стр. 1
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Комментарий к Федеральному закону
"О производственных кооперативах"
(в вопросах и ответах)

Введение
I. Общие положения о производственном кооперативе (артели)
1. В чем заключаются основные особенности организационно-правовой
формы производственного кооператива?
2. Какими правовыми нормативными актами регламентируется
деятельность производственного кооператива?
3. Согласно статье I Закона производственный кооператив является
юридическим лицом - коммерческой организацией. Что это означает?
4. Что такое устав кооператива?
II. Образование (создание) кооператива
5. В чем заключается подготовительная работа по созданию
кооператива?
6. Что такое государственная регистрация кооператива, как она
проводится?
III. Членство в кооперативе
7. Как осуществляется прием в кооператив новых членов?
8. В чем заключаются основные права и обязанности члена кооператива?
9. В каком порядке прекращается членство в кооперативе?
10. Могут ли юридические лица быть членами кооператива?
IV. Имущество кооператива
11. В чем состоят имущественные права кооператива и его членов?
12. Какое имущество кооператив не вправе иметь в своей
собственности?
13. Как определяется величина пая члена кооператива?
14. Вправе ли член кооператива передать свой пай?
15. Вправе ли член кооператива передавать на договорных началах свое
имущество кооперативу?
16. Что такое паевой фонд кооператива?
17. Что такое фонды кооператива, как они формируются и расходуются?
18. Как распределяется прибыль кооператива между его членами?
19. В чем заключается ответственность кооператива и его членство по
обязательствам (долгам) кооператива?
V. Органы управления кооперативом
20. Какие органы управления действуют в кооперативе?
21. Решение каких вопросов относится к компетенции общего собрания
членов кооператива?
22. Какой орган и в каком порядке принимает решение о проведении и
созыве собрания?
23. Каков порядок принятия решений общим собранием членов
кооператива?
24. Как организуется работа счетной комиссии собрания?
25. Каким требованиям должен отвечать протокол собрания?
26. Что такое наблюдательный совет кооператива?
27. Кто созывает и как проводятся заседания наблюдательного совета
кооператива?
28. Что такое исполнительные органы кооператива?
29. Решение каких вопросов относится к компетенции исполнительных
органов кооператива?
30. Согласно статье 16.3 Закона Российской Федерации "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих
представителей в коллегиальных органах управления организацией.
Распространяется ли это установление на производственные
кооперативы?
VI. Финансово-хозяйственная деятельность кооператива
31. Как осуществляются учет и отчетность в кооперативе?
32. Какой орган осуществляет контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью кооператива?
33. В чем заключается аудиторская проверка финансово-хозяйственной
деятельности кооператива?
34. Согласно статье 8 Закона члены кооператива вправе запрашивать
информацию от должностных лиц кооператива по любым
вопросам его деятельности. Какие документы могут относиться к
такой информации?
35. Согласно статье 17 Закона в пределах полномочий, предоставленных
уставом кооператива, его председатель распоряжается
имуществом кооператива. Что относится к таким полномочиям?
VII. Регулирование трудовых отношений в кооперативе
36. Какими правовыми актами регулируются трудовые отношения
работников - членов кооператива и его наемных работников?
37. Как заключается коллективный договор между работниками
кооператива и его правлением?
VIII. Взаимоотношение кооперативов и государства.
Союзы (ассоциации) кооперативов
38. Оказывает ли государство содействие кооперативам в их
деятельности. Если да, то в каких формах?
39. Какие организации вправе создавать кооперативы в целях защиты
своих прав и интересов?
IX. Реорганизация и ликвидация кооператива
40. B каком порядке проводится реорганизация кооператива?
41. Кто и по каким основаниям принимает решение о ликвидации
кооператива?
42. В каком порядке осуществляется ликвидация кооператива?

