<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

равнозначен уклонению от государственной регистрации и может быть обжалован
в судебном порядке (п.5 ст.2 Закона). Первая стадия завершается внесением
должностным лицом записи о приеме документов на регистрацию и выдачей заявителю
расписки в получении документов на государственную регистрацию с их перечнем,
а также с указанием даты их представления. Расписка является доказательством
принятия документов на государственную регистрацию прав.
Вторая стадия - проведение правовой экспертизы - заключается в установлении
отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации или ее приостановления
(ст.19, 20 комментируемого Закона). Вторая стадия завершается переходом к
внесению записей в Реестр либо отказом в государственной регистрации или ее
приостановлением.
Третья, заключительная стадия, состоит во внесении записей в Реестр,
в совершении надписей на правоустанавливающих документах и выдаче удостоверений
о произведенной государственной регистрации прав. Следует заметить, что в
комментируемой норме говорится об удостоверениях, в то время как ст.14 Закона
предусматривает выдачу свидетельств о государственной регистрации прав. Поскольку
ст.14 посвящена непосредственно удостоверению государственной регистрации
прав, следует применять содержащееся в ней название удостоверяющего государственную
регистрацию документа - свидетельство.
2. Инициатива в проведении государственной регистрации ограничений (обременений)
права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может принадлежать
как правообладателям, так и приобретающим указанные права лицам. Если ограничение
(обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится
по правилам, предусмотренным ст.16 Закона для регистрации договоров и сделок.
При этом обязательно уведомление правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном
ограничении (обременении).
Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных
в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной
власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных
органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта
недвижимости. Регистрация по инициативе правообладателя в этом случае Законом
не предусмотрена.
Регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной
сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при наличии государственной
регистрации в Реестре ранее возникших прав на данный объект.
3. Государственная регистрация прав должна быть произведена не позднее
чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для
государственной регистрации. Неосуществление государственной регистрации прав
в течение месячного срока следует рассматривать как уклонение соответствующего
органа от государственной регистрации.

Комментарий к статье 14

1. Статья 14 Закона предусматривает два способа удостоверения государственной
регистрации прав в зависимости от объекта регистрации: свидетельство о государственной
регистрации прав и специальную регистрационную надпись на документе. Свидетельство
выдается для удостоверения проведенной государственной регистрации, возникновения
и перехода прав на недвижимое имущество. Специальная регистрационная надпись
на документе, выражающем содержание сделки, совершается для удостоверения
государственной регистрации договоров и иных сделок.
2. Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами
ведения Реестра. При этом формы свидетельства о государственной регистрации,
введенные отдельными субъектами РФ и администрациями городов до установления
единой формы свидетельства, признаются юридически действительными. Очевидно,
этот же принцип должен применяться в отношении формы регистрационной надписи
на документе, выражающем содержание сделки.
Следует отметить, что здесь Закон связывает юридическую действительность
введенных отдельными субъектами РФ форм свидетельств не с моментом введения
Закона в действие, а с моментом установления единой формы свидетельства, т.е.
с моментом утверждения Правил ведения Реестра. В соответствии со ст.32 Закона
эти Правила должны быть утверждены не позднее чем за три месяца до введения
Закона в действие. Понятно, что при этом сами Правила должны быть введены
в действие одновременно с Законом. Неточность п.2 ст.14 заключается в увязке
действительности ранее используемых форм свидетельств с моментом установления
единой формы свидетельства, поскольку в случае надлежащего исполнения Правительством
предписаний ст.32 Закона такая форма будет установлена не позднее чем за три
месяца до введения Закона в действие и до этого момента не будет подлежать
применению. Таким образом, свидетельства, выдаваемые до введения в действие
единой формы свидетельства, должны признаваться юридически действительными.

