стр. 1
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Комментарий к Евразийскому патентному законодательству

Коллектив авторов:

Блинников В.И.

Григорьев А.Н.

Еременко В.И.

M.: Фонд "Правовая культура", 1996

Правообладатель: Фонд "Правовая культура"

Комментарий к Евразийскому патентному законодательству

1. Введение
2. История создания Евразийской патентной системы
3. Организационная структура Евразийской патентной системы
3.1. Евразийская патентная организация - общие положения
3.2. Административный совет
3.3. Евразийское патентное ведомство
4. Условия патентоспособности изобретения
4.1. Новизна
4.2. Изобретательский уровень
4.3. Промышленная применимость
4.4. Непатентоспособные изобретения
5. Патентование изобретения
5.1. Право на евразийский патент
5.2. Заявка на выдачу евразийского патента
5.3. Оформление евразийской заявки
5.4. Единство изобретения
5.5. Право приоритета
5.6. Представительство
5.7. Подача евразийской заявки
5.8. Проведение формальной экспертизы
5.9. Проведение патентного поиска и оформление отчета о поиске
5.10. Публикация евразийской заявки
5.11. Экспертиза евразийской заявки по существу
5.12. Оспаривание решения экспертизы
5.13. Отзыв евразийской заявки
5.14. Публикация евразийского патента
5.15. Пошлины
5.16. Выдача евразийского патента
5.17. Сроки, предоставляемые Евразийским ведомством
6. Охрана, предоставляемая евразийским патентом
6.1. Объем охраны
6.2. Действие исключительного права
6.3. Передача прав, вытекающих из евразийской заявки и
евразийского патента
7. Различные производства в отношении евразийского патента
7.1. Административное аннулирование евразийского патента
7.2. Прекращение действия евразийского патента
8. Евразийский патент и его соотношение с международной и
национальными патентными системами
8.1. Евразийский патент и национальные патентные системы
8.2. Евразийские системы ЕАПК-РСТ для получения евразийского
патента

Приложение 1. Евразийская патентная конвенция
Приложение 2. Патентная инструкция к Евразийской патентной конвенции
Приложение 3. Положение о пошлинах Евразийской патентной организации
Приложение 4. Административная инструкция к Евразийской патентной
конвенции
Приложение 5. Положение о евразийских патентных поверенных
Приложение 6. Заявление о выдаче евразийского патента на изобретение
Приложение 7. Зарегистрированные евразийские патентные поверенные

