стр. 1
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - М.: Издательство БЕК, 1999.

Автор

Эрделевский А.М.

В предлагаемой вниманию читателя книге дается постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Этот важнейший законодательный акт исследуется в сочетании с анализом соответствующих норм Гражданского кодекса РФ. По состоянию на 1 января 1999 г.

Указатель сокращений

Нормативные акты

АПК - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГК РСФСР - Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

Официальные издания

РГ - Российская газета
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
САПП РФ - Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
ВВС РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

Комментарий к Федеральному закону
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним"

Предисловие
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
Глава II. Органы в системе государственной (ст.ст. 9 - 11)
регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним
Глава III. Порядок государственной регистрации (ст.ст. 12 - 21)
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним
Глава IV. Государственная регистрация отдельных (ст.ст. 22 - 30)
видов прав на недвижимое имущество
и сделок с ним
Глава V. Ответственность при государственной (ст.31)
регистрации прав на недвижимое
имущество
Глава VI. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 32 - 33)

Предисловие

Сделки с недвижимостью составляют весьма значительную часть гражданского
оборота и в наибольшей степени нуждаются в государственном признании и подтверждении
прав их участников, что обусловлено особым характером предмета таких сделок
- недвижимости. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки
недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е.
объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно,
в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
С введением в действие настоящего Закона утратили силу правила об обязательности
нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом, предусмотренные
ст.550, 560, 574 ГК.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним
проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Законом
системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждениями юстиции на
территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
В настоящем Законе определены особенности регистрации отдельных видов
прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
- регистрация прав на предприятие и сделок с ним;
- регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминиумах;
- регистрация права общей собственности на недвижимое имущество;
- регистрация права на вновь создаваемый объект;
- регистрация права аренды;
- регистрация сервитутов;
- регистрация прав на имущество, установленных судебным решением;
- регистрация прав на недвижимое имущество, связанных с распоряжением
им на условиях доверительного управления или опеки.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г.
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним"

Принят Государственной Думой 17 июня 1997 г.
Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 г.

