<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

акционеры (их представители), обладающие в совокупности более чем половиной
голосов размещенных голосующих акций общества. На практике это означает, что
кворум имеется, если зарегистрировались акционеры, обладающие в совокупности
пятьюдесятью процентами голосующих акций плюс одна голосующая акция. В случае,
если проводится заочное голосование, то при определении кворума и подведении
итогов голосования, учитываются голоса, представленные бюллетенями, полученными
обществом от акционеров (их представителей), не позднее чем за два дня до
даты проведения собрания.
Если на момент окончания регистрации для участия в собрании кворум не
собран, объявляется дата проведения нового собрания. Новое собрание обязательно
проводится по повестке дня не состоявшегося собрания, ее изменение не допускается.
Новое собрание, созванное взамен несостоявшегося, считается правомочным, если
на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры
(их представители), обладающие в совокупности не менее чем 30 процентами голосов
размещенных голосующих акций общества.
Сообщение о проведении нового общего собрания акционеров осуществляется
в форме, предусмотренной пунктом 1 статьи 52 Закона, но не позднее чем за
10 дней до даты его проведения. При переносе даты проведения собрания в связи
с отсутствием кворума менее чем на 20 дней акционеры, имеющие право на участие
в собрании, определяются в соответствии со списком акционеров, имеющих право
на участие в несостоявшемся собрании. Такая запись означает, что если собрание
перенесено на 20 и более дней, необходимо составлять новый список акционеров,
имеющих право на участие в новом собрании.

Протокол собрания

Порядок составления и содержание протокола общего собрания акционеров
регламентируется статьей 63 Закона об акционерных обществах. Он составляется
не позднее 15 дней после закрытия собрания в двух экземплярах, подписываемых
председательствующим на собрании и его секретарем. В протоколе указываются:
- место и время проведения собрания;
- общее количество голосов, которыми обладают акционеры - владельцы голосующих
акций общества;
- количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие
в собрании;
- председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.
В протоколе должны также содержаться основные положения выступлений,
вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения,
принятые собранием. Как видим, порядок ведения протокола общего собрания акционеров
изложен в Законе весьма лаконично. На наш взгляд, он требует уточнения в уставе
общества для того, чтобы обеспечить правильность и своевременность оформления
протокола, исключить бытующее в нашей действительности совершенно нетерпимое
явление, когда решения собрания переписываются задним числом в угоду чьих-либо
групповых и личных интересов, не считающееся в то же время должностным преступлением.
Поэтому в уставе общества целесообразно изложить обязательные требования
к конкретным должностным лицам по ведению, оформлению и хранению протоколов.
В этой связи, на наш взгляд, практический интерес представят такие требования:
1. Протокол собрания ведется на основании повестки дня, основных положений
выступлений участников собрания, вопросов, поставленных на голосование, протоколов
секретариата о регистрации и протоколов счетной комиссии о голосовании. Протоколы
в двух экземплярах (оригинал и страховая копия) подписываются председателем
собрания и секретарем собрания и оформляются не позднее ... дней после окончания
собрания.
2. Оригиналы протоколов собраний находятся на хранении в архиве общества,
страховые копии протоколов - у секретаря совета директоров. По требованию
акционеров или их полномочных представителей протоколы собраний предоставляются
им для ознакомления секретарем наблюдательного совета в порядке, предусмотренном
статьей 91 Закона об акционерных обществах.
3. В случае обнаружения ошибок, неточностей, недостоверного изложения
фактов в протоколе собрания, акционер вправе требовать от наблюдательного
совета их исправления. В свою очередь, наблюдательный совет обязан принять
меры по внесению в протокол соответствующих изменений и уточнений, а также
сделать об этом соответствующее сообщение следующему собранию акционеров,
внеся данный вопрос в его повестку дня.

