<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

уровень техники, на темпы научно-технического прогресса.
Были одобрены принципы разработки Патентной конвенции, основными из которых
являются:
- создание Евразийской патентной организации, органами которой являются
Административный совет и Евразийское патентное ведомство;
- местонахождение штаб-квартиры межправительственной организации - город
Москва, официальный язык - русский;
- самофинансирование Евразийского патентного ведомства, заключающееся
в том, что его расходы покрываются за счет пошлин и других получаемых им доходов;
- Евразийское патентное ведомство выдает евразийский патент на изобретение,
обладающее новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью;
- срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи
заявки на выдачу евразийского патента;
- за нарушение евразийского патента в каждом государстве - участнике
Конвенции предусматривается такая же гражданско-правовая или иная ответственность,
как и за нарушение национального патента;
- евразийский патент имеет действие во всех государствах - участниках
Конвенции с даты его публикации.
Членство в настоящей Конвенции открыто для всех государств - членов Организации
Объединенных Наций, связанных также Парижской конвенцией по охране промышленной
собственности и Договором о патентной кооперации.
Рабочая группа подготовила проект патентной конвенции с учетом вышеизложенных
принципов. На первом своем заседании в Москве были учтены замечания по проекту,
сделанные патентными ведомствами, и доработанный проект Конвенции был повторно
рассмотрен на втором заседании группы, которое состоялось в Ужгороде (Украина)
в сентябре 1993 г. Рабочей группой проект был одобрен и рекомендован для рассмотрения
на втором заседании Межгосударственного совета, которое было проведено на
следующий день там же в Ужгороде.
Конвенция в целом была одобрена, и именно тогда было принято новое ее
название Евразийская патентная конвенция, призванное подчеркнуть территориальный
(региональный) характер соглашения о сотрудничестве в сфере правовой охраны
промышленной собственности по аналогии с Европейской патентной конвенцией
или с Африканской организацией интеллектуальной собственности.
В соответствии со статьей 4 Соглашения по охране промышленной собственности
и решением Межгосударственного совета по охране промышленной собственности
проект Евразийской патентной конвенции был направлен на экспертизу во Всемирную
организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Европейскую патентную организацию
и в Международную ассоциацию по охране промышленной собственности.
К концу 1993 г. все международные организации дали положительные заключения
по проекту Конвенции.
На третьем заседании Межгосударственного совета, проведенном при содействии
Международного бюро ВОИС в феврале 1994 г. в Женеве, были обсуждены важнейшие
вопросы, относящиеся к проекту Конвенции, такие, как распределение пошлин
за поддержание евразийских патентов в силе между Евразийской патентной организацией
и государствами-участниками, перечень инструкций к Конвенции и их основные
положения, рассмотрен ряд других вопросов.
По решению Межгосударственного совета согласованный текст Конвенции был
передан в Исполнительный Секретариат СНГ для согласования вопросов, связанных
с подготовкой к подписанию Конвенции главами правительств. Исполнительный
секретарь СНГ И.М.Коротченя был приглашен в штаб-квартиру ВОИС в Женеву.
В июле 1994 г. Исполнительный Секретариат СНГ провел совещание в Минске
с участием полномочных представителей государств СНГ и представителей ВОИС,
где были приняты рекомендации относительно подписания Конвенции.
Официальное подписание Евразийской патентной конвенции состоялось 9 сентября
1994 г. в Москве на заседании Совета Глав Правительств стран СНГ. Конвенция
была подписана главами правительств Азербайджанской Республики, Республики
Армения, Республики Белоруссия, Республики Грузия, Республики Казахстан, Киргизской
Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан
и Украины.
Основной целью Евразийской патентной конвенции, как это ясно продекларировано
в преамбуле этого документа, является укрепление сотрудничества в области
охраны изобретений и создание межгосударственной системы получения правовой
охраны на основе единого патента, действующего на территории договаривающихся
государств.
Для того чтобы конвенция вступила в силу, она должна быть ратифицирована
по крайней мере тремя государствами, подписавшими Конвенцию, или к ней должны
были присоединиться не менее 3 государств.
Первым государством, которое присоединилось к Конвенции, стал Туркменистан,
сдавший акт о присоединении депозитарию 1 марта 1995 г., затем 8 мая с.г.
документ о ратификации Конвенции представила Республика Белоруссия, и 12 мая
подобный документ представила Республика Таджикистан. Евразийская патентная
конвенция в соответствии со статьей 26 (4) вступила в силу 12 августа 1995