Глава I. Общие положения

Комментарий к статье 1

1. В ст.1 раскрывается содержание основных терминов, используемых в Федеральном
законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" (далее - Закон). Эти термины можно разделить на две группы:
а) термины, связанные с объектами регистрации (недвижимое имущество (недвижимость),
ограничения (обременения), сервитут);
б) термины, связанные с организацией учета и регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (кадастровый номер, кадастровый и технический учет,
регистрационный округ).
2. В целях настоящего Закона к недвижимому имуществу (недвижимости),
права на которое подлежат государственной регистрации, относятся следующие
объекты: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все
объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного
ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые
помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные
комплексы. Этому определению объекта регистрации корреспондирует п.1 ст.130
ГК, относящий к недвижимости две группы объектов:
а) земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и иные
объекты, прочная связь которых с землей исключает возможность перемещения
этих объектов без причинения им несоразмерного (в целях использования по назначению)
ущерба;
б) другие, не обладающие свойством прочной связи с землей объекты, если
они будут определены в законе как недвижимое имущество (например, подлежащие
государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания,
морские объекты).
Права на первую группу объектов, определенных в качестве недвижимости
в п.1 ст.130 ГК, полностью охватываются ст.1 Закона. При этом в составе первой
группы объектов законодатель отдельно упоминает здания, сооружения, жилые
и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия
как имущественные комплексы.
Не все из перечисленных объектов в действительности обладают свойством
прочной связи с землей. Связь с землей зданий, сооружений, кондоминиумов,
лесов и многолетних насаждений не вызывает сомнений. Жилые и нежилые помещения
связаны с землей опосредованно, через здание или сооружение, частью которого
они являются. Пункт 1 ст.549 ГК прямо относит один из видов жилых помещений
- квартиру - к недвижимому имуществу. Согласно ст.1 Федерального закона от
15 июня 1996 г. "О товариществах собственников жилья", помещение - это единица
комплекса недвижимого имущества (часть жилого здания, иной связанный с жилым
зданием объект недвижимости), выделенная в натуре, предназначенная для самостоятельного
использования для жилых, нежилых и иных целей; кондоминиум - это единый комплекс
недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах
и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором
отдельные помещения находятся в индивидуальной собственности субъектов гражданского
права, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
Говоря о предприятии, нужно отметить, что предприятие как имущественный комплекс
может и не быть тесно связано с землей. Согласно п.1 ст.132 ГК предприятием
как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления
предпринимательской деятельности; в этой же норме устанавливается, что предприятие
в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Отсюда следует,
что переход прав на часть такого комплекса не подлежит государственной регистрации,
если только эта часть не представляет собой самостоятельный объект (например,
здание или сооружение), права на который подлежат государственной регистрации
в силу комментируемого Закона. Таким образом, предприятие действительно является
недвижимостью, но не в силу его связи с землей, как следует из конструкции
ст.1 настоящего Закона, а на основании определения его законом в качестве
недвижимого имущества (ч.2 п.1 ст.130, п.1 ст.132 ГК), поэтому комментируемая
норма в этой части не вполне точна.
Итак, действие Закона распространяется на любые объекты недвижимости
первой группы (объекты, прочно связанные с землей); из числа объектов второй
группы (иное имущество, относящееся к недвижимому в силу закона) под действие
Закона подпадает только предприятие как имущественный комплекс. Следует заметить,
что сам комментируемый Закон не относится к числу "иных федеральных законов"
в смысле ч.1 п.2 ст.3 ГК, поскольку регулируемые этим Законом отношения не
являются гражданско-правовыми. Отсюда следует, что данный Закон не относится
к числу законов, в которых может устанавливаться относимость к недвижимости
имущества, не обладающего прочной связью с землей.
3. Под ограничениями (обременениями) в Законе понимается наличие установленных
законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий,
запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности
либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута,
ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.). Как можно
видеть из неисчерпывающего перечня, законодатель подразделяет возможные виды
ограничений на установленные законом или уполномоченными органами, относя
к первому виду ограничений договорный или установленный решением суда сервитут,
ипотеку, доверительное управление имуществом и др., а ко второму - арест и
т.п. Общим признаком этих ограничений является стеснение ими одного или нескольких
правомочий собственника или обладателя иного вещного права на объект недвижимости.
Так, например, передача имущества в аренду стесняет собственника в осуществлении
права пользования имуществом, арест ограничивает право распоряжения имуществом
и т.п.
Поскольку основанием возникновения сервитута, ипотеки, доверительного