Введение

Расширение международных экономических связей во всемирном масштабе повысило
значение интеграционных процессов в экономике, являющихся ведущими в системе
межгосударственных отношений.
Одно из важных направлений в интернационализации хозяйственной жизни
сотрудничество государств в области правовой охраны промышленной собственности,
основным объектом которой являются изобретения. Оно проявляется в новых формах
международного сотрудничества в рамках Парижской конвенции по охране промышленной
собственности 1883 г. (с последующими изменениями). Во второй половине текущего
столетия были созданы как универсальные международные патентные учреждения
(Международный союз патентной кооперации, образованный Договором о патентной
кооперации (РСТ) 1970 г.), так и международные региональные организации в
области охраны промышленной собственности.
Указанные процессы происходили на фоне интеграции национальных патентных
систем путем унификации патентного права, т.е. введения единообразных, а в
ряде случаев и единых норм регулирования патентных отношений.
Следует отметить, что пионером в области региональной патентной интеграции
явились государства Африканского континента. Так, в 1962 г. в Либревиле франкоязычными
государствами Африки было заключено Соглашение о создании Африканского и Мальгашского
ведомства по охране промышленной собственности. На смену этому Соглашению
пришло Бангийское соглашение 1977 г. о создании Африканской организации интеллектуальной
собственности. Быстрые процессы патентной интеграции в странах этого региона
объясняются тем обстоятельством, что до провозглашения независимости в этих
государствах на основе концепции прямого управления метрополии действовало
французское патентное законодательство.
Общность исторического и экономического развития англоязычных государств
Африки обусловила создание ими в 1976 г. Организации промышленной собственности
англоязычных стран Африки (в настоящее время - Африканская региональная организация
промышленной собственности).
Наиболее удачным примером региональной патентной интеграции с точки зрения
ее эффективности выступила Западная Европа. В значительной степени это было
предопределено высоким уровнем экономического развития западноевропейских
государств, их общей культуры и профессиональной подготовки сторонников осуществления
патентной интеграции.
Здание европейской патентной системы построено в основном на двух патентных
конвенциях - Конвенции о выдаче европейских патентов (Европейской патентной
конвенции), принятой в 1973 г. в Мюнхене, и Конвенции о европейском патенте
для Общего рынка (Конвенции о патенте Сообщества), подписанной в 1975 г. в
Люксембурге и получившей впоследствии (1985 г.) название Соглашения о патенте
Сообщества.
Вместе с тем окончательные цели западноевропейской патентной интеграции
пока что не достигнуты, поскольку Люксембургское соглашение о патенте Сообщества,
предусматривающее выдачу единого европейского патента с действием на территории
всех государств - членов ЕС, еще не вступило в силу. Как известно, на основании
Мюнхенской конвенции выдаются европейские патенты. Осуществление прав, вытекающих
из европейского патента, регулируется нормами национальных законодательств
государств - участников этой конвенции.
В совершенно иных условиях развивались процессы патентной интеграции
в государствах - бывших субъектах СССР. Как известно, Содружество Независимых
Государств сложилось в условиях быстрого распада СССР и только с образованием
Межгосударственного экономического комитета Экономического союза приобрело
определенные черты экономической интеграции. Формирование жизнеспособного
интеграционного сообщества связано также с расширением Таможенного союза и
образованием Платежного союза. Убедившись на собственном опыте в том, насколько
трудно поодиночке включаться в мировое хозяйство, завоевывать свое место в
конкурентной борьбе, государства - участники СНГ пришли к пониманию необходимости
налаживания интеграционных процессов внутри Содружества.
Особенно рельефно это проявилось в процессе патентной интеграции государств
- участников СНГ. По существу, речь идет о реинтеграции в данной области на
новой основе - взаимовыгодное сотрудничество национальных патентных систем
и Евразийской патентной системы. Впервые заявители всего мирового сообщества
получили право выбора - в зависимости от своих экономических интересов получать
либо национальные патенты, либо евразийский патент, действующий на территории
всех государств - участников Евразийской патентной конвенции.
Кроме того, патентную интеграцию можно рассматривать как предпосылку
для продвижения интеграции в таможенной и валютной сферах.
Усилиями большинства государств - участников СНГ образован наднациональный
орган - Евразийская патентная организация, в чем проявилась готовность государств
идти в определенной мере на добровольное ограничение суверенитета, что в конечном
итоге соответствует их собственным интересам. Следует особо отметить, что
вступление в силу Евразийской патентной конвенции знаменовало собой формальный
выход за рамки СНГ, поскольку членство в этой конвенции открыто для любого
государства - члена ООН, связанного также Парижской конвенцией и РСТ.
Создание Евразийской патентной системы - значительное событие для изобретателей
и предпринимателей как государств - бывших субъектов СССР, так и всего мирового
сообщества.
С вступлением в силу Евразийской патентной конвенции на территории государств-участников
сформировано единое патентное пространство, что с учетом международной практики
патентной кооперации и интеграции обеспечивает:
- упрощение и удешевление процедуры получения охранного документа, действующего
во всех государствах - участниках Конвенции (одна евразийская заявка на одном
языке (русском) - одна экспертиза - единый евразийский патент);
- получение надежных евразийских патентов как следствие обязательной
проверочной экспертизы евразийских заявок;
- гармонизацию охраны прав патентовладельцев в пределах единого патентного
пространства на основе Конвенции и принятых для ее применения других нормативных
актов.

2. История создания Евразийской патентной системы

В связи с прекращением существования Союза Советских Социалистических
Республик постановлением Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г.
были упразднены министерства и другие органы государственного управления,
в том числе и Госпатент СССР. Госпатент СССР прекратил выполнять свои функции
с 1 декабря 1991 г., в связи с чем создалась неопределенная ситуация в области
охраны промышленной собственности как в Российской Федерации, так и других
государствах - бывших республиках Союза ССР. Одной из главных причин этой
неопределенности явилось прекращение действия в государствах СНГ законодательных
актов бывшего СССР и, в частности, по правовой охране изобретений, промышленных
образцов и товарных знаков.
Тем самым было нарушено и единое патентное пространство. На территории
независимых государств (субъектов прежнего СССР) из-за создавшегося вакуума
в системе защиты промышленной собственности сложилась неблагоприятная ситуация
с изобретательской активностью, с созданием новой техники, товаров, внедрением
новых технологий, как отечественных, так и зарубежных.
Основными направлениями выхода из создавшегося кризиса в области охраны
промышленной собственности были:
- создание межгосударственной системы по охране промышленной собственности;
- создание национальных патентных систем в государствах СНГ и других
государствах - субъектах бывшего СССР с образованием патентных ведомств и
принятием своих законов в этой области.

