<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В случае, если участники коммерческой организации и ее работники, решившие
стать акционерами народного предприятия, не достигли согласия по условиям
договора о создании народного предприятия, указанное в пункте 2 настоящей
статьи решение считается несостоявшимся.

Комментарий к статье 2

Для того, чтобы принять правильное решение при создании народного предприятия,
необходимо иметь представление о том:
Какие организации отнесены законодательством к коммерческим?
Какие государственные и муниципальные предприятия являются унитарными?
Ответим на эти вопросы в порядке их постановки.
1. Согласно статье 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации,
преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
(коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой
цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческими
организациями). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями,
могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных
кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
2. В соответствии со статьей 113 ГК РФ унитарным предприятием признается
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное
за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является
неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе
между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные
и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального
унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной
собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления.
В тексте пунктов 2 - 5 статьи 2 приводится порядок принятия решения о
создании народного предприятия путем преобразования коммерческой организации.
Решение принимается двумя сторонами: участниками *(11) коммерческой организации
и ее работниками. Каждая из этих сторон принимает свое решение самостоятельно.
Инициативу в решении этого вопроса проявляют участники коммерческой организации.
Они вправе принять решение о преобразовании коммерческой организации в народное
предприятие в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
и учредительными документами данной организации.
В этой связи заметим, что преобразование организации является одной из
форм ее реорганизации. Как реорганизация организации, так и ее разновидность
- преобразование регламентируются статьями 57 - 60 ГК РФ. Кроме того федеральными
законами, определяющими правовое положение того или иного типа коммерческой
организации, ее организационно-правовую форму, могут предусматриваться дополнения
и уточнения порядка ее реорганизации и преобразования.
Так, например, Законом об акционерных обществах предусмотрено в этой
части следующее.
Согласно его статье 15 акционерное общество может быть добровольно реорганизовано
в порядке, предусмотренном указанным Законом. Другие основания и порядок реорганизации
общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами. Что же касается
порядка принятия решения о преобразовании акционерного общества, то он приводится
в статье 20 этого закона.
Совет директоров (наблюдательный совет) преобразуемого общества выносит
на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке
и об условиях осуществления преобразования, порядке обмена акций общества.
Общее собрание акционеров принимает решение о преобразовании общества, порядке
и об условиях осуществления преобразования общества, о порядке обмена его
акций.
Участники создаваемого при преобразовании нового юридического лица принимают
на своем совместном заседании решение об утверждении его учредительных документов
и избрании (назначении) органов управления в соответствии с требованиями федеральных
законов об этих организациях. Это означает, что при преобразовании акционерного
общества в народное предприятие, его создание путем преобразования из акционеров
общества осуществляется с учетом требований Закона о народных предприятиях.
Таков порядок преобразования акционерного общества в народное предприятие.
Что же касается порядка преобразования в народные предприятия организаций
других организационно-правовых форм, то, естественно, он будет во многом определяться
законами, регламентирующими их правовое положение. Если же такие законы не
приняты, то при преобразовании организации в народное предприятие следует,
наряду с Законом о народных предприятиях, руководствоваться указанными выше
статьями ГК РФ и учредительными документами данной организации.
Вернемся к тексту статьи 2 Закона о народных предприятиях. После того,
как участники коммерческой организации приняли решение о ее преобразовании
в народное предприятие, согласие на это должны дать ее работники, ведь им
предстоит стать его акционерами. В случае, если работники не дали такое согласие,
решение участников организации о ее преобразовании в народное предприятие
считается несостоявшимся.
Согласно пункту 4 комментируемой статьи работники коммерческой организации
большинством не менее чем тремя четвертями голосов от их списочной численности
дают согласие на преобразование коммерческой организации в народное предприятие
в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Видимо, речь идет о том, что согласие может дать лишь общее собрание
работников (трудового коллектива) организации, иного способа принятия работниками
(трудовым коллективом) решений попросту нет *(12).
Здесь мы невольно затронули не решенный до сих пор законодательно вопрос
о механизме проведения общего собрания работников (трудового коллектива),
