<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

В отличие от Закона 1992 г., который также управомочил резидентов иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках, Закон определяет, что данное право осуществляется без ограничений, если иное не установлено самим Законом. Указанная норма корреспондирует положениям п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона о том, что без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) до востребования и на определенный срок и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (вкладов) до востребования и на определенный срок и вытекает из принципа исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, установленного ст. 3 Закона.
2. Согласно общему порядку юридические лица - резиденты должны производить расчеты при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках. Абзац 2 ч. 2 ст. 14 предусматривает право юридических лиц - резидентов производить расчеты при осуществлении валютных операций через счета, открытые в банках за пределами России, за счет средств, зачисленных на эти счета. Следует обратить внимание на особый порядок вступления в силу указанного положения - по истечении одного года со дня вступления Закона в силу.
Абзацы 3 и 4 ч. 2 ст. 14, предусматривают исключения из общего порядка, установленного абзацем 1 ч. 2 данной статьи. Эти исключения действуют в отношении юридических лиц - резидентов, осуществляющих расчеты с нерезидентами с использованием наличных денег за оказание различных видов услуг. Так, правило об осуществлении резидентами валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках может не применяться при осуществлении юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также при оказании им услуг населению. Второе исключение из общего правила - это осуществление расчетов юридическими лицами - резидентами с нерезидентами (физическими лицами, юридическими лицами, иными организациями - полный перечень нерезидентов см. в п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона) в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных, речных и морских судов, при оплате портовых сборов.
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность физических лиц - резидентов производить расчеты при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках (порядок открытия и ведения таких счетов, как и по Закону 1992 г., устанавливается ЦБР). При этом приводится исчерпывающий перечень случаев, на которые указанное требование не распространяется (например, при передаче физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, ее субъекту, и (или) муниципальному образованию, дарении валютных ценностей супругу и близким родственникам, осуществлении расчетов в магазинах беспошлинной торговли и т.п.). Указанный перечень является новеллой по сравнению с Законом 1992 г.
В соответствии с п. 5 ч. 3, согласно которой общее требование об осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на перевод физическим лицом - резидентом из Российской Федерации, ЦБР принял указание от 30.03.2004 N 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов", в котором установил максимальную сумму такого перевода через уполномоченный банк, эквивалентную 5000 долларов США. При этом во избежание злоупотреблений установлено, что общая сумма переводов, осуществляемых в течение одного операционного дня, не должна превышать указанную сумму.
4. Часть 4 ст. 14 предоставляет право физическим лицам - резидентам производить расчеты при осуществлении валютных операций через счета, открытые в банках за пределами территории России, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом. Напомним, что без ограничений резиденты могут открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ. Введен уведомительный порядок открытия таких счетов. В отношении открытия счетов в банках, расположенных на территориях других государств, предусмотрено установление особого порядка, однако этот порядок носит временный характер - до 01.01.2007 г.
5-6. Закон предусматривает установление ЦБР требований о резервировании в случае списания и (или) зачисления денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета на специальный счет резидента. Эта норма также действует до 01.01.2007 г.
7. Резидентам предоставляется право осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте. Напомним, что Закон 1992 г. регламентировал открытие резидентами счетов в иностранной валюте в зависимости от того, является иностранная валюта свободно конвертируемой или нет. В новом Законе такое разделение отсутствует.
8. В отличие от Закона 1992 г. введены нормы об открытии специальных брокерских счетов для учета денежных средств нерезидентов. При этом установление порядка открытия и ведения таких счетов относится к компетенции ЦБР. Согласно ст. 3 ФЗ от 22.04.1996 г. "О рынке ценных бумаг" специальным брокерским счетом является отдельный банковский счет, на который зачисляются денежные средства клиентов, переданные ими брокеру для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства, полученные по сделкам, совершенным брокером на основании договоров с клиентами. ЦБР установил порядок использования специальных брокерских счетов инструкцией от 07.06.2004 г. N 115-И*(22).

Статья 15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг

1. В связи с вступлением в силу ФЗ от 18.07.2005 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"*(23) положения комментируемой статьи претерпели изменения. Часть 1 в прежней редакции не предусматривала ввоза валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внутренних ценных бумаг в документарной форме.
Ввоз указанных в ч. 1 объектов в Российскую Федерацию осуществляется без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства. Пунктом 2 ст. 12 ТК РФ установлено, что порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей регулируется валютным законодательством Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и ТК РФ. В связи с принятием ФЗ от 18.07.2005 г. N 90-ФЗ ФТС РФ 26.07.2005 г. издано письмо N 01-06/25300 "О порядке перемещения валюты и ценных бумаг"*(24).
Часть 1 содержит новое правило, в соответствии с которым при единовременном ввозе в Российскую Федерацию указанных выше объектов в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, эти объекты подлежат таможенному декларированию.
2. В отличие от первоначальной редакции Закона (прежде можно было вывозить только иностранную валюту, внешние ценные бумаги в документарной форме) в ч. 2 расширен круг объектов, которые соответствующие физические лица вправе вывозить из Российской Федерации.
3-3.1. Положения ч. 3 в основном остались в прежней редакции. Изменение заключается лишь в том, что эта часть регулирует отношения в том числе и по поводу единовременного вывоза валюты Российской Федерации.
Часть 3.1 введена в связи с тем, что новая редакция ч. 1 и 2 комментируемой статьи предусматривает ввоз, а также вывоз дорожных чеков.
4. Новая редакция ч. 4 отличается от прежней (регулировала отношения, связанные с единовременным ввозом иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме), тем, что в ней расширен круг объектов подлежащих декларированию.
5. В новой редакции ч. 5 императивно устанавливает (не требуется издание какого-либо нормативного правового акта Правительства РФ или иного государственного органа), что перерасчет иностранной валюты и других объектов в доллары США осуществляется по курсу, устанавливаемому ЦБР на день декларирования. В п. 1 и 2 данной части предусмотрены особенности в отношении декларирования ценных бумаг.
В прежней редакции ч. 5 было установлено, что порядок ввоза, вывоза, пересылки валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБР.

