<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

актов и нарушают права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком
по такому делу является акционерное общество.
Второй аспект касается многочисленных случаев, когда советы директоров
(наблюдательные советы) акционерных обществ под различными предлогами, нередко
надуманными, отказывают акционерам от включения предлагаемых ими вопросов
в повестку дня годового общего собрания акционеров, лишая их тем самым права,
предусмотренного статьей 53 Закона. Точно также они отказывают акционерам,
ревизионным комиссиям (ревизорам) и аудиторам обществ в их требованиях о проведении
внеочередного общего собрания акционеров, нарушая тем самым права, предоставленные
этим лицам и органам статьей 55 Закона.
Советы директоров (наблюдательные советы) многих акционерных обществ
осуществляют такие неправомерные действия вопреки тому, что в пунктах 4 статей
53 и 55 Закона приводятся перечни оснований, по которым они вправе отказать
от включения вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и
созыва внеочередного общего собрания акционеров.
В этой связи Верховный и Высший Арбитражный Суды дали следующее разъяснение.
При рассмотрении дела о признании недействительным решения совета директоров
(наблюдательного совета) общества об отказе во включении предложенного акционером
вопроса в повестку дня годового общего собрания акционеров или кандидата в
список для тайного голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный
совет) и ревизионную комиссию (статья 53 Закона), а также об отказе от созыва
внеочередного общего собрания акционеров по требованию лиц, указанных в статье
55 Закона, необходимо учитывать, что перечень оснований для отказа содержится
соответственно в пункте 4 статьи 53 Закона и пункте 4 статьи 55 Закона и является
исчерпывающим *(23). Таким образом, совет директоров (наблюдательный совет)
акционерного общества вправе отказать указанным выше лицам и органам во включении
вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и созыве внеочередного
общего собрания лишь в соответствии с перечнями оснований для отказа, содержащимися
в пунктах 4 статьей 53 и 55 Закона. Все другие причины отказа являются незаконными.
Вернемся к рассмотрению статьи 55 Закона об акционерных обществах. Согласно
ее пункту 6 в случае, если в течение установленного срока (10 дней с даты
предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров)
наблюдательным советом не принято решение о созыве собрания или принято решение
об отказе от его созыва, внеочередное собрание может быть созвано лицами,
требующими его созыва. В этом случае расходы по подготовке и проведению собрания
могут быть возмещены по решению общего собрания акционеров за счет средств
народного предприятия.
В связи с тем, что акционерам, требующим созыва внеочередного собрания,
дано такое право, необходимо отметить, что при созыве ими собраний часто возникают
весьма сложные проблемы, которые они не всегда оказываются способными успешно
решить. Во-первых, если наблюдательный совет и генеральный директор против
проведения такого собрания, то провести его в помещении общества и силами
его персонала, как правило, не удается. Поэтому акционерам - организаторам
созыва собрания необходимы значительные средства для аренды помещения, оплаты
технических работников, выполняющих всю подготовительную работу и обслуживающих
собрание, на почтовые расходы и т.д. и т.п., которые возместить за счет общества
вряд ли удастся.
Причина заключается в том, что согласно пункту 6 статьи 55 расходы по
подготовке и проведению собрания, созываемого акционерами, могут быть возмещены
по решению этого собрания за счет средств общества. Как видим, такая норма
не носит для общества обязательного характера, в связи с чем организаторы
собрания должны быть готовы израсходовать собственные средства.
Во-вторых, еще одной весьма сложной проблемой является возможность срыва
созываемого акционерами собрания из-за отсутствия на нем кворума, что выясняется
лишь в начале работы собрания. В результате все старания и расходы акционеров,
созвавших собрание, оказываются беспредметными.
В-третьих, усилия акционеров, созвавших внеочередное собрание, могут
оказаться также беспредметными, если собрание не примет предлагаемое ими решение
или примет прямо противоположное решение.
В-четвертых, акционеры, самостоятельно созывающие внеочередное собрание,
должны досконально знать всю процедуру подготовки и проведения общего собрания
акционеров. В противном случае они, как это часто бывает, неизбежно допустят
много ошибок, в результате чего принятые собранием решения могут быть признаны
не действительными.