тогда как согласно трудовому законодательству к компетенции этого собрания
относится решение ряда весьма важных не только для работников, но и для самой
организации вопросов, в том числе, теперь, дача согласия на создание народного
предприятия. В этой связи обсуждение вопроса о порядке проведения общего собрания
работников (трудового коллектива) представляется целесообразным.
Подготовка и проведение общего собрания работников следует организовать
так, чтобы члены трудового коллектива приняли весьма важное для них решение
вполне осознанно, Также внимательно необходимо отнестись к процедуре проведения
собрания, поскольку она законодательно не регламентирована. При этом целесообразно
учесть, что согласно ст.235-1 КЗоТ порядок и формы осуществления полномочий
трудового коллектива определяются в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Поскольку же оно не регламентирует порядок созыва, подготовки и
проведения общего собрания трудового коллектива (работников), трудовые коллективы
вправе сделать это сами.
Сделать это собранию необходимо потому, что преобразование коммерческой
организации в народное предприятие может противоречить чьим-либо интересам.
В этой связи возможно опротестование, в том числе и в судебном порядке, решений
собрания. Не исключена, в частности, попытка отмены решения собрания со ссылкой
на нарушение процедуры его проведения.
Проведению собрания должна предшествовать разъяснительная работа среди
членов трудового коллектива, осуществляемая администрацией организации совместно
с его профсоюзной организацией. Задача такой разъяснительной работы - создать
у большинства работников, особенно их активной и авторитетной части, устойчивое
мнение в пользу принятия обоснованного решения в пользу создания народного
предприятия.
Для того чтобы собрание прошло успешно, не вызвало нареканий, в том числе
и со стороны его участников, целесообразно, в частности, определить заранее
порядок их информирования о проведении собрания. В этих целях органы, созывающие
собрание определяют:
- дату, место и время проведения собрания;
- повестку дня собрания;
- порядок сообщения работникам о проведении собрания;
- перечень информации, предоставляемой работникам при подготовке к проведению
собрания.
В сообщении (объявлении) о проведении собрания указываются:
- дата, место и время проведения собрания;
- вопросы, включенные в повестку дня собрания;
- порядок ознакомления работников с информацией, материалами к повестке
дня собрания.
Далее, необходимо обеспечить явку членов трудового коллектива на собрание,
обеспечить его кворум. Если в одно время и в одном месте общее собрание по
объективным причинам провести невозможно, собрания следует провести по подразделениям
предприятия, строго их формализовав и оформив соответствующими протоколами.
Нельзя оставить без внимания и такой важный вопрос, как регистрация участников
собрания. Учитывая важность рассматриваемого на собрании вопроса, ее целесообразно
провести поименно, заверив подписью каждого участника собрания.
Согласно п.5 ст.2 Закона о народных предприятиях, если работники коммерческой
организации дали согласие на создание народного предприятия, те из них, кто
решил стать его акционером, и участники коммерческой организации, подлежащей
преобразованию, заключают договор *(13) о создании народного предприятия.
Такой договор заключается на условиях добровольности и полного равноправия
сторон. Заключению договора, естественно, предшествуют переговоры о его условиях
в рамках правил создания народного предприятия, определенных Законом о народных
предприятиях. В случае, если участники коммерческой организации и ее работники,
решившие стать акционерами народного предприятия, не достигли соглашения по
условиям договора о создании народного предприятия, решение участников о создании
народного предприятия считается несостоявшимся.
Ведение переговоров между сторонами будущего договора требует решения
ряда организационных вопросов. Сторонам необходимо определить своих представителей,
уполномоченных от их имени вести переговоры, подготовить проект договора.
Со стороны участников коммерческой организации это сделает их общее собрание.
Что же касается работников, решивших стать акционерами, то им также придется
созвать уже свое общее собрание для определения лиц, уполномоченных вести
от их имени переговоры. При этом может возникнуть ситуация, когда работники
- участники коммерческой организации примут участие в двух общих собраниях.
Например, при преобразовании акционерного общества в народное предприятие
его работники-акционеры примут участие в общем собрании акционеров, которое
примет решение о преобразовании общества в народное предприятие, а затем уже
как работники общества они соберутся на общее собрание работников (трудового
коллектива), чтобы дать (не дать) согласие на такое преобразование общества.
Аналогичная ситуация сложится, когда надо будет вести переговоры о заключении
договора, подготовить его проект. Работники - участники коммерческой организации
будут раздельно принимать решение на общем собрании акционеров и на собрании
работников, решивших стать акционерами уже народного предприятия.
И, наконец, п.3 ст.2 предусмотрено, что участники коммерческой организации,
голосовавшие на своем общем собрании против преобразования коммерческой организации
в народное предприятие, имеют право в течение одного месяца после даты принятия
указанного решения предъявить требование о выкупе своих акций (долей, паев)
полностью или частично.