Комментарий к статье 15

1. Регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это должностное
лицо, возглавляющее учреждение юстиции по регистрации прав. Регистратор прав
назначается на должность и освобождается от нее органом, уполномоченным Правительством
РФ (Минюстом РФ), по согласованию с органами исполнительной власти субъектов
РФ.
2. Пункт 2 ст.15 Закона устанавливает основные квалификационные требованияк
претенденту на должность регистратора прав:
- наличие высшего юридического образования или опыта работы в органах,
осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее двух лет;
- прохождение специальных курсов и сдача квалификационного экзамена в
соответствии с установленными требованиями.
Дополнительные квалификационные требования к регистратору прав, его полномочия,
меры правовой и социальной защиты определяются в Примерном положении об учреждениях
юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Регистратор прав является государственным служащим, замещающим ведущую
государственную должность. Понятие ведущей государственной должности и статус
замещающего ее государственного служащего определены Положением о федеральной
государственной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993
г. N 2267 (САПП. 1993. N 52. Ст.5073). Особенности прав и обязанностей должностных
лиц учреждения юстиции по регистрации прав как государственных служащих регулируются
законодательством РФ.

Комментарий к статье 16

1. Государственная регистрация прав производится на основании заявления
правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного ими лица при
наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. Если права возникают
на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления,
заявление о государственной регистрации подается лицом, права которого возникают
на основании указанных актов.
Ст.16 Закона предусматривает разный порядок подачи документов на регистрацию
в отношении сделок, требующих и не требующих обязательного нотариального удостоверения
(ст.16 Закона). Круг сделок, требующих обязательного нотариального удостоверения,
определен в п.2 ст.163 ГК - это сделки, обязательность нотариального удостоверения
которых установлена в законе, и сделки, нотариальная форма удостоверения которых
предусмотрена соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок этого вида
нотариальная форма не требовалась. При регистрации прав, вытекающих из сделки,
не требующей нотариального удостоверения, заявления о государственной регистрации
прав подают все стороны сделки. Из п.4 ст.16 Закона следует, что заявление
должно подаваться физическим лицом лично с предъявлением документа, удостоверяющего
личность, а представителем юридического лица - с предъявлением учредительных
документов, документов, удостоверяющих личность представителя и подтверждающих
его полномочия действовать от имени юридического лица. Хотя это прямо не указано
в Законе, заявление может подаваться и представителем физического лица с предъявлением
документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих полномочия. В случае
уклонения одной из сторон от государственной регистрации прав переход права
собственности регистрируется на основании решения суда (п.3 ст.551 ГК). При
регистрации прав, вытекающих из нотариально удостоверенной сделки, для регистрации
достаточно заявления одной из сторон сделки.
2. О перечне документов, прилагаемых к заявлению о государственной регистрации
прав, см. комментарий к ст.17 Закона.
3. При получении заявления на регистрацию прав должностное лицо органа
юстиции вносит об этом запись в книгу учета документов и выдает заявителю
расписку в получении документов с указанием их перечня и даты представления.
Государственная регистрация должна быть проведена в месячный срок с момента
принятия заявления и необходимых для регистрации документов (п.3 ст.13 Закона).
Моментом регистрации сделки и наступления юридических последствий регистрации
прав считается день внесения в Реестр записи о сделке или праве (п.7 ст.16
Закона).