управления и аренды в подавляющем большинстве случаев является соответствующий
договор, можно сделать вывод, что под установленными законом ограничениями
законодатель понимает ограничения, возникающие на основании договора между
обладателем основного вещного права и лицом, приобретающим производное вещное
право, в силу применимых к конкретному виду договора норм закона.
4. Один из видов обременений прав собственника - сервитут - определен
в комментируемом Законе как право ограниченного пользования чужим объектом
недвижимого имущества. Целью установления сервитута может являться обеспечение
прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации
линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения снабжения или мелиорации,
а также других нужд заинтересованного лица, которые не могут быть обеспечены
без установления сервитута (ст.274 ГК). Правила, регулирующие отношения, возникающие
в связи с установлением сервитута, установлены в ст.274-277, расположенных
в главе 17 ГК. Эта глава вводится в действие со дня введения в действие принятого
Государственной Думой Федерального Собрания РФ Земельного кодекса РФ. В настоящее
время Земельный Кодекс РФ еще не принят. Но это, как представляется, не означает,
что институт сервитута не может применяться в отношении иных видов недвижимости.
Институт сервитута может применяться на основании ст.277 ГК, которую следует
считать действующей, поскольку предмет ее регулирования находится за пределами
регулирования вещных прав на землю. В комментируемой статье Закона отмечается,
что сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать
вне связи с пользованием земельным участком. Что касается собственно земельного
участка, то до введения в действие Земельного кодекса РФ применение института
сервитута здесь может основываться на ст.8 ГК, предусматривающей возникновение
гражданских прав и обязанностей из сделок, хотя и не предусмотренных законом,
но не противоречащих ему, и п.3 ст.209 ГК, ограничивающем права собственника
по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом теми
пределами, в которых осуществление этих прав не нарушает прав и законных интересов
других лиц.
Институт сервитута применим только в отношении объектов недвижимости
первого вида, т.е. прочно связанных с землей. Предприятие как имущественный
комплекс не может быть обременено сервитутом в отличие от отдельных объектов
недвижимости первого вида, входящих в такой комплекс.
5. В целях организации учета и регистрации прав на недвижимость Закон
предусматривает кадастровый и технический учет (инвентаризацию) самих объектов
недвижимости. Учет заключается в описании и индивидуализации объекта недвижимого
имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения)
таким образом, чтобы полученные объектом характеристики позволяли однозначно
выделить его из других объектов недвижимого имущества. Возможность однозначной,
т.е. не допускающей сомнений, индивидуализации недвижимого имущества составляет
основную цель кадастрового учета. Достижению этой цели способствует присвоение
объекту кадастрового номера. Только после этого постановка на учет объекта
недвижимого имущества признается завершенной.
6. Кадастровый номер - это уникальный, не повторяющийся во времени и
на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается
ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в
соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации,
и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект
зарегистрированного права. Существование объекта недвижимости в качестве единого
объекта зарегистрированного права прекращается, например, в результате раздела
недвижимого имущества между правообладателями или выдела из него доли в натуре,
если такой раздел или выдел не запрещен законом и возможен без несоразмерного
ущерба имуществу (ст.252 ГК). Кадастровый номер здания или сооружения состоит
из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или
сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер
помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или
сооружения и инвентарного номера помещения. Именно уникальность кадастрового
номера обеспечивает достижение основной цели кадастрового учета - однозначную
индивидуализацию объекта недвижимости.
В настоящее время земельный кадастровый учет осуществляется Комитетом
РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальными органами
в соответствии с Положением о порядке ведения государственного земельного
кадастра, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992
г. N 622 (САПП РФ. 1992. N 9. Ст.601), и Временным руководством по инвентаризации
земель населенных пунктов, утвержденным председателем Роскомзема 17 мая 1993
г. Государственный земельный кадастр содержит информацию о землях всех категорий
и ведется по единой для Российской Федерации методике в тесной взаимосвязи
и с соблюдением принципа совместимости с территориальным, водным кадастрами
и кадастрами других видов природных ресурсов.
7. Государственная регистрация прав на недвижимость осуществляется органами
юстиции по территориальному принципу. В комментируемом Законе вводится понятие
регистрационного округа - территории, на которой соответствующее учреждение
юстиции осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним. Создание регистрационных округов отнесено к компетенции субъектов
РФ. В качестве общего правила предусмотрено создание регистрационных округов
в границах, совпадающих с границами административно-территориальных единиц.

