<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания
не допускается.
Получив документы, орган регистрации в том случае, если они составлены
правильно, выдает временное свидетельство о регистрации кооператива. С этого
момента и до получения постоянного свидетельства учредителям кооператива (его
уполномоченным представителям) необходимо осуществить следующие действия,
имея при себе копии устава и временного свидетельства о регистрации:
- обратиться в местный орган Государственного комитета РФ по статистике
для присвоения кооперативу кодов Общего классификатора предприятий и организаций
(ОКПО);
- изготовить печать кооператива, получив декларацию об изготовлении печати;
- поставить кооператив на учет в пенсионном фонде, фондах обязательного
медицинского и социального страхования, налоговой инспекции, получив от них
соответствующие справки, необходимые, в том числе, и для открытия своего счета
в банке;
- на основании указанных справок, копии устава и, так называемой банковской
карточки с нотариально заверенными образцами подписей председателя кооператива
и главного бухгалтера, открыть счет в банке, получив от него соответствующую
справку.
При этом необходимо учесть, что каждый член кооператива обязан в соответствии
со статьей 10 Закона о производственных кооперативах внести к моменту государственной
регистрации кооператива не менее чем 10 процентов паевого взноса. Паевые взносы
образуют паевой фонд кооператива. В этой связи открыть счет в банке будет,
возможно, внеся в него не менее 10 процентов паевого фонда кооператива, о
чем банк выдаст соответствующую справку.
Получив указанные выше документы и приложив к ним оригинал временного
свидетельства о регистрации кооператива, необходимо вновь обратиться в орган
регистрации, который выдаст постоянное свидетельство о регистрации кооператива.
Регистрация осуществляется путем присвоения кооперативу очередного номера
в журнале регистрации поступающих документов и произведения надписи (штампа)
с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице
(титульном листе) устава кооператива, скрепляемого подписью должностного лица,
ответственного за регистрацию.

III. Членство в кооперативе

7. Как осуществляется прием в кооператив новых членов?

Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо первоначально определить
- кто может быть членом кооператива? Согласно статье 7 Закона "Членство в
кооперативе" членами кооператива могут быть внесшие установленные его уставом
паевой взнос граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати
лет. Размер и порядок внесения паевого взноса определяется уставом кооператива.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть членами кооператива
наравне с гражданами Российской Федерации.
Одновременно в указанной статье 7 определяется соотношение численности
членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в деятельности кооператива,
и членов кооператива, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих
личного трудового участия в этой деятельности.
Таким образом, в кооперативе его члены так или иначе участвуют в его
деятельности. Но они различаются в зависимости от того, участвуют они или
не участвуют в трудовой деятельности. Заметим, что поскольку речь идет в одном
случае о трудовой деятельности, то можно полагать, что к ней относится та,
которая осуществляется по трудовому договору (контракту) с кооперативом.
Применительно к другой категории членов кооператива, которые в трудовой
деятельности не участвуют, можно говорить о том, что они участвуют в какой-то
другой, не трудовой деятельности. К сожалению, Закон не отвечает на вопрос
- в чем заключается эта другая, не трудовая деятельность.
В указанной статье 7 предусмотрено, что количество членов кооператива,
не занимающихся трудовой деятельностью, не может превышать 25% количества
членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.
Таким образом, если в кооперативе сто его членов принимают трудовое участие
в его деятельности, то число членов кооператива, не принимающих участие в
его трудовой деятельности, не может быть больше 25. Общее число членов кооператива
составит в этом случае 125 членов.
Такое соотношение в численности этих двух категорий членов кооператива
не имеет прямого отношения к рассматриваемому вопросу - кто может быть членом
кооператива? Однако ее установление преследует цель обеспечить значительный
перевес численности членов кооператива, непосредственно занимающихся производственной
деятельностью, - его работников, над численностью членов кооператива, такой
деятельностью не занимающихся.
Далее указанная статья 7 декларирует, что в случае смерти члена кооператива
его наследники могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено
его уставом. В противном случае кооператив выплачивает наследникам стоимость
пая умершего члена кооператива, причитающуюся ему заработную плату, премии
и доплаты.