г.
В мае 1995 г. Конвенцию ратифицировали также парламенты Азербайджана
и Российской Федерации. В Российской Федерации Закон о ратификации Евразийской
патентной конвенции был рассмотрен 19 мая Государственной думой, 21 мая Советом
Федерации, а 1 июня 1995 г. он был подписан Президентом Российской Федерации
Б.Н.Ельциным.
7 - 8 сентября 1995 г. в Баку состоялось VI заседание Межгосударственного
совета по вопросам охраны промышленной собственности. Совет заслушал сообщение
руководителей постоянно действующей межгосударственной рабочей группы экспертов
о подготовленных проектах Патентной, Административной и Финансовой инструкций,
а также проектов Положения о пошлинах и платежах Евразийской патентной организации
и Соглашения о штаб-квартире между Евразийской патентной организацией и Правительством
Российской Федерации. Совет с учетом состоявшегося обсуждения и принятых решений
рекомендовал представить согласованные проекты документов Административному
совету. Первое (внеочередное) заседание Административного совета Евразийской
патентной организации по инициативе 3-х государств, обратившихся к Генеральному
директору ВОИС г-ну А.Богшу, являющемуся депозитарием настоящей Конвенции,
состоялось 2 октября 1995 г. в Женеве. На первом заседании Административного
совета был избран президент Евразийского патентного ведомства и рассмотрен
ряд документов о начале работы ведомства.
Хотелось бы отметить постоянную поддержку и помощь, оказанную на всех
этапах разработки и согласования Евразийской патентной конвенции Генеральным
директором ВОИС г-ном А.Богшем, его заместителем - г-ном Ф.Кюршо, а также
специалистами ВОИС г-ном В.Трусовым и г-ном Е.Бобровским.
В разработке Конвенции была оказана помощь также Европейской патентной
организацией. Деятельное участие в решении проблем создания Евразийского патентного
ведомства и Конвенции приняли Российский союз промышленников и предпринимателей
и Промышленные палаты стран СНГ, которые хорошо понимали с самого начала работы
над Конвенцией, что экономические связи между странами вопреки политическим
передрягам целесообразно сохранить. Для этого было необходимо сохранение единого
экономического и научно-технического пространства, единого патента.
Вступившая в силу в августе 1995 г. Евразийская патентная конвенция создает
межгосударственную систему охраны изобретений на основе единого патента, действующего
на территории всех договаривающихся государств, ратифицировавших Конвенцию
или присоединившихся к ней.
В настоящее время таких государств 9 - Туркменистан, Республика Белоруссия,
Республика Таджикистан, Российская Федерация, Азербайджанская Республика,
Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Армения и Республика
Молдова.
Создание евразийской патентной системы - это определенная удача указанных
государств, которым пока в целом трудно реализовывать намеченные обширные
планы экономической интеграции. В то же время в нормально действующей Евразийской
патентной системе нуждаются также и заявители других государств.
Для выполнения административных задач, связанных с функционированием
Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов, Конвенция учредила
Евразийскую патентную организацию, членами которой являются все Договаривающиеся
государства.
Органами Организации являются Административный совет, в котором каждое
Договаривающееся государство представлено своим полномочным представителем,
и Евразийское патентное ведомство, выполняющее все административные функции
Организации, является ее секретариатом.
Каждое Договаривающееся государство имеет свою квоту в штате Евразийского
ведомства.
В области охраны изобретений - это одно из важнейших событий в мире после
принятия Договора о патентной кооперации (РСТ), заключенного в 1970 г., участниками
которого на сегодня являются 83 государства Европейской патентной конвенции
1973 г.
На заседании Административного совета, которое проходило в Москве 30
ноября - 1 декабря 1995 г., был избран Председатель Административного совета
и его заместитель.
Председателем избран полномочный представитель Республики Казахстан Каудыров
Толеш Ерденович, заместителем избран полномочный представитель Республики
Белоруссия Кудашов Валерий Иванович.
На данном заседании были приняты следующие документы, необходимые для
начала функционирования Организации:
- Правила процедуры Административного совета;
- Патентная инструкция;
- Административная инструкция;
- Финансовая инструкция;
- Положение о пошлинах Евразийской патентной организации;
- Положение о евразийский патентных поверенных;
- Устав Евразийской патентной организации.
Административный Совет на своем заседании принял решение о дате начала
подачи евразийских заявок в Евразийское патентное ведомство - 1 января 1996
г.
Так исторически рождались на благо интересов изобретателей всех стран
Евразийская патентная конвенция и учрежденная ее новая международная организация.