Комментарий к статье 2

1. В ст.2 Закона устанавливается понятие государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Определяя государственную регистрацию
прав как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения,
ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество
в соответствии с ГК, комментируемая статья подчеркивает неразрывную связь
Закона и ГК. Эта связь основывается на предписаниях ст.131 ГК, которая предусматривает
необходимость государственной регистрации прав на недвижимость и ограничений
этих прав, их возникновения, перехода и прекращения (п.1 ст.131 ГК), а также
установление порядка государственной регистрации и оснований отказа в регистрации
Законом в соответствии с ГК (п.6 ст.131 ГК).
Комментируемая статья устанавливает принцип презумпции существования
зарегистрированного права: акт государственной регистрации является единственным
доказательством существования этого права. Никакие иные доказательства противоположного
не должны приниматься во внимание, и лишь решение суда о признании акта государственной
регистрации недействительным может опровергнуть эту презумпцию. С точки зрения
гражданского и арбитражного процесса презумпция существования зарегистрированного
права означает, что спор о праве на недвижимое имущество может быть рассмотрен
по существу лишь после или одновременно с требованием о признании недействительным
акта государственной регистрации права на такое имущество.
2. Закон предусматривает специальный способ регистрации прав путем внесения
записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Единый государственный
реестр прав (далее - Реестр). Правительством РФ принято Постановление от 1
ноября 1997 г. N 1378 "О мерах по реализации Федерального Закона "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно п.2 этого
Постановления Правила ведения Реестра должны быть разработаны совместно Госкомземом,
Минюстом, Госстроем и Мингосимуществом РФ и утверждены Правительством РФ.
3. Поскольку гражданское законодательство связывает с моментом регистрации
значимые правовые последствия (заключение договора, переход права на имущество),
в п.3 ст.2 настоящего Закона конкретизируется, что датой (моментом) государственной
регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в
Единый государственный реестр прав.
4. Государственная регистрация прав осуществляется органами юстиции по
месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа
(см. комментарий к ст.1 Закона).
5. Комментируемая статья, воспроизводя содержание п.5 ст.131 ГК, предусматривает
возможность судебного обжалования отказа в государственной регистрации прав
либо уклонения соответствующего органа от государственной регистрации в соответствии
с установленной процессуальным законодательством подведомственностью.

Комментарий к статье 3

1. Статья 3 Закона устанавливает состав законодательства Российской Федерации
о государственной регистрации правна недвижимое имущество и сделок с ним.
Это законодательство включает ГК, настоящий Закон, другие федеральные законы
и иные нормативные правовые акты РФ. К числу других федеральных законов относится,
например, Федеральный закон от 15 июня 1996 г. "О товариществах собственников
жилья".
До принятия нормативных актов, предусмотренных настоящим Законом, отношения
в области государственной регистрации прав на недвижимость регулируются следующими
нормативными правовыми актами РФ, которые применяются в части, не противоречащей
Закону:
- Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном
земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" (САПП
РФ. 1993. N 50. Ст.4868);
- Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 485 "О гарантиях собственникам
объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под
этими объектами" (CЗ РФ. 1997. N 20. Ст.2240);
- Указ Президента РФ от 28 февраля 1996 г. N 293 "О дополнительных мерах
по развитию ипотечного кредитования" (СЗ РФ. 1996. N 10. Ст.880);
- Постановление Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. N 1378 "О мерах
по реализации Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" (РГ. 1997. N 219. 13 нояб.);
- Порядок предоставления информации о государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный Указом Президента РФ
от 27 августа 1996 г. N 1270 (СЗ РФ. 1996. N 36. Ст.4198);
- Порядок установления платы за предоставление информации о государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и использования полученных средств
(РГ. 1996. N 230. 5 дек.);
- Положение о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов
недвижимости, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996
г. N 475 (CЗ РФ. 1996. N 17. Ст.2004);
- Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации,
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301
(СЗ РФ. 1997. N 42. Ст.4787);
- Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков
в кондоминиумах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 сентября
1997 г. N 1223 (СЗ РФ. 1997. N 40. Ст.4592).
- Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, утвержденные Постановлением Правительства РФ от
18 февраля 1998 г. N 219;
- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1998 г. N 248 "Об установлении
максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных
правах";
- Постановление Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 237 "Об установлении
централизованной доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав
на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных
правах";
- Письмо ВАС РФ от 21 августа 1997 г. N С5-7/03-581 "О Федеральном законе
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
2. К компетенции субъектов РФ отнесено принятие нормативных правовых
актов о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию
прав (подробнее о регистрационных органах субъектов РФ см. комментарий к ст.9).

