<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего
государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного
органа, или органа местного самоуправления.
3. При расчете среднесписочной численности работников народного предприятия
для целей настоящего Федерального закона не подлежат учету работники, с которыми
заключены трудовые договоры (контракты) на время выполнения определенной работы,
а также сезонные работники.
4. Число акционеров народного предприятия не должно превышать пять тысяч.
При превышении указанного числа народное предприятие обязано в течение одного
года привести его в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться
в коммерческую организацию иной формы.
При невыполнении указанного требования в течение указанного срока народное
предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего
государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного
органа, или органа местного самоуправления.

Комментарий к статье 9

Одним из признаков народного предприятия является постепенно поддерживаемое
определенное соотношение между количеством его работников - акционеров и работников
- не акционеров. Регламентации этого соотношения и посвящены пункты 2 и 3
статьи 9 настоящего Закона.
Согласно ее пункту 2 число работников, которые не являются акционерами
народного предприятия, за отчетный финансовый год не должно превышать 10 процентов
общей численности его работников.
Такое ограничение введено для того, чтобы большое количество акций не
было сосредоточено в руках узкой группы работников, которая могла бы в своих
личных интересах крупных собственников определяющим образом влиять на принятие
решений общим собранием акционеров, наблюдательным советом народного предприятия,
его генеральным директором.
Если такого ограничения не будет, народное предприятие превратится в
обыкновенное закрытое акционерное общество, власть в котором сосредоточена
в руках узкой группы собственников, радеющих о своих собственных интересах,
но не об интересах работников. Тогда как цель создания такой организационно-правовой
формы, какой является народное предприятие, заключается в том, чтобы обеспечить
одинаковые социально-экономические условия для подавляющего большинства его
работников на основе реализации их прав в качестве акционеров, т.е. собственников.
Именно поэтому число работников, не являющихся акционерами народного предприятия,
должно быть строго ограниченным. В противном случае народное предприятие должно
быть преобразовано в коммерческую организацию иной организационно-правовой
формы или ликвидировано.
В пункте 1 статьи 9 приводится ограничение среднесписочной численности
работников народного предприятия. Она не может составлять менее 51 человека.
При снижении указанной численности народное предприятие обязано в течение
одного года привести ее в соответствие с требованиями настоящего пункта либо
преобразоваться в соответствии с решением общего собрания в коммерческую организацию
иной формы, т.е. в такую организацию, главной целью деятельности которой является
извлечение прибыли, например, в производственный кооператив, акционерное общество.
Согласно пункту 4 статьи 9 число акционеров народного предприятия не
должно превышать пять тысяч. При превышении этого числа народное предприятие
обязано в течение одного года привести в соответствие с требованием настоящего
пункта численность акционеров либо преобразоваться в коммерческую организацию
иной формы. В противном случае народное предприятие будет ликвидировано в
принудительном порядке.
Как видим, верхний предел численности работников народного предприятия
статьей 9 не ограничен, тогда как число акционеров не должно быть более пяти
тысяч. В то же время, число акционеров находится в прямой зависимости от числа
работников. Все, вновь поступившие на народное предприятие, работники, по
истечении определенного уставом народного предприятия периода их работы (от
3 до 24 месяцев - пункты 2 и 3 статьи 5 "наделение акциями работников народного
предприятия") начинают наделяться акциями.
Поэтому число работников-акционеров растет по мере увеличения общего
количества работников, естественно, если такое увеличение численности занятых
на народном предприятии имеет место. В этой связи будет не лишним заметить,
что согласно пункту 2 статьи 5 дополнительные акции народного предприятия,
а также акции, выкупленные им у его акционеров, распространяются между всеми
имеющими на то право работниками пропорционально суммам их оплаты труда за
отчетный финансовый год. Такое право не имеют только те работники-акционеры,