Статья 12. Наблюдательный совет народного предприятия

1. Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью
народного предприятия и может принимать решения по всем вопросам, за исключением
вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, а также вопросов,
отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом народного предприятия к
компетенции генерального директора народного предприятия.
2. К исключительной компетенции наблюдательного совета относятся следующие
вопросы:
1) созыв годового и внеочередных общих собраний акционеров, за исключением
случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 55 Федерального закона "Об акционерных
обществах";
2) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
3) определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие
в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции наблюдательного
совета в соответствии с положениями главы VII Федерального закона "Об акционерных
обществах" и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
4) определение размера дивиденда по акциям народного предприятия и порядка
его выплаты;
5) использование резервного и иных фондов народного предприятия;
6) утверждение внутренних документов народного предприятия, предусмотренных
уставом народного предприятия;
7) создание филиалов и открытие представительств народного предприятия.
3. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета,
не могут быть переданы для решения генеральному директору народного предприятия.
Полномочия наблюдательного совета по другим вопросам, предоставленные
ему в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом народного предприятия,
могут быть переданы решением общего собрания акционеров генеральному директору
народного предприятия или контрольной комиссии на определенный срок, но не
более чем на один год.
4. Председателем наблюдательного совета является входящий в него по должности
генеральный директор народного предприятия, если уставом народного предприятия
не предусмотрено иное.
5. Наблюдательный совет избирается сроком на три года.
6. Генеральный директор народного предприятия, его заместители и помощники
не могут составлять более 30 процентов количественного состава наблюдательного
совета.
7. При списочной численности работников народного предприятия более одной
тысячи человек и при наличии в их составе более 2 процентов работников-неакционеров
один представитель работников-неакционеров, выбираемый общим собранием работников-неакционеров,
должен входить в состав наблюдательного совета.
8. Заседания наблюдательного совета созываются председателем наблюдательного
совета по его инициативе, по требованию члена (членов) наблюдательного совета,
по требованию контрольной комиссии, по требованию не менее 5 процентов акционеров
или по требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 5 процентов
акций народного предприятия.
9. Решения каждого заседания наблюдательного совета доводятся до сведения
работников народного предприятия.

Комментарий к статье 12

Компетенция наблюдательного совета
Подготовка к проведению общего собрания акционеров
О составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем
собрании акционеров
Информация о проведении общего собрания акционеров
Порядок участия акционеров в общем собрании акционеров
Регистрация участников общего собрания акционеров, определение его
кворума
Протокол собрания
О председателе наблюдательного совета
О представителе работников-неакционеров в наблюдательном совете
Об организации работы наблюдательного совета

Компетенция наблюдательного совета

В пункте 1 статьи 12 определяются общие границы компетенции, полномочий,
наблюдательного совета народного предприятия. Он осуществляет общее руководство
деятельностью народного предприятия и может принимать решения по всем вопросам,
за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров,
а также вопросов, отнесенных настоящим Законом и уставом народного предприятия
к компетенции генерального директора народного предприятия.
Согласно пункту 2 к исключительной компетенции наблюдательного совета
относится решение следующих вопросов:
1) созыв годового и внеочередных общих собраний акционеров народного
предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 55 Закона
об акционерных обществах *(24);
2) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
3) определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие
в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции наблюдательного
совета в соответствии с положениями главы VII Закона об акционерных обществах
и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
4) определение размера дивиденда по акциям народного предприятия и порядка
его выплаты;
5) использование резервного и иных фондов народного предприятия;
6) утверждение внутренних документов народного предприятия, предусмотренных
уставом народного предприятия;
7) создание филиалов и открытие представительств народного предприятия.
Согласно пункту 3 статьи 12 вопросы, отнесенные к исключительной компетенции
наблюдательного совета, не могут быть переданы для решения генеральному директору
народного предприятия.
Полномочия наблюдательного совета по другим вопросам, предоставленным
ему в соответствии с настоящим Законом и уставом народного предприятия, могут
быть переданы решением общего собрания акционеров генеральному директору народного
предприятия или ревизионной (контрольной) комиссии на определенный срок, но
не более чем на один год.
Ниже мы прокомментируем ряд положений подпункта 3 пункта 2 статьи 12,
связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров народного
предприятия.