Комментарий к статье 4

1. Пункт 1 ст.4 Закона предусматривает обязательность государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со
ст.130 - 132 и 164 ГК. Обратим внимание, что применительно к недвижимости,
термин "регистрация", в соответствии с ГК, может иметь три значения:
регистрация самого объекта недвижимости;
регистрация прав на недвижимость;
регистрация сделок с недвижимостью.
Правильное разграничение правового содержания этих понятий имеет важное
значение при совершении сделок с недвижимостью. Государственной регистрацией
в смысле настоящего Закона и ГК является регистрация прав на недвижимость
и сделок с ней. Регистрация (или учет) объекта недвижимости в соответствии
с п.2 ст.131 ГК - это специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого
имущества, которые осуществляются в случаях, предусмотренных законом.
Отличие регистрации прав на недвижимость от регистрации сделок с ней
заключается в том, что в первом случае сделка уже действует и регистрация
необходима для того, чтобы во исполнение этой сделки произошел переход прав
на недвижимое имущество (п.2 ст.223 ГК), а во втором случае регистрация необходима
для вступления в силу самой сделки (договора), поскольку договор, подлежащий
государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации,
если иное не установлено законом (п.3 ст.433 ГК). Следует заметить, что вопрос
о разграничении этих двух видов регистрации не получил последовательного решения
ни в ГК, ни в комментируемом Законе, что может привести к возникновению затруднений
в правоприменительной практике. Дело в том, что ст.164 ГК предусматривает
государственную регистрацию сделок с недвижимостью в случаях и порядке, предусмотренных
ст.131 ГК и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним. Но ст.131 ГК предусматривает лишь виды подлежащих государственной регистрации
прав на недвижимость, но не виды сделок, подлежащих такой регистрации. Можно
было ожидать, что новый Закон внесет некоторую ясность, но этого не произошло.
В п.1 ст.4 Закона указывается, что государственной регистрации подлежат права
собственности на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.130-132
и 164 ГК. Таким образом, ст.164 ГК отсылает к Закону, который, в свою очередь,
содержит обратную отсылку к ст.164 ГК.
Изложенное может иметь значение в основном для договоров об отчуждении
недвижимости или передаче ее в доверительное управление. Так, в соответствии
со ст.550 ГК договор купли-продажи недвижимости должен быть заключен в письменной
форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение
этого требования влечет недействительность договора. В п.1 ст.551 ГК устанавливается,
что переход права собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации.
Обязательной регистрации сделки купли-продажи недвижимости как общего правила
в ст.551 ГК не устанавливается в отличие от отдельных видов купли-продажи
и других видов сделок, на которых мы остановимся ниже. Отсюда можно сделать
вывод, что договор купли-продажи вступает в силу с момента подписания сторонами
единого документа и не требует специальной регистрации. Но возможность иных
толкований все же нельзя полностью исключить, а в вопросах, связанных с недвижимостью,
необходима максимальная определенность. До достижения в нормативных актах
или в судебном толковании полной определенности в этом вопросе было бы целесообразно
рекомендовать при регистрации перехода права по договору купли-продажи недвижимости
регистрировать и сам договор в порядке, установленном для регистрации сделок
с недвижимостью.
В некоторых случаях ГК прямо указывает на необходимость регистрации сделок
с недвижимостью:
- договор об ипотеке (залоге недвижимого имущества) (ст.339 ГК);
- договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры
(п.2 ст.558 ГК);
- договор продажи предприятия (п.3 ст.560 ГК);
- договор дарения недвижимого имущества (п.3 ст.574 ГК);
- договор ренты (ст.584 ГК) и пожизненного содержания с иждивением (ст.601
ГК);
- договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом,
например договор аренды здания или сооружения, подлежит регистрации, если
он заключен на срок более одного года (п.2 ст.609, п.2 ст.651 ГК).
2. В п.2 комментируемой статьи указывается, что обязательной государственной
регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы
на которое оформлены после введения в действие настоящего Закона. Под правоустанавливающим
документом в смысле этой нормы следует, очевидно, понимать договор, послуживший
основанием возникновения соответствующих прав на объект недвижимого имущества,
а под оформлением правоустанавливающего документа - придание такому договору
предусмотренной законом или соглашением сторон формы (простой письменной или

стр. 1
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>