<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

получит за отчуждаемое имущество или предоставляемые услуги, не ниже рыночной
стоимости этого имущества или услуг, определяемой в соответствии со статьей
77 Закона об акционерных обществах, либо стоимость приобретения имущества
или услуг не превышает рыночной стоимости этого имущества или услуг, определяемой
в соответствии с указанной статьей Закона.
В определенных случаях решение о заключении сделки, в которой имеется
заинтересованность, принимает общее собрание акционеров. Оно принимает такое
решение, если:
- сумма оплаты по сделке и стоимость имущества, являющегося предметом
сделки, превышает 2 процента активов общества;
- сделка и (или) несколько взаимосвязанных сделок являются размещением
голосующих акций общества или иных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие
акции в количестве, превышающем 2 процента ранее размещенных обществом голосующих
акций.
Статьей 83 предусмотрены два случая, когда решения общего собрания акционеров
не требуется при наличии указанных выше условий:
- когда сделка представляет собой заем, предоставляемый заинтересованным
лицом обществу;
- когда сделка осуществляется в процессе осуществления обычной хозяйственной
деятельности между обществом и другой стороной, имевшей место до момента,
с которого заинтересованное лицо признается таковым (решение не требуется
до даты проведения следующего общего собрания акционеров).
В случае, если сделка, в совершении которой имеется заинтересованность,
одновременно является крупной сделкой, связанной с приобретением или передачей
обществом имущества, к порядку ее совершения применяются правила, предусмотренные
для совершения такого рода сделок (см. пункт 5 рецензируемой статьи 15).