которые уже владеют предельным для работников-акционеров количеством акций,
определенным в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о народных предприятиях.
Исходя из изложенного, можно утверждать, что при определенных обстоятельствах,
на крупных народных предприятиях, возникнут условия, когда возможности их
экономического и социального развития, сопровождаемого увеличением численности
занятых на них работников, будут исключены тем, что число акционеров должно
быть ограничено пятью тысячами. Точно также коммерческая организация не может
быть преобразована в народное предприятие, если количество занятых в ней работников,
желающих стать акционерами народного предприятия, превышает пять тысяч без
того, чтобы не уволить излишних работников-акционеров в течение года после
создания народного предприятия.
Проблемы, которые возникнут в связи с применением пункта 4 статьи 9 этим
не исчерпываются. В ряде коммерческих организаций, преобразуемых в народные
предприятия, и на уже функционирующих народных предприятиях возникнет вопрос
о необходимости сокращения численности работников ради того, чтобы сохранить
уже действующее или создать вновь народное предприятие.
Указанные выше проблемы относятся к тем, которые становятся очевидными
еще до практического применения положений пункта 4 рецензируемой статьи, просто
при ознакомлении с ними. Очевидно, что в процессе практического применения
этих положений, да и не только их, возникает масса проблем, которые необходимо
будет решать.
Одна из таких существенных проблем может возникнуть для части работников
и защищающих их права профсоюзных организаций, если будет принято решение
о сокращении численности занятых для того, чтобы было возможно создать народное
предприятие или сохранить уже действующее с учетом необходимости не превышать
верхний предел численности акционеров.
В этом случае возникает коллизия. Или создать (сохранить) народное предприятие
в интересах части работников в ущерб жизненно важным интересам сохранения
рабочих мест другой части работников, или же не создавать народное предприятие,
не сохранять его, преобразовав в коммерческую организацию иной формы.
Решение этой проблемы во многом будет зависеть от позиции профсоюзной
организации: даст ли она согласие на сокращение численности занятых, штатов
работников или не даст, поскольку увольнение в подобной ситуации возможно,
в основном, лишь по таким основаниям. Задача профсоюзной организации, в общем
плане, заключается в том, чтобы полностью использовать возможности трудового
законодательства в целях защиты интересов работников, в отношении которых
администрация приняла решение об их сокращении.
Что касается законодательства о труде РФ, то увольнение работников по
собственной инициативе и по инициативе администрации регламентируется соответствующими
положениями Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ). Согласно КЗоТ РФ предусмотренный
им порядок увольнения распространяется на работников независимо от того, в
чьей собственности - государственной, муниципальной, частной находится предприятие,
и независимо от организационно-правовой формы этого предприятия, - унитарное
предприятие, товарищество, акционерное общество и т.д.
Увольнение работников (расторжение трудового договора) по их инициативе
регламентируется статьями 31 и 32 КЗоТ РФ. Что же касается увольнения работников
по инициативе администрации, то согласно КЗоТ РФ можно выделить две основные
(общие) причины такого увольнения.
Первая причина связана непосредственно с личностью работника, особенностью
занимаемой им должности. Например, увольнение работника по инициативе администрации
в связи с выявившимся несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой
работе, прогулом, восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу,
и т.д. (см. пункты 2 - 8 статьи 33 КЗоТ РФ).
Вторая причина увольнения работников по инициативе администрации возникает
в ситуации, когда ликвидируется предприятие, учреждение, организация или происходит
сокращение численности или штата работников. Согласно пункту 1 статьи 33 КЗоТ
РФ трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, а также
срочный трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия могут
быть расторгнуты администрацией предприятия, учреждения, организации в случае
их ликвидации, сокращения численности и штата работников.
В соответствии со статьей 35 КЗоТ РФ расторжение трудового договора по
основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 33 настоящего Кодекса, - увольнение
в случае сокращения численности или штата работников, - производится с предварительного