Статья 16. Резервирование

1-2. В отличие от Закона 1992 г., который не предусматривал резервирование при осуществлении валютных операций, комментируемый Закон ввел механизм резервирования, а также определил случаи резервирования и возврата суммы резервирования. При этом установление порядка совершения указанных действий отнесено к компетенции ЦБР.
Данная мера направлена на обеспечение возврата валютной выручки или товаров по валютным операциям. Фактически она препятствует оттоку капитала из страны, осуществляемому под видом различных сделок с отсрочкой исполнения обязательств. Следует обратить внимание, что требование о резервировании рассматривается законодателем как временная мера, в связи с чем установлено, что ст. 16 действует до 01.01.2007 г.
Требование о резервировании может быть предъявлено в случаях, указанных в ч. 7 ст. 7, ч.ч. 5 и 6 ст. 8, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 12, ч. 5 ст. 13, ч. 5 ст. 14 Закона. Перечисленные нормы предусматривают резервирование резидентами и нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней. Также требование о резервировании может быть предъявлено в случаях, указанных в ч. 6 ст. 8, п. 3 ч. 3 ст. 11, п. 2 ч. 5 ст. 13, п. 2 ч. 5 ст. 14 Закона - эти нормы устанавливают резервирование резидентами и нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года.
Требование о резервировании предъявляется органом валютного регулирования. При этом ч. 2 комментируемой статьи установлено, что применительно к одной валютной операции не может устанавливаться более одного требования о резервировании.
3. Резервирование представляет собой внесение резидентом или нерезидентом на отдельный счет в уполномоченном банке определенной суммы на определенный срок, которые устанавливаются на основании Закона органом валютного регулирования. Часть 3 комментируемой статьи определяет порядок расчета суммы резервирования. При этом стоимость внешних или внутренних ценных бумаг определяется аналогично определению налоговой базы по операциям с ценными бумагами, регулируемому п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ. В частности, рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, будет признаваться (как и для целей налогообложения) фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, будет признаваться (как и для целей налогообложения) фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении условий к уровню данной цены по отношению к аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам. Таким образом, для целей валютного законодательства предлагается применить порядок определения стоимости ценных бумаг, уже опробованный в целях налогообложения.
4. Закон предусматривает механизм передачи уполномоченным банком суммы, аналогичной сумме резервирования, в ЦБР, тем самым вводя дополнительный рычаг контроля за осуществлением валютных операций.
5. Закон устанавливает, что внесение в порядке резервирования резидентами и нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней производится до осуществления валютной операции. В предыдущей редакции Закона регулировался также порядок внесения в порядке резервирования резидентами и нерезидентами суммы (ч. 6 ст. 16), не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, однако, с внесением в Закон изменений ФЗ от 18.07.2005 г. N 90-ФЗ данное положение утратило силу.
7. Закон оговаривает случаи, в которых не допускается осуществление валютных операций, а также операций по зачислению на специальный счет денежных средств, внутренних или внешних ценных бумаг до истечения срока резервирования: при осуществлении операций между резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); при осуществлении операций покупки резидентами иностранной валюты; при переводе резидентами на свои счета (во вклады) открытые в банках за пределами территории России, средств со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов) открытых в банках за пределами территории Российской Федерации; при списании со счета резидента или нерезидента денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг. Другие валютные операции, в отношении которых исполнено требование о резервировании, могут осуществляться до истечения срока резервирования.
8-10. Законом определено, что резервирование денежных средств в уполномоченных банках является элементом публичных, а не гражданско-правовых отношений и что на суммы резервирования не начисляются проценты (как, например, на суммы, внесенные по договору банковского вклада) ни уполномоченными банками, ни ЦБР. Кроме того, не допускается проведение операций с указанными средствами (в отличие, например, от операций со средствами, внесенными в банк по договору банковского счета), за исключением операций, перечисленных в комментируемой статье. Указанные суммы обособляются от иных средств (как собственных, так и заемных) уполномоченных банков, в связи с чем на средства, внесенные в порядке резервирования, не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченных банков, а при их банкротстве указанные суммы не включаются в конкурсную массу. В случае ликвидации, реорганизации уполномоченного банка, а также отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций ЦБР в целях обеспечения возврата суммы резервирования должен до истечения срока резервирования обеспечить перевод указанной суммы в другой уполномоченный банк, по выбору лица, внесшего сумму резервирования. Таким образом обеспечивается стабильность в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
11-15. По истечении срока резервирования происходит процесс, обратный процессу резервирования - ЦБР возвращает сумму резервирования уполномоченным банкам, а те, в свою очередь, возвращают ее резиденту или нерезиденту. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень случаев досрочного возврата полной суммы резервирования или ее части. К таким случаям, помимо исполнения соответствующих обязательств, в связи с которыми осуществляется валютная операция, относятся также отказ от проведения (полного или частичного) валютной операции, невозможность исполнения резидентом или нерезидентом своих обязательств вследствие форс-мажорных обстоятельств, признание лица, внесшего сумму резервирования, банкротом (что также влечет за собой невозможность выполнения договорных обязательств), случаи принятия соответствующим органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании, а также случаи внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования. Таким образом, с одной стороны, защищаются экономические интересы государства, с другой - интересы лиц, внесших сумму резервирования, и их кредиторов.
Короткий срок, установленный для досрочного возврата ЦБР и уполномоченными банками сумм резервирования (не позднее трех рабочих дней со дня представления резидентом или нерезидентом документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного возврата соответствующих сумм), защищает права указанных лиц, дополнительной гарантией которых служат установленные Законом пени за просрочку возврата суммы резервирования, произошедшую по вине уполномоченного банка, в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБР за каждый календарный день просрочки. Последний раз ставка рефинансирования была установлена ЦБР с 15.06.2004 г. в размере 13% годовых*(25).

