<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

кооперативом необходимой документации.
Co своей стороны руководители и иные должностные лица проверяемого кооператива
обязаны:
- создавать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и
полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую
для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения
в устной и письменной форме;
- оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения ведения
бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В то же время запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения
круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской
фирмы), - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических
лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления
и судебных органов. Заключение должно состоять из трех частей - вводной, аналитической
и итоговой. В вводной части указываются:
- для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефоны; порядковый номер,
дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской
деятельности, а также срок действия лицензии, номер регистрационного свидетельства;
номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших
участие в проверке;
- для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж
работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию
на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;
номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета.
В аналитической части указываются:
- наименование кооператива в период его деятельности, за который проводится
проверка;
- результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета,
составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
- факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений
установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой
отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства
Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые
нанесли или могут нанести ущерб интересам членов кооператива, государства
и третьих лиц.
В итоговой части заключения содержится запись о подтверждении достоверности
отчетности кооператива. В случае, если кооперативом - заказчиком в ходе проведения
проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского
(финансового) учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства,
в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим
проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской
фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем
аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом фирмы и заверяется
печатью фирмы. Кооператив обязан предоставлять заинтересованным лицам только
итоговую часть аудиторского заключения.

34. Согласно статье 8 Закона члены кооператива вправе
запрашивать информацию от должностных лиц кооператива
по любым вопросам его деятельности. Какие документы
могут относиться к такой информации?

Для того, чтобы каждый член кооператива мог получить от его должностных
лиц интересующую его информацию, необходимо, во-первых, обязать этих должностных
лиц предоставлять каждому члену кооператива такую информацию, о чем в статье
8 ничего не сказано. Во-вторых, в кооперативе должен быть регламентирован
и регулярно проводиться прием должностными лицами членов кооператива по их
личным вопросам.
В-третьих, в уставе кооператива или в его особом внутреннем документе
следует перечислить документы, которые могут предоставляться членам кооператива
по их запросу. Перечень таких документов должен быть ограничен. Это должны
быть именно те документы, которые отражают деятельность кооператива. Положение
статьи 8 о праве членов кооператива запрашивать информацию по любым вопросам
его деятельности совершенно не означает, что каждый из них по своему желанию
может, например, потребовать, чтобы в его присутствии пересчитали деньги,
находящиеся в кассе кооператива.
Недопустимо также, чтобы каждый член кооператива получил возможность
изучать все интересующие его документы, в том числе и те, которые содержат
конфиденциальную информацию, относящуюся к служебной, коммерческой тайне.
Члены кооператива, не являющиеся его должностными лицами, для которых открыт
доступ ко всем служебным документам, должны иметь возможность ознакомиться
с документами кооператива, которые он не вправе скрывать.
Например, в Законе РФ "Об акционерных обществах" приведен перечень документов,
которые оно обязано предоставлять для ознакомления своим акционерам. В этом
Законе, вместе с тем, прямо оговаривается, что общество обеспечивает акционерам
доступ к документам, приведенным в перечне, за исключением документов бухгалтерского
учета и протоколов заседаний его правления.
Учитывая этот опыт, в уставе или ином внутреннем документе кооператива
целесообразно привести перечень документов, предоставляемых для ознакомления
по просьбе членов кооператива. К таким документам могут относиться:
- устав кооператива, изменения и дополнения, внесенные в устав кооператива,
зарегистрированные в установленном порядке; решение о создании кооператива,
свидетельство о его государственной регистрации;
- документы, подтверждающие права кооператива на имущество, находящееся
на его балансе;
- внутренние документы кооператива, утверждаемые общим собранием членов
кооператива, наблюдательным советом, правлением, председателем кооператива;
- положение о филиале или представительстве кооператива;
- годовой финансовый отчет;
- проспект эмиссий ценных бумаг кооператива;
- документы финансовой отчетности, предоставляемые в соответствующие
органы;
- протоколы общих собраний членов кооператива, заседаний наблюдательного
совета, ревизионной комиссии (ревизора) кооператива;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, аудитора кооператива,
государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные уставом кооператива, внутренними документами
кооператива, решениями общих собраний членов кооператива, наблюдательного
совета и правления кооператива, а также документы, предусмотренные правовыми
актами Российской Федерации.
В уставе или внутреннем документе кооператива целесообразно предусмотреть,
что член кооператива вправе получить за плату копии этих документов и иных
документов, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации. Размер
платы устанавливается кооперативом, и не должен превышать расходы на изготовление
копий документов и почтовых расходов.