Народные предприятия и профсоюзы

Представления и защита интересов работников народных предприятий не только
как лиц наемного труда, но и как их акционеров - особая сфера деятельности
профсоюзов. Особая потому, что полностью осознать свои социально-экономические
и профессиональные интересы, а также интересы собственников народных предприятий
в новых для них условиях, и реализовать эти интересы без организующей силы
в лице профсоюзов работники, в массе своей, не будут в состоянии.
К тому же, движение за создание народных предприятий, обеспечение условий
для их успешного функционирования нуждается в поддержке общественных сил,
к которым, в первую очередь, относятся профсоюзы, в защите своих интересов
в представительных и исполнительных органах государственной власти различного
уровня. Профсоюзам, призвание которых заключается в представительстве интересов
трудящихся, других слоев населения, вполне под силу такая задача, лучше их
ее никакая общественная организация не выполнит.
Основными направлениями деятельности профсоюзов в этой связи представляются
следующие, однозначно важные. Проявление инициативы перед органами государственной
власти в осуществлении ими законодательной, иной правовой регламентации деятельности
народных предприятий, проведение государством льготной кредитной и налоговой
политики в отношении народных предприятий, их прямая финансовая поддержка,
защита перед лицом крупного капитала.
Что касается правовой регламентации деятельности народных предприятий,
то здесь речь может идти, в том числе, о ее углублении и совершенствовании.
Дело в том, что Закон о народных предприятиях, может быть потому, что это
первый акт, регламентирующий деятельность народных предприятий, явно не совершенен.
Например, он провозглашает (пункт 2 его статьи 1), что к народным предприятиям
применяются правила Федерального закона "Об акционерных обществах" о закрытых
акционерных обществах, если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях.
Таким образом, получается, что Закон о народных предприятиях как бы вносит
изменения и дополнения в Закон об акционерных обществах, он не является самостоятельным,
однозначным, правовым актом. В практической деятельности работникам народных
предприятий придется самостоятельно руководствоваться сразу двумя законами
и поэтому часто неквалифицированно, определяя какими положениями Закона об
акционерных обществах им необходимо руководствоваться.
Отсюда следует, что неизбежны различные толкования положений обоих Законов,
что не может во многих случаях так или иначе не скомпрометировать саму идею
создания народных предприятий, затруднить или даже заблокировать их деятельность.
Поэтому основным направлением совершенствования регламентации правового положения
народных предприятий является принятие самостоятельного Закона о народных
предприятиях.
Представляя интересы работников-акционеров, профсоюзам нельзя оставить
в стороне также вопрос о совершенствовании в пользу этих работников трудового
законодательства. Причина такой постановки проблемы заключается в том, что
действующее трудовое законодательство в отношении работников-акционеров не
учитывает смену формы собственности, - государственной на собственность работников-акционеров.
Акции народного предприятия принадлежат акционерам, - их собственникам.
Однако эти собственники в лице общего собрания акционеров, наблюдательного
совета не могут достаточно эффективно защитить свои интересы, что особенно
важно защитить свои права оставаться работниками народного предприятия, не
быть уволенными, перед генеральным директором народного предприятия в рамках
действующего трудового законодательства, отражающего интересы совсем другого
собственника.
Выступая с предложениями о совершенствовании законодательства о народных
предприятиях, профсоюзам следует постоянно и целенаправленно проявлять перед
органами власти инициативу, вносить предложения о введении порядка создания
народных предприятий также путем приватизации государственных и муниципальных
предприятий.
Как уже всем известно, приватизация государственной и муниципальной собственности,
проводимая в нашей стране, ведет и уже привела к восстановлению экономической,
социальной и политической зависимости широких масс трудящихся, населения от
эгоистических интересов элиты, господствующей в странах с частной собственностью
на средства производства. Поэтому профсоюзы - категорически против такой приватизации.
Профсоюзы, со своей стороны, предлагают трудящимся, поддерживающим их
партиям и общественным движениям, правительству и Федеральному Собранию страны
свою альтернативу проводимой приватизации - массовое создание предприятий,
иных хозяйствующих объектов в виде народных предприятий, которые на протяжении
теперь уже многих лет демонстрируют свою экономическую и социальную эффективность
во многих странах мира. Мало того, сам факт принятия Закона о народных предприятиях
свидетельствует о признании целесообразности создания такой формы собственности
со стороны Федерального Собрания Российской Федерации.
Для того чтобы эта альтернатива профсоюзов стала реальностью, профсоюзам
целесообразно пробуждать и мобилизовывать общественное мнение трудящихся,
поддерживающих их партий и движений, настаивать перед Федеральным Собранием
Российской Федерации о признании и активном проведении в жизнь политики, направленной
на создание народных предприятий путем приватизации государственных и муниципальных
унитарных предприятий.
К основным направлениям деятельности профсоюзов по защите интересов народных
предприятий относится также их противодействие в органах государственной и
муниципальной власти, банках, страховых компаниях и т.д. лоббированию крупного
капитала с целью затруднить создание и развитие народных предприятий, помешать
им в их деятельности как альтернативе крупной частной собственности на средства
производства.