Статья 17. Обеспечение исполнения обязательства

1. Положение об обеспечении исполнения обязательства является новеллой по сравнению с Законом 1992 г. Следует обратить внимание, что в комментируемой статье речь идет об обеспечении исполнения обязательства нерезидента перед резидентом. Напомним, что согласно ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Часть 1 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения обязательств для специфических отношений, связанных с осуществлением валютных операций.
Комментируемая статья рассматривается законодателем как временная мера по защите валютного рынка, в связи с чем установлено, что она действует до 01.01.2007 г.
В отношении безотзывного аккредитива (п. 1 ч. 1 ст. 17) следует отметить, что согласно ст. 869 ГК РФ безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк, участвующий в проведении аккредитивной операции, может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Такое подтверждение означает принятие исполняющим банком дополнительного к обязательству банка-эмитента обязательства произвести платеж в соответствии с условиями аккредитива. Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.
На основании ст. 368-369 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
Договор имущественного страхования, предметом которого являются все перечисленные в п. 3 ч. 1 риски, должен заключаться на основании положений гл. 48 ГК РФ и, в частности, ст. 930 "Страхование имущества", ст. 933 "Страхование предпринимательского риска". При этом по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента (п. 4 ч. 1) должен быть авалирован банком за пределами территории России. Аваль в данном случае является гарантией платежа по векселю, поскольку банк, подписавший аваль, будет отвечать по обязательству так же, как и нерезидент, выдавший вексель.
2. Во избежание привлечения к перечисленным в ч. 1 способам исполнения обязательств банка за пределами территории Российской Федерации, не обладающего устойчивым финансовым положением, ч. 2 ст. 17 Закона предусматривает, что такой банк должен удовлетворять определенным критериям, которые на основании комментируемой статьи устанавливает ЦБР. Во исполнение данной нормы ЦБР было принято указание от 30.03.2004 г. N 1410-У "О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом", в котором установлено, что такой банк должен либо иметь показатель оценки степени долгосрочной кредитоспособности, присвоенный ему рейтинговой компанией "Moody's", не ниже "ААЗ" или рейтинговой компанией "Standard&Poor's/FITCH Ratings", - не ниже "АА-", либо такой банк должен входить в 1000 крупнейших банков по величине активов по данным справочника "Бэнкерс альманах" издательства "Reed Business Information UK". Причем использоваться может любой выпуск данного справочника, изданный в календарном году, предшествующем календарному году совершения сделки. Данное указание ЦБР вступило в силу с 18.06.2004 г.