3. Организационная структура Евразийской патентной системы

Статьей 1 Конвенции предусматривается создание Евразийской патентной
системы, которая представляет собой межгосударственную систему охраны изобретений
на основе выдачи единого патента, действующего на территории всех государств
- участников Конвенции.
Следовательно, Евразийская патентная система носит наднациональный характер.
Каково же ее соотношение с национальными патентными системами? В п.(1) статьи
1 Конвенции предписывается, что государства-участники сохраняют за собой полный
суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений.
Национальные патентные системы полностью автономны по отношению к Евразийской
патентной системе, кроме тех полномочий в отношении евразийских патентов,
которые переданы государствами-участниками в силу положений Конвенции в компетенцию
Евразийской патентной организации.

3.1. Евразийская патентная организация
- общие положения

Природу, цели и задачи, тенденции развития Евразийской патентной системы
невозможно понять без рассмотрения ее организационной структуры.
Декларируя стремление государств - участников Конвенции создать межгосударственную
систему в области охраны изобретений на основе единого патента, преамбула
указывает, что заключаемая Конвенция представляет собой специальное соглашение
в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности
от 20 марта 1883 г. и договор о региональном патенте в соответствии со статьей
45(1) Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 г.
Следовательно, Евразийская патентная организация - региональная международная
организация, основной деятельностью которой является выполнение административных
задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей
единых евразийских патентов. Этот вывод подтверждается также п.(5) статьи
2 Конвенции, согласно которой Организация является межправительственной организацией.
Данные обстоятельства означают, что Организация по своей природе является
субъектом международного права со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.
Основное из них - это ее международная правосубъектность, то есть возможность
участия в международных отношениях, урегулированных нормами международного
права. При этом Организация, как и другие международные организации, является
коллективным субъектом международного права, поскольку ее права и обязанности
- это права и обязанности государств-участников, взятых вместе в совокупности.
Как известно, международную организацию как субъекта международного права
характеризуют три основных признака: договорная основа организации, то есть
наличие международного договора государств о создании организации; наличие
постоянных органов; соответствие условий создания и деятельности организации
нормам общего международного права. Все вышеуказанные признаки учтены при
создании Евразийской патентной организации и подтверждаются ее нормативными
актами.
Очевидно, что свое предназначение быть коллективным органом государств-участников
Организация может успешно выполнять лишь при условии, что она будет наделена
соответствующими правами и обязанностями в сфере международных отношений.
Согласно п.(5) статьи 2 Конвенции Организация имеет статус юридического
лица. В каждом Договаривающемся государстве Организация обладает правоспособностью,
которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством
данного государства, может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым
имуществом и защищать свои права в суде.
При этом следует отметить, что Организация не является юридическим лицом
государства, в котором расположена ее штаб-квартира, или какого-либо иного
государства-члена. Это особое юридическое лицо, имеющее международно-правовой
характер, возникшее в результате согласования волеизъявлений государств -
членов Организации.
Поэтому ЕАПО, как и любая другая международная организация, не подпадает
под юрисдикцию того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира,
и не работает под контролем соответствующих властей государства. Это связано
с тем, чтобы международная организация ни в коем случае не попала в зависимость
от одного или группы государств-членов.
В этих целях между государством, где располагаются органы международной
организации, и международной организацией заключается договор, по которому
принимающее государство предоставляет ей помещения, соответствующие привилегии
и иммунитеты, необходимые для беспрепятственного осуществления своих задач
и целей.
Так, в п.(7) статьи 2 Конвенции указано, что Организация, полномочные
представители государств-членов и их заместители и другие лица, привлекаемые
для решения задач Организации, обладают на территории каждого из этих государств
соответствующими правами, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются
таким государством любой другой международной организации и ее служащим. Кроме
того, на территории Российской Федерации вышеуказанные права, привилегии и