Подготовка к проведению общего собрания акционеров

Согласно статье 54 Закона об акционерных обществах при подготовке общего
собрания акционеров наблюдательный совет, а в случаях, предусмотренных пунктом
6 статьи 55 указанного Закона, лица, созывающие собрание, определяют:
- дату, место и время проведения собрания;
- повестку дня собрания;
- дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в собрании;
- порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания; *(25)
- перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке
к проведению собрания;
- форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями.
Как видим, вся подготовка к собранию в статье 54 сводится к ряду чисто
формальных решений наблюдательного совета или лиц, созывающих собрание. В
то же время, подготовка к собранию заключается в проведении многих организационных
и иных мероприятий. К тому же много чисто технических действий, связанных
с подготовкой к собранию, в Законе, естественно, не могли найти отражения,
в этом нет необходимости. Однако без их проведения подготовить собрание невозможно.
Такая организационная и техническая работа очень часто возлагается на
административно-управленческий персонал под руководством генерального директора
общества. Особая группа не создается, отдельные работники выполняют различные
поручения, состав их от собрания к собранию меняется, в их действиях отсутствует,
как правило, профессионализм, что ведет к многочисленным упущениям в работе,
нарушению прав акционеров. Нередко это ставит под сомнение законность принятых
собранием решений.
Для того чтобы обеспечить соблюдение всех требований к проведению собраний,
исключить нарушение законодательства, народному предприятию целесообразно
пойти по пути акционерных обществ, создавших на постоянной основе оргкомитеты
по созыву и проведению собраний. Решение о создании оргкомитета принимается
наблюдательным советом по согласованию с генеральным директором общества,
поскольку в его подчинении находится административно-управленческий персонал.
Возглавляет оргкомитет секретарь наблюдательного совета. Членам оргкомитета
после проведения собрания выплачивается определенное вознаграждение в зависимости
от качества и объема их работы. Размер и порядок выплаты вознаграждения членам
оргкомитета носят постоянный характер, не устанавливаются от случая к случаю,
что хорошо их стимулирует.
После принятия наблюдательным советом решения о созыве общего собрания
акционеров перед оргкомитетом ставится ряд весьма сложных задач: организация
разработки проектов документов, выносимых на собрание, подготовка предложений
по формированию состава секретариата собрания, счетной комиссии; рассылка
уведомлений, составление бюллетеней, утверждение порядка голосования и т.д.
Результативность собрания акционеров в значительной степени зависит от того,
насколько четко проработана организация его проведения, налажено взаимодействие
ведущего собрание, секретариата, держателя реестра, счетной и ревизионной
комиссий и участников собрания.
Для того чтобы избежать так хорошо нам известных пустопорожних дискуссий,
шквала вопросов из зала по процедурным вопросам, необходим регламент (порядок)
проведения собрания акционеров, являющийся составной частью устава общества.
В самом общем виде задача, стоящая перед разработчиками регламента, заключается
в том, чтобы зафиксировать механизм проведения собрания, что позволит ведущему
собрание, его секретариату, счетной комиссии, акционерам соблюсти его процедуру.

О составлении списка акционеров, имеющих право на участие
в общем собрании акционеров

Такой список составляется в порядке, предусмотренном статьей 51 "Право
на участие в общем собрании акционеров" Закона об акционерных обществах. Согласно
этой статье список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров
(годовом и внеочередном), составляется на основании данных реестра акционеров
народного предприятия на дату, устанавливаемую наблюдательным советом. При
этом дата составления списка не может быть установлена ранее даты принятия
решения о проведении общего собрания акционеров и более, чем за 60 дней до
даты проведения общего собрания.
Список содержит имя (наименование) каждого акционера, его адрес (место
нахождения), данные о количестве принадлежащих ему акций народного предприятия.
По требованию акционера народное предприятие обязано предоставить ему информацию
о включении его в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании
акционеров.
Список представляется для ознакомления по требованию лиц, зарегистрированных
в реестре акционеров народного предприятия и обладающих не менее чем 10 процентами
голосов на общем собрании акционеров. Для составления списка акционеров, имеющих
право на участие в общем собрании акционеров, номинальный держатель акций
представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями, на дату
составления списка.
Изменения в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании
акционеров, могут вноситься только в случае восстановления нарушенных прав
лиц, не включенных в указанный список на дату его составления, или исправления
ошибок, допущенных при его составлении.