35. Согласно статье 17 Закона в пределах полномочий, предоставленных
уставом кооператива, его председатель распоряжается имуществом
кооператива. Что относится к таким полномочиям?

Рыночная экономика - это экономика риска. Все или почти все решения,
принимаемые органами управления кооператива, и основанные на них действия,
являются рискованными. Это означает, что результат решений и действий может
быть в разной степени вероятности не таким, каким его прогнозировали, возможно
даже противоположным.
Точно также всегда весьма рискованны сделки, совершаемые путем заключения
хозяйственных договоров в целях отчуждения или приобретения кооперативом различного
рода имущества. Заключение таких договоров относится к повседневной деятельности
кооператива. А раз так, необходимо, по возможности, принять меры к тому, чтобы
свести риск заключения договоров к минимуму, определив полномочия председателя
кооператива в распоряжении имуществом.
В свою очередь, определить эти полномочия означает, что следует определить
полномочия председателя в заключении договоров о приобретении или отчуждении
кооперативом имущества. Одновременно обратим внимание на тот факт, что такая
задача поставлена перед членами кооператива в соответствии с упомянутой выше
статьей 17 Закона. Председатель кооператива заключает договоры в пределах
полномочий, предоставленных ему уставом кооператива.
Отсюда следует, что из общего порядка заключения председателем кооператива
договоров, следует особо выделить порядок заключения договоров отчуждения
и приобретения имущества. При этом необходимо отметить, что согласно статье
17 председатель заключает договоры, но в ней ничего не сказано о том, - сам
ли председатель или какой-либо другой орган управления кооператива принимает
решение о заключении каждого договора, - т.е. не сказано о том, кому предоставлены
полномочия принимать такие решения.
Очевидно, что права председателя в распоряжении имуществом кооператива
не должны быть безграничными. Они должны быть именно такими, чтобы он мог
осуществлять производственно-хозяйственную деятельность кооператива, не более
того. To есть, ему должно быть предоставлено право (даны полномочия) распоряжаться
имуществом кооператива, - совершать сделки путем заключения договоров в рамках,
так называемой обычной хозяйственной деятельности, - приобретения сырья, материалов,
энергии, транспортных услуг реализации готовой продукции и т.п.
При необходимости в уставе кооператива понятие обычной хозяйственной
деятельности может быть изложено более подробно. Главное же здесь заключается
в том, чтобы устав уполномочил председателя единолично, под свою ответственность,
заключать сделки по приобретению и отчуждению имущества в рамках определенной
уставом обычной хозяйственной деятельности кооператива.
Однако разработчикам устава кооператива целесообразно иметь в виду, что
четкого и полного перечня действий руководителя в рамках обычной хозяйственной
деятельности не существует, да и, скорее всего, не может быть. К тому же,
в ее рамках возможны различного рода действия, которые правлению или наблюдательному
совету желательно взять под свой контроль.
Например, относится ли к обычной хозяйственной деятельности получение
кооперативом кредитов? Если исходить из традиционного обыденного понимания
обычной хозяйственной деятельности - да, относится. Это, в свою очередь, означает,
что председатель вправе получить крупный кредит на только ему известные цели.
Поэтому, может быть, в уставе следует определить, что относится к обычной
хозяйственной деятельности. По всем другим вопросам приобретения и отчуждения
имущества в рамках производственно-хозяйственной деятельности кооператива
решение о заключении договоров должно принимать его правление. Такие договоры,
как и все другие, после решения правления заключает председатель кооператива.
Приобретение и отчуждение кооперативом имущества может осуществляться
в размерах, сопоставимых с величиной его чистых активов. Такие сделки особенно
рискованны. Однако в Законе о производственных кооперативах о таких сделках
как, впрочем, и о всех других ничего не говорится. Поэтому кооперативу необходимо
самостоятельно определить порядок заключения крупных сделок, закрепив его
в уставе. Co своей стороны мы рекомендуем следующий порядок заключения крупных
сделок.
Решение о совершении сделки, предметом которой является имущество, стоимость
которого составляет от _____ до _____ балансовой стоимости чистых активов
кооператива на дату принятия решения о совершении такой сделки, принимается
наблюдательным советом кооператива единогласно, при этом не учитываются голоса
выбывших членов наблюдательного совета.
Если единогласие членов наблюдательного совета не достигнуто, то его
решением, принятым большинством голосов, вопрос может быть передан на рассмотрение
общего собрания членов кооператива.
Решение о совершении сделки, предметом которой является имущество, стоимость
которого составляет свыше _____ процентов балансовой стоимости чистых активов
кооператива на дату принятия решения о совершении такой сделки, принимается
общим собранием членов кооператива большинством в ______ голосов членов кооператива,
присутствующих на собрании.