Статья 3. Договор о создании народного предприятия, устав народного предприятия

1. Договор о создании народного предприятия помимо сведений, указанных
в пункте 5 статьи 9 Федерального закона "Об акционерных обществах", должен
содержать следующее:
1) сведения о количестве акций народного предприятия, которыми может
владеть в момент создания народного предприятия:
каждый работник, в том числе являющийся участником преобразуемой коммерческой
организации и решивший стать акционером народного предприятия;
каждый участник преобразуемой коммерческой организации, не являющийся
ее работником;
каждое физическое лицо, не являющееся участником преобразуемой коммерческой
организации, и/или юридическое лицо;
2) денежную оценку акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации;
3) условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием акций народного
предприятия у его акционеров в целях соблюдения настоящего Федерального закона
и условий договора о создании народного предприятия;
4) указание формы оплаты акций народного предприятия или порядка обмена
акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации на акции народного
предприятия каждым акционером в момент создания народного предприятия.
2. Договор о создании народного предприятия должен быть подписан всеми
лицами, решившими стать акционерами народного предприятия.
3. С акционерами, предъявившими требования о выкупе акций в соответствии
с пунктом 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также с акционерами,
у которых количество акций народного предприятия на дату его создания оказалось
не соответствующим требованиям пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона
и условиям договора о создании народного предприятия, народное предприятие
обязано в течение одного месяца после даты его создания заключить договоры
купли-продажи принадлежащих им акций. При этом выкупная цена принадлежащих
им акций не может превышать их рыночную стоимость.
4. Устав народного предприятия помимо сведений, указанных в пункте 3
статьи 11 Федерального закона "Об акционерных обществах", должен содержать
сведения о:
максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций,
которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками
народного предприятия, и/или юридические лица;
максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций,
которой может владеть один работник народного предприятия.