В этой связи заметим, что выплатить наследникам причитающуюся умершему
члену кооператива заработную плату, премии и доплаты кооператив обязан независимо
от того, станут или не станут наследники членами кооператива. Иное дело пай
умершего. Если его наследники станут членами кооператива, пай им не выплачивается.
Если же нет - кооператив обязан выплатить пай.
Что же касается устава кооператива, то, по нашему мнению, вносить в него
какую-то иную по сравнению с текстом статьи 7 запись не следует, - пусть решают
сами наследники. К тому же, возможности кооператива в этом случае ограничены.
В уставе может появиться только одна иная фраза: наследники умершего члена
кооператива не могут стать членами кооператива. Провозглашать в этом случае
в уставе право наследников на получение пая бессмысленно, - это разумеется
само собой.
Подводя итог рассмотрению текста статьи 7 "Членство в кооперативе", мы
можем констатировать, что в ней говорится о том, кто может стать членом кооператива,
но ничего не говорится о порядке приема в него новых членов, - после того,
как кооператив прошел государственную регистрацию.
Таким образом, прием новых членов в кооператив законодательно не регламентирован,
хотя он неизбежен. Поэтому в уставе кооператива необходимо изложить порядок
приема в него новых членов. В этих целях целесообразно использовать в качестве
примера положения Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной
кооперации"*(14), поскольку он определяет, в том числе, правовое положение
сельскохозяйственных производственных кооперативов, скорректировав их с учетом
особенностей Закона о производственных кооперативах, a также практики разработки
уставов производственных кооперативов.
Прежде всего, необходимо определить порядок приема заявления от гражданина,
желающего стать членом кооператива. Если в кооперативе нет правления и наблюдательного
совета, то, естественно, заявление подается его председателю, который выносит
его на рассмотрение общего собрания членов кооператива. При этом председатель
или рекомендует собранию принять заявителя в члены кооператива, или предлагает
отказать в приеме. И в том, и в другом случае председатель обязан вынести
заявление на рассмотрение собрания, которое и примет окончательное решение.
В том случае, если в кооперативе есть правление, то заявление следует
подавать ему. Правление в обязательном порядке выносит заявление на рассмотрение
общего собрания членов кооператива, сопроводив его соответствующими рекомендациями.
Окончательное решение по заявлению принимает собрание.
Целесообразно иначе организовать прием заявлений, когда в кооперативе
есть наблюдательный совет. В этом случае желательно установить правило, согласно
которому заявление подается наблюдательному совету. Дело в том, что становясь
членом кооператива, гражданин вступает с ним не в трудовые, а в гражданские,
имущественные, отношения, регулируемые гражданским, а не трудовым законодательством.
В то же время правление и председатель кооператива - это исполнительные
органы, осуществляющие руководство его текущей деятельностью, тогда как наблюдательный
совет - это представительный орган членов кооператива, осуществляющий контроль
за деятельностью правления и председателя, в том числе и за правильностью
соблюдения ими законодательства.
Именно поэтому и целесообразно предусмотреть в уставе кооператива порядок,
согласно которому заявления принимаются и рассматриваются наблюдательным советом.
Рассмотрев заявление, наблюдательный совет будет рекомендовать общему собранию
членов кооператива принять или не принять заявителя в члены кооператива. Окончательное
решение должно остаться за общим собранием: согласно статье 15 Закона о производственных
кооперативах решение вопроса о приеме в члены кооператива относится к исключительной
компетенции общего собрания членов кооператива. В случае отказа о приеме в
члены кооператива, целесообразно, если заявитель не присутствовал на собрании,
сообщить ему о принятом решении письменно. Это позволит исключить его последующие
обращения в органы управления кооператива за разъяснением причин отказа.
В то же время следует отметить, что повторное обращение заявителя с просьбой
о приеме в члены кооператива не исключено: могут возникнуть новые обстоятельства,
в силу которых он может стать членом кооператива.
Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что вопросы о принятии
граждан в члены кооператива необходимо решать по возможности оперативно. Маловероятно,
что заявитель согласится ждать решения вопроса в течение нескольких месяцев.
В результате кооператив может лишиться своего участника, в котором он заинтересован.
