стр. 1
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Постатейный комментарий к Федеральному Закону
от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения
акционерных обществ работников (народных предприятий)"

Введение
Что такое народное предприятие?
К истории вопроса о создании народных предприятий
Постатейный комментарий
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Порядок создания народного предприятия
Статья 3. Договор о создании народного предприятия, устав народного
предприятия
Статья 4. Уставный капитал народного предприятия
Статья 5. Наделение акциями работников народного предприятия
Статья 6. Ограничение на право владения и распоряжения акциями
народного предприятия
Статья 7. Выкупная стоимость акций народного предприятия и выплата
дивидендов
Статья 8. Продажа акций народного предприятия, находящихся на его
балансе
Статья 9. Численность работников и акционеров народного предприятия
Статья 10. Общее собрание
Статья 11. Внеочередное общее собрание акционеров
Статья 12. Наблюдательный совет народного предприятия
Статья 13. Генеральный директор народного предприятия
Статья 14. Ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия
Статья 15. Осуществление контроля за финансово-хозяйственной
деятельностью народного предприятия
Народное предприятие и профсоюзы
Приложение. Макет устава акционерного общества работников (народного
предприятия)

Введение

Законом РФ от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации" восстановлено право работников приватизировать государственные
и муниципальные унитарные предприятия посредством взятия их в аренду с правом
их последующего выкупа. *(1)
Год спустя Закон РФ от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "О правовом положении
акционерных обществ работников (народных предприятий)" определил порядок преобразования
коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, полностью
или частично находящихся в частной собственности, в народные предприятия.
Таким образом, в настоящее время законодательно определены два способа
образования предприятий, находящихся в собственности их работников: во-первых,
путем преобразования государственной и муниципальной собственности и, во-вторых,
путем преобразования в них коммерческих организаций различных организационно-правовых
форм.
Закон РФ "О правовом положении акционерных обществ работников (народных
предприятий)" вступил в силу с 1 октября 1998 г. В этой связи у представителей
коммерческих организаций - их участников, администрации, работников, профсоюзных
комитетов; работников представительных и исполнительных органов государственной
и муниципальной власти; профсоюзных органов различного уровня возникает много
вопросов.
Среди этих вопросов основными являются, - что такое народное предприятие,
целесообразно ли, в принципе, преобразовать свою организацию - акционерное
общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив
и т.д. в народное предприятие? Если да, то как это сделать?
Учитывая это обстоятельство, настоящая работа имеет целью ответить в
общем на эти вопросы, раскрыть содержание и постатейно прокомментировать закон
о народных предприятиях, дать конкретные рекомендации по его применению.

Что такое народное предприятие?