VII. Регулирование трудовых отношений в кооперативе

36. Какими правовыми актами регулируются трудовые отношения
работников - членов кооператива и его наемных работников?

Согласно статье 3 "Регулирование труда членов колхозов и иных кооперативных
организаций" КЗоТ РФ труд членов колхозов и иных кооперативных организаций
регулируется их уставами, а также законодательством, относящимся к колхозам
и иным кооперативным организациям.
Таким образом, действие КЗоТ РФ на членов кооперативов не распространяется,
за исключением случаев, когда Законом по производственных кооперативах или
уставом кооператива не предусмотрено иное. Что же касается работников - нечленов
кооператива, то o них в статье 3 КЗоТ РФ ничего не сказано. Поэтому их трудовые
отношения с кооперативом регламентируются трудовым законодательством.
Исходя из этого, в пункте 1 статьи 19 "Регулирование трудовых отношений
членов кооператива" Закона о производственных кооперативах предусмотрено,
что трудовые отношения членов кооператива регулируются настоящим Федеральным
законом и уставом кооператива, a наемных работников - законодательством о
труде Российской Федерации.
Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов
кооператива и его наемных работников. Оплата труда в кооперативе может производиться
в денежной и (или) натуральной формах на основании положения об оплате труда,
разрабатываемого непосредственно кооперативом.
Последний абзац пункта 1 в известной степени двусмысленен. Согласно нему
в кооперативе могут применяться две системы оплаты труда. Одна для оплаты
труда работников - членов кооператива, и другая - для оплаты труда, так называемых,
наемных работников. Эти две системы оплаты труда хотя бы в мелочах не могут
не отличаться друг от друга, ставя одних работников в преимущественное положение
по отношению к другим.
На деле это означает дискриминацию работников - нечленов кооператива,
исходя из их социального положения, что противоречит правам и свободам граждан,
провозглашенным Конституцией РФ. Согласно ее статье 19 все граждане равны
перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Исходя из этих положений Конституции РФ, в кооперативе должны быть предусмотрены
единые условия оплаты труда для работников - членов кооператива и работников
- не членов кооператива. В равной степени это относится к регулированию и
других сторон трудовых отношений указанных работников, в том числе и при заключении
коллективного договора, соглашений между правлением кооператива и его наемными
работниками, т.е. работники - члены кооператива должны быть стороной договора
и соглашений наравне с работниками - не членами кооператива.
Необходимость применения норм трудового законодательства в отношении
работников - членов кооператива подтверждается другими положениями Закона
о производственных кооперативах. Согласно пункту 3 упомянутой выше статьи
19 Закона члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности,
подлежат социальному и обязательному медицинскому страхованию и социальному
обеспечению наряду с наемными работниками кооператива. Время работы в кооперативе
включается в трудовой стаж. Основным документом о трудовой деятельности члена
кооператива является трудовая книжка.
Согласно пункту 4 указанной статьи 19 беременным женщинам в соответствии
с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо
они переводятся на другую работу, более легкую, исключающую воздействие неблагоприятных
производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
