<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в соответствии с заключенными договорами за законченные этапы работ, имеющие
самостоятельное значение, используя для такого учета счет 36 "Выполненные
этапы по незавершенным работам", отражают по указанной статье стоимость полностью
оплаченных заказчиком этапов. Важно подчеркнуть, что заказчик зачисляет на
свой баланс стоимость работ только по окончании всех этапов<28>.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской
Федерации объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации,
до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств.
В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как
незавершенные капитальные вложения (п. 38)<29>. Отмеченные положения не препятствуют
тому, что в виде исключения при строительном подряде собственником результата
строительства и до сдачи объекта будет заказчик, поскольку ему принадлежит
земля, на которой расположен объект.
Из договора, а при отсутствии в нем такого условия из характера работ
может вытекать необходимость предварительных испытаний, предшествующих приемке.
Если результаты испытаний окажутся отрицательными, приемка работ не производится
и наступают установленные ГК последствия нарушения условия о качестве.
Кодекс предоставляет заказчику право отказаться от приемки работ только
в случае, когда обнаруженные недостатки исключают возможность использовать
результаты работ для указанной в договоре цели и ни одна из сторон эти недостатки
устранить не в состоянии.
ГК меняет определенным образом отношение к односторонним актам приемки
выполненных работ. Он признает их юридическую силу во всех случаях, когда
мотивы отказа стороны от подписания акта, по мнению суда, являются необоснованными.
Суд во всяком случае не может считать отказ необоснованным, если отказавшаяся
от подписания сторона ссылается на допущенные контрагентом нарушения договора.
ГК (ст. 754) усилил требования к качеству строительных работ, выполняемых
подрядчиком. Общая ссылка на необходимость надлежащего исполнения им договора
заменена конкретными указаниями относительно того, что признается нарушением
договора по качеству и какое последствие это влечет за собой для подрядчика.
Он несет ответственность за допущенные отступления от требований, которые
содержатся в технической документации и в обязательных для сторон строительных
нормах и правилах (СНиПах). К этому добавляется особая ответственность за
недостижение указанной в технической документации производственной мощности
предприятия, а также других предусмотренных в технической документации требований.
Таким же образом конкретизированы случаи ответственности за нарушение условий
о качестве в договорах, направленных на обновление, перестройку, реставрацию
или иную реконструкцию здания или сооружения: подрядчик отвечает за снижение
и потерю их прочности, устойчивости, а также надежности.
Кодекс установил, что подрядчик освобождается от ответственности за допущенные
им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации (п.
2 ст. 754). Из приведенной нормы вытекает, что, во-первых, подрядчик, не получивший
согласия заказчика на такого рода отступления от технической документации,
должен доказать, что они не повлияли на качество объекта и, во-вторых, что
отступления, не относящиеся к категории мелких, влекут за собой ответственность
подрядчика, даже если они и не повлияли на качество объекта строительства.
Из статьи 756 следует, что на отношения по строительному подряду распространяются
правила о сроках обнаружения ненадлежащего качества результата строительных
работ, включенные в общие положения о подряде (имеется в виду ст. 724 - см.
о ней выше). Исключение составляет следующее: при строительном подряде предельный
срок обнаружения недостатков равен не двум, а пяти годам.
Некоторые особенности существуют и в отношении гарантии качества результата
работ. Прежде всего этого относится к ее предмету. При строительном подряде
(п. 1 ст. 755) гарантируется достижение объектом строительства указанных в
технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в
соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного
срока. Другая особенность состоит в допустимости удлинения гарантийных сроков,
предусмотренных законом. Конкретизированы также ситуации, при которых подрядчик
может освобождаться от ответственности за обнаруженные в пределах гарантийного
срока недостатки. Он должен для этого доказать, что недостатки произошли вследствие
нормального износа объекта или его частей, неправильной эксплуатации объекта
или неверных инструкций по его эксплуатации, которые разработаны самим заказчиком
или привлеченными им третьими лицами, либо ненадлежащего ремонта объекта,
произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. При
этом редакция п. 2 ст. 755 ГК дает основания полагать, что указанный перечень
является исчерпывающим. Следует также иметь в виду, что на время, в течение
которого заказчик не мог эксплуатировать объект, гарантийный срок приостанавливается.
