<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

этой части учитывает правила, установленные Венской конвенцией о международных
договорах купли-продажи товаров, участником которой является Россия, а также
сложившиеся в нашей стране нормы о периодах, порядке поставки, восполнении
недопоставки товаров, их выборке, расчетах за поставленные товары, последствиях
нарушения условий поставки.
Договором поставки признается такой договор купли-продажи, по которому
продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется
передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары
покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных
целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием
(ст. 506).
Договору поставки присущи некоторые квалифицирующие признаки, выделяющие
его в отдельный вид договора купли-продажи.
Во-первых, передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна
осуществляться в обусловленный договором срок или сроки. Применительно к договору
поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного
условия договора.
Во-вторых, по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а
только производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве
поставщика выступает коммерческая организация, специализирующаяся на производстве
соответствующих товаров либо профессионально занимающаяся их закупками.
В-третьих, имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются
товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу
которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской
деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным
подобным использованием. Данный признак свидетельствует о том, что и в качестве
покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая
организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью.
Наиболее оптимален договор поставки, к примеру, для регулирования взаимоотношений
между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих
изделий; между изготовителями товаров и оптовыми торговыми организациями,
специализирующимися на реализации товаров. Указанные отношения должны отличаться
стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании
поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче
партии товаров, а долгосрочные договорные связи.
Принимая во внимание, что основной сферой применения договора поставки
товаров являются предпринимательские отношения, а основными субъектами этих
договоров, как правило, - коммерческие организации, профессионально занимающиеся
производством, закупкой и реализацией товаров, законодатель счел необходимым
урегулировать отношения, формирующиеся уже на стадии преддоговорных контактов
сторон по поводу заключения договора поставки. Этому вопросу посвящены содержащиеся
в ГК нормы об урегулировании разногласий при заключении договора поставки
(ст. 507). Суть этих норм состоит в том, что сторона, проявившая инициативу
в заключении договора, то есть представившая свое предложение (оферту) потенциальному
контрагенту и получившая от него принципиальное согласие на заключение договора,
но при условии изменения некоторых пунктов договора, должна принять меры,
которые внесли бы определенность в отношения сторон. Здесь возможны три варианта
действий: во-первых, согласиться с изменением отдельных пунктов договора,
предложенных контрагентом; во-вторых, попытаться найти по поводу спорных пунктов
договора компромиссное решение (согласовать возникшие разногласия); и наконец,
в-третьих, отказаться от заключения договора.
Во всех названных случаях сторона, предложившая заключить договор поставки
и получившая от другой стороны предложение о согласовании возникших разногласий,
обязана не позже чем в 30-дневный срок со дня получения этого предложения
уведомить другую сторону о своем решении. Это необходимо, поскольку контрагент
вправе рассчитывать на то, что договор будет заключен, и уже на этой стадии
может начать подготовку к исполнению договора: поиск поставщиков сырья или
комплектующих изделий, перепрофилирование производства и т. п.
Поэтому сторона, не уведомившая контрагента о принятом ею решении, должна
будет возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
Существенным условием для договоров поставки, предусматривающих поставку
товаров в течение всего срока действия договора отдельными партиями, служит
период поставки (ст. 508), то есть обусловленные сторонами сроки поставки
отдельных партий товаров. В качестве диспозитивной нормы в Кодексе воспроизведено
правило, ранее существовавшее в законодательстве о поставках, суть которого
заключается в том, что если в договоре периоды поставки не определены, то
следует исходить из того, что товары должны поставляться равномерными партиями
помесячно. В этом случае периодом поставки будет считаться один месяц.
В зависимости от конкретных условий взаимоотношений наряду с определением
периодов поставки в договоре могут быть установлены график поставки (декадный,
суточный и т. п.) и самостоятельная ответственность за его нарушение.
Как и в других договорах, опосредующих предпринимательские отношения,
досрочное исполнение обязательств допускается лишь по соглашению сторон. Особенностью
же договора поставки является правило, в соответствии с которым товары, поставленные
досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров,
подлежащих поставке в следующем периоде.