Далее следует положение, полностью распространяющее на беременных женщин,
а также граждан, имеющих детей, трудовое законодательство. Беременным женщинам
и гражданам, имеющим детей, предоставляются отпуска по беременности, родам
и уходом за ребенком, а также льготы, предусмотренные законодательством о
труде РФ и иным законодательством. Кооператив может устанавливать таким гражданам
дополнительные оплачиваемые отпуска.
Согласно же пункту 5 этой статьи для членов кооператива в возрасте до
восемнадцати лет, принимающим личное трудовое участие в его работе, устанавливаются
сокращенный рабочий день и другие льготы, предусмотренные законодательством
о труде РФ.
По решению общего собрания членов кооператива кооператив вправе за счет
собственной прибыли предоставлять дополнительные льготы по социальному обеспечению
своих членов.
Согласно статье 20 "Условия труда членов кооператива" Закона продолжительность
и распорядок рабочего дня в кооперативе, порядок предоставления выходных дней,
отпусков, в том числе дополнительных, a также другие условия труда определяются
правилами внутреннего распорядка кооператива. При этом продолжительность отпусков
должна быть не менее установленной законодательством о труде Российской Федерации.
Кооператив осуществляет меры по обеспечению охраны труда, техники безопасности,
производственной гигиены и санитарии в соответствии с положениями и нормами,
установленными для государственных унитарных предприятий.
Перечисленные выше права работников - членов кооператива составляют лишь
часть тех прав, которые предоставлены работникам трудовым законодательством,
что противоречит, как было показано выше, положениям Конституции РФ. Исправить
сложившееся положение с правами этих членов кооператива возможно, распространив
на них действие трудового законодательства, для чего необходимо внести в устав
кооператива соответствующую запись.
Например, согласно пункту 2 статьи 40 "Труд в кооперативах" Федерального
закона "О сельскохозяйственной кооперации"*(4) трудовые отношения в кооперативе
регулируются законодательством о труде Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 40 труд членов производственного кооператива
регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами кооперативов.
И далее (пункт 4 статьи 40), не допускается установление условий, ухудшающих
положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с
нормами, установленными законодательством о труде Российской Федерации (минимальный
размер оплаты труда, продолжительность отпуска и другие).
Эти положения Закона о сельскохозяйственной кооперации свидетельствуют
о значимости проблемы обеспечения равных трудовых прав работников - членов
кооператива и работников - не членов кооператива. Мы, со своей стороны, предлагаем
свою редакцию при внесении в устав производственного кооператива записи о
равенстве прав этих работников. Она содержится в статьях 18 и 19 Макета устава
производственного кооператива (артели), приведенного в приложении N 1 к настоящей
работе.
Статьей 21 Закона ограничивается численность работников - не членов кооператива.
Средняя за отчетный период численность наемных работников в кооперативе не
должна превышать тридцати процентов численности членов кооператива. Предусмотренные
ограничения не распространяются на работы, выполняемые по заключенным кооперативом
с гражданами договором подряда и иным договорам, регулируемым гражданским
законодательством, а также на сезонные работы.