Профсоюзная организация народного предприятия

Каждый работник-акционер народного предприятия находится с ним в трудовых
отношениях, регулируемых трудовым законодательством. Т.е. отношения работника-акционера
с работодателем - народным предприятием регламентируются и регулируются таким
же образом, как и на предприятиях, в организациях других форм собственности,
в том числе и тех, где работники не являются собственниками.
Поэтому и на народных предприятиях размер заработной платы, иных социальных
благ, получаемых работниками в виде вознаграждения за труд, его условия и
т.п. зависят во многом от способности первичной профсоюзной организации сформулировать
и защитить интересы работников.
На народном предприятии задача профсоюзной организации, ее профкома при
выработке позиций в отношении величины заработной платы, иных выплат осложняется
тем обстоятельством, что работники-акционеры в зависимости от стажа их работы
на данном предприятии и величины их заработной платы значительно отличаются
друг от друга по числу принадлежащих им акций. Вновь поступившие на работу
трудящиеся определенное время вообще не имеют акций.
Отсюда следует, что интересы работников-акционеров, сходясь в общем совместном
владении и управлении народным предприятием, желании получить максимальную
прибыль, - расходятся в интересах в зависимости от количества принадлежащих
им акций. Те, у кого много акций, заинтересованы в том, чтобы размер дивидендов
был как можно больше. Работники, не владеющие или имеющие незначительное количество
акций - наоборот. Заинтересованы в более высокой зарплате.
Проблема установления уровней заработной платы для различных категорий
работников, соотношений в оплате их труда, обостряется и усложняется тем обстоятельством,
что акции народного предприятия безвозмездно распределяются между его работниками
пропорционально суммам оплаты их труда за отчетный год. Отсюда неизбежно следует,
что профсоюзному комитету при выработке своей позиции в отношении размера
фонда потребления и соотношений в оплате труда различных категорий работников,
как акционеров, так и неакционеров, следует учитывать это обстоятельство,
не забывая, что уровень заработной платы находится также в зависимости от
размера объявленного дивиденда.
Размеры финансовых ресурсов, направляемых народным предприятием на выплату
дивидендов и заработной платы, находятся в обратной зависимости. Больше размер
дивиденда - меньше уровень заработной платы и - наоборот. Точно такая же зависимость
между ресурсами, направляемыми на выплату заработной платы и на выпуск дополнительных
акций, покупкой акций у части акционеров, чтобы затем эти акции распределить
среди работников, имеющих на это право.
Профкому нельзя не учитывать и позицию администрации. То, что работники
народного предприятия являются его акционерами и на своих собраниях избирают
его генерального директора, далеко не означает, что администрация не имеет
своей позиции и способности ее отстоять при решении тех или иных вопросов.
Администрация, так же как и на предприятиях других форм собственности, повседневно
осуществляет исполнительную власть, руководя производственно-хозяйственной
деятельностью народного предприятия. Она ведет коллективные переговоры, отстаивая
свои интересы, и заключает коллективный договор.
В этой связи задача профсоюзного комитета заключается в том, чтобы выявить
и сопоставить интересы различных групп работников внутри производственного
коллектива, выработать их единую позицию: взаимоприемлемые решения можно найти,
не сопоставляя массу интересов самых различных работников, а - сторон. Поэтому
профсоюзный комитет должен осмысливать со стороны работников их проблемы и
инициировать их решения и, не спонтанно, а - в определенные сроки - при заключении
коллективного договора.
Учитывая к тому же, что очень много важных для трудящихся решений принимается
в масштабах государства, на региональном и отраслевом уровне, их интерес не
может быть ограничен рамками одного, отдельно взятого предприятия. Исходя
из этого, профсоюзный подход к решению проблем трудящихся формируется не только
с учетом производственных, социальных и экономических условий, складывающихся
на данном предприятии, но и условий, складывающихся за его пределами, с учетом
достигнутых на региональном и отраслевом уровнях соглашений.
С другой стороны, позиции первичных профсоюзных организаций по тем или
иным проблемам должны учитываться на отраслевом, региональном и общегосударственном
уровнях. Тогда первичным профсоюзным организациям будет легче опираться в
своей работе на идеологию профсоюзного движения в целом. Поступая так, первичная
профсоюзная организация имеет возможность выступать от имени консолидированного
мнения больших масс трудящихся, используя достигнутые соглашения "наверху".
Мало того, опираясь на авторитет региональных и отраслевых профсоюзных
органов, взаимодействующих с соответствующими органами государственного управления,
она укрепляет свой авторитет, отстаивая перед общим собранием акционеров,
наблюдательным советом, администрацией народного предприятия интересы работников.