иммунитеты регулируются специальным соглашением о штаб-квартире Организации,
заключаемым Организацией с Правительством Российской Федерации. Сказанное
означает, что представляемый для Организации в этом нормативном акте уровень
прав, привилегий и иммунитетов должен быть не ниже аналогичного уровня, предоставляемого
Российской Федерацией любой другой международной организации, расположенной
на ее территории, например Межгосударственному экономическому комитету Экономического
Союза.
Как известно, правосубъектность международных организаций проявляется
не только в их привилегиях и иммунитетах, но и в их праве заключать международные
договоры (соглашения) как с государствами - членами Организации (например,
соглашение о штаб-квартире) или иными государствами, так и с другими международными
организациями.
Так, в соответствии с п.(4) статьи 3 Конвенции право на участие Всемирной
организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в заседаниях Административного
совета Организации вытекает из соглашения, заключаемого между Организаций
и ВОИС.
Согласно статье 21 Конвенции могут заключаться соглашения о проведении
патентных поисков по евразийским заявкам с компетентными национальными или
региональными ведомствами.
Подобные соглашения могут касаться и иных областей, например соглашения
о публикации евразийских заявок или евразийских патентов. При этом такие соглашения
могут носить не только характер международных межведомственных соглашений,
но и гражданско-правовых сделок с конкретными юридическими лицами национального
права.
Договорная правоспособность Организации проявляется путем ее участия
в международном правотворчестве, то есть в создании норм международного права.
Следует особо отметить, что международное правотворчество Организации
подразделяется на внешнее (заключение международных договоров и соглашений)
и внутреннее (принятие нормативных актов, регулирующих деятельность Организации).
Еще один вопрос общего характера, который также целесообразно обсудить,
- это вопрос о возможном и допустимом круге государств - участников Конвенции.
Иными словами, носит ли она открытый характер или она ограничена участием
государств - участников СНГ.
На это статья 26 Конвенции дает однозначный ответ: членство в настоящей
Конвенции открыто для любого государства - члена Организации Объединенных
Наций, связанного также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности
и Договором о патентной кооперации.
Вместе с тем, учитывая запись в преамбуле Конвенции о том, что Организация
является региональной международной организацией, следует признать, что членство
в Конвенции ограничено государствами, расположенными в Европе и Азии.
Данный вывод подтверждается также материалами второго (первого очередного)
заседания Административного совета (30 ноября - 1 декабря 1995 г.), где указано,
что Евразийская патентная организация является открытой международной (межправительственной)
организацией и по своему статусу не входит в систему организаций СНГ.
Особо следует остановиться на положениях, касающихся финансирования расходов
Организации. Согласно статье 5 Конвенции Организация является самофинансируемой
в том смысле, что ее расходы покрываются за счет пошлин и других получаемых
ею доходов. При этом никакое государство-член не может быть обязано уплачивать
взносы в Организацию.
Единственно возможной помощью в случае недостатка финансовых средств
Организации для ее деятельности являются авансы, предоставляемые в каждом
отдельном случае на основе специальных соглашений между Организацией и Правительством
Российской Федерации.
Расходы Организации покрываются путем поступлений от пошлин и платежей
за услуги Евразийского ведомства, а также поступлений от ее издательской деятельности,
даров, завещанных средств и субсидий, передаваемых Организации, а также ренты,
процентов и различных других ее доходов.
Несмотря на довольно приличный перечень источников доходов Организации,
реальными из них являются поступления от пошлин и платежей за услуги, ею предоставляемые.
Важно уяснить вопрос о том, что вся деятельность, связанная с вышеуказанными
источниками доходов Организации, не является предпринимательской, поскольку
цели и задачи Организации далеки от извлечения прибыли.
Данный вывод подтверждается, кроме того, положением п.(3) статьи 5 Конвенции,
согласно которому превышение доходной части бюджета (весьма гипотетическое)
над расходной используется для развития Евразийского ведомства.
Более детальные положения о бюджете организации (структура, представление
и принятие бюджета, его исполнение) закреплены в Финансовой инструкции к Евразийской
патентной конвенции. В этой Инструкции предусмотрены также нормы относительно
бухгалтерского учета и отчетности. Местонахождение Организации определено
в городе Москве (Российская Федерация).
Официальным языком Организации является русский язык.