Принятый в некоторых странах порядок, при котором с момента ремонта гарантийный
срок течет заново, в нашем законодательстве о строительстве не предусмотрен.
Наконец, надо отметить обязанность заказчика в разумный срок сообщить об обнаруженных
недостатках.
Одну из новелл составляет предоставление заказчику права требовать от
подрядчика устранения недостатков, возникших не по вине заказчика. При этом
предполагается, что устранение недостатков происходит за счет заказчика. Таким
образом, налицо случай, когда соответствующая сторона может требовать от подрядчика
заключения договора в обязательном порядке, установленном ст. 445 ГК. Вместе
с тем Кодекс вводит ограниченный круг случаев, при которых подрядчик может
быть освобожден от необходимости заключить договор на устранение недостатков:
если устранение не связано непосредственно с предметом договора или не может
быть осуществлено подрядчиком по не зависящим от него причинам.
Министерство строительства РФ Приказом от 6 декабря 1994 года утвердило
Положение о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей
и конструктивных элементов на территории Российской Федерации<30>. Им предусмотрена
обязательность проведения расследований аварий на всех отнесенных к 1-му и
2-му классам по степени ответственности зданиях и сооружениях, кроме специальных,
указанных в самом Положении. Для проведения аналогичных расследований применительно
к зданиям и сооружениям 3-го класса необходимо решение территориальных органов
исполнительной власти, министерств и ведомств РФ. Положение определяет понятие
"аварии", порядок передачи соответствующих донесений, а также расследования
причин аварии (подразумевается формирование компетентных комиссий и порядок
их деятельности). Составленные комиссиями акты, предварительные и окончательные,
должны позволить, среди прочего, оценить размеры аварии и ее причины.

4. Подряд на выполнение проектных и
изыскательских работ (ст.758-762)

Данный параграф воспроизводит ряд норм, ранее помещенных в одноименную
статью Основ 1991 года Вместе с тем в нем содержится и ряд новелл.
В определении договора индивидуализация его как разновидности подряда
проявляется в характере самих работ и в их результате. Имеется в виду, что
работы, как видно из названия параграфа, являются проектными и изыскательскими,
а их результат выражается в определенных документах, в частности в разработанной
технической документации. При этом работы выполняются по заданию заказчика,
который обязуется принять и оплатить результат работы.
Результат работы - проектная документация - представляет собой юридический
акт, который подлежит утверждению компетентными органами. К тому же проектная
документация составляет часть договора со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Подрядчик должен получить по общему правилу задание (задание на проектирование
и(или) проведение изыскательских работ) в виде исходных данных, которые служат
необходимой и достаточной основой для выполнения соответствующих работ. Возможен
вариант, при котором задание по поручению заказчика готовит сам подрядчик
(исполнитель). Указанное различие, как вытекает из п. 1 ст. 759 ГК, имеет
значение только для установления времени, с которого проект становится обязательным
для подрядчика. Подготовленное подрядчиком задание приобретает обязательную
силу с момента утверждения его заказчиком. Из смысла п. 1 ст. 759 можно сделать
вывод, что подготовленные заказчиком или по его заданию третьим лицом исходные
данные становятся обязательными с момента получения их подрядчиком.
Исходные данные, отмечено в п. 2 ст. 759 Кодекса, обязательны для подрядчика.
Он вправе отступать от них только с согласия заказчика. Вместе с тем исходные
данные, переданные или одобренные заказчиком, порождают для него определенную
связанность, которая состоит в том, что они устанавливают пределы его права.
Соответственно исполнение обязательства подрядчиком может быть признано ненадлежащим
только при условии, если результат работ расходится с заданием и иными исходными
данными.
Отмеченное обстоятельство нашло отражение в п. 1 ст. 760 ГК, посвященном
обязанностям подрядчика. Включенный в него перечень обязанностей начинается
с необходимости выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными
данными.