Статья 18. Предварительная регистрация

1. Институт предварительной регистрации является новеллой по отношению к Закону 1992 г. Предварительная регистрация вводится для обеспечения информационного контроля за денежными потоками, а также прогнозирования развития валютного рынка в нашей стране.
Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории России, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента. В первоначальной редакции Закона было установлено, что предварительной регистрации органом валютного контроля подлежат такие валютные операции, как вывоз и пересылка из России, а также ввоз и пересылка в нее валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Однако с внесением в Закон изменений ФЗ от 18.07.2005 г. N 90-ФЗ данное положение утратило силу, что свидетельствует о продолжении линии на либерализацию валютного законодательства.
Поскольку согласно комментируемой статье порядок осуществления предварительной регистрации устанавливается с учетом требований данной статьи Правительством РФ по согласованию с ЦБР, следует ожидать издания указанными органами соответствующих нормативных актов.
В то же время в качестве недостатка Закона можно отметить отсутствие в нем определения предварительной регистрации.
2. Часть 2 ст. 18 Закона устанавливает, что резидент должен обратиться за предварительной регистрацией до открытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в случаях, установленных ч. 3 ст. 12, то есть в банках, расположенных на территориях иностранных государств (за исключением банков, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, о которых идет речь в ч. 1 ст. 12).
3. Закон содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены резидентом в налоговый орган для предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами Российской Федерации. Указанный перечень более краток, чем, например, перечень документов, которые должны предоставлять резиденты агентам валютного контроля. Помимо соответствующего заявления о предварительной регистрации резидент должен представить копию документа, удостоверяющего его личность.
Резидент - физическое лицо должен представить свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а резидент - юридическое лицо - документ о государственной регистрации юридического лица. Указанные документы могут быть получены физическими и юридическими лицами в порядке, установленном ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(26).
Еще одни документ, необходимый для предварительной регистрации - справка о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения. Указанные коды разрабатываются Госкомстатом РФ.
4. В первоначальной редакции Закона устанавливался также порядок предварительной регистрации вывоза и пересылки из Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Россию российской валюты и внутренних ценных бумаг в документарной форме, однако с внесением в Закон изменений ФЗ от 18.07.2005 г. N 90-ФЗ данное положение утратило силу.
5. К документам, представляемым резидентом в налоговый орган на основании ч. 3 ст. 18, предъявляются те же требования, которые предусмотрены ч. 5 ст. 23 Закона к документам и информации, представляемым резидентами и нерезидентами при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (см. также комментарий к ст. 23).
6-8. Законом определен срок, в течение которого налоговый орган по месту учета резидента должен рассмотреть заявление о предварительной регистрации - 10 рабочих дней со дня получения такого заявления. По истечении этого срока предварительная регистрация должна быть осуществлена путем выдачи регистрационного документа либо в ней должно быть отказано с представлением соответствующего мотивированного отказа.
Закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительной регистрации, уточняя, что по иным мотивом в предварительной регистрации отказано быть не может. Это исключает возможность расширительного толкования органами исполнительной власти норм Закона и ущемления прав резидентов и нерезидентов. Часть из указанных оснований можно назвать универсальными при осуществлении любых видов регистрации, поскольку они касаются неполного представления требуемых документов, несоответствия таких документов законодательству, недостоверности содержащихся в них сведений. Другие основания являются специфическими - в случае уже совершившейся операции, в отношении которой лицо обратилось за предварительной регистрацией (например, на день обращения резидента за предварительной регистрацией счет (вклад) в банке за пределами территории России им уже открыт), исчезает сам предмет предварительной регистрации и, соответственно это является основанием для отказа в ней. Кроме этого, основанием для отказа в предварительной регистрации может быть введение в соответствии с федеральными законами запрета на совершение операций, являющихся предметом предварительной регистрации. В соответствии с изменениями, внесенными в ч. 1 данной статьи, ФЗ от 18.07.2005 г. N 90-ФЗ исключил из перечня оснований для отказа в предварительной регистрации основания, связанные с предварительной регистрацией валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. Закон 1992 г. понятия "репатриация" не содержал, хотя в нем есть положения, направленные на возврат валютных средств в Россию. Например, было установлено, что средства в иностранной валюте, полученные резидентами в виде выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, должны быть использованы для целей выполнения резидентами своих обязательств, либо переведены на валютные счета резидентов, открытые ими в уполномоченных банках (ст. 5). Данные нормы нашли отражение в ч. 3 комментируемой статьи.
До недавнего времени ЦБР осуществлял регулирование в этой области путем принятия нормативных актов (см. например, Инструкцию ЦБР от 16.10.2002 г. N 201-П "О порядке открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств"*(27), которая утратила силу с 19.06.2005 г. в связи с вступлением в силу ст. 12 Закона, регулирующей вопросы открытия и ведения счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации). См. также комментарий к ст. 12.
Хотя новый Закон не дает определения репатриации, ее содержание раскрывается в п. 1 и 2 ч. 1 и подразумевает:
обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или российской валюты, причитающейся им в соответствии с условиями договоров, и
обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить возврат в Россию денежных средств, уплаченных резидентами нерезидентам в случае неисполнения нерезидентами условий договоров (непоставка товаров, невыполнение работ, неоказание услуг и т.п.).
2-3. Часть 2 ст. 19 Закона содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, причем в рамках либерализации валютного законодательства данный перечень был дополнен с внесением в Закон изменений ФЗ от 18.07.2005 г. N 90-ФЗ.
Во-первых, в перечень исключений входят случаи расчетов с нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также случаи заключения на длительный срок кредитных договоров и договоров займа с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ. В указанных случаях добросовестность контрагентов по выполнению договорных обязательств обеспечивается соответствующими органами государственной власти иностранных государств на основе международных соглашений.
Во-вторых, эти исключения связаны с покрытием местных расходов резидентов на территориях иностранных государств, а также расходов на проведение различных спортивных, культурных и иных мероприятий, когда репатриация резидентами иностранной валюты лишена оснований и может осложнить осуществление резидентами соответствующей деятельности.
В-третьих, требования репатриации не применяются в случае проведения зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел, либо между транспортными организациями, оказывающими услуги по заключенным агентским договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами, по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или связанных с ними договоров.
Как уже отмечалось, для резидентов сохраняется обязанность использовать полученную иностранную валюту в целях исполнения своих обязательств, предусмотренных п. 1 и 3 ч. 2 комментируемой статьи, либо перевести полученную валюту на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках. Данная мера сохранена для того, чтобы исключить возможность вывоза капитала по основанию участия, например, в организации выставки на территории иностранного государства.

Статья 20. Паспорт сделки

1-3. Редакция статьи не претерпела изменений. Принимая во внимание значение паспорта сделки для целей валютного контроля, законодатель закрепил в комментируемой статье основные требования к этому документу. Порядок оформления паспортов сделок регулируется Инструкцией ЦБР от 15.06.2004 г. N 117-И.

Статья 21. Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

1. Устанавливаемый ЦБР размер обязательной продажи части валютной выручки резидентов не может быть свыше 30% ее суммы. В соответствии с инструкцией ЦБР от 30.03.2004 г. N 111-У "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"*(28) обязательная продажа валютной выручки резидентов осуществляется в размере 10% суммы валютной выручки.
2. Обязательная продажа части валютной выручки должна быть осуществлена резидентом не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления. По Закону 1992 г. (п. 5 ст. 6) предельный срок осуществления такой продажи составлял семь календарных дней.
3. Указанные в абз. 1 ч. 3 объекты обязательной продажи валютной выручки содержались и в Законе 1992 г. (см. п. 5 ст. 6). При этом в соответствии с данной частью исключение составляют:
суммы в иностранной валюте, получаемые Правительством РФ и другими указанными органами (на основании ч. 5 ст. 5 Закона данные органы осуществляют все виды валютных операций без ограничений);
суммы в иностранной валюте, получаемые уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Законом о банках (данное положение в Законе 1992 г. не содержалось);
валютная выручка резидентов по кредитным договорам и договорам займа на условиях, указанных в п. 3;
суммы в иностранной валюте, поступающие по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на них); в Законе 1992 г. аналогичной нормы не было.
Следует отметить, что п. 3 комментируемой части в некоторой степени является новым. Так, исключением из общего правила (абз. 1 комментируемой части) является валютная выручка в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет (ср. с п. 1 ст. 5 Закона 1992 г., где, в частности, не фигурировала ФАТФ).
4. Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определен в инструкции ЦБР от 30.03.2004 г. N 111-И.
5. Ранее уменьшение подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов регулировалось в соответствии с п. 8 Инструкции ЦБР N 7, утвержденной приказом ЦБР от 29.06.1992 г. N 02-104А*(29). Различие в том, что ЦБР определяет расходы и иные платежи, за исключением указанных в п. 1-3 рассматриваемой нормы.
6-8. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется в соответствии с инструкцией ЦБР от 30.03.2004 г. N 111-И.
Указанные в ч. 8 льготы, освобождение устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации, т.е. Законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. При этом в Законе нет норм, прямо устанавливающих какие либо льготы, освобождения. Следует полагать, что они могут быть установлены позднее в федеральных законах, принятых в соответствии с Законом.