Комментарий к статье 17

1. В комментируемой статье устанавливаются основания для государственной
регистрацииналичия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения)
прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Основания для государственной
регистрации определяют и состав документов, представляемых для государственной
регистрации прав. Закон предусматривает следующие основания:
- индивидуальные акты по распоряжению государственной или муниципальной
собственностью, изданные органами государственной власти или органами местного
самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством,
действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные
в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов
недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в
соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации
на момент ее совершения; приватизация жилья регулируется Законом РСФСР от
4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в РФ" (ВВС РСФСР. 1991. N 28.
Ст.959) и актами субъектов РФ;
- свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию; условия
и порядок выдачи свидетельства о праве наследования регулируются ст.557, 558
ГК РСФСР, ст.70 - 75 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993
г. (ВВС РФ. 1993. N 10. Ст.357) и п.99 - 112 Инструкции о порядке совершения
нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденной
приказом Минюста РСФСР от 6 января 1987 г. N 01/16-01, которая применяется
в части, не противоречащей вышеназванным Основам;
- вступившие в законную силу судебные решения; порядок вступления в силу
судебных решений регулируется гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным
законодательством (ГПК и АПК);
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными
органами государственной власти в порядке, установленном законодательством,
действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю
от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим
в месте передачи на момент ее совершения.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной
регистрации прав, являются план земельного участка, участка недр и (или) план
объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (о кадастровом номере
см. комментарий к ст.1 Закона). Проверка юридической силы представленных на
государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется
учреждением юстиции по регистрации прав на стадии проведения правовой экспертизы
(ст.13 Закона).
2. Если представленные заявителем в соответствии с п.1 комментируемой
статьи документы отвечают требованиям ст.18 Закона, то истребование у заявителя
дополнительных документов не допускается. Уклонение от приема документовдля
регистрации прав в связи с неправомерным требованием о представлении дополнительных
документов может быть обжаловано в судебном порядке.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, должны обеспечить
любому лицу возможность беспрепятственного ознакомления с перечнем документов,
необходимых для регистрации прав.

Комментарий к статье 18

1. Представляемые для государственной регистрации документы должны соответствовать
требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать
информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое
имущество, в Реестре (см. комментарий к ст.12 Закона). В частности, представляемые
документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого
права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально
удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или
определенных законодательством должностных лиц. Так, нотариальное удостоверение
предусмотрено, например, для договора об ипотеке (п.2 ст.339 ГК), договора
ренты (ст.584 ГК). Доверенность на представление документов для государственной
регистрации от имени юридического лица должна сопровождаться приложением печати
этого юридического лица (п.5 ст.185 ГК).
2. В п.2 ст.18 комментируемого Закона устанавливаются требования к изложению
содержания документов, представляемых на государственную регистрацию прав.
Представляемые документы должны быть написаны разборчиво, наименования юридических
лиц - без сокращения, с указанием мест нахождения. Фамилии, имена и отчества
физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Необходимо заметить, что "забракованными" по вышеуказанным критериям могут
оказаться и документы, выданные государственными или муниципальными органами
(например, БТИ). В этом случае заявитель вправе требовать от выдавшего документ
органа возмещения убытков, если таковые возникнут в связи с отказом в приеме
документов для регистрации.
3. Существенное значение имеет и физическое состояние документов. Так,
не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие
подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления,
документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями,
не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
4. План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным
за проведение кадастровых работ (орган, ведающий земельными ресурсами и землеустройством),
а планы другого недвижимого имущества - соответствующим органом учета объектов
недвижимого имущества (например, органы технической инвентаризации и жилищные
органы).
В случае, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету
земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы,
не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке),
государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка,
составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации
прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ. До
присвоения объекту недвижимого имущества кадастрового номера может использоваться
условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный объект.
Уточненные границы и площадь земельного участка могут быть внесены в Реестр
без повторной регистрации при наличии согласия правообладателя (правообладателей)
участка. Такое согласие должно быть дано в письменной форме. Если письменное
согласие правообладателя отсутствует, то внесение в Реестр уточненных границ
и площади земельного участка может быть признано недействительным в судебном
порядке.
5. Все документы, кроме актов органов государственной власти и актов
органов местного самоуправления, представляются не менее чем в двух экземплярах,
один из которых должен быть подлинником. После государственной регистрации
прав подлинники документов подлежат возврату правообладателю.