В уставе или в ином нормативном акте кооператива необходимо предусмотреть,
что органы управления кооператива, принимающие и рассматривающие заявления,
ни в коем случае не должны принимать такие решения, не проводя с претендентом
личной беседы, может быть, и не одной.
В ходе таких бесед желательно выяснить, какие цели преследует претендент,
вступая в кооператив, и какую пользу получит кооператив, приняв его в свои
члены. Нельзя оставить без изучения деловые и личностные качества заявителя.
В этих целях желательно не ограничиваться с ним личными контактами, а навести
о нем справки по прежнему месту работы, службы, предпринимательской деятельности
и т.д. Подтверждением деловых и личностных качеств заявителя могут также быть
письменные характеристики, деловые рекомендации.
Заявитель, в свою очередь, чтобы получить полное представление о своих
правах и обязанностях в качестве члена кооператива, и принять на основе этого
обоснованное решение о целесообразности вступления в кооператив, должен иметь
возможность получить необходимую информацию.
Поэтому в уставе или другом нормативном акте кооператива должно быть
предусмотрено право гражданина получить необходимую ему информацию еще до
подачи им заявления, - на стадии предварительных переговоров о его возможности
вступить в члены кооператива. Источником такой информации являются устав и
другие нормативные акты кооператива, регламентирующие права, обязанности и
ответственность членов кооператива.
Если же заявитель, вступив в кооператив, будет участвовать в трудовой
деятельности, работать в нем в качестве рабочего или служащего, ему необходимо
ознакомиться с условиями его трудового договора (контракта) с администрацией
кооператива, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка
и иными нормативными актами кооператива, регламентирующим трудовые отношения
работников с кооперативом.
Только подробно ознакомившись с содержанием этих документов и получив
необходимые разъяснения от представителей кооператива, ведущими переговоры
с заявителем, он сможет вполне осознанно принять решение о вступлении в члены
кооператива.
Что касается заявления о вступлении в кооператив, то оно должно иметь
совершенно определенное содержание. Наряду с самой просьбой о приеме в заявлении
необходимо отразить, что заявитель ознакомлен с его правами и обязанностями
в качестве члена кооператива, и обязуется неукоснительно выполнять эти обязанности.
Кроме того, заявитель должен указать в заявлении, что он ознакомлен с формами
ответственности членов кооператива за нарушение их обязанностей. Заявитель
считается принятым в члены кооператива со дня принятия соответствующего решения
общим собранием членов кооператива.
Вновь принятому члену кооператива выдается членская книжка, в которой
(например) указываются:
- размер паевого взноса, его состав и сроки внесения (полностью или по
частям);
- то же в отношении дополнительного паевого взноса;
- размер кооперативных выплат, зачисленных в паевой взнос, даты их начисления;
- размер выплат паевого (паевых) взноса и даты этих выплат;
- кооперативные выплаты.

8. В чем заключаются основные*(15) права и обязанности
члена кооператива?

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона член кооператива имеет право:
- участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива,
а также в работе общего собрания членов кооператива с правом одного голоса;
- избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и
контрольные органы кооператива;
- вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, устранении
недостатков в работе его органов и должностных лиц;
- получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его
членами, а также иные выплаты;
- запрашивать информацию от должностных лиц кооператива по любым вопросам
его деятельности;
- выйти по своему усмотрению из кооператива и получить предусмотренные
настоящим Федеральным законом и уставом кооператива выплаты;
- обращаться за судебной защитой своих прав, в том числе обжаловать решения
общего собрания членов кооператива, нарушающие права члена кооператива.
Члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в деятельности
кооператива, имеют, кроме того, право получать плату за свой труд в денежной
и (или) натуральной формах.
Таковы основные права членов кооператива. В уставе кооператива они могут
быть дополнены положениями, излагающими их более подробно и содержащими механизм
применения этих прав. Например, член кооператива имеет право вносить предложения
об улучшении деятельности кооператива. Однако здесь не сказано, какому именно
органу управления он вправе вносить эти предложения и в какой форме - письменной
или устной. К тому же, что очень важно, провозглашая такое право члена кооператива,
Закон не обязывает его органы управления рассматривать эти предложения, даже
получив их от члена кооператива.