СНиП 10-01-94 предусматривает, что система нормативных документов в строительстве
включает организационно-методические нормативные документы, общие технические
нормативные документы, нормативные документы по градостроительству, зданиям
и сооружениям, нормативные документы на инженерное оборудование зданий и сооружений
и внешней сети, нормативные документы на строительные конструкции и изделия,
на строительные материалы и изделия на мобильные здания и сооружения, оснастку,
инвентарь и инструмент, а также нормативные документы по экономике. Последние,
в частности, охватывают правила и методы определения стоимости проектно-изыскательских
работ и строительства в составе предпроектной документации, сметную нормативную
базу для определения потребности в капитальных вложениях, формирования свободных
(договорных) цен на строительную продукцию и осуществления расчетов между
участниками, правила разработки и применения нормативных показателей расхода
материальных и топливно-энергетических ресурсов для строительства, определения
трудоемкости элементов строительной продукции и потребности средств на заработную
плату.
СНиП 10-01-94 особо выделил принятие Свода правил по проектированию и
строительству, который представляет собой нормативные документы, содержащие
рекомендованные технические решения или процедуры инженерных изысканий для
строительства, проектирования, строительных монтажных работ, а также эксплуатации
строительной продукции и определяет способы достижения ее соответствия обязательным
требованиям строительных норм, правил и стандартов.
Другая обязанность подрядчика состоит в согласовании уже готовой технической
документации с заказчиком. Подразумевается также, что в ряде случаев техническая
документация должна согласовываться с компетентными государственными органами
и органами местного самоуправления. Совершить необходимые действия по согласованию
документации должен подрядчик, однако предусмотрена необходимость участия
в согласовании также и заказчика (ст. 762 ГК).
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от
20 июня 1993 года N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и
проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства" <31> Государственный
комитет по вопросам архитектуры и строительства своим постановлением от 29
октября 1993 года утвердил Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной
документации и проектов строительства в Российской Федерации<32>. В нем определяется
более конкретно, какие именно органы осуществляют экспертизу различных видов
градостроительной документации и проектов строительства, а также указывается,
какие из них подлежат утверждению в соответствии с постановлением от 20 июня
1993 года. Предусмотрено, что проекты строительства, осуществляемого за счет
собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов
(включая иностранных), утверждаются самими заказчиками (инвесторами), а финансируемые
из бюджетных средств - соответственно органами Российской Федерации и субъектов
Федерации.
Установлен особый порядок проведения экологической экспертизы.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе"
<33> включил в число объектов обязательной государственной экспертизы на федеральном
уровне среди прочего технико-экономические обоснования и проекты строительства,
реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации
организаций, иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации
и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности
и форм собственности, в случаях, когда их осуществление может оказать воздействие
на окружающую природную среду в пределах двух и более субъектов Российской
Федерации.
Этот же порядок распространяется на материалы по созданию гражданами
или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных
юридических лиц организаций, когда объем иностранных инвестиций в них превышает
500 тысяч долларов. В то же время технико-экономическое обоснование и проекты
строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации
и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, расположенных
на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением объектов, находящихся
в ведении РФ, материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ
с участием иностранных граждан или юридических лиц организаций, объем иностранных
инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов, подлежат обязательной
экологической экспертизе на уровне субъектов Российской Федерации.
Специальные правила установлены применительно к проекту, представляющему
собой архитектурную часть документации для строительства, и градостроительной
документации, относящейся к архитектурному объекту. Такой проект выполняется
в соответствии с архитектурно-планировочным заданием и непременно архитектором
(лицом, имеющим соответствующую лицензию). В случаях, когда речь идет о проектах,
которые финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов
Федерации, необходимо вначале пройти государственную вневедомственную экспертизу.
А если архитектурный объект строится за счет средств граждан и юридических
лиц, необходимость экспертизы определяется самими инвесторами.
Требования к проектам объектов такого рода включают соблюдение норм градостроительного
законодательства, государственных стандартов в области проектирования и строительства,
СНиПов, градостроительных норм и нормативов, правил застройки города или иного
поселения, заданий на проектирование и архитектурно-планировочного задания<34>.
Порядок проведения экспертиз проектов конкретизируется различными ведомственными
актами. В частности, можно указать на постановление Министерства строительства
РФ от 16 февраля 1995 года, установившее Порядок проведения государственной
экспертизы проектов строительства объектов с привлечением иностранного капитала
в Российской Федерации. Им определен в основном круг органов, осуществляющих
в зависимости от сложности объектов и их стоимости соответствующую экспертизу<35>.