Законом Российской Федерации от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях
правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
*(2) в гражданское законодательство введена новая организационно-правовая
форма предпринимательской деятельности - акционерное общество работников (народное
предприятие) *(3). При этом к народному предприятию применяются правила Закона
РФ "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах, если иное
не предусмотрено Законом о народных предприятиях.
Таким образом, правовое положение народного предприятия регламентируется
двумя законами. Причем оба этих закона определяют народное предприятие как
акционерное общество. Как известно, акционерным обществом признается коммерческая
организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество
акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров)
по отношению к обществу.
Каждая из акций определяет совокупность обязательств данного общества
перед ее собственником, акционером. Эти обязательства общества находят свое
выражение в том, что каждый акционер, даже обладающий одной акцией, имеет
совершенно определенные права: принимать участие в работе общего собрания
акционеров, быть избранным в органы управления общества, получать дивиденды
и т.д.
До вступления в силу Закона о народных предприятиях акционерные общества
подразделялись на два типа - открытые и закрытые акционерные общества. Согласно
п.3 ст.7 "Открытые и закрытые общества" Закона об акционерных обществах, акции
которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного
круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить
открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их
для приобретения неограниченному кругу лиц. Правовое положение закрытого акционерного
общества, его деятельность всесторонне и подробно регламентируется Законом
об акционерных обществах.
С вступлением в силу Закона о народных предприятиях возник еще один тип
акционерного общества - акционерное общество работников (народное предприятие).
Что же "иное" внес Закон о народных предприятиях в правовое положение
закрытого акционерного общества, определив тем самым особенности правового
положения *(4) народного предприятия, в чем заключаются эти особенности? Остановимся
на основных.
1. Работникам народного предприятия должно принадлежать более 75 процентов
его акций.
2. Народное предприятие вправе ежегодно увеличивать свой уставный капитал
путем выпуска дополнительных акций на сумму не менее суммы чистой прибыли,
фактически использованной на цели накопления за отчетный финансовый год. Эти
дополнительные акции, а также акции, выкупленные в определенном Законом порядке
народным предприятием у своих акционеров, распределяются между всеми, имеющими
на то право работниками пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный
финансовый год. На вновь поступивших на народное предприятие работников это
правило распространяется, если они проработали не менее 3 месяцев в отчетном
финансовом году. Уставом народного предприятия может быть установлен иной
период работы, по истечении которого вновь поступившие на работу лица, наделяются
акциями. Однако он не может быть меньше 3 и более 24 месяцев.
3. Один работник-акционер не может владеть количеством акций народного
предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов его уставного
капитала. Эта максимальная доля акций может быть уменьшена уставом народного
предприятия. Если же по каким-либо причинам у одного работника-акционера окажется
акций больше максимального количества, определенного уставом, народное предприятие
обязано выкупить у работника-акционера излишек акций, а работник-акционер
обязан продать этот излишек народному предприятию.
4. Работник-акционер вправе продать свои акции только в порядке, предусмотренном
настоящим Законом.
5. Народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера,
а последний обязан продать народному предприятию принадлежащие ему акции народного
предприятия по их выкупной стоимости. При определенных обстоятельствах этот
акционер вправе продать свои акции работникам народного предприятия по договорной
цене.
6. Число работников-неакционеров за отчетный финансовый год не должно
превышать 10 процентов общей численности работников народного предприятия.
7. При принятии общим собранием акционеров народного предприятия решений,
затрагивающих интересы всех работников-акционеров (независимо от количества
принадлежащих им акций) применяется принцип голосования "один акционер - один
голос".
Как видим, вновь принятый Закон гарантирует, что при любых обстоятельствах,
постоянно, подавляющее большинство акций народного предприятия принадлежит
его работникам. В руках физических лиц, не являющихся работниками народного
предприятия, и (или) юридических лиц может быть сосредоточено лишь менее 25
процентов его акций.
Владея более чем 75 процентами акций народного предприятия, его работники-акционеры
получают возможность блокировать принятие любого невыгодного им решения общего
собрания акционеров. Мало того, работники-акционеры получают возможность по