Глава 4. Валютный контроль

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. В отличие от Закона 1992 г., в комментируемом Законе отдельно не определяются цели и направления валютного контроля. Это можно рассматривать как недостаток Закона. Однако он компенсируется значительно более подробным регулированием отношений, связанных с валютным контролем, в частности, определением прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, установлением перечня документов, которые вправе требовать агенты валютного контроля от резидентов и нерезидентов. Кроме того, в отличие от Закона 1992 г., в ст. 3 нового Закона определены принципы валютного регулирования и валютного контроля, которые должны находиться в основе деятельности органов и агентов валютного контроля.
Комментируемый Закон, как и Закон 1992 г., определяет три вида субъектов валютного контроля в нашей стране. Это - Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля.
Полномочия по осуществлению валютного контроля принадлежат Правительству РФ на основании ст. 15 ФКЗ от 17.12.1997 г. "О Правительстве Российской Федерации"*(30). Правительство РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.
2. Как и в Законе 1992 г., особое место среди органов валютного контроля отводится ЦБР, который совмещает функции органа валютного контроля с функциями органа валютного регулирования. При этом указанные функции устанавливаются на основании п. 12 ст. 4 и ст. 54 Закона о ЦБР.
Помимо ЦБР к органам валютного контроля в Российской Федерации относится федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти. Исключительное право наделять федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти статусом органа (органов) валютного контроля предоставлено Правительству РФ. Необходимо обратить внимание на отличие комментируемой нормы от положений Закона 1992 г., который относил наделение федеральных органов исполнительной власти соответствующим статусом не только к ведению Правительства РФ, но и к предмету регулирования федеральных законов. Так, до 01.01.2004 г. в соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса РФ 1993 г. органом валютного контроля являлся ГТК РФ.
Закон предусматривает особый порядок вступления в силу ч. 2 комментируемой статьи - со дня официального опубликования Закона. С этого же момента утратил силу п. 2 ст. 11 Закона 1992 г., содержавший перечень органов валютного контроля.
3. Закон уточняет перечень агентов валютного контроля. Согласно Закону 1992 г. агентами валютного контроля являлись уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, существовали практически неограниченные возможности наделения организаций, подотчетных федеральным органам исполнительной власти, статусом агента валютного контроля. Новый Закон ограничивает круг лиц, которые могут являться агентами валютного контроля, уточнив, что помимо уполномоченных банков, подотчетных ЦБР, указанным статусом наделяются не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в т.ч. держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы, а также налоговые органы. В первоначальной редакции Закона в указанном перечне таможенные и налоговые органы отсутствовали, зато были названы территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Следует напомнить, что согласно ФЗ от 22.04.1996 г. "О рынке ценных бумаг" к профессиональным участникам рынка ценных бумаг отнесены брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), организаторы торговли на рынке ценных бумаг. В то же время высказывается мнение, что такое наделение хозяйствующих субъектов несвойственными им функциями по государственному контролю представляется весьма спорным, в частности, потому, что ограничения на операции с ценными бумагами, устанавливаемые Законом, распространяются и на самих участников рынка ценных бумаг. Следовательно, они вынуждены будут осуществлять контрольные функции по отношению к самим себе.
4. Закон, как и Закон 1992 г., предусматривает особый порядок контроля за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, относя указанный контроль к компетенции ЦБР. Устанавливая, что контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляется ЦБР, Закон тем самым усиливает особый статус ЦБР как органа банковского регулирования и банковского надзора, установленный Законом о ЦБР.
Контроль ЦБР за осуществлением валютных операций валютными биржами корреспондирует ст. 1 Закона, устанавливающей, что валютные биржи организуют биржевые торги иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены ЦБР. Таким образом, фактически речь идет о контроле ЦБР за выполнением собственных нормативных актов.
5. Остаются прежними по сравнению с Законом 1992 г. и положения о контроле за осуществлением валютных операций всеми остальными резидентами и нерезидентами, помимо кредитных организаций или валютных бирж. Согласно этим нормам указанный контроль осуществляют органы валютного контроля - федеральные органы исполнительной власти, а также агенты валютного контроля.
6. Часть 6 комментируемой статьи более подробно по сравнению с Законом 1992 г. регулирует вопросы взаимодействия органов валютного контроля, относя к ведению Правительства РФ, помимо обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля с ЦБР, также обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, и обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБР.
Однако если в том, что касается координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной области, вопросов не возникает, то остаются неясными формы обеспечения взаимодействия профессиональных участников рынка ценных бумаг с ЦБР. Напомним, что на основании Закона 1992 г. ЦБР также осуществлял регулирование деятельности валютных бирж и контроль за осуществлением ими валютных операций.