О председателе наблюдательного совета

Согласно пункту 4 статьи 12 председателем наблюдательного совета является
входящий в него по должности генеральный директор народного предприятия, если
уставом народного предприятия не предусмотрено иное.
Как следует из текста пункта 4, собрание акционеров вправе скорректировать
в уставе народного предприятия положения о том, что:
- генеральный директор по должности входит в состав наблюдательного совета,
являясь его членом;
- генеральный директор является председателем наблюдательного совета.
Что касается того, что генеральный директор по должности входит в состав
наблюдательного совета, то, по нашему мнению, целесообразность этого очевидна.
Глава исполнительной власти народного предприятия, обладающий всесторонней
информацией и принимающий от его имени решения, должен быть в составе совета,
оказывая влияние на принятие советом решений.
В то же время целесообразность руководства наблюдательным советом генеральным
директором вызывает большие сомнения. В этом случае по существу пропадает
смысл функционирования наблюдательного совета, который, в принципе, должен
контролировать деятельность исполнительной власти народного предприятия, персонифицированной
в лице генерального директора, "наблюдать" за деятельностью этой власти. Если
же генеральный директор станет председателем наблюдательного совета, то в
его руках сосредоточится и представительная и исполнительная власть в народном
предприятии, его деятельность станет по существу бесконтрольной со всеми вытекающими
отсюда для народного предприятия негативными последствиями. Именно поэтому
в уставе народного предприятия следует записать, что, являясь по должности
членом наблюдательного совета, генеральный директор не должен быть его председателем.

О представителе работников-неакционеров
в наблюдательном совете

Согласно пункту 7 статьи 12 при списочной численности работников народного
предприятия более одной тысячи и при наличии в их составе более 2 процентов
работников-неакционеров один представитель работников-неакционеров, выбираемый
общим собранием работников-неакционеров, должен входить в состав наблюдательного
совета.
При практическом применении этой нормы Закона могут возникнуть некоторые
коллизии, о которых уже частично говорилось в комментарии к пункту 5 статьи
10. Работники-неакционеры, составляющие 2 - 10 процентов от общей численности
работников народного предприятия, проводят свое собственное собрание для того,
чтобы на нем избрать своего представителя в наблюдательный совет, создавая
тем самым прецедент для проведения собраний и по другим интересующим их вопросам.
В то же время эти работники участвуют в общих собраниях работников (трудового
коллектива), которым действующее законодательство представляет право принимать
важные для них решения (о чем речь пойдет ниже). Мало того, как работники-неакционеры,
так и работники-акционеры, являющиеся членами профсоюза и составляющие, как
правило, большинство всех трудящихся на народном предприятии, участвуют в
работе профсоюзных собраний, принимающих решения по социально-экономическим,
профессиональным и иным, также чрезвычайно важным для работников вопросам.
В связи с изложенным нельзя не отметить, что вопросы трудовых отношений
с администрацией народного предприятия в равной степени затрагивают интересы
как работников-неакционеров, так и работников-акционеров: их в этом вопросе
объединяет единство социально-экономических условий для всех работников народного
предприятия.
Отличие работников-акционеров от работников-неакционеров никак не проявляется
в области трудовых отношений с администрацией народного предприятия. Его,
этого отличия, попросту нет. Их права, интересы, обязанности в качестве наемных
работников - едины.
Поэтому, с нашей точки зрения, такое разделение трудящихся на работников-неакционеров
и работников-акционеров - искусственно. И те, и другие в равной степени принимают
решения, основанные на трудовом законодательстве, участвуя в работе общего
собрания работников (трудового коллектива). К тому же большинство работников
как акционеров, так и неакционеров принимают решения, также в соответствии
с трудовым законодательством, участвуя в работе профсоюзного собрания.
Эта взаимосвязь профсоюзной организации со всеми работниками, со всем
трудовым коллективом закреплена законодательно. Согласно статье 16.3 Закона
РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы
по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных
органах управления организацией. Применительно к народному предприятию это
означает, что его профсоюзная организация вправе по уполномочию работников
(как акционеров, так и неакционеров) иметь своего представителя в наблюдательном
совете народного предприятия.
Подробно значение и роль представителя профсоюзной организации в наблюдательном
совете народного предприятия будут рассмотрены в разделе "Народные предприятия
и профсоюзы" настоящей работы. Здесь же еще раз отметим, что и представитель
профсоюзной организации в наблюдательном совете, и представитель работников-неакционеров
выражают общие для всех работников интересы. Поэтому крайне необходимо, чтобы
их деятельность в совете была скоординирована, что должен взять на себя профсоюзный
комитет.