Создание межгосударственной системы по охране
промышленной собственности

Предвидя то обстоятельство, что с распадом СССР будет нарушено единое
патентное пространство на территории вновь образуемых государств и что политический
процесс остановить невозможно, единственный и разумный выход виделся в том,
чтобы наряду с патентными ведомствами, которые могут быть созданы после обретения
самостоятельности республик, сохранить центральный орган по охране промышленной
собственности, который выдавал бы единый патент на едином экономическом пространстве.
Руководство Госпатента СССР до его ликвидации обратилось к правительствам
бывших союзных республик с предложением о необходимости начала переговоров
по вопросу создания межгосударственной системы по охране промышленной собственности
и разработки патентной конвенции.
Это предложение нашло живой отклик и понимание со стороны ряда республик,
так как, стремясь к обретению самостоятельности, каждая из республик продолжала
оставаться связанной тысячами нитей, десятилетиями сложившихся в рамках хозяйственных,
научно-технических и экологических отношений с другими республиками. В этих
условиях создание межгосударственной системы явилось бы хорошей предпосылкой
для охраны промышленной собственности и продвижения современных технологий,
формирования условий для совместных предприятий и деятельности иностранных
инвесторов в области экономики.
Идея создания и обеспечения функционирования единой патентной службы
страны была изложена уже в 1990 г., когда в Госпатенте СССР 15 августа 1990
г. состоялось совещание по разделению функций в области промышленной собственности
между Союзом ССР и РСФСР (протокол от 15.08.1990г.).
Протокол был подписан председателем Госпатента СССР Беспаловым Ю.А. и
заместителем председателя Совета Министров РСФСР Малышевым Н.Г.
В Киеве 10 - 11 сентября 1991 г. состоялось рабочее совещание представителей
бывших республик СССР по вопросу межгосударственного научно-технического сотрудничества.
Участники совещания, исходя из собственных долгосрочных интересов, связанных
с необходимостью сохранения и развития научно-технического потенциала каждого
из государств, а также наличия высокоинтегрированных элементов научно-технического
потенциала, расположенных на территории различных государств, сложившихся
научно-технических связей и сознавая преимущества международной кооперации
в научно-технической сфере, сочли необходимыми подготовку и заключение в кратчайшие
сроки межгосударственного Соглашения о научно-техническом сотрудничестве.
На этом совещании были рекомендованы и основные принципы согласованной
научно-технической политики, включающие:
- определение приоритетных направлений межгосударственного научно-технического
сотрудничества;
- организацию государственной поддержки фундаментальных научных исследований,
научно-технических программ и проектов в рамках этого сотрудничества;
- принятие взаимных правовых и экономических обязательств по обеспечению
научно-технического сотрудничества;
- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества в области научно-технической
информации, статистики, науки, метрологии, охраны интеллектуальной собственности,
патентной политики, стандартизации и сертификации научно-технической продукции.
В Госпатенте СССР с участием представителей республик был подготовлен
проект временного соглашения по охране промышленной собственности, в котором
предусматривалось создание Межгосударственной организации по охране промышленной
собственности, одной из основных задач которой являлась выдача межгосударственных
охранных документов.
В начале октября 1991 г. в Госпатенте СССР был разработан проект Принципов
организации единой патентной системы в рамках проекта Договора об Экономическом
союзе.
Принципы организации единой патентной системы были следующие:
1. Договаривающиеся государства создают единую патентную систему, предусматривающую,
что правовая охрана объектов промышленной собственности на территории этих
государств осуществляется на основании подачи только одной заявки, рассмотрение
которой осуществляется единым патентным ведомством.
2. Патент, выдаваемый патентным ведомством в рамках единой патентной
системы, действует на территории всех договаривающихся государств, т.е. такой
патент может быть выдан, передан или аннулирован на территории всех договаривающихся
государств с учетом требований патентоспособности изобретения, предусмотренных
законодательством Союза ССР.
Договаривающиеся государства признают действие на своей территории ранее
выданных охранных документов СССР на изобретения, промышленные образцы и товарные
знаки.
3. Для выработки согласованной политики договаривающихся государств в
области патентного дела образуется Межгосударственный патентный совет.
4. Патентное ведомство, включая подведомственные в настоящее время Госпатенту
СССР организации, является исполнительным органом единой патентной системы,
уполномоченным выдавать охранные документы на объекты промышленной собственности.
Эти принципы были одобрены и рекомендованы для обсуждения с республиками.
10 октября 1991 г. в Москве в помещении Госпатента СССР состоялось рабочее
совещание представителей бывших республик СССР по формированию принципов временного
Соглашения о патентной системе, функционирующей до подписания Межгосударственной
конвенции по охране промышленной собственности.
На этом совещании разработанные принципы организации единой патентной
системы были приняты представителями 6 республик - участников совещания и
5 представителями республик, присутствующих в качестве наблюдателей.
На данном совещании рабочей группе было поручено к концу октября 1991
г. представить проект Соглашения и с учетом полученных по нему замечаний подготовить
документ к подписанию. Также было признано целесообразным после завершения
работы над проектом Соглашения провести встречу полномочных представителей
республик и создать рабочую группу по разработке проекта Межгосударственной
конвенции по охране промышленной собственности.
Заседание рабочей группы состоялось 21 - 28 октября 1991 г. Были подготовлены