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. По сравнению с Законом 1992 г., комментируемый Закон конкретизировал и систематизировал положения в отношении прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля. Это позволяет избежать расширительного толкования норм Закона на уровне подзаконных актов и обеспечить принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Закон содержит исчерпывающий перечень прав органов и агентов валютного контроля (в отличие от ст. 15 Закона 1992 г., допускавшей возможность осуществления помимо перечисленных в указанной статье, также иных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Комментируемый Закон определяет предмет проверок, которые вправе проводить органы и агенты валютного контроля и их должностные лица по отношению к резидентам и нерезидентам, выделяя два вида: проверки соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям. Кроме того, определены вопросы, по которым органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать документы и информацию. Это только те документы и информация, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. В отличие от Закона 1992 г., Закон установил минимальный срок, в течение которого должны быть предоставлены резидентами и нерезидентами документы по запросам органов и агентов валютного контроля (не менее семи рабочих дней со дня подачи запроса).
Перечисленные действия органы и агенты валютного контроля и их должностные лица должны осуществлять в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, помимо комментируемого Закона компетенция ЦБР определяется Законом о ЦБР, компетенция таможенных органов определяется ГТК РФ на основании п. 2 ст. 402 ТК РФ, компетенция налоговых органов определяется на основании НК РФ, компетенция уполномоченных банков как агентов валютного контроля определяется нормативными актами ЦБР.
2. Комментируемая статья определяет, каким образом органы валютного контроля и их должностные лица могут реагировать на выявленные нарушения. В данном случае полномочия органов валютного контроля не изменяются по сравнению с Законом 1992 г.: в случае выявления нарушений актов валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования органы валютного контроля и их должностные лица могут выдавать предписания, а также применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (об ответственности см. комментарий к ст. 25).
3. Закон разграничивает компетенцию Правительства РФ и ЦБР по определению порядка представления резидентами и нерезидентами агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации, упомянутых в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, при осуществлении валютных операций. Так, указанный порядок устанавливается для представления подтверждающих документов и информации уполномоченным банкам - ЦБР, для представления остальным агентам валютного контроля - Правительством РФ.
4. В развитие п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, содержащей общее положение о праве органов и агентов валютного контроля запрашивать и получать документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, ч. 4 данной статьи содержит исчерпывающий перечень таких документов (копий документов). В этом - еще одно отличие от Закона 1992 г., который перечень запрашиваемых документов не устанавливал, в связи с чем указанные отношения регулировались на уровне подзаконных актов. В перечень включены:
документы, удостоверяющие личность физического лица. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.03.1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"*(31) основным документом, удостоверяющим личность гражданина России на ее территории является паспорт;
для резидентов - документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и документ о государственной регистрации юридического лица, полученные физическими и юридическими лицами в порядке, установленном ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
для нерезидентов - документы, удостоверяющие статус юридического лица в соответствии с законодательством иностранных государств, международными договорами;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, которым является, на основании ст. 11 НК РФ документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Порядок постановки на учет в налоговом органе и выдачи соответствующего свидетельства регулируется ст. 84 НК РФ;
документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество. Напомним, что на основании п. 1 ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(32) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. При этом проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Кроме того, к документам, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, следует отнести также акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти; иные акты и документы передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
документы, предусмотренные законодательством иностранного государства, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов). Это позволит в более полной степени соблюсти принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;
уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации. Ранее указанный документ представлялся в налоговый орган резидентами физическими лицами в порядке, предусмотренном в Инструкции ЦБР от 29.08.2001 N 100-И*(33), принятой на основании Закона 1992 г. Однако с 18.06.2004 г. данный документ утратил силу в связи с вступлением в силу комментируемого Закона;
часть 3 ст. 12 Закона предоставляет право ЦБР в определенных случаях устанавливать требование о предварительной регистрации при открытии резидентами счета в банках за пределами территории России, (до внесения в Закон изменений требование о предварительной регистрации могло также предъявляться при осуществляемых резидентами и нерезидентами ввозе и пересылке в Российскую Федерацию и вывозе и пересылке из нее российской валюты и внутренних ценных бумаг в документарной форме, однако впоследствии было исключено). Порядок осуществления предварительной регистрации регулирует ст. 18 Закона. Соответствующие регистрационные документы также вправе требовать агенты валютного контроля;
документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, документы, подтверждающие совершение валютных операций, документы, содержащие сведения о результатах торгов, документы, подтверждающие выполнение договорных обязательств, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
в указанном перечне также назван паспорт сделки, положения о котором впервые установлены на уровне федерального закона (см. комментарий к ст. 20).
5. Определено, что даже в пределах приведенного перечня документов агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Закон также устанавливает требования к представляемым документам в отношении их действительности, перевода, а также легализации в установленном порядке.
Легализация иностранных документов осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом следует учитывать Конвенцию от 05.10.1961 г.*(34), отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, которая вступила в силу для Российской Федерации 31.09.1992 г. Указанный документ определяет перечень документов, освобождаемых от легализации.
Непредставление физическим или юридическим лицом требуемых в комментируемой статье документов, а также представление недостоверных документов, является основанием для отказа уполномоченными банками в осуществлении валютной операции.
6. В ч. 6 комментируемой статьи установлено право налоговых органов, осуществляющих предварительную регистрацию, рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации и принимать решение об осуществлении такой регистрации либо об отказе в ней. Случаи, когда может потребоваться предварительная регистрация, определяется в ч. 3 ст. 12 Закона, а порядок ее осуществления - в ст. 18.
7. В отличие от Закона 1992 г., Закон определил обязанности агентов валютного контроля и их должностных лиц, которые корреспондируют ч. 1 комментируемой статьи и подразделяются на два направления - осуществление контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования, а также представление органам валютного контроля информации о валютных операциях, проводимых с их участием.
8. По сравнению с Законом 1992 г. в комментируемом Законе более подробно регламентирована обязанность органов и агентов валютного контроля в отношении сохранения не только коммерческой, но также банковской и служебной тайны, ставшей им известной при осуществлении их полномочий. Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Такая информация охраняется способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами. Отношения, связанные с банковской тайной, регулируются ГК РФ (ст. 857) и Законом о банках (ст. 26).
9-10. В отличие от Закона 1992 г. в комментируемом Законе определен перечень информации, которую органы и агенты валютного контроля передают в случае выявления нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования иному органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к лицам, осуществляющим валютные операции. Данная норма введена в целях распределения ответственности и упорядочения взаимоотношений между органами и агентами валютного контроля и более оперативного реагирования на выявленные нарушения валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования. Перечень таких сведений устанавливается отдельно для юридических и для физических лиц. При этом для уполномоченных банков порядок передачи указанной информации устанавливается ЦБР.
11. Новеллой по сравнению с Законом 1992 г. является также введение обязанности органов и агентов валютного контроля представлять органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, документы и информацию, необходимые для осуществления его функций, в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБР.
12. Часть 12 комментируемой статьи содержит отсылочную норму об ответственности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц за неисполнение функций, установленных Законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Очевидно, что потребуется внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты, регулирующие ответственность указанных лиц.