Комментарий к статье 19

1.Основанием приостановления регистрации по инициативе регистратора является
возникновение у него сомнений в наличии оснований для регистрации, указанных
в ст.17 Закона. Сомнение относительно наличия оснований для регистрации означает
возникновение предположения о возможности отказа в регистрации. Поскольку
институт отказа в регистрации регулируется ст.20 Закона, предполагаться может
лишь наличие одного из оснований отказа, указанных в этой норме. В этом случае
в течение месяца регистратор обязан принять необходимые меры по получению
дополнительных сведений, известив об этом заявителя, который также вправе
представить дополнительные доказательства для устранения возникших у регистратора
сомнений. Предметом извещения в этом случае является не решение о приостановлении
государственной регистрации (поскольку такое решение в данном случае не принимается),
а возникшие у регистратора сомнения и их причины, и те меры, которые регистратор
намерен предпринять для устранения возникших вопросов.
Если в указанный срок сомнения не будут устранены и заявитель не подаст
заявление о приостановлении регистрации по своей инициативе (п.3 ст.19 Закона),
регистратор приостанавливает регистрацию в порядке п.2 ст.19 или отказывает
в регистрации по основаниям, предусмотренным в ст.20 Закона, делая при этом
соответствующую запись в книге учета документов.
2. При направлении представленных документов на подтверждение их подлинности
регистрация может быть приостановлена не более чем на один месяц, не считая
месяца, установленного в п.1 комментируемой статьи. О приостановлении регистрации
заявитель должен быть уведомлен в письменной форме. Если в указанные сроки
устранить сомнения не удается, регистратор отказывает в регистрации с указанием
об этом в книге учета документов.
3. По инициативе самого правообладателярегистрация может быть приостановлена
на срок не более трех месяцев. Основанием для приостановления регистрации
является письменное заявление правообладателя или уполномоченного им лица
при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются
причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации
прав, и срок, необходимый для такого приостановления. Подача заявления о приостановлении
государственной регистрации прав прерывает течение срока, установленного п.1
ст.19. Срок, истекший до подачи указанного заявления, не засчитывается в новый
срок. Под новым сроком здесь следует понимать срок, указанный в п.1 ст.19.
Этот срок начинает течь с момента истечения срока приостановления регистрации,
установленного в порядке п.3 ст.19. Срок приостановления регистрации определяется
регистратором. Представляется, что отказ в приостановлении регистрации не
может быть самостоятельным предметом судебного обжалования. Обжалован может
быть последовавший за этим отказ в регистрации прав.
4. Самостоятельным основанием приостановления регистрации является определение
или решение суда. В этом случае регистрация приостанавливается на срок, указанный
в решении или определении. Отмена решения или определения суда является основанием
для возобновления действий по регистрации прав.
5. Если регистрация не произведена в течение установленного в настоящей
статье срока, действия регистрирующего органа могут быть обжалованы в судебном
порядке как уклонение от регистрации (п.5 ст.2 комментируемого Закона).

Комментарий к статье 20

1. Комментируемая норма устанавливает исчерпывающий перечень оснований
отказа в государственной регистрации прав. Отказ в регистрации допускается
по следующим основаниям:
а) право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации
которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной
регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом (о перечне
таких прав см. комментарий к ст.2 Закона);
б) с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее
лицо (о лицах, управомоченных обращаться с заявлением о государственной регистрации,
см. комментарий к ст.16 Закона);
в) документы, представленные на государственную регистрацию прав, по
форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства
(о требованиях к документам, представляемым на государственную регистрацию,
см. комментарий к ст.18 Закона);
г) акт государственного органа или акт органа местного самоуправления
о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента
его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его
издания на момент издания;
д) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться
правом на данный объект недвижимого имущества;
е) лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило
документ без указания этих условий; здесь имеются в виду любые условия, ограничивающие
обладателя права собственности или иного вещного права в осуществлении этих
прав (см. комментарий к ст.1 Закона);
ж) правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует
об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; такая
ситуация может иметь место в случае, когда имя или наименование заявителя
вообще не указано в правоустанавливающем документе (например, свидетельстве
о наследстве) либо из правоустанавливающего документа не следует возникновение
у заявителя того права, которое он просит зарегистрировать.
2. В п.2 ст.20 Закона указывается на недопустимость отказа в регистрации
по мотивам отсутствия или незаконченности работ по кадастровому учету земельного
участка или наличия судебного спора о границах земельного участка. В то же
время незаконченность работ по учету зданий, сооружений и их отдельных частей
(например, квартир) при государственной регистрации прав не допускается.
3. Об отказе в регистрации заявителю должно быть сообщено в письменной
форме в пятидневный срокпосле окончания срока, установленного для рассмотрения
заявления. Копия сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Комментарий к статье 21