согласия выборного профсоюзного органа. Согласия этого органа на расторжение
трудового договора (контракта) не требуется в случаях:
увольнения с предприятия, из учреждения, организации, где отсутствует
соответствующий выборный профсоюзный орган;
увольнения руководителя предприятия, учреждения, организации (их филиалов,
представительств, отделений и других обособленных подразделений), его заместителей,
руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должность
органами государственной власти и управления, а также общественными организациями
и другими объединениями граждан.
Соответствующий профсоюзный орган сообщает администрации в письменной
форме о принятом решении в десятидневный срок со дня получения письменного
представления руководителя предприятия, учреждения, организации. Администрация
вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) с работником не позднее одного
месяца со дня получения согласия соответствующего выборного профсоюзного органа.
Заметим, что в соответствии со статьей 35 выборный профсоюзный орган
дает согласие на увольнение (отказывает в увольнении) не в отношении общего
и обезличенного количества увольняемых работников, а поименно, в отношении
каждого конкретного лица. Речь в этой статье идет о согласии (несогласии)
выборного профсоюзного органа в расторжении индивидуального трудового договора
(контракта), заключаемого персонально с каждым работником.
Согласно статье 40-2 КЗоТ РФ работники, высвобождаемые в связи с осуществлением
мероприятий по сокращению численности или штате, должны быть предупреждены
о предстоящем высвобождении персонально под расписку не менее чем за два месяца.
Администрация предприятия, учреждения, организации своевременно, не позднее
чем за три месяца, представляет соответствующему профсоюзному органу информацию
о массовом высвобождении работников.
Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением численности
или штата администрация предлагает работнику другую работу на том же предприятии,
в учреждении, организации. Администрация не позднее чем за два месяца обязана
довести до сведения местного органа службы занятости данные о предстоящем
высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности,
квалификации и размера оплаты труда.
При высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата
учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное
статьей 24 настоящего кодекса и коллективным договором. Согласно статье 34
при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении
на работе отдается:
семейным - при наличии двух и более иждивенцев; лицам, в семье которых
нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, имеющим длительный
стаж работы на данном предприятии, в учреждении, организации; работникам,
получившим по данному месту работы трудовое увечье или профессиональное заболевание;
работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства в
высших и средних специальных учебных заведениях;
инвалидам войны и членам семей военнослужащих и партизан, погибших или
пропавших без вести при защите СССР; изобретателям; женам (мужьям) военнослужащих;
гражданам, уволенных с военной службы, - по работе, на которую они поступили
впервые после увольнения с военной службы;
лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания,
связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы,
инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности
с чернобыльской катастрофой, участникам ликвидации последствий чернобыльской
катастрофы в зоне отчуждения в 1986-1990 годах, а также лицам, эвакуированным
из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения, другим, приравненным
к ним лицам.
В соответствии со статьей 40-3 КЗоТ РФ для работников, высвобождаемых
с предприятий, из учреждений и организаций, при расторжении трудового договора
(контракта) в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности
или штата, предусмотрены определенные льготы и компенсации:
выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не
свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия;
сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке
исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа
по трудоустройству при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный
срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата месячного выходного пособия и сохраняемого среднего заработка
производится по прежнему месту работы. Высвобождаемым работникам предоставляются
также другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством.