О праве профсоюзного комитета иметь своего представителя
в наблюдательном совете народного предприятия

Согласно статье 16.3. Закона РФ "О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности" профсоюзы по уполномочию работников, т.е. по уполномочию
общего собрания работников (трудового коллектива) вправе иметь своих представителей
в коллегиальных органах управления организации. В народном предприятии таким
коллегиальным органом его управления является наблюдательный совет.
Согласно Закону о народных предприятиях, как это было показано выше,
наблюдательный совет наделен полномочиями самостоятельно принимать решения
по определенному кругу вопросов. Решения эти являются обязательными для народного
предприятия. Они принимаются путем голосования членов наблюдательного совета
простым или квалифицированным большинством голосов.
Решения наблюдательного совета решающим образом влияют на разработку
и проведение народным предприятием его долговременной и текущей политики,
определение размеров фонда потребления, его распределение, становление численности
работников, принятие других важнейших решений в области социально-экономического
положения трудящихся. Поэтому профсоюзная организация, профком крайне заинтересованы
в том, чтобы иметь в наблюдательном совете своего представителя, способного
влиять на принятие им решений, важных для работников и профкома.
Требуется ли особое решение наблюдательного совета для допуска представителя
профкома к участию в его работе? Нет не требуется. Пунктом 3 статьи 16 Закона
о профсоюзах такое право профкомам уже предоставлено. Это - законодательная
норма прямого действия. Что же конкретно должен сделать профком, чтобы реализовать
право иметь своего представителя в наблюдательном совете? Для этого в повестку
дня очередного общего собрания (конференции) работников необходимо включить
вопрос "О представителе профсоюзного комитета в наблюдательном совете народного
предприятия".
На собрании, сославшись на текст пункта 3 статьи 16 Закона "О профсоюзах,
их правах и гарантиях деятельности", необходимо обосновать целесообразность
для профкома иметь своего представителя в наблюдательном совете, так как профком
получает возможность в этом случае целенаправленно влиять, опираясь на мнение
трудового коллектива, на членов наблюдательного совета с целью принятия им
нужных для работников решений, предотвращать, при необходимости, принятие
им решений, противоречащих интересам трудящихся.
Участие представителя профкома в работе наблюдательного совета позволит
регулярно получать и доводить до сведения работников достоверную информацию
по интересующим работников и профком вопросам: о финансово-экономическом положении
организации, перспективах ее развития, намерениях наблюдательного совета,
касающихся реализации прав и интересов трудящихся и т.д.
Решение собрания об уполномочии профкома иметь своего представителя в
наблюдательном совете целесообразно изложить применительно к тексту пункта
3 статьи 16 Закона о профсоюзах с тем, чтобы в дальнейшем исключить какую-либо
возможность его различного толкования. Например:

"1. Общее собрание (конференция) работников_________________________
_________________________________________________________________________
(наименование народного предприятия)
уполномочивает профсоюзный комитет_______________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование профсоюзной организации)
в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" иметь
своего представителя в наблюдательном совете_____________________________
_________________________________________________________________________
(наименование организации)