3.2. Административный совет

Одним из органов Евразийской патентной организации является Административный
совет. Это своего рода представительный орган, в котором участвует каждое
государство - член Организации.
Его общая задача - контроль за деятельностью Евразийского патентного
ведомства.
В компетенцию Административного совета согласно статье 3(3) Конвенции
входит:
- утверждение своих Правил процедуры;
- избрание своего Председателя на возобновляемый двухлетний срок;
- назначение Президента Евразийского ведомства на возобновляемый шестилетний
срок;
- дача рекомендации Президенту Евразийского ведомства в отношении назначения
вице-президентов;
- одобрение соглашения о штаб-квартире Организации;
- одобрение соглашений, заключаемых Организацией с государствами и международными
организациями;
- утверждение большинством в две трети голосов Патентной, Финансовой
и Административной инструкций;
- принятие большинством в две трети голосов годового бюджета, рассмотрение
годового отчета и одобрение годовых счетов Организации;
- осуществление иных действий.
Упомянутый выше довольно объемный перечень полномочий Административного
совета не является исчерпывающим. Он дополнен правилом 5 Административной
инструкции к Евразийской патентной конвенции, согласно которому Административный
совет правомочен принимать и изменять Положение о пошлинах Евразийской патентной
организации, Правила процедуры Административного совета, а также другие документы.
Государства-участники представлены в Административном совете полномочным
представителем и его заместителем, которые могут привлекать к себе в помощь
референтов и экспертов.
Каждое государство-участник имеет в Административном совете один голос.
При этом кворум составляет две трети от числа этих государств.
Решения в Административном совете принимаются на основе консенсуса, а
при отсутствии консенсуса - простым большинством участвующих в голосовании
полномочных представителей государств-участников за исключением тех случаев,
когда в Конвенции предусматривается единогласие или большинство в две трети
голосов.
Не считаются участвующими в голосовании те полномочные представители
государств-участников, которые воздерживаются от голосования.
Заседания Административного совета подразделяются на очередные и внеочередные.
Очередное заседание созывается в каждом календарном году, а внеочередные -
по инициативе не менее трех государств-участников, Председателя Административного
совета или Президента Евразийского патентного ведомства. При этом заседания
созываются Президентом Евразийского ведомства.
В работе заседаний Административного совета принимают участие с правом
совещательного голоса представители ВОИС, а также по приглашению Организации
представители других международных организаций или государств (в качестве
наблюдателей).