Об организации работы наблюдательного совета

В пункте 8 статьи 12 регламентируется лишь порядок созыва наблюдательного
совета. Заседания наблюдательного совета народного предприятия созываются
его председателем по собственной инициативе, по требованию члена (членов)
наблюдательного совета, по требованию ревизионной (контрольной) комиссии,
по требованию не менее 5 процентов акционеров или по требованию акционеров
(акционера), которым принадлежит не менее 5 процентов акций народного предприятия.
Что же касается порядка созыва и проведения заседаний наблюдательного
совета, порядка принятия им решений, в статье 12 ничего не говорится. Поэтому
по этим вопросам следует обратиться к положениям Закона об акционерных обществах,
учтя положения пункта 8 статьи 12 Закона о народных предприятиях.
В соответствии со статьей 67 Закона об акционерных обществах председатель
наблюдательного совета уполномочен созывать и организовывать работу этого
органа управления общества. В случае его отсутствия его функции осуществляет
один из членов совета по решению совета.
Порядок созыва и проведения заседаний совета определяется уставом общества
или внутренним документом общества.
Уставом общества может быть предусмотрена возможность принятия решений
советом заочным голосованием (опросным путем).
В соответствии с пунктом 2 статьи 68 Закона об акционерных обществах
кворум для проведения заседания совета определяется уставом общества, но не
должен быть менее половины от числа избранных членов совета.
В случае, когда количество членов совета становится менее половины количества,
предусмотренного уставом общества, оно обязано созвать чрезвычайное (внеочередное)
общее собрание акционеров для избрания нового состава совета. Оставшиеся члены
совета вправе принимать решение только о созыве такого чрезвычайного (внеочередного)
собрания.
Согласно пункту 3 статьи 68 решения на заседании совета принимаются большинством
голосов присутствующих, если Законом об акционерных обществах, уставом общества
или его внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний
совета, не предусмотрено другое.
При решении вопросов на заседании совета каждый из его членов обладает
одним голосом. Передача голоса одним членом совета другому члену совета запрещается.
Уставом общества может быть предусмотрено право решающего голоса председателя
совета при принятии советом решений в случае равенства голосов его членов.
Согласно пункту 4 статьи 68 на заседании совета ведется протокол, который
составляется не позднее 10 дней после его проведения. В протоколе заседания
указываются:
- место и время его проведения;
- лица, присутствующие на заседании;
- повестка дня заседания;
- вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;
- принятые решения.
Протокол подписывается председательствующим на заседании, который несет
ответственность за правильность его составления.
Таковы положения Закона об акционерных обществах, регламентирующие организацию
работы совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. Как
видим, они состоят из нескольких отрывочных фрагментов. Четкого, детально
проработанного порядка организации работы совета в этом Законе не содержится.
Поэтому при разработке устава народного предприятия его акционерам неизбежно
придется воспользоваться предоставленным им Законом правом самостоятельно
регламентировать порядок созыва и проведения заседаний совета. Включить этот
регламент в виде статьи (статей) желательно именно в устав, поскольку это
должно сделать общее собрание акционеров, сделав гласными для всех акционеров
правила работы наблюдательного совета. Если же регламент утвердить в виде
особого внутреннего документа, то весьма вероятно, что это клеймо сделает
сам наблюдательный совет, а может быть и не сделает совсем.
В результате деятельность наблюдательного совета народного предприятия
будет бесконтрольна, что рано или поздно, но приведет с его стороны к различного
рода нарушениям, злоупотреблениям служебным положением, принятию невыгодных
для народного предприятия решений. К тому же, чем меньше в нем различных внутренних
документов, о которых многие акционеры даже не будут знать, тем лучше для
акционеров, самого народного предприятия. Все основополагающие правила деятельности
его органов управления должны быть, по возможности, собраны в едином документе
- уставе общества.
Задача регламентации организации и проведения заседаний наблюдательного
совета народного предприятия облегчается тем, что в некоторых акционерных
обществах уже накоплен известный опыт в этой области. Основываясь на положениях
Закона об акционерных обществах и с учетом этого опыта, мы предлагаем примерный
порядок (регламент) организации работы наблюдательного совета, который содержится
в макете устава народного предприятия, прилагаемом к настоящей работе.

Статья 13. Генеральный директор народного предприятия

1. Руководство текущей деятельностью народного предприятия осуществляется
генеральным директором народного предприятия, являющимся единоличным исполнительным
органом народного предприятия.
К компетенции генерального директора народного предприятия относятся
все вопросы руководства текущей деятельностью народного предприятия, за исключением
вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом народного предприятия
к компетенции общего собрания акционеров или наблюдательного совета.
2. Генеральный директор народного предприятия избирается решением общего
собрания акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но
не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное число раз.
3. Размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за
отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер
оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.