своему усмотрению формировать состав наблюдательного совета и ревизионной
(контрольной) комиссии народного предприятия, избирать его генерального директора.
Таким образом, Закон полностью отдает приоритет в защите интересов тем акционерам
народного предприятия, которые являются его работниками.
Другой особенностью является та, что Закон ориентирует народные предприятия
на регулярный выпуск дополнительных акций при реальном увеличении его активов,
т.е. тогда, когда активы увеличиваются за счет уже имеющейся чистой прибыли,
но не за счет, например, займов, которые надо будет со временем вернуть.
Такой способ увеличения уставного капитала путем выпуска дополнительных
акций будет, в принципе, способствовать росту экономического, а значит, и
финансового потенциала народного предприятия, обеспечивающего высокий курс
его акций. В основном принадлежащих, отметим еще раз это обстоятельство, его
работникам-акционерам.
Принципиально важная особенность народного предприятия в том, что дополнительные
акции, а также акции, выкупленные народным предприятием у его акционеров,
безвозмездно распределяются между его работниками, как акционерами, так и
неакционерами в зависимости от величины оплаты их труда в истекшем финансовом
году.
Это означает, во-первых, что в зависимости от результатов производственной
и хозяйственной деятельности народного предприятия, являющихся итогом их совместного
труда, работники-акционеры получают возможность увеличивать свой личный капитал.
Это означает, во-вторых, что возрастает значение заработной платы как
экономической категории. Она уже не только источник удовлетворения потребностей
работников, но также постоянно растущий в течение ряда лет источник дополнительных,
весьма значительных средств, получаемых работником единовременно тогда, когда
он реализует, продает свои акции, например, при выходе на пенсию. Закон открывает
для работников-акционеров определенные возможности продать свои акции полностью
или частично в период его работы на народном предприятии. Если же работник-акционер
по каким-либо причинам увольняется с народного предприятия, то он обязан продать
свои акции, а народное предприятие обязано купить эти акции.
В-третьих, наделение безвозмездно акциями всех работников свидетельствует
о том, что на народном предприятии созданы условия, обеспечивающие однородность
социально-экономического статуса всех работников. Нет оснований для конфликта
интересов работников, так и работников-акционеров.
Норма Закона, согласно которой число работников неакционеров не должно
превышать 10 процентов от общей численности работников народного предприятия,
вынуждает его наблюдательный совет форсировать процесс превращения подавляющего
большинства работников в работников-акционеров, приводя тем самым трудовой
коллектив в соответствие со статусом предприятия именно как народного.
На закрепление однородности социально-экономического статуса работников
направлена норма Закона, ограничивающая количество акций, которыми может владеть
один работник-акционер, 5 процентами от общего количества акций народного
предприятия. В зависимости от конкретных условий эта доля может быть уменьшена
уставом народного предприятия.
Социально-экономическая однородность работников-акционеров может быть
обеспечена полностью, если их права будут равными и при принятии общим собранием
акционеров решений. В этой связи еще одна особенность народного предприятия
заключается в том, что при принятии общим собранием акционеров решений, затрагивающих
интересы всех работников-акционеров, - независимо от количества принадлежащих
им акций, - применяется принцип голосования "один акционер - один голос",
а не принцип "одна акция - один голос".
Приведенные выше особенности акционерного общества работников и определяют
его именно как народное предприятие, поскольку все его работники со временем
становятся его акционерами. Находясь в собственности работников *(5), народное
предприятие позволяет последовательно реализовать коренные интересы трудящихся
по следующим основным причинам:
- долевая форма собственности с равным для всех работников-акционеров
участием в управлении народным предприятием в наиболее полной мере реализует
принцип "фабрики и заводы тем, кто на них работает";
- такая форма собственности гарантирует трудящимся право распоряжаться
результатами своего труда;
- позволяет обеспечить социальную справедливость - оплату и участие в
распределении собственности по труду;
- обеспечивается коллективная заинтересованность в сохранении и умножении
собственности, основанная на личной ответственности каждого из собственников
народного предприятия за судьбу своей доли имущества, риска ее лишиться;
- позволяет реализовать коллективное мнение, использовать коллективный
опыт, избегая негативных последствий некомпетентных решений одного или группы
лиц;
- создает возможности для каждого работника-акционера самостоятельно
решать свои материальные проблемы после ухода на пенсию за счет средств, полученных
от продажи его акций.