3.3. Евразийское патентное ведомство

Евразийское патентное ведомство (далее Евразийское ведомство) выполняет
роль исполнительного органа Организации. Как сказано в статье 4 Конвенции,
Евразийское ведомство выполняет все административные функции Организации.
Оно является секретариатом Организации.
Евразийское ведомство возглавляет Президент, являющийся высшим должностным
лицом Организации.
Президент Евразийского ведомства определяет его структуру и назначает
персонал. Он отвечает перед Административным советом за деятельность Евразийского
ведомства и наделен, в частности, широким кругом правомочий:
- принимать все меры, целесообразные для деятельности Евразийского ведомства,
включая издание нормативных актов;
- представлять Административному совету предложения по изменению Конвенции
и других нормативных актов Организации;
- готовить проект бюджета Организации и исполнять бюджет после его принятия;
- представлять Административному совету годовой отчет о деятельности
и годовые счета организации;
- осуществлять руководство персоналом Евразийского ведомства, обеспечивать
решение вопросов его социальной защиты.
Каждое государство-участник имеет свою квоту в штате Евразийского ведомства,
которая определяется правилом 9 Административной инструкции.
Упомянутые выше квоты определяются с учетом экономического потенциала
государств-участников и составляют в процентном отношении для России - 52,
Украины - 15, Белоруссии - 6, Казахстана - 6, Азербайджана - 3, Армении -
3, Грузии - 3, Киргизии - 3, Молдовы - 3, Таджикистана - 3, Туркменистана
- 3.
Принимаемые на работу в Евразийское ведомство служащие с учетом выделенных
квот рекомендуются национальными патентными ведомствами государств-участников.
При этом рекомендуемые служащие должны иметь необходимую подготовку и опыт
практической работы в области промышленной собственности, организаторские
способности и удовлетворительное знание русского языка.
Служащие Евразийского ведомства не имеют права работать по совместительству
и заниматься деятельностью, несовместимой с выполнением их служебных обязанностей,
кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
В правиле 11 Административной инструкции регламентирован круг служебных
обязанностей служащих, в том числе обязанность и по окончании своей служебной
деятельности не разглашать и не использовать информацию, являющуюся по своему
характеру конфиденциальной.
При возникновении споров между Организацией и служащими Евразийского
ведомства применяются нормы трудового законодательства страны местонахождения
Евразийского ведомства. Кроме того, служащие или бывшие служащие Евразийского
ведомства имеют право обращаться в Административный суд Международной организации
труда в пределах условий, определенных их должностными инструкциями, контрактами,
Инструкцией о социальном обеспечении.

4. Условия патентоспособности изобретения

В соответствии со статьей 6 Конвенции Евразийское патентное ведомство
выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский
уровень и промышленно применимо.
В силу рамочного характера Конвенции определение этих условий патентоспособности
изобретения в соответствии со статьей 14 Конвенции отнесено к Патентной инструкции.
Как следует из положений Конвенции и Патентной инструкции, указанные
три условия патентоспособности независимы друг от друга. Вместе с тем мы можем
говорить об их кумулятивном характере, поскольку изобретение считается патентоспособным
только тогда, когда выполняются одновременно все эти три условия. Несоответствие
изобретения хотя бы одному из данных условий не позволяет признать его патентоспособным.
Таким образом, Конвенция по аналогии с положениями Страсбургской конвенции
от 27 ноября 1963 г. и Мюнхенской конвенции от 5 октября 1973 г. признает
указанные условия патентоспособности как необходимые и достаточные для признания
изобретения охраноспособным.
Несмотря на то что условие промышленной применимости в Конвенции и Патентной
инструкции приводится после новизны и изобретательского уровня, в практике

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>