Приложение N 1. Макет устава производственного кооператива (артели)

Приложение N 2. Правила внутреннего трудового распорядка
производственного кооператива (артели)

Введение

Кооператив - это самодеятельная организация работников - собственников,
организующих его деятельность в целях получения прибыли или реализации в своих
интересах различного рода услуг, в основном материального характера.
В развитых странах Запада накоплен значительный практический опыт в развитии
кооперативного движения. Большое распространение кооперативы получили в сельском
хозяйстве и торговле. Они функционируют также в строительстве, рыболовстве,
страховании, банковском деле, других секторах экономики. В последние годы
растет их количество и в промышленности. Первое место по развитию кооперативного
движения занимает Италия, где в кооперативах занято до 9% трудоспособного
населения.
К числу стабильных и долгосрочных факторов, определяющих постоянное возникновение
и развитие кооперативов, относится их отчетливая социальная направленность.
Деятельность кооперативов имеет большое значение для лиц с низкими доходами,
она вносит ощутимый вклад в смягчение обострившейся во многих странах проблемы
бедности части населения.
Для трудящихся кооперативы привлекательны также в силу демократического
характера их внутренней организации и управления - равенство их членов при
принятии решений: формы участия в управлении и т.д., свойственные предприятиям
с индивидуальной собственностью работников в коллективном управлении, четко
декларируются при их создании. Подчеркнуто пунктуальная регламентация демократических
начал в управлении кооперативами по существу является отражением бытующего
в сознании рабочих и служащих негативного отношения к их отчуждению от участия
в управлении частными предприятиями.
Кооперативы способны стабильно производить конкурентоспособную продукцию,
являются альтернативой капиталистическим предприятиям во многих сферах приложения
труда, процессу концентрации богатства и власти в собственности узкого круга
лиц. Кооперация - демократический институт, обеспечивающий защиту экономических
и социальных прав своих членов.
Заметим, что во многих странах Западной Европы правительства очень серьезно
относятся к развитию кооперативного движения, видя в нем эффективное средство
смягчения социальных и экономических проблем в обществе, оказывают ему существенную
финансовую помощь. Так, в Англии в законодательном порядке был создан специальный
фонд для кредитования производственных кооперативов. В Англии, Франции, Испании
известны многочисленные случаи, когда органы государственной власти оказывают
финансовую помощь рабочим для выкупа предназначенных к закрытию убыточных
предприятий и преобразования их в кооперативы.
Большую поддержку кооперативам оказывают по тем же причинам и органы
местного самоуправления. В ряде стран кооперативы включены в механизм государственного
регулирования экономики, используемого, в том числе, в целях ослабления экономических
и социальных противоречий.
Можно сделать вывод, что кооперативная форма собственности прочно утвердилась
в экономике развитых стран. Она находится в состоянии постоянного развития,
что нельзя сказать о частнокапиталистической и государственной формах собственности.
Историческое преимущество кооперативной собственности перед ними заключается
в том, что в ее рамках преодолено различие интересов наемных работников и
собственников, будь то государство или частный владелец.
Иначе сложилась судьба кооперативного движения в России. После его расцвета
в года НЭПа оно было постепенно, за редким исключением, ликвидировано. Снова
оно стало быстро и успешно развиваться в годы перестройки. Однако по непонятным
причинам Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" организационно-правовая форма производственного кооператива
не была предусмотрена. Поэтому кооперативы прекратили свое существование.
Многие из них перешли в теневую экономику. Там же продолжало возникать множество
самодеятельных предпринимательских структур, которые в иных условиях могли
стать легальными кооперативами.
Организационно-правовая форма производственного кооператива (артели)
право на существование получила со вступлением в силу части первой ГК РФ.
Однако реальные возможности развития кооперативного движения были созданы
лишь после вступления в силу 16 мая 1996 г. Федерального закона "О производственных
кооперативах"*(1). С тех пор количество производственных кооперативов неуклонно
растет. На 1 января 1999 г., по данным Госкомстата Российской Федерации, количество
производственных кооперативов составило 52,6 тыс.
Вместе с тем, многочисленные факты свидетельствуют о том, что граждане,
которые создают кооперативы или уже их создали, не обладают, как правило,
знаниями, необходимыми для правильной, в соответствии с законодательством,
организации их работы. Это приводит к различного рода нарушениям, в том числе
и к ущемлению прав членов кооперативов.
Для того, чтобы помочь руководителям и членам производственных кооперативов
восполнить пробел в их знаниях, и написана настоящая работа. Ее содержание
изложено в виде ответов на вопросы, которые постоянно возникают как при создании
кооперативов, так и в процессе их деятельности.
Такое, адресное, изложение ответов на вопросы позволило, по нашему мнению,
во-первых, сконцентрировать в одном месте обобщенные ответы на вопросы, возникающие
по одной и той же теме при прочтении различных статей Закона, и, во-вторых,
изложить положения других законов, а также иных правовых нормативных актов,
регламентирующих различные стороны деятельности кооперативов.
Комментарий предназначен для широкого круга членов производственных кооперативов,
их руководящих работников, специалистов юридических, финансовых, экономических
и иных служб; предпринимателей, руководителей и специалистов органов местного
самоуправления; региональных и отраслевых советов, комитетов и федераций профсоюзов,
первичных профсоюзных организаций, а также для студентов юридических, финансовых
и экономических высших и средних специальных учебных заведений.