Информация о проведении общего собрания акционеров

Порядок доведения такой информации до акционеров регламентируется статьей
52 Закона об акционерных обществах. Сообщение акционерам о проведении общего
собрания акционеров осуществляется путем направления им письменного уведомления
или опубликования информации.
Форма сообщения акционерам о проведении собрания, в том числе орган печати
в случае сообщения в форме опубликования информации, определяется уставом
общества или решением общего собрания акционеров. Если же форма сообщения
акционерам о проведении собрания не определена, то уведомление о его проведении
осуществляется заказным письмом.
Общество вправе информировать акционеров через иные средства массовой
информации (телевидение, радио), что также должно быть отражено в уставе общества
или в решении общего собрания акционеров. Таким образом, перед акционерными
обществами открыта возможность самим выбрать форму сообщения акционерам о
проведении собрания, закрепив ее в уставе общества или решением общего собрания
акционеров. При этом принципиально важно, чтобы гарантировалось доведение
информации до каждого акционера.
Известно, например, что во многих закрытых акционерных обществах, в которых
большинство акционеров является их работниками, информация о проведении собрания
осуществляется путем вывешивания объявлений. Что же касается акционеров, которые
не являются работниками общества, то им направляется письменное уведомление.
Правда, в этом случае существует опасность опротестования решений собрания
в судебном порядке со стороны акционеров, недовольных такими решениями. Однако
определение суда будет зависеть, в том числе, от того, признает ли он такое
нарушение положений статьи 52 Закона об акционерных обществах существенным
или не признает. К тому же, определение суда будет зависеть от того, могло
ли присутствие на собрании акционера (акционеров), обратившихся в суд, повлиять
на итоги голосования или не могло повлиять.
По нашему мнению, возможен иной путь применения положения абзаца 1 пункта
1 статьи 52, где говорится, что сообщение акционерам о проведении их общего
собрания осуществляется путем направления им письменного уведомления. Вместо
направления уведомления вполне возможно его вручить лично работнику-акционеру
по месту работы под расписку. В конечном счете важно, чтобы акционер вовремя
получил уведомление. Что же касается акционеров - физических лиц, не являющихся
работниками народного предприятия, и акционеров - юридических лиц, то им уведомление
следует направлять, если уставом общества не предусмотрена иная форма уведомления.
Что касается срока сообщения акционерам о проведении собрания, то он
устанавливается уставом общества. Минимальный срок сообщения статьей 52 предусмотрен
для обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций более тысячи.
Такое общество обязано направить письменное уведомление или опубликовать информацию
о проведении общего собрания акционеров не позднее чем за 30 дней до даты
его проведения.
Сообщение о проведении собрания должно содержать:
- наименование и место нахождения общества;
- дату, время и место проведения собрания;
- дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в собрании;
- вопросы, включенные в повестку дня собрания; порядок ознакомления акционеров
с информацией (материалами), подлежащей представлению акционерам при подготовке
к проведению собрания.
К информации (материалам), подлежащей представлению акционерам при подготовке
годового общего собрания акционеров относятся годовой отчет общества, заключение
ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества по результатам
годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, сведения о
кандидатах в наблюдательный совет и ревизионную комиссию общества, а также
другие материалы по вопросам повестки дня собрания. Состав и содержание материалов,
подлежащих представлению акционерам при подготовке внеочередного собрания
акционеров, определяется наблюдательным советом или иными лицами, созывающими
собрание.
Особый порядок информирования акционеров о проведении общего собрания
статьей 52 Закона об акционерных обществах предусмотрен для тех из них, которые
доверили представление своих интересов на собрании своим представителям -
номинальным держателям акций *(26).
В том случае, если эти номинальные держатели акций зарегистрированы в
реестре акционеров общества, то сообщение о проведении собрания акционеров
направляется в их адрес. Номинальные держатели акций, в свою очередь, обязаны
довести в установленном порядке сообщение до сведения своих клиентов.

