<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

позднее, чем за ______ дней письменно с указанием причин расторжения договора
или исключения из него отдельных положений. Решение об исключении из коллективного
договора его отдельных положений принимается общим собранием (конференцией)
работников.
3.4. За три месяца до окончания срока действия коллективного договора
или в сроки, определенные в нем, любая из сторон вправе направить другой стороне
письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного
договора.

4. Состав комиссии по выработке проекта коллективного договора,
вносимых в него изменений и дополнений

4.1. Сопредседатель комиссии от профсоюзного комитета ______________
_________________________________.
4.2 Сопредседатель комиссии - представитель работодателя __________
_________________________________.
4.3. Члены комиссии от профкома ___________________________________.
4.4. Члены комиссии от работодателя _______________________________.

5. Место проведения переговоров

Местом переговоров является _______________________________________.

6. Гарантии и компенсации за время переговоров

6.1. Лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон,
а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссии, на время
переговоров, но не более чем на три месяца в течение года освобождаются от
основной работы с сохранением среднего заработка. Все затраты, связанные с
участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством
о труде и коллективным договором.
6.2. Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников
производится по соглашению с ними работодателем.
6.3. Представители профсоюзной организации и трудового коллектива, участвующие
в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты
дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены
по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их
на представительство органа.

VIII. Взаимоотношение кооперативов и государства.
Союзы (ассоциации) кооперативов

38. Оказывает ли государство содействие кооперативам в их
деятельности. Если да, то в каких формах?

В соответствии со статьей 23 "Содействие государства развитию кооперативов"
Закона предусмотрены различные формы содействия кооперативам со стороны органов
государственной власти и органов местного самоуправления.
Во-первых, не допускается (запрещается) установление каких-либо ограничений
прав кооперативов по сравнению с другими коммерческими организациями, в том
числе на участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий,
иных объектов.
На кооперативы распространяются все установленные законодательством Российской
Федерации гарантии, формы и способы защиты их прав и законных интересов.
Таким образом, в своей практической деятельности кооперативы поставлены
в равные условия со всеми коммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую
деятельность на рынке товаров и услуг.
Во-вторых, органы государственной власти и органы местного самоуправления
содействуют развитию кооперативов, в частности, путем установления налоговых
и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и
оказания услуг, приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями
с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных
заказов, a также к получению необходимой для их деятельности информации. В
этой связи заметим, что кооперативам, их союзам (ассоциациям) необходимо самим
проявлять инициативу перед органами государственной и муниципальной власти
для того, чтобы содействие этих органов власти имело для кооперативов реальное
значение.
В-третьих, статьей 23 предусмотрено, что кооперативы, относящиеся в соответствии
с законодательством о государственной поддержке малого предпринимательства
к субъектам малого предпринимательства, имеют право на все преимущества и
льготы, установленные для субъектов малого предпринимательства законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В этой связи напомним читателям, что в соответствии с Федеральным законом
от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства относятся кооперативы,
в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих
предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в различной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности
- 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные),
относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является
наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия
определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам
гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного
времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных
подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием установленной указанным Законом
численности работников, оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством,
на период, в течение которого допущено такое превышение, и на последующие
три месяца.

39. Какие организации вправе создавать кооперативы
в целях защиты своих прав и интересов?