К истории вопроса о создании народных предприятий

Известный ученый, общественный деятель и предприниматель Л.О.Келсо (1913-1991
гг.) совместно со своей супругой П.Х.Келсо обосновал и практически внедрил
в экономику США альтернативный капиталистическому способ ведения предпринимательской
деятельности - акционерные общества, полностью или частично принадлежащие
их работникам *(6).
П.Х.Келсо в предисловии к изданию для российских читателей совершенно
правильно констатирует, что социалистическая революция была восстанием против
западной рыночной экономики начала века.
П.Х.Келсо утверждает, что для стран, пребывающих на разных стадиях доиндустриальной
бедности, западные рыночные экономики бесспорно представляют предмет зависти,
а между тем ни одной из этих западных экономик не удается полностью удовлетворить
экономические потребности большого и растущего числа собственных граждан.
В качестве иллюстрации П.Х.Келсо приводит следующие факты. Так, в США
поколением раньше, матери малолетних детей обычно не работали вне дома: заработка
единственного кормильца - мужчины хватало на содержание семьи, а при бережном
ведении хозяйства - и на скромный отдельный дом. В настоящее время даже бездетной
паре не обойтись без двух или нескольких источников дохода.
В 1950 г. семь американцев из десяти могли позволить себе новый дом среднего
качества и размера: к 1970 г. собственный дом стал недосягаемой целью для
четырех из пяти американцев. На начало девяностых годов миллионы американцев,
которых никто не считал, вовсе не имеют дома и ночуют в автомобилях, приютах
или на улицах. Среди бездомных - свыше миллиона детей.
Причина тому - массовая безработица. Все большее количество людей не
может путем законного участия в рыночной экономике заработать достаточно для
поддержания себя и своей семьи. Отсюда - еще один показатель неспособности
западной рыночной экономики успешно работать - все большее количество людей
учитывается в статистике роста правонарушений и количества отбывающих наказание.
Те, кто лишен возможности зарабатывать на жизнь в рамках легального рынка,
создают и участвуют в подпольной экономике, действующей параллельно и переплетающейся
с легальной.
Но самое неопровержимое свидетельство неработоспособности традиционной
рыночной экономики, по мнению П.Х.Келсо, - разнообразные и нарастающие дефициты:
федерального бюджета, торговли, бюджетов городов, графств и штатов, которые
делают невозможным функционирование управления на всех уровнях.
Отсюда - растущие долги органов управления. В 1940 г. Конгресс США повышал
лимит государственного долга семьдесят три раза. В этих условиях правительство
вынуждено было заниматься перераспределением средств с тем, чтобы избежать
краха экономики и социального взрыва.
Л.О.Келсо пришел к выводу, что работа посредством личного труда становится
все менее достаточной по мере того, как технологические сдвиги преобразуют
состав факторов производства (средства труда и рабочая сила) из первоначально
трудоемкого во все более капиталоинтенсивный. Отсюда и сокращение доли заработной
платы в стоимости продукта, ограничение покупательной способности наемных
работников. Это, в свою очередь, дестабилизирует экономику.
Видя первопричины сложившегося положения в том, что вклад капитала становится
все более производительным, чем вклад труда, Л.О.Келсо пришел к выводу о необходимости
сделать работников собственниками.
Каждый работник должен иметь свою долю капитала предприятия, на котором
он работает. Тогда он будет обладать двумя источниками дохода, решив тем самым
самостоятельно свои личные материальные проблемы.
Что касается практических трудностей, то работники могут приобрести акции
в основном тех компаний, владельцы которых хотят выйти из дела по каким-либо
причинам, а работникам приходится принимать меры по повышению конкурентоспособности
компании. Другой вариант - владельцы компании готовы увеличить уставный капитал
за счет акций траста ЭСОП, но тогда работники становятся лишь ее совладельцами.
В этом случае, не располагая контрольным пакетом акций, они остаются в зависимости
от ее истинных хозяев. Другая проблема - несовершенство законодательства западных
стран в части, касающейся создания собственности работников.
Важно считать, что проблема создания собственности работников очень осложняется
прямым противодействием крупного капитала, поскольку наделение работников
собственностью противоречит их коренным, классовым интересам. Поэтому лобби
крупного капитала оказывает серьезное противодействие применению ЭСОП в законодательных
и правительственных органах. Отсюда следует, что какая-то общественная структура
должна защищать интересы работников во всех инстанциях, а также по-прежнему,
во взаимоотношениях с работодателями. Поскольку, члены ЭСОП, в первую очередь,
лица наемного труда, их интересы, естественно, должны представлять и защищать
профсоюзы.
В наиболее развитых капиталистических странах возникла и получила развитие
новая форма ведения предпринимательской деятельности, при которой предприятия,
на которых заняты лица наемного труда, принадлежат им самим, - акционерные
общества работников (народные предприятия) Ведение предпринимательской деятельности
народными предприятиями разрешает исконные противоречия между работниками
и собственниками капитала, между производством и потреблением. Обществу, в
котором предприятия находятся в собственности их работников, не грозит перепроизводство
товаров на одном полюсе и их недопотребление - на другом, что является гарантом
благосостояния трудящихся и действенным стимулом к бесперебойному развитию
экономики.
Закон РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников
(народных предприятий)" является первым законодательным актом, провозгласившим
в России право на создание собственности работников в ее наиболее совершенной,
по крайней мере в настоящее время, форме. Таким образом открыта первая страница
в истории российских народных предприятий; отечественного опыта их создания
пока еще нет.
Поэтому при подготовке Закона, - определении организационно-правовой
формы народного предприятия, был широко использован зарубежный, в основном
американский, опыт. С сожалением отметим, что Закон исключает возможность
создания народных предприятий путем приватизации государственных и муниципальных
унитарных предприятий. Народное предприятие может быть создано в порядке,
предусмотренном Законом, путем преобразования любой коммерческой организации,
за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых
акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов их
уставного капитала.
Для массового создания в России народных предприятий уже созданы необходимые
предпосылки. Общество, в первую очередь трудящиеся, к тому психологически
готовы. Имеется достаточно обширный опыт успешного функционирования различного
рода организаций, полностью или частично находящихся в собственности их работников.
Речь идет о созданных на базе арендных предприятий закрытых акционерных обществах,
а также многочисленных иных хозяйственных обществах и товариществах, возникших
в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Среди таких организаций можно назвать, например, АО "Мовен", Стерлитамакский
нефтехимический завод, АО "Протвинский опытный завод "Прогресс"", ЗАО "Салаватстекло",
ТОО "Новорязанская ТЭЦ", ЗАО "Картонно-рубероидный завод" и многие другие.
Преобразовавшись в закрытые акционерные общества, они смогли успешно адаптироваться
к рыночным условиям, продолжают и ныне успешно работать.