Порядок участия акционеров в общем собрании акционеров

Наблюдательный совет народного предприятия обязан обеспечивать и контролировать
соблюдение порядка участия акционеров в их общем собрании, предусмотренный
статьей 57 Закона об акционерных обществах. Согласно статье 57 право на участие
в общем собрании акционеров осуществляется акционером как лично, так и через
своего представителя. Акционер вправе в любое время заменить своего представителя
на общем собрании акционеров или лично принять участие в общем собрании акционеров.
Представитель акционера на общем собрании акционеров действует в соответствии
с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов или актов уполномоченных
на то федеральных органов, или органов местного самоуправления либо доверенности,
составленной в письменной форме. Доверенность на голосование должна содержать
сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства
или место нахождения, паспортные данные). Доверенность на голосование должна
быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 ГК РФ
или удостоверена нотариально.
Пунктом 4 статьи 185 ГК РФ предусмотрены случаи, в которых доверенность
может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится,
жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией
стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.
А согласно пункту 5 этой статьи доверенность от имени юридического лица
выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это
его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Как
видим, доверенность на участие в общем собрании акционеров, выданная акционером
его представителю, может быть заверена в указанном выше порядке. Если это
не будет сделано, доверенность должна быть заверена нотариально.
Представительство и порядок выдачи доверенности, ее содержание регламентируются
статьями 182 - 189 ГК РФ. Там, в частности, сказано, что доверенностью признается
письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства
перед третьими лицами. Срок действия доверенности не может превышать трех
лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года
со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения,
ничтожна (т.е. не порождает никаких последствий, кроме того, что она недействительна).
Действие доверенности прекращается вследствие: истечения срока доверенности;
отмены доверенности лицом, выдавшим ее: отказа лица, которому она была выдана;
прекращения юридического лица, от имени которого она была выдана; прекращения
юридического лица, которому выдана доверенность; смерти гражданина, выдавшего
доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно
отсутствующим.
Лицо, выдавшее доверенность, не может во всякое время отменить доверенность,
а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее. Соглашение об отказе
от этих прав ничтожно. Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее
ее, обязано известить об этом лицо, которому доверенность выдана, также известных
ему третьих лиц (в данном случае - народное предприятие), для представительства
перед которыми дана доверенность.
Права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана
доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении,
сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении
третьих лиц (в данном случае - народное предприятие). Это правило не применяется,
если третье лицо (в данном случае - народное предприятие) знало или должно
было знать, что действие доверенности прекратилось. По прекращении доверенности
лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть
доверенность.
В силу изложенного, утверждение некоторых заинтересованных должностных
лиц акционерных обществ о том, что представлять интересы акционеров на их
общих собраниях может лишь ограниченный круг работников, как правило, руководящих
не основано на законе. Мало того, оно ему прямо противоречит. Любой акционер
вправе выдать доверенность на представление его интересов на общем собрании
акционеров любому правомочному и дееспособному гражданину или юридическому
лицу.
Кроме того, закон четко определяет причины, в силу которых прекращается
доверенность. Поэтому никакое должностное лицо не вправе прекращать действие
доверенности по иным, надуманным, основаниям как это имело место в ряде акционерных
обществ.
Возвращаясь к тексту статьи 57 Закона об акционерных обществах, отметим,
что в случае передачи акции (акций) после даты составления списка акционеров,
имеющих право на участие в общем собрании акционеров и до даты проведения
общего собрания, лицо, включенное в этот список, обязано выдать приобретателю
акции (акций) доверенность на голосование или голосовать на общем собрании
в соответствии с указаниями приобретателя акций.

Регистрация участников общего собрания акционеров,
определение его кворума

Закон обходит стороной порядок регистрации участников общего собрания
акционеров, тогда как этот этап проведения собрания очень важен. Задачи, которые
решаются на этом этапе, можно сформулировать следующим образом:
- персональный учет акционеров и их представителей, участвующих в собрании;
- подсчет общего числа акционеров, их представителей, участвующих в собрании,
установление наличия кворума для проведения собрания;
- исключение возможности участия в собрании, голосовании лиц, не являющихся
на день проведения собрания владельцами голосующих акций;
- то же в отношении представителей акционеров, чьи полномочия не подтверждены
доверенностями.
Для того чтобы избежать ненужных осложнений, неразберихи при регистрации
участников собрания, целесообразно заранее заготовить для каждого из них конверт
с имеющимися документами. При регистрации участник собрания предъявляет документ,
удостоверяющий личность. Работник секретариата отыскивает его имя в журнале
регистрации, составленном на основе реестра акционеров, и выдает конверт,
а акционер расписывается в получении документов. Если в собрании участвует
не сам акционер, а его представитель, работник секретариата должен удостоверить
личность представителя и наличие соответствующей доверенности на право участия
в собрании, голосовании. После этого соответствующее лицо допускается к участию
в собрании. Счетная комиссия ведет учет зарегистрированных акционеров, их
представителей, определяет наличие кворума.
Порядок определения кворума общего собрания акционеров регламентируется
статьей 58 Закона об акционерных обществах. Собрание правомочно, т.е. имеет
кворум, если на момент окончания регистрации для участия в собрании зарегистрировались

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>