Существуют и другие акты, принятые на уровне федеральных органов, а также
органов субъектов Федерации<36>.
Обязанности заказчика, в отличие от подрядчика, регулируются диспозитивной
нормой. В нее помимо уже указанной обязанности, связанной с согласованием
результата работ, входят: уплата установленной цены (сторонам предоставляется
право определить, будет ли оплата производиться сразу же и целиком либо частично,
за каждый в отдельности этап работ), оказание содействия подрядчику в выполнении
проектных и изыскательских работ в объемах, определенных в договоре, возмещение
подрядчику дополнительных расходов, которые вызваны изменением исходных данных
для выполнения проектных и изыскательских работ. Это означает, что подрядчик
приобретает право требовать компенсации дополнительных расходов, когда изменения
произошли по вине заказчика. Следовательно, риск последствий различных событий,
а также не зависящих от подрядчика действий самого заказчика и третьих лиц
принимает на себя заказчик.
Заслуживает особого внимания урегулирование вопроса о правах сторон на
техническую документацию, составляющую предмет договора. Кодекс исходит из
того, что обе стороны обладают правом использовать предмет договора для себя.
Вместе с тем передача результатов третьим лицам требует согласия контрагента.
Точно так же без согласия контрагента стороны не могут передавать содержащиеся
в документах данные третьим лицам.
Особо выделена предоставленная подрядчиком заказчику гарантия правовой
чистоты выполняемой им проектной документации. Она выражается в отсутствии
у третьих лиц возможности воспрепятствовать или ограничивать выполнение работы
на основе подготовленной подрядчиком технической документации. С указанной
гарантией связана еще одна обязанность заказчика: привлечь подрядчика к участию
в деле по иску, предъявленному заказчику третьим лицом в связи с недостатками
составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.
Значение этой обязанности состоит в том, что если заказчик ее не выполнит,
то когда соответствующий иск удовлетворят и он затем обратиться в порядке
регресса к подрядчику, последний может быть освобожден от ответственности
перед заказчиком. Для этого ему нужно доказать, что, приняв участие в деле,
он предотвратил бы удовлетворение иска. Подрядчик, который был привлечен к
участию в деле по иску к заказчику, но уклонился от этого, лишен права впоследствии
ссылаться на то, что заказчик неправильно вел дело.
Статья 761 (п. 1) возлагает на подрядчика ответственность за ненадлежащее
составление технической документации и выполнение изыскательских работ. Заказчик
вправе ссылаться на недостатки, обнаруженные в ходе строительства, а также
в процессе эксплуатации объекта на основе технической документации и данных
изыскательских работ. Предельный срок для заявления таких требований не установлен.
Пункт 2 ст. 761 ГК возлагает на подрядчика обязанность по требованию
заказчика безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно
произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить
заказчику причиненные убытки. Последняя норма носит диспозитивный характер:
она предусматривает возможность установления иных, кроме указанных в п. 1
ст. 761, последствий.
Относительно узкий круг специальных норм о данном договоре открывает
широкие возможности для использования правил, содержащихся в 1, посвященном
общим положением о подряде. Так, из числа включенных в "Общие положения" норм
к договорам о выполнении проектных и изыскательских работ применяются нормы,
посвященные презумпции выполнения работ иждивением подрядчика (ст. 704), распределению
риска случайной гибели материалов и результата работ (ст. 705), правовому
положению генерального подрядчика и субподрядчика (ст. 706), участию в исполнении
работы нескольких лиц (ст. 707), срокам выполнения работ (ст. 708), цене работ
(ст. 709), праву подрядчика на удержание (ст. 712), отказу заказчика от исполнения
договора (ст. 717), содействию со стороны заказчика (ст. 718), неисполнению
заказчиком встречных обязанностей (ст. 719), приемке заказчиком работы, выполненной
подрядчиком (ст. 720), гарантии качества работы (ст. 722), ответственности
подрядчика за ненадлежащее качество работы (ст. 723), срокам обнаружения ненадлежащего
качества работы (ст. 724), срокам давности по искам о ненадлежащем качестве
работы (ст. 725), обязанности подрядчика передать информацию заказчику с учетом
особенностей соответствующей разновидности договора (ст. 727), последствиям
прекращения договора подряда до приемки результата работы (ст. 729).