Статья 24. Права и обязанности резидентов и нерезидентов

1. Как и Закон 1992 г., комментируемый Закон регулирует права резидентов и нерезидентов, осуществляющих в России валютные операции. Основным отличием нового Закона в этой сфере является установление закрытого перечня прав. По-прежнему указанные лица имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля. В отличие от Закона 1992 г. в Законе приведено в соответствие с действующим законодательством право указанных лиц обжаловать не только действия, но и бездействие, а также решения органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Напомним, что дела, возникающие из публичных правоотношений (в частности, дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) рассматриваются в соответствии с подразделом III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" ГПК РФ.
Кроме того, комментируемой статьей предусмотрено право резидентов и нерезидентов на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Данное положение корреспондирует ст. 16 ГК РФ, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации или муниципальным образованием. При этом, согласно ст. 15 ГК РФ, к реальному ущербу относятся расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
2. Перечень обязанностей резидентов и нерезидентов, осуществляющих в России валютные операции, установленный в комментируемой статье, в отличие от Закона 1992 г., также является закрытым. Кроме того, по сравнению с Законом 1992 г., устанавливавшим обязанность представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций, которая могла быть по-разному истолкована органами и агентами валютного контроля и привести к неоправданному вмешательству в валютные операции резидентов и нерезидентов, комментируемая статья предусматривает обязанность представления органам и агентам валютного контроля документов и информации, указанных в ст. 23 Закона. Это является одной из гарантий защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов.
По сравнению с Законом 1992 г. из перечня обязанностей исключены обязанности представлять органам и агентам валютного контроля объяснения в ходе проведения ими проверок, а также по их результатам, и письменные пояснения мотивов отказа от подписания акта проверки в случае несогласия с фактами, изложенными в нем. Однако сохранена обязанность резидентов и нерезидентов вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям.
В то же время снижен с пяти до трех лет срок, в течение которого указанные лица должны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов. Во избежание различного толкования уточняется, что указанный срок определяется со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
По-прежнему резидентам и нерезидентам вменяется в обязанность выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Статья 25. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Норма об ответственности за нарушение актов валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования является отсылочной. В отличие от Закона 1992 г., из нее исключены положения о приостановлении действия лицензий и разрешений, о взыскании в доход государства всего полученного резидентами и нерезидентами по недействительным сделкам, а также необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Ответственность за нарушение валютного законодательства (в том числе за осуществление незаконных валютных операций, нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки либо нарушение установленного порядка ее продажи и т.п.) предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ. При этом, согласно его ст. 23.60, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25, рассматривают органы валютного контроля. От их имени в таких делах вправе выступать руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.
Статья 193 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1-2. Часть 1 ст. 26 устанавливает общий порядок вступления в силу Закона - по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Датой официального опубликования Закона следует считать дату опубликования его текста в "Российской газете" - 17.12.2003 г. (подробнее см. предисловие к настоящей работе).
Для ряда положений установлен особый порядок вступления в силу. Так, со дня официального опубликования Закона вступает в силу ч. 2 ст. 22 Закона, определяющая перечень органов валютного контроля в Российской Федерации.
По истечении одного года со дня вступления в силу Закона вступают в силу положения ч. 3 ст. 5, ст. 12, абз. 2 ч. 2 ст. 14 в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории России, что связано с необходимостью разработки и принятия соответствующих подзаконных актов Правительством РФ и ЦБР и требует определенного времени (см. например, Указание ЦБР от 30.03.2004 г. N 1410-У, устанавливающее критерии, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом). До вступления в силу указанных положений юридические лица - резиденты открывали счета в банках за пределами нашей страны в соответствии со старым порядком, установленным абз. 1 п. 2 ст. 5 и ст. 6.1 Закона 1992 г.
3. Законом установлен ограниченный срок действия ряда его норм (до 01.01.2007 г.), регулирующих порядок ограничения осуществления валютных операций (посредством предъявления требования о предварительной регистрации, введения специального счета и т.п.) и наделяющих соответствующими полномочиями Правительство РФ и ЦБР. Установление временного действия ограничительных норм Закона соответствует проводимой в соответствии с международными обязательствами либерализации валютной политики в России.

Статья 27. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

1-3. Закон признает утратившими силу ряд законодательных актов в области валютного регулирования. В связи с тем, что Закон вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, а его отдельные положения вступают в силу в особом порядке (см. комментарий к ст. 26), во избежание пробелов в регулировании либо двойного регулирования определенных правоотношений признание утратившими силу законодательных актов (отдельных их положений) также осуществляется в три этапа, которые соответствуют этапам вступления в силу норм Закона.
Необходимо обратить внимание на то, что признаются утратившими силу положения не только валютного законодательства, но и отдельных положений законодательных актов, относящихся к налоговому и административному законодательству.