I. Общие положения о производственном кооперативе (артели)*(2)

1. В чем заключаются основные особенности организационно-правовой
формы производственного кооператива?

1. Производственный кооператив - это добровольное объединение граждан,
основанное на совместном членстве для производственной или иной хозяйственной
деятельности посредством их личного трудового или иного участия и объединении
его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
2. Количество членов кооператива не может быть менее пяти. Верхний предел
численности членов кооператива законом не ограничивается.
3. Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему
на праве собственности имуществом. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность
по обязательствам кооператива в порядке, предусмотренном уставом кооператива
(о субсидиарной ответственности см. статью 399 Гражданского кодекса Российской
Федерации*(3).
4. Независимо от величины принадлежащего ему пая, член кооператива имеет
один голос при принятии решений общим собранием членов кооператива.
5. Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда
членов кооператива и его наемных работников.
6. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии
с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между
членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в его деятельности,
- соответственно их паевого взноса.
7. Лицу, прекратившему членство в кооперативе, выплачивается стоимость
пая или выдается имущество, соответствующее его паю.
8. Кооператив самостоятельно устанавливает для своих членов виды дисциплинарной
ответственности.
По решению общего собрания членов кооператива член кооператива может
быть исключен из него в случаях;
- если он не внес в установленный уставом кооператива срок паевой взнос;
- если он не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязанности,
возложенные на него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных
уставом кооператива.

2. Какими правовыми нормативными актами регламентируется
деятельность производственного кооператива?