Если в конкретном договоре на выполнение проектных и изыскательских работ
предусмотрена, - хотя это и нехарактерно для данного вида договоров, - передача
материалов заказчиком подрядчику, следует руководствоваться ст. 704 (об ответственности
подрядчика за ненадлежащее качество предоставленных материалов), ст. 705 (о
риске случайной гибели или случайного повреждения материалов), ст. 714 (об
ответственности подрядчика за несохранность предоставленного заказчиком материала)
и ст. 728 (о возвращении подрядчиком имущества, переданного заказчиком).
Перечисленные статьи применяются и без ссылки на них в договоре на выполнение
проектных и изыскательских работ. При этом стороны могут отступить от норм,
включенных в статьи 1 "Общие положения о подряде", только при условии, если
соответствующие нормы носят диспозитивный характер.
Вместе с тем при заключении договора рекомендуется обсудить возможность
использования некоторых норм из параграфа, посвященного строительному подряду,
например об участии в эксплуатации результата работ (п. 2 ст. 740). Подразумевается
участие подрядчика в надзоре за реализацией проекта, в устранении недостатков
за счет заказчика (ст. 757) и др. Однако следует иметь в виду, что данные
нормы могут использоваться при условии, если они превратятся в пункты договора.
А для этого в него необходимо либо включить отсылку к данным статьям, либо
воспроизвести в нем их текст. Если это не будет сделано, остается только один
вариант - тот, о котором шла речь выше.

5. Подрядные работы для государственных нужд (ст. 763-768)

Комментируемый параграф предполагает развернутое регулирование указанных
отношений в ГК, в иных законах и других правовых актах, изданных в развитие
соответствующих норм Кодекса. В настоящее время действуют в основном акты,
принятые на уровне Правительства РФ либо министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти. Статья 768 предусмотрела принятие закона о подрядах
для государственных нужд.
Потребность в особом регулировании данных отношений возникает в экономике,
построенной на началах свободной реализации товаров, работ и услуг. Смысл
принятия подобных норм состоит в том, что для конкретной весьма узкой области
отношений, связанных с удовлетворением общих для государства как такового
потребностей, создается специальный режим.
Поскольку речь идет о рынке, на котором заключение договоров является
результатом свободной воли сторон, государство стремится обеспечить определенные
льготы и гарантии для подрядчиков, равно как и для поставщиков в аналогичных
договорах по обеспечению государственных поставок, имея в виду создать у тех
и других интерес к заключению такого рода договоров.
Правовой формой, используемой в рассматриваемой области, служит государственный
контракт на выполнение подрядных работ (далее государственный контракт). Он
имеет тот же предмет, что и строительный подряд либо подряд на выполнение
проектных и изыскательских работ (ст. 740, п. 2 ст. 763). Вместе с тем государственный
контракт обладает рядом принципиальных отличий от того и другого договора.
Имеются в виду прежде всего строго определенные цели государственного контракта,
источники финансирования, состав сторон, а также порядок заключения и изменения
государственного контракта.
В соответствии с п. 1 ст. 763 ГК строительные, проектные и изыскательские
работы, составляющие предмет государственного контракта, предназначены для
удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Федерации.
Конкретная цель заказов на выполнение работ - реализация федеральных
и межгосударственных целевых программ, развитие и создание производственного
потенциала в соответствии с направлениями структурной политики Правительства
Российской Федерации, развитие общегосударственной сети транспорта, энергетики,
связи и экологического мониторинга, строительство отдельных наиболее крупных
и важных объектов социальной и экономической сферы общегосударственного значения,
поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны<37>.
Указанными целями определяются в конечном счете источники финансирования,
в качестве которых выступают средства соответствующего бюджета и внебюджетные
средства.
Организационные предпосылки заключения государственного контракта закреплены,
в частности, в Порядке разработки и реализации федеральных целевых программ
и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская
Федерация, а также в Порядке закупки и поставки продукции для федеральных
государственных нужд<38>.
Необходимым основанием государственного контракта служит целевая программа,
которая формируется государственным заказчиком в соответствии с заключенным
соглашением и решением Правительства РФ. Указанная программа после проведения
ее экспертизы и при наличии положительной оценки Министерства экономики РФ
утверждается Правительством РФ.