37. Как заключается коллективный договор между
работниками кооператива и его правлением?

Согласно пункту 6 статьи 19 Закона о производственных кооперативах правление
кооператива заключает с наемными работниками коллективный договор - правовой
акт, регулирующий их социально-трудовые отношения.
Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров
в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений
и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей
установлены Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции
от 24 ноября 1995 г.).*(30)
Содержание и структура коллективного договора приводятся в статье 19
"Регулирование трудовых отношений наемных работников кооператива" Макета устава
производственного кооператива (артели), помещенного в приложении N 1 к настоящей
работе.
Что же касается порядка разработки и заключения коллективного договора,
то, основываясь на нормах указанного Закона, его можно изложить в виде особого
Положения, утверждаемого приказом по кооперативу и постановлением его профсоюзного
комитета.

1. Стороны, ведущие коллективные переговоры

Сторонами коллективных переговоров являются, с одной стороны, по уполномочию
работников кооператива профсоюзный комитет (уполномоченные им представители),
с другой, работодатель в лице правления кооператива (уполномоченные им представители).

2. Организация ведения коллективных переговоров и подготовки
проекта коллективного договора

2.1. Для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного договора
стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми
полномочиями представителей по _____ от каждой стороны в составе: от профкома
_____, от работодателя _____. При необходимости внесения изменений и дополнений
в коллективный договор их проект разрабатывается той же комиссией.
2.2. Сроки, место проведения и повестка дня заседаний комиссии определяются
решением представителей сторон.
2.3. Участникам переговоров предоставляется полная свобода в выборе и
обсуждении вопросов, составляющих содержание проекта коллективного договора.
2.4. Работодатель должен представлять другой стороне имеющуюся у него
информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
2.5. Представители сторон обязуются в ходе переговоров с пониманием относиться
к доводам друг друга; внимательно выслушивать их, совместно искать возможные
решения, позволяющие максимально удовлетворить интересы сторон.
2.6. В ходе переговоров представители каждой стороны вправе прерывать
заседания, проводить консультации, экспертизы, запрашивать необходимые сведения,
обращаться к посредникам для поиска компромиссов и выработки правильных решений.
2.7. Общий срок ведения переговоров не должен превышать ________ календарных
дней с момента их начала.
2.8. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не
должны разглашать полученные сведения, если они являются государственной,
служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются
к установленной законодательством ответственности.
2.9. Комиссия в течение ______ срока разрабатывает проект договора и
не позднее _______ срока передает проект на рассмотрение профкома и работодателя
(его представителей).
2.10. Если в ходе переговоров представители сторон в комиссии не смогли
прийти к согласию по независящим от них причинам, ими составляется протокол,
в который вносятся окончательно сформулированные предложения о мерах, необходимых
для устранения этих причин, а также о сроке возобновления переговоров.
Протокол направляется в органы, полномочные решить указанные в нем вопросы.
При необходимости приглашаются эксперты, посредники. На период до получения
решения полномочного органа или рекомендаций посредника переговоры могут быть
прерваны.
2.11. В случаях, когда согласованные решения выработать не удается из-за
позиции представителей сторон, для урегулирования разногласий используются
примирительные процедуры в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров".
2.12. По завершении переговоров проект коллективного договора в обязательном
порядке передается профкомом для обсуждения на собраниях коллективов структурных
подразделений кооператива.
Работодатель (его представители) обязан обеспечить профсоюзному комитету
возможность доведения проекта коллективного договора до каждого работника,
предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную
и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций,
места для размещения стендов.
2.13. Комиссия с учетом поступивших в период предварительного обсуждения
замечаний и предложений дорабатывает проект в ________ срок и передает его
сторонам коллективных переговоров - профкому и работодателю (его представителям).
2.14. Профком и работодатель (его представители) выносят проект коллективного
договора на рассмотрение общего собрания (конференции) работников кооператива.
2.15. Обсуждение проекта коллективного договора на общем собрании (конференции)
работников и голосование может проводиться по требованию любой из сторон постатейно.
2.16. В случае неодобрения общим собранием (конференцией) работников
проекта коллективного договора (полностью или частично) работодатель (его
представители) и профсоюзный комитет возобновляют коллективные переговоры
для поиска удовлетворяющих обе стороны решений с привлечением при необходимости
посредников, экспертов. Срок таких переговоров не может превышать ________
дней.
После этого проект коллективного договора (отдельные его части) снова
выносятся на общее собрание (конференцию), если на предыдущем общем собрании
(конференции) не было вынесено решение о предоставлении профкому права подписать
дополнительно согласованные положения и коллективный договор в целом.
Общее собрание (конференция) работников может принять решение об одобрении
и поручить профкому продолжить переговоры по оставшимся несогласованными с
представителями работодателя положениями коллективного договора.
2.17. Подписание коллективного договора проводится сторонами в срок не
позднее _____ дней с момента его одобрения общим собранием (конференцией)
работников. Право подписи предоставляется первым лицам с обеих сторон.
2.18. Стороны договорились, что текст коллективного договора должен быть
доведен работодателем (его представителями) до сведения работников в течение
_______ дней после его подписания. Для этих целей он размножается в необходимом
количестве экземпляров, которое определяется по соглашению сторон.
2.19. Подписанный сторонами коллективный договор в семидневный срок направляется
работодателем (его представителями) в местный орган Министерства труда Российской
Федерации для уведомительной регистрации.

3. Порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор

3.1. Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его
действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном
в коллективном договоре, а если он не определен - в порядке, установленном
для его заключения.
3.2. В случае, если стороны сочтут необходимым продлить срок действия
коллективного договора в целом или отдельных его частей, то решение по этому
вопросу выносит общее собрание (конференция) работников кооператива.
3.3. Если одна из сторон сочтет невозможным дальнейшее выполнение условий
коллективного договора, то она должна уведомить об этом другую сторону не

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>