Важное значение в поставочных отношениях имеет порядок исполнения поставщиком
своих обязанностей по поставке товаров покупателю (ст. 509). Она должна осуществляться
путем отгрузки (передачи) товаров покупателю по договору или лицу, указанному
в нем в качестве получателя. В случаях же, когда договором предусмотрено право
покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям (отгрузочные
разнарядки), отгрузка товаров должна производиться поставщиком тем получателям,
которые обозначены в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочной разнарядки
и сроки ее направления покупателем поставщику определяются договором.
При наличии в договоре условия о поставке товаров по отгрузочным разнарядкам
покупателя обязанности поставщика следует рассматривать как выполняемые в
порядке встречного исполнения (ст. 328). Непредставление покупателем отгрузочной
разнарядки в установленный срок дает поставщику право отказаться от исполнения
договора либо приостановить отгрузку товаров.
Принимая во внимание долгосрочный характер договорных отношений сторон,
когда выполнение поставщиком своих обязанностей происходит путем многократных
отгрузок отдельных партий товаров в соответствующие периоды поставки, важное
значение в поставочных отношениях приобретает регулирование порядка восполнения
недопоставки товаров. Поставщик, допустивший недопоставку в отдельном периоде,
обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде
(периодах) в пределах срока действия договора, если иное не будет предусмотрено
договором.
Если говорить об обязанностях покупателя (принять товары и оплатить),
то и здесь не обошлось без некоторых норм, регулирующих особенности именно
поставочных отношений.
Принятый покупателем (получателем) товар должен быть осмотрен в срок,
определенный законодательством, договором или обычаями делового оборота. Покупатель
(получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров и о выявленных
несоответствиях или недостатках письменно уведомить поставщика.
В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель
(получатель) должен проверить их соответствие сведениям, указанным в транспортных
и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной
организации с соблюдением правил, перечисленных в законах и иных правовых
актах, регулирующих деятельность транспорта.
Договором поставки может быть предусмотрена выборка товаров, то есть
передача поставщиком товаров покупателю либо получателю в месте нахождения
поставщика.
На покупателя (получателя) возложена обязанность возвратить поставщику
многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в
порядке и сроки, введенные соответствующими обязательными правилами или договором,
если только иное не будет установлено соглашением сторон. Прочие тара и упаковка,
напротив, должны возвращаться поставщику лишь в случаях, обусловленных договором.
Определенными особенностями отличается порядок применения неустойки за
нарушение условий договора. В виде диспозитивной нормы в ГК введено правило,
согласно которому предусмотренная законом или договором неустойка за недопоставку
или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения
обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество
товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки
не установлен законом или договором. Данное положение будет способствовать
укреплению дисциплины в договорных отношениях.
Необходимо обратить внимание на особые правомочия покупателя по договору
поставки товаров, которыми не наделен покупатель по договору купли-продажи
товаров, в случае, когда поставщиком не выполнены обязанности по поставке
обусловленного договором количества товаров либо не удовлетворены требования
покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров
в определенный срок. В подобных ситуациях покупатель получает право приобрести
непоставленные товары у других лиц с последующим отнесением на поставщика
всех необходимых и разумных расходов на их приобретение (ст. 520).
Покупатель может также воспользоваться правом отказаться от оплаты товаров
ненадлежащего качества либо некомплектных, а если они уже оплачены, потребовать
от поставщика возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и
доукомплектования товаров либо их замены.
Указанные правомочия покупателя являются специальными мерами оперативного
воздействия, главная особенность которых заключается в возможности их одностороннего
применения.
Новеллами для отечественного законодательства являются нормы об исчислении
убытков при расторжении договора (ст. 524). Данные нормы открывают возможность
для применения абстрактных убытков, определяемых расчетным путем, независимо
от действий сторон, последовавших после расторжения договора.
