из всех объектов гражданских прав, которые могут быть ограничены в своей
оборотоспособности, ГК особо выделил землю и другие природные ресурсы. Указанные
объекты могут отчуждаться или иным способом переходить от одного лица к другому
только в той мере, в какой оборот таких объектов допускается законами о земле
и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129). Соответственно собственнику земельного
участка предоставлено право продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать
в аренду и распоряжаться им иным образом только при условии, если "соответствующие
земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте"
(п. 1 ст. 260). Тем самым, помимо прочего, еще раз подчеркивается специальный
характер норм, включенных в акты, посвященные природным ресурсам, по отношению
к ГК.
Кодекс классифицирует объекты гражданского права, используя в качестве
критерия различные их свойства. Цель такого рода классификации - вводить в
случаях необходимости специальные режимы, отражающие особенности тех или иных
объектов.

Недвижимые и движимые вещи

К недвижимым вещам (иначе именуются недвижимым имуществом или недвижимостью)
ст. 130 ГК относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты,
а также все, что прочно связано с землей (в частности, леса, многолетние насаждения,
здания и сооружения). Их объединяет то, что они не могут перемещаться без
несоразмерного ущерба своему назначению.
Кодекс (та же ст. 130) отнес к недвижимости ряд других объектов, которым
заведомо не присущ указанный выше признак. Это воздушные и морские суда, суда
внутреннего плавания, космические объекты. Законодатель объединил их с естественно
недвижимыми вещами, поскольку и те, и другие подлежат государственной регистрации.
Кодекс допускает возможность отнесения законом к недвижимости или, точнее,
к режиму, установленному для недвижимости, и любого иного имущества.
Движимыми признаются вещи (включая деньги и ценные бумаги), которые не
были включены в число недвижимых. Пункт 2 ст. 130 устанавливает, что в отличие
от прав на недвижимые вещи, которые во всех случаях подлежат государственной
регистрации, права на движимость необходимо регистрировать только в случаях,
прямо предусмотренных в законе. В частности, можно указать на постановление
Правительства РФ от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных
средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"<141>.
Деление вещей, о котором идет речь, учитывается различными нормами. Вот
несколько примеров. Залог недвижимости (ипотека) подчинен специальным правилам.
Одно из них связано с особым, отличным от используемого при залоге движимости
порядком обращения взыскания на заложенное имущество (ср. пп. 1 и 2 ст. 349
ГК). Отличаются друг от друга также нормы, регулирующие порядок возникновения
права собственности на вновь созданную недвижимость, с одной стороны, и движимость
- с другой (ср. ст. 219 и 220 ГК). Государственные, а равно муниципальные
унитарные предприятия наделены различным объемом прав на принадлежащее им
движимое и соответственно недвижимое имущество. Так, в частности, ст. 295
запрещает указанным предприятиям продавать принадлежащее им недвижимое имущество,
сдавать его в аренду, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал
хозяйственного общества или товарищества, а также иным способом распоряжаться
им без согласия собственника. В отличие от этого для распоряжения движимым
имуществом те же субъекты в согласии собственника не нуждаются.
Как уже отмечалось, составной частью более строгого режима недвижимого
имущества является обязательная его государственная регистрация. Государственная
регистрация состоит во внесении соответствующих записей в единый государственный
реестр, который в соответствии с ГК будут вести учреждения юстиции. Указанный
реестр должен охватить широкий круг прав, включая право собственности, хозяйственного
ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного
пользования, ипотеки, сервитута, а в случаях, предусмотренных Кодексом или
иными законами, также и иные права (п. 1 ст. 131 ГК).
В реестре должна фиксироваться принадлежность определенному лицу соответствующих
прав, прекращение либо переход их к другим лицам. Государственная регистрация
носит публичный характер. Соответственно орган, который ее осуществляет, обязан
предоставлять любому лицу информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных
им правах. По ходатайству лица, которому принадлежит недвижимость, этот орган
обязан удостоверить произведенную регистрацию и выдать документ о зарегистрированном
праве (сделке) либо совершить надпись на представленном ему для регистрации
документе (п. 3 ст. 131 ГК).
Отказ соответствующего органа в регистрации либо уклонение от нее могут
быть обжалованы в суд. Даже в общих нормах Кодекса о защите гражданских прав
закреплена возможность для любого заинтересованного лица оспорить совершенную
в реестре запись, защищая принадлежащие ему права (п. 5 ст. 131).
В статье 131 (п. 6) ГК предусмотрено, что порядок государственной регистрации
и основания отказа в регистрации должны устанавливаться законом о регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним. До принятия этого закона необходимо
руководствоваться действующим порядком регистрации (указание на этот счет
содержится в ст. 8 Вводного закона). Соответствующий порядок установлен различными
правовыми актами применительно к разным объектам (земля, транспортные средства,
здания, сооружения в городах и др.). Один из таких актов - Указ Президента
РФ от 11 декабря 1993 года "О государственном земельном кадастре и регистрации
документов о правах на недвижимость"<142>.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной может производиться
и специальная регистрация либо учет отдельных видов недвижимого имущества
(п. 2 ст. 131 ГК). Например, ст. 24 КТМ установила необходимость внесения
в Государственный судовой реестр всех судов, технический надзор за которыми
ведется Регистром.
ГК предусматривает, что законом может быть введена обязательная регистрация
и движимости. Это относится, например, к тракторам, прицепам к тракторам,
самоходным дорожностроительным, иным машинам, которые необходимо регистрировать
в инспекциях Государственного технического надзора, либо к автомототранспортным
средствам, подлежащим регистрации в ГАИ МВД РФ.