Комментарий к статье 3

В соответствии с п.5 ст.9 Закона об акционерных обществах учредители
закрытого акционерного общества заключают между собой письменный договор о
его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности
по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы
акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты,
права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества
не является учредительным документом общества.
1. Согласно п.1 комментируемой статьи договор о создании народного предприятия
помимо указанных выше сведений должен содержать следующее:
1) сведения о количестве акций народного предприятия, которыми может
владеть в момент создания народного предприятия:
- каждый работник, в том числе являющийся участником преобразуемой коммерческой
организации и решивший стать акционером народного предприятия;
- каждый участник преобразуемой организации, не являющийся ее работником;
- каждое физическое лицо, не являющееся участником преобразуемой коммерческой
организации, и (или) юридическое лицо.
Как видим, в пункте 1 рецензируемой статьи приводится перечень различных
лиц, которые на момент создания народного предприятия могут (не обязаны) владеть
каким-то определенным, предельным, количеством акций этого предприятия, Количество
этих акций для каждой категории лиц должно (может быть) различным, что определяется
договором о создании народного предприятия.
Что касается минимального количества акций, которыми должны владеть перечисленные
выше работники - участники преобразуемой коммерческой организации, ее участники,
а также независимые физические и юридические лица, ставшие участниками народного
предприятия, то об этом количестве здесь ничего не говорится. Это означает,
что для того, чтобы стать акционером народного предприятия достаточно иметь
одну акцию. Особо следует обратить внимание, что количество акций, которыми
может владеть то или иное лицо здесь фиксируется только на момент создания
народного предприятия.
2) денежную оценку акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации.
Денежная оценка акций, долей, паев преобразуемой коммерческой организации
осуществляется в результате соглашения сторон договора о создании народного
предприятия. При оценке акций, долей, паев целесообразно привлечь независимого
оценщика (аудитора). Следует также иметь в виду, что при оценке акций, долей,
паев следует учесть положения об оценке имущества коммерческих организаций,
если они содержатся в соответствующих законах, определяющих их правовое положение.
Например, в ст.77 Закона об акционерных обществах приводится порядок определения
рыночной стоимости имущества акционерного общества, включая стоимость его
акций и иных ценных бумаг.
Денежная оценка акций, долей, паев должна основываться на материалах
инвентаризации имущества и аудиторской проверки финансовой и хозяйственной
деятельности преобразуемой коммерческой организации.
3) условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием акций народного
предприятия у его акционеров в целях соблюдения требований настоящего Федерального
закона и условий договора о создании народного предприятия.
Ниже по тексту Закона будет показано, как при определенных обстоятельствах
народное предприятие обязано выкупить у части акционеров их акции.
4) указание формы оплаты акций народного предприятия или порядка обмена
акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации на акции народного
предприятия каждым акционером на момент создания народного предприятия.
Согласно п.2 ст.3 договор о создании народного предприятия должен быть
подписан всеми лицами, решившими стать акционерами народного предприятия.
Текст п.3 ст.3 обязывает народное предприятие в течение месяца после
даты его создания заключить договоры о купле-продаже их акций с акционерами:
- предъявившими требования о выкупе принадлежащих им акций в соответствии
с п.3 ст.2 настоящего Закона;
- у которых количество акций народного предприятия на дату его создания
оказалось не соответствующим требованиям п.1 ст.6 настоящего Закона и условиям
договора о создании народного предприятия.
При этом выкупная цена акций не может превышать их стоимости.
Что касается второй группы акционеров народного предприятия, у которых
количество акций народного предприятия оказалось больше допустимой п.1 ст.6
Закона и договором о создании народного предприятия нормы, то здесь никаких
вопросов не возникает. Речь идет о выкупе у них акций народного предприятия.
Вопросы возникают в отношении лиц, предъявивших свои требования в соответствии
с п.3 ст.2. Согласно этому пункту участники коммерческой организации, голосовавшие
против преобразования коммерческой организации в народное предприятие, имеют
право в течение одного месяца после даты принятия указанного решения предъявить
требование о выкупе своих акций (долей, паев) полностью или частично.
Как видим, во-первых, что здесь не сказано, к какой организации - преобразуемой
или народному предприятию - должны быть предъявлены такие требования. Во-вторых,
указанные участники коммерческой организации, предъявившие требования о выкупе
своих акций (долей, паев) коммерческой организации, акционерами народного
предприятия не становятся.
Таким образом, положения п.3 ст.3, где речь идет об акционерах народного
предприятия, реально не могут распространяться на участников преобразуемой
коммерческой организации, голосовавших против создания народного предприятия
и предъявивших требование о выкупе своих акций (долей, паев) коммерческой
организации.
Эта проблема может возникнуть в процессе создания народных предприятий
путем преобразования различных коммерческих организаций, и к ней необходимо
отнестись осознанно. Скорее всего, эта проблема может быть решена или путем
корректировки положений настоящего Закона, или в процессе судебной практики.
Положения п.3 ст.3 Закона находят свое развитие в его статьях 4 и 6.
Согласно п.8 ст.4 выкуп акций народного предприятия у акционеров, указанных
в п.3 ст.3 настоящего Федерального закона, может быть осуществлен только за
счет прибыли народного предприятия. Согласно же п.6 ст.6 народное предприятие
несет ответственность по денежным обязательствам, вытекающим из п.3 ст.3 настоящего
Федерального закона.
Текст п.4 ст.3 определяет содержание сведений, которые должны быть приведены
в уставе народного предприятия. Это, прежде всего, сведения, содержащиеся
в п.3 ст.11 Закона об акционерных обществах. К ним относятся:
- полное и сокращенное фирменные наименования общества;
- тип общества (открытое или закрытое);
- количество, номинальная стоимость, категория (обыкновенные, привилегированные)
акции и типы привилегированных акций, размещаемых обществом *(14);
- права акционеров - владельцев каждой категории (типа);
- размер уставного капитала общества;
- структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия
ими решений;
- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе
перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления общества
квалифицированным большинством или единогласно;
- сведения о филиалах и представительствах общества;
- иные положения, предусмотренные Законом об акционерных обществах.
Кроме того, согласно п.4 ст.3 Закона о народных предприятиях, устав народного
предприятия должен содержать сведения о:
- максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций,
которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками
народного предприятия, и (или) юридические лица *(15);
- максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций,
которой может владеть один работник народного предприятия *(16).
Устав народного предприятия является учредительным документом, определяющим
его правовое положение. Народное предприятие осуществляет свою производственную,
хозяйственную, коммерческую и иные виды деятельности в соответствии с законом
и своим уставом, положения которого разрабатываются на основе Закона о народных
предприятиях, Закона об акционерных обществах, иных правовых актов Российской
Федерации. Требования устава народного предприятия обязательны для исполнения
всеми органами народного предприятия и его акционерами.
В свою очередь, акционеры имеют право знать устав своего народного предприятия.
В соответствии с п.4 ст.11 Закона об акционерных обществах по требованию акционера
народное предприятие обязано в разумные сроки предоставить ему возможность
ознакомиться с уставом, включая изменения и дополнения к нему. Народное предприятие
обязано представить акционеру по его требованию копию действующего устава.
Плата, взимаемая народным предприятием за предоставление копии, не может превышать
затраты на ее изготовление.
Нельзя оставить в стороне и вопрос о внесении в устав народного предприятия
изменений и дополнений, утверждении устава в новой редакции. Согласно п.1.10
ст.10 Закона о народных предприятиях утверждение изменений устава народного
предприятия, в том числе изменений размера уставного капитала народного предприятия,
или утверждение устава в новой редакции относится к исключительной компетенции
общего собрания акционеров. Это означает, что собрание не вправе передать
решение этого вопроса другим органам управления народного предприятия. Решения
собрания по данному вопросу принимаются им по принципу "один акционер - один
голос".