Существо правил об исчислении убытков при расторжении договора поставки
заключается в том, что, если в разумный срок после расторжения договора вследствие
нарушения обязательства контрагентом добросовестная сторона покупает товары
у другого продавца по более высокой цене (покупатель) либо продает товары
по более низкой цене (поставщик), чем было предусмотрено договором, она вправе
потребовать от контрагента, нарушившего обязательства, возмещения убытков
в виде разницы между ценой договора и ценой по совершенной взамен его сделке.
Вместе с тем взыскание указанных убытков возможно и в тех случаях, если
сделка взамен расторгнутого договора не совершалась. Для расчета убытков может
быть использована текущая цена на соответствующий товар, существовавшая на
момент расторжения договора. При этом под текущей ценой понимается цена, обычно
взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте, где
должна была быть осуществлена передача товара.
Таким образом, в данном случае речь идет о минимальном размере убытков,
вызванных расторжением договора поставки в связи с неисполнением обязательств
одной из сторон, что, впрочем, не исключает возмещения и иных убытков, причиненных
неисполнением либо ненадлежащим исполнением условий договора.


4. Поставка товаров для государственных нужд (ст. 525-534)

В качестве одной из разновидностей поставки в Кодексе урегулированы отношения,
связанные с поставкой товаров для государственных нужд. В последние годы неоднократно
предпринимались попытки регламентировать указанные отношения с помощью закона.
Последняя такая попытка выразилась в принятии Государственной Думой двух очередных
федеральных законов: "О поставках продукции для федеральных государственных
нужд" (от 13 декабря 1994 года)<3> и "О закупках и поставках сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (от 2 декабря
1994 года)<4>. Законы действуют уже около полутора лет, однако практика не
дает нам каких-либо свидетельств их влияния на упорядочение такой важной сферы
отношений, как удовлетворение потребностей государства в товарах, работах
и услугах.
Дело в том, что названные законы, как, впрочем, и аналогичные им предыдущие,
по своему содержанию являются скорее экономическими декларациями, нежели юридическими
актами. Они подробным образом регулируют порядок определения собственно государственных
нужд, то есть потребностей России и субъектов Российской Федерации в тех или
иных товарах, работах или услугах, и доведения их до организаций-исполнителей.
Вместе с тем данные законы не определяют порядок заключения государственных
контрактов и их исполнения, оставляют без внимания вопросы формирования оптимальной
структуры договорных связей, юридические механизмы, позволяющие довести исполнение
заказов для государственных нужд до конкретных потребителей товаров, работ
или услуг.
Этот пробел призваны заполнить нормы, содержащиеся в новом ГК. Поставка
товаров для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного
контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых
в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между
организациями - исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями
выпускаемых товаров.
Государственный контракт подписывается на основе принятого исполнителем
заказа на поставку товаров для государственных нужд. Причем в некоторых случаях,
предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет являться
для исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в отношении всякого
исполнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть
соблюдено введенное ГК требование о возмещении государственным заказчиком
всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате
выполнения им условий государственного контракта.
Кодекс детально регламентирует порядок и сроки заключения государственного
контракта. Проект государственного контракта разрабатывается государственным
заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ
на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан
рассмотреть проект государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его
получения сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три
варианта такого решения:
во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных
государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает
государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному
заказчику;
во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех,
что предложил государственный заказчик. При таких обстоятельствах поставщик
(исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект
государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его
условиям;
в-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик
(исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный
срок.
Государственному заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения протокола
разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполнителем).
Здесь тоже возможны варианты: государственный заказчик в течение указанного
срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных
условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий.
В последнем случае, а также при истечении 30-дневного срока разногласия по
государственному контракту, заключение которого является обязательным для
государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы
другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда.
Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является
обязательным, уклоняется от его подписания, другая сторона может обратиться
в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.
Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно стать
размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд путем проведения
соответствующих конкурсов. И в этой ситуации заключение государственного контракта
с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязательным.
Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через 20 дней со
дня проведения конкурса.
Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров
осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком
прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком
извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно
между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для
государственных нужд.
Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в 30-дневный
срок направить проект договора покупателю.
Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект
договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию
и в 30-дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной
редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия
могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного
суда в 30-дневный срок.
Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе
уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных
нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться
в такой ситуации в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя)
заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично
от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора
в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя)
к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение
30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя).
В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного
заказчика принять и оплатить товары либо возместить расходы, связанные с реализацией
этих товаров другому потребителю.
Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить
норма, согласно которой при оплате покупателем товаров по договору поставки
товаров для государственных нужд заказчик признается поручителем по денежному
обязательству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем
государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в
полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других
убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров.


5. Контрактация (ст. 535-538)

Специфические признаки договора контрактации заключаются в том, что исполняющей
стороной в нем является производитель сельскохозяйственной продукции, который
обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию
заготовителю. В роли заготовителя по договору контрактации выступает лицо,
осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для переработки или
продажи.
Необходимо отметить интересную деталь в правовом регулировании договора
контрактации. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным 5
главы 30 ГК, сначала применяются правила о договоре поставки и лишь при отсутствии
таковых - общие положения о договоре купли-продажи.
Предусмотренные ГК особенности правового регулирования договора контрактации
продиктованы спецификой предмета договора и субъектным составом обязательства.
В отличие от договора купли-продажи или поставки товаров в данных правоотношениях
слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной
продукции. Поэтому ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению
с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются
некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы
установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию
у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В договоре может
быть обусловлена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной
продукции, возвращать по требованию производителя отходы такой переработки
с оплатой по цене, определенной договором.
Но главная особенность договора контрактации заключается в том, что производитель
сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения
обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии вины.
Данное положение является исключением из общего правила, предусмотренного
п. 3 ст. 401 ГК, согласно которому лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом
исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности,
несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось
невозможным вследствие непреодолимой силы.

6. Энергоснабжение (ст. 539-548)

Впервые в нашей стране Кодекс включает установление на уровне закона
основных правил энергоснабжения.
Ранее эти сложные правоотношения, касающиеся практически всех организаций
и граждан, регулировались ведомственными нормативными актами: Правилами пользования
электрической энергией и Правилами пользования тепловой энергией, утвержденными
приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 года.
Договором энергоснабжения признается договор купли-продажи, по которому
энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через
присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию,
а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать
безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и
исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением
энергии (ст. 539 Кодекса).
Договор энергоснабжения относится к договорам купли-продажи, поскольку
содержит в себе все признаки этого договорного обязательства: одна сторона
передает другой за плату определенный товар (энергию). С другой стороны, указанный
товар обладает настолько специфическими свойствами, что это требует особого
регулирования. Энергия, в отличие от вещей, представляет собой определенное
свойство материи - способность производить полезную работу, обеспечивать выполнение
различных технологических операций, создавать необходимые условия для предпринимательской
и любой иной деятельности<5>.
Спецификой предмета договора (энергия) объясняется наличие ряда характерных
признаков, позволяющих выделить договор энергоснабжения в отдельный вид договора
купли-продажи.
Во-первых, передача товара потребителю осуществляется путем подачи энергии
через присоединенную сеть на энергоустановку этого потребителя (абонента).
Во-вторых, на абонента возлагаются дополнительные обязанности в связи
с использованием такого товара, как энергия: обеспечить соблюдение режима
ее потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических
сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В-третьих, энергоснабжающая организация наделяется дополнительными правами
в области контроля за техническим состоянием энергоустановки абонента, его
приборов и оборудования.
В-четвертых, имеются определенные обязательные условия, которые должны
быть выполнены абонентом, претендующим на заключение договора энергоснабжения:
он должен располагать отвечающим установленным техническим требованиям энергопринимающим
устройством, присоединенным к сетям энергоснабжающей организации, а также
организовать учет потребления энергии.