Профсоюзный комитет по своему усмотрению выбирает кандидатуру представителя
и производит его назначение.
2. Профсоюзный комитет или по его поручению его представитель дважды
в год информирует общее собрание (конференцию) работников о своей деятельности
в наблюдательном совете".
Заметим, что в пункте 3 статьи 16 Закона о профсоюзах не говорится о
подотчетности профкома, его представителей собранию. Однако работники, предоставляя
профкому определенные полномочия по защите своих интересов, вправе быть информированными
о его деятельности. Поэтому соответствующую запись о подотчетности представителя
профкома собранию в его решении целесообразно сделать. С принятием такого
решения собрания работников (трудового коллектива) профком самостоятельно
утверждает кандидатуру своего представителя в наблюдательном совете из числа
наиболее квалифицированных членов профкома или профсоюзной организации.
Профком, получив от собрания полномочия иметь своего представителя в
наблюдательном совете, определив его конкретную кандидатуру, должен довести
принятое собранием решение до сведения председателя наблюдательного совета,
а также договориться с ним о порядке участия представителя в работе наблюдательного
совета.
Право профкома иметь своего представителя в наблюдательном совете целесообразно
отразить в уставе народного предприятия, сделав об этом соответствующую запись.
Представитель профкома может стать членом наблюдательного совета, но для этого
необходимо, чтобы он был избран в наблюдательный совет общим собранием акционеров
народного предприятия, либо такое право предоставляется ему согласно уставу
народного предприятия.
Известны случаи, когда профкомы не решаются иметь своих представителей
в советах директоров (наблюдательных советах) организаций, обосновывая свою
нерешительность тем, что их представители неизбежно будут "втянуты" в обсуждение
предложений этих органов, которые противоречат интересам работников. А принятие
органами управления такого рода решений работники могут связать с участием
в этом профкома, его представителей.
С такой точкой зрения согласиться нельзя. Понятно, что наблюдательный
совет не всегда будет принимать предложения представителя профкома, но тогда
он должен выразить особое мнение по такому решению, потребовать, чтобы его
особое мнение было внесено в протокол заседания. Со своей стороны профком,
имея своего представителя в наблюдательном совете и располагая соответствующей
информацией, не должен оставлять без внимания его решения, ущемляющие права
и интересы работников, самого профкома, а поступать и действовать в интересах
членов профсоюза.
Профком вправе после получения такого решения наблюдательного совета
вступить с ним в переговоры в соответствии со статьей 13 Закона о профсоюзах,
потребовав отмены решения или принятия иного решения, такого, которое устраивало
бы трудящихся, профком.
Учитывая сложность и значимость для работников профсоюзной организации
деятельности представителя профкома в наблюдательном совете, профкому необходимо
постоянно оказывать ему поддержку. При рассмотрении в наблюдательном совете
сложных правовых, экономических, социальных и иных вопросов в помощь представителю
профкома желательно привлекать экспертов и консультантов, о чем должен позаботиться
профком.
Целесообразно также помнить о том, что представитель профкома не только
принимает участие в рассмотрении вопросов, выносимых на заседание наблюдательного
совета его членами, администрацией, но и от имени и по инициативе профсоюзного
комитета может вносить свои вопросы и предложения, что расширяет возможности
профкома по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов
членов профсоюза, всех работников. Таким образом, целесообразность иметь профсоюзной
организации, профкому, своего представителя в составе наблюдательного совета
очевидна.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно об этом см.: О.М.Крапивин "Порядок аренды государственных
и муниципальных предприятий их работниками с правом последующего выкупа".
Научный центр профсоюзов, Москва, 1998 г.
*(2) В дальнейшем - Закон о народных предприятиях, Закон.
*(3) В дальнейшем - народное предприятие.
*(4) Особенности создания народного предприятия будут рассмотрены в разделе
IV настоящей работы.
*(5) Строго говоря, в собственности работников-акционеров находится не
само акционерное общество, его имущество. Работники-акционеры являются собственниками
акций народного предприятия. Применяя далее по тексту термин "собственность
работников", мы будем иметь в виду это обстоятельство.
*(6) Подробно о научной и практической деятельности Л.О.Келсо и П.Х.Келсо
см.: Луис О.Келсо, Патриция Х.Келсо "Демократия и экономическая власть". Москва,
издательство "Знание", 1993 г.
*(7) В дальнейшем - народное предприятие.
*(8) т.е. права и обязанности, регламентированные и регулируемые гражданским
законодательством. О трудовых правах работников-акционеров в данном Законе
речь не идет. Их трудовые права регламентируются трудовым законодательством
Российской Федерации.
*(9) В дальнейшем - Закон об акционерных обществах.
*(10) В дальнейшем - ГК РФ
*(11) То есть ее собственниками. В акционерном обществе таковыми являются