все необходимые документы для функционирования Соглашения о единой патентной
системе. Группа признала целесообразным 12 - 14 ноября 1991 г. в Москве провести
встречу полномочных представителей для согласования и подписания Соглашения.
Однако эта встреча состоялась не в Москве, а в Минске 27 декабря 1991
г., так как Минск к тому времени стал городом, где была размещена штаб-квартира
Содружества Независимых Государств (СНГ).
На совещании полномочных представителей Республики Армения, Республики
Белоруссия, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан
и Украины 27 декабря 1991 г. были рассмотрены и подписаны два важных документа
- Соглашение о межгосударственном научно-техническом сотрудничестве и Временное
соглашение по охране промышленной собственности.
Временное соглашение по охране промышленной собственности относилось
к охране изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Предполагалось,
что законодательной основой этой системы будут недавно принятые законы СССР,
в частности законы об изобретениях, товарных знаках и промышленных образцах,
поскольку другой правовой базы в то время просто не существовало. Соглашение
предусматривало учреждение Межгосударственной организации по охране промышленной
собственности, органами которой являлись межгосударственное патентное ведомство
для выдачи межгосударственных охранных документов и Административный совет
из представителей государств-участников.
На этом совещании было сделано заявление полномочных представителей государств
- участников Соглашения по охране промышленной собственности.
В заявлении была отмечена озабоченность с задержкой продвижения в экономику
передовых иностранных технологий из-за отсутствия правовых основ и самой системы
защиты промышленной собственности на территории независимых государств (субъектов
бывшего СССР).
Разработанное Соглашение имело своей целью облегчить решение указанных
вопросов для государств-участников. Однако реальное действие механизмов правовой
охраны предполагалось возможным только после вступления в силу Межгосударственной
конвенции и создания межгосударственного патентного ведомства.
С момента прекращения функционирования Госпатента СССР (1 декабря 1991
г.) и до момента подписания Межгосударственной конвенции длился переходный
период, основной негативной чертой которого было дальнейшее прекращение действия
механизма защиты промышленной собственности на территории государств - субъектов
прежнего СССР.
Учитывая вышеизложенное, представители государств - участников Соглашения
обратились к Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н. с рекомендацией
о безотлагательном создании российского Патентного ведомства, которое взяло
бы на себя часть рассмотренных международных функций по охране промышленной
собственности на переходный период до вступления в силу Межгосударственной
конвенции.
Для вступления Минского соглашения в силу необходима была его ратификация
не менее чем тремя государствами. К сожалению, Соглашение ратифицировала только
Украина. Остальные так и не приняли никаких решений, хотя их стремление к
кооперации было очевидным.
Задержка с ратификацией Временного соглашения во многих из государств
- бывших республик СССР была вызвана сложной внутренней политической обстановкой
и экономической нестабильностью, а также отсутствием в них государственных
органов, которые бы целенаправленно занимались вопросами промышленной собственности.
И только с конца января 1992 г. в государствах - бывших республиках СССР
начали создаваться национальные патентные ведомства. Указом Президента Российской
Федерации от 24 января 1992 г. образован Комитет по патентам и товарным знакам
Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
Указанный Комитет на правах правопреемника унаследовал все организации
Госпатента СССР. Были подготовлены проекты законов по охране промышленной
собственности, которые в феврале 1992 г. рассмотрены Верховным советом Российской
Федерации.
Министр науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации
и Председатель Комитета по патентам и товарным знакам 12.05.1992 г. в своем
обращении к главам правительств государств - участников Содружества Независимых
Государств указали на то, что Соглашение, подготовленное в декабре 1991 г.
в Минске, не может быть подписано Правительством Российской Федерации в том
варианте, поскольку оно не согласуется с экономическими и правовыми условиями,
которые к настоящему времени сложились в СНГ. Поэтому были предложены безотлагательные
меры по созданию единой межгосударственной системы правовой охраны промышленной
собственности и разработке Патентной конвенции. В этом обращении, в частности,
указывалось:
Мы предлагаем правительствам государств Содружества, а также любых других
заинтересованных государств незамедлительно приступить к разработке и в скором
времени заключить открытую Патентную конвенцию, т.е. соглашение о единой системе
правовой охраны промышленной собственности, аналогичной системе Европейского
патента.
С образованием патентных ведомств в Украине, Республиках Белоруссия,
Казахстан, Молдова, Узбекистан, Армения и др. обострилось чувство неудовлетворенности
состоянием нерешенности вопросов по образованию межгосударственной системы
по охране промышленной собственности.
Это проявилось на состоявшихся в Москве в июле и ноябре 1992 г. встречах
представителей и руководителей патентных ведомств при обсуждении межправительственного
и межведомственного сотрудничества в области охраны промышленной собственности.
Большинство участников встреч, подтвердив необходимость разработки Конвенции
по охране промышленной собственности, высказались за скорейшую ратификацию
Межгосударственного соглашения и обратились к правительствам государств с
просьбой ускорить рассмотрение данного вопроса.
В итоге удалось убедить правительства стран СНГ в том, что единая система
охраны промышленной собственности - один из важнейших элементов экономического
сотрудничества. Она призвана способствовать восстановлению нарушенных связей
в промышленности, защите интересов авторов изобретений, которые с распадом
СССР лишились своих прав на территории бывших союзных республик.