Статья 10. Общее собрание

1. К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся
следующие вопросы:
1) избрание генерального директора народного предприятия, досрочное прекращение
его полномочий, а также установление ему размера заработной платы;
2) избрание председателя контрольной комиссии, досрочное прекращение
его полномочий, а также установление ему размера заработной платы;
3) определение количественного состава наблюдательного совета, избрание
его членов и досрочное прекращение их полномочий;
4) определение максимальной доли акций народного предприятия в общем
количестве акций, которой могут в совокупности владеть физические лица, не
являющиеся работниками народного предприятия, и/или юридические лица;
5) определение максимальной доли акций народного предприятия в общем
количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия;
6) утверждение положения о контрольной комиссии;
7) установление размера вознаграждений и компенсаций членам наблюдательного
совета;
8) установление размера вознаграждений и компенсаций членам контрольной
комиссии, а также утверждение сметы на осуществление ее деятельности;
9) утверждение методики определения выкупной стоимости акций народного
предприятия;
10) утверждение изменений устава народного предприятия, в том числе изменений
размера уставного капитала народного предприятия, или утверждение устава народного
предприятия в новой редакции;
11) утверждение годового бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и
об убытках;
12) принятие решения о реорганизации народного предприятия;
13) утверждение приоритетных направлений деятельности народного предприятия;
14) утверждение отчета контрольной комиссии;
15) принятие решения о ликвидации народного предприятия, назначении ликвидационной
комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Решения по подпунктам 1 - 6, 8, 10, 12 и 14 настоящего пункта принимаются
по принципу "один акционер - один голос".
2. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров,
не могут быть переданы для решения другим органам управления народного предприятия,
а полномочия общего собрания акционеров по иным вопросам могут быть переданы
его решением, принятым не менее чем тремя четвертями голосов от общей численности
акционеров, наблюдательному совету или контрольной комиссии на определенный
срок, но не более чем на один год. Решения принимаются по принципу "один акционер
- один голос".
3. Порядок принятия решения общим собранием акционеров утверждается общим
собранием акционеров. Решение принимается по принципу "один акционер - один
голос".
4. Принятые общим собранием акционеров решения, а также итоги голосования
доводятся до сведения всех работников народного предприятия не позднее 15
дней с даты принятия этих решений.
5. Работники-неакционеры могут участвовать в работе общего собрания акционеров
с правом совещательного голоса.
6. 2 процента акционеров или акционеры (акционер), которым в совокупности
принадлежит не менее 2 процентов акций народного предприятия, не позднее 30
дней с даты окончания отчетного финансового года вправе предложить не более
двух вопросов для внесения в повестку дня годового общего собрания акционеров,
а в случае проведения выборов в наблюдательный совет и контрольную комиссию
выдвинуть кандидатуры в количестве, не превышающем количественный состав каждого
из этих органов, а также выдвинуть кандидатуры на должности генерального директора
народного предприятия и председателя контрольной комиссии.
7. При внесении предложений о выдвижении кандидатур на должности генерального
директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии, в члены
наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии, в том числе в случае
самовыдвижения, указываются имя кандидата, а в случае, если кандидат является
акционером, количество принадлежащих ему акций народного предприятия, а также
имена акционеров (акционера), выдвигающих указанные кандидатуры, и количество
принадлежащих им акций народного предприятия.
8. Наблюдательный совет обязан рассмотреть поступившие предложения и
принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или
об отказе в таком включении не позднее 15 дней после окончания срока, установленного
пунктом 6 настоящей статьи.
Вопросы, внесенные акционерами (акционером), подлежат включению в повестку
дня общего собрания акционеров, равно как выдвинутые кандидатуры подлежат
включению в список кандидатур для голосования по выборам на должности генерального
директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии, в члены
наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии, за исключением случаев,
когда:
акционерами (акционером) не соблюден срок, установленный пунктом 6 настоящей
статьи;
акционеры (акционер) не являются владельцами предусмотренного пунктом
6 настоящей статьи количества голосов;
данные, представленные в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, являются
неполными;
внесенные предложения не соответствуют настоящему Федеральному закону
и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
9. Мотивированное решение наблюдательного совета об отказе во включении
вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидатур в список
кандидатур для голосования по выборам на должности генерального директора
народного предприятия и председателя контрольной комиссии, в члены наблюдательного
совета и в члены контрольной комиссии направляется акционерам (акционеру),
внесшим вопрос или представившим предложения, не позднее трех дней с даты
его принятия.
10. Решение наблюдательного совета об отказе во включении вопроса в повестку
дня общего собрания акционеров или кандидатур в список кандидатур для голосования
по выборам на должности генерального директора народного предприятия и председателя
контрольной комиссии, в члены наблюдательного совета и в члены контрольной
комиссии может быть обжаловано в контрольную комиссию, решение которой по
данному вопросу является обязательным для исполнения наблюдательным советом.
11. В бюллетене для голосования на общем собрании акционеров помимо сведений,
установленных пунктом 3 статьи 60 Федерального закона "Об акционерных обществах",
должен быть указан принцип голосования по каждому вопросу - "одна акция -
один голос" или "один акционер - один голос".
В случае проведения голосования по выборам на должности генерального
директора народного предприятия и председателя контрольной комиссии, в члены
наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии бюллетень для голосования
должен содержать краткие биографические данные кандидатов.
12. Период полномочий счетной комиссии общего собрания акционеров устанавливается
решением данного общего собрания акционеров не менее чем тремя четвертями
голосов присутствующих на общем собрании акционеров. Решение принимается по
принципу "один акционер - один голос".

Комментарий к статье 10

I. Компетенция общего собрания акционеров народного предприятия
II. Порядок принятия общим собранием акционеров решений
III. Право акционеров народного предприятия обжаловать в суд решения,
принятые общим собранием акционеров
IV. О праве акционеров о внесении в повестку годового общего собрания
акционеров своих предложений
V. Право работников-неакционеров участвовать в работе общего собрания
акционеров народного предприятия