Постатейный комментарий

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности создания и правового
положения акционерных обществ работников (народных предприятий) (далее - народные
предприятия), права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту
прав и интересов акционеров.
2. К народным предприятиям применяются правила Федерального закона "Об
акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным законом.

Комментарий к статье 1

В п.1 этой статьи, во-первых, указано, что задача Закона определить особенности:
1. создания акционерных обществ работников (народных предприятий) *(7)
2. правового положения народных предприятий;
3. прав и обязанностей акционеров. *(8)
Во-вторых, указывается, что настоящий Закон обеспечивает защиту прав
и интересов акционеров народных предприятий (определяя особенности их правового
положения в его последующих статьях).
Согласно п.2 ст.1 к народным предприятиям применяются правила Федерального
закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" *9) о закрытых
акционерных обществах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, народное предприятие - это закрытое акционерное общество,
но с определенными, характерными только для народного предприятия, особенностями,
отличающими его от обыкновенного закрытого акционерного общества. Эти особенности
определены Законом о народных предприятиях. Отсюда, в частности, следует,
что правовое положение народного предприятия определяется Законом об акционерных
обществах и Законом о народных предприятиях.
В этой связи нельзя не отметить, что признаки закрытого акционерного
общества, характеризующие его организационно-правовую форму, определены ст.96
- 104 Гражданского кодекса Российской Федерации *(10). В частности, общее
определение закрытого акционерного общества дается в его статье 97. Акционерное
общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного
заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом.
Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции
либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения
акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Эти признаки отличают закрытое акционерное общество от открытого. Согласно
указанной выше статье ГК РФ акционерное общество, участники которого могут
отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается
открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить
открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях,
устанавливаемых Законом и иными правовыми актами.
Закон об акционерных обществах, в свою очередь, уточняет и дополняет
положения ГК РФ, давая более полную их характеристику.
Как следует из текста п.2 комментируемой статьи, Закон о народных предприятиях
ни в коей мере не затрагивает положения статей ГК РФ, регламентирующие правовое
положение закрытого акционерного общества. Этого, в принципе, и не должно
быть. Закон о народных предприятиях предусматривает, об этом будет сказано
в комментариях к его последующим статьям, несколько иные правила, чем те,
которые предусмотрены Законом об акционерных обществах для закрытых акционерных
обществах. Вот эти "иные правила" и характеризуют отличительные особенности
организационно-правовой формы народного предприятия. Исходя из них, каждый
коллектив должен будет разработать устав, в котором будут учтены все важные
условия деятельности предприятия.
Авторы предлагают макет Устава акционерного общества работников (народного
предприятия), приведенный в приложении к настоящей работе, и надеются, что
он поможет в подготовке проекта тем, кто ранее не был знаком с разработкой
таких документов.

Статья 2. Порядок создания народного предприятия

1. Народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном
настоящим Федеральным законом, путем преобразования любой коммерческой организации,
за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных
предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит
менее 49 процентов уставного капитала.
Создание народного предприятия иным способом не допускается.
2. Участники коммерческой организации в установленном законодательством
Российской Федерации и учредительными документами данной организации порядке
принимают решение о преобразовании ее в народное предприятие.
3. Участники коммерческой организации, голосовавшие против преобразования
коммерческой организации в народное предприятие, имеют право в течение одного
месяца после даты принятия указанного решения предъявить требование о выкупе
своих акций (долей, паев) полностью или частично.
4. Работники коммерческой организации, участники которой приняли указанное
в пункте 2 настоящей статьи решение не менее чем тремя четвертями голосов
от их списочной численности, в установленном законодательством Российской
Федерации порядке дают согласие на создание народного предприятия.
В случае, если работники коммерческой организации не дали согласия на
создание народного предприятия, решение участников коммерческой организации
о ее преобразовании в народное предприятие считается несостоявшимся.
5. Если работники коммерческой организации дали согласие на создание
народного предприятия, те из них, кто решил стать акционером народного предприятия,
и участники коммерческой организации, подлежащей преобразованию, заключают
договор о создании народного предприятия.

стр. 1
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>