Предприятие

Термин "предприятие" используется в гражданском праве применительно как
к субъектам, так и к объектам права. Так, ГК признает одним из видов юридических
лиц государственные, муниципальные, а также казенные предприятия (ст. 113-115).
Одновременно тот же термин применяется для обозначения определенного вида
объектов права. Именно в этом смысле идет речь о предприятии в ст. 132 ГК.
Предприятие в указанном смысле означает определенный имущественный комплекс,
используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В данный
комплекс в принципе входит вся совокупность имущества, предназначенного для
деятельности предприятия. В составе этого имущества ст. 132 ГК называет земельные
участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права
требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие
либо его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарный знак,
знаки обслуживания), а также другие исключительные права.
Поскольку любые права, в том числе и входящие в приведенный перечень,
могут принадлежать только тем, кого законодатель рассматривает в качестве
субъекта, совершенно очевидно, что имеются в виду прежде всего предприятия,
признаваемые юридическими лицами, то есть государственные и муниципальные,
а также казенные унитарные предприятия.
Все остальные "предприятия", то есть предприятия, составляющие объект
прав иных собственников, тоже могут представлять собой комплекс различного
рода имущества. В таком случае вместе с набором вещей к приобретателю могут
перейти только те права и обязанности, которые принадлежали собственнику предприятия,
и только те, которые относятся к числу отчуждаемых.
Предприятие выступает в качестве объекта различных сделок. Чаще всего
речь идет о его продаже, главным образом в связи с осуществленной приватизацией.
Особому случаю посвящено Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников<143>.
Такая продажа осуществляется на основе конкурса. Отмечено, что "при продаже
предприятия-должника за ним сохраняется статус юридического лица" (п. 8).
Предприятие является предметом залога (ипотеки). Оно может быть сдано
в аренду, передано по наследству.
В принципе продажа предприятия осуществляется в том составе имущества,
который определен в ст. 132 ГК. Однако возможны и отступления от нее, притом
в сторону не только сужения, но и расширения соответствующего объекта. Так,
в п. 2 ст. 340 ГК предусмотрено: если иное не указано в законе или договоре,
сдача в ипотеку предприятия предполагает, что в соответствующее имущество
входят помимо прочего также права требования и исключительные права, которые
предприятие может приобрести в будущем.
Особым объектом права выступает не только предприятие в целом, но и его
часть. В последнем случае существенным условием совершаемой сделки служит
перечень имущества, входящего в эту часть.

Делимые и неделимые вещи

Как вытекает из ст. 133, делимой признается вещь, которая может быть
разделена без изменения ее назначения, а неделимой - та, которая таким образом
разделена быть не может. Сахар и мука - вещи делимые, а мотоцикл и квартира
- неделимые.
Делимость приобретает правовое значение главным образом применительно
к разделу общей собственности (собственности двух или более лиц). Так, в случаях,
когда общая собственность является долевой (при ней каждый из сособственников
имеет свою твердо установленную долю - половину, треть, четверть и т. п.),
любой из сособственников вправе требовать выдела своей доли в натуре. Однако
если вещь, принадлежащая собственнику, неделима (автомашина), она при разделе
передается одному из сособственников, а остальным выплачивается соразмерное

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>