Комментарий к статье 13

Компетенция генерального директора
Порядок избрания генерального директора

Компетенция генерального директора

Согласно пункту 1 статьи 13 Генеральный директор народного предприятия
является его единоличным исполнительным органом. Это означает, что ни правление,
ни дирекция, являющиеся коллегиальными органами управления акционерными обществами,
в народном предприятии не создаются. Лаконично определяется компетенция (полномочия)
Генерального директора. К ней относятся все вопросы руководства текущей деятельностью
народного предприятия, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего
собрания акционеров или наблюдательного совета.
Практически такая запись означает, что генеральный директор по своему
усмотрению волен делать то, что он лично считает необходимым, не сообразуясь
с интересами народного предприятия, его акционеров и работников. Ему необходимо
лишь не вторгаться в полномочия общего собрания акционеров и наблюдательного
совета.
Если же мы обратимся к статье 69 "Исполнительный орган общества. Единоличный
исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)" Закона об
акционерных обществах, то увидим, что полномочия генерального директора изложены
также крайне лаконично и в самой общей форме.
Согласно пункту 2 указанной статьи исполнительный орган общества организует
выполнение решений общего собрания акционеров и наблюдательного совета общества.
Генеральный директор без доверенности действует от имени общества, в том числе
представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает
штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками
общества. Как видим, и здесь практически ничего не говорится о содержании
той многосторонней административно-распорядительной работе по организации
и управлению производственно-хозяйственной, финансовой, коммерческой, кадровой
и иными видами деятельности общества.
В то же время, полномочия генерального директора следует четко регламентировать,
без чего невозможно должным образом организовать и осуществлять производственно-хозяйственную
и иные виды деятельности народного предприятия. К тому же регламентация обязанностей
генерального директора позволит избежать параллелизма, вторжения в его обязанности
со стороны наблюдательного совета и, даже, общего собрания акционеров.
Что же касается формальных оснований регламентации полномочий генерального
директора народного предприятия, то это обязывает сделать положения пункта
3 статьи 11 Закона об акционерных обществах. Согласно ему устав народного
предприятия должен содержать сведения о структуре и компетенции его органов
управления и порядка принятия ими решений.
Если говорить о содержании деятельности генерального директора, то согласно
пункту 3 статьи 69 Закона об акционерных обществах права и обязанности генерального
директора по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются
настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации
и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества
подписывается председателем наблюдательного совета общества или лицом, уполномоченным
наблюдательным советом общества.
В связи с изложенным возникает вопрос, - что же первично - полномочия
генерального директора, изложенные в уставе народного предприятия или же права
и обязанности, определенные договором найма, заключенным народным предприятием
с генеральным директором после того, как общее собрание акционеров изберет
его на срок, определенный уставом народного предприятия? Такой вопрос не случаен,
поскольку он неоднократно возникал. В этой связи надо иметь в виду, что первичны
положения устава. Поэтому в договоре найма с генеральным директором возможно
или сослаться на статью устава, определяющие его права и обязанности, или
продублировать их в договоре.
Так или иначе, но создателям народного предприятия придется самостоятельно
определить и закрепить в его уставе полномочия генерального директора. В целях
оказания помощи в проведении этой работы, мы раскрываем примерные полномочия
генерального директора народного предприятия (применительно с акционерным
обществам, осуществляющим производственную деятельность) в прилагаемом к настоящей
работе макете устава народного предприятия.

Порядок избрания генерального директора

Согласно пункту 2 статьи 13 генеральный директор народного предприятия
избирается решением общего собрания акционеров на срок, определенный уставом
народного предприятия. Но не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное
число раз. Таковы положения Закона о народных предприятиях. Кроме того, личные
трудовые отношения генерального директора с народным предприятием регулируются
статьей 69 Закона об акционерных обществах.
Согласно пункту 3 указанной статьи на отношения между народным предприятием
и генеральным директором действие законодательства Российской Федерации о
труде распространяется в части, не противоречащей положениям Закона об акционерных
обществах.
Совмещение лицом, осуществляющим функции генерального директора, должностей
в органах управления других организаций допускается только с согласия наблюдательного
совета народного предприятия.
Напомним, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 "Общее
собрание акционеров" Закона о народных предприятиях избрание генерального
директора народного предприятия и досрочное прекращение его полномочий, а
также установление ему размера заработной платы относится к исключительной
компетенции общего собрания акционеров.
Как было отмечено выше, согласно статье 69 Закона об акционерных обществах
на отношения между народным предприятием и генеральным директором действие
законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не
противоречащей положениям этого Закона. Поэтому положение о досрочном освобождении
генерального директора народного предприятия означает, что он может быть освобожден
от исполнения своих обязанностей по любым основаниям, не только тем, которые
предусмотрены КЗоТ РФ. Для того чтобы исключить возможность различного рода
произвольных решений со стороны общего собрания акционеров, инициируемых нередко
заинтересованными в них лицами, в уставе народного предприятия целесообразно
записать, что полномочия генерального директора могут быть прекращены в соответствии
с заключенным с ним договором (контрактом), а также в случаях нарушения им
законодательных и иных правовых нормативных актов.
Согласно пункту 3 рецензируемой статьи размер оплаты труда генерального
директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более
чем в десять раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного
предприятия за тот же период.