Создание Евразийской патентной конвенции

12 марта 1993 г. в Москве состоялось совещание глав правительств государств
СНГ, где было подписано Соглашение о мерах по охране промышленной собственности
и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности.
Статья 1 данного Соглашения предусматривала создание Межгосударственного
совета по вопросам охраны промышленной собственности для координации совместной
деятельности по созданию межгосударственной системы охраны объектов промышленной
собственности, гармонизации национального законодательства в области правовой
охраны этих объектов и разработке Конвенции по охране промышленной собственности
открытого типа. В статье 2 отмечено, что до разработки и заключения Конвенции
участники Соглашения поручают Совету подготовить к 1 июля 1993 г. предложения
о первоочередных шагах по созданию межгосударственной системы правовой охраны
промышленной собственности.
В статье 4 Совету рекомендовано обратиться во Всемирную организацию интеллектуальной
собственности и другие международные организации для экспертизы проекта Конвенции.
18 - 19 мая 1993 г. в Москве состоялось первое заседание Межгосударственного
совета по вопросам охраны промышленной собственности. В заседании приняли
участие делегации Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Российской
Федерации, Таджикистана, Украины во главе с полномочными представителями этих
государств, а также наблюдатели от национальных патентных ведомств Азербайджана
и Туркменистана. Кроме того, в этом заседании приняли участие генеральный
директор Всемирной организации интеллектуальной собственности А.Богш.
Участники заседания выработали предложения о первоочередных шагах по
созданию межгосударственной системы правовой охраны промышленной собственности
и направили их правительствам своих государств. Это в первую очередь образование
Межгосударственного бюро по охране промышленной собственности, на основе которого
в дальнейшем предполагалось начать формирование межгосударственного патентного
ведомства. Для разработки проекта Патентной конвенции открытого типа и вытекающего
из нее перечня документов была образована постоянно действующая межгосударственная
рабочая группа экспертов под руководством президента Межгосударственного бюро.
На первом заседании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной
собственности единогласно были избраны:
председателем Межгосударственного совета по вопросам промышленной собственности
Петров Валерий Леонидович, полномочный представитель Украины;
заместителем председателя Совета - Каудыров Толеш Ерденович, полномочный
представитель республики Казахстан;
президентом Межгосударственного бюро по охране промышленной собственности
- Блинников Виктор Иванович, первый заместитель председателя Комитета Российской
Федерации по патентам и товарным знакам. Группа для разработки проекта Патентной
конвенции была образована в следующем составе: Блинников В.И. - руководитель
группы, Алчимбаева Р.Т. (Республика Казахстан), Белов В.В. (Российская Федерация),
Бобченок Ю.Л. (Республика Белоруссия), Григорьев А.Н. (Российская Федерация),
Данилюк И.Я. (Республика Молдова), Жаров В.А. (Украина), Масаидова С.Д. (Республика
Таджикистан), Нагапетян Э.А. (Республика Армения), Токаев А.Т. (Киргизская
Республика).
На первом этапе создания межгосударственной системы правовой охраны промышленной
собственности было решено ограничиться правовой охраной изобретений как особых
объектов промышленной собственности, которые наиболее активно влияют на мировой

стр. 1
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>