Поэтому в уставе, ином нормативном акте кооператива, целесообразно, основываясь
на положения пункта 1 статьи 8 Закона, записать, что член кооператива имеет
право вносить предложения об улучшении деятельности кооператива его председателю,
правлению, наблюдательному совету, общему собранию членов кооператива, ревизионной
комиссии (ревизору). Все эти органы управления и ревизионная комиссия (ревизор)
обязаны в определенный срок рассмотреть предложения и независимо от результатов
рассмотрения дать члену кооператива ответ по существу его предложения в письменной
форме. Что касается общего собрания членов кооператива, то оно, рассмотрев
предложение, может принять по нему решение или поручить какому-либо органу
управления принять в пределах его компетенции решение, и дать ответ члену
кооператива, внесшему предложение.
Целесообразно также иметь в виду, что в пункте 1 статьи 8 Закона основные
права членов кооперативов изложены в самом общем виде, продекларированы. Свою
конкретизацию они получают, если получают, в других статьях Закона, например,
в статье 12 Закона "Распределение прибыли кооператива". Содержание некоторых,
продекларированных Законом прав членов кооператива, в Законе не раскрывается.
Так, как было показано выше, член кооператива имеет право участвовать
в работе общего собрания членов кооператива. Однако в Законе практически ничего
не говорится о процедуре подготовки и проведения собрания. Отсутствие такой,
строго регламентированной, процедуры неизбежно приведет к тому, что собрание
будет проводиться так, как заблагорассудится его организаторам.
Оно в силу этого не сможет стать в действительности высшим органом управления
кооперативом, самостоятельно принимающим решения по наиболее важным вопросам
его деятельности. Мало того, собрание станет инструментом, штампующим решения,
в том числе и такие, принятие которых может быть не выгодным членам кооператива,
даже противоречить их интересам.
В силу изложенного в уставе кооператива необходимо заполнить пробел,
допущенный в Законе: подробно изложить порядок подготовки и проведения общего
собрания членов кооператива*(16). Заметим, что в Законе не регламентирован
механизм реализации ряда других его положений, на что будет обращено внимание
читателей при ответе на другие вопросы.
Основные обязанности члена кооператива приведены в пункте 2 статьи 8
Закона.
Член кооператива обязан:
- внести паевой взнос;
- участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения
дополнительного паевого взноса, минимальный размер которого определяется уставом
кооператива;
- соблюдать установленные для членов кооператива, принимающих личное
трудовое участие в деятельности кооператива, правила внутреннего распорядка;
- нести предусмотренную настоящим Федеральным законом и уставом кооператива
субсидиарную ответственность по долгам кооператива.
Что касается внесения паевого взноса, то, как было показано выше, в уставе
кооператива должны содержаться условия о размере паевых взносов членов кооператива.
При этом следует учесть, что Законом и уставом кооператива предусматриваются
два вида паевых взносов, размеры которых определяются уставом.
К ним относятся паевой взнос членов кооператива, принимающих участие
в трудовой деятельности, во-первых, и, во-вторых, дополнительный паевой взнос,
который вносят лица, не принимающие участие в трудовой деятельности. В упомянутом
пункте 2 статьи 8 говорится о том, что уставом определяется минимальный размер
дополнительного паевого взноса. Почему именно минимальный размер, a не размер
дополнительного взноса, в Законе ничего не говорится. Поэтому можно полагать,
что общее собрание членов кооператива вправе принимать решения, устанавливая
величину дополнительного паевого взноса сверх его минимальной величины, предусмотренной
уставом кооператива. Так или иначе, но члены кооператива, не принимающие участия
в трудовой деятельности, должны сделать два взноса: внести пай, предусмотренный
уставом для лиц, принимающих участие в трудовой деятельности, и дополнительный
пай.
В уставе кооператива должны также содержаться условия о составе и порядке
внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение
обязательств по внесению указанных взносов. Что касается состава паевых взносов,
то они могут вноситься деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, в том
числе имущественными правами, а также иными объектами гражданских прав. Взносы
могут быть внесены единовременно или по частям в определенные уставом кооператива
сроки.