Порядок финансирования строек определяется Временным положением о финансировании
и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации<39>.
Этим актом предусмотрено, что включение в перечень начинаемых строек и объектов
для государственных нужд с распределением объемов капитальных вложений по
годам на весь период строительства становится государственной гарантией непрерывности
финансирования таких строек и объектов до завершения строительства в установленные
сроки. В постановлении Совета Министров РФ от 26 июня 1995 года отмечено,
однако, что такая гарантия действует в пределах средств, выделенных из федерального
бюджета.
В качестве одного из контрагентов выступает, как установлено в ст. 764
ГК, государственный заказчик, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами,
или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом
распоряжаться такими ресурсами. Согласно действующему порядку государственного
заказчика определяет в каждом случае Правительство РФ и ему выделяются необходимые
федеральные средства, включая валютные. Государственный заказчик признается
ответственным перед Правительством РФ за выполнение программы.
Государственные контракты заключаются на конкурсной основе. Исключение
из этого правила предусмотрено для тех, для кого заключение договоров является
обязательным. Имеются в виду организации, которые занимают доминирующее положение
на товарном рынке, а также казенные предприятия. И те и другие вправе отказаться
от заключения государственного контракта только при условии, если его размещение
влечет убытки для производства. Заказы на вновь начинаемое строительство для
федеральных нужд передаются на основе подрядных торгов.
Организация, о которой идет речь в ст. 764 Кодекса (в этой роли может
выступать не только предприятие, но и учреждение), назначается государственным
заказчиком, который в своих действиях руководствуется решением Правительства
РФ. Таким образом, в указанном случае государственный заказчик ограничивается
административными функциями по отношению к заказчику и в договорных связях
с подрядчиком не участвует.
Другим контрагентом является любое юридическое лицо или гражданин (и
в том и в другом случае имеются в виду предприниматели).
Особо оговорено, что государственный заказчик должен определять фиксированную
долю для организаций, пользующихся специальной государственной поддержкой
(предприятия малого бизнеса, пенитенциарные учреждения и др.).
Порядок организации торгов устанавливается Госкомимуществом России и
Минстроем России<40>. Кроме того, нормы, посвященные организации торгов, содержатся
в Основных положениях порядка заключения и исполнения государственных контрактов
(договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных
нужд в Российской Федерации (далее - Основные положения), утвержденных Правительством
РФ 14 августа 1993 года<41>, а также в Порядке подготовки и заключения государственных
контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных
нужд. В случае расхождения между этими актами преимуществом пользуется последний
как изданный на том же уровне, что и первый, но позднее.
Наконец, следует иметь в виду, что исходное значение для организации
торгов имеют нормы Гражданского кодекса. Они включены в ст. 447 ("Заключение
договора на торгах"), 448 ("Организация и порядок проведения торгов") и ст.
449 ("Последствия нарушения правил проведения торгов").
В данном случае предметом торгов является право на заключение договора,
а не сам договор. Такой договор (государственный контракт) должен быть заключен
с победителем торгов в оговоренный срок после получения подрядчиком документов,
подтверждающих его победу.
Требования к содержанию государственного контракта устанавливаются Порядком
подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции
для федеральных государственных нужд. Государственный контракт должен содержать
условия о предмете, цене, сроке исполнения, правах и обязанностях стороны,
а также их ответственности. В него необходимо включать и инженерно-технические
условия, к числу которых относятся наименование работ, количественные и качественные
характеристики, научно-технические и технологические требования, требования
о соблюдении государственных стандартов.
К указанному Порядку приложена примерная форма государственного контракта
на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для федеральных государственных
нужд. Несмотря на название примерного контракта, речь в нем идет исключительно
о проведении определенных работ и лишь в этой связи о поставках.
Для государственных контрактов на выполнение подрядных работ и государственных
контрактов на поставку товаров для государственных нужд предусмотрены во многом
совпадающие режимы. Не случайно те и другие нередко регулируются одними и
теми же актами. Это обстоятельство нашло отражение и в Кодексе. Имеется в
виду содержащаяся в нем (ст. 765) отсылка по вопросу об основаниях и порядке
заключения государственного контракта к ст. 527 и 528, регулирующим аналогичные

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>