В-пятых, правовое регулирование договора энергоснабжения не исчерпывается
нормами, содержащимися в Кодексе. Напротив, детальное регулирование указанных
правоотношений должно обеспечиваться законами и иными правовыми актами об
энергоснабжении, а также принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Спецификой предмета договора энергоснабжения и стремлением законодателя
создать стабильность договорных отношений по энергоснабжению объясняется включение
в текст Кодекса норм, регулирующих порядок заключения договора энергоснабжения
(ст. 540). В случаях, когда истекает срок действия договора энергоснабжения
и ни одна из сторон до истечения этого срока не заявит о его прекращении или
изменении либо о заключении нового договора, договор энергоснабжения считается
продленным на тех же условиях и на тот же срок. Не допускается пауза в договорных
отношениях и в тех случаях, когда по предложению одной из сторон заключается
новый договор. До этого момента условия старого договора сохраняют свою силу.
Особенностью такого условия договора энергоснабжения, как количество
энергии, является его определение исходя из данных учета фактического потребления
энергии. Качественные параметры энергии, подаваемой на энергоустановку абонента,
должны соответствовать требованиям, установленным договором энергоснабжения,
государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Как уже отмечалось, на абонента возложены обязанности по обеспечению
надлежащего технического состояния и безопасности используемых энергетических
сетей, приборов и оборудования. Абонент должен также немедленно сообщать энергоснабжающей
организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии, других
нарушениях, возникающих при пользовании энергией (ст. 543).
Как и во всяком договоре купли-продажи, основной обязанностью абонента
является оплата поданной ему энергии. Специфическая черта исполнения данной
обязанности применительно к договору энергоснабжения состоит в том, что оплата
должна производиться абонентом, исходя из количества фактически использованной
им энергии в соответствии с данными приборов, учитывающих эту энергию.
В отношениях по энергоснабжению наряду с энергоснабжающей организацией
и абонентом может участвовать также субабонент, чья энергоустановка через
присоединенную сеть сообщается с энергоустановкой абонента. Суть содержащегося
в Кодексе правила, рассчитанного на подобную конструкцию отношений, заключается
в том, что абонент может передавать субабоненту энергию, полученную от энергоснабжающей
организации, лишь с согласия последней (ст. 545).
Принципиальное значение в деле регулирования взаимоотношений энергоснабжающих
организаций и потребителей энергии будут иметь положения Кодекса, регламентирующие
действия энергоснабжающей организации, связанные с перерывом в подаче, прекращением
или ограничением подачи энергии (пп. 2 и 3 ст. 546).
В качестве общего правила предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение
или ограничение подачи энергии могут происходить только по соглашению сторон,
за исключением двух случаев.
Во-первых, такие действия энергоснабжающей организации допускаются при
отсутствии соглашения сторон, но с предварительным уведомлением абонента,
если неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает
аварией или создает угрозу жизни или безопасности граждан. Данные обстоятельства
должны быть удостоверены органом государственного энергетического надзора.
Во-вторых, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии
без согласования с абонентом и без предупреждения, но при условии немедленного
уведомления абонента могут иметь место в случае необходимости принять неотложные
меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе самой энергоснабжающей
организации.
Ранее ответственность энергоснабжающей организации в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения договорных обязательств носила ограниченный характер.
Причем вневедомственные правила, регламентировавшие эти отношения, зачастую
сводили ответственность энергоснабжающей организации к чисто символическим
значениям.
Определенные нормы, направленные на ограничение ответственности энергоснабжающей
организации, содержатся и в тексте Кодекса (ст. 547). Однако важно подчеркнуть,
что в случае нарушения обязательств по договору обе стороны - и энергоснабжающая
организация, и абонент - несут одинаковую (ограниченную) ответственность в
виде возмещения причиненного этим реального ущерба. Таким образом, как в отношении
энергоснабжающей организации, так и абонента не допускается взыскание убытков
в виде упущенной выгоды.
Предусмотренные Кодексом правила энергоснабжения в основном рассчитаны

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>