При создании кооператива каждый его член обязан внести к моменту государственной
регистрации кооператива не менее чем десять процентов паевого взноса. Остальная
часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации
кооператива. Исходя из этой нормы, возможно предусмотреть порядок, согласно
которому член кооператива, вступивший в него после государственной регистрации,
обязан выплатить свой пай полностью в течение года.
В уставе кооператива также предусматриваются виды ответственности членов
кооператива за нарушение обязательств по внесению паевых взносов. В этой связи
будет нелишним напомнить, такие обязательства должны содержаться в заявлении
гражданина о приеме его в члены кооператива*(17).
В уставе необходимо, во-первых, повторить текст пункта 2 статьи 22 Закона,
согласно которому допускается исключение из членов кооператива в случае, если
член кооператива не внес в установленные его уставом срок паевой взнос, либо
в случае, если член кооператива не выполняет или ненадлежащим образом выполняет
обязанности, возложенные на него уставом кооператива.
Далее в уставе целесообразно предусмотреть и иные, не столь жесткие,
санкции, виды ответственности члена кооператива за нарушение порядка внесения
паевых взносов, поскольку паевые взносы являются одним из основных источников
формирования денежных и других ресурсов кооператива. Такими видами ответственности
могут, например, быть зачисленные в паевой взнос кооперативные выплаты, неизбрание
должника в органы управления кооператива, ревизионную комиссию, штрафы, пени
и т.д.
Особого рассмотрения заслуживает обязанность членов кооператива, принимающих
личное трудовое участие в деятельности кооператива, соблюдать правила внутреннего
распорядка*(18). В этой связи у многих членов кооперативов может возникнуть
вопрос, - что это такое?
Правила внутреннего трудового распорядка*(19), - это, во-первых, местный,
кооператива, нормативный акт, т.е. акт, обязательный для выполнения всем персоналом
кооператива, - как администрацией, так и работниками. Этот акт регламентирует
трудовые отношения, возникающие между кооперативом (работодателем) и его наемными
работниками. Такими работниками являются работники - члены кооператива и работники,
не являющиеся членами кооператива.
Во-вторых, Правила доводят до персонала кооператива содержание правовых
норм, которыми он обязан руководствоваться. Эти нормы основаны на трудовом
законодательстве и иных правовых нормативных актах. Кроме того, в Правила
могут быть включены также местные нормативные акты, - те, которые утверждаются
в установленном порядке органами управления кооператива. Цель, которая стоит
перед разработчиками Правил, заключается в том, чтобы обеспечить в кооперативе
полное и неуклонное соблюдение трудового законодательства.
Согласно статье 130 КЗоТ РФ трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях,
организациях определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми
общим собранием (конференцией) работников по представлению администрации.
Отсюда, в частности, следует, что Правила в кооперативе утверждает не общее
собрание его членов, но общее собрание (конференция) работников, независимо
от того являются они или не являются членами кооператива. Члены кооператива,
не являющиеся его работниками, в таком собрании (конференции) участия не принимают.
Представляет в кооперативе Правила общему собранию (конференции) работников
его исполнительный орган - председатель, a если в кооперативе есть правление,
то оно.
Отметим, что до внесения в 1992 г. изменений в КЗоТ РФ правила внутреннего
трудового распорядка разрабатывались на основе Типовых правил внутреннего
трудового распорядка, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июля
1984 г. (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1984 г., N 11). Поскольку упоминание
о Типовых правилах из текста статьи 130 КЗоТ РФ исключено, следует считать,
что они утратили силу, и каждая организация, в том числе кооператив, приобрела
возможность разработки правил внутреннего трудового распорядка самостоятельно.
Мы не рекомендуем разработчикам Правил кооперативов использовать типовые
правила: они во всех смыслах безнадежно устарели, во многом не отвечают действующему
трудовому законодательству и жизненным реалиям. В настоящее время существуют
различные варианты Правил, в той или иной мере отвечающих современным требованиям.
Дело в том, что авторы таких Правил, назовем их "типовыми", ставят перед
собой различные задачи, исходя из собственных представлений о том, какими
они должны быть. Одни авторы считают, что Правила должны регламентировать,
хотя и в общем виде, весь комплекс трудовых отношений, складывающихся в организации.