В соответствии со статьей 25 "Союзы (ассоциации) кооперативов" Закона
кооперативы вправе на договорной основе объединяться в союзы (ассоциации)
кооперативов территориального, отраслевого (по видам деятельности), территориально-отраслевого
и иного характера в целях координации деятельности кооперативов, представления
и защиты их интересов, обеспечения оказания информационных, правовых и других
услуг, организации подготовки работников для кооперативов, повышения их квалификации,
научно-исследовательской и иной деятельности. Союзы (ассоциации) кооперативов
вправе участвовать в деятельности международных кооперативных организаций
в порядке, предусмотренном этими организациями.
Компетенция союза (ассоциации) кооперативов*(31), его права, обязанности
и ответственность определяются уставом союза, утвержденным общим собранием
(конференцией) его членов, а также учредительным договором, подписанным членами
союза.
Союз является некоммерческой организацией. По решению кооперативов -
членов союза на него может быть возложено ведение предпринимательской деятельности.
Такой союз преобразуется в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество
в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо создает для осуществления предпринимательской
деятельности общество или участвует в таком обществе.
Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Союз не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза несут субсидиарную
ответственность по его обязательствам в размере и порядке, предусмотренных
учредительными документами союза.
Порядок создания союза, его реорганизация и ликвидация, состав и компетенция
его органов управления, взаимоотношения союза и его членов, другие вопросы
создания и деятельности союза определяются его учредительными документами.
Наименование союза должно содержать указание на основной предмет деятельности
его членов с включением слов "союз" или "ассоциация".

IX. Реорганизация и ликвидация кооператива

40. В каком порядке проводится реорганизация кооператива?

Согласно статье 26 Закона о производственных кооперативах реорганизация
кооператива в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования
может быть осуществлена добровольно по решению общего собрания членов кооператива.
Сам порядок реорганизации кооператива определяется частью первой ГК РФ и настоящим
Законом.
Согласно статьям 15 и 26 Закона решения о реорганизации (за исключением
преобразования в хозяйственное товарищество или общество), принимаются тремя
четвертями голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива. Решение
о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или общество принимается
по единогласному решению членов кооператива. В этой связи заметим, что согласно
пункту 5 статьи 26 кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество
или общество.
Согласно статье 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности
каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии
с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому
лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического
лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к
вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
В случае выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических
лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического
лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического
лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой
формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности
реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При реорганизации кооператива составляются передаточный акт или разделительный
баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве*(32) по всем обязательствам
реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников,
включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный
баланс утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим
решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными
документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц
или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических
лиц. He представление вместе с учредительными документами соответственно передаточного
акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве
по обязательствам реорганизованного юридического лица, влекут отказ в государственной
регистрации вновь возникших юридических лиц.
Статья 60 ГК РФ предусматривает гарантии прав кредиторов юридического
лица при его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган,
принявший решение о реорганизации юридического лица (общее собрание членов
кооператива), обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого
юридического лица. Кредитор, со своей стороны, вправе потребовать прекращения
или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это
юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает
возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица,
вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам
реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
Как видим, ГК РФ придает большое значение удовлетворению требований кредиторов,
- исполнению обязательств перед ними реорганизуемым кооперативом. Все эти
обязательства должны быть выполнены. Отсюда следует, что после принятия решения
о целесообразности реорганизации кооператива с точки зрения производственной
или иной необходимости, неизбежно возникает вопрос об удовлетворении требований
кредиторов, естественно, если у него есть крупные долги.
В этой связи составление разделительных балансов при реорганизации в
форме разделения и выделения требует особого внимания со стороны вновь создаваемых
организацией потому, что в них определяются их права, в том числе имущественные,
и обязанности, в том числе и по отношению к кредиторам. В разделительном балансе
необходимо четко и взвешенно определить, какие требования кредиторов подлежат
удовлетворению со стороны каждой новой организации, какую часть активов она
получит.
При составлении разделительного баланса возможны различного рода злоупотребления
в пользу одной или нескольких сторон. Например, известны случаи, когда при
разделении предприятия на несколько пассив реорганизуемого предприятия концентрировался
в одном из новых предприятий, которое вскоре становилось банкротом, а кредиторам
только оставалось подсчитывать убытки. Другие же вновь образованные предприятия,
избавившись от кредиторов, стали процветать. Убытки понесли не только кредиторы
реорганизованного предприятия, но и вновь созданные предприятия.
Передаточный акт или разделительный баланс утверждаются общим собранием
членов кооператива, принявшим решение о реорганизации кооператива, и представляются
вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь
возникшего кооператива (кооперативов) или для внесения изменений в учредительный
документ (устав) существующего кооператива.
В соответствии со статьей 26 Закона кооператив считается реорганизованным,
за исключением реорганизации в форме присоединения, с момента государственной
регистрации вновь возникших кооперативов. При реорганизации кооператива в
форме присоединения к нему другого кооператива первый из них считается реорганизованным
с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи
о прекращении деятельности присоединенного кооператива.