его акционеры; в товариществах и обществах - их участники; в производственных
кооперативах - члены кооператива.
*(12) Согласно пункту 4 согласие на создание народного предприятия должны
дать работники коммерческой организации. Это означает, что конференция представителей
не вправе принять такое решение.
*(13) Договор о создании народного предприятия заключается согласно статье
3 рецензируемого Закона.
*(14) Народное предприятие вправе выпускать только обыкновенные акции.
*(15) См. комментарий к статье 4 Закона о народных предприятиях.
*(16) См. комментарий к статье 4 Закона о народных предприятиях.
*(17) При кумулятивном голосовании каждый акционер располагает количеством
голосов, которое предоставляют ему его акции, умноженным на число избираемых
членов совета директоров (наблюдательного совета), и вправе подать все эти
голоса за одного кандидата, или распределить эти голоса среди нескольких из
них. При этом в голосовании "за" и "против" других кандидатов он не участвует.
*(18) См. комментарий к статье 4 "Уставный капитал народного предприятия"
Закона о народных предприятиях.
*(19) См. Закон РФ от 20 марта 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг",
а также "Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных
акций, облигаций и их проспектов эмиссии". Утверждены постановлением Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19. Эти нормативные
акты опубликованы в журнале "Рынок ценных бумаг", N 6, июнь 1997 г.
*(20) Такая продажа не может быть произведена лицам, указанным в пункте
3 статьи 8 настоящего Закона.
*(21) Акционерам в ряде случаев, о чем речь пойдет ниже, выгодно не принимать
участие в голосовании по тому или иному вопросу, что им желательно зафиксировать
документально. Поэтому в бюллетени целесообразно вносить еще такой вариант
голосования как "не принимал участия в голосовании".
*(22) Согласно статье 53 Закона об акционерных обществах акционерам,
при определенных условиях. Предоставлено право внести предложения в повестку
дня годового общего собрания акционеров. Аналогичное право. Как было показано
выше, предоставлено акционерам народного предприятия согласно статье 10 Закона
о народных предприятия. Согласно же статье 55 Закона об акционерных обществах
акционеры при определенных условиях вправе требовать созыва внеочередного
общего собрания акционеров. Аналогичное право, как было сказано выше, предоставлено
акционерам статьей 11 Закона о народных предприятиях. Разъяснение судов, о
котором идет речь, в полной мере распространяется на народные предприятия,
являющиеся закрытыми акционерными обществами, хотя и обладающими определенными
правовыми особенностями.
*(23) Аналогичные исчерпывающие перечни причин отказа о включении предложенных
акционерами вопросов в повестку дня годового собрания и созыва внеочередного
общего собрания акционеров приводятся в статьях 10 и 11 Закона о народных
предприятиях.
*(24) См. комментарии к статьям 10 и 11 в настоящей работе.
*(25) Если этот порядок не определен уставом общества или особым решением
общего собрания акционеров.
*(26) Номинальный держатель акций - это не тот представитель акционера,
которому последний поручает на основе доверенности представлять свои интересы
на общем собрании акционеров. Номинальный держатель акций на основе договора
со своим клиентом-акционером выполняет и иные функции по управлению его акциями.
*(27) В дальнейшем - контрольная комиссия.
*(28) Применительно к народному предприятию - это члены наблюдательного
совета.


Приложение

Макет
Устава акционерного общества работников
(народного предприятия)

Статья 1. Общие положения

1.1. Акционерное общество работников (народное предприятие) *(1)
_________________________________________________________________________
создано в порядке, предусмотренном Законом РФ от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ
"Об особенностях правового положения акционерных обществ работников
(народных предприятий)" в соответствии с договором от____________________
между участниками ______________________________________________________,
с одной стороны, и его (ее) работниками, с другой.
1.2. Настоящий устав разработан и утвержден в соответствии с положениями
Закона РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников
(народных предприятий) *(2) и Закона РФ "Об акционерных обществах".
1.3. Требования настоящего устава обязательны для исполнения всеми органами
общества и его акционерами.

Статья 2. Наименование общества и его место нахождения

Полное фирменное наименование общества
_________________________________________________________________________

Сокращенное фирменное наименование общества
_________________________________________________________________________

2.3. Место нахождения общества - Россия
2.4. _________________ - ___________________________________________

Статья 3. Цель и предмет деятельности общества

3.1. Целью общества является получение прибыли.
3.2. Предметом деятельности общества являются:
_________________________________________________________________________

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>