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 мая 1996 г. 41-ФЗ
"О производственных кооперативах" (Собрание законодательства РФ, 1996, N 20,
ст.2321) кооперативы действуют на основе Конституции РФ, ГК РФ, настоящего
Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных федеральных законов,
а также нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам совместного ведения,
отнесенных к их компетенции в соответствии с Конституцией РФ.
Право граждан на создание производственных кооперативов вытекает из провозглашенных
Конституцией РФ прав каждого на объединение (статья 30) и на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной
законом, экономической деятельности (статья 34).
ГК РФ, его статьи 107 - 112, определяет понятие производственного кооператива,
а также основные черты его правового положения: образования, формирования
имущества, приобретения и утраты членства в кооперативе, управления кооперативом,
его реорганизации и ликвидации. Согласно статье 107 ГК РФ правовое положение
производственных кооперативов и права и обязанности их членов определяются
в соответствии с настоящим Кодексом законами о производственных кооперативах.
Таким законом является упомянутый выше Закон о производственных кооперативах.
Согласно его статье 2 он регулирует отношения, возникающие при образовании,
деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство,
переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство,
бытовые и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных
ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских,
проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые,
маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг.
В Законе о производственных кооперативах уже не в общем виде, как это
определено статьями 107 - 112 ГК РФ, а более широко и подробно регламентируется
правовое положение кооператива. Положения статей 107 - 112 ГК РФ не просто
в нем учтены, но и сформулированы таким образом, чтобы стало возможным их
практическое применение при создании кооперативов, организации их деятельности,
реорганизации и ликвидации.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что на производственные кооперативы
распространяется действие многих других законов и иных правовых нормативных
актов. Таких, например, как Закон РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Закон РФ от
8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)". На многие кооперативы
распространяется действие Закона РФ от 14 июня 1995 г. "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
В статье 2 Закона о производственных кооперативах оговаривается, что
особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных
кооперативов определяются законом о сельскохозяйственной кооперации. Казалось
бы, причем здесь порядок определения правового положения сельскохозяйственных
производственных кооперативов, зачем сделана такая оговорка?
Дело в том, что, во-первых, производственные кооперативы функционируют
также в сельском хозяйстве и смежных с ним отраслях деятельности. Во-вторых,
не всегда возможно достаточно четко различить производственные кооперативы
по их принадлежности к той или иной сфере производства. В-третьих, при создании
новых кооперативов их учредителям желательно иметь возможность четко знать,
каким законом, иными правовыми нормативными актами им следует руководствоваться,
какой сфере деятельности в связи с этим отдать свое предпочтение.
Поэтому учредителям производственных кооперативов будет полезно знать,
- какие организации относятся к сельскохозяйственным кооперативам. Согласно
пункту 1 статьи 3 "Сельскохозяйственные производственные кооперативы" Федерального
закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"*(4)
сельскохозяйственным производственным кооперативом признается кооператив,
созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке
и сбыту сельскохозяйственной продукции, a также для выполнения иной, не запрещенной
законом, деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооперативов.
К иной, не запрещенной законом, деятельности можно отнести практически
все, предусмотренные статьей 2 Закона о производственных кооперативах, виды
деятельности. Именно поэтому при создании кооперативов их учредителям и следует
решить, каким конкретно законом им следует руководствоваться.
Согласно статье 3 Закона видами сельскохозяйственных производственных
кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель
(колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз), a также иные кооперативы, созданные
в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 3. А в пункте
1 статьи 3, как было показано выше, говорится о том, что производственные
сельскохозяйственные кооперативы наряду с производством, переработкой и сбытом
сельскохозяйственной продукции вправе заниматься и иной не запрещенной законом
деятельностью.
Отсюда неизбежно следует, что производственными сельскохозяйственными
кооперативами являются те, которые занимаются производством, переработкой
и сбытом сельскохозяйственной продукции и (или) являются сельскохозяйственной
артелью (колхозом), рыболовецкой артелью (колхозом) и кооперативным хозяйством
(коопхозом). Производственными сельскохозяйственными кооперативами могут быть
и другие организации, занимающиеся иными видами деятельности по отношению
к сельскохозяйственной деятельности.
Все это выглядит парадоксально. Тем не менее, у учредителей кооперативов,
явно не занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, открывается возможность
выбора, - как назвать свой кооператив - просто производственный, и руководствоваться
в этом случае Законом о производственных кооперативах либо - производственный
сельскохозяйственный, и руководствоваться тогда Законом о сельскохозяйственной
кооперации.
Содержание этих двух законов базируется на положениях статей 107 - 112
ГК РФ. Тем не менее, по своему содержанию они во многом отличаются друг от
друга. Поэтому также во многом отличаются друг от друга организационно-правовые
формы этих двух видов производственных кооперативов. Для того, чтобы при учреждении
кооператива осознанно, со знанием дела, остановить свой выбор на одном из
них, необходимо ознакомиться также с Законом о сельскохозяйственной кооперации.
В этих целях можно рекомендовать работу Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации "Комментарий к Федеральному
закону "О сельскохозяйственной кооперации"*(5).

3. Согласно статье 1 Закона производственный кооператив является
юридическим лицом - коммерческой организацией. Что это означает?