1. При внесении записей в Реестр в них могут быть допущены техническиеошибки.
Такие ошибки в записях исправляются в трехдневный срок по решению регистратора
прав после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица
в письменной форме заявления об ошибке в записях. Участники отношений, возникающих
при государственной регистрации прав, в такой же срок в обязательном порядке
в письменной форме получают информацию об исправлении технической ошибки.
Однако этот порядок исправления технических ошибок применяется лишь в случае,
если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или
нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые разумно
и добросовестно полагались на соответствующие регистрационные записи.
2. Если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки
может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих
лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление
производится на основании судебного решения, вынесенного по иску правообладателя
или иного лица, чьи интересы затронуты вследствие допущенной ошибки.

Глава IV. Государственная регистрация отдельных
видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Комментарий к статье 22

1. Статья 22 Закона посвящена регулированию правил государственной регистрации
прав на предприятиекак имущественного комплекса и сделок с ним. Согласно ст.132
ГК предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый
для осуществления предпринимательской деятельности. При этом предприятие в
целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Именно этим объясняется
введение предприятия как имущественного комплекса в сферу регулирования Закона.
Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога,
аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением
вещных прав (п.2 ст.132 ГК). В состав предприятия как имущественного комплекса
входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные
участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права
требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие,
его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки
обслуживания), и другие исключительные права. Регистрационная процедура различается
в зависимости от вхождения в состав предприятия отдельных объектов недвижимости
(земельных участков, зданий, сооружений). В общем случае предприятие может
и не иметь в своем составе таких объектов.
2. Отношения, возникающие между субъектами гражданского оборота в связи
с продажей предприятия, регулируются ст.559-566 ГК. По договору продажи предприятия
продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом
как имущественный комплекс (ст.132 ГК), за исключением прав и обязанностей,
которые продавец не вправе передавать другим лицам. Права на фирменное наименование,
товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца
и его товаров, работ или услуг, а также принадлежащие ему на основании лицензии
права использования таких средств индивидуализации переходят к покупателю,
если иное не предусмотрено договором. Состав и стоимость продаваемого предприятия
определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации
предприятия, результаты которой отражаются в акте инвентаризации. Договор
продажи предприятия заключается в письменной форме путем составления одного
документа, подписанного сторонами, с обязательным приложением к нему следующих
документов, которые должны быть составлены, рассмотрены и согласованы сторонами
до подписания договора: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение
независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень
всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов,
характера, размера и сроков их требований. Несоблюдение формы договора продажи
предприятия влечет его недействительность. Договор продажи предприятия подлежит
государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Момент регистрации договора не совпадает с моментом перехода права собственности
к покупателю.
Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной
регистрации этого права. Если иное не предусмотрено договором продажи предприятия,
право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной
регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю. Передача
предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором
указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже
предприятия, а также сведения о выявленных недостатках переданного имущества
и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом
ввиду его утраты. Подготовка предприятия к передаче, включая составление и
представление на подписание передаточного акта, является обязанностью продавца
и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором. Предприятие
считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими
сторонами. Основаниями для регистрации права собственности (ст.17 Закона)
являются договор продажи с вышеуказанными приложениями и передаточный акт.
Те же правила применяются в случае, если предприятие является предметом договора
мены.
3. Рассмотрим правила регистрации предприятия, которое не имеет в своем
составе объектов недвижимости. Предприятие как имущественный комплекс, используемый
для осуществления предпринимательской деятельности, принадлежит юридическому
лицу, осуществляющему такую деятельность. Юридическое лицо обладает правом
собственности или иным вещным правом на предприятие как имущественный комплекс.
Пункт 1 ст.2 ГК определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную,

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>