41. Кто и по каким основаниям принимает решение
о ликвидации кооператива?

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав
и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация кооператива
осуществляется согласно ГК РФ и статьям 15 и 27 Закона о производственных
кооперативах.
1. Кооператив может быть ликвидирован по решению общего собрания членов
кооператива, в том числе в связи с истечением срока, на который он был создан,
достижением цели, ради которой он был создан, или в связи с признанием судом
недействительной государственной регистрации кооператива вследствие допущенных
при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения
носят неустранимый характер. Решение о ликвидации кооператива принимается
тремя четвертями голосов присутствующих на собрании членов кооператива.
2. Кооператив может быть ликвидирован по решению суда в случае осуществления
деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо в случае осуществления
деятельности, запрещенной законом, либо в случае других неоднократных или
грубых нарушений закона, а также иных правовых актов.
3. Согласно пункту 3 статьи 27 Закона о кооперативах кооператив ликвидируется
вследствие признания его судом банкротом. Кооператив может объявить о своем
банкротстве и о добровольной ликвидации по совместному решению общего собрания
членов кооператива и его кредиторов. Основания для признания кооператива банкротом
либо для объявления кооперативом о своем банкротстве, a также порядок ликвидации
кооператива устанавливаются частью первой ГК РФ и Федеральным законом от 8
января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Следует отметить, что согласно статье 24 "Объявление должника о банкротстве"
Закона от 8 января 1998 г. при отсутствии возражений кредиторов должник -
юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации
в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Так что, совместного решения
должника и кредиторов теперь не требуется. Должник должен заручиться согласием
кредиторов на его банкротство и добровольную ликвидацию.
При этом необходимо иметь в виду, что за неправомерные действия руководителей
и собственников кооперативов - должников при их банкротстве предусмотрена
ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
1. Согласно статье 195 УК РФ сокрытие имущества или имущественных обязательств,
сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации
об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение
имущества, a равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных
учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия
совершены руководителем или собственником организации - должника при банкротстве
или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб, - наказываются ограничением
свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев,
либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от двухсот
до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.
Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов
руководителем или собственником организации - должника, знающим о своей фактической
несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно
принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении
несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили
крупный ущерб, - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо
арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок
до одного года со штрафом от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного
до двух месяцев либо без такового.
2. Согласно статье 196 УК РФ преднамеренное банкротство, т.е. умышленное
создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или
собственником коммерческой организации в личных интересах или интересах иных
лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия, - наказываются
штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти
до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в
размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
3. Согласно статье 197 УК РФ фиктивное банкротство, то есть заведомо
ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации
о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения
отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов,
а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, - наказываются
штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти
до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в
размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
Объявляя о банкротстве и добровольной ликвидации кооператива, всем членам
кооператива необходимо также иметь в виду, что согласно статье 8 Закона о
кооперативах член кооператива несет по его долгам субсидиарную ответственность.