Для того, чтобы получить возможность осуществлять свою деятельность на
рынке товаров и услуг кооперативу необходимо обладать строго определенными
признаками, характеризующими его в качестве товаропроизводителя. К ним, этим
признакам, относятся, в первую очередь, его права, обязанности, ответственность
как по отношению к его партнерам по предпринимательской деятельности, так
и к государству, гражданам.
Права, обязанности и ответственность организаций, кооператива в том числе,
регламентируются гражданским законодательством. В обобщенном виде эти признаки
(характеристики) выражены в понятии "юридическое лицо". Определению этого
понятия посвящена Глава 4 "Юридические лица" ГК РФ (статьи 48 - 65).
Согласно пункту 1 статьи 48 юридическим лицом признается организация,
которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиков в суде. Юридические лица
должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Co своей стороны заметим, что согласно Закону (статья 15) производственный
кооператив имеет самостоятельный баланс. Самостоятельность бухгалтерского
баланса заключается в том, что в нем отражается все имущество, поступления,
затраты, активы и пассивы юридического лица. Бухгалтерский учет осуществляется
в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской
Федерации, утвержденным Министерством финансов РФ 26 декабря 1994 г. (в редакции
от 19 декабря 1995 г.).
Пунктом 2 статьи 48 ГК РФ установлено, что участники (члены) производственного
кооператива имеют по отношению к нему обязательственные права. Согласно пункту
1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие
целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах*(6) и нести
связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением
унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут
иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления
любых видов деятельности.
В связи с изложенным, заметим, что практическое значение для кооперативов
такого установления заключается в следующем. Если в уставе кооператива будет
приведен исчерпывающий (законченный) перечень видов его деятельности, то он
не вправе заниматься какими-либо другими видами деятельности. Учредители (члены)
кооператива тем самым сами ограничили свою правоспособность.
Если же в уставе кооператива его учредители (члены) не указали исчерпывающий
(законченный) перечень видов деятельности, то они вправе заниматься любыми,
не запрещенными законом видами предпринимательской деятельности и совершать
любые необходимые для этого сделки. В этом случае кооператив обладает так
называемой общей правоспособностью.
Обычно в уставе перечисляют несколько (один) видов деятельности, а затем
добавляют фразу: "Кооператив вправе осуществлять и иные виды деятельности,
если они не запрещены законом". Можно сделать иначе. Перечислив виды деятельности,
добавить фразу: "и другие, не запрещенные законом виды деятельности". Можно
вообще не приводить в уставе эти виды деятельности. Главное заключается в
том, чтобы в уставе не было исчерпывающего (законченного) перечня видов деятельности.
Однако следует помнить, что устав кооператива в известной степени является
его визитной карточкой для покупателей и поставщиков. И, если из него не следует,
чем занимается кооператив, какова его специализация, то это может быть причиной
их нежелания сотрудничать с кооперативом.
Пунктом 2 статьи 49 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть
ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение
об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.
Производственные кооперативы, действуя в рамках закона, в то же время
не подчинены в своей предпринимательской деятельности никаким властным структурам.
Поэтому органы государственной власти и местного самоуправления не вправе
вмешиваться в эту деятельность кооперативов. Тем не менее, нередко властные
структуры, в первую очередь, местные, нарушают это правило, принимая решения,
нарушающие права кооперативов.
Во многом своеволие властей, отдельных чиновников, является пережитком
прошлого: такое вмешательство было нормой в период господства командно-административной
системы. Попытки влияния и давления на кооперативы, иногда в корыстных интересах,
имеют место до сих пор. Старые традиции своеволия чиновников далеко еще не
преодолены. К тому же, во многом нарушения закона можно объяснить не просто
правовым невежеством, но и пренебрежением к нему со стороны представителей
многочисленной армии местной бюрократии.
Как следствие всего этого - многочисленные конфликты между государственными
(муниципальными) органами, имеющими властные полномочия, и кооперативами,
считающими, что обязательные для них предписания (решения) этих органов или
противоречат закону, или нарушают законное право кооператива на его волеизъявление,
защиту интересов, урегулирование тех или иных вопросов, решение его проблем.
Поскольку кооператив имеет дело с органами государственного или муниципального
управления, их решения являются для него и соответствующих служб, исполняющих
такие решения, обязательными. B этой связи для кооператива неизбежно возникает
вопрос, - каким образом он может защитить свои интересы? Опыт свидетельствует,
что оспаривание решений тех или иных органов управления путем обращения в
их вышестоящие организации малоэффективно.
Во-первых, процедура рассмотрения обращения растягивается на неопределенно
продолжительный срок. Во-вторых, вышестоящий орган, отстаивая свои корпоративные
интересы, может или уклониться от решения вопроса, или же решить его не в
пользу кооператива. К тому же, - это общая беда организаций, обращающихся
в вышестоящие инстанции, - последние, не имея возможности решить вопрос в
центре, вынуждены для выяснения всех обстоятельств дела, направить его на
рассмотрение тому же органу, который принял решение, породившее конфликт.
Именно поэтому подобные конфликты должны разрешаться независимым органом,
решения которого обязательны для обеих сторон конфликта - судом или арбитражным
судом. Именно поэтому пункт 2 статьи 49 ГК РФ декларирует право юридического
лица обжаловать в суд решение об ограничении его прав.
Право на обращение юридического лица в суд гарантировано статьей 46 Конституции
РФ: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут
быть обжалованы в суд.
Если же в результате незаконных действий органов государственной и муниципальной
власти кооперативу причинен материальный ущерб, то он имеет право на его возмещение.
Такое право также гарантировано Конституцией РФ. Согласно ее статье 53 каждый
имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями

стр. 1
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>