Статья 4. Уставный капитал народного предприятия

1. Народное предприятие вправе выпускать только обыкновенные акции. Уменьшение
количества голосов владельцу акций народного предприятия при голосовании по
принципу "одна акция - один голос" не допускается.
Номинальная стоимость одной акции народного предприятия определяется
общим собранием акционеров народного предприятия (далее - общее собрание акционеров),
но не может быть более 20 процентов минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом.
2. Работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций
народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 75 процентов
его уставного капитала.
Работникам народного предприятия, более 45 процентов уставного капитала
которого принадлежит физическим лицам, не являющимся его работниками, и/или
юридическим лицам, должно принадлежать количество акций народного предприятия,
номинальная стоимость которых составляет более 75 процентов уставного капитала,
не позднее чем на дату окончания десятого финансового года после года создания
народного предприятия.
Работникам народного предприятия, от 35 до 45 процентов уставного капитала
которого принадлежит физическим лицам, не являющимся его работниками, и/или
юридическим лицам, должно принадлежать количество акций народного предприятия,
номинальная стоимость которых составляет более 75 процентов уставного капитала,
не позднее чем на дату окончания пятого финансового года после года создания
народного предприятия.
В случае, если в сроки, установленные абзацами вторым и третьим настоящего
пункта, работникам народного предприятия не будет принадлежать указанное выше
количество акций народного предприятия, народное предприятие в течение одного
года должно преобразоваться в коммерческую организацию иной формы. По истечении
указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке
по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических
лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа местного
самоуправления.
3. Доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой
может владеть в момент его создания работник преобразуемой коммерческой организации,
должна быть равна доле оплаты его труда в общей сумме оплаты труда работников
за предшествующие созданию народного предприятия 12 месяцев. Договором о создании
народного предприятия может быть предусмотрен иной порядок определения доли
акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть
в момент его создания работник преобразуемой коммерческой организации.
4. Работник преобразуемой коммерческой организации, не имеющий достаточного
количества акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации для
обмена на количество акций народного предприятия, которое должно ему принадлежать
в соответствии с договором о создании народного предприятия, обязан оплатить
не менее 50 процентов стоимости того количества акций народного предприятия,
которое должно ему принадлежать в момент создания народного предприятия.
5. Доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой
могут владеть в совокупности в момент его создания участники преобразуемой
коммерческой организации, не являющиеся ее работниками, должна быть менее
25 процентов уставного капитала народного предприятия, если договором о создании
народного предприятия на периоды не более установленных пунктом 2 настоящей
статьи не предусмотрено иное.
6. Доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой
может владеть один работник народного предприятия в момент его создания, не
может превышать максимальную долю, указанную в пункте 1 статьи 6 настоящего
Федерального закона, если договором о создании народного предприятия на периоды
не более установленных пунктом 2 настоящей статьи не предусмотрено иное.
7. Минимальный уставный капитал народного предприятия должен составлять
не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом на дату государственной регистрации народного предприятия.
8. Выкуп акций народного предприятия у акционеров, указанных в пункте
3 статьи 3 настоящего Федерального закона, может быть осуществлен только за
счет прибыли народного предприятия.

Комментарий к статье 4

Уставный капитал акционерного общества определяет минимальный размер
его имущества, гарантирующий интересы его кредиторов.
Порядок формирования уставного капитала акционерного общества определен
ст.25 Закона об акционерных обществах. Уставный капитал общества составляется

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>