Поэтому они включают в Правила и такие, например, вопросы как прием на работу
и увольнение работников. Другие авторы ставят перед собой более узкие задачи,
сводя свою работу к регламентации в Правилах норм, регламентирующих механизм
поддержания трудовой дисциплины работников и их ответственности за ее нарушение.
Такой подход, по нашему мнению, не совсем правилен, поскольку при нем все
сводится к регламентации поведения работников, тогда как обязанности администрации
по обеспечению трудовых прав работников в Правилах не регламентируются.
Если, например, в Правилах не регламентирован, основываясь на нормах
КЗоТ РФ, порядок заключения трудового договора (контракта) с работниками,
то представители кадровых служб остаются как бы в стороне от необходимости
соблюдения трудового законодательства. Они его как бы не знают, их никто не
ознакомил и прямо не обязал не только знать, но и в обязательном порядке соблюдать
порядок приема граждан на работу.
Поэтому мы придерживаемся той точки зрения, что в Правилах необходимо
привести, хотя и в общем, виде, без излишней детализации, комплекс основанных
на трудовом законодательстве норм, регламентирующих трудовые права и обязанности
не только работников, но и обязанности администрации организации по отношению
к работникам.
B противном случае, как об этом свидетельствует обширная практика, администрация
организаций вынуждена постоянно издавать приказы, в которых констатируются
многочисленные факты нарушения трудового законодательства, намечаются меры
по их устранению, а на виновных накладываются очередные взыскания. Однако
об этих очередных приказах очень скоро забывают, а вновь поступившие на работу
должностные лица об этих приказах вообще ничего не знают,
Для того, чтобы оказать членам кооперативов практическую помощь в разработке
Правил внутреннего трудового распорядка, в приложении N 2 к настоящей работе
приводится Макет Правил трудового распорядка кооператива. Члены кооператива
могут использовать его при разработке Правил своей организации, внеся в него
по своему усмотрению соответствующие коррективы.
При этом им необходимо исходить из действительной потребности в таких
Правилах. Если, например, в кооперативе работает 10 - 20 человек, потребность
в таких Правилах маловероятна, хотя уже и здесь необходима известная регламентация
трудовых отношений: распределение трудовых обязанностей, время начала и окончания
работы, соблюдение трудовой дисциплины и т.д.
Необходимость регламентации обязанностей и прав работников растет по
мере увеличения их численности, усложнения производственных связей, расширения
круга их обязанностей. В связи с этим возникает необходимость в разработке
различного рода нормативных документов, регламентирующих обязанности рабочих
и служащих; обязанности по отношению к ним кооператива; рабочее время и его
использование; обязанности рабочих и служащих по соблюдению трудовой дисциплины
и их ответственность за ее нарушение и т.п.
Затем возникает необходимость свести эти нормативные акты в единый, постоянно
действующий и доступный для всех работников документ, - Правила внутреннего
трудового распорядка кооператива. Утверждая Правила на своем общем собрании,
работники тем самым берут на себя обязательство выполнять их и, в то же время,
они теперь знают содержание обязанностей, которые администрация кооператива
должна выполнять по отношению к работникам.
Предлагаемый вниманию читателей в приложении N 2 к настоящей работе Макет
Типовых правил внутреннего трудового распорядка подготовлен на основе двух,
имеющих, по нашему мнению, большое практическое значение, научных разработок*(20).
При подготовке Макета был также использован опыт разработки и применения Правил
в различных частных коммерческих организациях.
При разработке Правил кооператива целесообразно учесть следующее. Правила
- постоянно действующий локальный правовой акт. Поэтому их содержание должно
быть стабильным, не подвергаться сколько-нибудь частым корректировкам. Только
тогда и работники, и представители администрации кооператива будут их знать
и выполнять.
В заключение ответа на вопрос об обязанностях члена кооператива, остановимся
на такой его обязанности как субсидиарная ответственность по долгам кооператива.
Такая ответственность наступает, если кооператив по каким-либо причинам отказывается
платить свои долги. Согласно статье 399 ГК РФ кредитор должен первоначально
предъявить требование к кооперативу.
Если кооператив отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор
не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это
требование может быть предъявлено любому члену кооператива, который согласно
Закону о производственных кооперативах и уставу кооператива несет субсидиарную

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>