42. B каком порядке осуществляется ликвидация кооператива?

Согласно статье 27 Закона общее собрание членов кооператива либо орган,
принявший решение о ликвидации кооператива, назначают по согласованию с органом,
осуществляющим государственную регистрацию кооператива, ликвидационную комиссию
и устанавливают в соответствии с частью первой ГК РФ порядок и сроки ликвидации
кооператива. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят
полномочия по управлению делами кооператива. Ликвидационная комиссия от его
имени выступает в суде.
Комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации
юридических лиц, сообщение о ликвидации кооператива, порядке и сроках для
предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований
не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения.
В случае, если на момент принятия решения о ликвидации кооператива он
не имел обязательств перед кредиторами, имущество кооператива подлежит распределению
между его членами в порядке, предусмотренном уставом кооператива или соглашением
между членами кооператива.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению
дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов
о ликвидации общества. По окончании срока для предъявления требований кредиторами
ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который
содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, предъявленных
кредиторами требованиях, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный
ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов кооператива по согласованию
с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого кооператива.
Если имеющихся у ликвидируемого кооператива денежных средств недостаточно
для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет
продажу иного имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения
судебных решений.
Выплата кредиторам ликвидируемого кооператива денежных сумм производится
ликвидационной комиссией в порядке очередности, предусмотренном статьей 64
ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со
дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым
производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного
баланса.
Согласно статье 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования
его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми
ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни
или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий
и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по
контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам,
обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам
в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии
с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения
требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого
юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди
пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не
установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора
либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного
баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося
имущества кооператива.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного
ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества
кооператива, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных
в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества
кооператива, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования
кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался
с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда
кредитору отказано.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет
ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов кооператива
по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических
лиц.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кооператива
подлежит распределению между его членами в порядке, предусмотренном уставом
кооператива или соглашением между членами кооператива.
Кооператив считается ликвидированным после внесения об этом записи в
единый государственный реестр юридических лиц.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В дальнейшем - Закон, Закон о производственных кооперативах.
*(2) В дальнейшем - кооператив, производственный кооператив
*(3) В дальнейшем - ГК РФ
*(4) Собрание законодательства РФ, 1995, N 50, ст.4870
*(5) Издательская группа ИНФРА. М-НОРМА, Москва, 1997 г.
*(6) Учредительным документом кооператива является только его устав.
*(7) C3 РФ, 1996, N 6, ст.492
*(8) СЗ РФ, 1995, N 1, ст.69
*(9) См. ответ на вопрос 10 настоящей работы.
*(10) О содержании устава кооператива см. ответ на вопрос 4 настоящей
работы, а также Макет устава производственного кооператива (артели), приведенный
в приложении к ней.
*(11) См.: "Комментарий к Федеральному закону "О сельскохозяйственной
кооперации". Коллектив авторов. Издательская группа ИНФРА. М-НОРМА, Москва,
1997, с.52.
*(12) СЗ РФ, 1994, N 11. Ст.1194.
*(13) Маловероятно, но, в принципе, возможно, что крупный кооператив
будет занимать доминирующее положение на рынке. В этом случае ему потребуется
согласие на регистрацию со стороны соответствующего антимонопольного органа.
*(14) СЗ, 1995, N 50, ст.4870.
*(15) Закон о производственных кооперативах регламентирует основные права
и обязанности членов кооперативов. Дополнительно к ним уставом кооператива
могут быть предусмотрены и иные права и обязанности его членов, но при условии,
что они не противоречат законодательству.
*(16) См. ответы на вопросы 20 - 25 настоящей работы.
*(17) См. ответ на вопрос 7 настоящей работы.
*(18) Общепринятое название этого документа "Правила внутреннего трудового
распорядка".
*(19) В дальнейшем - Правила.
*(20) См.: Т.В.Кашанина "Корпоративное право", с.с.725 - 732. Издательская
группа НОРМА-ИНФРА. М, Москва, 1999 г. и В.И.Шкатулла Комментарий к статье
130 КЗоТ РФ в книге "Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации",
с.с.260 - 268. Издательство ИНФРА-М, Москва, 1997 г.
*(21) СЗ РФ, 1996, N 48, ст.5369.
*(22) См.: Комментарий к ГК РФ части первой (постатейный). Коллектив
авторов. Юридическая фирма КОНТРАКТ, издательский Дом "ИНФРА. М", с.218. Москва,
1997.
*(23) СЗ РФ, 1995, N 50, ст.4870. См. также Комментарий к Федеральному
закону "О сельскохозяйственной кооперации". Издательская группа ИНФРА.М-НОРМА,
Москва, 1997.
*(24) См. ответ на вопрос 12 настоящей работы.

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>