Статья 28. Осуществление валютных операций, открытие счетов в банках за пределами территории Российской Федерации и осуществление операций по этим счетам, незачисление иностранной валюты на счета резидента в уполномоченных банках в соответствии с разрешениями, полученными до вступления в силу настоящего Федерального закона

1. В целях защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций Законом предусмотрены положения в отношении осуществления валютных операций, открытия счетов в банках за пределами территории России и осуществления операций по этим счетам, а также незачисления иностранной валюты на счета резидента в уполномоченных банках в соответствии с разрешениями, полученными до вступления в силу данного Закона. Установлено, что предусмотренные Законом ограничения к таким операциям не применяются в течение всего срока действия указанных разрешений. При этом льготный порядок не применяется в отношении операций, прямо не предусмотренных этими разрешениями.
2-3. Во избежание необоснованного использования льготного порядка Закон содержит исчерпывающий перечень условий, при которых ч. 1 ст. 28 распространяется на разрешения, полученные резидентами до вступления в силу Закона. Указанные условия включают неизменность лица, получившего разрешение, его контрагентов, указанных в разрешении, а также содержания, суммы, сроков проведения валютной операции или открытия счета, режима счета, условий незачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валюты. При этом устанавливается обязанность резидента предоставлять информацию, предусмотренную разрешениями, в установленном ими порядке.
4-6. Закон запрещает внесение изменений в такие разрешения (за исключением указанных в ч. 2 комментируемой статьи случаев перемены данных документа, удостоверяющего личность физического лица, либо наименования, организационно-правовой формы, иных данных юридического лица) и передачу третьим лицам прав и (или) обязанностей по разрешениям.
7. В Законе, во избежание различного толкования терминов, а также в связи с изменениями, произошедшими в законодательстве, уточняется, что толкование терминов и условий разрешений, выданных до вступления в силу Закона, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на день выдачи этих разрешений.
8-9. В случае истечения срока действия разрешений, либо нарушения положений ст. 28 и условий разрешений (что является основанием к прекращению органом валютного контроля действия разрешения), к валютным операциям и порядку использования счетов применяются ограничения, установленные Законом.
При внесении в комментируемый Закон изменений ФЗ от 18.07.2005 г. N 90-ФЗ дополнительно были урегулированы вопросы, не затронутые Законом в первоначальной редакции. Так, в отношении разрешений, срок действия которых не установлен, Закон указал, что они действуют до даты, установленной абз. 1 ч. 3 ст. 26 Закона - то есть до 01.01.2007 г. Кроме того, конкретизированы полномочия органов валютного контроля при прекращении действия разрешений, полученных до вступления Закона в силу, а также определен порядок такого прекращения.
10. Закон регулирует отношения, существующие после прекращения действия разрешений, полученных до вступления Закона в силу. При этом прекращение действия разрешения не запрещает резиденту продолжать проведение операций по счету, открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (за исключением случаев, когда действие разрешения было прекращено в связи с нарушением положений комментируемой статьи либо условий разрешения).

------------------------------
*(1) Ведомости РФ, 1992, N 45, ст. 2542; СЗ РФ, 1999, N 28, ст. 3461; 2001, N 23, ст. 2290; 2002, N 1, ч. I, ст. 2; 2003, N 1, ст. 7; N 9, ст. 804; N 28, ст. 2885.
*(2) СЗ РФ, 1996, N 45, ст. 5202.
*(3) СЗ РФ, 1998, N 13, ст. 1463; 1999, N 14, ст. 1664; 2002, N 2, ст. 131; 2003, N 2, ст. 167.
*(4) СЗ РФ, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ч. II, ст. 4447.
*(5) Вестник Банка России, 2004, N 105.
*(6) СЗ РФ, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33, ч. I, ст. 3424; 2002, N 52, ч. II, ст. 5141; 2004, N 27, ст. 2711.
*(7) СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2757.
*(8) СЗ РФ, 1994, N 8, ст. 801; 1999, N 43, ст. 5124.
*(9) СЗ РФ, 1996, N 22, ст. 2663.
*(10) СЗ РФ, 1997, N 33, ст. 3895.
*(11) РГ, 21.09.1993; СЗ РФ, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ч. II, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711.
*(12) Вестник ВАС РФ, 2001, N 7.
*(13) Вестник Банка России, 2004, N 55.
*(14) Вестник Банка России, 2004, N 35; зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.2004 г. N 5848.
*(15) Вестник Банка России, 2004, N 36; зарегистрирована в Минюсте РФ 17.06.2004 г. N 5859.
*(16) См.: Коммерсант власть, 2003, 27 февраля.
*(17) Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. N 721.
*(18) Инструкция ЦБР от 01.06.2004 г. N 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций".
*(19) СЗ РФ, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33, ч. I, ст. 3424; 2002, N 52, ч. II, ст. 5141; 2004, N 27, ст. 2711.
*(20) СЗ РФ, 1999, N 10, ст. 1163; 2001, N 53, ч. I, ст. 5030; 2002, N 1, ст. 2; N 50, ст. 4923.
*(21) СЗ РФ, 2003, N 46, ч. II, ст. 4448.
*(22) Вестник Банка России, 2004, N 36.
*(23) СЗ РФ, 2005, N 30, ч. I, ст. 3101.
*(24) Документ опубликован не был.
*(25) См. телеграмму ЦБР от 11.06.2004 N 1443-У.
*(26) СЗ РФ, 2001, N 33, ч. I, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 50, ст. 4855; N 52, ч. I, ст. 5037.
*(27) Вестник Банка России, 2002, N 63.
*(28) Вестник Банка России, 2004, N 29; зарегистрирована в Минюсте РФ 29.04.2004 г. N 5779.
*(29) Экономика и жизнь, 1992, N 28.
*(30) СЗ РФ, 1997, N 51, ст. 5712; 1998, N 1, ст. 1.
*(31) СЗ РФ, 1997, N 11, ст. 1301.
*(32) СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40, 43.
*(33) РГ, 2001, N 185.
*(34) Бюллетень международных договоров, 1993, N 6.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