Статья 14. Ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия

1. Контрольная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью народного предприятия, соблюдением прав акционеров, а также
за выполнением правил внутреннего трудового распорядка народного предприятия.
2. Члены контрольной комиссии не могут одновременно являться членами
наблюдательного совета.
3. Члены контрольной комиссии имеют право участвовать в заседаниях наблюдательного
совета с правом совещательного голоса, а также присутствовать на совещаниях,
проводимых генеральным директором народного предприятия.
4. Члены наблюдательного совета не могут участвовать в выборах членов
контрольной комиссии.
5. Полномочия контрольной комиссии, ее количественный состав, порядок
избрания ее членов, срок их полномочий, порядок работы и принятия решений
на заседаниях устанавливаются положением о контрольной комиссии.
Решения контрольной комиссии являются обязательными для исполнения органами
управления народного предприятия.
Решения контрольной комиссии могут быть пересмотрены общим собранием
акционеров или обжалованы в суд.
6. Председатель контрольной комиссии и члены контрольной комиссии избираются
из числа работников-акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия,
но не менее чем на пять лет.

Комментарий к статье 14

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 полномочия ревизионной (контрольной)
комиссии *(27) народного предприятия являются весьма значительными. Контрольная
комиссия осуществляет не только контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
народного предприятия, как это обычно принято в организациях иных организационно-правовых
форм, но также осуществляет контроль за соблюдением прав акционеров и выполнением
правил внутреннего трудового распорядка.
Таким образом, объектом деятельности контрольной комиссии является работа
одновременно по трем направлениям. При этом порядок осуществления контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия регламентируется
статьей 15 настоящего Закона, и будет нами рассмотрен в комментарии к этой
статье.
Состав прав акционеров народного предприятия регламентируется рядом статей
настоящего Закона, а также, как об этом говорилось выше, положениями Закона
об акционерных обществах, если Законом о народных предприятиях не предусмотрено
иное. Права акционеров интересуют не только членов контрольной комиссии, но
и самих акционеров, а также руководящих работников и специалистов народного
предприятия. Изложение прав акционеров требует обращения ко многим статьям
этих законов. В обобщенном виде эти права излагаются в статье "Права акционеров"
Макета устава народного предприятия, прилагаемого к настоящей работе.
Что же касается правил внутреннего трудового распорядка, то согласно
статье 130 КЗоТ РФ они определяют трудовой распорядок на предприятии, в учреждении,
организации. Эти правила утверждаются общим собранием (конференцией) работников
организации по представлению администрации.
Заметим, что до внесения в 1992 г. изменений в КЗоТ РФ правила внутреннего
трудового распорядка конкретных предприятий разрабатывались на основе Типовых
правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Госкомтруда
СССР от 20 июля 1984 г. (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1984 г., N 11). Поскольку
упоминание о типовых правилах из текста статьи 130 КЗоТ РФ исключено, следует
полагать, что они утратили силу и каждое предприятие (организация) приобрело
возможность разработки правил внутреннего трудового распорядка самостоятельно.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 14 полномочия контрольной комиссии, ее
количественный состав, порядок избрания ее членов, срок их полномочий, порядок
работы и принятия решений на заседаниях устанавливаются положением о контрольной
комиссии. Утверждение положения о контрольной комиссии относится к исключительной
компетенции общего собрания акционеров (статья 10 настоящего Закона).
Председатель контрольной комиссии и ее члены избираются из числа работников-акционеров
на срок, определенный уставом народного предприятия, но не менее чем на 5
лет. Их избрание согласно указанной статье также относится к исключительной
компетенции общего собрания акционеров. Таким образом, само собрание избирает
председателя контрольной комиссии.
Решения контрольной комиссии являются обязательными для исполнения органами
управления народного предприятия. Они могут быть пересмотрены общим собранием
акционеров или обжалованы в суд.
Членам контрольной комиссии предоставлено право (пункт 3 статьи 14) участвовать
в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса, а также
присутствовать на совещаниях, проводимых генеральным директором народного
предприятия.
Примечательны положения пунктов 2 и 4 статьи 14. Члены контрольной комиссии
не могут одновременно являться членами наблюдательного совета, и, в свою очередь,
члены наблюдательного совета не могут участвовать в выборах членов контрольной

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>