I. Компетенция общего собрания акционеров
народного предприятия

В пункте 1 статьи 10 приводятся вопросы, решение которых относится к
исключительной компетенции общего собрания акционеров. Это такие вопросы,
которые общее собрание акционеров не вправе передать на решение других органов
управления народного предприятия. Решения по вопросам 1 - 6, 8, 10, 12 и 14
пункта 1 принимаются по принципу "один акционер - один голос". Возникает вопрос,
по какому принципу принимаются общим собранием акционеров решения по вопросам
7, 9, 11, 13 и 15? Решения по этим вопросам принимаются по принципу "одна
акция - один голос".
Таким образом, при решении некоторых вопросов все акционеры поставлены
в равное положение, им предоставлены одинаковые права независимо от количества
принадлежащих им акций, а при решении других вопросов - в неравное положение
- в зависимости от величины их вклада в имущественное положение народного
предприятия, - его активы. Заметим, что решения по принципу "один акционер
- один голос" принимаются по тем вопросам, которые в равной степени затрагивают
интересы всех акционеров - например, избрание генерального директора народного
предприятия, председателя контрольной комиссии. А решения по принципу "одна
акция - один голос" принимаются по вопросам, затрагивающим, в первую очередь,
интересы собственников. Например, утверждение годового бухгалтерского баланса,
отчета о прибылях и убытках; принятие решения о ликвидации народного предприятия.
Что касается содержащегося в пункте 1 перечня полномочий общего собрания
акционеров народного предприятия, то нам он представляется неполным. Из этого
перечня не следует, что собрание избирает членов ревизионной (контрольной)
комиссии; утверждает аудитора; принимает решение о распределении прибыли и
убытков по результатам финансового года; определяет порядок ведения общего
собрания; образует его счетную комиссию; принимает решения по поводу совершения
крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность; определяет
форму сообщения акционерам материалов (информации) к повестке дня общего собрания
акционеров; принимает решения об участии народного предприятия в финансово-промышленных
группах, иных объединениях коммерческих организаций.
Мы обращаем внимание читателей на это обстоятельство потому, что согласно
статье 48 "Компетенция общего собрания акционеров" Закона об акционерных обществах
решение указанных выше вопросов, за исключением последнего в приведенном выше
перечне вопросов, относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Обойтись без решения этих вопросов нельзя, само собрание или органы управления
народного предприятия неизбежно будут их решать.
Поэтому, по нашему мнению, целесообразно отнести решение указанных вопросов
к компетенции общего собрания акционеров, отразив это в уставе народного предприятия.
В дальнейшем собрание может принять решение о передаче определенных вопросов
на решение наблюдательного совета или контрольной комиссии народного предприятия.
Как следует из текста пункта 2 статьи 10, если вопросы, отнесенные к
исключительной компетенции собрания не могут быть переданы им на решение другим
органам управления, то его полномочия по иным вопросам могут быть переданы
его решением, принятым не менее чем тремя четвертями голосов от общей численности
акционеров, наблюдательному совету или контрольной комиссии на определенный
срок, но не более чем на один год.
Однако об иных полномочиях в статье 10 говорится очень мало: собрание
утверждает порядок принятия им решений, определяет период полномочий счетной
комиссии собрания. Что же тогда относится к иным полномочиям общего собрания
акционеров народного предприятия? К ним относятся полномочия, предусмотренные
другими статьями Закона о народных предприятиях.
Например, согласно пункту 4 статьи 5 этого Закона порядок определения
сумм оплаты труда работников народного предприятия за отчетный финансовый
год, а также порядок наделения акциями народного предприятия его работников
утверждаются общим собранием акционеров. А согласно пункту 3 статьи 6 количество
разрешенных к продаже акций народного предприятия одним работником-акционером
устанавливается общим собранием акционеров, при этом оно не может превышать
20 процентов принадлежащих данному работнику-акционеру акций народного предприятия
на дату окончания отчетного финансового года.
Кроме того, к иным полномочиям общего собрания акционеров относятся те,
которые предусмотрены Законом об акционерных обществах, если они не противоречат
положениям Закона о народных предприятиях. К ним и относятся полномочия, предусмотренные
статьей 48 Закона об акционерных обществах, которые были приведены выше. Желательно,
чтобы все полномочия общего собрания акционеров были отражены в его уставе
с тем, чтобы на собрании не возникали у работников-акционеров вопросы, вправе
ли собрание решить тот или иной вопрос.
К тому же, закрепление в уставе народного предприятия всех полномочий
общего собрания значительно затруднит для наблюдательного совета, генерального
директора подмену решений общего собрания решениями этих органов управления,
как это нередко бывает в акционерных обществах.

II. Порядок принятия общим собранием акционеров решений

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 порядок принятия решения общим собранием
акционеров утверждается общим собранием акционеров. Решение принимается по
принципу "один акционер - один голос". Здесь речь идет о том, что общее собрание
акционеров утверждает внутренний документ народного предприятия, регламентирующий
порядок принятия общим собранием акционеров его решений. Этот внутренний документ
народного предприятия принимается собранием по принципу "один акционер - один
голос".
Каких-либо требований к содержанию этого внутреннего документа в пункте
3 не приводится. Поэтому, казалось бы, общее собрание акционеров вправе свободно
сделать свой выбор, определяя его содержание. Однако нельзя забывать о том,
что согласно пункту 2 статьи 1 Закона о народных предприятиях к ним применяются
правила Закона об акционерных обществах о закрытых акционерных обществах,
если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях.
Отсюда следует, что, если "иное" Законом о народных предприятиях не предусмотрено,
при разработке внутреннего документа, регламентирующего порядок принятия общим
собранием акционеров народного предприятия решений, по нашему мнению, следует

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>